ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В системе музыкально-эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает музыкально-инструментальное исполнительство на народных инструментах. Народная музыка и инструментальная музыка, написанная для детей, благодаря песенной основе, доступности, содержательности, простоте восприятия, помогает развивать в детях музыкальность, пробуждает интерес к занятиям. Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения. Важное место в обучении учащихся должен занимать до нотный период обучения. Возраст учащихся, приступающих к освоению программы 9 – 14 лет. Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (баян)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме. В целях формирования навыков ансамблевого музицирования объем недельной нагрузки может быть увеличен. Данная программа предусматривает проведение итоговой аттестации в форме экзамена. Возможны другие формы завершения обучения. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход. Срок реализации программы Реализация программы «Баян» на 3 года обучения, продолжительность учебных занятий 45 минут. Общий объем программы 216 часов. Форма проведения учебных занятий Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х Индивидуальная и мелкогрупповая формы человек) занятий занятий. позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Цель: обеспечение учащегося, развития творческих овладение знаниями способностей и и индивидуальности представлениями об истории исполнительства на народных инструментах, формирования практических умений и навыков игры на баяне, аккордеоне, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства. Задачи: образовательные • ознакомление с народными инструментами, их разнообразием и исполнительскими возможностями; • формирование навыков игры на музыкальном инструменте – баяне, • приобретение знаний в области музыкальной грамоты; • приобретение знаний в области истории музыкальной культуры и народного творчества; развивающие • формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах; • оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания; воспитательные • воспитание у учащихся трудолюбия, усидчивости, терпения; • воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, беседа, рассказ); - наглядный (показ, просмотр видеоматериалов концертов, конкурсов, прослушивание аудио записей исполнителей на баяне, ); - практический (владение штрихами и приемами игры на инструменте; умение исполнять различную по характеру, стилю музыку); - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Учебный кабинет укомплектован печатными, электронными изданиями, нотами, книгами по музыкальной литературе, аудио и видео записями концертов и конкурсов. Для этого класс должен быть оборудован музыкальными инструментами, стульями различный высоты, подставками для ног, аудио и видео техникой, компьютером и интернетом. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Баян» разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4. 317214 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Минобрнауки России, департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18 ноября 2015 года № 09-3242); Концепцией развития дополнительного образования детей от 04.09. 2014 г. № 1726-р, Уставом МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги, разработана в соответствии с социальным заказом и реализуется в художественной направленности. Учебный план 1 года обучения №п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. тема Знакомство с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода за ним. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на баяне, (правильная, удобная посадка, постановка рук). Основы звукоизвлечения. Штрихи: нон легато, хроматическая гамма с 1 ряда (правой рукой). Техника ведения меха. Освоение левой клавиатуры (басы: фа, до, соль с мажорными аккордами). Штрихи nonlegato, staccato. Знакомство с основными музыкальными терминами. Штрихи non legato, staccato, legato.Чтение нот с листа. Игра по слуху. Гаммы До и Соль мажор в одну октаву, отдельно каждой рукой, арпеджио, аккорды. Гамма До мажор двумя руками в две октавы. Фа мажор (в одну октаву для аккордеонистов), Соль мажор отдельно каждой рукой в две октавы. ИТОГО: общее кол-во часов теоретические занятия практические занятия 4 4 - 4 2 2 4 2 2 10 3 7 10 3 7 20 6 14 20 6 14 72 26 46 Содержание занятий 1 года обучения 1.Знакомство с инструментом, его историей, устройством, правилами ухода за ним. 2. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на баяне, аккордеоне (правильная, удобная посадка, постановка рук). 3.Основы звукоизвлечения. Штрихи: нон легато, хроматическая гамма с 1 ряда (правой рукой). 4.Техника ведения меха. Освоение левой клавиатуры (басы: фа, до, соль с мажорными аккордами). Игра двумя руками простых упражнений. 5.Штрихи nonlegato, staccato. Знакомство с основными музыкальными терминами. Упражнения и этюды. Народные песни и танцы. Произведения современных композиторов. 6.Штрихи non legato, staccato, legato.Чтение нот с листа. Игра по слуху. Гаммы До и Соль мажор в одну октаву, отдельно каждой рукой, арпеджио, аккорды. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов. Наиболее продвинутые учащиеся осваивают хроматическую гамму на выборной системе. 7.Гамма До мажор двумя руками в две октавы. Фа мажор (в одну октаву для аккордеонистов), Соль мажор отдельно каждой рукой в две октавы. Развитие начальных навыков чтения нот с листа. Игра в ансамбле. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов. Учебный план 2 года обучения №п\п тема 1. Штрихи и мелизмы: nonlegato, staccato, legato, форшлаг. Гаммы До, Соль мажор двумя руками в две октавы. Фа мажор отдельно каждой рукой. 12 этюда. Гаммы Фа (в одну октаву для аккордеонистов), До, Соль мажор двумя руками в две октавы.. Гаммы Фа мажор, Домажор, Соль мажор, ля минор гармонический отдельно каждой рукой в две октавы. Гаммы Фа мажор, Домажор, Соль мажор, ля минор гармонический двумя руками в две октавы, ля минор мелодический отдельно каждой рукой в две октавы ИТОГО 2. 3. 4. 5. общее кол-во часов 24 теоретические занятия 6 практические занятия 12 18 6 12 18 6 12 18 6 12 72 часа 24 48 Содержание занятий 2 года обучения 1.Штрихи и мелизмы: nonlegato, staccato, legato, форшлаг. Гаммы До, Соль мажор двумя руками в две октавы. Фа мажор (в одну октаву для аккордеонистов) отдельно каждой рукой. 1-2 этюда. Произведения современных композиторов и обработки народных песен и танцев. 2.Гаммы Фа (в одну октаву для аккордеонистов), До, Соль мажор двумя руками в две октавы. Ля минор гармонический отдельно каждой рукой в две октавы. Для продвинутых учащихся До мажор на выборной системе левой рукой. Основы техники игры интервалов (терции правой рукой), штрих стаккато. Чтение нот с листа. Академический концерт. На академическом концерте в конце 2 четверти исполняются 2 разнохарактерных произведения. 3. Гаммы Фа мажор, Домажор, Соль мажор, ля минор гармонический отдельно каждой рукой в две октавы. Для продвинутых учащихся До мажор на выборной системе двумя руками вместе. Упражнения и этюды. Произведения народного творчества в обработке современных российских композиторов. Произведения зарубежных композиторов. Легкая полифония. Игра в ансамбле, в том числе, с педагогом. 4 .Гаммы Фа мажор, Домажор, Соль мажор, ля минор гармонический двумя руками в две октавы, ля минор мелодический отдельно каждой рукой в две октавы. Упражнения и этюды. Произведения старинных и современных композиторов. В конце года на академический концерт выносятся две разнохарактерные пьесы и этюд. Этюд можно заменить третьей пьесой на один из видов техники или на прием игры. Учебный план 3 года обучения №п\п тема 1. Гаммы Фа мажор, Домажор, Соль мажор, ля минор, ля минор гармонический и мелодический двумя руками в две октавы. Совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм (исполнение различными штрихами). Штрихи и мелизмы: nonlegato, staccato, legato, деташе, форшлаг, мордент, группетто. Итоговая аттестация 2. 3. 4. ИТОГО: общее кол-во часов теоретические занятия практические занятия 26 6 20 20 4 16 20 4 16 6 72 14 6 58 Содержание занятий 3 года обучения 1.Гаммы Фа мажор, Домажор, Соль мажор, ля минор, ля минор гармонический и мелодический двумя руками в две октавы. Штрихи и мелизмы: форшлаг, nonlegato, staccato, legato, деташе. Произведения классической и народной музыки, эстрадная музыка. 2.Совершенствование техники в различных видах арпеджио и гамм (исполнение различными произведениями современных штрихами). Репертуар композиторов, пополняется популярных русских и зарубежных классиков. Простые пьесы с полифонической фактурой. 3. Штрихи и мелизмы: nonlegato, staccato, legato, деташе, форшлаг, мордент, группетто. Включение в репертуар несложных произведений крупной формы, полифонии. Подготовка итоговой программы. 4.Подготовка к итоговой аттестации. Требования к знаниям и умениям учащихся Требования первого и второго годов обучения содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся. За два года нужно стараться овладеть наибольшим количеством штрихов, приемов игры на инструменте, знать динамические оттенки и уметь применять их на практике, познакомиться с основами чтения с листа, игры в ансамбле. В исполнительский репертуар необходимо включать произведения народной, классической музыки, произведения современных композиторов. Учащиеся осваивают циклическую форму, элементы полифонии, учатся использовать средства музыкальной выразительности при создании художественного образа. Требования третьего года обучения направлены на расширение репертуара, развитие навыков музицирования, подготовку к итоговой аттестации. Уровень сложности итоговой программы может быть различным. Программа должна подбираться с учетом индивидуальных, возрастных возможностей, уровня подготовки. В процессе подготовки итоговой программы закрепляются исполнительские навыки, навыки публичных выступлений. Первый год обучения Развитие образного музыкально-слуховых мышления. представлений Первоначальное знакомство и с музыкальноэлементами музыкальной грамоты. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на баяне, аккордеоне (правильная, удобная посадка, постановка рук). Гамма До мажор двумя руками в две октавы. Фа мажор (в одну октаву для аккордеонистов), Соль мажор отдельно каждой рукой в две октавы. Упражнения и этюды. Произведения на фольклорной основе и произведения современных композиторов. Знакомство с основными музыкальными терминами. Штрихи non legato, staccato, legato. Техника ведения меха. Упражнения; этюды (1-3); пьесы (4-6). Рекомендуемые упражнения и этюды (баян, аккордеон) 1. Хроматическая гамма с первого ряда на правой клавиатуре. 2. Упражнение для левой руки (бас - мажорный аккорд, бас - 2 мажорных аккорда, бас - 3 мажорных аккорда от звуков фа, до, соль, ре, ля, ми, си). 3. Гамма До мажор двумя руками в две октавы. Фа мажор (в одну октаву для аккордеонистов), Соль мажор отдельно каждой рукой в две октавы. 4. Г.Беренс Этюд До мажор 5. К.Черни Этюд До мажор 6 Л.Шитте Этюд Фа мажор 7. В.Лушников Этюд 8. Д.Левидова Этюд Примерные исполнительские программы Баян 1 вариант 1. А.Корнеа-Ионеску «Фанфары» 2. В.Моцарт «Азбука» 3. Белорусская народная песня «Колыбельная», обр. А.Сударикова 2 вариант 1. Калинников «Тень – тень» 2. Русская народная песня «Как под горкой, под горой» 3. Г.Беренс Этюд До мажор 3 вариант 1. А.Аренский «Журавель» 2. Русская народная песня «Вставала ранѐшенько» 3. Д.Кабалевский «Маленькая полька» 4 вариант 1. К.Черни Этюд До мажор 2. Ю.Слонов «Разговор» 3. Русская народная песня «Как со горки», обр. И.Обликина 3 вариант 2. А.Гольденвейзер «Песенка» 3. Русская народная песня «На горе-то калина», обр. С.Павина Второй год обучения Гаммы Фа мажор, Домажор, Соль мажор, ля минор гармонический двумя руками в две октавы, ля минор мелодический отдельно каждой рукой в две октавы. Освоение новых выразительных средств. Штрихи и мелизмы: nonlegato, staccato, legato, форшлаг. Освоение техники игры интервалов Основы техники исполнения штрихов: staccato, legato. Знакомство с основными музыкальными терминами. Подбор по слуху. Игра в ансамблях. Репертуар для ансамблей должен быть знакомым и интересным для учеников и состоять из обработок народных песен и танцев, пьес русских и зарубежных композиторов, а также пьес современных авторов. Ансамбли могут быть как однородные, так и смешанные. Примерные исполнительские программы Баян 1 вариант 1.Детская песенка «Филин» 2. Русская народная песня «Я пойду ли молоденька», обр. И.Обликина 3. Г.Беренс Этюд До мажор 2 вариант 1. К.Черни Этюд Соль мажор 2. Л.Колосов «Считалочка» 3. Русская народная песня «Ах, улица широкая», обр. В.Бушуева 3 вариант 1. Л.Шитте Этюд Фа мажор 2. А.Спаддавекиа «Добрый жук» 3. Русская народная песня «У нас нончесуббатея», обр. А.Крылусов Одну или две пьесы из трех можно заменить пьесами, исполняемыми в составе ансамбля (дуэта, трио, квартета или других составов). Русская народная песня «Яблочко», обр.В.Грачева Д.Кабалевский «Весѐлый наигрыш» Н.Лысенко «На горе, горе» В.Ребиков «Воробышек, воробей» Ф.Шуберт Экосез Русская народная песня «Во поле береза стояла», обр. И.Обликина Русская народная песня «Как под горкой, под горой», обр. И.Обликина Русская народная песня «То не ветер ветку клонит», обр. И.Обликина П.Чайковский «Старинная французская песенка», пер. И.Обликина Н.Римский-Корсаков «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка», пер. И.Обликина Третий год обучения Гаммы Фа мажор, Домажор, Соль мажор, ля минор гармонический и мелодический двумя руками в две октавы. Штрихи и мелизмы: staccato, legato, nonlegato, деташе, форшлаг, мордент, группетто. Включение в репертуар несложных произведений крупной формы, простых полифонических произведений. Формирование слухового контроля к качеству звукоизвлечения. Динамика звучания. Пополнение и расширение исполнительского репертуара. Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, аккордовой техникой, звукоизвлечением и метроритмом. Подготовка и исполнение выпускной программы. Продолжение знакомства с основными музыкальными терминами. Знакомство с циклической формой (сюита). Чтение с листа. Подбор по слуху. Пьесы, выученные на занятиях ансамбля, можно включать в итоговые исполнительские программы, заменяя одну из сольных пьес. Примерные итоговые исполнительские программы Баян 1 вариант 1. И.Гайдн «Анданте» 2. А.Кокорин «Скерцо» 3. Русская народная песня «Как за нашим двором», обр. А.Крылусова 2 вариант 1. В.Моцарт «Менуэт» 2. В.Ефимов «Русский танец» 3. Эстонская народная песня «Хор нашего Яна», обр. А.Коробейникова 3 вариант 1. Г.Ф.Гендель «Сарабанда» 2. В.Гаврилин «Военная песня» 3. Белорусская народная песня «Савка и Гришка», обр. А.Коробейникова 4 вариант 1. И.С.Бах «Менуэт» 2. А.Хачатурян «Андантино» 3. Русская народная песня «Уж как по лугу», обр. В.Ефимова 5 вариант 1. И.Гайдн «Менуэт» 2. Б.Барток «Игра» 3. Русская народная песня «Не летай, соловей», обр. А.Коробейникова ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки: - владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике, - умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение, - умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения, - владеет навыками публичных выступлений, игры в ансамбле. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание Основными видами контроля учащихся являются: • текущий контроль, • промежуточная аттестация учащихся, • итоговая аттестация учащихся. Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются: • систематичность, • учет индивидуальных особенностей учащегося. Каждый из видов контроля имеет свои цели, задачи и формы. Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся. Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки. Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурнопросветительской, творческой деятельности школы, участие в фестивалях и конкурсах. Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и уровень усвоения им программы на опре¬деленном этапе обучения. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации учащихся являются: • зачеты (недифференцированный, дифференцированный); • переводные зачеты (дифференцированные); • академические концерты; • контрольные уроки. Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год. Учащиеся, которые принимают участие в конкурсах, в школьных мероприятиях, выступают в городских концертах, могут освобождаться от экзаменов и зачетов. Зачеты проводятся в течение учебного года и предполагают пуб¬личное исполнение программы (или части ее) в присутствии комиссии. Зачеты могут проходить также и в виде академических концертов. Переводной зачет проводится в конце учебного года с исполнением программы в полном объеме и определяет успешность освоения программы данного года обучения. Переводной зачет проводится с применением дифференцированных систем оценок, предполагает обязательное методическое обсуждение. По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по текущим оценкам. 2. Критерии оценки По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». 5 (отлично) - ставится, если учащийся исполнил программу музыкально, в характере и нужных темпах без ошибок. 4 (хорошо) – ставится при грамотном исполнении с наличием мелких технических недочетов, недостаточно убедительном донесении образа исполняемого произведения. 3 (удовлетворительно) - программа исполнена с ошибками, не музыкально. При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: продолжить обучение под руководством преподавателя, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к учащимся Для развития навыков творческой, грамотной работы программой предусмотрены методы индивидуального подхода при определении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии его творческих способностей. Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов. Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать произведения, разнообразные по форме и содержанию, при этом учитывать особенности характера и способности ученика. Весь репертуар должен подбираться так, чтобы его было интересно исполнять, а главное, чтобы он нравился ученику, и ученик его играл с удовольствием. Во время подбора программы необходимо учитывать данные ученика, его темперамент, характер. В работе над произведениями рекомендуется добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения могут быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития ученика. Данный подход отражается в индивидуальном учебном плане учащегося. ЛИТЕРАТУРА 1. «Альбом для детей и юношества». Сост. А.Коробейников. СПб, «Композитор», 2009 2. Музыкальный зоопарк. Е.Лѐвина, А.Лѐвин. Ростов-на-Дону, Феникс, 2011 3. Начальный курс игры на готово-выборном баяне. П.Говорушко. Л., 1980 4. Нотная папка баяниста и аккордеониста №1. Младшие и средние классы ДМШ. М., Дека-ВС, 2006 5. Педагогический репертуар баяниста. Сост. И. Бойко, 1-2 классы. Ростовна-Дону, «Феникс», 2000 6. Популярные обработки народных мелодий для баяна. М., Музыка, 1989 7. 15 уроков игры на баяне. Д.Самойлов. М., Кифара, 2004 8. Хрестоматия для баяна (1-3 годы обучения). Сост. Л.Скуматов. СПб, Композитор, 2005 9. Хрестоматия для баяна. Вып.3. 2-3 классы. Сост. Р.Гречухина, М.Лихачев. СПб, «Композитор», 2006 10. Хрестоматия для баяна, вып.4. 3-4 классы. Сост. Р.Гречухина, М.Лихачев. СПб, «Композитор», 2007 11. Эстрадные миниатюры для аккордеона и баяна. Вып 1, 2. С.Лихачѐв. СПб, Композитор, 2002 Аннотация Программа рассчитана на трехлетний срок обучения. Важное место в обучении учащихся должен занимать до нотный период обучения. Возраст учащихся, приступающих к освоению программы, 9 – 14 лет. Недельная нагрузка по предмету «Баян» составляет 2 часа в неделю. Общий объем программы 216 часов. Цель : Обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об истории исполнительства на народных инструментах, формирования практических умений и навыков игры на баяне, аккордеоне, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства. Задачи: образовательные • ознакомление с народными инструментами, их разнообразием и исполнительскими возможностями; • формирование навыков игры на музыкальном инструменте – баяне, • приобретение знаний в области музыкальной грамоты; • приобретение знаний в области истории музыкальной культуры и народного творчества; развивающие • формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах; • оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания; воспитательные • воспитание у учащихся трудолюбия, усидчивости, терпения; • воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, беседа, рассказ); - наглядный (показ, просмотр видеоматериалов концертов, конкурсов, прослушивание аудио записей исполнителей на баяне, ); - практический (владение штрихами и приемами игры на инструменте; умение исполнять различную по характеру, стилю музыку); - эмоциональный впечатления). (подбор ассоциаций, образов, художественные