Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности_Современный художник

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа по
изобразительному

искусству

«Современный

художник»,

художественной

направленности разработана на основании следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ).
2. Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
3. «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»,
утверждено Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-Р.
4. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
6. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. Приказ от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций
«Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в Свердловской области».
8. Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию

дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы)».
9. Письма Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
10.

«Разработка

дополнительных

общеобразовательных

общеразвивающих

программ в образовательных организациях» (методические рекомендации).
МИНИСТЕРСТВО

ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ

ОБЛАСТИ.

образовательное

учреждение

И

МОЛОДЕЖНОЙ

Государственное

Свердловской

автономное

области

«Дворец

ПОЛИТИКИ
нетиповое
молодёжи»

Региональный модельный центр. Екатеринбург 2021г.
11.Устава МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги, разработана в соответствии с
социальным заказом художественной направленности.
Актуальность и новизна программы
Современный мир предъявляет к детям новые требования в области
визуального мышления, эстетического восприятия и владения цифровыми
технологиями. Программа «Современный художник» направлена на развитие у
учащихся способности создавать художественные образы, как традиционными
средствами изобразительного искусства, так и с помощью графического планшета
и компьютерных программ. Новизна программы заключается в интеграции
классических художественных методик и цифровых инструментов, что делает
процесс обучения современным, увлекательным и практико-ориентированным.

Цели и задачи программы
Цель программы — формирование у детей базовых художественных умений,
развитие творческого мышления и освоение навыков работы с традиционными
художественными и цифровыми графическими инструментами.
Основные задачи программы
-Вызвать интерес к изобразительной деятельности;
-Формировать

культуру

работы

с

художественными

материалами

и

компьютерной техникой.
Обучающие задачи:
 освоить основные художественные материалы и техники (карандаш,
акварель, гуашь, пастель и др.);
 познакомиться с цифровыми инструментами рисования в программе Krita;
 сформировать устойчивый интерес к изобразительному искусству;
Развивающие задачи:
 развивать индивидуальность и воображение через создание персонажей и
сюжетных композиций;
 развивать художественный вкус, чувства формы, цвета, композиции и
пропорций;
Воспитательные задачи:
 воспитать усидчивость, самостоятельность, ответственность;
 воспитать бережное отношение к средствам труда, компьютерной технике;
Профориентационные задачи:
 Дать необходимые художественные и технические навыки для работы в
сфере изобразительного искусства и компьютерной графики.

Направленность программы
Дополнительная
«Современный

общеобразовательная

художник»

относится

к

общеразвивающая
художественной

программа

направленности.

Программа предназначена для учащихся 7-14 лет. Программа способствует
созданию условий для развития творческого потенциала, формирования знаний и
умений в изобразительном искусстве.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв между
учебными занятиями – 15 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объём программы
Обучение рассчитано на один учебный год и включает 144 часа (2 занятия в
неделю по 2 академических часа).
Организация образовательного процесса
Форма проведения занятий — групповая, с сочетанием теоретической части,
практической работы и творческих проектов. Программа рассчитана на детей в
возрасте от 7 до 14 лет, не требующих предварительной художественной
подготовки.
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в просторном и освещенном помещении, оборудованном
мебелью: столы и стулья, для теоретического обучения.
Оборудование:
- Компьютеры с установленной программой Krita
- Графические планшеты;
- принтер;

- проектор,
- магнитно-маркерная доска - экран для демонстрации материала и просмотра
результатов работ.
Материалы для работы:
- Краски акварельные, гуашь, кисти, пастель, цветные карандаши, простые
карандаши, ластики, акварельная бумага.
Для организации выставки:
- выставочный стенд

Методы и формы обучения
Основные

методы:

частично-поисковый,

объяснительно-иллюстративный,

творческий.

Занятия

включают

практический,
демонстрацию

художественных приёмов, упражнения на развитие глазомера, работу по
наблюдению, а также творческие задания и мини-проекты. Формы организации
деятельности: индивидуальная.

Календарный учебный график
Режим

организации

занятий

по

данной

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программе определяется календарным
учебным графиком.
Календарный учебный график разрабатывается до начала каждого учебного
года, согласовывается с заместителем директора по УВР. Календарный учебный
график соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
Начало учебного года с 01 сентября, окончание учебного года – 31 мая.

Год

Начало

обучения окончание
учебного

Количество Количество Продолжительность
учебных

учебных

и периодичность

недель

часов

занятий

36

144

2 раза по 2 часа

Сроки
аттестации

года
1

С1
сентября
по 31 мая

май

УЧЕБНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№

1

2

3

4

5

Название модуля
Основы рисунка и
живописи акварелью.
Основы цифрового
рисунка
Основы рисунка и
живописи цветными
карандашами. Основы
цифрового рисунка
(продолжение).
Основы живописи
гуашью. Цифровой
рисунок.
Модуль 4. Основы
живописи в смешанной
технике. Цифровой
рисунок.
Модуль 5. Основы
живописи пастелью.
Цифровой рисунок.

Теория, ч

Практика, ч

всего

Формы контроля

3

21

24

Выставка

2

18

20

Выставка

2

18

20

Выставка

2

14

16

Выставка

2

14

16

Выставка

6

Модуль 6. Основы
живописи гуашью.
Цифровой рисунок.

2

14

16

Выставка

7

Модуль 7. Стиль аниме.
Акварель. Цифровой
2
рисунок.

14

16

Выставка

8

Модуль 8. Живопись
гуашью. Цифровой
рисунок.

2

14

16

Выставка

17

127

144

Содержание программы
Модуль 1. Основы рисунка и живописи акварелью. Основы цифрового
рисунка.
№
Материалы
занятия
/ неделя

Тема

Цель

Практическое
задание

1/1

Карандаш,
акварельные
краски

Пейзаж

Познакомиться с
правилами техники
безопасности.
Изучаем способы
передачи
пространства в
пейзаже

Простой пейзаж,
облака, пейзаж с
линейной
перспективой
дороги.

2/1

Планшет, Krita

Линия и
форма в
цифровом
рисунке

Познакомиться с
правилами техники
безопасности.
Освоить перо и
настройку толщины
линии.

Рисуем линии,
геометрические
фигуры и
простые
предметы на
планшете,
изменяя
толщину и
прозрачность
пера.

3/2

Карандаш,
акварельные
краски

Деревья

Изучаем способы
изображения
деревьев в пейзаже

Пейзаж с двумя
деревьями.

Планшет, Krita

Пейзаж

Освоить палитру и
оттенки в цифровой
среде.

Создаём
простой пейзаж.

4/2

Аллея.

5/3

Карандаш,
Свет и тень
шариковая ручка

Научиться
передавать объём и
шерсть с помощью
штриховки.

Рисуем портрет
кошки.
Рисуем портрет
волка.

6/3

Планшет, Krita

Свет и тень
в цифровом
рисунке

Использовать
Рисуем те же
мягкую кисть для
формы с
передачи светотени. использованием
мягких кистей и
прозрачности.

7/4

Карандаш,
акварельные
краски

Свет и тень

Освоить приёмы
изображения
животного.

Рисуем портрет
зайца
акварелью.

8/4

Планшет, Krita

Свет и тень
в цифровом
рисунке

Понять принципы
построения фигуры
на планшете.

Рисуем портрет
медведя.

9/5

Карандаш,
акварельные
краски

Персонаж.

Научиться
создавать
персонажа.

Рисуем
второстепенного
персонажа из
сказки.

10/5

Планшет, Krita

Персонаж

Научиться рисовать
персонажа.

Рисуем главного
персонажа из
сказки.

11/6

Карандаш,
акварельные
краски

Итоговая
Проиллюстрировать Рисуем
иллюстрация сцену из сказки
иллюстрацию

12/6

Планшет, Krita

Итоговая
Проиллюстрировать Рисуем
иллюстрация сцену из сказки
иллюстрацию

Модуль 2. Основы рисунка и живописи цветными карандашами. Основы
цифрового рисунка (продолжение).
№ занятия Материалы Тема
/ неделя

Цель

Практическое
задание

13/7

Цветные
Пейзаж.
карандаши Тёплые и
холодные
цвета

Познакомиться с
изобразительтными
особенностями
цветных
карандашей

Рисуем пейзаж с
температурными
зонами
цвета.Абстрактный
фон.

14/7

Планшет,
Krita

Изучить цифровую
палитру и
принципы
смешения цвета.

Создаём цифровой
пейзаж

15/8

Цветные
Портрет
карандаши

Научиться
рисовать портрет
человека

Рисуем женский
портрет

16/8

Планшет,
Krita

Научиться
рисовать портрет
человека

Рисуем мужской
портрет

17/9

Цветные
Автопортрет Научиться
рисовать
карандаши
автопортрет

Рисуем
автопортрет по
фотографии

18/9

Планшет,
Krita

Рисуем
автопортрет по
фотографии

19/10

Цветные
Портрет
карандаши домашнего
животного

Освоить приёмы
изображения
животного..

Рисуем портрет
любимого питомца

20/10

Планшет,
Krita

Освоить приёмы
изображения
фантастического

Рисуем портрет
фантастического
питомца

Пейзаж

Портрет

Автопортрет Научиться
рисовать
автопортрет

Портрет
домашнего
животного

животного.
21/11

Цветные
Групповой
карандаши портрет

Научиться
создавать
композицию
группового
портрета

Рисуем
автопортрет с
питомцем

22/11

Планшет,
Krita

Научиться
создавать
композицию
группового
портрета

Рисуем
автопортрет с
фантастическим
питомцем

Групповой
портрет

Модуль 3. Основы живописи гуашью. Цифровой рисунок.
№ занятия /
неделя

Материалы Тема

Цель

Практическое
задание

23/12

Гуашь

Пейзаж

Изучить холодню Рисуем
зимний
гамму цветов
пейзаж.
Рисуем
ночной
пейзаж.

24/12

Планшет,
Krita

Пейзаж

Изучить
праздничную
гамму цветов

25/13

Гуашь

Движение и
поза

Понять динамику Рисуем
фигуры в
позы и жеста.
движении.

26/13

Планшет,
Krita

Движение и
поза в Krita

Создавать
цифровые
наброски
движений.

Рисуем бег,
прыжок,
наклон в
цифровом
виде.

27/14

Гуашь

Эмоции и
выражения
лица

Передавать
эмоции через
мимику и цвет.

Рисуем лица
с различными
эмоциями.

28/14

Планшет,
Krita (Ink
Pen)

Эмоции и
выражения
лица в Krita

Использовать
слои для
вариантов
выражений.

Создаём
серию
эмоций
персонажа.

29/15

Гуашь

Создание
персонажа

Придумать образ
персонажа,
объединяя
эмоции и позу.

Рисуем
собственного
героя.

Рисуем
пейзаж

30/15

Планшет,
Krita

Создание
персонажа

Разработать
цифровой
вариант
персонажа.

Создаём
героя в цвете.

31/16

Гуашь

Создание
Создание сюжета
иллюстрации

32/16

Планшет,
Krita

Создание
Придумать
Рисуем
иллюстрации поздравительную новогоднюю
открытку
открытку

Рисуем
новогоднюю
иллюстрацию

Модуль 4. Основы живописи в смешанной технике. Цифровой рисунок.
№ занятия /
неделя

Материалы

Тема

Цель

Практическое
задание

33/17

Акварель,
цветные
карандаши

Архитектурные
формы

Ознакомиться с
изображением
архитектуры

Рисуем
Средневековый
замок

34/17

Планшет,
Krita

Архитектурыне
формы

Ознакомиться с
изображением
архитектуры

Рисуем замок

35/18

Акварель,
цветные
карандаши

Образ лошади в Научиться
изобразительном изображать
искусстве
лошадей

Рисуем
рыцарского
коня

3618

Планшет,
Krita

Образ дракона в Научиться
изобразительном изображать
искусстве
дракона

Рисуем дракона

37/19

Акварель,
цветные
карандаши

Образ рыцаря в Научиться
изобразительном изображать
искусстве
рыцаря

Рисуем рыцаря

38/19

Планшет,
Krita

Образ мага в
Научиться
изобразительном изображать
искусстве
мага

Рисуем мага

39/20

Акварель,
цветные
карандаши

Фэнтези
иллюстрация

Создание
Рисуем
иллюстрации на иллюстрацию
заданную тему

40/20

Планшет,
Krita

Фэнтези
иллюстрация

Создание
Рисуем
иллюстрации на иллюстрацию
заданную тему

Модуль 5. Основы живописи пастелью. Цифровой рисунок.
№ занятия
/ неделя

Материалы

Тема

41/21

Пастель

Пейзаж в
Научиться
Рисуем
изобразительном изображать
пейзаж
искусстве
пейзаж пастелью

42/21

Планшет,
Krita

Пейзаж в
Научиться
изобразительном изображать
искусстве
пейзаж

43/22

Пастель

Животные в
Научиться
Рисуем
изобразительном изображать
животных
образ животного
искусстве
пастелью

44/22

Планшет,
Krita

Животные в
Научиться
Рисуем
изобразительном изображать
животных
образ животного
искусстве
пастелью

45/23

Пастель

Женский образ в Научиться
изобразительном рисовать
искусстве
портрет

Создаём
портрет мамы

46/23

Планшет,
Krita

Женский образ в Научиться
изобразительном рисовать
искусстве
портрет

Создаём
портрет
волшебницы

47/24

Пастель

Фэнтези
иллюстрация

Создание
иллюстрации на
заданную тему

Рисуем
иллюстрацию

48/24

Планшет,
Krita (Flat
Brush)

Фэнтези
иллюстрация

Создание
иллюстрации на
заданную тему

Рисуем
иллюстрацию

Цель

Практическое
задание

Рисуем
пейзаж

Модуль 6. Основы живописи гуашью. Цифровой рисунок.
№ занятия Материалы Тема
/ неделя

Цель

Практическое
задание

49/25

Гуашь

Космический
Научиться изображать
пейзаж в
пейзаж гуашью
изобразительном
искусстве

Рисуем
космический
пейзаж

50/25

Планшет,
Krita

Пейзаж в
Научиться изображать
изобразительном космический пейзаж
искусстве

Рисуем
космический
пейзаж

51/26

Гуашь

Интерьер в
Научиться изображать
изобразительном интерьер гуашью
искусстве

Рисуем
интерьер

52/26

Планшет,
Krita

Интерьер в
Научиться изображать
изобразительном интерьер
искусстве

Рисуем
интерьер
космического
корабля

53/27

Гуашь

Воздушный
Научиться рисовать
транспорт в
воздушный транспорт
изобразительном
искусстве

Рисуем
воздушный
транспорт

54/27

Планшет,
Krita

Воздушный
Научиться рисовать
Рисуем
транспорт в
космический транспорт космический
изобразительном
транспорт
искусстве

55/28

Гуашь

Фэнтези
иллюстрация

Создание иллюстрации
на космическую тему

Рисуем
иллюстрацию

56/28

Планшет,
Krita

Фэнтези
иллюстрация

Создание иллюстрации
на космическую тему

Рисуем
иллюстрацию

Модуль 7. Стиль аниме. Акварель. Цифровой рисунок.
№ занятия
/ неделя

Материалы Тема

57/29

Акварель,
маркеры

Стиль аниме в
Научиться
изобразительном изображать
пейзаж в стиле
искусстве
аниме

Рисуем аниме
пейзаж

58/29

Планшет,
Krita

Стиль аниме в
Научиться
изобразительном изображать
искусстве
аниме пейзаж

Рисуем аниме
пейзаж

59/30

Акварель,
маркеры

Город в
Научиться
изобразительном изображать
городской
искусстве
пейзаж

Рисуем город

60/30

Планшет,
Krita

Город в
Научиться
изобразительном изображать
городской
искусстве
пейзаж

Рисуем город

61/31

Акварель,
маркеры

Персонаж в
стиле аниме

Научиться
рисовать
персонажа

Рисуем
девушку

62/31

Планшет,
Krita

Персонаж в
стиле аниме

Персонаж в
стиле аниме

Рисуем юношу

63/32

Акварель,
маркеры

Фэнтези
иллюстрация

Создание
иллюстрации на
заданную тему

Рисуем
иллюстрацию

64/32

Планшет,
Krita

Фэнтези
иллюстрация

Создание
иллюстрации на
заданную тему

Рисуем
иллюстрацию

Цель

Практическое
задание

Модуль 8. Живопись гуашью. Цифровой рисунок.
№ занятия Материалы Тема
/ неделя

Цель

Практическое
задание

65/33

Гуашь

Фантастический Научиться
интерьер в
изображать
изобразительном интерьер гуашью
искусстве

Рисуем
фантастический
интерьер

66/33

Планшет,
Krita

Фантастический Научиться
интерьер в
изображать
изобразительном интерьер
искусстве

Рисуем
фантастический
интерьер

67/34

Гуашь

Автопортрет в
Научиться
Рисуем
изобразительном изображать
автопортрет
искусстве
автопортрет гуашью

68/34

Планшет,
Krita

Автопортрет в
Научиться
изобразительном изображать
искусстве
автопортрет

Рисуем
автопортрет

69/35

Гуашь

Фантастический
транспорт в изо
искусстве

Научиться рисовать
фантастический
транспорт

Рисуем
фантастический
транспорт

70/35

Планшет,
Krita

Фантастический Научиться рисовать
транспорт в
фантастический
изобразительном транспорт
искусстве

Рисуем
фантастический
транспорт

71/36

Гуашь

Фэнтези
иллюстрация

Создание
Рисуем
иллюстрации на
иллюстрацию
тему «Я в будущем»

72/36

Планшет,
Krita

Фэнтези
иллюстрация

Создание
Рисуем
иллюстрации на
иллюстрацию
тему «Я в будущем»

Планируемые результаты освоения программы
К концу курса обучающиеся будут готовы:
Предметные результаты:
 владеть базовыми приёмами рисования и живописи различными
материалами;
 уметь создавать композиции и передавать пространственные отношения;
 уверенно пользоваться графическим планшетом и цифровой программой
Krita;
 проявлять самостоятельность и творческую инициативу;
 демонстрировать готовность к участию в выставках и конкурсах.
Метапредметные результаты:
 умение творчески осмысливать действительность;
 повышение уровня развития общей культуры и поведенческой этики;
 профессиональное самоопределение учащихся.
Личностные результаты:
 быть

мотивированным

к

обучению,

готовности

и

способности

к

саморазвитию на основе изученного материала;
 освоение социальных норм и правил поведения в группе;
 уметь нести ответственность за результат своего труда;
 получить навыки самоконтроля и самонаблюдения; формировать навык
самоанализа;
 формирование и укрепление нравственных ориентиров.

Список литературы
Для педагога:
1. Анисимов Н.Н. Основы рисования. – М.: Стройиздат, 1977. – 186 с. с ил.
2. Готфрид Баммеc. Изображение фигуры человека. – Берлин: Фольк унд
виссен, 2000. – 336 с. с ил.
3. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Учебное пособие. – 3-е изд. –
Москва:Высш. шк., 2000. – 271 с. с ил.
4. Русские художники от «А» до «Я». СЛОВО/SLOVO - 2003. -216., ил.
Для учащихся:
1. Франьяк Мэй: Герои фэнтези. 10 моделей для рисования. М.: Махаон.
ISBN:978-5-389-27513-3

2. К. Джонсон. Первые шаги. Рисунок акварелью. Минск: Попурри, 2003
3. С. Ольмедо. Путь к мастерству. Как писать пастелью. М.: Арт-Родник, 2001
4. Н.Б.Лушников. Рисунок. Портрет Уч-е пособие М. «Владос»-2008г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».