2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Подарки всегда играли в жизни людей особенную, важную роль. Они символизируют появление чувства расположенности. Актуальность: являются важной дружбы, любви всевозможные и подарки искренней и сувениры частью нашего общения. Поводов для преподнесения подарков существует немало. Мы дарим их на самые разные праздники и памятные даты, нередко нам самим просто хочется проявить свою симпатию к человеку без всякого конкретного повода. Подарки делают нашу жизнь разнообразнее, они являются средством сделать приятное родным и знакомым, благодаря подаркам мы лучше запоминаем какое-либо событие в жизни. Изготовление подарков вызывает у учащихся большой интерес. Занятия в объединении по обучению учащихся изготовлению различных сувениров, направлены на воспитание художественной культуры учащихся, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям, и наследию. Отличительные особенности программы. В программе предусматривается широкое привлечение опыта учащихся. В ходе занятий в объединении «Мастерская подарка» учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, фантазия, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Учащиеся учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, «культуру творческой личности». Рациональность: формирование «культуры творческой личности» предполагает развитие в учащемся природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей. Приступая к изготовлению поделки, учащийся исследовательскую работу: под руководством взрослого проводит рассматривает предложенный образец, выстраивает план действий (что будет делать сначала, а потом – что), подбирает материал (бумагу, гуашь, фломастеры, клей и т. д). 3 Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, учащиеся ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты». Нередки случаи, когда детское увлечение становилось профессией. Но даже если в дальнейшем учащиеся не свяжут свою жизнь с декоративноприкладным искусством, то навыки, полученные на занятиях, помогут им в работе по любой специальности. Данная программа включает в себя основные принципы: 1. Принцип природосообразности: приоритет природных возможностей учащегося в сочетании с приобретенными качествами в его развитии. 2. Принцип творчества: развитие фантазии, образного мышления. 3. Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого учащегося. 4. Принцип сотрудничества участников образовательного процесса. 5. Принцип культуросообразности: знакомство с историей подарка. 6. Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом учащихся. 7. Принцип интеграции: разные приемы работы с разными материалами. 8. Принцип целостности: соблюдение единства обучения и развития с одной стороны, системность с другой. Адресат программы: Представленная образовательная программа рассчитана на 2 года с учащимися от 7 до 14 лет. Общий объем программы 360 часов. Периодичность занятий: 1 год обучения – занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 часа с перерывом 15 минут, продолжительность занятий 45 минут 2 год обучения - занятия проводятся 2 раза в неделю, по 3 часа с перерывом 15 минут, продолжительность занятий 45 минут Одновременно в группе может находиться 10-12 человек. 4 По данной образовательной программе могут заниматься учащиеся без специальных знаний, умений и навыков. В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный: рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнения, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра; исследовательский; проблемно- поисковый методы, экскурсия, различные конкурсы, игры-тренинги. Контролируемость: в объединении с учащимися проводится педагогическая диагностика, направленная на изучение детей, занимающихся в объединении. Используются методы диагностики: наблюдение, тесты, беседы, тренинги, рисунки. С учащимися ежемесячно проводятся воспитательные мероприятия, которые способствуют сплочению коллектива, развивают коммуникативные способности учащихся. Психологические особенности младших школьников (7-9 лет) Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьѐзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий учащегося, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированной этой психической функции процесс обучения невозможен. Младший школьник может сосредоточенно заниматься одним 5 делом 10-20 минут. Постепенно у учащегося увеличивается объѐм внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение. Задача педагога на данном этапе развития учащихся заключается в знании и учете психологических особенностей младших школьников в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с учащимися, используя различные игры, задания, упражнения. Психологические особенности средних школьников (10-14 лет) Средний школьный возраст рассматривается как весьма важный этап развития в силу того, что происходящие в этом возрасте изменения являются существенными для правильной оценки закономерностей развития в более позднем периоде. В рассматриваемый период интенсивно происходит развитие самосознания. Это выражается, прежде всего, в возникновении чувства взрослости. Сущность его состоит в том, что учащийся испытывает огромное стремление к самоутверждению себя как личности равной взрослому, требует, чтобы с ним считались, уважали его мнение. Ощущая себя взрослым, учащийся стремится отмежеваться от всего, что кажется ему детским. Характерной чертой учащегося данного возраста можно назвать его специфическую селективность: интересные дела или интересные занятия являются очень увлекательными для учащихся, поэтому теперь они могут довольно долго сосредотачиваться на чѐм-то одном. Организация процесса учебы и воспитания должна быть таковой, чтобы у учащегося не было возможности, времени или желания отвлекаться от учебного процесса на посторонние дела. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская подарка» разработана на основании следующих нормативноправовых документов: 6 - Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); - Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); - Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); - Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 675 – р); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 7 -Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 - Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». -Уставом МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги, разработана в соответствии с социальным заказом, художественной направленности и реализуется в образовательном учреждении ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: - нравственно-эстетическое воспитание учащихся при обучении работе с разными материалами; - активизация познавательной и творческой деятельности учащихся для подготовки к дальнейшему профессиональному самоопределению. ЗАДАЧИ: 1.ОБУЧАЮЩИЕ: 1.1 Изучение истории возникновения подарков. 1.2 Изучение вариантов упаковки и украшения подарка. 1.3 Изучение основных приемов работы с разными материалами. 1.4 Изучение приемов работы с формой, объемом и цветом. 1.5 Изучение сочетаний цвета и фактуры материала. 1.6 Освоение различных техник преображения и украшения различных предметов. 2. РАЗВИВАЮЩИЕ: 2.1 Развитие творческих способностей, воображения и мышления учащегося. 2.2 Развитие мелкой моторики, усидчивости, аккуратности. 2.3 Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. 2.4 Развитие самостоятельности. 2.5 Развитие умений и навыков в декоративном оформлении подарков. 3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: 3.1 Воспитание любви к природе, труду, родному краю. 8 3.2 Воспитание у учащихся дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания к окружающим. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ № п/п Количество часов всего теория практика Раздел 1.Вводное занятие. 1.1 История возникновения подарков. 2 2 Типы подарков. Символика подарков. Приложение к подарку. 1.2 Материалы и инструменты. ТБ 2 2 при работе с разными материалами. 1.3 Различные варианты упаковки 6 2 4 подарка. Украшение подарка. 2.1 2.2 2.3 2.4 Разделы, темы ИТОГО: 10 Раздел 2. Аппликация. Аппликация. Материалы и 2 инструменты. Технология выполнения аппликации из различных материалов. Основы цветоведения. 4 Изготовление аппликации по образцу. Приемы выполнения аппликации с элементами рисования. «Девушка», «Цветочное дерево», «Дерево с бабочками». Выполнение творческих работ с 4 использованием цветных салфеток и гуаши. «Цветы в вазе». Выполнение творческих работ с 4 использованием пергаментной, 6 Первичная диагностика Собеседова ние педагогичес кое наблюдение текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль 4 2 2 Формы контроля 2 4 4 педагогичес кое наблюдение текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль 9 оберточной, подарочной бумаги. «Лукошко», «Аквариум». ИТОГО: 14 4 10 Раздел 3. Работа с тканью и лентами. Волшебный сундучок. 3.1 Игольницы-шляпки. 4 1 3 Браслет из атласной ленты. 2 1 Ангелочек. 2 Кукла-оберег. 2 Цветы из ткани. 4 1 ИТОГО: 14 3 Раздел 4. Работа с нитками и шпагатом. 4.1 Сувениры на основе помпонов. 4 2 4.2 Декор стеклянных бутылок с 6 1 использованием ниток и шпагата. 4.3 Сувенир «Кошечка». 6 1 2 2 3 11 ИТОГО: Раздел 5. Мозаика. 5.1 Истрия возникновения мозаики. Техника безопасности при работе с инструментом. Виды мозаики «Птички», «Цирк». 5.2 Выполнение мозаики с использованием различного вида бумаги. «Ромашки». 5.3 Выполнение мозаики с использованием яичной скорлупы. «Маки», «Фиалки». 3.2 3.3 3.4 3.5 2 5 6 16 3 13 4 1 3 2 2 4 4 педагогичес кое наблюдение текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль педагогичес кое наблюдение текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль педагогичес кое наблюдение текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль 10 5.4 Выполнение мозаики с использованием кусочков ниток. 4 4 5.5 Выполнение мозаики с использованием бросового материала «Сердце», «Собачка». 5.6 Выполнение мозаики с использованием пайеток и страз. 4 4 2 2 ИТОГО: 20 1 19 Раздел 6. Работа с природными материалами. 6.1 Фигурки из гипса. 4 1 3 6.2 Работа с семенами растений и 4 4 скорлупой грецкого ореха. 6.3 Работа с зернами кофе. 4 1 3 12 2 педагогиче ское наблюдени е текущий контроль устный опрос, промежуто чный контроль 10 ИТОГО: 7.1 7.2 Раздел 7.Работа с цветной солью. Подготовка материала для работы 4 2 с цветной солью «Море» «Клен». Выполнение творческих работ с 6 использованием цветной соли. ИТОГО: 8.1 10 2 Раздел 8.Скрапбукинг. Открытки ручной работы. 6 1 2 6 педагогиче ское наблюдени е текущий контроль устный опрос, промежуто чный контроль 8 5 педагогиче 11 8.2 9.1 9.2 9.3 9.4 10.1 10.2 10.3 10.4 Бонборьерка. 6 ИТОГО: 12 1 Раздел 9. Работа с бисером. История бисероплетения. Виды 2 2 бисера. Материалы и инструменты при работе с бисером. Знакомство с основными 2 приемами плетения («параллельное низание», «крестик», «жучок»).Чтение схем. Изготовление фигурок из бисера, 6 цветов в технике «параллельное низание». Изготовление простейших 8 украшений из бисера в технике «крестик», «жучок». ИТОГО: 18 2 Раздел 10.Волшебный пластилин. Материалы и инструменты при 2 2 работе с пластилином. Правила работы с пластилином при изготовлении пластилиновых картин. Приемы лепки картин «Летний 4 денек», «Кораблик». Приемы лепки картин «Морское 4 царство», «Веселые друзья». Приемы лепки картин « Верный 6 друг», «Летний букет». ИТОГО: 16 2 2 Итоговое занятие, организация выставки работ учащихся. 6 ское наблюдени е текущий контроль устный опрос, промежуто чный контроль 11 2 6 педагогиче ское наблюдени е текущий контроль устный опрос, промежуто чный контроль 8 16 4 4 6 14 2 педагогиче ское наблюдени е текущий контроль устный опрос, промежуто чный контроль Итоговый контроль, анализ участия детей в 12 выставках разного уровня. ИТОГО: ВСЕГО: 2 144 26 2 118 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1 год обучения Раздел 1. Вводное занятие. Тема 1.1 История возникновения подарков. Типы подарков. Символика подарков. Приятное приложение к подарку. Теория: Самые первые в истории человечества подарки. Основные типы подарков (цветы, сладости, книги, сувениры и т.д.). Различные предметы - подарки имеют разный символический смысл. Приложение к подарку - открытка. Тема 1.2 Материалы и инструменты. ТБ при работе с разными материалами. Теория: Для работы необходимо иметь разные материалы: упаковочную бумагу, картонные изделия (коробки, стаканчики, упаковки), металл (проволока, жестяная банка ), пластмасса (пластмассовые трубочки и одноразовые тарелки), волокнистые материалы (шпагат, нитки). Правила работы с ножницами, иглой, клеем, проволокой, шилом. Организация рабочего места. Правила хранения инструментов. Порядок на рабочем месте. Практика: Способы организации рабочего места. Приемы работы с инструментами. Создание условий для хранения инструментов. Соблюдение порядка на рабочем месте. Тема 1.3 Различные варианты упаковки подарка. Украшение подарка. Теория: 13 Различные стили консервативный, упаковки (романтический, нежный, современный). Варианты упаковки: мужественный, «ультрамарин», «нежность», «гармония», «палитра», «загадка». Виды украшения подарка «крылья», «новогодняя сказка», «морская стихия», «осень». Практика: Изготовление упаковок для подарков. Украшение упаковок с помощью декоративных элементов. Раздел 2. Аппликация. Тема 2.1 Аппликация. Материалы и инструменты. Технология выполнения аппликации из различных материалов. Теория: Знакомство с технологией выполнения аппликации из различных материалов. Практика: Изготовление аппликации «Осенний лист». Тема 2.2 Основы цветоведения. Изготовление аппликации по образцу. Приемы выполнения аппликации с элементами рисования. «Девушка», «Цветочное дерево», «Дерево с бабочками». Теория: Знакомство с основами цветоведения. Практика: Изготовление аппликации по образцу. Освоение приемов выполнения аппликации с элементами рисования. Тема 2.3 Выполнение творческих работ с использованием цветных салфеток и гуаши. «Цветы в вазе». Теория: Приемы выполнения работ с использованием цветных салфеток и гуаши. Практика: Выполнение работ с использованием цветных салфеток и гуаши 14 Тема 2.4 Выполнение пергаментной, творческих оберточной, работ подарочной с использованием бумаги. «Лукошко», «Аквариум». Теория: Приемы работы с пергаментной, оберточной, подарочной бумагой. Практика: Изготовление работ с использованием разных видов бумаги. Раздел 3. Работа с тканью и лентами. Волшебный сундучок. Тема 3.1 Игольницы шляпки. Теория: Игольницы из ткани. Практика: Изготовление игольниц с использованием ткани, старых дисков и стаканчиков из йогурта. Способы обтягивания тканью основы. Изготовление игольницы. Тема 3.2 Браслет из атласной ленты. Теория: Способы изготовления браслетов из атласных лент. Практика: Изготовление браслета из атласной ленты. Тема 3.3 Ангел. Теория: Способы бесшовного изготовления фигурки ангелочка. Практика: Изготовление «Ангелочка» из фатина, капрона, шифона. Тема 3.4 Кукла-оберег. Теория: Беседа «Виды и значения кукол-оберегов». Технология изготовления. Практика: Изготовление вариации куклы-оберега из ткани. 15 Раздел 4. Работа с нитками и шпагатом. Тема 4.1 Сувениры на основе помпонов. Теория: Игрушки и поделки из помпонов. Цыпленок. Эскимо. Практика: Освоение техники изготовления помпонов. Тема 4.2 Оформление ваз из стеклянных бутылок с использованием ниток и шпагата. Теория: Украшение стеклянной бутылки путем обматывания ее нитками. Практика: Подготовка бутылки к работе. Знакомство с приемом наматывания ниток и шпагата на бутылку. Тема 4.3 Панно из кусочков ниток. Теория: Изготовление картин из кусочков ниток. Практика: Выбор рисунка. Нарезание ниток и наклеивание кусочков ниток на рисунок. Раздел 5. Мозаика. Тема 5.1 История возникновения мозаики. Техника безопасности при работе с инструментом. Материалы для мозаики. Виды мозаики «Птички», «Цирк». Теория: Мозаика - техника создания изображений и декорирования какой-либо поверхности прикреплением к общей основе кусочков материалов, различающихся по цвету, фактуре. Практика: Мозаику можно создавать из любых подручных материалов - песка, ракушек, мелких камешков. Для закрепления мозаики на основу используют различные клеевые составы. 16 Тема 5.2 Выполнение мозаики с использованием различного вида бумаги. «Ромашки». Теория: Бумажная мозаика это орнамент или картина, составленные из множества кусочков цветной бумаги. Практика: Выполнение мозаики путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для мозаики используются небольшие кусочки бумаги. Тема 5.3 Выполнение мозаики с использованием яичной скорлупы. «Маки», «Фиалки». Теория: Использование кусочков скорлупы для изготовления картин. Практика: Наклеивание кусочков скорлупы на рисунок. Покраска акварельной и акриловой краской. Тема 5.4 Выполнение мозаики с использованием кусочков ниток. Теория: Нанесение рисунка на картон. Нарезание ниток на кусочки. Практика: Наклеивание на рисунок кусочков ниток. Раздел 6. Работа с природными материалами. Тема 6.1 Фигурки из гипса. Теория: Правила работы с гипсом. Техника изготовления изделий. Практика: Заливка гипса в формы. Изготовление гипсовых фигурок. Тема 6.2 Работа с семенами растений и скорлупой грецкого ореха. Теория: Правила работы с природными материалами. Знакомство с технологией создания поделки из грецких орехов. 17 Практика: Создание композиций из грецких орехов. Картины из семян различных растений. Тема 6.3 Работа с зернами кофе. Теория: Правила работы с зернами кофе. Технология изготовления изделий из зерен. Практика: Изготовление картин, а также других изделий из зерен. Раздел 7. Работа с цветной солью. Тема 7.1 Подготовка материала для работы с цветной солью. Теория: Технология покраски соли цветными мелками и гуашью. Практика: Покраска соли цветными мелками и гуашью. Тема 7.2 Выполнение творческих работ с использованием цветной соли. Теория: Материалы и инструменты для работы с цветной солью. Технология работы с цветной солью. Практика: Выполнение творческих работ с использованием цветной соли. Раздел 8.Скрапбукинг. Тема 8.1 Открытки ручной работы. Теория: Материалы и инструменты, используемые в скрапбукинге. Знакомство с правилами сочетаемости цветов. Способы изготовления декоративных элементов с помощью дыроколов, фигурных ножниц, объемные элементы декора из различных материалов. Последовательность работы при изготовлении открытки, скрап - странички. Технология изготовления открыток ручной работы. Практика: 18 Изготовление открыток ручной работы с использованием фигурных дыроколов «С секретом» с разворотом из листа формата А4, открытки с использованием цветов из бумаги, «С днем рождения» с декором из искусственных цветов, ткани, лент и бисера. Тема 8.2 Бонборьерка. Теория: Технология изготовления сувенирных коробочек. Последовательность выполнения работы. Практика: Изготовление сувенирной коробочки «бонборьерки» с декором из разных материалов. Изготовление сувенирной коробочки «Квадрат» с декором из разных материалов. Раздел. 9 Работа с бисером. Тема 9.1 История бисероплетения. Виды бисера. Материалы и инструменты при работе с бисером. Теория: История бисероплетения от истоков до наших дней. Основные виды стеклянных бусин. Бисер, его назначение, выбор, хранение. Материалы и инструменты, их назначение. Практика: Способы организации рабочего места. Приемы работы с инструментами. Соблюдение порядка на рабочем месте. Тема 9.2 Знакомство с основными приемами плетения («параллельное низание», «крестик», «жучок»). Чтение схем. Теория: Знакомство с основными приемами плетения. Составление и чтение схем. Практика: Выполнение основных приемов плетения. Тема 9.3 Изготовление «параллельное низание». фигурок из бисера, цветов в технике 19 Теория: Техника «Параллельного плетения». Практика: Изготовление фигурок и цветов в технике «параллельное плетение». Тема 9.4 Изготовление простейших украшений из бисера в технике «крестик», «жучок». Теория: Техника «крестик», «жучок». Практика: Изготовление браслетиков в технике «крестик», «жучок». Раздел 10. Волшебный пластилин. Тема 10.1 Материалы и инструменты при работе с пластилином. Правила работы с пластилином при изготовлении пластилиновых картин. Использование различных стек при работе с пластилином (острых, круглых и т. д). Правила смешивания пластилина. Тема 10.2 Приемы лепки картин «»Летний денек», «Кораблик». Крепление схемы изображения на пластиковую основу. Приемы скатывания жгутов, шариков из пластилина. Рисование пластилином по контуру изображения. Тема 10.3 Приемы лепки картин «Морское царство», «Веселые друзья». Приемы лепки различной фактуры изображения. Правила лепки послойного изображения. Тема 10.4 Приемы лепки картин «Верный друг», «Летний букет». Заполнение пластилином пластиковой основы. Нанесение объемного изображения на пластиковую основу. Итоговое занятие, организация выставки работ учащихся, показ и демонстрация готовых изделий. К концу первого года обучения учащиеся должны знать: 20 1. Историю возникновения подарка. Типы подарков. 2. Свойства разных материалов. 3. Способы упаковки и украшения подарка. 4. Требования к технике безопасности труда. 5. Приемы работы с разными материалами. должны уметь: 1. Организовать свой труд на рабочем месте. 2.Соблюдать правила ТБ. 3.Пользоваться материалами, инструментами. 4.Уметь упаковать и украсить подарок, используя изученные способы. 5.Выполнять различные сувениры, используя разные материалы. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ № п/п 1.1 1.2 1.3 2.1 Разделы, темы Количество часов Всего теория практика Раздел 1. Вводное занятие Правила этикета: искусство 2 2 дарить и получать подарки. Материалы и инструменты. ТБ 2 2 при работе с разными материалами. Другие варианты упаковки и 8 2 6 украшения подарков. ИТОГО: 12 Раздел 2. Скрапбукинг. Тема Скрап-альбом «Моя 12 семья» 6 6 2 10 Формы контроля Первичная диагностика Собеседова ние педагогичес кое наблюдение текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль педагогичес кое наблюдение текущий 21 контроль устный опрос, промежуточ ный контроль ИТОГО: 3.1 3.2 3.3 4.1 4.2 4.3 5.1 5.2 12 2 Раздел 3. Ниткография Ниткография. Материалы и инструменты. Технология 2 2 изготовления картин из различных видов пряжи. Изготовление панно в технике «ниткография». «Цветочная 8 фантазия», «Фиалки». Выполнение творческих работ по выбору учащихся в технике 8 «ниткография». ИТОГО: 18 2 Раздел 4. Работа с мешковиной и шпагатом. Панно из мешковины и 4 шпагата. Корзиночка из шпагата. Способы плетения корзиночки 10 из шпагата с использованием спичек. Сувенир «желуди» из шпагата 4 мешковины и зерен кофе. ИТОГО: 18 Раздел 5. Работа с бисером. Объемные фигурки из бисера на основе приема 12 «параллельное низание». Цветы из бисера. Способы плетения цветов «петлями», 12 «дугами». «Фиалки». «Тюльпаны» ИТОГО: 24 10 8 8 педагогичес кое наблюдение текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль 16 4 10 4 педагогичес кое наблюдение текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль 18 12 2 10 2 22 педагогичес кое наблюдение текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль 22 6.1 6.2 7.1 7.2 8.1 8.2 Раздел 6. Работа с цветной солью. История техники насыпания. Материалы и инструменты. Подготовка материалов для 4 2 работы с цветной солью. Насыпушки из цветной соли. Изготовление декоративных 8 бутылок с применением цветной соли для украшения интерьера и в качестве подарка. ИТОГО: 12 2 Раздел 7. Торцевание. Виды торцевания. Знакомство с техникой торцевания. 2 Выполнение картин в технике торцевания. 10 ИТОГО: 12 Раздел 8. Работа с лентами. Картины и панно. 12 Рамка для фотографий. 4 2 педагогичес кое наблюдение текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль 8 10 2 10 педагогичес кое наблюдение текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль 12 12 4 педагогичес кое 23 8.3 9.1 9.2 Цветочное дерево из лент. 8 2 ИТОГО: 24 2 Раздел 9.Бумажная пластика. Азбука бумагопластики. Изготовление объемных 18 2 поделок. Изготовление плоских поделок. 18 ИТОГО: 6 наблюдение текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль 22 16 18 36 2 Раздел.10 Топиарии. 10.1 Виды топиариев. Инструменты 2 2 и материалы для работы. 10.2 Изготовление сувенирных 10 деревьев. 34 ИТОГО: 12 2 Раздел.11 Сухое валяние. 11.1 Материалы и инструменты, используемые при сухом 4 2 валянии. Техника сухого валяния. 10 10 2 педагогичес кое наблюдение текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль педагогичес кое наблюдение текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль педагогичес кое наблюдение текущий 24 11.2 Валяние небольших объемных фигурок. «Ракета», «Краб». 14 14 ИТОГО: 18 2 Раздел 12. Декупаж салфетками. 12.1 История декупажа. Материалы для работы. Основные приемы 2 1 и этапы декупажа. 12.2 Декупаж стеклянных бутылок 14 салфетками. ИТОГО: Итоговое занятие, организация выставки работ учащихся. 16 2 ИТОГО: ВСЕГО: 2 216 1 23 контроль устный опрос, промежуточ ный контроль 16 1 14 15 2 педагогичес кое наблюдение текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль Итоговый контроль, анализ участия детей в выставках разного уровня. 2 193 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 2 год обучения Раздел 1.Вводное занятие. Тема 1.1 Правила этикета: искусство дарить и получать подарки. Теория: Слова поздравления, слова пожелания, слова – напутствия при вручении подарков. Правила приема подарков. Тема 2.2 Материалы и инструменты. ТБ при работе с разными материалами. 25 Теория: Повторение правил работы с разными материалами. Организация рабочего места. Правила хранения инструментов. Порядок на рабочем месте. Практика: Способы организации рабочего места. Повторение приемов работы с инструментами. Создание условий для хранения инструментов. Порядок на рабочем месте. Тема 2.3 Другие варианты упаковки и украшения подарков. Теория: Изучение вариантов упаковки «рубашка», «компромисс», «классика», «вечность». Виды украшения подарка: «праздник», «косичка», «осень». Практика: Изготовление упаковок. Украшение упаковки различными элементами. Раздел 2. Скрапбукинг. Тема 2.1 Скрап-альбом «Моя семья». Теория: Повторение способов изготовления декоративных элементов с помощью дыроколов, фигурных ножниц, объемные элементы декора из различных материалов. Повторение последовательности работы при изготовлении открытки, скрап - странички. Изучение последовательности работы над альбомом «скрапбукинг». Практика: Изготовление скрап - альбома «Моя семья». Изготовление эскизов титульной странички альбома, эскизов тематических страничек. Изготовление каркаса для скрап - альбома. Изготовление декоративных элементов и декорирование титульной странички скрап-альбома. Раздел 3. Ниткография. Тема 3.1 Ниткография. Материалы и инструменты. Технология изготовления картин из различных видов пряжи. 26 Теория: Материалы и инструменты, используемые в ниткографии. Способы крепления нити на ткань. Практика: Выполнение картин из различных видов пряжи путем наклеивания нити на контур рисунка. Заполнение изображения витками ниток. Тема 3.2 Изготовление панно в технике «ниткография» «Цветочная фантазия», «Фиалка». Теория: Использование пряжи для изготовления картин. Практика: Изготовление панно путем наклеивания ниток на рисунок. Раздел 4. Работа с мешковиной и шпагатом. Тема 4.1 Панно из мешковины и шпагата. Теория: Правила работы с мешковиной и шпагатом. Практика: Изготовление панно путем оклеивания картонного круга мешковиной. Оформление края панно цепочкой из шпагата. Тема 4.2 Корзиночка из шпагата. Способы плетения корзиночки из шпагата с использованием спичек. Теория: Знакомство с техникой плетения корзиночки . Практика: Плетение корзиночки. Раздел 5.Работа с бисером. Тема 5.1 Объемные фигурки из бисера. Теория: Знакомство с объемным плетением на основе Чтение схем. параллельного плетения. 27 Практика: Выполнение объемных животных из бисера и других фигурок. Тема 5.2 Цветы из бисера. Способы плетения цветов «петлями», «дугами». «Фиалки», «Тюльпаны». Теория: Знакомство со способами плетения «петлями» и «дугами». Практика: Плетение цветов на основе изученных способов плетения. Раздел 6. Работа с цветной солью. Тема 6.1 История техники насыпания. Материалы и инструменты.. Теория: Знакомство с историей насыпания. Практика: Способы организации рабочего места. Приемы работы с инструментами. Раздел 7. Торцевание. Тема 7.1 Виды торцевания. Знакомство с техникой торцевания. Теория: Контурное, плоское, объемное торцевание, торцевание слоями. Практика: Технология торцевания. Тема 7.2 Выполнение картин в технике торцевания. Теория: Приемы плоского торцевания для изготовления картин. Практика: Используя салфетки и гофрированную бумагу выполнить картины в технике торцевания. Раздел 8. Работа с лентами. Тема 8.1 Картины и панно из лент. Теория: 28 Техника выполнения цветов и листьев из лент. Способы изготовления роз и хризантем. Этапы работы. Практика: Отработка способов изготовления цветов и листьев из лент. Оформление картин и панно. Тема 8.2 Рамка для фотографий. Теория: Техника выполнения рамки из фетра. Этапы работы. Способы крепления цветов на ткань. Практика: Изготовление рамки для фотографий. Отработка способов крепления цветов на ткань. Тема 8.3 Цветочное дерево из лент. Теория: Приемы, используемые при изготовлении дерева. Практика: Изготовление дерева. Раздел.9 Бумажная пластика. Тема 9.1 Азбука бумагопластики. Изготовление объемных поделок. Теория: История возникновения и основные направления техники «Бумажная пластика». Технология изготовления деталей в форме конуса, шара. Практика: Изготовление объемных поделок из бумаги, цветного картона, цветной бумаги. Тема 9.2 Плоские поделки. Теория: Знакомство с геометрическими фигурами «Прямоугольник», «Треугольник», «Круг». Технология изготовления деталей в форме прямоугольника, круга, треугольника. Основные способы перевода шаблона на бумагу. 29 Практика: Изготовление плоских поделок «Ромашка». Раздел 10. Топиарии. Тема10.1 Виды топиариев. Инструменты и материалы для работы. Теория: Топиарии могут быть : ( кофейные, из бумаги, денежные, парящая чаша, цветочные, из конфет). Практика: Для изготовления топиариев используются материалы: небольшие цветочные горшки, одноразовые стаканчики из пластика, использованная ненужная посуда. Декоративные элементы: бусины, ткань, декоративные цветы, ракушки, кофе в зернах. Тема 10.2 Изготовление сувенирных деревьев. Практика: Изготовление топиариев из разных материалов. Раздел 11.Сухое валяние. Тема 11.1 Материалы и инструменты, используемые при валянии. Техника сухого валяния. Теория: Для сухого валяния необходимы иглы разных номеров, губка, поролон, шерсть для валяния. Практика: Техника сухого валяния. Тема 11.2 Валяние небольших объемных фигурок. «Ракета», «Краб». Теория: Подготовка необходимых форм для валяния объемных фигурок. Практика: Валяние небольших объемных фигурок с применением техники сухого валяния. Раздел 12. Декупаж салфетками. 30 Тема.12.1 История декупажа. Материалы для работы. Основные приемы и этапы декупажа различных предметов. Теория: Знакомство с историей появления техники декупажа. Материалы, необходимые для работы: салфетки, клей ПВА, акриловый лак. Практика: Декупаж стеклянных бутылок с применением основных приемов. К концу второго года обучения учащиеся должны знать: 1.Правила дарения и приема подарков. 2. Другие (более сложные) варианты упаковки и украшения подарка. 3. Терминологию, применяемую во время обучения. 4.Различные техники и приемы работы с разными материалами. должны уметь: 1.Организовать рабочее место. 2.Соблюдать ТБ при выполнении любых видов работ. 3.Используя изученные приемы работы с разными материалами выполнять различные изделия. 4.Творчески подходить к выполнению работ из разных материалов. 5.Оценивать качество готового изделия. 6.Правильно подарить и принять подарок. К концу второго года обучения учащиеся должны знать: 1.Правила дарения и приема подарков. 2. Другие (более сложные) варианты упаковки и украшения подарка. 3. Терминологию, применяемую во время обучения. должны уметь: 1. Организовать рабочее место. 2. Соблюдать ТБ при выполнении любых видов работ. 3. Используя изученные приемы работы с разными материалами выполнять различные изделия. 31 4. Творчески подходить к выполнению работ из разных материалов. 5. Оценивать качество готового изделия. 6. Правильно подарить и принять подарок. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные - Воспитание уважительного отношения к труду, как к своему, так и других людей. - Отработка навыков самостоятельной и групповой работы. - Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной творческой деятельности. - Развитие образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей. - Развитие аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести до конца начатое дело. Метапредметные - Учиться совместно давать оценку своей деятельности и деятельности других. - Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога. -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. - Уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Предметные - Освоить приемы, используемые при работе с разными материалами. - Освоить техники и технологии, используемые при работе с разными материалами. - Изучить историю возникновения, упаковки и украшения подарков. - Изучить приемы работы с формой, объемом и цветом. 32 - Освоить различные техники преображения и украшения различных подарков. ФОРМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Оценка качества реализации программы «Мастерская подарка» включает в себя наблюдение, текущий контроль, устный опрос, промежуточный контроль и итоговую аттестацию учащихся. Текущий контроль включает в себя как первичную диагностику, так и оценку знаний и умений учащихся, направлен на поддержание учебной дисциплины, на выявление отношения учащегося к изучаемому виду деятельности, на повышение уровня освоения текущего учебного материала. На каждом занятии осуществляется педагогическое наблюдение, текущий контроль, устный опрос и промежуточный контроль. Первичная диагностика проводится в начале года при поступлении учащихся в объединение. Проводится с целью выявления знаний в начале года, дает информацию об уровне подготовленности учащихся. В первичную диагностику входят различные методики, опросы, анкетирование, практическое занятие. В конце учебного года проводится итоговый контроль, а также анализ участия учащихся в выставках различного уровня. Также в конце учебного года для оценки результативности обучения проводится итоговая диагностика, в которую входят тесты, методики, анкеты, опросники . Во время подготовки к конкурсам и выставкам диагностируется интерес к работе с разными материалами. Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение учащихся определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. Соответственно этому для отслеживания результатов образовательной деятельности можно воспользоваться технологиями определения учебных результатов учащегося по дополнительной образовательной программе, а 33 также использовать диагностические карты для оценки развития личностных качеств учащегося. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Для успешной реализации данной программы необходимо: 1. Учебно-производственное оборудование: 1.1 Учебный кабинет. 1.2 Ученические столы и стулья. 1.3 Доска. 2. Дидактические средства: 2.1 ТСО: магнитофон. 2.2 Материалы: -упаковочная бумага; - картонажные изделия (коробки, стаканчики, упаковки); - металл (проволока, жестяные банки); - пластмасса (пластмассовые трубочки, одноразовые тарелки), пластмассовые яйца). - волокнистые материалы (шпагат, нитки). 2.3 Инструменты: - клей, - ножницы, - линейки, - канцелярский нож, - иглы, - фломастеры. 3. Учебно – наглядные пособия: 3.1 Образцы изделий. 3.2 Папка с иллюстрациями. 3.3 Литература по изготовлению подарков. 4. Раздаточный материал. 4.1Шаблоны. 34 4.2 Трафареты 5. Организационные средства контроля. 5.1 Журнал учета работы объединений. 5.2 Папка с результатами педагогической диагностики. ЛИТЕРАТУРА Для педагога 1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные пуговки.- М.: АРКТИ, 2007-32 с.: ил. 2. Белякова О.В. 207 лучших подарков своими руками.- М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2009 – 112 с., ил. 3. Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань .- М.: Айрис – пресс, 2010 -128 с.: ил. + цв. Вклейка 16 с. 4. Гойбнер А. Лучшие поделки из бумаги, картона, горшочков.Ярославль: Академия развития, 2010.- 48 с.: ил. 5. Дубровская Н.В. Оригинальные подарки своими руками.- М.: Астрель: Полиграфиздат; СПб: Сова, 2010.-96 с.: ил. 6. Зайцева А. Мозаика у вас дома: техники, идеи, решения.- М.: Эксмо, 2010.-64 с.: ил.- (Азбука рукоделия). 7. Корнеева Л.Ю. 1000 идей для рукоделия.- М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.-319 с.: ил. 8. Максимова М. Лоскутики.- Изд-во «Эксмо», 2003. 9. Мурзина А.С. Подарки. 100 лучших идей. Как упаковать и украсить. Бумага, ленты, фольга - Минск: Харвест, 2010.-32 с.: ил. 10. Ращупкина С.Ю. Красивые вещи своими руками.- Владис; М.: РИЛОЛ классик, 2010.-208.:ил. 11. Рогова А. Украшения для дома.-ООО «Издательство Астрель», 2001. 144 с., ил. 12. Рэй Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. Издательский дом «Рослинг».1996.- 65 с.: ил. 13. Спрингис Е.Э. Праздник в семейном кругу. М.: Мир книги, 2002.-352 с., ил. 14. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издательство «Феникс» 1996 г.736 с. 15. Чибрикова О.В. Прикольные подарки к любому празднику.- М.: Эксмо, 2007.-64 с.: ил. 35 Для учащихся 1.Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные пуговки.- М.: АРКТИ, 2007-32 с.: ил. 2.Белякова О.В. 207 лучших подарков своими руками.- М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2009 – 112 с., ил. 3.Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань - М.: Айрис – пресс, 2010 -128 с.: ил. + цв. Вклейка 16 с. 4.Гойбнер А. Лучшие поделки Академия развития, 2010.- 48 с.: ил. из бумаги, картона, горшочков.- 5.Дубровская Н.В. Оригинальные подарки своими руками.- М.: Аст: Полиграфиздат; СПб: Сова, 2010.-96 с.: ил. 6.Зайцева А. Мозаика у вас дома: техники, идеи, решения.- М.: Эксмо, 2010.-64 с.: ил.- (Азбука рукоделия). 7.Корнеева Л.Ю. 1000 идей для рукоделия.- М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.-319 с.: ил. АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ Данная программа предназначена для учащихся от 7 до 14 лет. Срок реализации программы 2 года. Цель программы - нравственно-эстетическое воспитание учащихся при обучении работе с разными материалами, активизация познавательной и творческой деятельности учащихся для подготовки к дальнейшему профессиональному самоопределению. задачи: - изучение основных приемов работы с разными материалами; -изучение различных техник преображения и украшения различных предметов; -развитие творческих способностей и креативности мышления ребенка; - воспитание любви к труду, природе, родному краю. 36 Курс обучения предполагает беседы по истории подарка, познавательные игры, экскурсии, игры-тренинги, проведение выставки. Итогом является ежегодная выставка детского творчества в ЦДТ, а также участие в районных и областных выставках и конкурсах, для которых отбираются лучшие работы учащихся. Диагностика проводится в начале и конце учебного года. Используются методики: 1.Тесты «Методика незаконченных предложений». 2.Опросники. 3.Графические и рисуночные методики. 4. Методика определения уровня развития личностных качеств учащихся. 5. Практические задания. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН Год обучения 1 2 Начало и Кол-во окончание учебных учебного недель года С1 36 сентября по 31 мая С1 36 сентября по 31 мая Кол-во учебных часов Продолжительност Сроки ь и периодичность аттестаци занятий и 144 2 раза по 45 минут сентябрь май 216 3 раза по 45 минут сентябрь май