2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Подарки всегда играли в жизни людей особенную, важную роль. Они символизируют появление чувства дружбы, любви всевозможные и подарки искренней расположенности. Актуальность: и сувениры являются важной частью нашего общения. Поводов для преподнесения подарков существует немало. Мы дарим их на самые разные праздники и памятные даты, нередко нам самим просто хочется проявить свою симпатию к человеку без всякого конкретного повода. Подарки делают нашу жизнь разнообразнее, они являются средством сделать приятное родным и знакомым, благодаря подаркам мы лучше запоминаем какое-либо событие в жизни. Изготовление подарков вызывает у учащихся большой интерес. Занятия в объединении по обучению учащихся изготовлению различных сувениров, направлены на воспитание художественной культуры учащихся, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям, и наследию. Отличительные особенности программы. В программе предусматривается широкое привлечение опыта учащихся. В ходе занятий в объединении «Мастерская подарка» учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, фантазия, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Учащиеся учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, «культуру творческой личности». Рациональность: формирование «культуры творческой личности» предполагает развитие в учащемся природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей. Приступая к изготовлению поделки, учащийся исследовательскую работу: под руководством взрослого проводит рассматривает предложенный образец, выстраивает план действий ( что будет делать сначала, а потом – что), подбирает материал (бумагу, гуашь, фломастеры, клей и т. д). 3 Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, учащиеся ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты». Нередки случаи, когда детское увлечение становилось профессией. Но даже если в дальнейшем учащиеся не свяжут свою жизнь с декоративноприкладным искусством, то навыки, полученные на занятиях, помогут им в работе по любой специальности. Данная программа включает в себя основные принципы: 1. Принцип природосообразности: приоритет природных возможностей учащегося в сочетании с приобретенными качествами в его развитии. 2. Принцип творчества: развитие фантазии, образного мышления. 3. Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого учащегося. 4. Принцип сотрудничества участников образовательного процесса. 5. Принцип культуросообразности: знакомство с историей подарка. 6. Принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом учащихся. 7. Принцип интеграции: разные приемы работы с разными материалами. 8. Принцип целостности: соблюдение единства обучения и развития с одной стороны, системность с другой. Адресат программы: Представленная образовательная программа рассчитана на 2 года с учащимися от 7 до 14 лет. Общий объем программы 144 часа. Периодичность занятий: 1 год обучения – 1 раз в неделю по 2 часа; 2 год обучения- 1 раз в неделю по 2 часа. Одновременно в группе может находиться 10-12 человек. По данной образовательной программе могут заниматься учащиеся без специальных знаний, умений и навыков. 4 В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный: рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнения, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра; исследовательский ; проблемно- поисковый методы, экскурсия, различные конкурсы, игры-тренинги. Контролируемость: в объединении с учащимися проводится педагогическая диагностика, направленная на изучение детей, занимающихся в объединении. Используются методы диагностики: наблюдение, тесты, беседы, тренинги, рисунки. С учащимися ежемесячно проводятся воспитательные мероприятия, которые способствуют сплочению коллектива, развивают коммуникативные способности учащихся. Психологические особенности младших школьников (7-9 лет) Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьѐзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий учащегося, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированной этой психической функции процесс обучения невозможен. Младший школьник может сосредоточенно заниматься одним делом 10-20 минут. Постепенно у учащегося увеличивается объѐм внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение. 5 Задача педагога на данном этапе развития учащихся заключается в знании и учете психологических особенностей младших школьников в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с учащимися, используя различные игры, задания, упражнения. Психологические особенности средних школьников (10-17 лет) Средний школьный возраст рассматривается как весьма важный этап развития в силу того, что происходящие в этом возрасте изменения являются существенными для правильной оценки закономерностей развития в более позднем периоде. В рассматриваемый период интенсивно происходит развитие самосознания. Это выражается, прежде всего, в возникновении чувства взрослости. Сущность его состоит в том, что учащийся испытывает огромное стремление к самоутверждению себя как личности равной взрослому, требует, чтобы с ним считались, уважали его мнение. Ощущая себя взрослым, учащийся стремится отмежеваться от всего, что кажется ему детским. Характерной чертой учащегося данного возраста можно назвать его специфическую селективность: интересные дела или интересные занятия являются очень увлекательными для учащихся, поэтому теперь они могут довольно долго сосредотачиваться на чѐм-то одном. Организация процесса учебы и воспитания должна быть таковой, чтобы у учащегося не было возможности, времени или желания отвлекаться от учебного процесса на посторонние дела. Программа «Мастерская подарка» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ. Концепцией развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций, дополнительного 6 образования детей». Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ. Приложением к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242, Уставом образовательного учреждения, в соответствии с социальным заказом и реализуется в образовательном учреждении. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: - нравственно-эстетическое воспитание учащихся при обучении работе с разными материалами; - активизация познавательной и творческой деятельности учащихся для подготовки к дальнейшему профессиональному самоопределению. ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛИ ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ РЕШЕНИЕ ТАКИХ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ: 1.ОБУЧАЮЩИЕ: 1.1 Изучение истории возникновения подарков. 1.2 Изучение вариантов упаковки и украшения подарка. 1.3 Изучение основных приемов работы с разными материалами. 1.4 Изучение приемов работы с формой, объемом и цветом. 1.5 Изучение сочетаний цвета и фактуры материала. 1.6 Освоение различных техник преображения и украшения различных предметов. 2. РАЗВИВАЮЩИЕ: 2.1 Развитие творческих способностей, воображения и мышления учащегося. 2.2 Развитие мелкой моторики, усидчивости, аккуратности. 2.3 Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. 2.4 Развитие самостоятельности. 2.5 Развитие умений и навыков в декоративном оформлении подарков. 7 3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: 3.1 Воспитание любви к природе, труду, родному краю. 3.2 Воспитание у учащихся дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания к окружающим. К концу второго года обучения учащиеся должны знать: 1.Правила дарения и приема подарков. 2. Другие (более сложные) варианты упаковки и украшения подарка. 3. Терминологию, применяемую во время обучения. должны уметь: 1. Организовать рабочее место. 2. Соблюдать ТБ при выполнении любых видов работ. 3. Используя изученные приемы работы с разными материалами выполнять различные изделия. 4. Творчески подходить к выполнению работ из разных материалов. 5. Оценивать качество готового изделия. 6. Правильно подарить и принять подарок. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ № п/п Разделы, темы Количество часов всего теория практика Раздел 1.Вводное занятие. 1.1 История возникновения подарков. 2 2 Типы подарков. Символика подарков. Приложение к подарку. 1.2 Материалы и инструменты. ТБ при работе с разными материалами. 1.3 Различные варианты упаковки подарка. Украшение подарка. 2 2 6 2 4 Формы контроля Первичная диагностика Собеседова ние педагогичес кое наблюдение текущий контроль 8 устный опрос, промежуточ ный контроль ИТОГО: 10 6 Раздел 2. Работа с бумагой и картоном. 2.1 Изготовление моделей различных 6 1 животных. 2.2 «Квиллинг». Элементы из 7 3 бумажных полосок. Панно «Зеленый виноград», «Сиреневые цветы». Открытки на основе техники «квиллинг». 4 2.3 Подарки из салфеток. 6 3 3 2.4 Бумажные открытки-человечки. 4 1 3 8 15 1 2 ИТОГО: 23 Раздел 3. Работа с тканью. 3.1 Игольницы-шляпки. 3 5 4 педагогичес кое наблюдение текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль педагогичес кое наблюдение текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль педагогичес кое наблюдение текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль педагогичес кое наблюдение 9 текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль ИТОГО: 3 1 Раздел 4. Работа с нитками и шпагатом. 4.1 Сувениры на основе помпонов. 4 2 2 4.2 Оформление ваз из стеклянных бутылок с использованием ниток и шпагата. 2 1 1 4.3 Панно из кусочков ниток. 4 1 3 4 6 1 3 5.1 ИТОГО: 10 Раздел 5. Работа с пластмассами. Игрушки из пластмассовых 4 флаконов. 2 педагогичес кое наблюдение текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль педагогичес кое наблюдение текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль педагогичес кое наблюдение текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль педагогичес кое наблюдение 10 5.2 Сувениры из трубочек для коктейля. 4 1 3 5.3 Гирлянды из пластмассовых бутылок. 4 1 3 5.4 Подарки из пластмассовых одноразовых тарелок. 3 1 2 ИТОГО: 15 4 11 Раздел 6. Работа с природными материалами. 6.1 Фигурки из гипса. 3 1 2 текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль педагогичес кое наблюдение текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль педагогичес кое наблюдение текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль педагогичес кое наблюдение текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль педагогиче ское наблюдени е текущий контроль 11 6.2 Работа с семенами растений и скорлупой грецкого ореха. 2 1 1 6.3 Работа с зернами кофе. 4 1 3 3 6 1 2 7.1 ИТОГО: 9 Раздел 7.Работа с лентами. Панно корзинка с цветами. 3 Итоговое занятие, организация выставки работ учащихся. 2 2 устный опрос, промежуто чный контроль педагогиче ское наблюдени е текущий контроль устный опрос, промежуто чный контроль педагогиче ское наблюдени е текущий контроль устный опрос, промежуто чный контроль педагогиче ское наблюдени е текущий контроль устный опрос, промежуто чный контроль Итоговый контроль, анализ участия детей в выставках разного 12 уровня. ИТОГО: ВСЕГО: 5 72 1 27 4 45 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1 год обучения Раздел 1. Вводное занятие. Тема 1.1 История возникновения подарков. Типы подарков. Символика подарков. Приятное приложение к подарку. Теория: Самые первые в истории человечества подарки. Основные типы подарков. (цветы, сладости, книги, сувениры и т.д.). Различные предметы - подарки имеют разный символический смысл. Приложение к подарку - открытка. Тема 1.2 Материалы и инструменты. ТБ при работе с разными материалами. Теория: Для работы необходимо иметь разные материалы: упаковочную бумагу, картонные изделия (коробки, стаканчики, упаковки), металл (проволока, жестяная банка ), пластмасса (пластмассовые трубочки и одноразовые тарелки), волокнистые материалы (шпагат, нитки). Правила работы с ножницами, иглой, клеем, проволокой, шилом. Организация рабочего места. Правила хранения инструментов. Порядок на рабочем месте. Практика: Способы организации рабочего места. Приемы работы с инструментами. Создание условий для хранения инструментов. Соблюдение порядка на рабочем месте. Тема 1.3 Различные варианты упаковки подарка. Украшение подарка. Теория: 13 Различные стили консервативный, упаковки (романтический, современный). Варианты нежный, мужественный, упаковки: «ультрамарин», «нежность», «гармония», «палитра», «загадка». Виды украшения подарка «крылья», «новогодняя сказка», «морская стихия», «осень». Практика: Изготовление упаковок для подарков. Украшение упаковок с помощью декоративных элементов. Раздел 2. Работа с бумагой и картоном. Тема 2.1 Изготовление моделей различных животных. Теория: Модели: рыбки, уточки, бабочка, мыши, мотылек, жучки. Практика: Изготовление моделей путем складывания и склеивания бумаги, с использованием бусин и проволоки. Тема 2.2 Квиллинг. Теория: Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для выполнения данной техники. Ажурные элементы из бумажных полосок. Панно «Зеленый виноград» и «Сиреневые цветы» на основе ажурных элементов. Открытки, выполненные в данной технике. Практика: Изготовление различных элементов из бумажных полосок. Выполнение панно. Выполнение открыток на основе изученной техники. Тема 2.3 Подарки из салфеток. Теория: Декупаж или салфеточная техника. Домик для рукоделия. Шкатулка. Практика: Техника декупажа. Выполнение шкатулки и домика для рукоделия на основе данной техники. Тема 2.4 Бумажные открытки - человечки. 14 Теория: Праздничные открытки из гофрированной бумаги, пластмассовых трубочек. Практика: Изготовление открыток из белого картона, гофрированной бумаги, пластмассовых трубочек при помощи фломастеров, клея карандаша, ножниц. Раздел 3.Работа с тканью. Тема 3.1 Игольницы шляпки. Теория: Игольницы из ткани. Практика: Изготовление игольниц с использованием ткани, старых дисков и стаканчиков из йогурта. Способы обтягивания тканью основы. Изготовление игольницы. Раздел 4. Работа с нитками и шпагатом. Тема 4.1 Сувениры на основе помпонов. Теория: Игрушки и поделки из помпонов. Цыпленок. Эскимо. Практика: Освоение техники изготовления помпонов. Тема 4.2 Оформление ваз из стеклянных бутылок с использованием ниток и шпагата. Теория: Украшение стеклянной бутылки путем обматывания ее нитками. Практика: Подготовка бутылки к работе. Знакомство с приемом наматывания ниток и шпагата на бутылку. Тема 4.3 Панно из кусочков ниток. Теория: Изготовление картин из кусочков ниток. Практика: 15 Выбор рисунка. Нарезание ниток и наклеивание кусочков ниток на рисунок. Раздел 5. Работа с пластмассами. Тема 5.1 Игрушки из пластмассовых флаконов. Теория: Игрушки: «Парусник», различные животные , человечки. Практика: Изготовление из плоских флаконов от шампуня игрушек – сувениров. Тема 5.2 Сувениры из трубочек для коктейля. Теория: Украшения для праздничного стола. Картины из трубочек. Практика: Выполнение украшений для праздничного стола. Составление из трубочек силуэтов различных растений, листьев, веток, птиц и животных. Тема 5.3 Работа с пластмассовыми бутылками. Практика: Подбор цветных пластмассовых бутылок. Отрезание донышка от бутылки. Скрепление проволокой низа бутылок. Украшение гирлянды лентами. Раздел 6. Работа с природными материалами. Тема 6.1 Фигурки из гипса. Теория: Правила работы с гипсом. Техника изготовления изделий. Практика: Заливка гипса в формы. Изготовление гипсовых фигурок. Тема 6.2 Работа с семенами растений и скорлупой грецкого ореха. Теория: Правила работы с природными материалами. Знакомство с технологией создания поделки из грецких орехов. Практика: Создание композиций из грецких орехов. Поделки из семян различных растений. 16 Тема 6.3 Работа с зернами кофе. Теория: Правила работы с зернами кофе. Технология изготовления изделий из зерен. Практика: Изготовление картин, а также других изделий из зерен. Раздел 7. Работа с лентами. Тема 7.1 Работа с лентами. Теория: Знакомство с техникой изготовления цветов и корзиночек из лент. Практика: Плетение корзиночки из лент. Изготовление цветов из лент способом «наметки по краю». Оформление панно. Пришивание рамки из тесьмы. Итоговое занятие, организация выставки работ учащихся, показ и демонстрация готовых изделий. К концу первого года обучения учащиеся должны знать: 1. Историю возникновения подарка. Типы подарков. 2. Свойства разных материалов. 3. Способы упаковки и украшения подарка. 4. Требования к технике безопасности труда. 5. Приемы работы с разными материалами должны уметь: 1. Организовать свой труд на рабочем месте. 2.Соблюдать правила ТБ. 3.Пользоваться материалами, инструментами. 4.Уметь упаковать и украсить подарок, используя изученные способы. 5.Выполнять различные сувениры, используя разные материалы. 17 УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ № п/п Разделы, темы Количество часов Формы Всего теория практика контроля Раздел 1. Вводное занятие 1.1 Правила этикета: искусство 2 2 Первичная дарить и получать подарки. диагностика Собеседова ние 1.2 Материалы и инструменты. ТБ 2 2 при работе с разными материалами. 1.3 Другие варианты упаковки и 6 2 педагогичес украшения подарков. кое наблюдение текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль ИТОГО: 10 6 4 Раздел 2. Работа с бумагой и картоном. 2.1 Объемное панно и открытки из 4 2 2 педагогичес бумаги и салфеток. кое наблюдение текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль 2.2 Шкатулки из бумаги. 10 2 8 педагогичес кое наблюдение текущий контроль 18 2.3 Квиллинг. Изготовление объемных животных из бумаги. 16 4 12 ИТОГО: 30 8 Раздел 3. Работа с нитками и шпагатом. 3.1 Подарки из ниток. 4 1 22 3.2 Подарки из шпагата. 2 2 3 5 1 3 4 ИТОГО: 8 Раздел 4. Работа с пластмассами. 4.1 Сувениры из пластмассовых 4 яиц. 3 устный опрос, промежуточ ный контроль педагогичес кое наблюдение текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль педагогичес кое наблюдение текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль педагогичес кое наблюдение текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль педагогичес кое наблюдение текущий контроль 19 устный опрос, промежуточ ный контроль ИТОГО: 4 1 Раздел 5. Работа с природными материалами. 5.1 Картины из зерен риса. 4 1 3 ИТОГО: 4 Раздел 6. Работа с лентами. 6.1 Картины и панно. 4 1 3 2 2 6.2 Рамка для фотографий. 4 1 3 6.3 Цветочное дерево из лент. 6 2 4 3 педагогичес кое наблюдение текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль педагогичес кое наблюдение текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль педагогичес кое наблюдение текущий контроль устный опрос, промежуточ ный контроль педагогичес кое наблюдение текущий контроль 20 Итоговое занятие, организация выставки работ учащихся. ИТОГО: ВСЕГО: устный опрос, промежуточ ный контроль Итоговый контроль, анализ участия детей в выставках разного уровня. 2 16 72 5 24 11 48 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 2 год обучения Раздел 1.Вводное занятие. Тема 1.1 Правила этикета: искусство дарить и получать подарки. Теория: Слова поздравления, слова пожелания, слова – напутствия при вручении подарков. Правила приема подарков. Тема 2.2 Материалы и инструменты. ТБ при работе с разными материалами. Теория: Повторение правил работы с разными материалами. Организация рабочего места. Правила хранения инструментов. Порядок на рабочем месте. Практика: Способы организации рабочего места. Повторение приемов работы с инструментами. Создание условий для хранения инструментов. Порядок на рабочем месте. Тема 2.3 Другие варианты упаковки и украшения подарков. Теория: 21 Изучение вариантов упаковки «рубашка», «компромисс», «классика», «вечность». Виды украшения подарка: «праздник», «косичка», «осень». Практика: Изготовление упаковок. Украшение упаковки различными элементами. Раздел 2. Работа с бумагой и картоном. Тема 2.1 Объемное панно и открытки из бумаги и салфеток. Теория: Панно «Весенние мотивы», «Голубые цветы» и т.д. Открытки «Цветы». Практика: Техника изготовления панно из салфеток. Способы изготовления раскладных открыток. Тема 2.2 Шкатулки из бумаги. Знакомство с техникой плетения изделий из бумажных трубочек. Приемы плетения. Этапы работы. Способы украшения изделия. Практика: Отработка способов плетения из бумажных трубочек. Оформление шкатулки с использованием красок и лака. Тема 2.3 Квиллинг. Изготовление объемных животных из бумаги. Теория: Знакомство с техникой составление из отдельных элементов объемных фигурок. Способы составления из отдельных элементов объемных фигурок. Практика: Выполнение отдельных элементов объемных фигурок. Составление из отдельных элементов объемных фигурок животных. Раздел 3. Работа с нитками и шпагатом. Тема 3.1 Подарки из ниток. Теория: Картины из трикотажных ниток. Последовательность изготовления картины. Способы крепления нарезанных ниток на картине. Понятие цветовой гармонии. Оформление картины. Деревья из ниток. 22 Практика: Изготовление картин. Изготовление деревьев. Тема 3.2 Подарки из шпагата. Теория: Корзиночка из шпагата. Способы плетения корзинки из шпагата с использованием спичек. Практика: Плетение корзинки изученным способом. Раздел 4. Работа с пластмассами. Тема 4.1 Сувениры из пластмассовых яиц. Теория: Композиции: цыплята, «Дуэт ». Способы крепления плетеных шнуров. Работа с шаблонами. Практика: Перевод на бумагу части поделок. Распиливание яйца. Крепление плетеного шнура в отверстие в пластмассовые яйца. Раскрашивание сувенира. Раздел 5. Работа с природными материалами. Тема 5.1 Картины из зерен риса. Теория: Технология изготовления картин из зерен. Практика: Изготовление картин. Раздел 6. Работа с лентами. Тема 6.1 Картины и панно из лент. Теория: Техника выполнения цветов и листьев из лент. Способы изготовления роз и хризантем. Этапы работы. Практика: Отработка способов изготовления цветов и листьев из лент. Оформление картин и панно. 23 Тема 6.2 Рамка для фотографий. Теория: Техника выполнения рамки из фетра. Этапы работы. Способы крепления цветов на ткань. Практика: Изготовление рамки для фотографий. Отработка способов крепления цветов на ткань. Тема 6.3 Цветочное дерево из лент. Теория: Приемы, используемые при изготовлении дерева. Практика: Изготовление дерева. К концу второго года обучения учащиеся должны знать: 1.Правила дарения и приема подарков. 2. Другие (более сложные) варианты упаковки и украшения подарка. 3. Терминологию, применяемую во время обучения. должны уметь: 1.Организовать рабочее место. 2.Соблюдать ТБ при выполнении любых видов работ. 3.Используя изученные приемы работы с разными материалами выполнять различные изделия. 4.Творчески подходить к выполнению работ из разных материалов. 5.Оценивать качество готового изделия. 6.Правильно подарить и принять подарок. 24 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные - Воспитание уважительного отношения к труду, как к своему, так и других людей. - Отработка навыков самостоятельной и групповой работы. - Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной творческой деятельности. - Развитие образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей. - Развитие аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести до конца начатое дело. Метапредметные - Учиться совместно давать оценку своей деятельности и деятельности других. - Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога. -Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. - Уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Предметные - Освоить приемы, используемые при работе с разными материалами. - Освоить техники и технологии, используемые при работе с разными материалами. - Изучить историю возникновения, упаковки и украшения подарков. - Изучить приемы работы с формой, объемом и цветом. - Освоить различные техники преображения и украшения различных подарков. 25 ФОРМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Оценка качества реализации программы «Мастерская подарка» включает в себя наблюдение, текущий контроль, устный опрос, промежуточный контроль и итоговую аттестацию учащихся. Текущий контроль включает в себя как первичную диагностику, так и оценку знаний и умений учащихся, направлен на поддержание учебной дисциплины, на выявление отношения учащегося к изучаемому виду деятельности, на повышение уровня освоения текущего учебного материала. На каждом занятии осуществляется педагогическое наблюдение, текущий контроль, устный опрос и промежуточный контроль. Первичная диагностика проводится в начале года при поступлении учащихся в объединение. Проводится с целью выявления знаний в начале года, дает информацию об уровне подготовленности учащихся. В первичную диагностику входят различные методики, опросы, анкетирование, практическое занятие. В конце учебного года проводится итоговый контроль, а также анализ участия учащихся в выставках различного уровня. Также в конце учебного года для оценки результативности обучения проводится итоговая диагностика, в которую входят тесты, методики, анкеты, опросники . Во время подготовки к конкурсам и выставкам диагностируется интерес к работе с разными материалами. Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение учащихся определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. Соответственно этому для отслеживания результатов образовательной деятельности можно воспользоваться технологиями определения учебных результатов учащегося по дополнительной образовательной программе, а также использовать диагностические карты для оценки развития личностных качеств учащегося. 26 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Для успешной реализации данной программы необходимо: 1. Учебно-производственное оборудование: 1.1 Учебный кабинет. 1.2 Ученические столы и стулья. 1.3 Доска. 2. Дидактические средства: 2.1 ТСО: магнитофон. 2.2 Материалы: -упаковочная бумага; - картонажные изделия (коробки, стаканчики, упаковки); - металл (проволока, жестяные банки); - пластмасса (пластмассовые трубочки, одноразовые тарелки), пластмассовые яйца). - волокнистые материалы (шпагат, нитки). 2.3 Инструменты: - клей, - ножницы, - линейки, - канцелярский нож, - иглы, - фломастеры. 3. Учебно – наглядные пособия: 3.1 Образцы изделий. 3.2 Папка с иллюстрациями. 3.3 Литература по изготовлению подарков. 4. Раздаточный материал. 4.1Шаблоны. 4.2 Трафареты 27 5. Организационные средства контроля. 5.1 Журнал учета работы объединений. 5.2 Папка с результатами педагогической диагностики. ЛИТЕРАТУРА Для педагога 1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные пуговки.- М.: АРКТИ, 2007-32 с.: ил. 2. Белякова О.В. 207 лучших подарков своими руками.- М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2009 – 112 с., ил. 3. Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань .- М.: Айрис – пресс, 2010 -128 с.: ил. + цв. Вклейка 16 с. 4. Гойбнер А. Лучшие поделки из бумаги, картона, горшочков.Ярославль: Академия развития, 2010.- 48 с.: ил. 5. Дубровская Н.В. Оригинальные подарки своими руками.- М.: Астрель: Полиграфиздат; СПб: Сова, 2010.-96 с.: ил. 6. Зайцева А. Мозаика у вас дома: техники, идеи, решения.- М.: Эксмо, 2010.-64 с.: ил.- (Азбука рукоделия). 7. Корнеева Л.Ю. 1000 идей для рукоделия.- М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.-319 с.: ил. 8. Максимова М. Лоскутики.- Изд-во «Эксмо», 2003. 9. Мурзина А.С. Подарки. 100 лучших идей. Как упаковать и украсить. Бумага, ленты, фольга - Минск: Харвест, 2010.-32 с.: ил. 10. Ращупкина С.Ю. Красивые вещи своими руками.- Владис; М.: РИЛОЛ классик, 2010.-208.:ил. 11. Рогова А. Украшения для дома.-ООО «Издательство Астрель», 2001. 144 с., ил. 12. Рэй Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы. Издательский дом «Рослинг».1996.- 65 с.: ил. 28 13. Спрингис Е.Э. Праздник в семейном кругу. М.: Мир книги, 2002.-352 с., ил. 14. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издательство «Феникс» 1996 г.736 с. 15. Чибрикова О.В. Прикольные подарки к любому празднику.- М.: Эксмо, 2007.-64 с.: ил. Для учащихся 1.Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные пуговки.- М.: АРКТИ, 2007-32 с.: ил. 2.Белякова О.В. 207 лучших подарков своими руками.- М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2009 – 112 с., ил. 3.Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань - М.: Айрис – пресс, 2010 -128 с.: ил. + цв. Вклейка 16 с. 4.Гойбнер А. Лучшие поделки из бумаги, картона, горшочков.Академия развития, 2010.- 48 с.: ил. 5.Дубровская Н.В. Оригинальные подарки своими руками.- М.: Аст: Полиграфиздат; СПб: Сова, 2010.-96 с.: ил. 6.Зайцева А. Мозаика у вас дома: техники, идеи, решения.- М.: Эксмо, 2010.-64 с.: ил.- (Азбука рукоделия). 7.Корнеева Л.Ю. 1000 идей для рукоделия.- М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010.-319 с.: ил. 29 АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ Данная программа предназначена для учащихся от 7 до 14 лет. Срок реализации программы 2 года. Цель программы - нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении работе с разными материалами, активизация познавательной и творческой деятельности учащихся для подготовки к дальнейшему профессиональному самоопределению. Для реализации цели предполагается решение таких основных задач: - изучение основных приемов работы с разными материалами; -изучение различных техник преображения и украшения различных предметов; -развитие творческих способностей и креативности мышления ребенка, - воспитание любви к труду, природе, родному краю. Курс обучения предполагает беседы по истории подарка, познавательные игры, экскурсии, игры-тренинги, проведение выставки. Итогом является ежегодная выставка детского творчества в ЦДТ, а также участие в районных и областных выставках и конкурсах, для которых отбираются лучшие работы учащихся. Диагностика проводится в начале и конце учебного года. Используются методики: 1.Тесты «Методика незаконченных предложений». 2.Опросники. 3.Графические и рисуночные методики. 4. Методика определения уровня развития личностных качеств учащихся. 5. Практические задания. 30 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН Год обучения 1 2 Начало и окончание учебного года С1 сентября по 31 мая С1 сентября по 31 мая Кол-во учебных недель Кол-во учебных часов Продолжительност Сроки ь и периодичность аттестаци занятий и 36 72 2 раза по 45 минут сентябрь май 36 72 2 раза по 45 минут сентябрь май