Пояснительная записка Искусство танца – это средство воспитания и развития личности ребёнка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей ещё маленького человека. Гармоничное соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым. Танцы развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д.). Танец обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения. Танец развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству. Содержание занятий по хореографии создаёт условия для самореализации личности, раскрытия её творческого потенциала. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореография для дошкольников» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов: - Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); - Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); - Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); - Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 675 – р); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 2 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; -Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 - Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». -Уставом МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги, разработана в соответствии с социальным заказом, реализуется в художественной направленности. Данная программа составительская, ориентирована на детей дошкольного возраста 3-4 года и 5-6 лет. Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Цель - формирование социально значимых качеств, свойств личности и развитие творческих способностей средствами хореографического искусства. 3 Задачи: привить детям любовь к танцу; соразмерно сформировать их танцевальные способности; развить чувство ритма; эмоциональную отзывчивость на музыку; танцевальную выразительность; координацию движения; ориентировку в пространстве; воспитать художественный вкус; научить полноценно воспринимать произведения танцевального искусства. В работе с дошкольниками обучение идет по спирали, с постепенным усложнением материала. На следующий год обучения педагог возвращается к пройденному материалу на более высоком уровне, на новом музыкальном материале с учетом возрастных особенностей детей. Педагог проявляет определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе детей, учитывая при этом состав группы, физические данные и возможности детей. Продолжительность занятий 30 минут, количество занятий в неделю – 2 раза по 1 часу. Итого - 72 часа в год. Задача первого года обучения – научить детей определенным практическим навыкам в области танцевального искусства и развить эстетический вкус. Задача второго года обучения – научить детей новым танцевальным движениям, ориентироваться в пространстве и самостоятельно разводить танцевальный рисунок. На занятиях используются различные виды деятельности: ритмика и элементы музыкальной грамоты, танцевальная азбука и элементы 4 художественной гимнастики, танцевальные этюды, игры и танцы, партерная гимнастики Учебно-тематический план 1 год обучения (возраст детей 3-4 года) № Наименование разделов и тем Количество часов теория практика общее 1 Вводное занятие 1 2 Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений 4 19 23 3 Партерная гимнастика 4 18 22 4 Танцевальные этюды, игры, танцы 4 18 22 5 Контрольный урок __ 4 4 13 59 72 Итого: 1 Формы контроля Собеседован ие Педагогичес кое наблюдение, Промежуточ ная аттестация Педагогичес кое наблюдение, Промежуточ ная аттестация Педагогичес кое наблюдение, Промежуточ ная аттестация Итоговая аттестация Содержание курса Первый год обучения Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений Ознакомление детей с танцевальной азбукой: 5 - постановка корпуса; - упражнения для рук, кистей, и пальцев; - упражнения для плеч; - упражнения для головы; - упражнения для корпуса; Выполнение упражнений танцевальной азбуки. Ознакомление детей с элементами танцевальных движений: - ходьба: простой шаг в разном темпе и характере; - бег и прыжки в сочетании по принципу контраста; - притопы: удар одной ногой в пол, поочередные удары правой и левой ногой; - топающий шаг, выставление ноги на носок перед собой; - хлопки; - упражнения с атрибутами (мяч, погремушка) Выполнение проученных элементов танцевальных движений. Ознакомление детей с танцевальными рисунками и ориентацией в пространстве: - упражнения и игры по ориентации в пространстве; - построение в круг; - построение в линию; - построение в две линии. Выполнение упражнений по ориентации в пространстве. Партерная гимнастика (упражнения на полу) Ознакомление с элементами партерной гимнастики: - упражнения для развития гибкости; - упражнения для стоп; - упражнения для развития растяжки; - упражнения для позвоночника. Выполнение тренировочных упражнений на полу. Танцевальные этюды, игры, танцы 6 - составление этюдов на основе изученных танцевальных элементов; - сочинение с детьми танцевальных этюдов; - ознакомление детей с играми; - применение игр на занятиях. Итоговое занятие - открытые уроки - концертная деятельность Требования к уровню подготовки К концу первого года обучения дети должны знать: - названия основных танцевальных движений и элементов; - терминологию партерного экзерсиса; уметь: - двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с контрастным характером музыки; - реагировать на начало музыки и её окончание, а так же ритмично ходить под музыку, легко бегать, хлопать ладошами, притопывать ногами, вращать кистями рук, кружиться вокруг себя, прыгать на двух ногах, владеть простейшими навыками игры с мячом; - двигаться по кругу, взявшись за руки друг за другом или парами, располагаться по залу врассыпную и собираться в круг или в линию; - выполнять элементы партерной гимнастики; 7 Учебно-тематический план 2 год обучения (возраст детей 5-6 года) № Название раздела Количество часов теория практи всего ка 1 1 1. 2. Введение Ритмика, элементы музыкальной грамоты 4 10 14 3. Азбука музыкального движения 2 9 11 4. Азбука классического танца 2 9 11 5. Музыкальные игры, задания, этюды на воображение 2 9 11 6. Пластические движения, специальные упражнения на полу 4 9 13 7. Постановочная работа 2 9 11 17 55 72 Итого: Формы контроля Собеседование Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация Педагогическое наблюдение, Промежуточная аттестация Итоговая аттестация 8 Содержание курса Второй год обучения Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений Закрепление и ознакомление с новыми элементами танцевальной азбуки: - упражнения для головы: наклоны головы вперед, назад, в стороны, по полукругу; - упражнения для плеч: спокойные или быстрые подъемы плеч вверх и опускания их вниз; - упражнения для рук, кистей, пальцев. Работа над выразительностью подъема рук в стороны или вверх; - упражнения с предметами. Развитие полученных навыков игры с мячом. Постановка корпуса: продолжение работы над подтянутостью спины, постановкой головы. Выполнение упражнений танцевальной азбуки. Ознакомление с новыми элементами танцевальных движений: - равномерный бег с захлёстом голени; - легкие, равномерные, высокие прыжки; - перескоки с ноги на ногу; - простой танцевальный шаг, приставной шаг - шаги на полупальцах и пятках; - притопы: удары стопы в пол равномерно и по три; Выполнение элементов танцевальных движений. Закрепление танцевальных элементов: полуприседания, повороты на двух ногах, вынос ноги на каблук. Ознакомление детей с танцевальными рисунками. Проведение игр для развития ориентации детей в пространстве. Выполнение рисунков и упражнений по ориентации в пространстве. Партерная гимнастика (упражнения на полу) 9 Ознакомление с новыми элементами партерной гимнастики: - образные движения; - танцевальные этюды на полу. Выполнение проученных упражнение партерной гимнастики на растягивания и гибкость. Танцевальные этюды, игры, танцы. Сочинение танцевальных элементов в статичном положении или в продвижении. Слушание музыки, сказок и придумывание музыкальных образов, танцевальных этюдов. Отгадывание музыкальных загадок. Итоговое занятие. - показ родителям проученного материала; - выступление на сценической площадке с танцевальным номером. Требования к уровню подготовки. К концу второго года обучения дети должны знать: -начало и конец музыкального вступления. -названия новых танцевальных элементов и движений. -правила исполнения движений в паре. уметь: -откликаться на динамические оттенки в музыке, -выполнять простейшие ритмические рисунки; -реагировать на музыкальное вступление; -красиво и правильно исполнять танцевальные элементы; -давать характеристику музыкальному произведению; -хорошо ориентироваться в пространстве на основе круговых и линейных рисунков; -исполнять движения в парах, в группах; - держаться правильно на сценической площадке. 10 Планируемые результаты Поскольку образовательная деятельность предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, о необходимо судить по двум группам показателей: ее результатах − предметным, фиксирующим предметные и метапредметные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы; − личностным, выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в детском объединении. Предметные результаты: – Ребенок знает основные направления хореографии, различные танцевальные культуры, методику исполнения танцевальных элементов; – Знает значение занятий танцами для поддержания осанки; – Соблюдает технику безопасности на учебных занятиях; – У ребенка сформированы умения исполнительской техники (исполняет движения в соответствии с темпом и ритмом музыки, музыкально и артистично выполняет упражнения в соответствии с контрастным характером музыки). Метапредметные результаты : – Ребенок проявляет себя во всех видах исполнительской деятельности, способен к импровизации; – Ориентируется в пространстве, в танцевальных рисунках, умеет двигаться в танце, правильно выполняет перестроения на площадке; – Правильно определяет характер музыки, темп, ритм, умеет передавать в пластике движений музыкальный образ; – У ребенка развита физические данные: мышечная сила, гибкость, выносливость, скоростно-силовые способности; Личностные результаты – Ребенок проявляет интерес к танцевальному искусству; 11 – Включается в общение со сверстниками, основываясь на взаимоуважение и взаимопомощи; – Имеет представлении о пользе движений, понимает, как поддерживать и укреплять свое здоровье; – Накопленный на занятиях опыт переносит в свободную самостоятельную деятельность. Условия реализации программы Для осуществления программы необходимо и имеются: 1. Просторный класс, оборудованный станками и зеркалами; 2. Музыкальные инструменты (баян); 3. Аудиокассеты, диски с фонограммами музыки для танцев: классических, народных, современных; 4. Аудио-, видео аппаратура; 5. Концертные костюмы; 6. Наглядные пособия по хореографии: плакаты, иллюстрации, фотографии; 7. Сценическая площадка; 8. Методическая литература по хореографическому искусству. Календарный учебный график Наименование Хореография для дошкольников Итого Организованная образовательная деятельность первый год обучения второй год обучения старшая группа подготовительная группа (5 - 6 лет) (3 – 4 лет) Длительность образовательной деятельности 25 минут 30 минут неделя месяц год неделя месяц год 2 4 36 2 4 36 2 4 36 2 4 36 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Проведение педагогической диагностики развития ребенка необходимо для: -выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных 12 способностей ребенка, состояния его эмоциональной сферы; -проектирования индивидуальной работы; -оценки эффекта педагогического воздействия. В процессе наблюдения педагог оценивает проявления детей, условно ориентируясь на лучшие показатели, выявленные для данного возраста. Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей (начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического воздействия. Диагностика проводится по методике Бурениной А.И. Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе репертуара программы по ритмической пластике Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика»). Критериями оценки эффективности эстетического воспитания являются: - формирование эстетической оценки (способность анализировать эстетические объекты- хореографические движения, художественные образы в музыке и танце, умение сопоставлять характер музыки и движений, способность обосновывать свой выбор); - овладение техникой и грамотностью исполнения танцевальных движений и комбинаций, что дает детям свободу творческого выражения и вызывает чувство удовлетворения от красиво исполненного танца; - творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные. оценка характеризуется в зависимости от возраста и обученности. Оценивается степень выразительности; -музыкальность - способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается в соответствии исполнения движений в музыке (в процессе самостоятельного исполнения -без показа педагогов). Для каждого возраста 13 педагог определяет разные критерии музыкальности в соответствии со средними возрастными показателями развития ребенка, ориентируясь на объем умений, раскрытыми нами в задачах; -эмоциональность- выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позах, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции; -внимание способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно-высокий уровень. В случае больших затруднений- 0 баллов; -память-способность запоминать музыку и движения (музыкальная, двигательная, зрительная); -подвижность нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на изменение в музыке. Норма, эталон-это соответствие исполнения упражнений, умение подчинять темпу, ритму; Балловая шкала оценки: 3 балла – движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой, фразами. 2 балла – передают только общий характер, темп, метроритм. 1 балл – движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ взрослого. Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и обученности ребенка. Результаты заносятся в таблицу. Карта диагностики уровня музыкального и психомоторного развития детей (по А.И.Бурениной "Ритмическая мозаика") Ф.И ребенка_____________________________________________ дата рождения____________________________________________ 14 Параметры Музыкальность Эмоциональная сфера Творческие проявления Внимание Память Подвижность нервных процессов Пластичность, гибкость Координация движений Начало года Конец года Высокий уровень: Ребенок знает и называет жанры музыкальных произведений, умеет выполнять знакомые плясовые движения, правильно выполняет перестроения на площадке. Правильно определяет характер музыки, темп, ритм, умеет передавать в пластике движений музыкальный образ. Умеет сочинять несложные плясовые движения. Умеет определять вид танца. Средний уровень: Ребенок определяет темп, ритм, характер музыки, знает, но допускает ошибки при определении жанров музыки, умеет передать в пластике музыкальный образ, выполняет несложные плясовые движения при участии взрослого. С небольшой помощью взрослого определяет вид танца. Низкий уровень: Ребенок допускает ошибки при выполнении плясовых движений, не знает и не умеет определить темп, ритм, характер музыки, не выполняет самостоятельно плясовые движения, не умеет передавать музыкальный образ в пластике, не умеет перестраиваться на площадке, не выполняет правильно упражнения с предметами. 7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л.: Искусство, 1983 2. Бриске Э. Ритмика и танец. Ч. I,II. – Челябинск: ЧГИК, 1993 3. Буданова Г.П. Материалы по определению качества обучения в дополнительном образовании. – М., 1999 4. Захаров Р. Записки балетмейстера. – М., 1976 15 5. Классический танец: Методическая разработка для преподавателей школ искусств. – М., 1988 6. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989 7. Костровицкая В. Писарев А. Школа классического танца. – Л.: Искусство, 1968 8. Тарасов Н. Классический танец. – М.: Искусство, 1971 Аннотация Данная программа рассчитана для детей дошкольного возраста 3-6 лет на два года обучения, 72 часа в год. Цель программы: создать условия для эстетического развития личности ребенка средствами хореографии. Основная задача заключается в том, чтобы научить ребенка танцевать красиво, двигаться в свободной непринужденной манере и владеть ритмопластикой танца, а также решать оздоровительные задачи. Содержание курса предлагает обширный материал, включающий в себя разные виды деятельности: тренировочные упражнения, выполнение танцевальных движений и этюдов, прослушивание музыки и сказок, игровой материал, которые используются на занятиях. Данный материал может творчески использоваться преподавателем ритмики, хореографом, учитывая возможности и способности своих воспитанников. Программа предназначена для реализации в МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги. 16