Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества пгт. Верхние Серги 623070 Свердловская область, пгт. Верхние Серги, ул. Володарского 8А, тел. (34398) 2-42-68 Принята на заседании педагогического совета МАУДО ЦДТ пгт.Верхние Серги Протокол № __ от _______ 2023 г. Утверждаю: Директор МАУДО ЦДТ пгт.Верхние Серги ___________Е.В.Каргапольцева/ Приказ №____ от _______ 2023г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Юный фотограф» Для детей 9-15 лет Срок реализации программы 2 года Составил: Курѐннова Мария Михайловна педагог дополнительного образования Верхние Серги 2023 Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный фотограф» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); 11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; 13. Устава МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги; Направленность программы. Фотография в нашей жизни с каждым днем занимает все большее место. Нет, пожалуй, такой отрасли науки, техники, культуры, где бы она не применялась. Широкое применение фотографии в печати, организация больших фотовыставок вызывает большой интерес школьников к этому виду художественного творчества. Массовый фотобумаги выпуск и нашей плѐнок промышленностью создаѐт условия (и для импорт) фотоаппаратов, дальнейшего развития фотолюбительства. Для многих занятия фотографией становятся увлечением на долгие годы. За последние 10-12 лет фотография в нашей стране пережила качественные изменения. Появление автоматических фотоаппаратов, качественных цветных плѐнок, лаборатории экспресс - обработки фотоматериалов привело к тому, что изучение техники фотосъѐмки и химической обработки фотоматериалов, особенно на начальном этапе обучения, перестало быть актуальным. Но технологическая революция на этом не завершилась. На смену традиционной фотографии с плѐнкой и химической обработкой материалов идѐт цифровая с быстрым получением изображения и широчайшими возможностями творческого изменения первоначального изображения при помощи компьютерных технологий. Компьютерная обработка изображений реализует свободу творчества и фантазии рисовальщика и передаѐт достоверность создаваемого изображения, присущую фотографии. Занятия фотографией приобщают учащихся к прекрасному, развивают творческие способности, помогают найти своѐ место в жизни или просто заняться интересным и полезным делом. Актуальность программы. Благодаря современной технике и прогрессу фото очень плотно вошло в нашу жизнь, мы привыкли, что у нас под рукой практически всегда телефон, «культ фотографии» наблюдается повсеместно: и взрослые, и дети – все пытаются запечатлеть яркие моменты окружающего мира. Это на первый взгляд бесполезное стремление все фотографировать необходимо направить в нужное русло, и оно непременно даст результат. Объединение «Юный фотограф» – это не только интересное занятие для ребят, но и способ воспитания в них любви к Родине, чувственного восприятия действительности, художественного вкуса, культуры. Использование фотографий родных мест, сделанных руками ребят, очень актуально на уроках общеобразовательной программы: на истории, краеведении, биологии, географии. На сегодняшний день практически каждый конкурс районного или краевого уровня содержит в себе номинацию «Фоторабота». А умение правильно построить композицию – это уже половина успеха. В школе, проводится большое количество общешкольных и классных мероприятий, и каждое из них – это один из многих дней, которые будущие выпускники будут вспоминать как лучшие в школе. Как правило, такие мероприятия пытается запечатлеть один человеком, ответственный за фотосъемку в школе. Но часто, за кадром остаются самые интересные моменты повседневной жизни учеников: на уроке, на перемене, на каникулах. Для того чтобы не упустить их из повседневной жизни ребят, необходимо назначить в каждом классе человека ответственного за фотосъѐмку, лучшей кандидатурой будут сами ученики, которые будут фотокорреспондентами. Отличительные особенности программы. Объединение «Юный фотограф» заключается в комплексном подходе к изучению цифровой фотографии. В программе изучаются не только традиционные вопросы фотографирования, но основы фотожурналистики. Изучая приемы фотографирования и современные способы обработки фотографий, ребенок ищет новые возможности применить полученные знания, подать их окружающим. Анализирует полученные результаты и видит возможность в дальнейшем реализации свои умений и навыков в жизни. Так осуществляется непрерывный рост личности, развитие и расширение творческих способностей средствами уникального искусства фотографии. Формы организации образовательного процесса Обучающиеся сформированы в группу разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения. Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. Адресат программы. На обучение по программе «Юный фотограф» принимаются все желающие ребята с 9 до 15 лет, имеющие интерес к фотографии. Занятия проводятся в группах до 15 человек. Возрастные особенности. Средний школьный возраст (9 – 13 лет) характеризуется интенсивным физическим развитием, а также в это период окончательно выявляется склонность к определенным видам деятельности. Подростки начинают мыслить абстрактно. Способны прогнозировать последствия своих поступков. Обладают энтузиазмом и потребностью в самоутверждении, в подчѐркивании своей «взрослости» и самостоятельности. Как правило, подростки этого возраста охотно взаимодействуют в команде, умеют распределять роли и обязанности, планировать совместную деятельность. Болезненно воспринимают критику. Старший школьный возраст (14 – 15 лет) – вполне сложившиеся личности, склонны проявлять самостоятельность и независимость от родителей, педагога. Для старших подростков становятся чуждыми конкретные приземленные образы, характеры, сюжеты. Характерно стремление проявить свою независимость, индивидуальность, самореализоваться в социуме, руководить младшими товарищами. Объѐм программы. Общий объѐм дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный фотограф» составляет 288 часа на 2 года обучения, которые распределяются следующим образом: 1 год обучения - 144 часа в год; 2 год обучения –144 часа в год; Формы организации учебных занятий Программа предусматривает использование различных форм проведения занятий с детьми: практическое, теоретическое (лекция, беседа); выставка, конкурс, открытое занятие, творческая встреча, групповая, индивидуально-групповая, трудовая, беседы, групповые, индивидуальные, коллективные; очное, дистанционное обучение, итоговое занятие. Срок освоения программы Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный фотограф» составляет 2 года. Режим занятий Занятия проводятся: Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. При проведении 2-х часовых занятий обязательны перемены продолжительностью 10 минут. Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепленияинструктажа по технике безопасности по соответствующим инструктажам. Программа составлена с учетом санитарногигиенических правил, возрастных особенностей учащихся и порядка проведения занятий. Организация обучения по программе осуществляется на базе МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги. Цель и задачи программы. Цель программы: создать условия для развития интереса к цифровой графике, развития личности ребѐнка, способного к творческому самовыражению, через освоение цифровой техники и овладение навыками фотографирования. Задачи: Обучающие: 1. формировать положительное отношение к профессиям, которые связаны с фотографией; 2. дать представление об истории фотографии; 3. научить практическим навыкам и умению обращаться с различными типами фотоаппаратов и фото принадлежностей, умению работать в разных жанрах фотосъѐмки; 4. дать представление о выразительных средствах и режимах фотосъемки; 5. сформировать представление о компьютерной графике; формировать умения и навыки работы в графическом редакторе; 6. подготовить обучающихся к выставкам и конкурсам, которые решаются в процессе реализации программы; Развивающие: 1. развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности; 2. развивать глазомер, координацию движений, усидчивость; 3. развивать умение самореализовываться, чувство долга, выполнения возложенных обязательств. 4. Развитие зрительного восприятия воспитанников, фотографического видения; 5. Развивать умение правильно анализировать полученные фотоснимки; Воспитательные: 1. формировать знания о правовых и этических нормах работы с информацией; 2. воспитывать стремление к самоутверждению через освоение цифровой техники; 3. воспитывать личную ответственность за результаты своей работы; 4. воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач; 5. воспитание подростков в атмосфере сотрудничества, доверия, укрепление дружбы между учащимися. Учебный тематический план 1 года обучения № Наименование темы п/п 1. Вводное занятие. Инструктаж по Количество часов Формы контроля Всего Теория Практика 4 2 2 технике безопасности Первичная диагностика – собеседование 2. История возникновения 2 2 0 фотографии 3. Знакомство с фотоаппаратом Педагогическое наблюдение 12 8 4 Педагогическое наблюдение 4. Экспозиция 16 6 10 Педагогическое наблюдение 5. Композиция 18 4 14 Педагогическое наблюдение 6. Цвет и свет в фотографии 10 4 6 Педагогическое наблюдение 7. Натюрморт 12 5 10 Педагогическое наблюдение 8. Пейзаж 14 6 8 Педагогическое наблюдение 9. Репортажная съѐмка 20 5 15 Педагогическое наблюдение 10. Работа с программами по 34 8 Педагогическое 26 обработке фотографий. 11. Итоговое занятие наблюдение Открытое занятие 2 0 2 144 39 105 Содержание учебного плана 1 года обучения Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Теория. Знакомство с коллективом. Введение в программу. Тематический план занятий. Знакомство с материалами. Техника безопасности на занятиях. Правила поведения в кабинете, на экскурсии. Практика. Ознакомление с помещением. Правила обращения с фототехникой и оптикой. Консультации по фотоаппаратуре. Определение уровня развития умений, на основе пробной работы на свободную тему. Тема2. История фотографии Теория. Исторический экскурс - возникновение фотографии, классики фотоискусства. Тема 3.Знакомство с фотоаппаратом. Теория. Фотографический аппарат и обращение с ним. Основные части фотоаппарата. Как с ним работать. Чем отличаются фотоаппараты. Виды фотоаппаратов. Изучаем фотоаппарат. Что внутри? Виды фотоаппаратов. Состав фотоаппарата, принцип действия. Фотообъектив. Виды фотообъективов. Фотовспышка. Типы фотообъективов, их практическое использование. Практика. Параметры выбора фотообъектива. Навыки и умения пользования фотоаппаратом. Примеры удачных самостоятельных снимков. Понятие "композиция кадра". Тема 4. Экспозиция. Теория: Чувствительность – взаимозаменяемость экспоната, приоритет диафрагмыили выдержки, измерение. Практика: Проведение фотосъѐмки с использованием разных диафрагм и режимов выдержки. Светочувствительность негативного материала. Определение экспозиции с помощью фотоэкспонометра. Проведение фотосъѐмки в разных сочетаниях света и тени. Сравнение полученных снимков.Съѐмка малоформатным фотоаппаратом. Установка экспозиции. Экспозиционные числа. Съѐмка цифровыми фотоаппаратами. Проведение фотосъѐмки разными фотоаппаратами для установления различий в светосиле объективов. Тема 5. Композиция. Теория: Отличия восприятия изображения человеком и фотоаппаратом. Изобразительные средства фотографии. Изобразительные центры внимания. Физический, смысловой и изобразительный центр в кадре. Правило считывания изображения. Практика: Проведение фотосъѐмки различных объектов. Сопоставление сходства и различий в их визуальном восприятии глазом и посредством фотографического изображения. Смысловой центр, свойства линий, симметрия. Основные законы фото композиции (целостность, единство формы и содержания, гармония, лаконизм, новизна). Съѐмка фото композиций. Основные правила композиции (контраст, размещение, правило одной трети, равновесие и симметрия, формат, точка съѐмки, диагональ, пространство, чтение изображения, правило светотеневых соотношений). Съѐмка цифровым фотоаппаратом с учѐтом применения основных правил композиции, составление композиций. Изображение и анализ работ мастеров живописи и мастеров фотографии. Тема 6. Цвет и свет в фотографии. Теория: Тѐплые и холодные цвета, контрастные цвета, сочетания цветов, тѐмные и светлые тона. Чувствительность глаза и плѐнки к различным цветам. Радуга – семь цветов. Цветовая чувствительность плѐнки. Светофильтры и их применение. Практика: Проведение фотосъѐмки с использованием светофильтров и без них. Сопоставление полученных результатов. Импульсный и постоянный свет. Виды освещений, характер освещѐнности. Характер светового рисунка. Фронтальное, боковое и контровое освещение. Влияние освещения на настроение снимка. Определение характера освещения при съѐмке и настроения снимка с помощью анализа предложенных для этого фотографий. Тема 7. Натюрморт. Теория. Натюрморт как художественный жанр фотоискусства. Передача формы и фактуры. Содержание снимка, расположение предметов в кадре. Практика. Подбор предметов для съѐмки натюрморта, практическое композиционное построение для съѐмки. Индивидуальное составление композиции каждым учащимся. Законы построения натюрморта. Выбор реквизитов, фотоаппаратуры, фона и освещения. Тональность и светотеневой рисунок изображения. Значение выбранных источников света. Индивидуальное составление натюрморта по данной теме. Самостоятельный выбор источников света, фона, аппаратуры. Самостоятельное фотографирование. Тема 8. Пейзаж. Теория. Образ пейзажа. Летний пейзаж, зимний пейзаж, городской пейзаж, архитектура. Особенности съѐмки каждого жанра. Выбор аппаратуры, изучение объекта съѐмки, условия съѐмки. Выделение в снимке главного, акцентирование на нѐм внимания зрителя. Практика. Выполнение основных правил построения кадра в пейзаже. Роль освещения в процессе съѐмки. Характер освещения. Распределение света и тени на объекте съѐмки. Тональное решение при съѐмке. Роль положения солнца в процессе съѐмки. Изучение Съѐмка пейзажа. объекта съѐмки Самостоятельное в различных световых индивидуальное и условиях. коллективное фотографирование на даче, в походах, экскурсиях, на пленэре и т.д. Обработка отснятого материала в студии. Анализ результатов работы. Особенности съѐмки городского пейзажа. Выбор места, аппаратуры, изучение объекта съѐмки. Композиционное построение кадра. Самостоятельная съѐмка городского пейзажа. Особенности съѐмки архитектуры. Выбор места, аппаратуры, изучение объекта съѐмки. Композиционное построение кадра. Использование света при съѐмке. Самостоятельная съѐмка архитектурных памятников и современной архитектуры. Тема 9. Репортажная съемка. Теория. Изучение обстановки. Выбор аппаратуры и съѐмочного материала. Серия, очерк, портрет. Практика. Съѐмка различных мероприятий. Обработка материала. Анализ. Изучение объекта съѐмки. Выбор аппаратуры, съѐмочного материала. Основные правила съѐмки мероприятий. Внеклассная съѐмка (дом, школа, город и т.д.).Обработка материала в студии, анализ полученных результатов съѐмки торжественных мероприятий. Изучение объектов съѐмки. Выбор вида спорта, изучение наиболее динамичных мест. Выбор фотоаппаратуры. Особенности съѐмки спорта. Съѐмка в спортзале школы, Дворцах спорта, на стадионах и т.д. Обработка отснятого материала. Тема 10. Работа с программами по обработке фотографий. Теория.Основы компьютерной графики. Обзор различных программ по обработке фотографий – от простейших до профессиональных. Работа в программе AdobeLightroom. Практика. Выполнение упражнений в программе AdobeLightroom. Изучение панели инструментов. Перестройка палитр, Выбор и скрытие палитры, Сохранение, восстановление расположения палитр. Способы изменения масштаба просмотра. Тема 11. Итоговое занятие. Теория. Подведение итогов учебного года. Открытое занятие. К концу 1 года обучения, учащиеся овладевают следующими компетентностями: - знать ТБ при работе со средствами ИКТ - знать историю развития мировой и отечественной фотографии; - знать устройство и принципы работы фотоаппарата; - знать основные технические термины; - знать основные композиции и изобразительные средства фотографии; - знать основные правила композиции кадра, линии и точки естественного внимания, освещѐнность, цветовое решение, планы размещения человека на экране; - уметь грамотно обращаться с фото техникой; - уметь создавать несложную фото композицию; - уметь вести фотосъѐмку; Учебный тематический план 2 года обучения № Наименование темы п/п 1. Вводное занятие. Количество часов Формы Всего Теория Практика контроля 4 2 2 Диагностика – Инструктаж по технике собеседование безопасности 2. Фотоэтюд. Фотосъемка. 18 2 0 Повторение 3. Как фотографировать не наблюдение 18 6 12 задумываясь 4. Технические особенности Авторский замысле и его 26 12 14 Репродукционная фотосъемка. 16 6 10 14 4 10 Педагогическое наблюдение 7. Журналистская фотография 12 4 8 8. Работа с программами по 32 12 20 2 0 2 обработке фотографий Итоговое занятие Педагогическое наблюдение Макросъемка. 9. Педагогическое наблюдение воплощение. 6. Педагогическое наблюдение фотосъемки осенью 5. Педагогическое Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Открытое занятие 144 46 98 Содержание учебного плана 2 года обучения Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Теория.Введение в программу. Тематический план занятий. Знакомство с материалами. Техника безопасности на занятиях. Правила поведения в кабинете. Практика. Правила обращения с фототехникой и оптикой. Консультации по фотоаппаратуре. Определение уровня развития умений, на основе пробной работы на свободную тему. Тема 2. Фотоэтюд. Фотосъемка. Повторение. Теория. Повторение. Устройство пленочного и цифрового фотоаппарата. Их функции и особенности. Обработка цифровых файлов на компьютере. Фотоэтюд. Основные изобразительные средства. Практика. Повторение и закрепление навыков обращения с фотоаппаратурой (пленочной, цифровой). Фотосъемка. Применение знаний по композиции и изобразительным средствам. Обработка файлов на компьютере. Тема 3. Как фотографировать не задумываясь. Теория.Простые правила фотографирования и сделать фотосъемки помогут фотографии более развить навыки профессиональными. Наличие сюжета. Наличие фона. Объект съемки ни в коем случае не должен сливаться с фоном. Наличие гармонии цветов. Всегда избегайте чересчур ярких огней и цветных пятен. Наличие асимметрии. Наличие линии горизонта не должна быть смещена без необходимости, также, как и линия поверхности водоема.Наличие запасного места. Снимая движущийся объект, оставьте в кадре немного места по направлению движения. Наличие правильной постановки. Наличие фантазии. Наличие правильного акцента. Практика. Фотографирование с наличием сюжета, фона, гармонии цветов, гармонии цветов, асимметрии, уравновешенности, точки съемки, освещения. Полупустой кадр – неинтересен.Это может быть даже простая травинка на переднем плане Фотографируя общий пейзаж, обязательно включать в кадр то, за что есть зацепиться взгляду. Тема 4. Технические особенности фотосъемки осенью. Теория. Осенняя фотосессия – это период поиска новых образов, идей, замыслов и вариантов их воплощения. Осенняя фотосессия с правильным балансом белого. Контрастность. Усиление контраста света и тени. Правильная глубина резкости для осенней фотосессии. Техническая оснастка. Практика. Проведение осенней фотосессии с использованием теоретических знаний, обработка и печать полученных фото. Тема 5. Авторский замысле и его воплощение. Теория. Изобразительные средства фотографии. Свет в природе и фотографии. Тональное решение снимка. Резкость фотоизображения. Динамичность. Фактура и объем изображения. Основы композиции. Принцип заполнения картинной плоскости. Выбор точки съемки. Смысловой и изобразительный центр композиции. Уравновешенные и неуравновешенные композиции. Конструктивная четкость (часть линии, фон, целое, лаконичность) в фотографии. Ритмичный рисунок, динамичность. Передача пространства в фотографии. Практика. Приобретение навыков использования основных изобразительных средств фотографии (по каждой из вышеперечисленных тем теории). Перевод аналоговых изображений в цифровые. Анализ результатов фотосъемки. Тема 6. Репродукционная фотосъемка. Макросъемка. Теория. Приемы репродуцирования текстов и фотографии. Определение экспозиции. Выбор материалов для репродуцирования. Аппаратура для репродуцирования (штативы, насадки, импульсные осветители). Практика. Фотосъемка текстов и фотоиллюстраций. Макросъемка цифровым фотоаппаратом. Обработка цифровых файлов. Тема 7. Журналистская фотография Теория. Фоторепортаж как средство массовой информации. Требования, предъявляемые к фоторепортажу. Формы фоторепортажа. Практика.Практическая работа над фоторепортажем Тема 8. Работа с программами по обработке фотографий. Теория.Основы компьютерной графики. Обзор различных программ по обработке фотографий – от простейших до профессиональных. Работа в программе AdobeLightroom. Практика. Выполнение упражнений в программе AdobeLightroom. Изучение панели инструментов. Перестройка палитр, Выбор и скрытие палитры, Сохранение, восстановление расположения палитр. Способы изменения масштаба просмотра. Тема 9. Итоговое занятие. Теория. Подведение итогов учебного года. Открытое занятие. К концу 2года обучения, учащиеся овладевают следующими компетентностями: - знать основные композиционные построения фотографического снимка; - знать принципы сюжетного построения изображений; - знать основные правила проведения фотосъемок - знать основы компьютерной графики; - уметь построения композиционного кадра по закону целостности при съѐмке; - уметь провести фотосъемку какого-либо события из жизни; Планируемые результаты освоения программы Метапредметные результаты: - умение творчески осмысливать действительность; - повышение уровня развития общей культуры и поведенческой этики; - профессиональное самоопределение учащихся. Личностные результаты: - быть мотивированным к обучению, готовности и способности к саморазвитию на основе изученного материала; - освоение социальных норм и правил поведения в группе; - уметь нести ответственность за результат своего труда; - получить навыки самоконтроля и самонаблюдения; - формировать навык самоанализа; - формирование и укрепление нравственных ориентиров. Предметные результаты: - грамотно обращаться с фототехникой; - создавать несложную фото композицию; - вести фото съѐмку; - правильно выбирать точку съѐмки; - грамотно строить композицию кадра Календарный учебный график Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе определяется Календарным учебным графиком, который является приложением к программе. Календарный учебный график разрабатывается до начала каждого учебного года, согласовывается с заместителем директора по УВР. Календарный учебный график соответствует санитарноэпидемиологическим правилам и нормам Начало учебного года с 01 сентября, окончание учебного года – 31 мая. Год Начало Количество Количество Продолжительность Сроки обучения окончание учебных учебных и периодичность аттеста учебного недель часов занятий ции 36 144 2 раза по 2 часа май 36 144 2 раза по 2 часа май года 1 С1 сентября по 31 мая 2 С1 сентября по 31 мая Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение. Занятия проводятся в просторном и освещенном помещении, оборудованном: Мебелью: столы и стулья, для теоретического обучения. Инструментами и оборудованием: - Компьютеры, для обработки фотоматериала; - Фотоаппараты; - Штатив; - Зарядные устройства; - принтер; - проектор, экран для демонстрации материала и просмотра результатов работ. Кадровое обеспечение. Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, владеющий знаниями и навыками для проведения занятий по данной программе. Информационно-методические условия. Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. Информационно-коммуникационные технологии – основные при реализации программы. Весь процесс создания современной фотографии невозможен без данных технологий. Теоретические занятия проводятся с помощью интерактивных методов - беседы с просмотром и обсуждением фото – видео материалов. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Результативность освоения программного материала отслеживается систематически в течение года с учѐтом уровня знаний и умений учащихся на начальном этапе обучения. С этой целью используются разнообразные виды контроля: - входной контроль проводится в начале учебного года для определения уровня знаний и умений учащихся на начало обучения по Программе; − текущий контроль ведется на каждом занятии в форме педагогического наблюдения за правильностью выполнения практической работы: успешность освоения материала проверяется в конце каждого занятия путем итогового обсуждения, анализа выполненных работ сначала детьми, затем педагогом; − итоговый контроль проводится в конце учебного года в форме выставки фоторабот и защиты проектов обучающихся; позволяет выявить изменения образовательного составляющей уровня обучения. практических заданий; - опрос; - творческий проект; - фотовыставка. обучающегося, Формы воспитательной проведения аттестации и развивающей - выполнение Список литературы Нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); 11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья); 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; 13. Устава МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги; для педагога: 1. Буйлова Л.Н. Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей / Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова, А.С. Постников; 2. Буляница Т. Дизайн на компьютере. Самоучитель. – СПб: Питер, 2015; 3. Данилов, П.П. Цифровая фотография. От выбора камеры до печати снимков / П.П. Данилов. – СПб: BHV, 2016. - 400 c. для учащихся: 1. Артюшин Л.Ф. Цветная фотография. – М.: Искусство, 2015; 2. Демин В. Цветение земли. – М.: Искусство, 2014; 3. Килпатрик Д. Свет и освещение. – М.: Мир, 2016; 4. Лаврентьев А.Н. Ракурсы Родченко. – М.: Искусство, 2014; 5. Луински Х., Магнус М. Книга по фотографии. Портрет. – М.: Планета, 2015; 6. Малышев В. Искусство видеть. – М.: Молодая гвардия, 2014; 7. Михалкович В.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. – М.: Искусство, 2014;