2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Музыка – один из прекраснейших видов искусства. Она обладает удивительной силой и властью над людьми. Установлено, что музыка непосредственно воздействует на мировоззрение и мышление, на поведение и художественно – творческое развитие человека. Музыка, как всякое другое искусство, воспитывает любовь к жизни, чувства патриотизма и нравственности. Эстрадное пение, как область музыки – искусство уникальных возможностей. В современной музыке оно занимает особое место. В отличие от современного вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур, и отличается многообразием форм и направлений. Разные способы звукоизвлечения не позволяли долгое время сформироваться какойлибо эстрадной вокальной школе. Несмотря на существенные различия с классическим вокалом, эстрадный вокал базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата и является предметом вокальной педагогики. Детская эстрада – это достаточно новое направление детского музыкального творчества. подростков своей Оно яркой привлекает современных выразительностью, детей и «взрослыми» аранжировками, разнообразием жанров и современной стилистикой, насыщенным вокалом и возможностью проявить свои креативные способности. Именно для того, чтобы учащийся, наделённый способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками эстрадного вокального искусства, само реализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа «Основы эстрадного вокала». 3 В певческой деятельности творческое самовыражение учащихся формируется в ансамблевом и сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации. Практика показывает, что вокальный ансамбль – это наиболее доступный, мобильный и актуальный вид коллективного творчества, поскольку, являясь социальной структурой, даёт возможность участникам коллектива приобрести не только знания и умения в области музыкального искусства и культуры, но и опыт межличностного общения, что так же входит в спектр педагогических задач. Навыки, приобретённые в процессе обучения в вокальном ансамбле, способствуют развитию творческого потенциала учащихся и дают возможность впоследствии реализовать свои возможности в различных творческих коллективах. Основным назначением данной образовательной программы является овладение специфической техникой вокального мастерства, соответствующего современным требованиям эстрадного коллективного исполнительского искусства. Наряду с учебно -воспитательной работой в вокальном коллективе программой концертно -исполнительская предусмотрена деятельность учащихся и активная в массовых мероприятиях и конкурсах вокального мастерства различных уровней. В программе систематизирован опыт создания детского творческого коллектива на основе многолетней работы по развитию вокальных данных и выработке навыков ансамблевого пения. Данная общеобразовательная общеразвивающая программа по вокальному воспитанию имеет художественную направленность и обусловлена поиском оптимальных форм работы с учащимися в системе дополнительного образования. Уровень освоения программы – базовый, предполагающий развитие музыкальных способностей и вокальных данных учащихся, 4 мотивации к творческой деятельности, удовлетворение их познавательных интересов в области эстрадного вокального искусства, сформированность навыков ансамблевого и сольного исполнения на уровне практического применения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал » разработана на основании следующих нормативноправовых документов: - Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); - Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); - Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); - Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 675 – р); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом 5 Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; -Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 - Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». -Уставом МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги, разработана в соответствии с социальным заказом и реализуется в художественной направленности. Актуальность данной программы обусловлена тем, что не все дети могут заниматься в детских музыкальных школах и многих не удовлетворяет перечень дисциплин учебного плана этих школ. Создание программы «Основы эстрадного вокала» позволит учащимся реализовать желание – научиться правильно и красиво исполнять эстрадные произведения, получить возможность для творческого самовыражения. Адресат программы: По данной образовательной программе могут заниматься учащиеся, имеющие необходимый уровень развития музыкальных способностей, удовлетворительных вокальных данных, здоровый голосовой аппарат, артистические задатки. По временным и возрастным характеристикам программа выстроена следующим образом: первый, второй и третий год обучения - учащиеся младшего школьного возраста (с 7 до 10 лет). Четвёртый и пятый год обучения - учащиеся среднего школьного возраста (с11 до 14 лет). 6 Шестой и седьмой год обучения - учащиеся старшего школьного возраста (с 14 до 17 лет). Возраст учащихся от 7 до 17 лет. Периодичность занятий: 2 раза в неделю по 45 минут. Одновременно в группе может находиться до 20 человек. Форма обучения очная, традиционная, с применением дистанционных технологий. Содержание программы составлено согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Младший школьный возраст позволяет осваивать сложные по координации движения, понимать сложные перестроения, чувствовать партнёра и взаимодействовать друг с другом, при этом контролировать качество исполнение движения. Психологические особенности позволяют самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать знакомые образы, передавать их взаимодействие. Учащиеся этого возраста способны к самостоятельному сочинению небольших танцевальных композиций с перестроением и комбинацией танцевальных движений. Средний школьный возраст характеризуется достаточно большой физической активностью, у учащихся повышается выносливость. В данном случае можно начинать работу над точностью исполнения, при условии, что учащимся была дана определённая база умений и навыков, в противном случае базу нужно будет предварительно создать. На уровне психологии данный самоутверждения период можно рассматривать, как период в глазах сверстников. Именно поэтому нужно уделять большое внимание сплочению подросткового коллектива, поощрению стремлений и индивидуальности, если это не идёт во вред коллективу. Старший школьный возраст может дать самые большие результаты, при условии, что учащийся физически подготовлен и эмоционально стабилен. Устремлённость в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора будущей профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания, интересов, 7 планов. В старшем школьном возрасте учащийся должен овладеть всем спектром знаний, умений и навыков, изучаемых в контексте данной программы. Программа предусматривает изучение теоретического материала, проведение практических занятий. Основной формой образовательного процесса является групповое занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах. Цель программы – развитие и реализация творческого потенциала и музыкальных способностей учащихся через искусство эстрадного вокала. Задачи: Образовательные Формировать основную базу знаний и представлений о вокальной музыке, её языке, средствах выразительности, жанрах; Певческие навыки; Навыки сольного и ансамблевого пения; Умение работать с фонограммой, микрофоном; Навыки выразительного исполнения эстрадных произведений; Навыки сценической культуры.. Воспитательные Воспитывать интерес к певческой деятельности; Художественный и музыкальный вкус; Творческую, духовную и культурно -развитую личность; Коммуникабельность, взаимопонимание, взаимовыручку, доброжелательность, уважение, доверие, ответственность; Трудолюбие, целеустремлённость; Самоорганизацию, самоконтроль. Нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и концертной деятельности; 8 Способность к самореализации в пространстве культуры. Развивающие Развивать: Голосовые данные: силу голоса, диапазон, беглость, тембр и регистровые возможности; Вокальный слух, музыкальную память, чувство ритма, чувство ансамбля; творческую фантазию, воображение; Оценочное музыкальное мышление; Артистическую смелость, умение держаться на сцене. Содержание программы выстроено по годам обучения, взаимосвязанным между собой: в последующем году совершенствуются знания, умения и навыки предыдущего. В курсе обучения применяются традиционные методы обучения: Словесные: устное изложение, беседа, анализ текста, структура музыкального произведения. Наглядные: показ и прослушивание материала в записях на различных носителях, показ, исполнение педагогом, работа по образцу. Практические: тренинг, повторение пройденного, вокальные упражнения, использования слов (беседа, рассказ, анализ музыкального или художественного произведения), наглядное восприятие и практические методы. Особенности организации образовательного процесса: Учащиеся сформированы в смешанные по возрасту группы. Занятия проводятся в групповой форме. Состав групп постоянный. Режим занятий: 1 год обучения: 7 лет (1 класс). Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 1 часу, продолжительность занятий 45 минут (72 часа), количество учащихся в группе 10-25 человек. 9 2 год обучения: 8-9 лет (2-3 класс). Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 1 часу, продолжительность занятий 45 минут (72 часа), количество учащихся в группе 10-20 человек. 3 год обучения: 10-11 лет (4-5 класс). Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 1 часу, продолжительность занятий 45 минут (72 часа), количество учащихся в группе 10-20 человек. 4 год обучения: 12-13 лет (6-7 класс). Занятия проводятся 2 раза в неделю, по1 часу, продолжительность занятий 45 минут (72 часа), количество учащихся в группе 10-20 человек. 5 год обучения: 14-15 лет (8-9 класс). Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 1 часу, продолжительность занятий 45 минут (72 часа), количество учащихся в группе 10-20 человек. 6 год обучения: 14-15 лет (9-10 класс). Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 1 часу, продолжительность занятий 45 минут (72 часа), количество учащихся в группе 10-20 человек. 7 год обучения: 15-17 лет (10-11 класс). Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 1 часу, продолжительность занятий 45 минут (72 часа), количество учащихся в группе 10-20 человек. Учебная программа рассчитана на 7 лет обучения, общий объем образовательной программы 504 часа. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 1 год обучения № Название раздела Количество часов теория практи ка всего Формы контроля 10 1. Введение 1 1 Первичная диагностика – собеседование 2. Диагностика музыкально - 1 1 2 Первичная диагностика – прослушивание 3. Виды музыкального искусства 5 5 10 4. Артикуляция, дикция 4 8 12 Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация Педагогическое наблюдение 5. Разучивание произведений 4 8 12 Педагогическое наблюдение 6. Сценическое мастерство 4 8 12 7. Постановочная работа 5 18 23 Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация Итоговая аттестация слуховых данных Итого: 72 Содержание первого года обучения 1.Введение Теория: Организационные мотивацию, вопросы. Установка на положительную на интересные вокальные занятия. Презентация работы объединения. Объяснение целей и задач на учебный год. Беседа по технике безопасности и поведении на занятиях. Правила гигиены и охраны голоса. 2. Диагностика музыкально -слуховых данных Теория: тест -игра на выявление слуха, изучение чувства ритма, темпа Практика: вокально -интонационные упражнения 3. Виды музыкального искусства Теория: Виды вокального искусства: народный, академический, эстрадный вокал. Их различие. Практика: Прослушивание и анализ музыкального материала. 4. Артикуляция, дикция 11 Теория: Естественность Организация и активность артикуляционного слов ритмически и звуковысотно. аппарата. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимой. Практика: Пение и произнесение скороговорок. Речевые упражнения. Артикуляционная гимнастика. Работа над репертуаром с применением полученных навыков. 5. Разучивание произведений Теория: Краткие, лаконичные сведения о разучиваемом песенном материале, жанрах произведений, их содержании, авторах, музыкально выразительных средствах. Практика: Показ – исполнение песни или показ произведения в записи. Разучивание и работа над текстом, мелодией, ритмом. Работа над художественно – образной стороной произведения. 6. Сценическое мастерство Теория: Понятие сценической культуры исполнителя; Владение собой, устранение волнения на сцене; Песенный образ Практика: Сюжетно -ролевые игры; Игры и упражнения на развитие внимания, сценической свободы, координацию движений; 7. Постановочная работа Теория: Объяснения особенностей и сложности исполнения выбранного вокального произведения, замечания и коррекция правильного исполнения. Практика: Отработка музыкального материала вокальной постановки на сцене, в образе; Исполнение эстрадных вокальных произведений на концертах, конкурсах УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 2 год обучения № Название раздела Количество часов теория практи всего Формы контроля 12 ка 1. Введение 1 1 Первичная диагностика – собеседование 2. Виды музыкального искусства 2 2 4 4 8 12 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение 3. Артикуляция, дикция 4. Разучивание произведений 4 8 12 Педагогическое наблюдение 5. Рабата с микрофоном и 4 7 11 Педагогическое наблюдение 6. Сценическое мастерство 4 8 12 7. Постановочная работа 4 16 20 Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация Итоговая аттестация фонограммой Итого: 72 Содержание второго года обучения 1.Введение Теория: Организационные вопросы. Объяснение целей и задач на учебный год. Беседа по технике безопасности и поведении на занятиях. Правила гигиены и охраны голоса. 2. Виды музыкального искусства Теория: Виды вокального искусства: народный, академический, эстрадный вокал. Их различие. Практика: Прослушивание и анализ музыкального материала. 3. Артикуляция, дикция Теория: Естественность и активность артикуляционного аппарата. Организация слов ритмически и звуковысотно. Практика: Пение и произнесение скороговорок. Речевые упражнения. 4. Разучивание произведений 13 Теория: Краткие сведения о разучиваемом песенном материале, жанрах произведений, их содержании, авторах, музыкально -выразительных средствах. Анализ музыкального и поэтического текста. Практика: Показ – исполнение песни или показ произведения в записи. Разучивание и работа над текстом, мелодией, ритмом. Работа над художественно – образной стороной произведения. 5. Работа с микрофоном и фонограммой Теория: Беседа Особенности о технике сольного и безопасности ансамблевого работы с исполнения микрофоном. репертуара с микрофоном под фонограмму «-1». Практика: Работа над эстрадными вокальными произведениями с фонограммой (-1) и микрофоном.. 6. Сценическое мастерство Теория: Совершенствование основ сценического мастерства: Сценическая культура исполнителя; Сценическое пространство; Владение собой, устранение волнения на сцене; Песенный образ Практика: Сюжетно -ролевые игры; Игры и упражнения на развитие внимания, сценической свободы, координацию движений; Работа над репертуаром, используя сценическую технику. 7. Постановочная работа Теория: Объяснения особенностей и сложности исполнения выбранного вокального произведения, замечания и коррекция правильного исполнения. Практика: Отработка музыкального материала вокальной постановки на сцене, в образе; Исполнение эстрадных вокальных произведений на концертах, конкурсах. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 3 год обучения 14 № Название раздела Количество часов теория 1. Введение 1 2. Певческое дыхание 3 3. Звукообразование практи ка всего Формы контроля 1 Первичная диагностика – собеседование 5 8 Педагогическое наблюдение 3 5 8 Педагогическое наблюдение 4. Артикуляция, дикция 3 5 8 Педагогическое наблюдение 5. Разучивание произведений 3 5 8 Педагогическое наблюдение 6. Рабата с микрофоном и 3 5 8 Педагогическое наблюдение 7. Сценическое мастерство 4 7 11 8. Постановочная работа 4 16 20 Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация Итоговая аттестация фонограммой Итого: 72 Содержание третьего года обучения 1.Введение Теория: Организационные вопросы. Объяснение целей и задач на учебный год. Беседа по технике безопасности и поведении на занятиях. Правила гигиены и охраны голоса. 2. Певческое дыхание Теория: Элементы правильного дыхания. Дыхательная установка. Цепное дыхание. Практика: Дыхательная гимнастика. Вокально -дыхательные упражнения. 3. Звукообразование Теория: Понятия: Звукообразование, звуковедение, певческая позиция 15 Практика: Пение упражнений - распевок на одном дыхании на разных гласных звуках, слогах; упражнения на исполнение legato, non legato, staccato. 4. Артикуляция, дикция Теория: Естественность Организация и активность артикуляционного слов ритмически и звуковысотно. аппарата. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимой. Практика: Пение и произнесение скороговорок. Речевые упражнения. Артикуляционная гимнастика. Работа над репертуаром с применением полученных навыков. 5. Разучивание произведений Теория: Краткие сведения о разучиваемом песенном материале, жанрах произведений, их содержании, авторах, музыкально -выразительных средствах. Анализ музыкального и поэтического текста. Практика: Показ – исполнение песни или показ произведения в записи. Разучивание и работа над текстом, мелодией, ритмом. Работа над художественно – образной стороной произведения. 6. Работа с микрофоном и фонограммой Теория: Беседа Особенности о технике сольного и безопасности ансамблевого работы исполнения с микрофоном. репертуара с микрофоном под фонограмму «-1». Практика: Работа над эстрадными вокальными произведениями с фонограммой (-1) и микрофоном. 7. Сценическое мастерство Теория: Совершенствование основ сценического мастерства: Сценическая культура исполнителя; Сценическое пространство; Владение собой, устранение волнения на сцене; Жесты вокалиста (солиста, участника ансамбля). Соответствие жестов и движений музыке и тексту; Песенный образ. 16 Практика: Сюжетно -ролевые игры; Игры и упражнения на развитие внимания, сценической свободы, координацию движений; Работа над репертуаром, используя сценическую технику. 8. Постановочная работа Теория: Объяснения особенностей и сложности исполнения выбранного вокального произведения, замечания и коррекция правильного исполнения. Практика: Отработка музыкального материала вокальной постановки на сцене, в образе. Исполнение эстрадных вокальных произведений на концертах, конкурсах УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН № Название раздела 4 год обучения Количество часов теория 1. Введение 1 2. Певческое дыхание 3 3. Звукообразование практи ка всего Формы контроля 1 Первичная диагностика – собеседование 5 8 Педагогическое наблюдение 3 5 8 Педагогическое наблюдение 4. Артикуляция, дикция 3 5 8 Педагогическое наблюдение 5. Разучивание произведений 3 5 8 Педагогическое наблюдение Рабата с микрофоном и фонограммой 3 5 8 Педагогическое наблюдение 7. Сценическое мастерство 4 7 11 8. Постановочная работа 4 16 20 Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация Итоговая аттестация 6 Итого: 72 17 Содержание четвёртого года обучения 1.Введение Теория: Организационные вопросы. Объяснение целей и задач на учебный год. Беседа по технике безопасности и поведении на занятиях. Правила гигиены и охраны голоса. 2. Певческое дыхание Теория: Элементы правильного дыхания. Дыхательная установка. Опора звука на дыхании. Цепное дыхание. Практика: Дыхательная гимнастика. Вокально -дыхательные упражнения. Упражнения на диафрагмальное дыхание. Выработка чувства глубокой опоры дыхания. 3. Звукообразование Теория: Понятия: Звукообразование, звуковедение, певческая позиция, голосовые регистры Практика: Пение упражнений -распевок на одном дыхании на разных гласных звуках, слогах; упражнения на исполнение legato, non legato, staccato, упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов (звукоряды, скачки, арпеджио). 4. Артикуляция, дикция Теория: Естественность Организация и активность артикуляционного слов ритмически и звуковысотно. аппарата. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимой. Практика: Пение и произнесение скороговорок. Речевые упражнения. Артикуляционная гимнастика. Работа над репертуаром с применением полученных навыков. 5. Разучивание произведений Теория: Краткие сведения о разучиваемом песенном материале, жанрах произведений, их содержании, авторах, музыкально -выразительных средствах. Анализ музыкального и поэтического текста. 18 Практика: Показ – исполнение песни или показ произведения в записи. Разучивание и работа над текстом, мелодией, ритмом. Отдельная работа над сложными в интонационном, ритмическом и вокальном плане фрагментами. Работа над художественно – образной стороной произведения. 6. Работа с микрофоном и фонограммой Теория: Беседа о технике безопасности работы с микрофоном. Основные проблемы с микрофоном на сцене: включение микрофона, «заводка» микрофона, тембр звука, искажения звука, посторонние шумы. Особенности сольного и ансамблевого исполнения репертуара с микрофоном под фонограмму «-1». Практика: Работа над эстрадными вокальными произведениями с фонограммой (-1) и микрофоном. 7. Сценическое мастерство Теория: Совершенствование основ сценического мастерства: Сценическая культура исполнителя; Сценическое пространство; Владение собой, устранение волнения на сцене; Жесты вокалиста (солиста, участника ансамбля). Соответствие жестов и движений музыке и тексту; Песенный образ Практика: Сюжетно -ролевые игры; Игры и упражнения на развитие внимания, сценической свободы, координацию движений; Работа над репертуаром, используя сценическую технику. 8. Постановочная работа Теория: Объяснения особенностей и сложности исполнения выбранного вокального произведения, замечания и коррекция правильного исполнения. Практика: Отработка музыкального материала вокальной постановки на сцене, в образе; Исполнение конкурсах эстрадных вокальных произведений на концертах, 19 УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН № Название раздела 5 год обучения Количество часов теория 1. Введение 1 2. Певческое дыхание 3 3. Звукообразование практи ка всего Формы контроля 1 Первичная диагностика – собеседование 5 8 Педагогическое наблюдение 3 5 8 Педагогическое наблюдение 4. Артикуляция, дикция 3 5 8 Педагогическое наблюдение 5. Разучивание произведений 3 5 8 Педагогическое наблюдение Рабата с микрофоном и фонограммой 3 5 8 Педагогическое наблюдение 7. Сценическое мастерство 4 7 11 8. Постановочная работа 4 16 20 Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация Итоговая аттестация 6 Итого: 72 Содержание пятого года обучения 1.Введение Теория: Организационные вопросы. Объяснение целей и задач на учебный год. Беседа по технике безопасности и поведении на занятиях. Правила гигиены и охраны голоса. 2. Певческое дыхание Теория: Элементы правильного дыхания. Дыхательная установка. Опора звука на дыхании. Цепное дыхание. Практика: Дыхательная гимнастика. Вокально -дыхательные упражнения. 20 Упражнения на диафрагмальное дыхание. Выработка чувства глубокой опоры дыхания. 3. Звукообразование Теория: Понятия: Звукообразование, звуковедение, певческая позиция, голосовые регистры Практика: Пение упражнений -распевок на одном дыхании на разных гласных звуках, слогах; упражнения на исполнение legato, non legato, staccato, упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов (звукоряды, скачки, арпеджио). 4. Артикуляция, дикция Теория: Естественность Организация и активность артикуляционного слов ритмически и звуковысотно. аппарата. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимой. Практика: Пение и произнесение скороговорок. Речевые упражнения. Артикуляционная гимнастика. Работа над репертуаром с применением полученных навыков. 5. Разучивание произведений Теория: Краткие сведения о разучиваемом песенном материале, жанрах произведений, их содержании, авторах, музыкально -выразительных средствах. Анализ музыкального и поэтического текста. Практика: Показ – исполнение песни или показ произведения в записи. Разучивание и работа над текстом, мелодией, ритмом. Отдельная работа над сложными в интонационном, ритмическом и вокальном плане фрагментами. Работа над художественно – образной стороной произведения. 6. Работа с микрофоном и фонограммой Теория: Беседа о технике безопасности работы с микрофоном. Основные проблемы с микрофоном на сцене: включение микрофона, «заводка» микрофона, тембр звука, искажения звука, посторонние шумы. 21 Особенности сольного и ансамблевого исполнения репертуара с микрофоном под фонограмму «-1». Практика: Работа над эстрадными вокальными произведениями с фонограммой (-1) и микрофоном. 7. Сценическое мастерство Теория: Совершенствование основ сценического мастерства: Сценическая культура исполнителя; Сценическое пространство; Владение собой, устранение волнения на сцене; Жесты вокалиста (солиста, участника ансамбля). Соответствие жестов и движений музыке и тексту; Песенный образ Практика: Сюжетно -ролевые игры; Игры и упражнения на развитие внимания, сценической свободы, координацию движений; Работа над репертуаром, используя сценическую технику. 8. Постановочная работа Теория: Объяснения особенностей и сложности исполнения выбранного вокального произведения, замечания и коррекция правильного исполнения. Практика: Отработка музыкального материала вокальной постановки на сцене, в образе; Исполнение эстрадных вокальных произведений на концертах, конкурсах. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 6 год обучения № Название раздела Количество часов теория 1. Введение 1 2. Певческое дыхание 2 практи ка 4 всего Формы контроля 1 Первичная диагностика – собеседование 6 Педагогическое наблюдение 22 3. Звукообразование 2 4 6 Педагогическое наблюдение 4. Артикуляция, дикция 2 5 7 Педагогическое наблюдение 5. Разучивание произведений 3 5 8 Педагогическое наблюдение Рабата с микрофоном и фонограммой 3 5 8 Педагогическое наблюдение 7. Сценическое мастерство 3 5 8 8. Импровизация 3 5 8 Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация Педагогическое наблюдение 9. Постановочная работа 4 16 20 6 Итого: Итоговая аттестация 72 Содержание шестого года обучения 1.Введение Теория: Организационные вопросы. Объяснение целей и задач на учебный год. Беседа по технике безопасности и поведении на занятиях. Правила гигиены и охраны голоса. 2. Певческое дыхание Теория: Элементы правильного дыхания. Дыхательная установка. Опора звука на дыхании. Цепное дыхание. Практика: Дыхательная гимнастика. Вокально -дыхательные упражнения. Упражнения на диафрагмальное дыхание. Выработка чувства глубокой опоры дыхания. 3. Звукообразование Теория: Понятия: Звукообразование, звуковедение, певческая позиция, голосовые регистры Практика: Пение упражнений -распевок на одном дыхании на разных гласных звуках, слогах; упражнения на исполнение legato, non legato, 23 staccato, упражнения на развитие и сглаживание регистровых переходов (звукоряды, скачки, арпеджио). 4. Артикуляция, дикция Теория: Естественность Организация и активность артикуляционного слов ритмически и звуковысотно. аппарата. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимой. Практика: Пение и произнесение скороговорок. Речевые упражнения. Артикуляционная гимнастика. Работа над репертуаром с применением полученных навыков. 5. Разучивание произведений Теория: Краткие сведения о разучиваемом песенном материале, жанрах произведений, их содержании, авторах, музыкально -выразительных средствах. Анализ музыкального и поэтического текста. Практика: Показ – исполнение песни или показ произведения в записи. Разучивание и работа над текстом, мелодией, ритмом. Отдельная работа над сложными в интонационном, ритмическом и вокальном плане фрагментами. Работа над художественно – образной стороной произведения. 6. Работа с микрофоном и фонограммой Теория: Беседа о технике безопасности работы с микрофоном. Основные проблемы с микрофоном на сцене: включение микрофона, «заводка» микрофона, тембр звука, искажения звука, посторонние шумы. Особенности сольного и ансамблевого исполнения репертуара с микрофоном под фонограмму «-1». Практика: Работа над эстрадными вокальными произведениями с фонограммой (-1) и микрофоном. 7. Сценическое мастерство Теория: Совершенствование основ сценического мастерства: Сценическая культура исполнителя; Сценическое пространство; Владение собой, устранение волнения на сцене; Жесты вокалиста (солиста, участника 24 ансамбля). Соответствие жестов и движений музыке и тексту; Песенный образ Практика: Сюжетно -ролевые игры; Игры и упражнения на развитие внимания, сценической свободы, координацию движений; Работа над репертуаром, используя сценическую технику. 8. Импровизация Теория: Понятие: вокальная импровизация. Раскрытие содержания предлагаемых заданий и путей их выполнения. Показ возможных вариантов. Практика: Пение импровизаций – вариаций на заданную тему в различном характере, с различным ритмическим рисунком. Элементы импровизации в процессе пения эстрадного репертуара. 9. Постановочная работа Теория: Объяснения особенностей и сложности исполнения выбранного вокального произведения, замечания и коррекция правильного исполнения. Практика: Отработка музыкального материала вокальной постановки на сцене, в образе; Исполнение эстрадных вокальных произведений на концертах, конкурсах. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 7 год обучения № Название раздела Количество часов теория 1. Введение 1 2. Певческое дыхание 2 3. Звукообразование 2 практи ка всего Формы контроля 1 Первичная диагностика – собеседование 4 6 Педагогическое наблюдение 4 6 Педагогическое наблюдение 25 4. Артикуляция, дикция 2 5 7 Педагогическое наблюдение 5. Разучивание произведений 3 5 8 Педагогическое наблюдение Рабата с микрофоном и фонограммой 3 5 8 Педагогическое наблюдение 7. Сценическое мастерство 3 5 8 8. Импровизация 3 5 8 Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация Педагогическое наблюдение 9. Постановочная работа 4 16 20 6 Итого: Итоговая аттестация 72 Содержание седьмого года обучения 1.Введение Теория: Организационные вопросы. Объяснение целей и задач на учебный год. Беседа по технике безопасности и поведении на занятиях. Правила гигиены и охраны голоса. 2. Певческое дыхание Теория: Элементы правильного дыхания. Дыхательная установка. Опора звука на дыхании. Цепное дыхание. Практика: Дыхательная гимнастика. Вокально -дыхательные упражнения. Упражнения на диафрагмальное дыхание. Выработка чувства глубокой опоры дыхания. 3. Звукообразование Теория: Понятия: Звукообразование, звуковедение, певческая позиция, голосовые регистры Практика: Пение упражнений -распевок на одном дыхании на разных гласных звуках, слогах; упражнения на исполнение legato, non legato, staccato, упражнения на развитие и переходов (звукоряды, скачки, арпеджио). сглаживание регистровых 26 4. Артикуляция, дикция Теория: Естественность Организация и активность артикуляционного слов ритмически и звуковысотно. аппарата. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимой. Практика: Пение и произнесение скороговорок. Речевые упражнения. Артикуляционная гимнастика. Работа над репертуаром с применением полученных навыков. 5. Разучивание произведений Теория: Краткие сведения о разучиваемом песенном материале, жанрах произведений, их содержании, авторах, музыкально -выразительных средствах. Анализ музыкального и поэтического текста. Практика: Показ – исполнение песни или показ произведения в записи. Разучивание и работа над текстом, мелодией, ритмом. Отдельная работа над сложными в интонационном, ритмическом и вокальном плане фрагментами. Работа над художественно – образной стороной произведения. 6. Работа с микрофоном и фонограммой Теория: Беседа о технике безопасности работы с микрофоном. Основные проблемы с микрофоном на сцене: включение микрофона, «заводка» микрофона, тембр звука, искажения звука, посторонние шумы. Особенности сольного и ансамблевого исполнения репертуара с микрофоном под фонограмму «-1». Практика: Работа над эстрадными вокальными произведениями с фонограммой (-1) и микрофоном. 7. Сценическое мастерство Теория: Совершенствование основ сценического мастерства:Сценическая культура исполнителя; Сценическое пространство; Владение собой, устранение волнения на сцене; Жесты вокалиста (солиста, участника ансамбля). Соответствие жестов и движений музыке и тексту; Песенный образ 27 Практика: Сюжетно -ролевые игры; Игры и упражнения на развитие внимания, сценической свободы, координацию движений; Работа над репертуаром, используя сценическую технику. 8. Импровизация Теория: Понятие: вокальная импровизация. Раскрытие содержания предлагаемых заданий и путей их выполнения. Показ возможных вариантов. Практика: Пение импровизаций – вариаций на заданную тему в различном характере, с различным ритмическим рисунком. Элементы импровизации в процессе пения эстрадного репертуара. 9. Постановочная работа Теория: Объяснения особенностей и сложности исполнения выбранного вокального произведения, замечания и коррекция правильного исполнения. Практика: Отработка музыкального материала вокальной постановки на сцене, в образе; Исполнение эстрадных вокальных произведений на концертах, конкурсах. 28 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. 1. Личностные: -сформировать умения работать в коллективе; овладение навыками сотрудничества с педагогом и другими учащимися; чувств -формирование доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей; -воспитание патриотизма, национального самоопределения, чувства гордости за свою Родину, историю своего народа. 2. Метапредметные: -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; -формирование понимания красоты музыкальной искусства в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами; -умение активно взаимодействовать включаться в со сверстниками коллективную при решении деятельность, музыкально - творческих задач, достижении общих целей; -умение анализировать своё и чужое исполнение. 3. Предметные: -наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально творческому самовыражению; -умение применять правильную певческую установку; -знание цикла упражнений на дыхание, звукообразование, артикуляцию, дикцию и применение приобретённых навыков на практике; -владение основными навыками исполнения одноголосных эстрадных вокальных произведений в ансамбле; -знание основных жанров вокальной музыки; 29 определять -умение структуру и понимать смысл вокального произведения; -стремление передавать характер и настроение песни, правильно распределять дыхание по фразам, умение исполнять легато, нон легато, стаккато; -владение техникой работы с микрофонами под фонограмму «-1»; -участие в концертах, чувствовать исполняемые умение уверенно произведения на выходить на большой сцену, сцене и выразительно исполнять их. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Виды контроля Входной Текущий Промежуточный Итоговый Формы проведения Прослушивание. Собеседование Наблюдение педагога в ходе занятий и выступлений на концертах и праздничных мероприятиях учреждения, района, города, а также участия в музыкальных конкурсах районного, областного, всероссийского и международного уровней. Контрольный урок, Отчётный концерт Отчётный концерт Сроки Сентябрь В течение обучения всего Декабрь, май Май. В конце обучения по данной программе. Формы фиксации образовательных результатов -Таблица входной диагностики Параметры: -Уровень общего музыкального развития и вокальных способностей. Показатели: Ладовое чувство; периода 30 Музыкально -слуховые представления; Чувство ритма; Чистота интонирования; Техника речи, вокальная дикция; Певческое дыхание; Звукообразование; Яркое, осмысленное, выразительное исполнение песни -Таблицы наблюдений (текущий, промежуточный, итоговый контроль) Параметры: -Уровень развития вокально -эстрадных способностей Показатели: Основы эстрадного пения; Музыкальная грамота; Программные произведения; Звукообразование; Певческое дыхание; Артикуляция; Слуховые навыки; Навыки эмоциональной выразительности; Опыт творческой деятельности Параметры: -Уровень развития артистических способностей. Личностные характеристики. Показатели: -Артистические навыки: Ориентирование в сценическом пространстве; Сценическая культура поведения; Яркое, выразительное, осмысленное исполнение произведений; -Личностные характеристики: Внутренняя раскрепощённость, свобода выражения; 31 Увлечённость; Чувство собственной значимости; Стремление к адекватной самооценке; Коммуникативность; Культура поведения, эмоциональная уравновешенность Формы контроля: участие в конкурсах и фестивалях, выступления на концертах. Показатели и критерии диагностики образовательной программы «Основы эстрадного вокала» О1, О2, О3, О4, О5 – показатели результативности освоения образовательной программы в соответствии с задачами в области обучения. Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 – показатели результативности освоения образовательной программы в соответствии с задачами в области развития В1, В2, В3, В4, В5 – показатели результативности освоения образовательной программы в соответствии с задачами в области воспитания. По каждому показателю определено содержательное (словесное) описание градаций, соответствующее количественному выражению: 3-высокий уровень, 2- средний уровень, 1 – низкий, незначительный уровень. Показатель О1 Овладение основной базой знаний и представлени йо вокальной Критерии 3 2 1 Учащийся обладает необходимым объёмом знаний о вокальных стилях и жанрах,отличительных особенностях, умеет сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения, может дать Учащийся имеет представление об основных стилях и жанрах вокальной музыки, знает наиболее яркие направления эстрадной музыки, Учащийся теряется, путается. С трудом усваивает самые элементарные понятия. 32 музыке, её языке, средствах выразительно сти, жанрах. О2 Певческие навыки. О3 - Работа с фонограммой , микрофоном характеристику содержания вокального произведения, средств музыкальной выразительности. Легко ориентируется в музыкально -эстрадной терминологии но несколько затрудняется в их различении, теряется в терминологии. Характеризует содержание вокального произведения, средства музыкальной выразительности с помощью наводящих вопросов педагога. Атака звука мягкая, звук Атака звука мягкая, Атака звука без призвуков, берётся но непостоянная, придыхательная «сверху»; Хорошая опора случаются или твёрдая; на дыхание, звук «подъезды»; Опора Шумный выдерживается на одной на дыхание есть, но поверхностный высоте без затухания, сохраняется не вдох при помощи упр.поются ровным по силе продолжительное поднятия плеч, голосом, выдох время; упражнения опора на дыхание постепенный и экономный. исполняются с отсутствует, звук Дикция чёткая, постепенным не выдерживается разборчивая; тембр ровный затуханием голоса; на одной высоте, а на всех гласных на всем продолжительность постепенно диапазоне фонационного затухает; выдоха средняя. динамический Дикция не всегда диапазон: mр-р; разборчивая; но короткий гласные не «пестрят» фонационный на всем диапазоне выдох. Дикция неразборчивая или звучание гласных излишне открытое, «пёстрое». Активный интерес к Интерес к Безразличное певческой певческой отношение к деятельности,высокая деятельности не певческой эмоциональная стабильный, при деятельности, отзывчивость и эмоциональной эмоциональная способность отзывчивости, ограниченность, сопереживать музыке, исполнение исполнение не исполнение недостаточно выразительное 33 выразительное (мимика, жест, движение,внутренний настрой от понимания смысла и содержания исполняемого) О5 - Навыки сценической культуры Р1 - Развитие слуховых способностей Р2 Развитие голосовых данных: силы голоса, диапазона, беглости, тембра Учащийся уверенно держится на сцене, ощущает сценическое пространство, контролирует свои действия и качество исполнения. Умеет донести до слушателя художественный образ вокального произведения Точность звуковысотного интонирования хорошая; умение тонко слышать и ориентироваться в певческом звучании, способность слышать особенности звука: степень округления, его позицию (высокую или низкую), яркость и т.д.; хорошая музыкальная память Голос сильный, широкий звуковысотный диапазон по сравнению с нормой, тембр достаточно насыщенный, звонкий, не напряжённый выразительное (мимика — вялая, движения скованные, однако внутренний настрой передаёт содержание исполняемого произведения) Несколько скован на сцене. Не всегда убедительно исполняет песню. Недостаточно раскрывает художественный образ. (мимика - вялая, движения скованы, эмоциональный настрой не соответствует содержанию песни) Точность звуковысотного интонирования средняя; при наличии каких-либо слуховых представлений и музыкальных знаний, учащийся не может их применить в новой ситуации, непродолжительная музыкальная память Голос не очень сильный, звуковысотный диапазон в пределах возрастной нормы, тембр бедный, не всегда ровный, но не напряжённый Низкие слуховые способности, точность звуковысотного интонирования плохая; отсутствие музыкальной памяти Боязнь сцены. Формальное отношение к исполнению. Голос слабый, звуковысотный диапазон меньше квинты, тембр сиплый, глухой, тембр достаточно насыщенный, звонкий, не напряжённый. тембр бедный, не всегда ровный, но не напряжённый. 34 Р3- Развитие творческой активности Учащийся активно Интересуется певческой деятельностью, выразительно исполняет эстрадный репертуар, проявляет высокую познавательную и творческую активность, с лёгкостью применяет новый опыт в других сферах, активно участвует в разборе произведения, предлагает собственный вариант интерпретации вокального произведения бедный или напряжённый, крикливый Пассивный характер деятельности учащегося, отсутствие познавательного интереса, неумение использовать личный опыт. Учащийся демонстрирует спокойную готовность к занятиям, старательность, не проявляет инициативы при разборе содержания произведения, но активно отвечает на наводящие вопросы. При наличии какихлибо слуховых представлений и музыкальных знаний, учащийся не может их применить в новой ситуации Р4 - Развитие Учащийся обладает Музыкальное Низкие музыкального Широким художественным мышление развито на аналитические мышления кругозором, имеет среднем уровне. способности, интерес к певческой Учащийся неуверенно неумение объяснить деятельности, умеет высказывается о свои мысли, сравнивать, анализировать, музыке, не всегда чувства, вызванные обобщать и оценивать имеет свою точку музыкой, и создать вокальные произведения с зрения. Имеет логическую модель позиции их представление вокального Художественно о сущности произведения, эстетической музыкальной речи, но слабое ценности. Умеет несколько ассоциативное и оперировать средствами затрудняется в образное мышление, музыкального языка в создании на наводящие процессе создания собственных вопросы учащийся собственных музыкальных музыкальных отвечает: «Не знаю» образов, образов объективно оценивать собственное исполнение песни Р5 - Развитие Учащийся свободно, Учащийся не в Учащийся 35 артистически х способностей В1 Воспитание интереса к певческой деятельности В2 Воспитание художественн ого и музыкального вкуса без зажимов, с глубоким пониманием и артистичностью исполняет эстрадный репертуар, используя певческий опыт, навыки вокального и сценического мастерства; владеет актёрской интерпретацией; способен предугадывать и исправлять внезапные «накладки» во время исполнения на сцене У учащегося высокое эмоциональное восприятие и высокий уровень закрепления. Высокая культура восприятия, оценки и знание развития мировой музыкальной культуры. Стремление к дальнейшему познавательному процессу В3 – Воспитание коммуникатив ной компетентнос ти. Высокая активность – учащийся активен в установлении контактов, раскован, смел в общении В4 – Воспитание волевых качеств Учащийся умеет чётко и последовательно добиваться нужного результата. Волевые полной мере владеет собой на сцене,недостаточно выразительно, образно и эмоционально исполняет репертуар в сочетании с хореографическим и сценическим замыслом Есть эмоциональное восприятие,процесс закрепления урывками исполняет произведения не выразительно, без понимания его содержания; безразлично относится к исполняемому репертуару, хореографическому и сценическому замыслу Есть эмоциональный интерес, но нет интереса в процессе закрепления Не ярко выраженная Отсутствие Культура культуры восприятия восприятия музыкальных музыкальных произведений на произведений. основе знания Стремление к развития мировой познавательному музыкальной процессу культуры. отсутствует. Слабовыраженные стремления к познавательному процессу. Учащийся Учащийся первым сравнительно редко не устанавливает проявляет контакты, не всегда активность отзывается на в общении, чаще общение лишь отвечает на обращение к нему со стороны Неустойчивый Низкий уровень, уровень волевых проявляющийся в качеств. Учащийся вялости, лени, не проявляет неумении 36 В5 Формировани е норм коллективног о взаимодейств ия и сотрудничест ва качества проявляются в настойчивости в достижении поставленной цели, умении заставлять себя чтото сделать в случае необходимости, в трудолюбии, усердии, самоконтроле Учащийся совмещает свои интересы с интересами товарищей, умеет идти на компромисс, например, при выборе эстрадного вокального репертуара; может оказать помощь и поддержку товарищу в трудную минуту; радуется чужому успеху. упорства в достижении поставленных целей. Результат под влиянием извне добиваться поставленной цели Учащийся замкнут на себе, может по возможности идти на компромиссы Учащийся замкнут на своих интересах; отсутствие компромиссов; равнодушен к успехам и неудачам товарищей. -Анализ диагностических материалов КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН Год обучения 1 Начало и Кол-во окончание учебных учебного года недель С 9 января 20 Кол-во Продолжительность учебных и периодичность часов занятий 40 2 раза по 45 минут по 31 мая 2 С 9 января С 9 января 20 40 2 раза по 45 минут С 9 января 20 40 2 раза по 45 минут С 9 января по 31 мая январь май 20 40 2 раза по 45 минут по 31 мая 5 январь май по 31 мая 4 январь май по 31 мая 3 Сроки аттестации январь май 20 40 2 раза по 45 минут январь май 37 С 9 января 6 20 2 раза по 45 минут 40 январь по 31 мая май С 9 января 7 20 2 раза по 45 минут 40 январь по 31 мая май УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ. Для успешного выполнения образовательной программы необходимы следующие условия: Материально - техническое обеспечение -хорошо проветриваемое и отапливаемое просторное помещение; -концертный зал с необходимым техническим оборудованием; -музыкальный центр - 1 шт.; -пианино или синтезатор - 1 шт.; -ученическая доска - 1 шт.; -микрофоны - 4 шт.; -стойки для микрофонов - 4 шт.; -микшерский пульт - 1 шт.; -усилитель – 1шт.; -колонки – 2 шт.; -компьютер – 1шт.; -зеркало – 1 шт.; -детские стулья – 15шт.; -СD - диски – 10 шт.; -Концертные костюмы, реквизит. Информационное обеспечение – аудиозаписи музыкальных треков в исполнении известных поп -групп, видеозаписи вокальных фестивалей и концертов, видеозаписи выступлений учащихся на концертах, фотоматериалы публичных выступлений учащихся, интернет - источники по эстрадному вокалу; 38 Кадровое обеспечение - педагог должен иметь специальное вокальное образование, опыт работы, уметь исполнять вокальные произведения на профессиональном уровне. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Распределение условно, так учебного материала как последовательность в программе освоения довольно вокальной техники определяет педагог в зависимости от уровня подготовки учащегося и времени, необходимого для решения профессиональных задач. Учебной основой для занятий служат различные музыкально вокальные упражнения и эстрадные песни. Большое внимание уделяется формированию способностей. певческих На навыков распевание способствующих развитию и и развитию музыкальных разучивание звуковысотного слуха, упражнений, ладо тонального слуха, чувство ритма, дикции, артикуляции и мимике, тембрового слуха и певческого дыхания отводится 15-20 минут. В некоторых (начало учебного года, длительный перерыв в занятиях) случаях время, отводимое на распевание и развитие певческих навыков, может быть увеличено. На каждом занятии целесообразно проводить работу над 2 песнями, различными по характеру и сложности, чётко представляя цели и задачи каждой из них. В работе над песней можно выделить следующие этапы: -показ песни, сопровождаемый беседой, разбором характера и содержания песни; -разучивание мелодии песни по фразам, предложениям, куплетам (чистое интонирование мелодии, точность ритма, расстановка дыхания, стилистические моменты); 39 -работа по тексту (дикция, идея произведения, характер, актёрские задачи); -исполнение песни под аккомпанемент фортепиано или минусовую фонограмму (контроль за процессом «впевания», работа с микрофоном); -сценическое движение (жест, мимика, раскрытие образа). Для освоения учащимися программного материала применяются такие методы обучения как, словесные, наглядные, практические, частично -поисковые, стимулирования и мотивации. Словесные: объяснение, рассказ, сравнение, замечание, анализ. Например, объяснение вокально -технических приёмов, новых терминов и понятий, рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т.д. В работе этот метод должен быть доступен для детского восприятия. Наглядные: показ иллюстративного материала, например, при изучении строения гортани, работы диафрагмы; использование аудио и видео материалов при демонстрации образца исполнения, исполнение педагогом музыкального материала. Практические: тренинги, вокальные упражнения. Их можно разделить на две группы. К первой относятся те, которые применяются вне связи к каким-либо конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению техникой эстрадного пения. Упражнения второй группы направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании песен. Планомерное и целенаправленное применение упражнений способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости. Частично -поисковые: индивидуальный и коллективный поиск исполнительских средств (вокальных и пластических) для создания художественного образа исполняемого эстрадного произведения. Стимулирования и мотивации: создание ситуации успешности, возможности самовыражения, самореализации, поощрение, творческие задания. На занятиях используются следующие приёмы: 40 -Настройка на тональность перед началом пения; -Пение по «цепочке»; -Пение «про себя»; приёмы -Игровые («Ритмическое эхо», «Парад звёзд», «Эхо», «Импровизационный концерт», «Свечи», «Одуванчик», «Артикуляционная разминка» и др.); -Использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма; -Моделирование высоты звука движениями руки; -Отражение направления движения мелодии при помощи ручных знаков; -Сочетание запевов солистов с группой; -Динамическое развитие; -Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего; -Устные диктанты; -Задержка звучания ансамбля на отдельных звуках по руке дирижёра; -Выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией; Все методы и приёмы музыкального обучения находятся в тесной взаимосвязи. Их разнообразие определяется спецификой вокального искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях в зависимости от музыкального опыта учащихся. Распределение условно и зависит учебного от уровня материала подготовки в программе учащихся и довольно времени, необходимого на решение поставленных задач. На протяжении всех лет обучения необходимо развивать у учащихся тембровое чувство и мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных произведений, создавать условия, в которых учащийся испытывает радость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта. 41 Особенно сложной и трудной является работа по постановке голоса, так как голоса учащихся в период обучения (3-4 год обучения) могут находиться в состоянии мутации. Он совпадает с периодом полового созревания. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно, у других более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Продолжительность мутационного периода может быть различна – от нескольких месяцев до нескольких лет. У учащихся, поющих до мутационного периода, он продолжается обычно быстрее и без резких изменений голоса. В этот период очень важно услышать начало мутации и при первых её признаках принять меры предосторожности: чаще прослушивать голоса и вовремя реагировать на все изменения голоса. Вокальные упражнения, работу над техникой рекомендуется не останавливать, учитывая особенности каждого голоса, и работая в возможностях диапазона учащегося. Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся материале. При составлении репертуарного плана необходимо учитывать возрастные особенности и вокальные данные учащихся, на их основе подбирать репертуар, руководствуясь несколькими принципами: -идейной значимостью исполняемого произведения; -художественной ценностью; воспитательным значением; - доступностью музыкального и литературного текста; -разнообразием жанровой и музыкальной стилистики; - логикой компоновки будущей концертной программы; -качеством фонограммы, записанной с применением сложной техники. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание учащихся, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой. 42 Правильно подобранный репертуар будет способствовать духовному и техническому росту учащегося, а так же определит его творческое лицо, позволит верно решать воспитательные задачи. АННОТАЦИЯ Данная программа разработана для учащихся 7-17 лет на семь лет обучения, занятия по каждому году обучения – 72 часа Цель программы – развитие и реализация творческого потенциала и музыкальных способностей учащихся через искусство эстрадного вокала. Основным задача данной образовательной программы научить вокальному мастерству, соответствующему современным требованиям эстрадного коллективного исполнительского искусства. Содержание курса предлагает обширный материал, включающий в себя разные виды деятельности: формирование певческих навыков, освоение эстрадного вокального репертуара, импровизацию, сценическое мастерство. Данный материал может творчески использоваться педагогом по эстрадному вокалу, учитывая возможности и способности своих учащихся. Программа предназначена для реализации в МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги. ЛИТЕРАТУРА Для педагога 1. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007. 2. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М.: МГПИ,1983. 43 3. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребѐнка - Минск: ТетраСистемс, 2007. 4. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология - М., 1993. 5. Дмитриев Л. Основа вокальной методики - М., 1968. 6. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца – М.: Музгиз.1964. 7. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития - М.: Просвещение, 2006. 8. Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы – М.: Музгиз.1962. 9. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 1996. 10. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005. 11. Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004. 12. Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003. 13. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца – Л.: Музыка 1977. 14. Малахов Современные дыхательные методики – Донецк, 2003. 15. Морозов В. Вокальный слух и голос - М., 1965. 16. Морозов В. Тайны вокальной речи – Л.: Наука.1967. 17. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - М.: Академия, 2004. 18. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком - Ярославль: Академия развития, 2002. 19. Рыбкина Т.В., Шеверева Т.Г. Как сказать мяу. Музыкальноречевые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста М.: Классика-XXI, 2005. 20. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д. Карателло . – СПб.: Питер, 2007. 21. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей (4-е изд.) - М.: 2002. 22. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Орлова Т.М., Бекина С.И. - М.: Просвещение, 1988. 44 23. Шацкая В. Н. Детский голос. - М., Педагогика, 1970. 24. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – М., ФИС,2000. 25. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария», 2000. Для учащихся 1. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство - М.: Музыка, 1974. 2. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005. 3. Клѐнов А. Там, где музыка живѐт. – М., 1986. 4. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. - Л.,1986. 5. Макуорт Л. Самоучитель по пению. - М., 2009. 6. Морозов В. Тайны вокальной речи – Л.: Искусство, 1967. 7. Никитина А., Я вхожу в мир искусств, №5, 6 – М.: Театр – студия «Дали», 1997. 8. Светличная Л., Сказка о музыке – М.: Творческий центр, 2003. 9. Цой В. Музыка волн, музыка ветра. – М., ЭКСМО, 2006. 10. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария», 2000. Информационные интернет-ресурсы 1. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru 2. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru 3. Федеральный портал Российское образование. www.edu.ru 4. Федеральный центр информационно-образовательных www.fcior.edu.ru 5. Всероссийский Интернет-педсовет. http://www.pedsovet 6. Международный образовательный портал. http://www.maam.ru 7. Музыкальный форум. http://www.mp3sort.com 8. Песни для детей. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm 9. Виталий Алексеев. Песни и музыка. http://alekseev.numi.ru/ 10. http://x-minus.me/ ресурсов.