2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыка
–
один
из
прекраснейших
видов
искусства.
Она
обладает удивительной силой и властью над людьми. Установлено, что
музыка непосредственно воздействует на мировоззрение и мышление, на
поведение и художественно – творческое развитие человека. Музыка,
как всякое другое искусство, воспитывает любовь к жизни, чувства
патриотизма и нравственности.
Эстрадное пение, как область музыки – искусство уникальных
возможностей. В современной музыке оно занимает особое место. В
отличие
от
современного
вокала, выросшего из духовной музыки,
эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур,
отличается
многообразием
форм
и
направлений.
Разные
и
способы
звукоизвлечения не позволяли долгое время сформироваться какойлибо эстрадной вокальной школе. Несмотря на существенные различия
с
классическим
вокалом, эстрадный вокал базируется на тех же
физиологических принципах в работе голосового аппарата и является
предметом вокальной педагогики.
Детская эстрада – это достаточно новое направление детского
музыкального творчества.
подростков
своей
Оно
яркой
привлекает
современных
выразительностью,
детей
и
«взрослыми»
аранжировками, разнообразием жанров и современной стилистикой,
насыщенным вокалом и возможностью проявить свои креативные
способности.
Именно для
того, чтобы учащийся, наделѐнный способностью и
тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть
умениями и навыками
эстрадного вокального
искусства,
само
реализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее
эмоциональное состояние, разработана программа «Основы эстрадного
вокала».
3
В певческой деятельности творческое самовыражение учащихся
формируется в ансамблевом
и
сольном
пении,
одноголосном
и
двухголосном исполнении современных песен с сопровождением и без
сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
Практика
показывает, что вокальный ансамбль – это наиболее
доступный, мобильный и актуальный вид коллективного творчества,
поскольку,
являясь
социальной
структурой,
даѐт
возможность
участникам коллектива приобрести не только знания и умения в
области
музыкального
искусства
и
культуры,
но
и
опыт
межличностного общения, что так же входит в спектр педагогических
задач.
Навыки,
приобретѐнные
в процессе
обучения
в вокальном
ансамбле, способствуют развитию творческого потенциала учащихся и
дают возможность впоследствии реализовать свои возможности в
различных творческих коллективах.
Основным
назначением
данной
образовательной
программы
является овладение специфической техникой вокального мастерства,
соответствующего современным требованиям эстрадного коллективного
исполнительского искусства. Наряду с учебно -воспитательной работой
в
вокальном
коллективе
программой
концертно -исполнительская
предусмотрена
деятельность
учащихся
и
активная
в
массовых
мероприятиях и конкурсах вокального мастерства различных уровней.
В программе систематизирован опыт создания детского творческого
коллектива на основе многолетней работы по
данных и
развитию вокальных
выработке навыков ансамблевого пения.
Данная
общеобразовательная
вокальному воспитанию
имеет
общеразвивающая
художественную
программа
направленность
обусловлена поиском оптимальных форм работы с
по
и
учащимися в
системе дополнительного образования.
Уровень
освоения
программы
–
базовый,
предполагающий
развитие музыкальных способностей и вокальных данных учащихся,
4
мотивации
к
творческой
деятельности,
удовлетворение
их
познавательных интересов в области эстрадного вокального искусства,
сформированность навыков ансамблевого и сольного исполнения на
уровне практического применения.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Основы эстрадного вокала» разработана в соответствии с
Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
РФ»; Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций
дополнительного
образования
детей»;
Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы) (письмо Минобрнауки
России, департамент государственной политики в сфере воспитания детей
и молодѐжи от 18 ноября 2015 года № 09-3242); Концепцией развития
дополнительного образования детей от 04.09. 2014 г. № 1726-р, Уставом
МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги, разработана в соответствии с
социальным заказом и реализуется в художественной направленности.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что не все
дети могут заниматься в детских музыкальных школах и многих не
удовлетворяет перечень дисциплин учебного плана этих школ. Создание
программы «Основы эстрадного вокала» позволит учащимся реализовать
желание
–
научиться
правильно
и
красиво
исполнять эстрадные
произведения, получить возможность для творческого самовыражения.
Адресат программы:
По данной образовательной программе могут заниматься учащиеся,
имеющие необходимый уровень развития музыкальных способностей,
5
удовлетворительных вокальных данных, здоровый голосовой аппарат,
артистические задатки.
По временным и возрастным характеристикам программа выстроена
следующим образом: первый, второй и третий год обучения - учащиеся
младшего школьного возраста (с 7 до 10 лет). Четвѐртый и пятый год
обучения - учащиеся
среднего школьного возраста (с11 до 14 лет).
Шестой и седьмой год обучения - учащиеся старшего школьного возраста
(с 14 до 17 лет).
Возраст учащихся от 7 до 17 лет. Периодичность занятий: 2 раза в
неделю по 45 минут.
Одновременно в группе может находиться до 20 человек.
Форма
обучения очная, традиционная, с применением дистанционных технологий.
Содержание
программы
составлено
согласно
возрастным
и
индивидуальным особенностям учащихся.
Младший школьный возраст
позволяет осваивать сложные по
координации движения, понимать сложные перестроения, чувствовать
партнѐра и взаимодействовать друг с другом, при этом контролировать
качество исполнение движения. Психологические особенности позволяют
самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать знакомые
образы, передавать их взаимодействие. Учащиеся этого возраста способны к
самостоятельному сочинению небольших танцевальных композиций с
перестроением и комбинацией танцевальных движений.
Средний школьный возраст характеризуется достаточно большой
физической активностью, у учащихся повышается выносливость. В данном
случае можно начинать работу над точностью исполнения, при условии,
что учащимся была дана определѐнная база умений и навыков, в
противном случае базу нужно будет предварительно создать. На уровне
психологии
данный
самоутверждения
период
можно
рассматривать,
как
период
в глазах сверстников. Именно поэтому нужно уделять
большое внимание сплочению подросткового коллектива, поощрению
6
стремлений и индивидуальности, если это не идѐт во вред коллективу.
Старший
школьный
возраст
может
дать
самые
большие
результаты, при условии, что учащийся физически подготовлен и
эмоционально стабилен. Устремлѐнность в будущее становится основной
направленностью личности и проблема выбора будущей профессии,
дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания, интересов,
планов. В старшем школьном возрасте учащийся должен овладеть всем
спектром знаний, умений и навыков, изучаемых в контексте данной
программы.
Программа предусматривает изучение теоретического материала,
проведение практических занятий.
Основной формой образовательного процесса является групповое
занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы
работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях,
смотрах.
Цель программы – развитие и реализация творческого потенциала и
музыкальных способностей учащихся через искусство эстрадного вокала.
Задачи:
Образовательные
Формировать основную базу знаний и представлений о вокальной музыке,
еѐ языке, средствах выразительности, жанрах;
Певческие навыки;
Навыки сольного и ансамблевого пения;
Умение работать с фонограммой, микрофоном;
Навыки выразительного исполнения эстрадных произведений;
Навыки сценической культуры..
Воспитательные
Воспитывать интерес к певческой деятельности;
Художественный и музыкальный вкус;
Творческую, духовную и культурно -развитую личность;
7
Коммуникабельность,
взаимопонимание,
взаимовыручку,
доброжелательность, уважение, доверие, ответственность;
Трудолюбие, целеустремлѐнность;
Самоорганизацию, самоконтроль.
Нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и
концертной деятельности;
Способность к самореализации в пространстве культуры.
Развивающие
Развивать:
Голосовые данные: силу голоса, диапазон, беглость, тембр и регистровые
возможности;
Вокальный слух, музыкальную память, чувство ритма, чувство ансамбля;
творческую фантазию, воображение;
Оценочное музыкальное мышление;
Артистическую смелость, умение держаться на сцене.
Содержание
программы
выстроено
по
годам
обучения,
взаимосвязанным между собой: в последующем году совершенствуются
знания, умения и навыки предыдущего.
В курсе обучения применяются традиционные методы обучения:
Словесные:
устное
изложение,
беседа,
анализ
текста,
структура
музыкального произведения.
Наглядные: показ и прослушивание материала в записях на различных
носителях, показ, исполнение педагогом, работа по образцу.
Практические:
тренинг,
повторение
пройденного,
вокальные
упражнения, использования слов (беседа, рассказ, анализ музыкального
или
художественного
произведения),
наглядное
восприятие
и
практические методы.
Особенности организации образовательного процесса:
Учащиеся сформированы в смешанные по возрасту группы. Занятия
проводятся в групповой форме. Состав групп постоянный.
8
Режим занятий:
1 год обучения: 7 лет (1 класс). Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 1
часу, продолжительность занятий 45 минут (72 часа), количество учащихся
в группе 10-25 человек.
2 год обучения: 8-9 лет (2-3 класс). Занятия проводятся 2 раза в неделю, по
1 часу, продолжительность занятий 45 минут (72 часа), количество
учащихся в группе 10-20 человек.
3 год обучения: 10-11 лет (4-5 класс). Занятия проводятся 2 раза в неделю,
по 1 часу, продолжительность занятий 45 минут (72 часа), количество
учащихся в группе 10-20 человек.
4 год обучения: 12-13 лет (6-7 класс). Занятия проводятся 2 раза в неделю,
по1 часу, продолжительность занятий 45 минут (72 часа), количество
учащихся в группе 10-20 человек.
5 год обучения: 14-15 лет (8-9 класс). Занятия проводятся 2 раза в неделю,
по 1 часу, продолжительность занятий 45 минут (72 часа), количество
учащихся в группе 10-20 человек.
6 год обучения: 14-15 лет (9-10 класс). Занятия проводятся 2 раза в неделю,
по 1 часу, продолжительность занятий 45 минут (72 часа), количество
учащихся в группе 10-20 человек.
7 год обучения: 15-17 лет (10-11 класс). Занятия проводятся 2 раза в
неделю, по 1 часу, продолжительность занятий 45 минут (72 часа),
количество учащихся в группе 10-20 человек.
Учебная программа рассчитана на 7 лет обучения, общий объем
образовательной программы 504 часа.
9
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
1 год обучения
№
Название раздела
Количество часов
теория
1.
Введение
1
2.
Диагностика музыкально слуховых данных
1
3.
Виды музыкального искусства
4.
практи
ка
всего
Формы
контроля
1
Первичная
диагностика –
собеседование
1
2
Первичная
диагностика –
прослушивание
5
5
10
Артикуляция, дикция
4
8
12
Педагогическое
наблюдение,
Промежуточная
аттестация
Педагогическое
наблюдение
5.
Разучивание произведений
4
8
12
Педагогическое
наблюдение
6.
Сценическое мастерство
4
8
12
7.
Постановочная работа
5
18
23
Педагогическое
наблюдение,
Промежуточная
аттестация
Итоговая
аттестация
Итого:
72
Содержание первого года обучения
1.Введение
Теория: Организационные
мотивацию,
вопросы.
Установка
на
положительную
на интересные вокальные занятия. Презентация работы
объединения. Объяснение целей и задач на учебный год. Беседа по технике
безопасности и поведении на занятиях. Правила гигиены и охраны голоса.
2. Диагностика музыкально -слуховых данных
Теория: тест -игра на выявление слуха, изучение чувства ритма, темпа
Практика: вокально -интонационные упражнения
10
3. Виды музыкального искусства
Теория: Виды
вокального
искусства:
народный,
академический,
эстрадный вокал. Их различие.
Практика: Прослушивание и анализ музыкального материала.
4. Артикуляция, дикция
Теория: Естественность
Организация
и
активность
артикуляционного
слов ритмически и звуковысотно.
аппарата.
Соотношение работы
артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимой.
Практика: Пение и произнесение скороговорок. Речевые упражнения.
Артикуляционная гимнастика. Работа над репертуаром с применением
полученных навыков.
5. Разучивание произведений
Теория: Краткие,
лаконичные
сведения
о разучиваемом
песенном
материале, жанрах произведений, их содержании, авторах, музыкально выразительных средствах.
Практика: Показ – исполнение песни или показ произведения в
записи. Разучивание и работа над текстом, мелодией, ритмом. Работа
над художественно – образной стороной произведения.
6. Сценическое мастерство
Теория: Понятие сценической культуры исполнителя;
Владение собой, устранение волнения на сцене; Песенный образ
Практика: Сюжетно -ролевые игры; Игры и упражнения на развитие
внимания, сценической свободы, координацию движений;
7. Постановочная работа
Теория: Объяснения особенностей и сложности исполнения выбранного
вокального
произведения,
замечания
и
коррекция
правильного
исполнения.
Практика: Отработка музыкального материала вокальной постановки на
сцене, в образе;
11
Исполнение
эстрадных
вокальных
произведений
на
концертах,
конкурсах
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
2 год обучения
№
Название раздела
Количество часов
теория
1.
Введение
1
2.
Виды музыкального искусства
2
3.
Артикуляция, дикция
4.
практи
ка
Формы
контроля
всего
1
Первичная
диагностика –
собеседование
2
4
4
8
12
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Разучивание произведений
4
8
12
Педагогическое
наблюдение
5.
Рабата с микрофоном и
фонограммой
4
7
11
Педагогическое
наблюдение
6.
Сценическое мастерство
4
8
12
7.
Постановочная работа
4
16
20
Педагогическое
наблюдение,
Промежуточная
аттестация
Итоговая
аттестация
Итого:
72
Содержание второго года обучения
1.Введение
Теория: Организационные
вопросы. Объяснение целей и задач на
учебный год. Беседа по технике безопасности и поведении на занятиях.
Правила гигиены и охраны голоса.
2. Виды музыкального искусства
Теория: Виды
вокального
искусства:
народный,
академический,
эстрадный вокал. Их различие.
Практика: Прослушивание и анализ музыкального материала.
3. Артикуляция, дикция
12
Теория: Естественность
и
активность
артикуляционного
аппарата.
Организация слов ритмически и звуковысотно.
Практика: Пение и произнесение скороговорок. Речевые упражнения.
4. Разучивание произведений
Теория: Краткие сведения о разучиваемом песенном материале, жанрах
произведений, их содержании, авторах, музыкально -выразительных
средствах. Анализ музыкального и поэтического текста.
Практика: Показ – исполнение песни или показ произведения в
записи. Разучивание и работа над текстом, мелодией, ритмом. Работа
над художественно – образной стороной произведения.
5. Работа с микрофоном и фонограммой
Теория: Беседа
Особенности
о
технике
сольного
и
безопасности
ансамблевого
работы
с
исполнения
микрофоном.
репертуара
с
микрофоном под фонограмму «-1».
Практика: Работа над
эстрадными
вокальными произведениями с
фонограммой (-1) и микрофоном..
6. Сценическое мастерство
Теория: Совершенствование основ сценического мастерства:
Сценическая культура исполнителя; Сценическое пространство;
Владение собой, устранение волнения на сцене; Песенный образ
Практика: Сюжетно -ролевые игры; Игры и упражнения на развитие
внимания, сценической свободы, координацию движений;
Работа над репертуаром, используя сценическую технику.
7. Постановочная работа
Теория: Объяснения особенностей и сложности исполнения выбранного
вокального
произведения,
замечания
и
коррекция
правильного
исполнения.
Практика: Отработка музыкального материала вокальной постановки на
сцене, в образе; Исполнение эстрадных вокальных произведений на
концертах, конкурсах.
13
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
3 год обучения
№
Название раздела
Количество часов
теория
1.
Введение
1
2.
Певческое дыхание
3
3.
Звукообразование
4.
практи
ка
всего
Формы
контроля
1
Первичная
диагностика –
собеседование
5
8
Педагогическое
наблюдение
3
5
8
Педагогическое
наблюдение
Артикуляция, дикция
3
5
8
Педагогическое
наблюдение
5.
Разучивание произведений
3
5
8
Педагогическое
наблюдение
6.
Рабата с микрофоном и
фонограммой
3
5
8
Педагогическое
наблюдение
7.
Сценическое мастерство
4
7
11
8.
Постановочная работа
4
16
20
Педагогическое
наблюдение,
Промежуточная
аттестация
Итоговая
аттестация
Итого:
72
Содержание третьего года обучения
1.Введение
Теория: Организационные
вопросы. Объяснение целей и задач на
учебный год. Беседа по технике безопасности и поведении на занятиях.
Правила гигиены и охраны голоса.
2. Певческое дыхание
Теория: Элементы правильного дыхания. Дыхательная установка. Цепное
дыхание.
Практика: Дыхательная гимнастика. Вокально -дыхательные упражнения.
14
3. Звукообразование
Теория: Понятия: Звукообразование, звуковедение, певческая позиция
Практика: Пение упражнений - распевок на одном дыхании на разных
гласных звуках, слогах; упражнения на исполнение legato, non legato,
staccato.
4. Артикуляция, дикция
Теория: Естественность
Организация
и
активность
артикуляционного
слов ритмически и звуковысотно.
аппарата.
Соотношение работы
артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимой.
Практика: Пение и произнесение скороговорок. Речевые упражнения.
Артикуляционная гимнастика. Работа над репертуаром с применением
полученных навыков.
5. Разучивание произведений
Теория: Краткие сведения о разучиваемом песенном материале, жанрах
произведений, их содержании, авторах, музыкально -выразительных
средствах. Анализ музыкального и поэтического текста.
Практика: Показ – исполнение песни или показ произведения в
записи. Разучивание и работа над текстом, мелодией, ритмом. Работа
над художественно – образной стороной произведения.
6. Работа с микрофоном и фонограммой
Теория: Беседа
Особенности
о
технике
сольного
и
безопасности
ансамблевого
работы
исполнения
с
микрофоном.
репертуара
с
микрофоном под фонограмму «-1».
Практика: Работа над
эстрадными
вокальными произведениями с
фонограммой (-1) и микрофоном.
7. Сценическое мастерство
Теория: Совершенствование основ сценического мастерства:
Сценическая культура исполнителя; Сценическое пространство;
Владение собой, устранение волнения на сцене; Жесты вокалиста (солиста,
участника ансамбля). Соответствие жестов и движений музыке и тексту;
15
Песенный образ.
Практика: Сюжетно -ролевые игры; Игры и упражнения на развитие
внимания, сценической свободы, координацию движений;
Работа над репертуаром, используя сценическую технику.
8. Постановочная работа
Теория: Объяснения особенностей и сложности исполнения выбранного
вокального
произведения,
замечания
и
коррекция
правильного
исполнения.
Практика: Отработка музыкального материала вокальной постановки на
сцене, в образе. Исполнение эстрадных вокальных произведений на
концертах, конкурсах
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№
Название раздела
4 год обучения
Количество часов
теория
1.
Введение
1
2.
Певческое дыхание
3
3.
Звукообразование
4.
практи
ка
всего
Формы
контроля
1
Первичная
диагностика –
собеседование
5
8
Педагогическое
наблюдение
3
5
8
Педагогическое
наблюдение
Артикуляция, дикция
3
5
8
Педагогическое
наблюдение
5.
Разучивание произведений
3
5
8
Педагогическое
наблюдение
6
Рабата с микрофоном и
фонограммой
3
5
8
Педагогическое
наблюдение
7.
Сценическое мастерство
4
7
11
8.
Постановочная работа
4
16
20
Педагогическое
наблюдение,
Промежуточная
аттестация
Итоговая
аттестация
Итого:
72
16
Содержание четвѐртого года обучения
1.Введение
Теория: Организационные
вопросы. Объяснение целей и задач на
учебный год. Беседа по технике безопасности и поведении на занятиях.
Правила гигиены и охраны голоса.
2. Певческое дыхание
Теория: Элементы правильного дыхания. Дыхательная установка. Опора
звука на дыхании. Цепное дыхание.
Практика: Дыхательная гимнастика. Вокально -дыхательные упражнения.
Упражнения на диафрагмальное дыхание. Выработка чувства глубокой
опоры дыхания.
3. Звукообразование
Теория: Понятия: Звукообразование, звуковедение, певческая позиция,
голосовые регистры
Практика: Пение упражнений -распевок на одном дыхании на разных
гласных звуках, слогах; упражнения на исполнение legato, non legato,
staccato, упражнения
на
развитие
и
сглаживание
регистровых
переходов (звукоряды, скачки, арпеджио).
4. Артикуляция, дикция
Теория: Естественность
Организация
и
активность
артикуляционного
слов ритмически и звуковысотно.
аппарата.
Соотношение работы
артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимой.
Практика: Пение и произнесение скороговорок. Речевые упражнения.
Артикуляционная гимнастика. Работа над репертуаром с применением
полученных навыков.
5. Разучивание произведений
Теория: Краткие сведения о разучиваемом песенном материале, жанрах
произведений, их содержании, авторах, музыкально -выразительных
средствах. Анализ музыкального и поэтического текста.
17
Практика: Показ – исполнение песни или показ произведения в
записи.
Разучивание
и работа
над
текстом,
мелодией,
ритмом.
Отдельная работа над сложными в интонационном, ритмическом и
вокальном плане фрагментами. Работа над художественно – образной
стороной произведения.
6. Работа с микрофоном и фонограммой
Теория: Беседа
о
технике
безопасности
работы
с
микрофоном.
Основные проблемы с микрофоном на сцене: включение микрофона,
«заводка» микрофона, тембр звука, искажения звука, посторонние шумы.
Особенности
сольного
и
ансамблевого
исполнения
репертуара
с
микрофоном под фонограмму «-1».
Практика: Работа над
эстрадными
вокальными произведениями с
фонограммой (-1) и микрофоном.
7. Сценическое мастерство
Теория: Совершенствование основ сценического мастерства:
Сценическая культура исполнителя; Сценическое пространство; Владение
собой, устранение волнения на сцене; Жесты вокалиста (солиста,
участника ансамбля). Соответствие жестов и движений музыке и тексту;
Песенный образ
Практика: Сюжетно -ролевые игры; Игры и упражнения на развитие
внимания, сценической свободы, координацию движений; Работа над
репертуаром, используя сценическую технику.
8. Постановочная работа
Теория: Объяснения особенностей и сложности исполнения выбранного
вокального
произведения,
замечания
и
коррекция
правильного
исполнения.
Практика: Отработка музыкального материала вокальной постановки на
сцене, в образе;
Исполнение
конкурсах
эстрадных
вокальных
произведений
на
концертах,
18
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№
Название раздела
5 год обучения
Количество часов
теория
1.
Введение
1
2.
Певческое дыхание
3
3.
Звукообразование
4.
практи
ка
всего
Формы
контроля
1
Первичная
диагностика –
собеседование
5
8
Педагогическое
наблюдение
3
5
8
Педагогическое
наблюдение
Артикуляция, дикция
3
5
8
Педагогическое
наблюдение
5.
Разучивание произведений
3
5
8
Педагогическое
наблюдение
6
Рабата с микрофоном и
фонограммой
3
5
8
Педагогическое
наблюдение
7.
Сценическое мастерство
4
7
11
8.
Постановочная работа
4
16
20
Педагогическое
наблюдение,
Промежуточная
аттестация
Итоговая
аттестация
Итого:
72
Содержание пятого года обучения
1.Введение
Теория: Организационные
вопросы. Объяснение целей и задач на
учебный год. Беседа по технике безопасности и поведении на занятиях.
Правила гигиены и охраны голоса.
2. Певческое дыхание
Теория: Элементы правильного дыхания. Дыхательная установка. Опора
звука на дыхании. Цепное дыхание.
Практика: Дыхательная гимнастика. Вокально -дыхательные упражнения.
19
Упражнения на диафрагмальное дыхание. Выработка чувства глубокой
опоры дыхания.
3. Звукообразование
Теория: Понятия: Звукообразование, звуковедение, певческая позиция,
голосовые регистры
Практика: Пение упражнений -распевок на одном дыхании на разных
гласных звуках, слогах; упражнения на исполнение legato, non legato,
staccato, упражнения
на
развитие
и
сглаживание
регистровых
переходов (звукоряды, скачки, арпеджио).
4. Артикуляция, дикция
Теория: Естественность
Организация
и
активность
артикуляционного
слов ритмически и звуковысотно.
аппарата.
Соотношение работы
артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимой.
Практика: Пение и произнесение скороговорок. Речевые упражнения.
Артикуляционная гимнастика. Работа над репертуаром с применением
полученных навыков.
5. Разучивание произведений
Теория: Краткие сведения о разучиваемом песенном материале, жанрах
произведений, их содержании, авторах, музыкально -выразительных
средствах. Анализ музыкального и поэтического текста.
Практика: Показ – исполнение песни или показ произведения в
записи.
Разучивание
и работа
над
текстом,
мелодией,
ритмом.
Отдельная работа над сложными в интонационном, ритмическом и
вокальном плане фрагментами. Работа над художественно – образной
стороной произведения.
6. Работа с микрофоном и фонограммой
Теория: Беседа
о
технике
безопасности
работы
с
микрофоном.
Основные проблемы с микрофоном на сцене: включение микрофона,
«заводка» микрофона, тембр звука, искажения звука, посторонние шумы.
20
Особенности
сольного
и
ансамблевого
исполнения
репертуара
с
микрофоном под фонограмму «-1».
Практика: Работа над
эстрадными
вокальными произведениями с
фонограммой (-1) и микрофоном.
7. Сценическое мастерство
Теория: Совершенствование основ сценического мастерства: Сценическая
культура исполнителя;
Сценическое пространство; Владение собой,
устранение волнения на сцене; Жесты вокалиста (солиста, участника
ансамбля). Соответствие жестов и движений музыке и тексту; Песенный
образ
Практика: Сюжетно -ролевые игры; Игры и упражнения на развитие
внимания, сценической свободы, координацию движений; Работа над
репертуаром, используя сценическую технику.
8. Постановочная работа
Теория: Объяснения особенностей и сложности исполнения выбранного
вокального
произведения,
замечания
и
коррекция
правильного
исполнения.
Практика: Отработка музыкального материала вокальной постановки на
сцене, в образе; Исполнение эстрадных вокальных произведений на
концертах, конкурсах.
21
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
6 год обучения
№
Название раздела
Количество часов
теория
1.
Введение
1
2.
Певческое дыхание
2
3.
Звукообразование
4.
практи
ка
всего
Формы
контроля
1
Первичная
диагностика –
собеседование
4
6
Педагогическое
наблюдение
2
4
6
Педагогическое
наблюдение
Артикуляция, дикция
2
5
7
Педагогическое
наблюдение
5.
Разучивание произведений
3
5
8
Педагогическое
наблюдение
6
Рабата с микрофоном и
фонограммой
3
5
8
Педагогическое
наблюдение
7.
Сценическое мастерство
3
5
8
8.
Импровизация
3
5
8
Педагогическое
наблюдение,
Промежуточная
аттестация
Педагогическое
наблюдение
9.
Постановочная работа
4
16
20
Итого:
Итоговая
аттестация
72
Содержание шестого года обучения
1.Введение
Теория: Организационные
вопросы. Объяснение целей и задач на
учебный год. Беседа по технике безопасности и поведении на занятиях.
Правила гигиены и охраны голоса.
22
2. Певческое дыхание
Теория: Элементы правильного дыхания. Дыхательная установка. Опора
звука на дыхании. Цепное дыхание.
Практика: Дыхательная гимнастика. Вокально -дыхательные упражнения.
Упражнения на диафрагмальное дыхание. Выработка чувства глубокой
опоры дыхания.
3. Звукообразование
Теория: Понятия: Звукообразование, звуковедение, певческая позиция,
голосовые регистры
Практика: Пение упражнений -распевок на одном дыхании на разных
гласных звуках, слогах; упражнения на исполнение legato, non legato,
staccato, упражнения
на
развитие
и
сглаживание
регистровых
переходов (звукоряды, скачки, арпеджио).
4. Артикуляция, дикция
Теория: Естественность
Организация
и
активность
артикуляционного
слов ритмически и звуковысотно.
аппарата.
Соотношение работы
артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимой.
Практика: Пение и произнесение скороговорок. Речевые упражнения.
Артикуляционная гимнастика. Работа над репертуаром с применением
полученных навыков.
5. Разучивание произведений
Теория: Краткие сведения о разучиваемом песенном материале, жанрах
произведений, их содержании, авторах, музыкально -выразительных
средствах. Анализ музыкального и поэтического текста.
Практика: Показ – исполнение песни или показ произведения в
записи.
Разучивание
и работа
над
текстом,
мелодией,
ритмом.
Отдельная работа над сложными в интонационном, ритмическом и
вокальном плане фрагментами. Работа над художественно – образной
стороной произведения.
6. Работа с микрофоном и фонограммой
23
Теория: Беседа
о
технике
безопасности
работы
с
микрофоном.
Основные проблемы с микрофоном на сцене: включение микрофона,
«заводка» микрофона, тембр звука, искажения звука, посторонние шумы.
Особенности
сольного
и
ансамблевого
исполнения
репертуара
с
микрофоном под фонограмму «-1».
Практика: Работа над
эстрадными
вокальными произведениями с
фонограммой (-1) и микрофоном.
7. Сценическое мастерство
Теория: Совершенствование основ сценического мастерства: Сценическая
культура исполнителя;
Сценическое пространство; Владение собой,
устранение волнения на сцене; Жесты вокалиста (солиста, участника
ансамбля). Соответствие жестов и движений музыке и тексту; Песенный
образ
Практика: Сюжетно -ролевые игры; Игры и упражнения на развитие
внимания, сценической свободы, координацию движений; Работа над
репертуаром, используя сценическую технику.
8. Импровизация
Теория: Понятие: вокальная
импровизация. Раскрытие содержания
предлагаемых заданий и путей их выполнения. Показ возможных
вариантов.
Практика: Пение импровизаций – вариаций на заданную тему в
различном характере, с различным ритмическим рисунком. Элементы
импровизации в процессе пения эстрадного репертуара.
9. Постановочная работа
Теория: Объяснения особенностей и сложности исполнения выбранного
вокального
произведения,
замечания
и
коррекция
правильного
исполнения.
Практика: Отработка музыкального материала вокальной постановки на
сцене, в образе; Исполнение эстрадных вокальных произведений на
концертах, конкурсах.
24
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
7 год обучения
№
Название раздела
Количество часов
теория
1.
Введение
1
2.
Певческое дыхание
2
3.
Звукообразование
4.
практи
ка
всего
Формы
контроля
1
Первичная
диагностика –
собеседование
4
6
Педагогическое
наблюдение
2
4
6
Педагогическое
наблюдение
Артикуляция, дикция
2
5
7
Педагогическое
наблюдение
5.
Разучивание произведений
3
5
8
Педагогическое
наблюдение
6
Рабата с микрофоном и
фонограммой
3
5
8
Педагогическое
наблюдение
7.
Сценическое мастерство
3
5
8
8.
Импровизация
3
5
8
Педагогическое
наблюдение,
Промежуточная
аттестация
Педагогическое
наблюдение
9.
Постановочная работа
4
16
20
Итого:
Итоговая
аттестация
72
Содержание седьмого года обучения
1.Введение
Теория: Организационные
вопросы. Объяснение целей и задач на
учебный год. Беседа по технике безопасности и поведении на занятиях.
Правила гигиены и охраны голоса.
2. Певческое дыхание
Теория: Элементы правильного дыхания. Дыхательная установка. Опора
звука на дыхании. Цепное дыхание.
25
Практика: Дыхательная гимнастика. Вокально -дыхательные упражнения.
Упражнения на диафрагмальное дыхание. Выработка чувства глубокой
опоры дыхания.
3. Звукообразование
Теория: Понятия: Звукообразование, звуковедение, певческая позиция,
голосовые регистры
Практика: Пение упражнений -распевок на одном дыхании на разных
гласных звуках, слогах; упражнения на исполнение legato, non legato,
staccato, упражнения
на
развитие
и
сглаживание
регистровых
переходов (звукоряды, скачки, арпеджио).
4. Артикуляция, дикция
Теория: Естественность
и
активность
артикуляционного
аппарата.
Организация слов ритмически и звуко высотно. Соотношение работы
артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимой.
Практика: Пение и произнесение скороговорок. Речевые упражнения.
Артикуляционная гимнастика. Работа над репертуаром с применением
полученных навыков.
5. Разучивание произведений
Теория: Краткие сведения о разучиваемом песенном материале, жанрах
произведений, их содержании, авторах, музыкально -выразительных
средствах. Анализ музыкального и поэтического текста.
Практика: Показ – исполнение песни или показ произведения в
записи.
Разучивание
и работа
над
текстом,
мелодией,
ритмом.
Отдельная работа над сложными в интонационном, ритмическом и
вокальном плане фрагментами. Работа над художественно – образной
стороной произведения.
6. Работа с микрофоном и фонограммой
Теория: Беседа
о
технике
безопасности
работы
с
микрофоном.
Основные проблемы с микрофоном на сцене: включение микрофона,
«заводка» микрофона, тембр звука, искажения звука, посторонние шумы.
26
Особенности
сольного
и
ансамблевого
исполнения
репертуара
с
микрофоном под фонограмму «-1».
Практика: Работа над
эстрадными
вокальными произведениями с
фонограммой (-1) и микрофоном.
7. Сценическое мастерство
Теория: Совершенствование основ сценического мастерства: Сценическая
культура исполнителя;
Сценическое пространство; Владение собой,
устранение волнения на сцене; Жесты вокалиста (солиста, участника
ансамбля). Соответствие жестов и движений музыке и тексту; Песенный
образ
Практика: Сюжетно -ролевые игры; Игры и упражнения на развитие
внимания, сценической свободы, координацию движений; Работа над
репертуаром, используя сценическую технику.
8. Импровизация
Теория: Понятие: вокальная
импровизация. Раскрытие содержания
предлагаемых заданий и путей их выполнения. Показ возможных
вариантов.
Практика: Пение импровизаций – вариаций на заданную тему в
различном характере, с различным ритмическим рисунком. Элементы
импровизации в процессе пения эстрадного репертуара.
9. Постановочная работа
Теория: Объяснения особенностей и сложности исполнения выбранного
вокального
произведения,
замечания
и
коррекция
правильного
исполнения.
Практика: Отработка музыкального материала вокальной постановки на
сцене, в образе; Исполнение эстрадных вокальных произведений на
концертах, конкурсах.
27
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
1. Личностные:
-сформировать умения работать в коллективе; овладение навыками
сотрудничества с педагогом и другими учащимися;
чувств
-формирование
доброжелательности
и
эмоционально -
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
-проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и
упорства в достижении поставленных целей;
-воспитание
патриотизма,
национального
самоопределения,
чувства
гордости за свою Родину, историю своего народа.
2. Метапредметные:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности;
-формирование
понимания
красоты
музыкальной
искусства
в
соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами;
-умение
активно
взаимодействовать
включаться
в
со сверстниками
коллективную
при
решении
деятельность,
музыкально -
творческих задач, достижении общих целей;
-умение анализировать своѐ и чужое исполнение.
3. Предметные:
-наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально творческому самовыражению;
-умение применять правильную певческую установку;
-знание цикла упражнений на дыхание, звукообразование, артикуляцию,
дикцию и применение приобретѐнных навыков на практике;
-владение основными навыками исполнения одноголосных эстрадных
вокальных произведений в ансамбле;
-знание основных жанров вокальной музыки;
28
определять
-умение
структуру
и
понимать
смысл
вокального
произведения;
-стремление передавать характер и настроение
песни, правильно
распределять дыхание по фразам, умение исполнять легато, нон легато,
стаккато;
-владение техникой работы с микрофонами под фонограмму «-1»;
-участие
в
концертах,
чувствовать исполняемые
умение
уверенно
произведения
на
выходить
на
большой
сцену,
сцене и
выразительно исполнять их.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Виды контроля
Входной
Текущий
Промежуточный
Итоговый
Формы проведения
Прослушивание. Собеседование
Наблюдение педагога в ходе
занятий и выступлений на
концертах и праздничных
мероприятиях учреждения,
района, города, а также участия в
музыкальных конкурсах
районного, областного,
всероссийского и
международного
уровней.
Контрольный урок,
Отчѐтный концерт
Отчѐтный концерт
Сроки
Сентябрь
В течение
обучения
всего
Декабрь, май
Май. В конце обучения по
данной программе.
Формы фиксации образовательных результатов
-Таблица входной диагностики
Параметры:
-Уровень общего музыкального развития и вокальных способностей.
Показатели:
Ладовое чувство;
периода
29
Музыкально -слуховые представления;
Чувство ритма;
Чистота интонирования;
Техника речи, вокальная дикция;
Певческое дыхание;
Звукообразование;
Яркое, осмысленное, выразительное исполнение песни
-Таблицы наблюдений (текущий, промежуточный, итоговый контроль)
Параметры:
-Уровень развития вокально -эстрадных способностей
Показатели:
Основы эстрадного пения;
Музыкальная грамота;
Программные произведения;
Звукообразование;
Певческое дыхание;
Артикуляция;
Слуховые навыки;
Навыки эмоциональной выразительности;
Опыт творческой деятельности
Параметры:
-Уровень
развития
артистических
способностей.
Личностные
характеристики.
Показатели:
-Артистические навыки:
Ориентирование в сценическом пространстве;
Сценическая культура поведения;
Яркое, выразительное, осмысленное исполнение произведений;
-Личностные характеристики:
Внутренняя раскрепощѐнность, свобода выражения;
30
Увлечѐнность;
Чувство собственной значимости;
Стремление к адекватной самооценке;
Коммуникативность;
Культура поведения, эмоциональная уравновешенность
Формы контроля: участие в конкурсах и фестивалях, выступления на
концертах.
Показатели и критерии диагностики образовательной программы
«Основы эстрадного вокала»
О1,
О2,
О3,
О4,
О5
–
показатели
результативности
освоения
образовательной программы в соответствии с задачами в области
обучения.
Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 – показатели результативности освоения образовательной
программы в соответствии с задачами в области развития
В1,
В2,
В3,
В4,
В5
–
показатели
результативности
освоения
образовательной программы в соответствии с задачами в области
воспитания.
По каждому показателю определено содержательное (словесное) описание
градаций, соответствующее количественному выражению:
3-высокий уровень,
2- средний уровень,
1 – низкий, незначительный уровень.
Показатель
О1 Овладение
основной
базой
знаний и
представлени
йо
вокальной
Критерии
3
2
1
Учащийся обладает
необходимым объѐмом
знаний о вокальных стилях
и жанрах,отличительных
особенностях, умеет
сравнивать произведения и
делать самостоятельные
обобщения, может дать
Учащийся имеет
представление об
основных стилях и
жанрах вокальной
музыки, знает
наиболее яркие
направления
эстрадной музыки,
Учащийся теряется,
путается.
С трудом усваивает
самые элементарные
понятия.
31
музыке, еѐ
языке,
средствах
выразительно
сти,
жанрах.
О2 Певческие
навыки.
О3 - Работа с
фонограммой
,
микрофоном
характеристику
содержания вокального
произведения, средств
музыкальной
выразительности.
Легко ориентируется в
музыкально -эстрадной
терминологии
но несколько
затрудняется в их
различении,
теряется в
терминологии.
Характеризует
содержание
вокального
произведения,
средства
музыкальной
выразительности с
помощью
наводящих
вопросов педагога.
Атака звука мягкая, звук
Атака звука мягкая,
без призвуков, берѐтся
но непостоянная,
«сверху»; Хорошая опора случаются
на дыхание, звук
«подъезды»; Опора
выдерживается на одной
на дыхание есть, но
высоте без затухания, упр. сохраняется не
поются ровным по силе
продолжительное
голосом, выдох
время; упражнения
постепенный и экономный. исполняются с
Дикция чѐткая,
постепенным
разборчивая; тембр ровный затуханием голоса;
на всех гласных на всем
продолжительность
диапазоне
фонационного
выдоха средняя.
Дикция не всегда
разборчивая; но
гласные не «пестрят»
на всем диапазоне
Активный интерес к
певческой
деятельности, высокая
эмоциональная
отзывчивость и
способность
сопереживать музыке,
исполнение
Интерес к
певческой
деятельности не
стабильный, при
эмоциональной
отзывчивости,
исполнение
недостаточно
Атака звука
придыхательная
или твѐрдая;
Шумный
поверхностный
вдох при помощи
поднятия плеч,
опора на дыхание
отсутствует, звук
не выдерживается
на одной высоте, а
постепенно
затухает;
динамический
диапазон: mр-р;
короткий
фонационный
выдох. Дикция
неразборчивая или
звучание гласных
излишне открытое,
«пѐстрое».
Безразличное
отношение к
певческой
деятельности,
эмоциональная
ограниченность,
исполнение не
выразительное
32
выразительное
(мимика, жест,
движение, внутренний
настрой от понимания
смысла и содержания
исполняемого)
О5 - Навыки
сценической
культуры
Р1 - Развитие
слуховых
способностей
Р2 Развитие
голосовых
данных:
силы
голоса,
диапазона,
беглости,
тембра
Учащийся уверенно
держится на сцене,
ощущает сценическое
пространство,
контролирует свои
действия и качество
исполнения. Умеет
донести до слушателя
художественный образ
вокального
произведения
Точность
звуковысотного
интонирования
хорошая; умение тонко
слышать и
ориентироваться в
певческом звучании,
способность слышать
особенности звука:
степень округления,
его позицию (высокую или
низкую), яркость и т.д.;
хорошая
музыкальная память
Голос сильный,
широкий
звуковысотный
диапазон по
сравнению с нормой, тембр
достаточно
насыщенный, звонкий,
не напряжѐнный
выразительное
(мимика — вялая,
движения скованные, однако
внутренний настрой
передаѐт
содержание
исполняемого
произведения)
Несколько скован
на сцене. Не всегда
убедительно
исполняет песню.
Недостаточно
раскрывает
художественный
образ.
(мимика - вялая,
движения скованы ,
эмоциональный
настрой не
соответствует
содержанию песни)
Точность
звуковысотного
интонирования
средняя; при
наличии каких-либо
слуховых
представлений и
музыкальных
знаний, учащийся
не может их
применить в новой
ситуации,
непродолжительная
музыкальная память
Голос не очень
сильный,
звуковысотный
диапазон в пределах
возрастной нормы,
тембр бедный, не
всегда ровный, но не
напряжѐнный
Низкие слуховые
способности,
точность
звуковысотного
интонирования
плохая; отсутствие
музыкальной
памяти
Боязнь сцены.
Формальное
отношение к
исполнению.
Голос слабый,
звуковысотный
диапазон меньше
квинты, тембр
сиплый, глухой,
тембр достаточно
насыщенный, звонкий,
не напряжѐнный.
тембр бедный, не
всегда ровный, но не
напряжѐнный.
33
Р3- Развитие
творческой
активности
Учащийся активно
Интересуется певческой
деятельностью,
выразительно
исполняет эстрадный
репертуар, проявляет
высокую познавательную и
творческую активность, с
лѐгкостью применяет
новый опыт в других
сферах, активно
участвует в разборе
произведения, предлагает
собственный вариант
интерпретации
вокального
произведения
бедный или
напряжѐнный,
крикливый
Пассивный характер
деятельности
учащегося,
отсутствие
познавательного
интереса, неумение
использовать личный
опыт.
Учащийся
демонстрирует
спокойную
готовность к
занятиям,
старательность, не
проявляет
инициативы при
разборе содержания
произведения, но
активно отвечает
на наводящие
вопросы. При
наличии каких либо слуховых
представлений и
музыкальных
знаний, учащийся
не может их
применить в новой
ситуации
Р4 - Развитие Учащийся обладает
Музыкальное
Низкие
музыкального Широким художественным мышление развито на аналитические
мышления
кругозором, имеет
среднем уровне.
способности,
интерес к певческой
Учащийся неуверенно неумение объяснить
деятельности, умеет
высказывается о
свои мысли,
сравнивать, анализировать, музыке, не всегда
чувства, вызванные
обобщать и оценивать
имеет свою точку
музыкой, и создать
вокальные произведения с зрения. Имеет
логическую модель
позиции их
представление
вокального
Художественно о сущности
произведения,
эстетической
музыкальной речи, но слабое
ценности. Умеет
несколько
ассоциативное и
оперировать средствами
затрудняется в
образное мышление,
музыкального языка в
создании
на наводящие
процессе создания
собственных
вопросы учащийся
собственных музыкальных музыкальных
отвечает: «Не знаю»
образов,
образов
объективно оценивать
собственное
исполнение песни
Р5 - Развитие Учащийся свободно,
Учащийся не в
Учащийся
34
артистически
х
способностей
В1 Воспитание
интереса к
певческой
деятельности
В2 Воспитание
художественн
ого
и
музыкального
вкуса
без зажимов, с
глубоким пониманием
и артистичностью
исполняет эстрадный
репертуар, используя
певческий опыт,
навыки вокального и
сценического
мастерства; владеет
актѐрской
интерпретацией;
способен предугадывать и
исправлять внезапные
«накладки» во время
исполнения на сцене
У учащегося высокое
эмоциональное
восприятие и высокий
уровень закрепления.
Высокая культура
восприятия, оценки и
знание развития
мировой музыкальной
культуры. Стремление
к дальнейшему
познавательному
процессу
В3 –
Воспитание
коммуникатив
ной
компетентнос
ти.
Высокая активность –
учащийся активен в
установлении
контактов, раскован,
смел в общении
В4 –
Воспитание
волевых
качеств
Учащийся умеет чѐтко и
последовательно
добиваться нужного
результата. Волевые
полной мере
владеет собой на
сцене, недостаточно
выразительно,
образно и
эмоционально
исполняет
репертуар
в сочетании с
хореографическим и
сценическим
замыслом
Есть эмоциональное
восприятие, процесс
закрепления
урывками
исполняет
произведения не
выразительно, без
понимания его
содержания;
безразлично
относится к
исполняемому
репертуару,
хореографическому
и сценическому
замыслу
Есть
эмоциональный
интерес, но нет
интереса в процессе
закрепления
Не ярко выраженная Отсутствие
Культура
культуры
восприятия
восприятия
музыкальных
музыкальных
произведений на
произведений.
основе знания
Стремление к
развития мировой
познавательному
музыкальной
процессу
культуры.
отсутствует.
Слабовыраженные
стремления к
познавательному
процессу.
Учащийся
Учащийся первым
сравнительно редко не устанавливает
проявляет
контакты, не всегда
активность
отзывается на
в общении, чаще
общение
лишь отвечает на
обращение к нему
со стороны
Неустойчивый
Низкий уровень,
уровень волевых
проявляющийся в
качеств. Учащийся
вялости, лени,
не проявляет
неумении
35
В5 Формировани
е норм
коллективног
о
взаимодейств
ия и
сотрудничест
ва
качества проявляются в
настойчивости в
достижении поставленной
цели,
умении заставлять себя чтото сделать в случае
необходимости, в
трудолюбии, усердии,
самоконтроле
Учащийся совмещает
свои интересы с
интересами товарищей,
умеет идти
на компромисс, например,
при выборе
эстрадного вокального
репертуара; может
оказать помощь и
поддержку товарищу в
трудную минуту;
радуется чужому
успеху.
упорства в
достижении
поставленных
целей. Результат
под влиянием извне
добиваться
поставленной цели
Учащийся замкнут
на себе, может по
возможности идти
на компромиссы
Учащийся замкнут
на своих интересах;
отсутствие
компромиссов;
равнодушен к
успехам и неудачам
товарищей.
-Анализ диагностических материалов
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Год
обучения
1
Начало и
Кол-во
окончание учебных
учебного года недель
С 9 января
20
Кол-во Продолжительность
учебных и периодичность
часов
занятий
40
2 раза по 45 минут
по 31 мая
2
С 9 января
С 9 января
20
40
2 раза по 45 минут
С 9 января
20
40
2 раза по 45 минут
С 9 января
по 31 мая
январь
май
20
40
2 раза по 45 минут
по 31 мая
5
январь
май
по 31 мая
4
январь
май
по 31 мая
3
Сроки
аттестации
январь
май
20
40
2 раза по 45 минут
январь
май
36
С 9 января
6
20
2 раза по 45 минут
40
январь
по 31 мая
май
С 9 января
7
20
2 раза по 45 минут
40
январь
по 31 мая
май
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Для
успешного
выполнения
образовательной
программы
необходимы следующие условия:
Материально - техническое обеспечение
-хорошо проветриваемое и отапливаемое просторное помещение;
-концертный зал с необходимым техническим оборудованием;
-музыкальный центр - 1 шт.;
-пианино или синтезатор - 1 шт.;
-ученическая доска - 1 шт.;
-микрофоны - 4 шт.;
-стойки для микрофонов - 4 шт.;
-микшерский пульт - 1 шт.;
-усилитель – 1шт.;
-колонки – 2 шт.;
-компьютер – 1шт.;
-зеркало – 1 шт.;
-детские стулья – 15шт.;
-СD - диски – 10 шт.;
-Концертные костюмы, реквизит.
Информационное обеспечение – аудиозаписи музыкальных треков в
исполнении известных поп -групп, видеозаписи вокальных фестивалей и
концертов,
видеозаписи
выступлений
учащихся
на
концертах,
фотоматериалы публичных выступлений учащихся, интернет - источники
по эстрадному вокалу;
37
Кадровое обеспечение - педагог должен иметь специальное вокальное
образование, опыт работы, уметь исполнять вокальные произведения на
профессиональном уровне.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Распределение
условно,
так
учебного
материала
как последовательность
в
программе
освоения
довольно
вокальной
техники
определяет педагог в зависимости от уровня подготовки учащегося и
времени, необходимого для решения профессиональных задач.
Учебной основой для занятий служат различные музыкально вокальные упражнения и эстрадные песни. Большое внимание уделяется
формированию
способностей.
певческих
На
навыков
распевание
способствующих развитию
и
и
развитию музыкальных
разучивание
звуковысотного
слуха,
упражнений,
ладо тонального
слуха, чувство ритма, дикции, артикуляции и мимике, тембрового слуха
и певческого дыхания отводится 15-20 минут. В некоторых
(начало
учебного
года,
длительный
перерыв
в
занятиях)
случаях
время,
отводимое на распевание и развитие певческих навыков, может быть
увеличено.
На каждом занятии целесообразно проводить работу над 2 песнями,
различными по характеру и сложности, чѐтко представляя цели и задачи
каждой из них.
В работе над песней можно выделить следующие этапы:
-показ песни, сопровождаемый беседой, разбором характера и содержания
песни;
-разучивание мелодии песни по фразам, предложениям, куплетам
(чистое интонирование мелодии, точность ритма, расстановка дыхания,
стилистические моменты);
38
-работа по тексту (дикция, идея произведения, характер, актѐрские задачи);
-исполнение песни под аккомпанемент фортепиано или минусовую
фонограмму (контроль за процессом «впевания», работа с микрофоном);
-сценическое движение (жест, мимика, раскрытие образа).
Для освоения учащимися программного материала применяются
такие
методы обучения как, словесные, наглядные, практические,
частично -поисковые, стимулирования и мотивации.
Словесные:
объяснение,
рассказ,
сравнение,
замечание,
анализ.
Например, объяснение вокально -технических приѐмов, новых терминов и
понятий, рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т.д. В
работе этот метод должен быть доступен для детского восприятия.
Наглядные: показ иллюстративного материала, например, при изучении
строения гортани, работы диафрагмы; использование аудио и видео
материалов
при демонстрации
образца
исполнения,
исполнение
педагогом музыкального материала.
Практические: тренинги, вокальные упражнения. Их можно разделить
на две группы. К первой относятся те, которые применяются вне
связи к каким-либо конкретным произведением. Они способствуют
последовательному овладению техникой эстрадного пения. Упражнения
второй группы направлены на преодоление конкретных трудностей при
разучивании песен. Планомерное
и
целенаправленное
применение
упражнений способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его
гибкости и выносливости.
Частично -поисковые:
индивидуальный
и
коллективный
поиск
исполнительских средств (вокальных и пластических) для создания
художественного образа исполняемого эстрадного произведения.
Стимулирования
и
мотивации:
создание
ситуации
успешности,
возможности самовыражения, самореализации, поощрение, творческие
задания.
На занятиях используются следующие приѐмы:
39
-Настройка на тональность перед началом пения;
-Пение по «цепочке»;
-Пение «про себя»;
приѐмы
-Игровые
(«Ритмическое
эхо»,
«Парад
звѐзд»,
«Эхо»,
«Импровизационный концерт», «Свечи», «Одуванчик», «Артикуляционная
разминка» и др.);
-Использование детских музыкальных инструментов для активизации
слухового внимания и развития чувства ритма;
-Моделирование высоты звука движениями руки;
-Отражение направления движения мелодии при помощи ручных знаков;
-Сочетание запевов солистов с группой;
-Динамическое развитие;
-Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
-Устные диктанты;
-Задержка звучания ансамбля на отдельных звуках по руке дирижѐра;
-Выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные
упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или
вокализацией;
Все методы и приѐмы музыкального обучения находятся в тесной
взаимосвязи. Их разнообразие определяется спецификой вокального
искусства
и
особенностями музыкальной
деятельности
учащихся.
Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях в
зависимости от музыкального опыта учащихся.
Распределение
условно
и
зависит
учебного
от уровня
материала
подготовки
в
программе
учащихся
и
довольно
времени,
необходимого на решение поставленных задач. На протяжении всех лет
обучения необходимо развивать у учащихся тембровое чувство и
мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных
произведений, создавать условия, в которых учащийся испытывает
радость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта.
40
Особенно сложной и трудной является работа по постановке голоса,
так как голоса учащихся в период обучения (3-4 год обучения) могут
находиться в состоянии мутации. Он совпадает с периодом полового
созревания. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно
и незаметно, у других более явно и ощутимо (голос срывается во
время пения и речи). Продолжительность мутационного периода может
быть различна – от нескольких месяцев до нескольких лет. У учащихся,
поющих до мутационного периода, он продолжается обычно быстрее и без
резких изменений голоса. В этот период очень важно услышать начало
мутации и при первых еѐ признаках принять меры предосторожности:
чаще прослушивать голоса и вовремя реагировать на все изменения
голоса. Вокальные упражнения, работу над техникой рекомендуется не
останавливать, учитывая особенности каждого голоса, и работая в
возможностях диапазона учащегося.
Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся
материале. При составлении
репертуарного
плана
необходимо
учитывать возрастные особенности и вокальные данные учащихся, на
их
основе
подбирать
репертуар,
руководствуясь несколькими
принципами:
-идейной значимостью исполняемого произведения;
-художественной ценностью; воспитательным значением;
- доступностью музыкального и литературного текста;
-разнообразием жанровой и музыкальной стилистики;
- логикой компоновки будущей концертной программы;
-качеством фонограммы, записанной с применением сложной техники.
Песни
с
хореографическими
движениями,
или
сюжетными
действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем
вся остальная программа, так как при их исполнении внимание учащихся,
кроме пения, занято танцевальными движениями или актѐрской игрой.
41
Правильно
подобранный
репертуар
будет
духовному и техническому росту учащегося, а так же
способствовать
определит его
творческое лицо, позволит верно решать воспитательные задачи.
АННОТАЦИЯ
Данная программа разработана для учащихся 7-17 лет на семь лет
обучения, занятия по каждому году обучения – 72 часа
Цель программы – развитие и реализация творческого потенциала и
музыкальных способностей учащихся через искусство эстрадного вокала.
Основным задача данной образовательной программы научить
вокальному мастерству, соответствующему современным требованиям
эстрадного коллективного исполнительского искусства.
Содержание курса предлагает обширный материал, включающий в
себя разные виды деятельности: формирование певческих навыков,
освоение эстрадного вокального репертуара, импровизацию, сценическое
мастерство. Данный материал может творчески использоваться педагогом
по эстрадному вокалу,
учитывая возможности
и способности своих
учащихся.
Программа
Верхние Серги.
предназначена для реализации в МАУДО ЦДТ пгт.
42
ЛИТЕРАТУРА
Для педагога
1. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.:
Музыка, 2007.
2. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М.: МГПИ,1983.
3. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребѐнка - Минск:
ТетраСистемс, 2007.
4. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология - М., 1993.
5. Дмитриев Л. Основа вокальной методики - М., 1968.
6. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца – М.: Музгиз.1964.
7. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития - М.: Просвещение,
2006.
8. Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы – М.:
Музгиз.1962.
9. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж – СПб, 1996.
10. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005.
11. Кидл Мэри. «Сценический костюм». –М.: «Арт-родник», 2004.
12. Крючков А.С. «Работа со звуком». – М,: АСТ «Техникс», 2003.
13. Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца – Л.: Музыка 1977.
14. Малахов Современные дыхательные методики – Донецк, 2003.
15. Морозов В. Вокальный слух и голос - М., 1965.
16. Морозов В. Тайны вокальной речи – Л.: Наука.1967.
17. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество - М.: Академия, 2004.
18. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком - Ярославль: Академия развития,
2002.
19. Рыбкина Т.В., Шеверева Т.Г. Как сказать мяу. Музыкальноречевые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста М.: Классика-XXI, 2005.
43
20. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д. Карателло . – СПб.:
Питер, 2007.
21. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей (4-е изд.) - М.:
2002.
22. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7
лет/ Сост. Орлова Т.М., Бекина С.И. - М.: Просвещение, 1988.
23. Шацкая В. Н. Детский голос. - М., Педагогика, 1970.
24. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой – М., ФИС,2000.
25. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария»,
2000.
Для учащихся
1.
Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство - М.:
Музыка, 1974.
2. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005.
3. Клѐнов А. Там, где музыка живѐт. – М., 1986.
4. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. - Л.,1986.
5. Макуорт Л. Самоучитель по пению. - М., 2009.
6. Морозов В. Тайны вокальной речи – Л.: Искусство, 1967.
7. Никитина А., Я вхожу в мир искусств, №5, 6 – М.: Театр – студия
«Дали», 1997.
8. Светличная Л., Сказка о музыке – М.: Творческий центр, 2003.
9. Цой В. Музыка волн, музыка ветра. – М., ЭКСМО, 2006.
10. Юдина А.А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария»,
2000.
Информационные интернет-ресурсы
1. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru
2. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru
3. Федеральный портал Российское образование. www.edu.ru
4.
Федеральный
www.fcior.edu.ru
центр
информационно-образовательных
ресурсов.
44
5. Всероссийский Интернет-педсовет. http://www.pedsovet
6. Международный образовательный портал. http://www.maam.ru
7. Музыкальный форум. http://www.mp3sort.com
8. Песни для детей. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
9. Виталий Алексеев. Песни и музыка. http://alekseev.numi.ru/
10. http://x-minus.me/