Пояснительная записка
Искусство танца – это средство воспитания и развития личности ребѐнка,
которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных
возможностей ещѐ маленького человека. Гармоничное соединение движения,
музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою
очередь раскрепощают ребѐнка, делают его поведение естественным и
красивым.
Танцы
развивают физические качества, вырабатывают правильную
осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений,
устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление
позвоночника и т.д.). Танец обучает правилам поведения, хорошим манерам,
культуре общения. Танец развивает ассоциативное мышление, пробуждает
фантазию и побуждает к творчеству. Содержание занятий по хореографии
создаѐт условия для самореализации личности, раскрытия еѐ творческого
потенциала.
Данная программа составительская, ориентирована на детей дошкольного
возраста 3-4 года и 5-6 лет. Данная программа рассчитана на 2 года обучения.
Цель - формирование социально значимых качеств, свойств личности и
развитие творческих способностей средствами хореографического
искусства.
Задачи:
привить детям любовь к танцу;
соразмерно сформировать их танцевальные способности;
развить чувство ритма;
эмоциональную отзывчивость на музыку;
танцевальную выразительность;
координацию движения;
ориентировку в пространстве;
воспитать художественный вкус;
научить полноценно воспринимать произведения танцевального
искусства.
В работе с дошкольниками обучение идет по спирали, с постепенным
усложнением материала. На следующий год обучения педагог возвращается к
пройденному материалу на более высоком уровне, на новом музыкальном
материале с учетом возрастных особенностей детей.
Педагог
проявляет определенную гибкость в подходе к каждой
конкретной группе детей, учитывая при этом состав группы, физические
данные и возможности детей.
Продолжительность занятий 30 минут, количество занятий в неделю – 2
раза по 1 часу. Итого - 72 часа в год.
Задача первого года обучения – научить детей определенным
практическим навыкам в области танцевального искусства
и развить
эстетический вкус.
Задача второго года обучения – научить детей новым танцевальным
движениям, ориентироваться в пространстве и самостоятельно разводить
танцевальный рисунок.
На занятиях используются различные виды деятельности: ритмика и
элементы музыкальной грамоты, танцевальная азбука и элементы
художественной гимнастики, танцевальные этюды, игры и танцы, партерная
гимнастика.
Учебно-тематический план
1 год обучения
(возраст детей 3-4 года)
№
Количество часов
Наименование разделов и тем
теория практика общее
1
Вводное занятие
1
2
4
19
23
3
Танцевальная азбука и элементы танцевальных
движений
Партерная гимнастика
4
18
22
4
Танцевальные этюды, игры, танцы
4
18
22
5
Контрольный урок
__
4
4
13
59
72
Итого:
1
Содержание курса
Первый год обучения
Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений
Ознакомление детей с танцевальной азбукой:
- постановка корпуса;
- упражнения для рук, кистей, и пальцев;
- упражнения для плеч;
- упражнения для головы;
- упражнения для корпуса;
Выполнение упражнений танцевальной азбуки.
Ознакомление детей с элементами танцевальных движений:
- ходьба: простой шаг в разном темпе и характере;
- бег и прыжки в сочетании по принципу контраста;
- притопы: удар одной ногой в пол, поочередные удары правой и левой
ногой;
- топающий шаг, выставление ноги на носок перед собой;
- хлопки;
- упражнения с атрибутами (мяч, погремушка)
Выполнение проученных элементов танцевальных движений.
Ознакомление детей с танцевальными рисунками и ориентацией в
пространстве:
- упражнения и игры по ориентации в пространстве;
- построение в круг;
- построение в линию;
- построение в две линии.
Выполнение упражнений по ориентации в пространстве.
Партерная гимнастика (упражнения на полу)
Ознакомление с элементами партерной гимнастики:
- упражнения для развития гибкости;
- упражнения для стоп;
- упражнения для развития растяжки;
- упражнения для позвоночника.
Выполнение тренировочных упражнений на полу.
Танцевальные этюды, игры, танцы
- составление этюдов на основе изученных танцевальных элементов;
- сочинение с детьми танцевальных этюдов;
- ознакомление детей с играми;
- применение игр на занятиях.
Итоговое занятие
- открытые уроки
- концертная деятельность
Требования к уровню подготовки
К концу первого года обучения дети должны
знать:
- названия основных танцевальных движений и элементов;
- терминологию партерного экзерсиса;
уметь:
- двигаться и исполнять различные упражнения в соответствии с контрастным
характером
музыки;
- реагировать на начало музыки и еѐ окончание, а так же ритмично ходить под
музыку, легко бегать, хлопать ладошами, притопывать ногами, вращать
кистями рук, кружиться вокруг себя, прыгать на двух ногах, владеть
простейшими навыками игры с мячом;
- двигаться
по кругу, взявшись за руки друг за другом или парами,
располагаться по залу врассыпную и собираться в круг или в линию;
- выполнять элементы партерной гимнастики;
Учебно-тематический план
2 год обучения
(возраст детей 5-6 года)
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Название раздела
Введение
Ритмика, элементы музыкальной
грамоты
Азбука музыкального движения
Азбука классического танца
Музыкальные игры, задания, этюды на
воображение
Пластические движения, специальные
упражнения на полу
Постановочная работа
Итого:
Количество часов
теория
практика
всего
1
1
4
10
14
Содержание курса
2
2
2
9
9
9
11
11
11
4
9
13
2
17
9
55
11
72
Второй год обучения
Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений
Закрепление и ознакомление с новыми элементами танцевальной азбуки:
- упражнения для головы: наклоны головы вперед, назад, в стороны, по
полукругу;
- упражнения для плеч: спокойные или быстрые подъемы плеч вверх и
опускания их вниз;
- упражнения для рук, кистей, пальцев. Работа над выразительностью подъема
рук в стороны или вверх;
- упражнения с предметами. Развитие полученных навыков игры с мячом.
Постановка корпуса: продолжение работы над подтянутостью спины,
постановкой головы.
Выполнение упражнений танцевальной азбуки.
Ознакомление с новыми элементами танцевальных движений:
- равномерный бег с захлѐстом голени;
- легкие, равномерные, высокие прыжки;
- перескоки с ноги на ногу;
- простой танцевальный шаг, приставной шаг
- шаги на полупальцах и пятках;
- притопы: удары стопы в пол равномерно и по три;
Выполнение элементов танцевальных движений.
Закрепление танцевальных элементов: полуприседания, повороты на двух
ногах, вынос ноги на каблук.
Ознакомление детей с танцевальными рисунками.
Проведение игр для развития ориентации детей в пространстве.
Выполнение рисунков и упражнений по ориентации в пространстве.
Партерная гимнастика (упражнения на полу)
Ознакомление с новыми элементами партерной гимнастики:
- образные движения;
- танцевальные этюды на полу.
Выполнение проученных упражнение партерной гимнастики на растягивания
и гибкость.
Танцевальные этюды, игры, танцы.
Сочинение
танцевальных элементов в статичном
положении или в
продвижении.
Слушание музыки, сказок и придумывание музыкальных образов,
танцевальных этюдов.
Отгадывание музыкальных загадок.
Итоговое занятие.
- показ родителям проученного материала;
- выступление на сценической площадке с танцевальным номером.
Требования к уровню подготовки.
К концу второго года обучения дети должны
знать:
-начало и конец музыкального вступления.
-названия новых танцевальных элементов и движений.
-правила исполнения движений в паре.
уметь:
-откликаться на динамические оттенки в музыке,
-выполнять простейшие ритмические рисунки;
-реагировать на музыкальное вступление;
-красиво и правильно исполнять танцевальные элементы;
-давать характеристику музыкальному произведению;
-хорошо ориентироваться в пространстве на основе
линейных рисунков;
-исполнять движения в парах, в группах;
- держаться правильно на сценической площадке.
круговых и
Условия реализации программы
Для осуществления программы необходимо и имеются:
1. Просторный класс, оборудованный станками и зеркалами;
2. Музыкальные инструменты (баян);
3. Аудиокассеты, диски с фонограммами музыки для танцев: классических,
народных, современных;
4. Аудио-, видео аппаратура;
5. Концертные костюмы;
6. Наглядные пособия по хореографии: плакаты, иллюстрации, фотографии;
7. Сценическая площадка;
8. Методическая литература по хореографическому искусству.
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л.: Искусство, 1983
2. Бриске Э. Ритмика и танец. Ч. I,II. – Челябинск: ЧГИК, 1993
3. Буданова Г.П. Материалы по определению качества обучения в
дополнительном образовании. – М., 1999
4. Захаров Р. Записки балетмейстера. – М., 1976
5. Классический танец: Методическая разработка для преподавателей школ
искусств. – М., 1988
6. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989
7. Костровицкая В. Писарев А. Школа классического танца. – Л.:
Искусство, 1968
8. Тарасов Н. Классический танец. – М.: Искусство, 1971
Сведения о разработчике
Фамилия, имя, отчество:
Давыдова Татьяна Борисовна
Должность:
педагог дополнительного образования
Квалификационная категория:
высшая
Педагогический стаж:
12 лет
Место работы:
Муниципальное Автономное Учреждение дополнительного образования
«Центр Детского Творчества» пгт. Верхние Серги
Образование:
высшее
Аннотация
Данная программа рассчитана для детей дошкольного возраста 3-6 лет на
два года обучения, 72 часа в год.
Цель программы: создать условия для эстетического развития личности
ребенка средствами хореографии.
Основная задача заключается в том, чтобы научить ребенка танцевать
красиво, двигаться в свободной непринужденной манере и
владеть
ритмопластикой танца, а также решать оздоровительные задачи.
Содержание курса предлагает обширный материал, включающий в себя
разные виды деятельности:
тренировочные
упражнения,
выполнение
танцевальных движений и этюдов, прослушивание музыки и сказок, игровой
материал, которые используются на занятиях.
Данный материал может творчески использоваться преподавателем
ритмики, хореографом,
учитывая возможности
и способности своих
воспитанников.
Программа предназначена для реализации в МАУ ДО ЦДТ пгт. Верхние
Серги.