Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бисерное рукоделие» для детей 7-13 лет. Срок реализации программы 4 года обучения

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
«Бисерное

общеобразовательная

рукоделие»

реализуется

общеразвивающая
в

рамках

программа

художественной

направленности, так как ориентирована на творческую самореализацию
личности, творческое и нравственное совершенствование через искусство
плетения из бисера.
Художественное

образование

способствует

возрождению

духовности,

украшает быт и облагораживает отношения между людьми, одухотворяет
труд.
Именно поэтому художественное и эстетическое воспитание учащихся –
неотъемлемая часть педагогической системы. Актуальность программы
заключается в том, что изучение курса по плетению из бисера, помогает
ввести учащихся в мир прекрасного, побудить у них творческие силы,
вызвать стремление вносить красоту в повседневную жизнь, что очень важно
в той ситуации, которую переживает в настоящее время наше общества.
Одним из наиболее популярных и любимых учащимися направлений
художественно - эстетической ориентации является плетение из бисера.
Плетение из бисера – один из старинных и достаточно распространѐнный
вид народного творчества. Оно играет большую роль в народном промысле.
Техника плетения из бисера

требует тонкого понимания красоты,

безукоризненного вкуса, художественного такта и фантазии и, конечно,
мастерства. В процессе занятий плетением из бисера, у учащихся
вырабатываются такие черты характера, как усидчивость и терпение.
Плетение из бисера – достаточно сложное и кропотливое занятие; оно
требует от учащихся внимательности и аккуратности. На занятиях учащиеся
приобретают навыки самостоятельности, умение работать сосредоточенно,
не отвлекаясь, длительное время.
На занятиях плетением из бисера, учащиеся получают основы
художественных знаний,

учатся изготавливать из бисера различные

несложные

Также

украшения.

учащиеся

знакомятся

с

основами

3

художественного конструирования и моделирования, изготавливают колье,
ожерелья, воротники, учатся художественно - декоративному оформлению
интерьера.
Отличительной особенностью программы является использование на
занятиях авторских дидактических материалов в виде изделий из бисера и
методических разработок, выполненных автором программы и учащимися
объединения. А также доступность программы, так как занятия не требуют
специального оборудования и больших материальных затрат.
Адресат программы:
Представленная образовательная программа

рассчитана на 4 года занятий

с учащимися от 7 до 13 лет. По данной образовательной программе могут
заниматься учащиеся без специальных знаний, умений и навыков.
Периодичность занятий:
1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа
2 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа
3 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа
4 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа
Занятия проводятся с разными возрастными группами. Одновременно в
группе может находиться до 12 человек.
Ведущей
групповая.

формой
Наряду

организации
с

обучения

групповой

является

формой

работы,

индивидуально

-

осуществляется

индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного
подхода к учащимся. В процессе обучения используются следующие формы
организации занятий:  фронтальная – учащиеся под руководством педагога
выполняют одинаковую работу;  индивидуальная – выполнение учащимися
индивидуального задания. Каждые 30 - 40 минут делаются перерывы, во
время которых учащиеся рассматривают книжки и журналы по плетению из
бисера, изделия других учащихся и т. д., делается гимнастика для глаз и
проводится динамическая пауза. Во время занятий проводится обсуждение

4

работ.

Учащиеся, по желанию, принимают участие в выставках разного

уровня.
Используются следующие формы проведения занятий: практическое занятие,
комбинированное занятие. Программой предусмотрены посещения выставок
детского прикладного и изобразительного искусства .
Форма обучения очная, традиционная с применением дистанционных
технологий. Содержание программы составлено согласно возрастным и
индивидуальным особенностям учащихся.
Психологические особенности учащихся младшего школьного возраста.
Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к
учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой
формируются основные психические новообразования.
Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей
обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это
серьѐзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий
учащегося,

мобилизации

внимания,

интеллектуальной

активности,

самоограничений.
Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без
сформированной

этой

психической

функции

процесс

обучения

невозможен. Он может сосредоточенно заниматься одним делом 10-20
минут. Постепенно у учащегося увеличивается объѐм внимания, повышается
его устойчивость, переключение и распределение.
Задача педагога на данном этапе развития учащихся заключается в знании и
учѐте психологических особенностей в обучении и воспитании, проведении
комплекса коррекционной работы с учащимися, используя различные игры,
задания, упражнения.
Психологические

особенности

школьного возраста (10-17 лет)

учащихся

среднего

и

старшего

5

Средний школьный возраст рассматривается как весьма важный этап
развития в силу того, что происходящие в этом возрасте изменения являются
существенными для правильной оценки закономерностей развития в более
позднем периоде.
В рассматриваемый период интенсивно происходит развитие самосознания.
Это выражается, прежде всего, в возникновении чувства взрослости.
Сущность его состоит в том, что подросток испытывает огромное стремление
к самоутверждению себя как личности равной взрослому, требует, чтобы с
ним считались, уважали его мнение. Ощущая себя взрослым, учащийся
стремится отмежеваться от всего, что кажется ему детским.
Характерной чертой учащихся данного возраста можно назвать его
специфическую селективность: интересные дела или интересные занятия
являются очень увлекательными для учащихся, поэтому теперь они могут
довольно долго сосредотачиваться на чѐм-то одном. Организация процесса
учѐбы и воспитания должна быть таковой, чтобы у подростка не было
возможности, времени или желания отвлекаться от учебного процесса на
посторонние дела.
Рациональность: на каждом занятии на практическую работу выделяется 3040 минут, так как плетение из бисера очень кропотливое занятие. Во время
занятий происходят определѐнные физические нагрузки на мышцы глаз и
спины. Поэтому, на каждом занятии проводятся физические паузы и зарядка
для глаз. С учащимися 7 летнего возраста проводится пальчиковая
гимнастика, которая позволяет снять напряжение с мелких мышц пальцев
рук.
В процессе занятий у учащихся развивается мелкая моторика рук, пальцы
обретают подвижность, в результате занятия оказывают положительное
влияние на формирование почерка учащегося.
Курс обучения предполагает использование не только традиционных
методов обучения

(показ, объяснение, практическая работа и т.д.), но и

6

нетрадиционные формы работы с учащимися - например, тематические
лекции, викторины, соревнования, конкурсы, занятия в форме игры и т.д.
Кроме того, ведѐтся работа по педагогической диагностике, направленная
на

изучение

учащихся,

сотрудничества

с

ними

занимающихся

в

и

управления

правильного

объединении,

с

целью

педагогическим

процессом. Используются методы диагностики: наблюдение, тесты, беседы,
тренинги, рисунки. Диагностика проводится дважды: в начале учебного года
и в конце. Таким образом, можно определить эффективность воспитательной
работы.
Учащимся на занятиях даются индивидуальные задания по выбору:
различные схемы, по которым они выполняют изделия. Также с учащимися
проводятся праздники, чаепития, во время которых дети принимают участие
в играх на сплочение коллектива, развитие коммуникативных способностей.
В конце учебного года проводятся итоговые занятия по всему
пройденному курсу.

Учащиеся

выполняют контрольные

задания

по

карточкам -схемам, отвечают на вопросы. Также итогом работы учащихся за
год является выставка детского творчества, проходящая в Центре творчества,
а также участие в районных и областных и международных выставках и
конкурсах, на которые отбираются лучшие работы учащихся.
Программа

«Бисерное

рукоделие» разработана

в соответствии

с

Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ.
Концепцией развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. №
1726-р. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима

работы

образования

детей».

образовательных
Приказ

организаций,

Министерства

дополнительного

просвещения

России

от

09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».

Методическими

рекомендациями

по

проектированию

7

дополнительных общеразвивающих программ. Приложением к письму
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №
09-3242, Уставом образовательного учреждения,

в соответствии с

социальным заказом и реализуется в образовательном учреждении.
Основная цель программы

создание условий для художественно -

эстетического развития личности учащегося через обучение его искусству
плетения из бисера.
Для реализации цели решаются следующие задачи
обучающие
Изучение истории возникновения и развития плетения из бисера.
Освоение основ техники плетения из бисера.
Научить учащихся работать со схемами, контролировать качество труда.
развивающие
Формирование художественно - эстетического вкуса.
Развитие объѐмного и пространственного мышления, мелкой моторики рук.
Развитие зрительной памяти, устойчивого внимания.
Развитие способности самовыражения.
Развитие воображения, фантазии, творческой активности учащихся.
Воспитательные
Воспитывать у учащихся усидчивость, терпение, трудолюбие, аккуратность
и точность при выполнении работы.
Воспитание чувства взаимопомощи.

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН)
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
п/
п

Разделы, темы

Количество часов
всего теория практика

Формы контроля

Раздел 1.Основы художественного конструирования, моделирования.
Изготовление украшений из бисера.
1.
Вводное занятие.
4
4
Первичная

8

История плетения из
бисера. Виды бисера.
2. Материалы и инструменты.
ТБ при работе с бисером.
Рабочее место мастера.
3.
Основные приѐмы
плетения из бисера.
3.1 Схема -основа обучения.
Составление и чтение схем.

3.2

1.
1.1

2.
2.1

2.2

2.3

Приѐмы низания.

2

1

1

6

6

6

6

диагностика
Собеседование
педагогическое
наблюдение
устный опрос
педагогическое
наблюдение
текущий
контроль устный
опрос,
промежуточный
контроль
педагогическое
наблюдение
текущий
контроль устный
опрос,
промежуточный
контроль

18
5
13
ИТОГО:
Раздел 2. Художественно - декоративное оформление интерьера.
Магия цвета.
Цветовой круг.
4
2
2
Педагогическое
наблюдение,
устный опрос
Элементы плетения.
Браслеты, цепочки.
22
4
18
педагогическое
наблюдение
текущий
контроль устный
опрос,
промежуточный
контроль
Подвески, колечки,
20
12
8
педагогическое
серѐжки.
наблюдение
текущий
контроль устный
опрос,
промежуточный
контроль
Брошки, пуговицы.
12
6
6
педагогическое
наблюдение

9

2.4

Игрушки, сувениры.

28

10

18

3.

Изготовление панно из
бисерных фигурок.

12

2

10

4.

Изготовление изделий на
основе полученных знаний

16

16

5.

Тренинги.
Итоговое занятие.
Организация выставки
работ учащихся.

8
4

8
4

ИТОГО:
ВСЕГО:

126
144

36
41

текущий
контроль устный
опрос,
промежуточный
контроль
педагогическое
наблюдение
текущий
контроль устный
опрос,
промежуточный
контроль
педагогическое
наблюдение
текущий
контроль устный
опрос,
промежуточный
контроль
педагогическое
наблюдение
текущий
контроль устный
опрос
Итоговый
контроль, анализ
участия детей в
выставках
разного уровня.

90
103

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 год обучения
Раздел 1. Основы плетения из бисера
Тема 1. Вводное занятие. История возникновения бисера. Виды бисера.

10

Теория:
История возникновения бисера: от истоков до наших дней. Основные виды
стеклянных бусин (кручѐный, вытяжной, плетѐный, прессованный, дутый и
т.д.). Традиции выполнения изделий из бисера.
Тема 2. Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе с
бисером. Рабочее место мастера.
Теория:
Бисер, его назначение, выбор, хранение. Материалы и инструменты , их
назначение. Для работы необходимо иметь следующие материалы: бисер,
стеклярус бусины, капроновые нити, леску, тонкую проволоку, иглы для
бисера, ножницы, различную фурнитуру.
Правила работы с ножницами, проволокой, иглой. Организация рабочего
места. Правила хранения инструментов. Порядок на рабочем месте.
Практика:
Способы организации рабочего места. Приѐмы работы с инструментами.
Создание условий для хранения инструментов. Соблюдение порядка на
рабочем месте.
Тема 3. Основные приѐмы плетения из бисера.
Теория:
3.1 Подготовительные работы. Принцип работы с бисером. Этапы
выполнения операций. Виды изделий из бисера. Выбор фурнитуры.
Практика:
Сортировка бисера по цвету, качеству, размеру. Подготовка нити, иглы,
проволоки, лески. Склеивание конвертов для схем.
Теория:
3.2 Составление и чтение схем. Подготовка узоров, перенос их на бумагу и
составление рабочих схем. Чтение схем. Техника увеличения и уменьшения
рисунка.
Практика:

11

Самостоятельное составление схем по образцу и замыслу. Увеличение и
уменьшение рисунка. Расчѐт размеров изделия по образцу.
3.3Приемы низания. Плетение и тканье, чем они отличаются. Основные
понятия: рабочая нить, бусинка, связка, ряды. Необходимая плотность
плетения. Основные принципы определения качества изделия. Закрепление
нити, лески.
Практика:
Определение ряда и связки (на образцах). Закрепление нити, лески
(упражнения ) . Соединение нитей. Способы завязывания узлов при обрыве.
Раздел 2. Основы художественных знаний. Практическое изготовление
изделий из бисера.
Тема 1. Понятие о цвете.
Теория:
«Цветовой круг», контрастные, сближенные и дополнительные цвета, тѐплая
и холодная гамма. Основные характеристики цвета, его свойства. Правила
сочетания цветов. Понятие цветовой гармонии. Создание выразительности
работ с помощью цвета. Влияние фона на выразительность. Цветовое
решение изделий, композиций.
Практика:
Упражнения на развитие умений подбирать и сочетать цвета.
Тема 2. Элементы плетения.
Практическое изготовление разнообразных изделий из бисера.
2.1Фенечки-браслеты. Цепочки.
Теория:
Из истории появления браслетов. Виды браслетов, способы их изготовления.
Составление узоров для браслетов. Виды цепочек: одно рядные, двух рядные,
ажурные, в виде плетѐнки, цепочки в полтора и два с половиной ромба.
Изготовление мозаичного полотна. Способы
соединения цепочек.
Практика:

12

Выполнение образцов. Изготовление

браслетов и цепочек по замыслу.

Конкурсная программа «Браслет -талисман».
2.2 Подвески, серѐжки, колечки.
Теория:
Техника изготовления подвесок. Подвески как украшения. Подвеска - основа
украшений. Различные формы подвесок. Техника изготовления серѐжек.
Способы крепления застѐжки. Техника изготовления клипс. Сочетание
бусинок разных форм и размеров. Проволочная основа для подвесок и
серѐжек, еѐ преимущества. Дополнительные детали для оформления
украшений. Способы изготовления колечек, виды: широкие, узкие, колечки с
подвесками и т.д. Цветовое решение украшений из бисера. Связь творчества
с традициями быта. Культурное наследие Урала в области изготовления
украшений.
Практика:
Выполнение образцов. Изготовление подвесок, серѐжек, колечек. Создание
гарнитуров. Конкурсная программа «Вдохновение».
2.3 Брошки, пуговицы.
Теория:
Назначение броши. Виды изготовления: сплошное бисерное плетение или
вышивка на ткани на плотной основе; выполнение из бисера на проволочном
каркасе. Схемы для изготовления брошек. Крепление броши к основе.
Назначение пуговицы. Виды изготовления: на основе обыкновенной
пуговицы;

плетение

из

бисера

на

леске

или

тонкой

проволоке.

Дополнительные детали для оформления брошей и пуговиц. Крепление
пуговиц из бисера.
Практика:
Выполнение образцов. Изготовление эскизов моделей брошек. Изготовление
брошек и пуговиц. Оформление одежды. Конкурсная программа « Твоя
визитная карточка».
2.4 Игрушки, сувениры.

13

Теория:
История сувенира, его назначение. Основные способы крепления конца
проволоки («в замок», «рыбкой», «змейкой»). Плетение отдельных частей
поделки. Приѐмы их

соединения. Этапы работы. Работа по схемам.

Составление индивидуальных схем. Выразительность работ за счѐт цвета и
отдельных деталей.
Практика:
Отработка способов крепления конца проволоки. Изготовление игрушек,
сувениров. Оформление интерьера комнаты для Барби.
Тема 3. Изготовление панно из бисерных фигурок. Знакомство с
аппликацией из ткани.
Теория:
Сочетание различных цветов и видов ткани. Способы крепления бисерных
фигурок на ткань.
Практика:
Изготовление панно.
Тема 4. Изготовление изделий на основе полученных знаний.
Теория:
Учащиеся выполняют понравившиеся им изделия, используя изученные
способы и приѐмы плетения.
Практика:
Изготовление различных изделий из бисера по выбору учащихся.
Тема 5. Тренинги.
Теория:
Творческое перевоплощение -игра. Психологический настрой в коллективе.
Воспитание

у

учащихся

коммуникативных

взаимодействие, взаимопонимание).
Практика:
Игры на формирование коммуникативных навыков.

умений

(общение,

14

Итоговое

занятие,

организация

выставки

работ

учащихся,

показ

и

демонстрация готовых изделий.
К концу первого года обучения учащиеся
должны знать:
1.Историю развития плетения из бисера.
2.Требования безопасности труда.
3.Технологии изготовления несложных изделий из бисера.
должны уметь:
1.Организовать свой труд на рабочем месте.
2.Соблюдать правила ТБ.
3.Пользоваться материалами, инструментами, приспособлениями.
4.Работать со схемами, выполняя несложные изделия.
5.Использовать цвет, как средство выразительности, сочетать цвета.
6.Оценивать свою работу с точки зрения эстетики.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
Разделы, темы
Количество часов
Формы контроля
п/п
всего теория практика
Раздел 1. Основы художественного конструирования, моделирования.
Изготовление украшений из бисера.
1. Вводное занятие.
2
2
Первичная
Правила ТБ при работе
диагностика
с бисером.
Собеседование
2. Бисер в России.
2
2
педагогическое
Современные Центры
наблюдение устный
стеклоделия.
опрос
3. Изготовление изделий
72
20
52
из бисера
3.1 Колье, ожерелье.
30
5
25
педагогическое
наблюдение
текущий контроль
устный опрос,
промежуточный

15

3.2

Аксессуары.

30

10

20

3.3

Заколки для волос.

12

5

7

1.

2.

3.

4.

5.

контроль
педагогическое
наблюдение
текущий контроль
устный опрос,
промежуточный
контроль
педагогическое
наблюдение
текущий контроль
устный опрос,
промежуточный
контроль

ИТОГО:
76
24
52
Раздел 2. Художественно - декоративное оформление интерьера.
Цветы из бисера.
10
4
6
педагогическое
наблюдение
текущий контроль
устный опрос,
промежуточный
контроль
Деревья из бисера.
24
4
20
педагогическое
наблюдение
текущий контроль
устный опрос,
промежуточный
контроль
Объемные животные из
12
4
8
педагогическое
бисера.
наблюдение
текущий контроль
устный опрос,
промежуточный
контроль
Бисер в отделочных
10
4
6
педагогическое
работах.
наблюдение
текущий контроль
устный опрос,
промежуточный
контроль
Изготовление изделий
8
8
педагогическое
на основе полученных
наблюдение
знаний.
текущий контроль
устный опрос,
промежуточный

16

Итоговое занятие,
организация выставки
работ учащихся.
ИТОГО:
ВСЕГО:

4

68
144

4

16
40

контроль
Итоговый контроль,
анализ участия детей
в выставках разного
уровня

52
104

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2 год обучения
Раздел 1. Основы художественного конструирования, моделирования.
Изготовление украшений из бисера.
Тема 1. Вводное занятие. Правила техники безопасности при работе с
бисером.
Теория:
Правила работы с ножницами, проволокой, иглой. Организация рабочего
места. Правила хранения инструментов. Порядок на рабочем месте.
Практика
Способы организации рабочего места. Приѐмы работы с инструментами.
Создание условий для хранения инструментов. Порядок на рабочем месте.
Тема 2. Бисер в России. Современные Центры стеклоделия.
Теория:
Отечественное производство бисера. Использование бисера в Древней Руси.
Распространение жемчужного шитья в России. 18 век - деятельность М.В.
Ломоносова. 19 век - плетение из бисера - досуг дворянского сословия. 20 век
- плетение из бисера на Урале.
Тема 3. Изготовление изделий из бисера.
3.1Колье, ожерелье.
Теория:
Повторить изученный ранее материал: приѐмы изготовления изделий из
бисера, способы крепления застѐжек, художественное оформление изделий.
Виды шейных украшений. Изготовление шейных украшений на основе

17

простых комбинаций. Понятие «Цветовая гамма», «Рисунок», «Форма».
Использование дополнительной нити для оформления края изделия.
Практика:
Изготовление женских шейных украшений разными способами. Составление
узоров, схем плетения. Конкурсная программа «Очарование».
3.2Аксессуары.
Теория:
Подбор аксессуаров с учѐтом цвета и формы к разным моделям. Бисер, ка
декоративное

дополнение.

Вышивка

бисером.

Использование

орнаментальных мотивов, растительных узоров. Составление эскизов
декоративных элементов.
Практика:
Упражнения в вышивании бисером. Изготовление круглой «английской
шкатулки» из атласной ткани, детали которой вышиваются или оплетаются
бисером. Оформление бисером футляров, ремешков, сумочек, колец для
столовых салфеток.
3.3Заколки для волос.
Теория:
Рекомендации по выбору причѐски. Заколки для волос, их виды, назначение,
способы

крепления.

использование

Различные

дополнительных

варианты
деталей.

оформления

Цветовое

заколок,

решение

при

изготовлении заколки с учѐтом еѐ назначения.
Практика:
Самостоятельная и творческая работа по изготовлению заколок для волос.
Раздел 2. Художественно - декоративное оформление интерьера.
Тема 1. Цветы из бисера.
Теория:
Понятия: «Природа цветов», «Строение», «Форма», «Цвет». Прикладные и
подсобные материалы и приспособления для изготовления цветов из бисера.
Технология изготовления цветов и букетов. Использование параллельного

18

плетения (лепестки, листья), петельной техники (лепестки, тычинки),
игольчатого плетения(тычинки, остроконечные лепестки, веточки сосны,
ели); круговой (французская техника)-округлые остроконечные лепестки и
листья больших размеров. Принципы построения композиций, их значение в
целостности гармонии.
Практика:
Рассматривание цветов, их композиций на открытках и иллюстрациях.
Изготовление цветов из бисера по образцам. Составление композиций из
цветов.
Тема 2.Деревья из бисера
Теория:
Анализ образцов.

Приѐмы плетения из бисера, используемые при

изготовлении деревьев : параллельное, петельное, игольчатое плетение,
низание дугами. Комбинирование приѐмов. Техника выполнения элементов
дерева. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.
Практика:
Выполнение отдельных элементов дерева. Составление композиций.
Сборка и закрепление дерева в вазе. Использование дерева для оформления.
Тема 3. Объѐмные животные из бисера.
Теория:
Животный мир из бисера. Приѐмы плетения из бисера, используемые при
изготовлении животных: параллельное, петельное, игольчатое плетение.
Комбинирование приѐмов.
Практика:
Выполнение животных. Составление композиций на основе выполненных
работ.
Тема 4. Бисер в отделочных работах.
Теория:

19

Бисер, как самостоятельный элемент отделки. Составление ансамбля с
вышивкой

и

аппликациями.

Последовательность

работы.

Создание

композиций из бисера. Декоративное выделение определѐнных элементов.
Оформление декоративных узлов бисером. Виды бахромы, еѐ назначение.
Использование бисера в вязании.
Практика:
Упражнения в оформлении бисером вышитых узлов и аппликаций.
Изготовление и оформление декоративных узлов. Изготовление бисерной
отделки края бахромы. Декоративное оформление вязаных изделий.
Тема 5. Низание по выбору детей.
Учащиеся выполняют понравившиеся им изделия, используя изученные
способы и приѐмы плетения.
Практика:
Изготовление различных изделий из бисера по выбору детей.
Итоговое занятие, организация выставки работ учащихся, показ и
демонстрация готовых изделий.
К концу второго года обучения учащиеся
должны знать:
1.Терминологию, используемую при обучении.
2.Основы художественного конструирования.
3.Способы декоративно-художественного оформления интерьера и
одежды.
должны уметь:
1.Организовать рабочее место.
2.Соблюдать ТБ при выполнении любых видов работ.
3.Используя изученные методы низания, изготавливать различные изделия

20

4.Активно использовать теоретические знания основ плетения из бисера в
различных работах любого вида художественного творчества (украшения из
бисера, поделки и сувениры, оформление интерьера).
5.Самостоятельно использовать в работах различные техники плетения из
бисера.
6.Творчески подходить к выполнению работ из бисера.
7.Оценивать качество готового изделия.
8.Демонстрировать украшения из бисера.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
п/
п

1.

2.

3.

3.1

3.2

Разделы, темы

Количество часов
всего теория практика

Формы контроля

Раздел 1. Основы художественного конструирования, моделирования.
Изготовление украшений из бисера.
Вводное занятие. Правила ТБ
2
2
Первичная
при работе с бисером.
диагностика
Собеседование
Повторение изученных
8
8
педагогическое
методов
наблюдение
плетения.
текущий
контроль устный
опрос,
промежуточный
контроль
Изготовление изделий из
74
16
58
бисера.
Знакомство с новыми
приѐмами и способами
плетения.
Изготовление цепочек.
16
4
12
педагогическое
наблюдение
текущий
контроль устный
опрос,
промежуточный
контроль
Украшения, аксессуары
40
8
32
педагогическое
(колье, воротники, браслеты).
наблюдение

21

3.3 Ткачество. Закладки для книг.

1.

2.

3.

4.

18

4

14

текущий
контроль устный
опрос,
промежуточный
контроль
педагогическое
наблюдение
текущий
контроль устный
опрос,
промежуточный
контроль

ИТОГО:
84
18
66
Раздел 2. Художественно - декоративное оформление интерьера.
Вышитые картины из бисера.
20
4
16
педагогическое
наблюдение
текущий
контроль устный
опрос,
промежуточный
контроль
Выкладка по воску.
8
2
6
педагогическое
наблюдение
текущий
контроль устный
опрос,
промежуточный
контроль
Дерево из бисера.
20
4
16
педагогическое
Изготовление более сложных
наблюдение
композиций.
текущий
контроль устный
опрос,
промежуточный
контроль
Изготовление изделий на
8
8
педагогическое
основе полученных знаний.
наблюдение
текущий
контроль устный
опрос,
промежуточный
контроль
4
4
Итоговый
Итоговое занятие,
контроль, анализ
организация выставки работ

22

участия детей в
выставках
разного уровня

учащихся.
ИТОГО:
ВСЕГО:

60
144

10
28

50
116

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
3 год обучения
Раздел 1. Основы плетения из бисера.
Тема 1. Вводное занятие.
Теория:
Введение в программу. Повторение правил техники безопасности при работе
с бисером, проволокой, ножницами и правил пожарной безопасности.
Тема 2. Повторение изученных методов низания.
Теория:
Вспомнить с учащимися технику выполнения изученных на 2 году обучения
методов низания.
Практика:
Используя изученные методы низания, учащиеся изготавливают изделия по
выбору.
Тема 3. Изготовление цепочек способом ажурная сетка, колечки, ромбы
Теория:
Знакомство с техникой изготовления цепочек.
Практика:
Составление, зарисовка схем. Изготовления цепочек.
3.2 Колье, салфетки.
Теория:
Используя изученные способы плетения, изготавливают колье, салфетки.
Практика:

23

Работа со схемами. Перенос на бумагу схем. Снятие мерок, построение
выкроек воротников. Плетение образца воротника. Украшение одежды.
3.3 Закладки для книг.
Теория:
Знакомство с техникой ткачества.
Практика:
Выполнение закладок для книг, браслетов с использованием техники
ткачества.
Раздел 2. Художественно - декоративное оформление интерьера.
Тема 1. Вышивка картин из бисера.
Теория:
Знакомство с приѐмами вышивки бисером.
Практика:
Выполнение картин, с использованием приѐмов вышивки бисером.
Тема 2. Выкладка по воску.
Теория:
Современные картинки из бисера на воске выполняют, как правило, не по
строгим схемам, а свободно располагая бисеринки и бусинки на основе, как
мазки краски на полотне.
Практика:
Выполнение картин с использованием техники «выкладка по воску».
Тема 3. Деревья из бисера.
Повторение изученных ранее приѐмов плетения отдельных элементов дерева.
Практика:
Изготовление более сложных композиций деревьев и цветов из бисера.
Использование их для оформления интерьера.
Тема 4. Низание по выбору учащихся.
Учащиеся выполняют понравившиеся им изделия, используя изученные
способы и приѐмы плетения.
Практика:

24

Изготовление различных изделий из бисера по выбору учащихся.
Итоговое занятие, организация выставки работ учащихся, показ и
демонстрация готовых изделий.
К концу 3 года обучения учащиеся
должны знать:
1.Различные технологии плетения из бисера.
2.Правила планирования и организации труда.
3.Создавать изделия по авторским эскизам и разработкам.
должны уметь:
1.Ставить перед собой цель и выполнять еѐ.
2.Применять знания в новых, нестандартных ситуациях.
3.Эстетично оформлять изделия.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№
п/
п

Разделы, темы

Количество часов
всего теория практика

Формы контроля

Раздел 1. Основы художественного конструирования, моделирования.
Изготовление украшений из бисера.
1. Вводное занятие. Правила
2
2
Первичная
ТБ при работе с бисером.
диагностика
Собеседование
2. Повторение изученных
8
8
педагогическое
методов
наблюдение
плетения.
текущий контроль
устный опрос,
промежуточный
контроль
3. Изготовление изделий из
74
16
58
бисера.
Знакомство с новыми
приѐмами и способами
плетения.
3.1 Изготовление шнуров,
16
4
12
педагогическое

25

жгутов, шариков.

3.2 Украшения, аксессуары
(медальоны)

40

8

32

3.3 Ткачество. Пояса, галстуки.

18

4

14

1.

2.

3.

4.

наблюдение
текущий контроль
устный опрос,
промежуточный
контроль
педагогическое
наблюдение
текущий контроль
устный опрос,
промежуточный
контроль
педагогическое
наблюдение
текущий контроль
устный опрос,
промежуточный
контроль

ИТОГО:
84
18
66
Раздел 2. Художественно - декоративное оформление интерьера.
Пасхальное яйцо.
20
4
16
педагогическое
наблюдение
текущий контроль
устный опрос,
промежуточный
контроль
Шкатулки.
8
2
6
педагогическое
наблюдение
текущий контроль
устный опрос,
промежуточный
контроль
Рамки для фотографий.
20
4
16
педагогическое
наблюдение
текущий контроль
устный опрос,
промежуточный
контроль
Низание по выбору
8
8
педагогическое
учащихся.
наблюдение
текущий контроль
устный опрос,
промежуточный
контроль
4
4
Итоговый
Итоговое занятие,

26

контроль, анализ
участия учащихся
в выставках
разного уровня

организация выставки
работ учащихся.
ИТОГО:
ВСЕГО:

60
144

10
28

50
116

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
4 год обучения
Раздел 1. Основы художественного конструирования, моделирования.
Изготовление украшений из бисера.
Тема 1. Вводное занятие.
Теория:
Введение в программу. Повторение правил техники безопасности при работе
с бисером, проволокой, ножницами и правил пожарной безопасности.
Тема 2. Повторение изученных методов плетения.
Теория:
Вспомнить с учащимися технику выполнения изученных на 3 году обучения
методов низания.
Практика:
Используя изученные методы низания, учащиеся изготавливают изделия по
выбору.
Тема 3. Изготовление изделий из бисера. Знакомство с новыми
приѐмами и способами плетения.
3.1Изготовление шнуров, жгутов, шариков.
Теория:
Знакомство с приѐмами плетения шнуров, жгутов, шариков.
Практика:
Используя элементы плетения изготовить украшения в виде шнуров, жгутов,
шариков.
3.2Изготовление украшений. Медальоны.

27

Теория:
Составление и зарисовка схем.
Практика:
Используя элемент плетения «крестик» изготовить более сложное изделие.
3.3Ткачество. Пояса. Галстуки.
Теория:
Повторение техники ткачества. Составление и зарисовка схем.
Практика:
Выполнение более сложных изделий с использованием этой техники.
Раздел 2. Художественно -декоративное оформление интерьера.
Тема 1. Пасхальное яйцо.
Теория:
Исторический экскурс. Приѐмы плетения, используемые для оплетения яиц.
Различные варианты оплетения пасхальных яиц: по секторам, низками
бисера, « от макушки до макушки», плетение двух сфер и соединение их
между собой; оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца.
Виды

основы:

папье-маше,

парафиновая,

деревянная.

Составление

орнамента. Зарисовка схем. Выбор бисера. Цветовое решение.
Практика:
Подготовка основы. Расчѐт плотности плетения. Оплетение центральной
части, тупого и острого концов яйца. Плетение объѐмных украшений.
Украшение пасхального яйца.
Тема 2. Оплетение шкатулок, ваз.
Теория:
Составление и зарисовка схем. Повторение элементов плетения « мозаика»,
« сетка».
Практика:
Используя элементы плетения «мозаика», «сетка», оплести вазы, шкатулки.
Тема 3. Изготовление рамок для фотографий.
Теория:

28

Исторический экскурс. Приѐмы плетения, используемые для изготовления
рамок для фотографий.
Практика:
Используя элемент «крестик» изготовить рамки для фотографий.
Тема 4. Низание по выбору учащихся.
Теория:
Используя описания и схемы из журналов, а также другой литературы по
плетению

из

бисера,

учащиеся

выполняют

различные

изделия.

Самостоятельно составляют рабочие схемы.
Практика:
На основе изученных приѐмов учащиеся выполняют отдельные элементы и
сборку изделий из бисера.

Итоговое

занятие,

организация

выставки

учащихся, показ и демонстрация готовых изделий.
К концу 4 года обучения учащиеся
должны знать:
1. Все основные технологии плетения из бисера.
2.Условные обозначения, последовательность изготовления изделий из
бисера.
должны уметь:
1.Пользоваться описаниями и схемами из журналов и другой литературы по
плетению из бисера, технологическими приѐмами.
2.Составлять рабочие схемы самостоятельно.
3.На основе изученных приѐмов выполнять отдельные элементы и сборку
изделий из бисера.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
- Воспитание уважительного отношения к труду, как к своему, так и других
людей.
- Отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

29

-

Формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной
творческой деятельности.
-

Развитие

образного

мышления,

внимания,

фантазии,

творческих

способностей.
- Развитие аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести до конца
начатое дело.
Метапредметные
- Учиться совместно давать оценку своей деятельности и деятельности
других.
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
педагога.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей группы.
- Уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности еѐ решения.
Предметные
-Иметь представление об основах композиции и цвете.
-Знать основные приѐмы плетения из бисера, условные обозначения,
последовательность изготовления изделий из бисера.
- Пользоваться описаниями и схемами из литературы по плетению из бисера.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценка
включает

в

качества
себя

реализации программы «Бисерное

наблюдение,

текущий

контроль,

рукоделие»

устный

опрос,

промежуточный контроль и итоговую аттестацию учащихся.
Текущий контроль включает в себя как первичную диагностику, так и
оценку знаний и умений учащихся, направлен на поддержание учебной
дисциплины, на выявление отношения учащегося к изучаемому виду
деятельности, на повышение уровня освоения текущего учебного материала.

30

На каждом занятии осуществляется педагогическое наблюдение, текущий
контроль, устный опрос и промежуточный контроль.
Первичная диагностика проводится в начале года при поступлении
учащихся в объединение. Проводится с целью выявления знаний в начале
года, даѐт информацию об уровне подготовленности учащихся. В первичную
диагностику

входят

различные

методики,

опросы,

анкетирование,

практическое занятие.
В конце учебного года проводится итоговый контроль, а также анализ
участия учащихся в выставках различного уровня. Также в конце учебного
года

для

оценки

результативности

обучения

проводится

итоговая

диагностика, в которую входят тесты, методики, анкеты, опросники.
Образовательная деятельность в системе дополнительного образования
предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и
навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств учащихся.
Соответственно этому для отслеживания результатов образовательной
деятельности можно воспользоваться технологиями определения учебных
результатов учащихся по дополнительной образовательной программе, а
также использовать диагностические карты для оценки развития личностных
качеств учащихся.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации данной программы необходимо:
1. Учебно-производственное оборудование:
1.1 Учебный кабинет.
1.2 Ученические столы и стулья.
1.3 Станочки для плетения из бисера.
1.4 Доска.
1.5 Специальные подставки для демонстрации украшений.
2. Дидактические средства:
2.1 ТСО: компьютер, магнитофон.

31

2.2 Инструменты и материалы:
бисер, стеклярус, бусы;
коробочки для хранения бисера;
салфетки из одно тонной ворсистой ткани;
ножницы;
иглы для плетения из бисера;
нитки армированные и капроновые;
леска, тонкая проволока;
линейки, бумага в клетку, фломастеры, клей;
замочки, крючки, застѐжки;
мел.
3.Учебно - наглядные пособия.
3.1Образцы узоров.
3.2Образцы изделий из бисера.
3.3Фотоальбом с образцами.
3.4Папка с иллюстрациями.
3.5Сменный стенд для демонстрации работ учащихся.
3.6Журналы по рукоделию.
4. Раздаточный материал.
4.1Карточки-схемы.
4.2Карточки с индивидуальными заданиями.
4.3 Образцы орнаментов.
5. Организационные средства и средства контроля.
5.1Журнал учѐта работы объединений.

32

5.2Папка с результатами педагогической диагностики.
ЛИТЕРАТУРА
Для педагога
1.Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер/ « Академия, К», 1999-224 с, ил.(Серия: «Бабушкин сундучок »).
2.Виноградова Е. Бисер для детей: Игрушки и украшения.- М., Изд-во
«ЭКСМО-Пресс; СПб. « Валерии СПД», 2001,-176 с., ил.
3.Гусева Н.А. 365 фенечек из бисера . - М.:Рольф 200.-208 стр.+ Вклейка, ил.(Внимание - дети!)
4.Исакова Э., Стародуб К., ТкаченкоТ. Сказочный мир бисера. Плетение на
леске. Книга 1. Из.. 3-е Ростов на Дону: Феникс, 2005.-320 с. цветные,
иллюстрированные.
5.Котова И.Н., Котова А.С. Бисер. Волшебная игла. Учебное пособие СПб:
ИД «Ми М», 1998-48 с.+ вклейка.
6.Кочетова С. Мягкая игрушка: Игрушки с бисером.- М.: «РИПОЛ
КЛАССИК», СПб. « Валерии СПД», 2001.-80 с., ил.
Для детей
1.Ляукина М.В. Бисер: Техника. Приемы. Изделия - М.: АСТ - ПРЕСС
КНИГА, 2001.- 288с.: ил.- (Энциклопедия).
2.Ляукина М.В. Бисер.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.- 176 с.: иллюстрированные («Основы художественного мастерства»).
3.Лындина Ю. Фигурки из бисера. Культура и традиции. 2001 г.
4. Магина А. Бисер: Плетение и вышивка – М., «ОЛМА-ПРЕСС»; СПб- 176
страницы, ил. (Серия « Школа мастерства»).
5. Петрунькина А. Фенечки из бисера.- Спб., Кристалл; 292 стр., ил.
6.Петрунькина А.. Данкевич Е. И снова фенечки!- СПб, Кристалл; 192стр.,
иллюстрированные.
7. Сколотнева Е.И. - СПб.: ТОО «Диамант» ООО золотой век», 1999.-336., ил.

33

8.Ткаченко Т., Волкова Е., Стародуб . Бисер для начинающих. Лучшие
украшения и фенечки. Ростов – на-Дону.: Издательский дом «Владис» 2005.256 с., иллюстрированные.
9. Фигурки из бисера. Культура и традиции. 2001-76 с.
10. Чиотти Д. Бисер./ Пер. с итал.- М.: Издательский дом « Ниола 21-й век»,
2002.-160 с.: ил.
АННОТАЦИЯ
Программа предназначена для учащихся от 7 до 13 лет. Срок реализации 4
года.
Цель программы - создание условий для художественно -эстетического
развития личности учащегося через обучение его искусству плетения из
бисера.
Для реализации цели предполагается решение таких основных задач:
1.Изучение истории возникновения и развития плетения из бисера;
2.Формирование художественно - эстетического вкуса;
3.Развитие способности самовыражения; развитие фантазии, творческой
активности учащихся; 4.Воспитание усидчивости, терпения, трудолюбия и
аккуратности, точности при выполнении работы; воспитание чувства
взаимопомощи.
Критериями оценки результатов обучения служит освоение программы по
годам обучения, положительные результаты мониторинга, успешное участие
в конкурсах ДПИ.
Диагностика проводится в начале и конце учебного года. Используются
методики:
1.Тесты на знание терминологии по плетению из бисера.
2.Устный опрос по теме «Материалы и инструменты для плетения из
бисера».
3.Сканворд по теме «Украшения из бисера».
4. Методика определения уровня развития личностных качеств учащихся.

34

5. Практические задания.
Календарный учебный план
Год
обучен
ия
1
2
3

Начало и
Кол-во
Кол-во Продолжительность
Сроки
окончание учебных учебных и периодичность
аттестации
учебного
недель
часов
занятий
года
С 1 сентября
36
72
2 раза по 45 минут
сентябрь
по 31 мая
май
С 1 сентября
72
144
2 раза по 25 минут
сентябрь
по 31 мая
май
С 1 сентября
36
72
2 раза по 45 минут
сентябрь
по 31 мая
май


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».