Пояснительная записка Искусство танца – это средство воспитания и развития личности ребѐнка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей ещѐ маленького человека. Гармоничное соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребѐнка, делают его поведение естественным и красивым. Танцы развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д.). Танец обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения. Танец развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству. Содержание занятий по хореографии создаѐт условия для самореализации личности, раскрытия еѐ творческого потенциала. Данная программа составительская, ориентирована на детей дошкольного возраста 3-4 года и 5-6 лет. Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Цель - формирование социально значимых качеств, свойств личности и развитие творческих способностей средствами хореографического искусства. Задачи: привить детям любовь к танцу; соразмерно сформировать их танцевальные способности; развить чувство ритма; эмоциональную отзывчивость на музыку; танцевальную выразительность; координацию движения; ориентировку в пространстве; воспитать художественный вкус; научить полноценно воспринимать произведения танцевального искусства. В работе с дошкольниками обучение идет по спирали, с постепенным усложнением материала. На следующий год обучения педагог возвращается к пройденному материалу на более высоком уровне, на новом музыкальном материале с учетом возрастных особенностей детей. Педагог проявляет определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе детей, учитывая при этом состав группы, физические данные и возможности детей. Продолжительность занятий 30 минут, количество занятий в неделю – 2 раза по 1 часу. Итого - 72 часа в год. Задача первого года обучения – научить детей определенным практическим навыкам в области танцевального искусства и развить эстетический вкус. Задача второго года обучения – научить детей новым танцевальным движениям, ориентироваться в пространстве и самостоятельно разводить танцевальный рисунок. На занятиях используются различные виды деятельности: ритмика и элементы музыкальной грамоты, танцевальная азбука и элементы художественной гимнастики, танцевальные этюды, игры и танцы, партерная гимнастика. Учебно-тематический план 1 год обучения (возраст детей 3-4 года) № Количество часов Наименование разделов и тем теория практика общее 1 Вводное занятие 1 2 4 19 23 3 Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений Партерная гимнастика 4 18 22 4 Танцевальные этюды, игры, танцы 4 18 22 5 Контрольный урок __ 4 4 13 59 72 Итого: 1 Содержание курса Первый год обучения Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений Ознакомление детей с танцевальной азбукой: - постановка корпуса; - упражнения для рук, кистей, и пальцев; - упражнения для плеч; - упражнения для головы; - упражнения для корпуса; Выполнение упражнений танцевальной азбуки. Ознакомление детей с элементами танцевальных движений: - ходьба: простой шаг в разном темпе и характере; - бег и прыжки в сочетании по принципу контраста; - притопы: удар одной ногой в пол, поочередные удары правой и левой ногой; - топающий шаг, выставление ноги на носок перед собой; - хлопки; - упражнения с атрибутами (мяч, погремушка) Выполнение проученных элементов танцевальных движений. Ознакомление детей с танцевальными рисунками и ориентацией в пространстве: - упражнения и игры по ориентации в пространстве; - построение в круг; - построение в линию; - построение в две линии. Выполнение упражнений по ориентации в пространстве. Партерная гимнастика (упражнения на полу) Ознакомление с элементами партерной гимнастики: - упражнения для развития гибкости; - упражнения для стоп; - упражнения для развития растяжки; - упражнения для позвоночника. Выполнение тренировочных упражнений на полу. Танцевальные этюды, игры, танцы - составление этюдов на основе изученных танцевальных элементов; - сочинение с детьми танцевальных этюдов; - ознакомление детей с играми; - применение игр на занятиях. Итоговое занятие - открытые уроки - концертная деятельность Требования к уровню подготовки К концу первого года обучения дети должны знать: - названия основных танцевальных движений и элементов; - терминологию партерного экзерсиса; уметь: - двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с контрастным характером музыки; - реагировать на начало музыки и еѐ окончание, а так же ритмично ходить под музыку, легко бегать, хлопать ладошами, притопывать ногами, вращать кистями рук, кружиться вокруг себя, прыгать на двух ногах, владеть простейшими навыками игры с мячом; - двигаться по кругу, взявшись за руки друг за другом или парами, располагаться по залу врассыпную и собираться в круг или в линию; - выполнять элементы партерной гимнастики; Учебно-тематический план 2 год обучения (возраст детей 5-6 года) № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Название раздела Введение Ритмика, элементы музыкальной грамоты Азбука музыкального движения Азбука классического танца Музыкальные игры, задания, этюды на воображение Пластические движения, специальные упражнения на полу Постановочная работа Итого: Количество часов теория практика всего 1 1 4 10 14 Содержание курса 2 2 2 9 9 9 11 11 11 4 9 13 2 17 9 55 11 72 Второй год обучения Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений Закрепление и ознакомление с новыми элементами танцевальной азбуки: - упражнения для головы: наклоны головы вперед, назад, в стороны, по полукругу; - упражнения для плеч: спокойные или быстрые подъемы плеч вверх и опускания их вниз; - упражнения для рук, кистей, пальцев. Работа над выразительностью подъема рук в стороны или вверх; - упражнения с предметами. Развитие полученных навыков игры с мячом. Постановка корпуса: продолжение работы над подтянутостью спины, постановкой головы. Выполнение упражнений танцевальной азбуки. Ознакомление с новыми элементами танцевальных движений: - равномерный бег с захлѐстом голени; - легкие, равномерные, высокие прыжки; - перескоки с ноги на ногу; - простой танцевальный шаг, приставной шаг - шаги на полупальцах и пятках; - притопы: удары стопы в пол равномерно и по три; Выполнение элементов танцевальных движений. Закрепление танцевальных элементов: полуприседания, повороты на двух ногах, вынос ноги на каблук. Ознакомление детей с танцевальными рисунками. Проведение игр для развития ориентации детей в пространстве. Выполнение рисунков и упражнений по ориентации в пространстве. Партерная гимнастика (упражнения на полу) Ознакомление с новыми элементами партерной гимнастики: - образные движения; - танцевальные этюды на полу. Выполнение проученных упражнение партерной гимнастики на растягивания и гибкость. Танцевальные этюды, игры, танцы. Сочинение танцевальных элементов в статичном положении или в продвижении. Слушание музыки, сказок и придумывание музыкальных образов, танцевальных этюдов. Отгадывание музыкальных загадок. Итоговое занятие. - показ родителям проученного материала; - выступление на сценической площадке с танцевальным номером. Требования к уровню подготовки. К концу второго года обучения дети должны знать: -начало и конец музыкального вступления. -названия новых танцевальных элементов и движений. -правила исполнения движений в паре. уметь: -откликаться на динамические оттенки в музыке, -выполнять простейшие ритмические рисунки; -реагировать на музыкальное вступление; -красиво и правильно исполнять танцевальные элементы; -давать характеристику музыкальному произведению; -хорошо ориентироваться в пространстве на основе линейных рисунков; -исполнять движения в парах, в группах; - держаться правильно на сценической площадке. круговых и Условия реализации программы Для осуществления программы необходимо и имеются: 1. Просторный класс, оборудованный станками и зеркалами; 2. Музыкальные инструменты (баян); 3. Аудиокассеты, диски с фонограммами музыки для танцев: классических, народных, современных; 4. Аудио-, видео аппаратура; 5. Концертные костюмы; 6. Наглядные пособия по хореографии: плакаты, иллюстрации, фотографии; 7. Сценическая площадка; 8. Методическая литература по хореографическому искусству. 7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л.: Искусство, 1983 2. Бриске Э. Ритмика и танец. Ч. I,II. – Челябинск: ЧГИК, 1993 3. Буданова Г.П. Материалы по определению качества обучения в дополнительном образовании. – М., 1999 4. Захаров Р. Записки балетмейстера. – М., 1976 5. Классический танец: Методическая разработка для преподавателей школ искусств. – М., 1988 6. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989 7. Костровицкая В. Писарев А. Школа классического танца. – Л.: Искусство, 1968 8. Тарасов Н. Классический танец. – М.: Искусство, 1971 Сведения о разработчике Фамилия, имя, отчество: Давыдова Татьяна Борисовна Должность: педагог дополнительного образования Квалификационная категория: высшая Педагогический стаж: 12 лет Место работы: Муниципальное Автономное Учреждение дополнительного образования «Центр Детского Творчества» пгт. Верхние Серги Образование: высшее Аннотация Данная программа рассчитана для детей дошкольного возраста 3-6 лет на два года обучения, 72 часа в год. Цель программы: создать условия для эстетического развития личности ребенка средствами хореографии. Основная задача заключается в том, чтобы научить ребенка танцевать красиво, двигаться в свободной непринужденной манере и владеть ритмопластикой танца, а также решать оздоровительные задачи. Содержание курса предлагает обширный материал, включающий в себя разные виды деятельности: тренировочные упражнения, выполнение танцевальных движений и этюдов, прослушивание музыки и сказок, игровой материал, которые используются на занятиях. Данный материал может творчески использоваться преподавателем ритмики, хореографом, учитывая возможности и способности своих воспитанников. Программа предназначена для реализации в МАУ ДО ЦДТ пгт. Верхние Серги.