Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Эстрадный вокал,для учащихся 7-17 лет

2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыка

–

один

из

прекраснейших

видов

искусства.

Она

обладает удивительной силой и властью над людьми. Установлено, что
музыка непосредственно воздействует на мировоззрение и мышление, на
поведение и художественно – творческое развитие человека. Музыка,
как всякое другое искусство, воспитывает любовь к жизни, чувства
патриотизма и нравственности.
Эстрадное пение, как область музыки – искусство уникальных
возможностей. В современной музыке оно занимает особое место. В
отличие

от

современного

вокала, выросшего из духовной музыки,

эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур,

и

отличается многообразием форм и направлений. Разные способы
звукоизвлечения не позволяли долгое время сформироваться какойлибо эстрадной вокальной школе. Несмотря на существенные различия
с

классическим

вокалом, эстрадный вокал базируется на тех же

физиологических принципах в работе голосового аппарата и является
предметом вокальной педагогики.
Детская эстрада – это достаточно новое направление детского
музыкального творчества.
подростков

своей

Оно
яркой

привлекает

современных

выразительностью,

детей

и

«взрослыми»

аранжировками, разнообразием жанров и современной стилистикой,
насыщенным вокалом и возможностью проявить свои креативные
способности.
Именно для

того, чтобы учащийся, наделённый способностью и

тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть
умениями и навыками

эстрадного вокального

искусства,

само

реализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее
эмоциональное состояние, разработана программа «Основы эстрадного
вокала».

3
В певческой деятельности творческое самовыражение учащихся
формируется в ансамблевом

и

сольном

пении,

одноголосном

и

двухголосном исполнении современных песен с сопровождением и без
сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
Практика

показывает, что вокальный ансамбль – это наиболее

доступный, мобильный и актуальный вид коллективного творчества,
поскольку, являясь социальной

структурой,

даёт

возможность

участникам коллектива приобрести не только знания и умения в
области

музыкального

искусства

и

культуры,

но

и

опыт

межличностного общения, что так же входит в спектр педагогических
задач. Навыки, приобретённые в процессе обучения в вокальном
ансамбле, способствуют развитию творческого потенциала учащихся и
дают возможность впоследствии реализовать свои возможности в
различных творческих коллективах.
Основным

назначением

данной

образовательной

программы

является овладение специфической техникой вокального мастерства,
соответствующего современным требованиям эстрадного коллективного
исполнительского искусства. Наряду с учебно -воспитательной работой
в

вокальном

коллективе

программой

концертно -исполнительская

предусмотрена

деятельность

учащихся

и

активная

в

массовых

мероприятиях и конкурсах вокального мастерства различных уровней.
В программе систематизирован опыт создания детского творческого
коллектива на основе многолетней работы по

развитию вокальных

данных и выработке навыков ансамблевого пения.
Данная общеобразовательная общеразвивающая программа по
вокальному воспитанию

имеет

художественную

направленность

и

обусловлена поиском оптимальных форм работы с учащимися в
системе дополнительного образования.
Уровень

освоения

программы

–

базовый,

предполагающий

развитие музыкальных способностей и вокальных данных учащихся,

4
мотивации

к

творческой

деятельности,

удовлетворение

их

познавательных интересов в области эстрадного вокального искусства,
сформированность навыков ансамблевого и сольного исполнения на
уровне практического применения.
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Эстрадный вокал » разработана на основании следующих нормативноправовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 675 – р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
– СанПиН);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным

программам,

утвержденный

приказом

5
Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N
196;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
-Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 - Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
-Уставом МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги, разработана в соответствии с
социальным заказом и реализуется в художественной направленности.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что не все
дети могут заниматься в детских музыкальных школах и многих не
удовлетворяет перечень дисциплин учебного плана этих школ. Создание
программы «Основы эстрадного вокала» позволит учащимся реализовать
желание

–

научиться

правильно

и

красиво

исполнять эстрадные

произведения, получить возможность для творческого самовыражения.
Адресат программы:
По данной образовательной программе могут заниматься учащиеся,
имеющие необходимый уровень развития музыкальных способностей,
удовлетворительных вокальных данных, здоровый голосовой аппарат,
артистические задатки.
По временным и возрастным характеристикам программа выстроена
следующим образом: первый, второй и третий год обучения - учащиеся
младшего школьного возраста (с 7 до 10 лет). Четвёртый и пятый год
обучения - учащиеся

среднего школьного возраста (с11 до 14 лет).

6
Шестой и седьмой год обучения - учащиеся старшего школьного возраста
(с 14 до 17 лет).
Возраст учащихся от 7 до 17 лет. Периодичность занятий: 2 раза в
неделю по 45 минут.
Одновременно в группе может находиться до 20 человек.

Форма

обучения очная, традиционная, с применением дистанционных технологий.
Содержание

программы

составлено

согласно

возрастным

и

индивидуальным особенностям учащихся.
Младший школьный возраст

позволяет осваивать сложные по

координации движения, понимать сложные перестроения, чувствовать
партнёра и взаимодействовать друг с другом, при этом контролировать
качество исполнение движения. Психологические особенности позволяют
самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать знакомые
образы, передавать их взаимодействие. Учащиеся этого возраста способны к
самостоятельному сочинению небольших танцевальных композиций с
перестроением и комбинацией танцевальных движений.
Средний школьный возраст характеризуется достаточно большой
физической активностью, у учащихся повышается выносливость. В данном
случае можно начинать работу над точностью исполнения, при условии,
что учащимся была дана определённая база умений и навыков, в
противном случае базу нужно будет предварительно создать. На уровне
психологии

данный

самоутверждения

период

можно

рассматривать,

как

период

в глазах сверстников. Именно поэтому нужно уделять

большое внимание сплочению подросткового коллектива, поощрению
стремлений и индивидуальности, если это не идёт во вред коллективу.
Старший

школьный

возраст

может

дать

самые

большие

результаты, при условии, что учащийся физически подготовлен и
эмоционально стабилен. Устремлённость в будущее становится основной
направленностью личности и проблема выбора будущей профессии,
дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания, интересов,

7
планов. В старшем школьном возрасте учащийся должен овладеть всем
спектром знаний, умений и навыков, изучаемых в контексте данной
программы.
Программа предусматривает изучение теоретического материала,
проведение практических занятий.
Основной формой образовательного процесса является групповое
занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы
работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях,
смотрах.
Цель программы – развитие и реализация творческого потенциала и
музыкальных способностей учащихся через искусство эстрадного вокала.
Задачи:
Образовательные
Формировать основную базу знаний и представлений о вокальной музыке,
её языке, средствах выразительности, жанрах;
Певческие навыки;
Навыки сольного и ансамблевого пения;
Умение работать с фонограммой, микрофоном;
Навыки выразительного исполнения эстрадных произведений;
Навыки сценической культуры..
Воспитательные
Воспитывать интерес к певческой деятельности;
Художественный и музыкальный вкус;
Творческую, духовную и культурно -развитую личность;
Коммуникабельность,

взаимопонимание,

взаимовыручку,

доброжелательность, уважение, доверие, ответственность;
Трудолюбие, целеустремлённость;
Самоорганизацию, самоконтроль.
Нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и
концертной деятельности;

8
Способность к самореализации в пространстве культуры.
Развивающие
Развивать:
Голосовые данные: силу голоса, диапазон, беглость, тембр и регистровые
возможности;
Вокальный слух, музыкальную память, чувство ритма, чувство ансамбля;
творческую фантазию, воображение;
Оценочное музыкальное мышление;
Артистическую смелость, умение держаться на сцене.
Содержание

программы

выстроено

по

годам

обучения,

взаимосвязанным между собой: в последующем году совершенствуются
знания, умения и навыки предыдущего.
В курсе обучения применяются традиционные методы обучения:
Словесные:

устное

изложение,

беседа,

анализ

текста,

структура

музыкального произведения.
Наглядные: показ и прослушивание материала в записях на различных
носителях, показ, исполнение педагогом, работа по образцу.
Практические:

тренинг,

повторение

пройденного,

вокальные

упражнения, использования слов (беседа, рассказ, анализ музыкального
или

художественного

произведения),

наглядное

восприятие

и

практические методы.
Особенности организации образовательного процесса:
Учащиеся сформированы в смешанные по возрасту группы. Занятия
проводятся в групповой форме. Состав групп постоянный.
Режим занятий:
1 год обучения: 7 лет (1 класс). Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 1
часу, продолжительность занятий 45 минут (72 часа), количество учащихся
в группе 10-25 человек.

9
2 год обучения: 8-9 лет (2-3 класс). Занятия проводятся 2 раза в неделю, по
1 часу, продолжительность занятий 45 минут (72 часа), количество
учащихся в группе 10-20 человек.
3 год обучения: 10-11 лет (4-5 класс). Занятия проводятся 2 раза в неделю,
по 1 часу, продолжительность занятий 45 минут (72 часа), количество
учащихся в группе 10-20 человек.
4 год обучения: 12-13 лет (6-7 класс). Занятия проводятся 2 раза в неделю,
по1 часу, продолжительность занятий 45 минут (72 часа), количество
учащихся в группе 10-20 человек.
5 год обучения: 14-15 лет (8-9 класс). Занятия проводятся 2 раза в неделю,
по 1 часу, продолжительность занятий 45 минут (72 часа), количество
учащихся в группе 10-20 человек.
6 год обучения: 14-15 лет (9-10 класс). Занятия проводятся 2 раза в неделю,
по 1 часу, продолжительность занятий 45 минут (72 часа), количество
учащихся в группе 10-20 человек.
7 год обучения: 15-17 лет (10-11 класс). Занятия проводятся 2 раза в
неделю, по 1 часу, продолжительность занятий 45 минут (72 часа),
количество учащихся в группе 10-20 человек.
Учебная программа рассчитана на 7 лет обучения, общий объем
образовательной программы 504 часа.

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
1 год обучения
№

Название раздела

Количество часов
теория

практи
ка

всего

Формы
контроля

10
1. Введение

1

1

Первичная
диагностика –
собеседование

2. Диагностика музыкально -

1

1

2

Первичная
диагностика –
прослушивание

3. Виды музыкального искусства

5

5

10

4. Артикуляция, дикция

4

8

12

Педагогическое
наблюдение,
Промежуточная
аттестация
Педагогическое
наблюдение

5. Разучивание произведений

4

8

12

Педагогическое
наблюдение

6. Сценическое мастерство

4

8

12

7. Постановочная работа

5

18

23

Педагогическое
наблюдение,
Промежуточная
аттестация
Итоговая
аттестация

слуховых данных

Итого:

72

Содержание первого года обучения
1.Введение
Теория: Организационные
мотивацию,

вопросы.

Установка

на

положительную

на интересные вокальные занятия. Презентация работы

объединения. Объяснение целей и задач на учебный год. Беседа по технике
безопасности и поведении на занятиях. Правила гигиены и охраны голоса.
2. Диагностика музыкально -слуховых данных
Теория: тест -игра на выявление слуха, изучение чувства ритма, темпа
Практика: вокально -интонационные упражнения
3. Виды музыкального искусства
Теория: Виды

вокального

искусства:

народный,

академический,

эстрадный вокал. Их различие.
Практика: Прослушивание и анализ музыкального материала.
4. Артикуляция, дикция

11
Теория: Естественность
Организация

и

активность

артикуляционного

слов ритмически и звуковысотно.

аппарата.

Соотношение работы

артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимой.
Практика: Пение и произнесение скороговорок. Речевые упражнения.
Артикуляционная гимнастика. Работа над репертуаром с применением
полученных навыков.
5. Разучивание произведений
Теория: Краткие, лаконичные сведения о разучиваемом песенном
материале, жанрах произведений, их содержании, авторах, музыкально выразительных средствах.
Практика: Показ – исполнение песни или показ произведения в
записи. Разучивание и работа над текстом, мелодией, ритмом. Работа
над художественно – образной стороной произведения.
6. Сценическое мастерство
Теория: Понятие сценической культуры исполнителя;
Владение собой, устранение волнения на сцене; Песенный образ
Практика: Сюжетно -ролевые игры; Игры и упражнения на развитие
внимания, сценической свободы, координацию движений;
7. Постановочная работа
Теория: Объяснения особенностей и сложности исполнения выбранного
вокального

произведения,

замечания

и

коррекция

правильного

исполнения.
Практика: Отработка музыкального материала вокальной постановки на
сцене, в образе;
Исполнение

эстрадных

вокальных

произведений

на

концертах,

конкурсах
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
2 год обучения
№

Название раздела

Количество часов
теория

практи

всего

Формы
контроля

12
ка

1. Введение

1

1

Первичная
диагностика –
собеседование

2. Виды музыкального искусства

2

2

4

4

8

12

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

3. Артикуляция, дикция
4. Разучивание произведений

4

8

12

Педагогическое
наблюдение

5. Рабата с микрофоном и

4

7

11

Педагогическое
наблюдение

6. Сценическое мастерство

4

8

12

7. Постановочная работа

4

16

20

Педагогическое
наблюдение,
Промежуточная
аттестация
Итоговая
аттестация

фонограммой

Итого:

72

Содержание второго года обучения
1.Введение
Теория: Организационные

вопросы. Объяснение целей и задач на

учебный год. Беседа по технике безопасности и поведении на занятиях.
Правила гигиены и охраны голоса.
2. Виды музыкального искусства
Теория: Виды

вокального

искусства:

народный,

академический,

эстрадный вокал. Их различие.
Практика: Прослушивание и анализ музыкального материала.
3. Артикуляция, дикция
Теория: Естественность

и

активность

артикуляционного

аппарата.

Организация слов ритмически и звуковысотно.
Практика: Пение и произнесение скороговорок. Речевые упражнения.
4. Разучивание произведений

13
Теория: Краткие сведения о разучиваемом песенном материале, жанрах
произведений, их содержании, авторах, музыкально -выразительных
средствах. Анализ музыкального и поэтического текста.
Практика: Показ – исполнение песни или показ произведения в
записи. Разучивание и работа над текстом, мелодией, ритмом. Работа
над художественно – образной стороной произведения.
5. Работа с микрофоном и фонограммой
Теория: Беседа
Особенности

о

технике

сольного

и

безопасности
ансамблевого

работы

с

исполнения

микрофоном.
репертуара

с

микрофоном под фонограмму «-1».
Практика: Работа над

эстрадными

вокальными произведениями с

фонограммой (-1) и микрофоном..
6. Сценическое мастерство
Теория: Совершенствование основ сценического мастерства:
Сценическая культура исполнителя; Сценическое пространство;
Владение собой, устранение волнения на сцене; Песенный образ
Практика: Сюжетно -ролевые игры; Игры и упражнения на развитие
внимания, сценической свободы, координацию движений;
Работа над репертуаром, используя сценическую технику.
7. Постановочная работа
Теория: Объяснения особенностей и сложности исполнения выбранного
вокального

произведения,

замечания

и

коррекция

правильного

исполнения.
Практика: Отработка музыкального материала вокальной постановки на
сцене, в образе; Исполнение эстрадных вокальных произведений на
концертах, конкурсах.

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
3 год обучения

14
№

Название раздела

Количество часов
теория

1. Введение

1

2. Певческое дыхание

3

3. Звукообразование

практи
ка

всего

Формы
контроля

1

Первичная
диагностика –
собеседование

5

8

Педагогическое
наблюдение

3

5

8

Педагогическое
наблюдение

4. Артикуляция, дикция

3

5

8

Педагогическое
наблюдение

5. Разучивание произведений

3

5

8

Педагогическое
наблюдение

6. Рабата с микрофоном и

3

5

8

Педагогическое
наблюдение

7. Сценическое мастерство

4

7

11

8. Постановочная работа

4

16

20

Педагогическое
наблюдение,
Промежуточная
аттестация
Итоговая
аттестация

фонограммой

Итого:

72

Содержание третьего года обучения
1.Введение
Теория: Организационные

вопросы. Объяснение целей и задач на

учебный год. Беседа по технике безопасности и поведении на занятиях.
Правила гигиены и охраны голоса.
2. Певческое дыхание
Теория: Элементы правильного дыхания. Дыхательная установка. Цепное
дыхание.
Практика: Дыхательная гимнастика. Вокально -дыхательные упражнения.
3. Звукообразование
Теория: Понятия: Звукообразование, звуковедение, певческая позиция

15
Практика: Пение упражнений - распевок на одном дыхании на разных
гласных звуках, слогах; упражнения на исполнение legato, non legato,
staccato.
4. Артикуляция, дикция
Теория: Естественность
Организация

и

активность

артикуляционного

слов ритмически и звуковысотно.

аппарата.

Соотношение работы

артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимой.
Практика: Пение и произнесение скороговорок. Речевые упражнения.
Артикуляционная гимнастика. Работа над репертуаром с применением
полученных навыков.
5. Разучивание произведений
Теория: Краткие сведения о разучиваемом песенном материале, жанрах
произведений, их содержании, авторах, музыкально -выразительных
средствах. Анализ музыкального и поэтического текста.
Практика: Показ – исполнение песни или показ произведения в
записи. Разучивание и работа над текстом, мелодией, ритмом. Работа
над художественно – образной стороной произведения.
6. Работа с микрофоном и фонограммой
Теория: Беседа
Особенности

о

технике

сольного

и

безопасности
ансамблевого

работы
исполнения

с

микрофоном.
репертуара

с

микрофоном под фонограмму «-1».
Практика: Работа над

эстрадными

вокальными произведениями с

фонограммой (-1) и микрофоном.
7. Сценическое мастерство
Теория: Совершенствование основ сценического мастерства:
Сценическая культура исполнителя; Сценическое пространство;
Владение собой, устранение волнения на сцене; Жесты вокалиста (солиста,
участника ансамбля). Соответствие жестов и движений музыке и тексту;
Песенный образ.

16
Практика: Сюжетно -ролевые игры; Игры и упражнения на развитие
внимания, сценической свободы, координацию движений;
Работа над репертуаром, используя сценическую технику.
8. Постановочная работа
Теория: Объяснения особенностей и сложности исполнения выбранного
вокального

произведения,

замечания

и

коррекция

правильного

исполнения.
Практика: Отработка музыкального материала вокальной постановки на
сцене, в образе. Исполнение эстрадных вокальных произведений на
концертах, конкурсах
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№

Название раздела

4 год обучения
Количество часов
теория

1. Введение

1

2. Певческое дыхание

3

3. Звукообразование

практи
ка

всего

Формы
контроля

1

Первичная
диагностика –
собеседование

5

8

Педагогическое
наблюдение

3

5

8

Педагогическое
наблюдение

4. Артикуляция, дикция

3

5

8

Педагогическое
наблюдение

5. Разучивание произведений

3

5

8

Педагогическое
наблюдение

Рабата с микрофоном и
фонограммой

3

5

8

Педагогическое
наблюдение

7. Сценическое мастерство

4

7

11

8. Постановочная работа

4

16

20

Педагогическое
наблюдение,
Промежуточная
аттестация
Итоговая
аттестация

6

Итого:

72

17

Содержание четвёртого года обучения
1.Введение
Теория: Организационные

вопросы. Объяснение целей и задач на

учебный год. Беседа по технике безопасности и поведении на занятиях.
Правила гигиены и охраны голоса.
2. Певческое дыхание
Теория: Элементы правильного дыхания. Дыхательная установка. Опора
звука на дыхании. Цепное дыхание.
Практика: Дыхательная гимнастика. Вокально -дыхательные упражнения.
Упражнения на диафрагмальное дыхание. Выработка чувства глубокой
опоры дыхания.
3. Звукообразование
Теория: Понятия: Звукообразование, звуковедение, певческая позиция,
голосовые регистры
Практика: Пение упражнений -распевок на одном дыхании на разных
гласных звуках, слогах; упражнения на исполнение legato, non legato,
staccato, упражнения

на

развитие

и

сглаживание

регистровых

переходов (звукоряды, скачки, арпеджио).
4. Артикуляция, дикция
Теория: Естественность
Организация

и

активность

артикуляционного

слов ритмически и звуковысотно.

аппарата.

Соотношение работы

артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимой.
Практика: Пение и произнесение скороговорок. Речевые упражнения.
Артикуляционная гимнастика. Работа над репертуаром с применением
полученных навыков.
5. Разучивание произведений
Теория: Краткие сведения о разучиваемом песенном материале, жанрах
произведений, их содержании, авторах, музыкально -выразительных
средствах. Анализ музыкального и поэтического текста.

18
Практика: Показ – исполнение песни или показ произведения в
записи.

Разучивание

и работа

над

текстом,

мелодией,

ритмом.

Отдельная работа над сложными в интонационном, ритмическом и
вокальном плане фрагментами. Работа над художественно – образной
стороной произведения.
6. Работа с микрофоном и фонограммой
Теория: Беседа

о

технике

безопасности

работы

с

микрофоном.

Основные проблемы с микрофоном на сцене: включение микрофона,
«заводка» микрофона, тембр звука, искажения звука, посторонние шумы.
Особенности

сольного

и

ансамблевого

исполнения

репертуара

с

микрофоном под фонограмму «-1».
Практика: Работа над

эстрадными

вокальными произведениями с

фонограммой (-1) и микрофоном.
7. Сценическое мастерство
Теория: Совершенствование основ сценического мастерства:
Сценическая культура исполнителя; Сценическое пространство; Владение
собой, устранение волнения на сцене; Жесты вокалиста (солиста,
участника ансамбля). Соответствие жестов и движений музыке и тексту;
Песенный образ
Практика: Сюжетно -ролевые игры; Игры и упражнения на развитие
внимания, сценической свободы, координацию движений; Работа над
репертуаром, используя сценическую технику.
8. Постановочная работа
Теория: Объяснения особенностей и сложности исполнения выбранного
вокального

произведения,

замечания

и

коррекция

правильного

исполнения.
Практика: Отработка музыкального материала вокальной постановки на
сцене, в образе;
Исполнение
конкурсах

эстрадных

вокальных

произведений

на

концертах,

19

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№

Название раздела

5 год обучения
Количество часов
теория

1. Введение

1

2. Певческое дыхание

3

3. Звукообразование

практи
ка

всего

Формы
контроля

1

Первичная
диагностика –
собеседование

5

8

Педагогическое
наблюдение

3

5

8

Педагогическое
наблюдение

4. Артикуляция, дикция

3

5

8

Педагогическое
наблюдение

5. Разучивание произведений

3

5

8

Педагогическое
наблюдение

Рабата с микрофоном и
фонограммой

3

5

8

Педагогическое
наблюдение

7. Сценическое мастерство

4

7

11

8. Постановочная работа

4

16

20

Педагогическое
наблюдение,
Промежуточная
аттестация
Итоговая
аттестация

6

Итого:

72

Содержание пятого года обучения
1.Введение
Теория: Организационные

вопросы. Объяснение целей и задач на

учебный год. Беседа по технике безопасности и поведении на занятиях.
Правила гигиены и охраны голоса.
2. Певческое дыхание
Теория: Элементы правильного дыхания. Дыхательная установка. Опора
звука на дыхании. Цепное дыхание.
Практика: Дыхательная гимнастика. Вокально -дыхательные упражнения.

20
Упражнения на диафрагмальное дыхание. Выработка чувства глубокой
опоры дыхания.
3. Звукообразование
Теория: Понятия: Звукообразование, звуковедение, певческая позиция,
голосовые регистры
Практика: Пение упражнений -распевок на одном дыхании на разных
гласных звуках, слогах; упражнения на исполнение legato, non legato,
staccato, упражнения

на

развитие

и

сглаживание

регистровых

переходов (звукоряды, скачки, арпеджио).
4. Артикуляция, дикция
Теория: Естественность
Организация

и

активность

артикуляционного

слов ритмически и звуковысотно.

аппарата.

Соотношение работы

артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимой.
Практика: Пение и произнесение скороговорок. Речевые упражнения.
Артикуляционная гимнастика. Работа над репертуаром с применением
полученных навыков.
5. Разучивание произведений
Теория: Краткие сведения о разучиваемом песенном материале, жанрах
произведений, их содержании, авторах, музыкально -выразительных
средствах. Анализ музыкального и поэтического текста.
Практика: Показ – исполнение песни или показ произведения в
записи.

Разучивание

и работа

над

текстом,

мелодией,

ритмом.

Отдельная работа над сложными в интонационном, ритмическом и
вокальном плане фрагментами. Работа над художественно – образной
стороной произведения.
6. Работа с микрофоном и фонограммой
Теория: Беседа

о

технике

безопасности

работы

с

микрофоном.

Основные проблемы с микрофоном на сцене: включение микрофона,
«заводка» микрофона, тембр звука, искажения звука, посторонние шумы.

21
Особенности

сольного

и

ансамблевого

исполнения

репертуара

с

микрофоном под фонограмму «-1».
Практика: Работа над

эстрадными

вокальными произведениями с

фонограммой (-1) и микрофоном.
7. Сценическое мастерство
Теория: Совершенствование основ сценического мастерства: Сценическая
культура исполнителя;

Сценическое пространство; Владение собой,

устранение волнения на сцене; Жесты вокалиста (солиста, участника
ансамбля). Соответствие жестов и движений музыке и тексту; Песенный
образ
Практика: Сюжетно -ролевые игры; Игры и упражнения на развитие
внимания, сценической свободы, координацию движений; Работа над
репертуаром, используя сценическую технику.
8. Постановочная работа
Теория: Объяснения особенностей и сложности исполнения выбранного
вокального

произведения,

замечания

и

коррекция

правильного

исполнения.
Практика: Отработка музыкального материала вокальной постановки на
сцене, в образе; Исполнение эстрадных вокальных произведений на
концертах, конкурсах.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
6 год обучения
№

Название раздела

Количество часов
теория

1. Введение

1

2. Певческое дыхание

2

практи
ка

4

всего

Формы
контроля

1

Первичная
диагностика –
собеседование

6

Педагогическое
наблюдение

22
3. Звукообразование

2

4

6

Педагогическое
наблюдение

4. Артикуляция, дикция

2

5

7

Педагогическое
наблюдение

5. Разучивание произведений

3

5

8

Педагогическое
наблюдение

Рабата с микрофоном и
фонограммой

3

5

8

Педагогическое
наблюдение

7. Сценическое мастерство

3

5

8

8. Импровизация

3

5

8

Педагогическое
наблюдение,
Промежуточная
аттестация
Педагогическое
наблюдение

9. Постановочная работа

4

16

20

6

Итого:

Итоговая
аттестация

72

Содержание шестого года обучения
1.Введение
Теория: Организационные

вопросы. Объяснение целей и задач на

учебный год. Беседа по технике безопасности и поведении на занятиях.
Правила гигиены и охраны голоса.
2. Певческое дыхание
Теория: Элементы правильного дыхания. Дыхательная установка. Опора
звука на дыхании. Цепное дыхание.
Практика: Дыхательная гимнастика. Вокально -дыхательные упражнения.
Упражнения на диафрагмальное дыхание. Выработка чувства глубокой
опоры дыхания.
3. Звукообразование
Теория: Понятия: Звукообразование, звуковедение, певческая позиция,
голосовые регистры
Практика: Пение упражнений -распевок на одном дыхании на разных
гласных звуках, слогах; упражнения на исполнение legato, non legato,

23
staccato, упражнения

на

развитие

и

сглаживание

регистровых

переходов (звукоряды, скачки, арпеджио).
4. Артикуляция, дикция
Теория: Естественность
Организация

и

активность

артикуляционного

слов ритмически и звуковысотно.

аппарата.

Соотношение работы

артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимой.
Практика: Пение и произнесение скороговорок. Речевые упражнения.
Артикуляционная гимнастика. Работа над репертуаром с применением
полученных навыков.
5. Разучивание произведений
Теория: Краткие сведения о разучиваемом песенном материале, жанрах
произведений, их содержании, авторах, музыкально -выразительных
средствах. Анализ музыкального и поэтического текста.
Практика: Показ – исполнение песни или показ произведения в
записи.

Разучивание

и работа

над

текстом,

мелодией,

ритмом.

Отдельная работа над сложными в интонационном, ритмическом и
вокальном плане фрагментами. Работа над художественно – образной
стороной произведения.
6. Работа с микрофоном и фонограммой
Теория: Беседа

о

технике

безопасности

работы

с

микрофоном.

Основные проблемы с микрофоном на сцене: включение микрофона,
«заводка» микрофона, тембр звука, искажения звука, посторонние шумы.
Особенности

сольного

и

ансамблевого

исполнения

репертуара

с

микрофоном под фонограмму «-1».
Практика: Работа над

эстрадными

вокальными произведениями с

фонограммой (-1) и микрофоном.
7. Сценическое мастерство
Теория: Совершенствование основ сценического мастерства: Сценическая
культура исполнителя;

Сценическое пространство; Владение собой,

устранение волнения на сцене; Жесты вокалиста (солиста, участника

24
ансамбля). Соответствие жестов и движений музыке и тексту; Песенный
образ
Практика: Сюжетно -ролевые игры; Игры и упражнения на развитие
внимания, сценической свободы, координацию движений; Работа над
репертуаром, используя сценическую технику.
8. Импровизация
Теория: Понятие: вокальная

импровизация. Раскрытие содержания

предлагаемых заданий и путей их выполнения. Показ возможных
вариантов.
Практика: Пение импровизаций – вариаций на заданную тему в
различном характере, с различным ритмическим рисунком. Элементы
импровизации в процессе пения эстрадного репертуара.
9. Постановочная работа
Теория: Объяснения особенностей и сложности исполнения выбранного
вокального

произведения,

замечания

и

коррекция

правильного

исполнения.
Практика: Отработка музыкального материала вокальной постановки на
сцене, в образе; Исполнение эстрадных вокальных произведений на
концертах, конкурсах.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
7 год обучения
№

Название раздела

Количество часов
теория

1. Введение

1

2. Певческое дыхание

2

3. Звукообразование

2

практи
ка

всего

Формы
контроля

1

Первичная
диагностика –
собеседование

4

6

Педагогическое
наблюдение

4

6

Педагогическое
наблюдение

25
4. Артикуляция, дикция

2

5

7

Педагогическое
наблюдение

5. Разучивание произведений

3

5

8

Педагогическое
наблюдение

Рабата с микрофоном и
фонограммой

3

5

8

Педагогическое
наблюдение

7. Сценическое мастерство

3

5

8

8. Импровизация

3

5

8

Педагогическое
наблюдение,
Промежуточная
аттестация
Педагогическое
наблюдение

9. Постановочная работа

4

16

20

6

Итого:

Итоговая
аттестация

72

Содержание седьмого года обучения
1.Введение
Теория: Организационные

вопросы. Объяснение целей и задач на

учебный год. Беседа по технике безопасности и поведении на занятиях.
Правила гигиены и охраны голоса.
2. Певческое дыхание
Теория: Элементы правильного дыхания. Дыхательная установка. Опора
звука на дыхании. Цепное дыхание.
Практика: Дыхательная гимнастика. Вокально -дыхательные упражнения.
Упражнения на диафрагмальное дыхание. Выработка чувства глубокой
опоры дыхания.
3. Звукообразование
Теория: Понятия: Звукообразование, звуковедение, певческая позиция,
голосовые регистры
Практика: Пение упражнений -распевок на одном дыхании на разных
гласных звуках, слогах; упражнения на исполнение legato, non legato,
staccato, упражнения

на

развитие

и

переходов (звукоряды, скачки, арпеджио).

сглаживание

регистровых

26
4. Артикуляция, дикция
Теория: Естественность
Организация

и

активность

артикуляционного

слов ритмически и звуковысотно.

аппарата.

Соотношение работы

артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимой.
Практика: Пение и произнесение скороговорок. Речевые упражнения.
Артикуляционная гимнастика. Работа над репертуаром с применением
полученных навыков.
5. Разучивание произведений
Теория: Краткие сведения о разучиваемом песенном материале, жанрах
произведений, их содержании, авторах, музыкально -выразительных
средствах. Анализ музыкального и поэтического текста.
Практика: Показ – исполнение песни или показ произведения в
записи.

Разучивание

и работа

над

текстом,

мелодией,

ритмом.

Отдельная работа над сложными в интонационном, ритмическом и
вокальном плане фрагментами. Работа над художественно – образной
стороной произведения.
6. Работа с микрофоном и фонограммой
Теория: Беседа

о

технике

безопасности

работы

с

микрофоном.

Основные проблемы с микрофоном на сцене: включение микрофона,
«заводка» микрофона, тембр звука, искажения звука, посторонние шумы.
Особенности

сольного

и

ансамблевого

исполнения

репертуара

с

микрофоном под фонограмму «-1».
Практика: Работа над

эстрадными

вокальными произведениями с

фонограммой (-1) и микрофоном.
7. Сценическое мастерство
Теория: Совершенствование основ сценического мастерства:Сценическая
культура исполнителя;

Сценическое пространство; Владение собой,

устранение волнения на сцене; Жесты вокалиста (солиста, участника
ансамбля). Соответствие жестов и движений музыке и тексту; Песенный
образ

27
Практика: Сюжетно -ролевые игры; Игры и упражнения на развитие
внимания, сценической свободы, координацию движений; Работа над
репертуаром, используя сценическую технику.
8. Импровизация
Теория: Понятие: вокальная

импровизация. Раскрытие содержания

предлагаемых заданий и путей их выполнения. Показ возможных
вариантов.
Практика: Пение импровизаций – вариаций на заданную тему в
различном характере, с различным ритмическим рисунком. Элементы
импровизации в процессе пения эстрадного репертуара.
9. Постановочная работа
Теория: Объяснения особенностей и сложности исполнения выбранного
вокального

произведения,

замечания

и

коррекция

правильного

исполнения.
Практика: Отработка музыкального материала вокальной постановки на
сцене, в образе; Исполнение эстрадных вокальных произведений на
концертах, конкурсах.

28

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
1. Личностные:
-сформировать умения работать в коллективе; овладение навыками
сотрудничества с педагогом и другими учащимися;
чувств

-формирование

доброжелательности

и

эмоционально -

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
-проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и
упорства в достижении поставленных целей;
-воспитание

патриотизма,

национального

самоопределения,

чувства

гордости за свою Родину, историю своего народа.
2. Метапредметные:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности;
-формирование

понимания

красоты

музыкальной

искусства

в

соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами;
-умение

активно

взаимодействовать

включаться

в

со сверстниками

коллективную
при

решении

деятельность,
музыкально -

творческих задач, достижении общих целей;
-умение анализировать своё и чужое исполнение.
3. Предметные:
-наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально творческому самовыражению;
-умение применять правильную певческую установку;
-знание цикла упражнений на дыхание, звукообразование, артикуляцию,
дикцию и применение приобретённых навыков на практике;
-владение основными навыками исполнения одноголосных эстрадных
вокальных произведений в ансамбле;
-знание основных жанров вокальной музыки;

29
определять

-умение

структуру

и

понимать

смысл

вокального

произведения;
-стремление передавать характер и настроение

песни, правильно

распределять дыхание по фразам, умение исполнять легато, нон легато,
стаккато;
-владение техникой работы с микрофонами под фонограмму «-1»;
-участие

в

концертах,

чувствовать исполняемые

умение

уверенно

произведения

на

выходить

на

большой

сцену,
сцене и

выразительно исполнять их.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Виды контроля
Входной
Текущий

Промежуточный
Итоговый

Формы проведения
Прослушивание. Собеседование
Наблюдение педагога в ходе
занятий и выступлений на
концертах и праздничных
мероприятиях учреждения,
района, города, а также участия в
музыкальных конкурсах
районного, областного,
всероссийского и
международного
уровней.
Контрольный урок,
Отчётный концерт
Отчётный концерт

Сроки
Сентябрь
В течение
обучения

всего

Декабрь, май
Май. В конце обучения по
данной программе.

Формы фиксации образовательных результатов
-Таблица входной диагностики
Параметры:
-Уровень общего музыкального развития и вокальных способностей.
Показатели:
Ладовое чувство;

периода

30
Музыкально -слуховые представления;
Чувство ритма;
Чистота интонирования;
Техника речи, вокальная дикция;
Певческое дыхание;
Звукообразование;
Яркое, осмысленное, выразительное исполнение песни
-Таблицы наблюдений (текущий, промежуточный, итоговый контроль)
Параметры:
-Уровень развития вокально -эстрадных способностей
Показатели:
Основы эстрадного пения;
Музыкальная грамота;
Программные произведения;
Звукообразование;
Певческое дыхание;
Артикуляция;
Слуховые навыки;
Навыки эмоциональной выразительности;
Опыт творческой деятельности
Параметры:
-Уровень

развития

артистических

способностей.

Личностные

характеристики.
Показатели:
-Артистические навыки:
Ориентирование в сценическом пространстве;
Сценическая культура поведения;
Яркое, выразительное, осмысленное исполнение произведений;
-Личностные характеристики:
Внутренняя раскрепощённость, свобода выражения;

31
Увлечённость;
Чувство собственной значимости;
Стремление к адекватной самооценке;
Коммуникативность;
Культура поведения, эмоциональная уравновешенность
Формы контроля: участие в конкурсах и фестивалях, выступления на
концертах.
Показатели и критерии диагностики образовательной программы
«Основы эстрадного вокала»
О1,

О2,

О3,

О4,

О5

–

показатели

результативности

освоения

образовательной программы в соответствии с задачами в области
обучения.
Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 – показатели результативности освоения образовательной
программы в соответствии с задачами в области развития
В1,

В2,

В3,

В4,

В5

–

показатели

результативности

освоения

образовательной программы в соответствии с задачами в области
воспитания.
По каждому показателю определено содержательное (словесное) описание
градаций, соответствующее количественному выражению:
3-высокий уровень,
2- средний уровень,
1 – низкий, незначительный уровень.
Показатель
О1 Овладение
основной
базой
знаний и
представлени
йо
вокальной

Критерии
3

2

1

Учащийся обладает
необходимым объёмом
знаний о вокальных стилях
и жанрах,отличительных
особенностях, умеет
сравнивать произведения и
делать самостоятельные
обобщения, может дать

Учащийся имеет
представление об
основных стилях и
жанрах вокальной
музыки, знает
наиболее яркие
направления
эстрадной музыки,

Учащийся теряется,
путается.
С трудом усваивает
самые элементарные
понятия.

32
музыке, её
языке,
средствах
выразительно
сти,
жанрах.

О2 Певческие
навыки.

О3 - Работа с
фонограммой
,
микрофоном

характеристику
содержания вокального
произведения, средств
музыкальной
выразительности.
Легко ориентируется в
музыкально -эстрадной
терминологии

но несколько
затрудняется в их
различении,
теряется в
терминологии.
Характеризует
содержание
вокального
произведения,
средства
музыкальной
выразительности с
помощью
наводящих
вопросов педагога.
Атака звука мягкая, звук
Атака звука мягкая, Атака звука
без призвуков, берётся
но непостоянная,
придыхательная
«сверху»; Хорошая опора
случаются
или твёрдая;
на дыхание, звук
«подъезды»; Опора Шумный
выдерживается на одной
на дыхание есть, но поверхностный
высоте без затухания,
сохраняется не
вдох при помощи
упр.поются ровным по силе продолжительное
поднятия плеч,
голосом, выдох
время; упражнения опора на дыхание
постепенный и экономный. исполняются с
отсутствует, звук
Дикция чёткая,
постепенным
не выдерживается
разборчивая; тембр ровный затуханием голоса; на одной высоте, а
на всех гласных на всем
продолжительность постепенно
диапазоне
фонационного
затухает;
выдоха средняя.
динамический
Дикция не всегда
диапазон: mр-р;
разборчивая; но
короткий
гласные не «пестрят» фонационный
на всем диапазоне
выдох. Дикция
неразборчивая или
звучание гласных
излишне открытое,
«пёстрое».
Активный интерес к
Интерес к
Безразличное
певческой
певческой
отношение к
деятельности,высокая
деятельности не
певческой
эмоциональная
стабильный, при
деятельности,
отзывчивость и
эмоциональной
эмоциональная
способность
отзывчивости,
ограниченность,
сопереживать музыке,
исполнение
исполнение не
исполнение
недостаточно
выразительное

33
выразительное
(мимика, жест,
движение,внутренний
настрой от понимания
смысла и содержания
исполняемого)

О5 - Навыки
сценической
культуры

Р1 - Развитие
слуховых
способностей

Р2 Развитие
голосовых
данных:
силы
голоса,
диапазона,
беглости,
тембра

Учащийся уверенно
держится на сцене,
ощущает сценическое
пространство,
контролирует свои
действия и качество
исполнения. Умеет
донести до слушателя
художественный образ
вокального
произведения
Точность
звуковысотного
интонирования
хорошая; умение тонко
слышать и
ориентироваться в
певческом звучании,
способность слышать
особенности звука:
степень округления,
его позицию (высокую или
низкую), яркость и т.д.;
хорошая
музыкальная память
Голос сильный,
широкий
звуковысотный
диапазон по
сравнению с нормой, тембр
достаточно
насыщенный, звонкий,
не напряжённый

выразительное
(мимика — вялая,
движения скованные, однако
внутренний настрой
передаёт
содержание
исполняемого
произведения)
Несколько скован
на сцене. Не всегда
убедительно
исполняет песню.
Недостаточно
раскрывает
художественный
образ.

(мимика - вялая,
движения скованы,
эмоциональный
настрой не
соответствует
содержанию песни)

Точность
звуковысотного
интонирования
средняя; при
наличии каких-либо
слуховых
представлений и
музыкальных
знаний, учащийся
не может их
применить в новой
ситуации,
непродолжительная
музыкальная память
Голос не очень
сильный,
звуковысотный
диапазон в пределах
возрастной нормы,
тембр бедный, не
всегда ровный, но не
напряжённый

Низкие слуховые
способности,
точность
звуковысотного
интонирования
плохая; отсутствие
музыкальной
памяти

Боязнь сцены.
Формальное
отношение к
исполнению.

Голос слабый,
звуковысотный
диапазон меньше
квинты, тембр
сиплый, глухой,
тембр достаточно
насыщенный, звонкий,
не напряжённый.
тембр бедный, не
всегда ровный, но не
напряжённый.

34

Р3- Развитие
творческой
активности

Учащийся активно
Интересуется певческой
деятельностью,
выразительно
исполняет эстрадный
репертуар, проявляет
высокую познавательную и
творческую активность, с
лёгкостью применяет
новый опыт в других
сферах, активно
участвует в разборе
произведения, предлагает
собственный вариант
интерпретации
вокального
произведения

бедный или
напряжённый,
крикливый
Пассивный характер
деятельности
учащегося,
отсутствие
познавательного
интереса, неумение
использовать личный
опыт.

Учащийся
демонстрирует
спокойную
готовность к
занятиям,
старательность, не
проявляет
инициативы при
разборе содержания
произведения, но
активно отвечает
на наводящие
вопросы. При
наличии какихлибо слуховых
представлений и
музыкальных
знаний, учащийся
не может их
применить в новой
ситуации
Р4 - Развитие Учащийся обладает
Музыкальное
Низкие
музыкального Широким художественным мышление развито на аналитические
мышления
кругозором, имеет
среднем уровне.
способности,
интерес к певческой
Учащийся неуверенно неумение объяснить
деятельности, умеет
высказывается о
свои мысли,
сравнивать, анализировать, музыке, не всегда
чувства, вызванные
обобщать и оценивать
имеет свою точку
музыкой, и создать
вокальные произведения с зрения. Имеет
логическую модель
позиции их
представление
вокального
Художественно о сущности
произведения,
эстетической
музыкальной речи, но слабое
ценности. Умеет
несколько
ассоциативное и
оперировать средствами
затрудняется в
образное мышление,
музыкального языка в
создании
на наводящие
процессе создания
собственных
вопросы учащийся
собственных музыкальных музыкальных
отвечает: «Не знаю»
образов,
образов
объективно оценивать
собственное
исполнение песни
Р5 - Развитие Учащийся свободно,
Учащийся не в
Учащийся

35
артистически
х
способностей

В1 Воспитание
интереса к
певческой
деятельности
В2 Воспитание
художественн
ого
и
музыкального
вкуса

без зажимов, с
глубоким пониманием
и артистичностью
исполняет эстрадный
репертуар, используя
певческий опыт,
навыки вокального и
сценического
мастерства; владеет
актёрской
интерпретацией;
способен предугадывать и
исправлять внезапные
«накладки» во время
исполнения на сцене
У учащегося высокое
эмоциональное
восприятие и высокий
уровень закрепления.
Высокая культура
восприятия, оценки и
знание развития
мировой музыкальной
культуры. Стремление
к дальнейшему
познавательному
процессу

В3 –
Воспитание
коммуникатив
ной
компетентнос
ти.

Высокая активность –
учащийся активен в
установлении
контактов, раскован,
смел в общении

В4 –
Воспитание
волевых
качеств

Учащийся умеет чётко и
последовательно
добиваться нужного
результата. Волевые

полной мере
владеет собой на
сцене,недостаточно
выразительно,
образно и
эмоционально
исполняет
репертуар
в сочетании с
хореографическим и
сценическим
замыслом

Есть эмоциональное
восприятие,процесс
закрепления
урывками

исполняет
произведения не
выразительно, без
понимания его
содержания;
безразлично
относится к
исполняемому
репертуару,
хореографическому
и сценическому
замыслу

Есть
эмоциональный
интерес, но нет
интереса в процессе
закрепления
Не ярко выраженная Отсутствие
Культура
культуры
восприятия
восприятия
музыкальных
музыкальных
произведений на
произведений.
основе знания
Стремление к
развития мировой
познавательному
музыкальной
процессу
культуры.
отсутствует.
Слабовыраженные
стремления к
познавательному
процессу.
Учащийся
Учащийся первым
сравнительно редко не устанавливает
проявляет
контакты, не всегда
активность
отзывается на
в общении, чаще
общение
лишь отвечает на
обращение к нему
со стороны
Неустойчивый
Низкий уровень,
уровень волевых
проявляющийся в
качеств. Учащийся
вялости, лени,
не проявляет
неумении

36

В5 Формировани
е норм
коллективног
о
взаимодейств
ия и
сотрудничест
ва

качества проявляются в
настойчивости в
достижении поставленной
цели,
умении заставлять себя чтото сделать в случае
необходимости, в
трудолюбии, усердии,
самоконтроле
Учащийся совмещает
свои интересы с
интересами товарищей,
умеет идти
на компромисс, например,
при выборе
эстрадного вокального
репертуара; может
оказать помощь и
поддержку товарищу в
трудную минуту;
радуется чужому
успеху.

упорства в
достижении
поставленных
целей. Результат
под влиянием извне

добиваться
поставленной цели

Учащийся замкнут
на себе, может по
возможности идти
на компромиссы

Учащийся замкнут
на своих интересах;
отсутствие
компромиссов;
равнодушен к
успехам и неудачам
товарищей.

-Анализ диагностических материалов
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Год
обучения
1

Начало и
Кол-во
окончание учебных
учебного года недель
С 9 января
20

Кол-во Продолжительность
учебных и периодичность
часов
занятий
40
2 раза по 45 минут

по 31 мая
2

С 9 января
С 9 января

20

40

2 раза по 45 минут

С 9 января

20

40

2 раза по 45 минут

С 9 января
по 31 мая

январь
май

20

40

2 раза по 45 минут

по 31 мая
5

январь
май

по 31 мая
4

январь
май

по 31 мая
3

Сроки
аттестации

январь
май

20

40

2 раза по 45 минут

январь
май

37
С 9 января

6

20

2 раза по 45 минут

40

январь

по 31 мая

май

С 9 января

7

20

2 раза по 45 минут

40

январь

по 31 мая

май

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Для

успешного

выполнения

образовательной

программы

необходимы следующие условия:
Материально - техническое обеспечение
-хорошо проветриваемое и отапливаемое просторное помещение;
-концертный зал с необходимым техническим оборудованием;
-музыкальный центр - 1 шт.;
-пианино или синтезатор - 1 шт.;
-ученическая доска - 1 шт.;
-микрофоны - 4 шт.;
-стойки для микрофонов - 4 шт.;
-микшерский пульт - 1 шт.;
-усилитель – 1шт.;
-колонки – 2 шт.;
-компьютер – 1шт.;
-зеркало – 1 шт.;
-детские стулья – 15шт.;
-СD - диски – 10 шт.;
-Концертные костюмы, реквизит.
Информационное обеспечение – аудиозаписи музыкальных треков в
исполнении известных поп -групп, видеозаписи вокальных фестивалей и
концертов,

видеозаписи

выступлений

учащихся

на

концертах,

фотоматериалы публичных выступлений учащихся, интернет - источники
по эстрадному вокалу;

38
Кадровое обеспечение - педагог должен иметь специальное вокальное
образование, опыт работы, уметь исполнять вокальные произведения на
профессиональном уровне.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Распределение
условно,

так

учебного

материала

как последовательность

в

программе

освоения

довольно

вокальной

техники

определяет педагог в зависимости от уровня подготовки учащегося и
времени, необходимого для решения профессиональных задач.
Учебной основой для занятий служат различные музыкально вокальные упражнения и эстрадные песни. Большое внимание уделяется
формированию
способностей.

певческих
На

навыков

распевание

способствующих развитию

и

и

развитию музыкальных

разучивание

звуковысотного

слуха,

упражнений,
ладо тонального

слуха, чувство ритма, дикции, артикуляции и мимике, тембрового слуха
и певческого дыхания отводится 15-20 минут. В некоторых
(начало

учебного

года,

длительный

перерыв

в

занятиях)

случаях
время,

отводимое на распевание и развитие певческих навыков, может быть
увеличено.
На каждом занятии целесообразно проводить работу над 2 песнями,
различными по характеру и сложности, чётко представляя цели и задачи
каждой из них.
В работе над песней можно выделить следующие этапы:
-показ песни, сопровождаемый беседой, разбором характера и содержания
песни;
-разучивание мелодии песни по фразам, предложениям, куплетам
(чистое интонирование мелодии, точность ритма, расстановка дыхания,
стилистические моменты);

39
-работа по тексту (дикция, идея произведения, характер, актёрские задачи);
-исполнение песни под аккомпанемент фортепиано или минусовую
фонограмму (контроль за процессом «впевания», работа с микрофоном);
-сценическое движение (жест, мимика, раскрытие образа).
Для освоения учащимися программного материала применяются
такие

методы обучения как, словесные, наглядные, практические,

частично -поисковые, стимулирования и мотивации.
Словесные:

объяснение,

рассказ,

сравнение,

замечание,

анализ.

Например, объяснение вокально -технических приёмов, новых терминов и
понятий, рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т.д. В
работе этот метод должен быть доступен для детского восприятия.
Наглядные: показ иллюстративного материала, например, при изучении
строения гортани, работы диафрагмы; использование аудио и видео
материалов

при демонстрации

образца

исполнения,

исполнение

педагогом музыкального материала.
Практические: тренинги, вокальные упражнения. Их можно разделить
на две группы. К первой относятся те, которые применяются вне
связи к каким-либо конкретным произведением. Они способствуют
последовательному овладению техникой эстрадного пения. Упражнения
второй группы направлены на преодоление конкретных трудностей при
разучивании песен. Планомерное

и

целенаправленное

применение

упражнений способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его
гибкости и выносливости.
Частично -поисковые:

индивидуальный

и

коллективный

поиск

исполнительских средств (вокальных и пластических) для создания
художественного образа исполняемого эстрадного произведения.
Стимулирования

и

мотивации:

создание

ситуации

успешности,

возможности самовыражения, самореализации, поощрение, творческие
задания.
На занятиях используются следующие приёмы:

40
-Настройка на тональность перед началом пения;
-Пение по «цепочке»;
-Пение «про себя»;
приёмы

-Игровые

(«Ритмическое

эхо»,

«Парад

звёзд»,

«Эхо»,

«Импровизационный концерт», «Свечи», «Одуванчик», «Артикуляционная
разминка» и др.);
-Использование детских музыкальных инструментов для активизации
слухового внимания и развития чувства ритма;
-Моделирование высоты звука движениями руки;
-Отражение направления движения мелодии при помощи ручных знаков;
-Сочетание запевов солистов с группой;
-Динамическое развитие;
-Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
-Устные диктанты;
-Задержка звучания ансамбля на отдельных звуках по руке дирижёра;
-Выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные
упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или
вокализацией;
Все методы и приёмы музыкального обучения находятся в тесной
взаимосвязи. Их разнообразие определяется спецификой вокального
искусства

и

особенностями музыкальной

деятельности

учащихся.

Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях в
зависимости от музыкального опыта учащихся.
Распределение
условно

и

зависит

учебного
от уровня

материала
подготовки

в

программе
учащихся

и

довольно
времени,

необходимого на решение поставленных задач. На протяжении всех лет
обучения необходимо развивать у учащихся тембровое чувство и
мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных
произведений, создавать условия, в которых учащийся испытывает
радость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта.

41
Особенно сложной и трудной является работа по постановке голоса,
так как голоса учащихся в период обучения (3-4 год обучения) могут
находиться в состоянии мутации. Он совпадает с периодом полового
созревания. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно
и незаметно, у других более явно и ощутимо (голос срывается во
время пения и речи). Продолжительность мутационного периода может
быть различна – от нескольких месяцев до нескольких лет. У учащихся,
поющих до мутационного периода, он продолжается обычно быстрее и без
резких изменений голоса. В этот период очень важно услышать начало
мутации и при первых её признаках принять меры предосторожности:
чаще прослушивать голоса и вовремя реагировать на все изменения
голоса. Вокальные упражнения, работу над техникой рекомендуется не
останавливать, учитывая особенности каждого голоса, и работая в
возможностях диапазона учащегося.
Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся
материале. При составлении

репертуарного

плана

необходимо

учитывать возрастные особенности и вокальные данные учащихся, на
их

основе

подбирать

репертуар,

руководствуясь несколькими

принципами:
-идейной значимостью исполняемого произведения;
-художественной ценностью; воспитательным значением;
- доступностью музыкального и литературного текста;
-разнообразием жанровой и музыкальной стилистики;
- логикой компоновки будущей концертной программы;
-качеством фонограммы, записанной с применением сложной техники.
Песни

с

хореографическими

движениями,

или

сюжетными

действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем
вся остальная программа, так как при их исполнении внимание учащихся,
кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.

42
Правильно

подобранный

репертуар

будет

способствовать

духовному и техническому росту учащегося, а так же определит его
творческое лицо, позволит верно решать воспитательные задачи.
АННОТАЦИЯ
Данная программа разработана для учащихся 7-17 лет на семь лет
обучения, занятия по каждому году обучения – 72 часа
Цель программы – развитие и реализация творческого потенциала и
музыкальных способностей учащихся через искусство эстрадного вокала.
Основным задача данной образовательной программы научить
вокальному мастерству, соответствующему современным требованиям
эстрадного коллективного исполнительского искусства.
Содержание курса предлагает обширный материал, включающий в
себя разные виды деятельности: формирование певческих навыков,
освоение эстрадного вокального репертуара, импровизацию, сценическое
мастерство. Данный материал может творчески использоваться педагогом
по эстрадному вокалу,

учитывая возможности

и способности своих

учащихся.
Программа

предназначена для реализации в МАУДО ЦДТ пгт.

Верхние Серги.

ЛИТЕРАТУРА
Для педагога
1. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.:
Музыка, 2007.
2. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М.: МГПИ,1983.

43
3. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребѐнка - Минск:
ТетраСистемс, 2007.
4. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология - М., 1993.
5. Дмитриев Л. Основа вокальной методики - М., 1968.
6. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца – М.: Музгиз.1964.
7. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития - М.: Просвещение,
2006.
8. Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы – М.:
Музгиз.1962.
9. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 1996.
10. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005.
11. Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004.
12. Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003.
13. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца – Л.: Музыка 1977.
14. Малахов Современные дыхательные методики – Донецк, 2003.
15. Морозов В. Вокальный слух и голос - М., 1965.
16. Морозов В. Тайны вокальной речи – Л.: Наука.1967.
17. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество - М.: Академия, 2004.
18. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком - Ярославль: Академия развития,
2002.
19. Рыбкина Т.В., Шеверева Т.Г. Как сказать мяу. Музыкальноречевые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста М.: Классика-XXI, 2005.
20. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д. Карателло . – СПб.:
Питер, 2007.
21. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей (4-е изд.) - М.:
2002.
22. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7
лет/ Сост. Орлова Т.М., Бекина С.И. - М.: Просвещение, 1988.

44
23. Шацкая В. Н. Детский голос. - М., Педагогика, 1970.
24. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – М., ФИС,2000.
25. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария»,
2000.
Для учащихся
1.

Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство - М.:

Музыка, 1974.
2. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005.
3. Клѐнов А. Там, где музыка живѐт. – М., 1986.
4. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. - Л.,1986.
5. Макуорт Л. Самоучитель по пению. - М., 2009.
6. Морозов В. Тайны вокальной речи – Л.: Искусство, 1967.
7. Никитина А., Я вхожу в мир искусств, №5, 6 – М.: Театр – студия
«Дали», 1997.
8. Светличная Л., Сказка о музыке – М.: Творческий центр, 2003.
9. Цой В. Музыка волн, музыка ветра. – М., ЭКСМО, 2006.
10. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария»,
2000.
Информационные интернет-ресурсы
1. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru
2. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru
3. Федеральный портал Российское образование. www.edu.ru
4.

Федеральный

центр

информационно-образовательных

www.fcior.edu.ru
5. Всероссийский Интернет-педсовет. http://www.pedsovet
6. Международный образовательный портал. http://www.maam.ru
7. Музыкальный форум. http://www.mp3sort.com
8. Песни для детей. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
9. Виталий Алексеев. Песни и музыка. http://alekseev.numi.ru/
10. http://x-minus.me/

ресурсов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».