Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа эколого-биологической направленности «Искусство цветов» для детей 10-16 лет. Срок реализации программы на 2 года обучения

Пояснительная записка
Во все времена взрослые учили детей любить, понимать и беречь
природу родного края, природу – кормилицу. Через любовь к природе
воспитывались высокие нравственные качества: доброта, милосердие,
любовь к Родине.
В современном мире экологическое воспитание и образование учащихся
– одно из основных направлений работы в системе образования.
Экологическое воспитание – способ воздействия на чувства людей, их
сознание, взгляды и представления.
Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков,
необходимых для охраны окружающей природной среды.
Оно является неотъемлемой частью общей системы экологического
просвещения и подготовки будущих специалистов в самых разных отраслях
деятельности.
Система дополнительного образования предоставляет развивающейся
личности ребѐнка, подростка возможность выбора занятий по интересам и
необходимые условия для самоопределения и самореализации.
Программа опирается на комнатное цветоводство, а в качестве
элемента программы вводится цветоводство открытого грунта. Это является
следствием того, что, во-первых имеется хорошая база – большая коллекция
комнатных растений разных видов, во-вторых вокруг учреждения имеется
территория для расположения клумб и газонов.
Обучающиеся углубляют и расширяют знания о наших «зелѐных
друзьях», об основах цветоводства как одной из отраслей народного
хозяйства. Помимо знаний о растениях, об их биологических особенностях и
агротехнике, большое внимание уделяется пониманию учащимися законов
природы, формированию умений замечать изменения внешней среды и
объяснять увиденное, а также развивать наблюдательность.
Участие детей в работе по цветоводству и озеленению интерьеров
формирует умение и желание создать уют
здоровую экологическую
обстановку в своѐм собственном доме, способствует профориентации детей.
Так, некоторые учащиеся ориентированы на выбор профессий
биологического, сельскохозяйственного и лесотехнического профиля.
Данная программа является составительской на основании авторских
программ – «Прекрасные спутники наши» автора Солтан Людмилы
Александровны, «Комнатные растения и их использование в интерьере»
автора Саламатовой Натальи Александровны. Программа рассчитана на 2
года обучения.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Программа «Искусство цветов» рассчитана на учащихся 10-16 лет
преимущественно для девочек. Общий объѐм программы 288 часов.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Приказ Министерства просвещения России

от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо
Минобрнауки России, департамент государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
Концепцией развития дополнительного образования детей от 04.09. 2014 г. №
1726-р, Уставом МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги, разработана в
соответствии с социальным заказом и реализуется в эколого-биологической
направленности.
Цель: формирование и развитие экологической культуры учащихся,
нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и природе,
ответственного отношения к окружающей природе путем вовлечения в
практическую деятельность по выращиванию комнатных растений и
растений открытого грунта.
Для реализации целей предполагается решение
задач:
Обучающие:

следующих

 научить различать «древние корни» комнатного цветоводства;
 научить особенностям цветоводства своего края, области;
 научить профессиональной терминологии, закономерностей теорий,
правил, приѐмов предметных областей «Дизайна», «Композиции»,
искусства «Аранжировки», «Флористики».
Воспитывающие:
 привить трудолюбие, организованность, собранность, ответственность,
предприимчивость, требовательность к себе, культура общения и
поведения, коммуникабельность;
 воспитывать творческое отношение к качественному осуществлению
трудовой
деятельности,
потребность
к
самообразованию,
самовоспитанию, самосовершенствованию;
 воспитывать чувство долга и ответственности, отражающих
творческую индивидуальность и духовный мир.
Развивающие:
 развивать познавательные интересы, духовно-нравственной мотивации
жизненной цели, общекультурного кругозора;
 развивать стремление к пониманию содержательной стороны и
ценностной природы искусства, эстетической культуры и творческих
способностей;

 развивать творческое мышление, исследовательскую и практическую
деятельность.
Учебный план
Первый год обучения
Задачи:
1. Воспитать интерес к природе.
2. Воспитать художественный вкус, эмоциональную отзывчивость к
красоте природы.
3. Научить владеть информацией о дикорастущих и комнатных
растениях.
4. Привить навыки при работе с садовым инвентарѐм и инструментами.
5. Научить основам технологий размножения цветов.
№
п\п
1.
1.1.
1.2.

2.
2.1.
2.2.
2.3.

3.
3.1.
3.2.

Наименование темы
Вводное занятие.
Материалы, инструменты.
Техника безопасности.
Место растений в жизни человека.
Многообразие растительного мира.

Всего теория Практика
часов
5
5
2

2

-

3

3

-

Однолетники и многолетники.
Однолетние растения в цветнике
и в горшках.
Многолетние растения в цветнике и
горшках.
Посадка и уход за многолетними и
однолетними растениями.

12

8

4

4

4

-

4

4

-

-

-

4

Суккуленты и кактусы.
Разновидности кактусов и суккулентов.
Грунт для кактусов и суккулентов.
Уход за кактусами и суккулентами.

12

6

6

4

4

-

4

2

2

4
6
3

4
2

4
2
1

3

2

1

12

6

6

3.3.
4.
4.1.
4.2.
5.

Виды земель.
Дерновая и листовая земля.
Перегнойная, торфяная и компостная
земли.
Вредители и болезни комнатных
растений.

Вредители и умение их распознать.
Борьба с вредителями.
Размножение растений.
Семенное, вегетативное размножение.
Размножение делением куста, делением
корневого клубня.
6.3. Размножение клубнелуковицами,
чешуйками, побегами.
6.4. Размножение черенками (листовыми, корневыми),отводками.
7.
Практические занятия по
размножению, посадке, пересадке и
уходу за растениями.
8.
Удобрения.
8.1. Органические удобрения.
8.2. Фосфорные удобрения.
8.3. Калийные удобрения.
Виды лекарственных растений.
9.
9.1. Как распознать лекарственные растения в
лесу, огороде и сроки их сбора.
9.2 «Зелѐная аптека» на подоконнике.
9.3 Способы выращивания лекарственных
растений в горшках.
10. Разработка посадочного календаря на
весну.
10.1. Подготовка семян и рассады.
10.2. Подготовка питательного грунта
для посадки семян.
10.3. Проектирование и разбивка цветников
(клумбы, газоны, бордюры).

5.1.
5.2.
6.
6.1.
6.2.

11.

Весеннее обновление всех имеющихся
растений в помещении.
Всего

8
4
16
4
4

4
2
8
2
2

4
2
8

4

2

2
2

4

2

2

6

-

6

18
6
6
6
11

12
4
4
4
9

6
2
2
2
2

4
4
3

4
4
1

2

28

6

22

12
8

2
2

10
6

8

2

6

18

-

18

144

64

80

Содержание курса
Первый год обучения
Тема 1: Вводное занятие.
1.1.Материалы, инструменты . Техника безопасности.

Знакомство с программой объединения и последовательностью изучения
материала. Сведения о растениях учреждения. Необходимые знания о
инструментах и материалах, которые пригодятся во время занятий.
Инструктаж по ПБ и ТБ.
1.2. Место растений в жизни человека. Многообразие растительного мира.
Беседы о гармоничном взаимодействии растений, как комнатных так и
произрастающих в открытом пространстве, с человеком.
Разбор растений по видам: цветущие и декоративнолистные, многолетние и
однолетние и т.д.
Тема 2: Однолетники и многолетники.
2.1. Однолетние растения в цветнике и в горшках.
Знакомство с однолетними горшочными растениями в учреждении.
Периодичность роста, цветения, виды соцветий, разнообразие окрасок.
Ампельные однолетние растения, приѐмы применения их в интерьере и для
оформления сада.
2.2. Многолетние растения в цветнике и в горшках.
Знакомство с наиболее распространѐнными, а также редкими многолетними
растениями. Способы выращивания на открытом грунте. Правильный подбор
ѐмкостей и сосудов для выращивания многолетних растений в закрытом
грунте.
2.3.Посадка и уход за многолетними и однолетними растениями.
Практическое занятие основывается на работе с имеющимися на территории
учреждения растениями. Агрономические приѐмы ухода за растениями.
Полив и опрыскивание. Пересадка и перевалка.
Тема 3: Суккуленты и кактусы.
3.1. Разновидности кактусов и суккулентов.
Теория: Учащиеся знакомятся с разновидностями кактусов и суккулентов
при помощи иллюстрированных изданий на тему «Цветоводство», также при
осмотре, имеющихся в здании растений, данного вида.
3.2. Грунт для кактусов и суккулентов.
Теория: Изучение состава грунта, используя специальную литературу.
Практика: Подготовка грунта.
3.3. Уход за кактусами и суккулентами.
Практическая часть строится на работе с растениями, основываясь на
теоретические знания – подготовка посадочного материала, посадка,
пересадка, уход и определение месторасположения .
Тема 4: Виды земель.
4.1. Листовая и дерновая земля.

На теоретических занятиях учащиеся получают необходимые знания о том,
что представляют листовая и дерновая земли, как они выглядят, места их
нахождения , время и способы их сбора.
Практика – заготовка земли для посадочных работ, сортировка еѐ по видам.
4.2.Перегнойная, торфяная и компостная земли.
На теоретических занятиях учащиеся, пользуясь специализированной
литературой ,учатся различать в природе виды земель – по их внешнему виду
и по месторасположению. Предназначение каждого вида в цветоводстве.
Практика – заготовка земли для посадочных работ, сортировка еѐ по видам.
Тема 5: Вредители и болезни комнатных растений.
5.1.Вредители и умение их распознать.
Теория: Изучение вредителей и болезней комнатных растений при помощи
иллюстрированной литературы. Учащиеся должны уметь распознать
вредителей и болезни по внешнему виду и по изменениям и повреждениям
листьев и стеблей комнатных растений.
Практика: на примере имеющихся в учреждении растений учащиеся
распознают болезни и вредители, также проводится профилактическая
обработка растений мыльным раствором и древесной золой.
5.2. Борьба с вредителями.
Теория: Изучение условий, при которых появляются и развиваются болезни и
вредители, методы их устранения. Знакомство с растворами для борьбы с
вредителями (какое именно средство применить при, том или ином
поражении растения).
Практика: Учащиеся самостоятельно распознают вредителей и болезни,
также проводят обработку растений, избегая химических соединений и
составов. Применяются растворы только натурального происхождения
(хозяйственное мыло, зола, настой табака, розовый раствор марганца).
Тема 6: Размножение растений.
6.1. Семенное, вегетативное размножение.
Теория: Способы вегетативного размножения – используется часть корня,
стебля, листа, усы, плети, а также дочерние растеньица (например,
хлорофитум). Рассматриваются варианты, когда именно возможно применять
этот способ размножения. Знакомство со способами семенного размножения
растений, в каких случаях применяется.
Практика: Учащиеся работают с посадочным материалом, используя для
посадки растений приготовленный заранее грунт.
6.2. Размножение делением куста и делением корневого клубня.
Теория: Во время занятий рассматриваются примеры на иллюстрациях из
специальной литературы и периодических изданий на тему «Цветоводство».

Практика: Учащиеся занимаются размножением растений на базе
имеющихся в учреждении растений.
6.3. Размножение клубнелуковицами, чешуйками, побегами.
Теория: Этот способ размножения применяется, преимущественно для
луковичных растений.
Практика: Применяя посадочный материал, приготовленный с осени,
учащиеся занимаются посадкой растений, при этом отделяя луковицы и
побеги от взрослого растения.
6.4. Размножение черенками (листовыми, корневыми), отводками.
Теория: Рассматриваются примеры уже известных экспериментов, и
объясняется каким образом происходит процесс размножения.
Практика: Проводится работа по размножению растений, имеющихся в
учреждении.
Тема 7: Практические занятия по размножению, посадке, пересадке и
уходу за растениями.
Тема 8: Удобрения.
8.1. Органические удобрения.
Теория: К органическим относятся, удобрения природного происхождения
( навоз, куриный помѐт, зола древесная и др.).
Практика: Учащиеся приобретают навыки в использовании удобрений.
8.2. Фосфорные удобрения.
Теория: Фосфорные удобрения относятся к удобрениям неорганического
происхождения, они влияют на образование новых частей растения (развитие
корневой системы, образование цветов).
Практика: Обязательно под присмотром педагога учащиеся, соблюдая все
инструкции, доводят до нужной пропорции удобрения и поливают растения
( те, которые нуждаются именно в фосфорном удобрении).
8.3.Калийные удобрения.
Теория: Калийные удобрения являются источником калия, который влияет на
рост растения.
Практика: Предварительно, точно определив недостаток калия, учащиеся
подкармливают эти растения.
Тема 9: Виды лекарственных растений.
9.1.Как распознать лекарственные растения в лесу, в огороде и сроки их
сбора.
Теоретические занятия проводятся с использованием иллюстрированных
справочников по лекарственным растениям, где показан и подробно описан
их внешний вид и указаны сроки сбора.
9.2. « Зелѐная аптека» на подоконнике.

В форме беседы, вопросов и ответов на занятии учащиеся узнают про
растения, применяемые в народной медицине, которые можно вырастить в
домашних условиях (алоэ, каланхое, толстянка, «золотой ус» и т.д.). Показ
слайдов, фильмов и иллюстрированной литературы и справочников.
9.3. Способы выращивания лекарственных растений в горшках.
Теория: Повторение пройденного материала на тему «Размножение».
Практика: Используя знания и опыт по размножению растений, учащиеся
занимаются посадкой, пересадкой и уходом за лекарственными растениями в
учреждении.
Тема 10: Разработка посадочного календаря на весну.
10.1. Подготовка семян и рассады.
Теория: Составление плана посадочных работ с учѐтом особенностей
растений (какие высаживаются семенами в грунт, а какие рассадой).
Практика: Подготовка семян (отбор бракованных, поражѐнных болезнями,
промывание). Закаливание семян, обработка биостимулятором роста.
10.2. Подготовка питательного грунта для посадки семян.
Теория: Повторение и закрепление темы «Виды земель».
Практика: Просушивание и просеивание грунта, смешивание его с песком.
Посадка семян на рассаду.
10.3. Проектирование и разбивка цветника (клумбы, газоны, бордюры).
Теория: Проектирование цветника на эскизах и макетах.
Практика: Занятия проводятся на свежем воздухе. Согласно проекту
территория учреждения засаживается цветами. Высаживается рассада из
ѐмкостей и семена в открытый грунт.
Тема 11: Весеннее обновление всех имеющихся растений в помещении.
Посадка новых растений; пересадка, перевалка старых. Формирование кроны
и куста у взрослых растений. Подкормка удобрениями. Уничтожение
заболевших растений
Требования к уровню подготовки учащихся
по окончанию первого года обучения.
В результате изучения программы учащиеся
Должны знать:
- правила поведения и инструкции по технике безопасности и пожарной
безопасности;
- какое место занимают растения в жизни человека;
- чем отличаются однолетники от многолетников;
- разновидности кактусов и суккулентов;
- виды земель;
- вредители комнатных растений и как сними бороться;

- способы размножения растений;
- виды удобрений;
- виды лекарственных растений.
Должны уметь:
- правильно ухаживать за комнатными растениями;
- аккуратно обращаться с кактусами и суккулентами при
посадке и уходе;
- различать по внешнему виду виды земель;
- готовить растворы для борьбы с вредителями и болезнями
и соблюдать правила безопасности;
- самостоятельно садить, пересаживать комнатные растения,
а также заготавливать посадочный материал (черенки, отводки,
почки, семена).
- определять в каких случаях – какое удобрение нужно применять;
- заготавливать лекарственные растения. Правильно определять время их
сбора.
Учебный план
второй год обучения.
Задачи:
1. Развитие экологической культуры при взаимодействии человека и
природы.
2. Содействие развитию личностных качеств подростка через
приобщение к занятиям цветоводством.
3. Ознакомление учащихся с приѐмами цветочного оформления открытых
пространств.
4. Более углублѐнное изучение комнатных растений по семействам.
5. Развитие у учащихся стремления к здоровому образу жизни
через труд.
№
Наименование темы
п\п
1.
Вот и закончилось лето.
Инструктаж по ТБ и ПБ.
2.
Наш дом – Земля.
2.1. Наука – экология.
2.2. Красная книга Свердловской
области.
3.
Периодические процессы в
растительном мире.

Всего
часов

Теория Практика

3
12
6

3
4
2

8
4

6

2

4

10

8

2

Многообразие комнатных
растений.
4.1. Взгляд в прошлое.
4.2. Комнатные растения –
представители разных групп
растений.
4.3. Приглашаем на экскурсию.
4.

5.

20
6

16
6

4
-

12

10

2

2

-

2

14
36

4
16

10
20

6
8
8
6
8

6
4
2
4
-

4
6
2
8

26

16

10

8

6

2

6
4
8
17

4
2
4
11
4
7
3
81

2
2
4
6
3
3
3
63

Новые технологии выращивания
комнатных растений.

6.
Цветочная аранжировка.
6.1. Истоки возникновения цветочной
аранжировки.
6.2. Искусство «икебаны».
6.3. Азбука цветов.
6.4. Виды восточной аранжировки.
6.5. Декоративные композиции.
7.
Искусство живописать цветами.
Приѐмы цветочного оформления
7.1. открытых пространств.
Типы цветочных клумб.
Рокарий и его устройство.
7.2. Озеленение балконов, лоджий.
7.3.
7.4.
8.
Весна в жизни растений.
8.1. Весна в жизни леса.
8.2. Весна в народных приметах.
9.
Чему мы научились за год.
Всего:

6
144

Содержание курса
Второй год обучения

Тема 1: «Вот и закончилось лето».
Теоретическое занятие проводится в форме беседы, воспоминаниях о летних
каникулах. Учащиеся делятся впечатлениями о природных явлениях, когда
они находились в лесу, в саду, на реке или у пруда.
Инструктаж по ТБ и ПБ.
Тема 2: Наш дом – Земля.
2.1. Наука – экология.

Теория: Познакомить учащихся с определением «Экология» ,
что в себя включает наука Экология и кто этим занимается.
Практика: Экскурсия по осеннему лесу.
2.2. Красная книга Свердловской области.
Теория: Знакомство с Красной книгой, с растениями и животными,
входящими в Красную книгу.
Практика: Проводить детей по учреждению и по окрестностям посѐлка с
целью наглядно познакомить учащихся с «обитателями» Красной книги.
Тема 3: Периодические процессы в растительном мире.
Теория: Учащиеся, работая с литературой (журналы по цветоводству,
лунный календарь и т.д.), знакомятся с периодическими процессами в
растительном мире.
Практика: Занятия поводятся на территории учреждения (посадка семян,
посадка укоренившихся отводков, уход за взрослыми растениями – обрезка,
подвязывание, пересадка, перевалка).
Тема 4: Многообразие комнатных растений.
4.1. Взгляд в прошлое.
Теория: Занятие проходит в форме беседы и рассматривании
иллюстрированной литературы и журналов по цветоводству.
Задача педагога – рассказать учащимся о некоторых растениях, пришедших к
нам из старины. Также – от чего произошли названия комнатных цветущих и
других растений.
4.2. Комнатные растения – представители разных групп растений.
Теория: Распределение комнатных растений по группам –
декоративнолистные, красивоцветущие, папоротники, пальмы, кактусы и
суккуленты, а также лекарственные комнатные растения.
Практика: На базе учреждения учащиеся самостоятельно определяют
растения разных групп и учатся за ними ухаживать.
4.3. Приглашаем на экскурсию.
Практика: Учащиеся посещают разные учреждения, где находятся коллекции
комнатных растений.
Тема 5: Новые технологии выращивания комнатных растений.
Теория: «Цветочная витрина», «Садик в бутылке», «Сад в аквариуме»,
«Эпифитное дерево», гидропоника (без почвы).
Практика: Для закрепления материала все композиции изготавливаются
учащимися.
Тема 6: Цветочная аранжировка.
6.1. Истоки возникновения цветочной аранжировки.

Теория: Комнатные культуры, наряду с картинами, предметами мебели и
прочими аксессуарами, с давних времѐн использовались при оформлении
интерьеров.
6.2. Искусство «Икебаны».
Теория: Рассматриваются различные приѐмы «Икебаны». Подбор цветов,
растений, окрасок и оттенков при составлении «Икебаны».
Практика: Учащиеся практикуют составление композиций из самостоятельно
собранного материала.
6.3. Декоративные композиции.
Практика: Учащиеся составляют декоративные композиции из сухоцветов,
живых цветов, осенних листьев и ветвей.
Тема 7: Искусство живописать цветами.
7.1. Приѐмы цветочного оформления открытых пространств.
Теория: Учащиеся знакомятся с приѐмами цветочного оформления открытых
пространств на примере иллюстрированных изданий на тему «Ландшафтный
дизайн».
Практика: Учащиеся разрабатывают проекты (скверы, газоны, клумбы и др.).
7.2. Типы цветочных клумб.
Теория: Рассматриваются различные типы клумб (многолетние, однолетние,
почвопокровные, многоярусные, а также по оттенкам цветов).
Практика: Учащиеся занимаются на свежем воздухе, на территории
учреждения, высаживая посадочный материал в клумбы и вазоны.
7.3. Рокарий и его устройство.
Теория: Знакомство с понятием «Рокарий» и методы его изготовления.
Практика: Занятие проводится на территории учреждения. Посадка растений
и уход за растениями.
7.4. Озеленение балконов и лоджий.
Теория: Учащиеся подбирают однолетние растения и цветы, по форме и по
цвету, подходящие для оформления балкона и лоджии.
Практика: Проводится конкурс на лучший проект оформления балкона и
лоджии.
Тема 8: Весна в жизни растений.
8.1. Весна в жизни леса.
Теория: Особенности весеннего периода в жизни леса. Весеннее развитие
лесных травянистых растений. Растения, цветущие в начале весны, в
середине весны, в конце весны.
8.2. Весна в народных приметах.
Теория:
Народный календарь весны. Природа в загадках и пословицах.

Тема 9: Чему мы научились за год.
Теория:
Подведение итогов занятий. Планы на лето, подготовка к летней экскурсии.
Проведение конкурсов на определение лучшего цветовода в коллективе и
присвоение звания «Цветовод года».
Практика: Викторина по комнатному цветоводству «Волшебный мир
цветов». Решение кроссвордов на тему «Животные и растения «Красной
книги» Свердловской области»; «Приѐмы цветочно – декоративного
оформления»; «Травянистые растения леса».
Требования к уровню подготовки учащихся
по окончанию второго года обучения
В результате изучения программы выпускники
Должны знать:
- отличие комнатных растений от растений местной флоры;
- происхождение комнатных растений;
- видовое разнообразие комнатных растений;
- лекарственные, пищевые растения и правила их
использования человеком;
- растения Красной книги Свердловской области;
- периодические процессы в растительном мире и
особенности ухода за растениями в разные периоды;
- основные приѐмы цветочно – декоративного оформления
открытых пространств;
- науку экологию, изучающую взаимоотношения живой и
неживой природы;
- науки биологического цикла и профессии, связанные сними;
- литературу, в которой отражаются вопросы растениеводства;
- правила поведения в природе.
Должны уметь:
- правильно осуществлять уход за комнатными растениями
( полив, опрыскивание, пересадка, перевалка, борьба с вредителями,
подкормка, размножение);
- узнать по внешнему виду распространѐнные комнатные растения
( 30 видов);
- узнавать в природе, по гербариям, по цветным иллюстрациям
дикорастущие растения Свердловской области (30 видов);
- составить паспорт на растение;

- провести экскурсию по учреждению с использованием рассказов об
удивительных свойствах растений.
Материально-техническое оснащение
- ученические столы,
- стулья,
- садовый инвентарь (совок, секатор, грабельки и т.д.,),
- плѐнка для работы с грунтом,
- грунт,
- горшки,
- иллюстрированный материал для распределения видов растений,
- лейки для полива растений,
- одноразовые перчатки,
- влажные антибактериальные салфетки.
Диагностика результативности
Для оценки результативности обучения по данной программе с учащимися
проводятся различные диагностические методики: повысить уровень
грамотности в области цветоводства.
Анкеты и опросники на тему комнатного растениеводства, включая вопросы
о способах размножения растений, о разновидностях вредителей и болезней,
принадлежности к тому или иному виду
(видов более 100),о типах
цветочной оранжировки и т.д.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года, оценивая работы
учащихся на выставке в присутствии независимого жюри.
Список литературы
1. Вакар Б.Г., «Определитель растений Урала», Средне-Уральское
книжное издательство 1964 г.,
2. Герасимов С.О., Журавлѐв И.М., Серягин А.А., «Редкие комнатные
растения», М.,Росагропромиздат, 1990 г.;
3. Журкова Е.Н., Ильина Е.Я., «Справочная книга для учителей»,
Издательство «Просвещение», Москва-1968г.;
4. Ладыгина Г.Г., Лисянский Б.Г. «Семена и саженцы» М., Издательство
«Цитадель», 1998 г.;
5. Левданская П.И., Мерло А.С., «Комнатные цветочные растения»,
Минск, «Ураджай» 1978 г.;

6. Красиков С., «Легенды о цветах», Издательство «Молодая гвардия»
1984г.;
7. Молодѐжникова Л.М., «Лесная косметика» Справочное пособие, М.,
«Экология», 1991 г.;
8. Смирнов А., «Мир растений», Издательство «Молодая Гвардия» 1979
г.;
9. Хессайон Д.Г., «Всѐ о комнатных растениях», М., «Кладезь-Букс»
2006г.
Интернет-ресурсы
1. https://infourok.ru/dopolnitelnaya-obscheobrazovatelnaya-programmakomnatnoe-cvetovodstvo2. http://pandia.ru/text/77/510/108389.php
3. http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki
4. anichkov.ru/official/prog/ebc_komnatnoe_cvetovodstvo_2014.pdf
5. metod-kopilka.ru/rabochaya_programma_
Аннотация
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Искусство цветов» рассчитана на 2 года обучения.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Программа
рассчитана на учащихся 10-16 лет преимущественно для
девочек. Общий объѐм программы 288 часов.
Цель: формирование и развитие экологической культуры учащихся,
нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и природе,
ответственного отношения к окружающей природе путем вовлечения в
практическую деятельность по выращиванию комнатных растений и
растений открытого грунта.
Задачи:
Обучающие:
 научить различать «древние корни» комнатного цветоводства;
 научить особенностям цветоводства своего края, области;
 научить профессиональной терминологии, закономерностей теорий,
правил, приѐмов предметных областей «Дизайна», «Композиции»,
искусства «Аранжировки», «Флористики».
Воспитывающие:

 привить трудолюбие, организованность, собранность, ответственность,
предприимчивость, требовательность к себе, культура общения и
поведения, коммуникабельность;
 воспитывать творческое отношение к качественному осуществлению
трудовой
деятельности,
потребность
к
самообразованию,
самовоспитанию, самосовершенствованию;
 воспитывать чувство долга и ответственности, отражающих
творческую индивидуальность и духовный мир.
Развивающие:
 развивать познавательные интересы, духовно-нравственной мотивации
жизненной цели, общекультурного кругозора;
 развивать стремление к пониманию содержательной стороны и
ценностной природы искусства, эстетической культуры и творческих
способностей;
 развивать творческое мышление, исследовательскую и практическую
деятельность.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».