1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа по
изобразительному
искусству
«Современный
художник»,
художественной
направленности разработана на основании следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ).
2. Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
3. «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»,
утверждено Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-Р.
4. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
6. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. Приказ от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций
«Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в Свердловской области».
8. Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)».
9. Письма Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
10.
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ в образовательных организациях» (методические рекомендации).
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ.
образовательное
учреждение
И
МОЛОДЕЖНОЙ
Государственное
Свердловской
автономное
области
«Дворец
ПОЛИТИКИ
нетиповое
молодёжи»
Региональный модельный центр. Екатеринбург 2021г.
11.Устава МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги, разработана в соответствии с
социальным заказом художественной направленности.
Актуальность и новизна программы
Современный мир предъявляет к детям новые требования в области
визуального мышления, эстетического восприятия и владения цифровыми
технологиями. Программа «Современный художник» направлена на развитие у
учащихся способности создавать художественные образы, как традиционными
средствами изобразительного искусства, так и с помощью графического планшета
и компьютерных программ. Новизна программы заключается в интеграции
классических художественных методик и цифровых инструментов, что делает
процесс обучения современным, увлекательным и практико-ориентированным.
Цели и задачи программы
Цель программы — формирование у детей базовых художественных умений,
развитие творческого мышления и освоение навыков работы с традиционными
художественными и цифровыми графическими инструментами.
Основные задачи программы
-Вызвать интерес к изобразительной деятельности;
-Формировать
культуру
работы
с
художественными
материалами
и
компьютерной техникой.
Обучающие задачи:
освоить основные художественные материалы и техники (карандаш,
акварель, гуашь, пастель и др.);
познакомиться с цифровыми инструментами рисования в программе Krita;
сформировать устойчивый интерес к изобразительному искусству;
Развивающие задачи:
развивать индивидуальность и воображение через создание персонажей и
сюжетных композиций;
развивать художественный вкус, чувства формы, цвета, композиции и
пропорций;
Воспитательные задачи:
воспитать усидчивость, самостоятельность, ответственность;
воспитать бережное отношение к средствам труда, компьютерной технике;
Профориентационные задачи:
Дать необходимые художественные и технические навыки для работы в
сфере изобразительного искусства и компьютерной графики.
Направленность программы
Дополнительная
«Современный
общеобразовательная
художник»
относится
к
общеразвивающая
художественной
программа
направленности.
Программа предназначена для учащихся 7-14 лет. Программа способствует
созданию условий для развития творческого потенциала, формирования знаний и
умений в изобразительном искусстве.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв между
учебными занятиями – 15 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объём программы
Обучение рассчитано на один учебный год и включает 144 часа (2 занятия в
неделю по 2 академических часа).
Организация образовательного процесса
Форма проведения занятий — групповая, с сочетанием теоретической части,
практической работы и творческих проектов. Программа рассчитана на детей в
возрасте от 7 до 14 лет, не требующих предварительной художественной
подготовки.
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в просторном и освещенном помещении, оборудованном
мебелью: столы и стулья, для теоретического обучения.
Оборудование:
- Компьютеры с установленной программой Krita
- Графические планшеты;
- принтер;
- проектор,
- магнитно-маркерная доска - экран для демонстрации материала и просмотра
результатов работ.
Материалы для работы:
- Краски акварельные, гуашь, кисти, пастель, цветные карандаши, простые
карандаши, ластики, акварельная бумага.
Для организации выставки:
- выставочный стенд
Методы и формы обучения
Основные
методы:
частично-поисковый,
объяснительно-иллюстративный,
творческий.
Занятия
включают
практический,
демонстрацию
художественных приёмов, упражнения на развитие глазомера, работу по
наблюдению, а также творческие задания и мини-проекты. Формы организации
деятельности: индивидуальная.
Календарный учебный график
Режим
организации
занятий
по
данной
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе определяется календарным
учебным графиком.
Календарный учебный график разрабатывается до начала каждого учебного
года, согласовывается с заместителем директора по УВР. Календарный учебный
график соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
Начало учебного года с 01 сентября, окончание учебного года – 31 мая.
Год
Начало
обучения окончание
учебного
Количество Количество Продолжительность
учебных
учебных
и периодичность
недель
часов
занятий
36
144
2 раза по 2 часа
Сроки
аттестации
года
1
С1
сентября
по 31 мая
май
УЧЕБНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
1
2
3
4
5
Название модуля
Основы рисунка и
живописи акварелью.
Основы цифрового
рисунка
Основы рисунка и
живописи цветными
карандашами. Основы
цифрового рисунка
(продолжение).
Основы живописи
гуашью. Цифровой
рисунок.
Модуль 4. Основы
живописи в смешанной
технике. Цифровой
рисунок.
Модуль 5. Основы
живописи пастелью.
Цифровой рисунок.
Теория, ч
Практика, ч
всего
Формы контроля
3
21
24
Выставка
2
18
20
Выставка
2
18
20
Выставка
2
14
16
Выставка
2
14
16
Выставка
6
Модуль 6. Основы
живописи гуашью.
Цифровой рисунок.
2
14
16
Выставка
7
Модуль 7. Стиль аниме.
Акварель. Цифровой
2
рисунок.
14
16
Выставка
8
Модуль 8. Живопись
гуашью. Цифровой
рисунок.
2
14
16
Выставка
17
127
144
Содержание программы
Модуль 1. Основы рисунка и живописи акварелью. Основы цифрового
рисунка.
№
Материалы
занятия
/ неделя
Тема
Цель
Практическое
задание
1/1
Карандаш,
акварельные
краски
Пейзаж
Познакомиться с
правилами техники
безопасности.
Изучаем способы
передачи
пространства в
пейзаже
Простой пейзаж,
облака, пейзаж с
линейной
перспективой
дороги.
2/1
Планшет, Krita
Линия и
форма в
цифровом
рисунке
Познакомиться с
правилами техники
безопасности.
Освоить перо и
настройку толщины
линии.
Рисуем линии,
геометрические
фигуры и
простые
предметы на
планшете,
изменяя
толщину и
прозрачность
пера.
3/2
Карандаш,
акварельные
краски
Деревья
Изучаем способы
изображения
деревьев в пейзаже
Пейзаж с двумя
деревьями.
Планшет, Krita
Пейзаж
Освоить палитру и
оттенки в цифровой
среде.
Создаём
простой пейзаж.
4/2
Аллея.
5/3
Карандаш,
Свет и тень
шариковая ручка
Научиться
передавать объём и
шерсть с помощью
штриховки.
Рисуем портрет
кошки.
Рисуем портрет
волка.
6/3
Планшет, Krita
Свет и тень
в цифровом
рисунке
Использовать
Рисуем те же
мягкую кисть для
формы с
передачи светотени. использованием
мягких кистей и
прозрачности.
7/4
Карандаш,
акварельные
краски
Свет и тень
Освоить приёмы
изображения
животного.
Рисуем портрет
зайца
акварелью.
8/4
Планшет, Krita
Свет и тень
в цифровом
рисунке
Понять принципы
построения фигуры
на планшете.
Рисуем портрет
медведя.
9/5
Карандаш,
акварельные
краски
Персонаж.
Научиться
создавать
персонажа.
Рисуем
второстепенного
персонажа из
сказки.
10/5
Планшет, Krita
Персонаж
Научиться рисовать
персонажа.
Рисуем главного
персонажа из
сказки.
11/6
Карандаш,
акварельные
краски
Итоговая
Проиллюстрировать Рисуем
иллюстрация сцену из сказки
иллюстрацию
12/6
Планшет, Krita
Итоговая
Проиллюстрировать Рисуем
иллюстрация сцену из сказки
иллюстрацию
Модуль 2. Основы рисунка и живописи цветными карандашами. Основы
цифрового рисунка (продолжение).
№ занятия Материалы Тема
/ неделя
Цель
Практическое
задание
13/7
Цветные
Пейзаж.
карандаши Тёплые и
холодные
цвета
Познакомиться с
изобразительтными
особенностями
цветных
карандашей
Рисуем пейзаж с
температурными
зонами
цвета.Абстрактный
фон.
14/7
Планшет,
Krita
Изучить цифровую
палитру и
принципы
смешения цвета.
Создаём цифровой
пейзаж
15/8
Цветные
Портрет
карандаши
Научиться
рисовать портрет
человека
Рисуем женский
портрет
16/8
Планшет,
Krita
Научиться
рисовать портрет
человека
Рисуем мужской
портрет
17/9
Цветные
Автопортрет Научиться
рисовать
карандаши
автопортрет
Рисуем
автопортрет по
фотографии
18/9
Планшет,
Krita
Рисуем
автопортрет по
фотографии
19/10
Цветные
Портрет
карандаши домашнего
животного
Освоить приёмы
изображения
животного..
Рисуем портрет
любимого питомца
20/10
Планшет,
Krita
Освоить приёмы
изображения
фантастического
Рисуем портрет
фантастического
питомца
Пейзаж
Портрет
Автопортрет Научиться
рисовать
автопортрет
Портрет
домашнего
животного
животного.
21/11
Цветные
Групповой
карандаши портрет
Научиться
создавать
композицию
группового
портрета
Рисуем
автопортрет с
питомцем
22/11
Планшет,
Krita
Научиться
создавать
композицию
группового
портрета
Рисуем
автопортрет с
фантастическим
питомцем
Групповой
портрет
Модуль 3. Основы живописи гуашью. Цифровой рисунок.
№ занятия /
неделя
Материалы Тема
Цель
Практическое
задание
23/12
Гуашь
Пейзаж
Изучить холодню Рисуем
зимний
гамму цветов
пейзаж.
Рисуем
ночной
пейзаж.
24/12
Планшет,
Krita
Пейзаж
Изучить
праздничную
гамму цветов
25/13
Гуашь
Движение и
поза
Понять динамику Рисуем
фигуры в
позы и жеста.
движении.
26/13
Планшет,
Krita
Движение и
поза в Krita
Создавать
цифровые
наброски
движений.
Рисуем бег,
прыжок,
наклон в
цифровом
виде.
27/14
Гуашь
Эмоции и
выражения
лица
Передавать
эмоции через
мимику и цвет.
Рисуем лица
с различными
эмоциями.
28/14
Планшет,
Krita (Ink
Pen)
Эмоции и
выражения
лица в Krita
Использовать
слои для
вариантов
выражений.
Создаём
серию
эмоций
персонажа.
29/15
Гуашь
Создание
персонажа
Придумать образ
персонажа,
объединяя
эмоции и позу.
Рисуем
собственного
героя.
Рисуем
пейзаж
30/15
Планшет,
Krita
Создание
персонажа
Разработать
цифровой
вариант
персонажа.
Создаём
героя в цвете.
31/16
Гуашь
Создание
Создание сюжета
иллюстрации
32/16
Планшет,
Krita
Создание
Придумать
Рисуем
иллюстрации поздравительную новогоднюю
открытку
открытку
Рисуем
новогоднюю
иллюстрацию
Модуль 4. Основы живописи в смешанной технике. Цифровой рисунок.
№ занятия /
неделя
Материалы
Тема
Цель
Практическое
задание
33/17
Акварель,
цветные
карандаши
Архитектурные
формы
Ознакомиться с
изображением
архитектуры
Рисуем
Средневековый
замок
34/17
Планшет,
Krita
Архитектурыне
формы
Ознакомиться с
изображением
архитектуры
Рисуем замок
35/18
Акварель,
цветные
карандаши
Образ лошади в Научиться
изобразительном изображать
искусстве
лошадей
Рисуем
рыцарского
коня
3618
Планшет,
Krita
Образ дракона в Научиться
изобразительном изображать
искусстве
дракона
Рисуем дракона
37/19
Акварель,
цветные
карандаши
Образ рыцаря в Научиться
изобразительном изображать
искусстве
рыцаря
Рисуем рыцаря
38/19
Планшет,
Krita
Образ мага в
Научиться
изобразительном изображать
искусстве
мага
Рисуем мага
39/20
Акварель,
цветные
карандаши
Фэнтези
иллюстрация
Создание
Рисуем
иллюстрации на иллюстрацию
заданную тему
40/20
Планшет,
Krita
Фэнтези
иллюстрация
Создание
Рисуем
иллюстрации на иллюстрацию
заданную тему
Модуль 5. Основы живописи пастелью. Цифровой рисунок.
№ занятия
/ неделя
Материалы
Тема
41/21
Пастель
Пейзаж в
Научиться
Рисуем
изобразительном изображать
пейзаж
искусстве
пейзаж пастелью
42/21
Планшет,
Krita
Пейзаж в
Научиться
изобразительном изображать
искусстве
пейзаж
43/22
Пастель
Животные в
Научиться
Рисуем
изобразительном изображать
животных
образ животного
искусстве
пастелью
44/22
Планшет,
Krita
Животные в
Научиться
Рисуем
изобразительном изображать
животных
образ животного
искусстве
пастелью
45/23
Пастель
Женский образ в Научиться
изобразительном рисовать
искусстве
портрет
Создаём
портрет мамы
46/23
Планшет,
Krita
Женский образ в Научиться
изобразительном рисовать
искусстве
портрет
Создаём
портрет
волшебницы
47/24
Пастель
Фэнтези
иллюстрация
Создание
иллюстрации на
заданную тему
Рисуем
иллюстрацию
48/24
Планшет,
Krita (Flat
Brush)
Фэнтези
иллюстрация
Создание
иллюстрации на
заданную тему
Рисуем
иллюстрацию
Цель
Практическое
задание
Рисуем
пейзаж
Модуль 6. Основы живописи гуашью. Цифровой рисунок.
№ занятия Материалы Тема
/ неделя
Цель
Практическое
задание
49/25
Гуашь
Космический
Научиться изображать
пейзаж в
пейзаж гуашью
изобразительном
искусстве
Рисуем
космический
пейзаж
50/25
Планшет,
Krita
Пейзаж в
Научиться изображать
изобразительном космический пейзаж
искусстве
Рисуем
космический
пейзаж
51/26
Гуашь
Интерьер в
Научиться изображать
изобразительном интерьер гуашью
искусстве
Рисуем
интерьер
52/26
Планшет,
Krita
Интерьер в
Научиться изображать
изобразительном интерьер
искусстве
Рисуем
интерьер
космического
корабля
53/27
Гуашь
Воздушный
Научиться рисовать
транспорт в
воздушный транспорт
изобразительном
искусстве
Рисуем
воздушный
транспорт
54/27
Планшет,
Krita
Воздушный
Научиться рисовать
Рисуем
транспорт в
космический транспорт космический
изобразительном
транспорт
искусстве
55/28
Гуашь
Фэнтези
иллюстрация
Создание иллюстрации
на космическую тему
Рисуем
иллюстрацию
56/28
Планшет,
Krita
Фэнтези
иллюстрация
Создание иллюстрации
на космическую тему
Рисуем
иллюстрацию
Модуль 7. Стиль аниме. Акварель. Цифровой рисунок.
№ занятия
/ неделя
Материалы Тема
57/29
Акварель,
маркеры
Стиль аниме в
Научиться
изобразительном изображать
пейзаж в стиле
искусстве
аниме
Рисуем аниме
пейзаж
58/29
Планшет,
Krita
Стиль аниме в
Научиться
изобразительном изображать
искусстве
аниме пейзаж
Рисуем аниме
пейзаж
59/30
Акварель,
маркеры
Город в
Научиться
изобразительном изображать
городской
искусстве
пейзаж
Рисуем город
60/30
Планшет,
Krita
Город в
Научиться
изобразительном изображать
городской
искусстве
пейзаж
Рисуем город
61/31
Акварель,
маркеры
Персонаж в
стиле аниме
Научиться
рисовать
персонажа
Рисуем
девушку
62/31
Планшет,
Krita
Персонаж в
стиле аниме
Персонаж в
стиле аниме
Рисуем юношу
63/32
Акварель,
маркеры
Фэнтези
иллюстрация
Создание
иллюстрации на
заданную тему
Рисуем
иллюстрацию
64/32
Планшет,
Krita
Фэнтези
иллюстрация
Создание
иллюстрации на
заданную тему
Рисуем
иллюстрацию
Цель
Практическое
задание
Модуль 8. Живопись гуашью. Цифровой рисунок.
№ занятия Материалы Тема
/ неделя
Цель
Практическое
задание
65/33
Гуашь
Фантастический Научиться
интерьер в
изображать
изобразительном интерьер гуашью
искусстве
Рисуем
фантастический
интерьер
66/33
Планшет,
Krita
Фантастический Научиться
интерьер в
изображать
изобразительном интерьер
искусстве
Рисуем
фантастический
интерьер
67/34
Гуашь
Автопортрет в
Научиться
Рисуем
изобразительном изображать
автопортрет
искусстве
автопортрет гуашью
68/34
Планшет,
Krita
Автопортрет в
Научиться
изобразительном изображать
искусстве
автопортрет
Рисуем
автопортрет
69/35
Гуашь
Фантастический
транспорт в изо
искусстве
Научиться рисовать
фантастический
транспорт
Рисуем
фантастический
транспорт
70/35
Планшет,
Krita
Фантастический Научиться рисовать
транспорт в
фантастический
изобразительном транспорт
искусстве
Рисуем
фантастический
транспорт
71/36
Гуашь
Фэнтези
иллюстрация
Создание
Рисуем
иллюстрации на
иллюстрацию
тему «Я в будущем»
72/36
Планшет,
Krita
Фэнтези
иллюстрация
Создание
Рисуем
иллюстрации на
иллюстрацию
тему «Я в будущем»
Планируемые результаты освоения программы
К концу курса обучающиеся будут готовы:
Предметные результаты:
владеть базовыми приёмами рисования и живописи различными
материалами;
уметь создавать композиции и передавать пространственные отношения;
уверенно пользоваться графическим планшетом и цифровой программой
Krita;
проявлять самостоятельность и творческую инициативу;
демонстрировать готовность к участию в выставках и конкурсах.
Метапредметные результаты:
умение творчески осмысливать действительность;
повышение уровня развития общей культуры и поведенческой этики;
профессиональное самоопределение учащихся.
Личностные результаты:
быть
мотивированным
к
обучению,
готовности
и
способности
к
саморазвитию на основе изученного материала;
освоение социальных норм и правил поведения в группе;
уметь нести ответственность за результат своего труда;
получить навыки самоконтроля и самонаблюдения; формировать навык
самоанализа;
формирование и укрепление нравственных ориентиров.
Список литературы
Для педагога:
1. Анисимов Н.Н. Основы рисования. – М.: Стройиздат, 1977. – 186 с. с ил.
2. Готфрид Баммеc. Изображение фигуры человека. – Берлин: Фольк унд
виссен, 2000. – 336 с. с ил.
3. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Учебное пособие. – 3-е изд. –
Москва:Высш. шк., 2000. – 271 с. с ил.
4. Русские художники от «А» до «Я». СЛОВО/SLOVO - 2003. -216., ил.
Для учащихся:
1. Франьяк Мэй: Герои фэнтези. 10 моделей для рисования. М.: Махаон.
ISBN:978-5-389-27513-3
2. К. Джонсон. Первые шаги. Рисунок акварелью. Минск: Попурри, 2003
3. С. Ольмедо. Путь к мастерству. Как писать пастелью. М.: Арт-Родник, 2001
4. Н.Б.Лушников. Рисунок. Портрет Уч-е пособие М. «Владос»-2008г.