Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Цифровое фото и видео» для детей 12-16 лет. Срок реализации программы на 1 год обучения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Без помощи теле-, видео- и фотопродукции, других носителей информации,
сейчас трудно представить себе патриотическое, нравственное, моральное,
экономическое и иное воспитание людей; пропаганду важнейших на сегодняшний
день задач.
Экранные технологии заняли прочное место в жизни современного общества.
Данное программное направление включает школьников в современные визуальноэстетические практики и предполагает освоение ими элементов современных
экранных технологий, дизайн и др.
Программа ориентирована на формирование у школьников знаковых, образносимволических форм мышления и представления, она предполагает изучение
места визуальных технологий в современной культуре, анализ современных средств
построения образов.
Предназначение

программы

–

развитие

творческих

способностей

и

профильную ориентацию юношества.
Целью

программы

является

–

овладеть

основами

компетенции

видеооператора, оператора видеомонтажа и фотографа на любительском уровне.
Задачи программы:
 научить подростка самостоятельно, на любительском уровне:
 выбирать «видео и фото объект»,
 снимать его,
 обрабатывать в компьютерных программах-редакторах,
 презентовать продукт своей деятельности.
Образовательный уровень программы – освоение.
Программа является модифицированной из типовых программ фотокружка и
кружка

«Юный

кинолюбитель»

(Сборник

"Программы

для

внешкольных

учреждений и общеобразовательных школ, художественные кружки". Издательство
"Просвещение", 1981 год), программы во многом не устарели и сейчас.
В данные источники автором были внесены изменения с учетом современных
требований к оформлению и содержанию дополнительных общеобразовательных

общеразвивающих программ, возможностей учреждения и она была переименована
в программу «Цифровое видео и фото».
При отборе тем программы учитывались: заказ общества, т.е. родителей, как
возможность дальнейшего профессионального ориентирования детей и особенность
местного сообщества – возможность сотрудничества с другими образовательными,
информационными и культурными учреждениями поселка, средствами массовой
информации поселка и района.
Отличительной особенностью данной программы является:
 Разностороннее применение ИКТ в процессе обучения. Основа –
использование современных цифровых технологий.
 Развитие визуального творчества детей, через основы экранных технологий
– Получение информации  перенос информации на «цифру»  обработка
«цифры» на персональном компьютере  хранение информации на
электронных носителях  практическое использование информации.
 Использование форм обучения, включающих подростков в творческое
проектирование и изобретательство – самостоятельно действовать и
создавать.
 Организация игровых и деловых ситуаций, в которых обучающиеся
приобретают опыт взаимодействия, учатся принимать решения, брать на
себя ответственность.
Образовательная деятельность программы носит как художественный, так и
научно-технический характер.
Форма организации содержания – интегрированная.
Форма организации деятельности – студия. Профиль деятельности студии
принадлежит к визуальному творчеству, как средству передачи информации
(экранные технологии). Все это с одной стороны, предполагает самые прямые связи
творческого процесса с

реальной живой действительностью, а с другой

предоставляет неисчерпаемые возможности для развития наблюдательности, для
творческого осмысления жизненного материала.
Организация деятельности студии предполагает и основывается на работе в

команде – съемочной группе (сценарист – режиссер – оператор – монтажер). За
время обучения все учащиеся объединения попробуют себя в различных творческих
ситуациях (роли в команде распределяет педагог).
Приобретя компетенцию видеооператора (фотографа) юноша или девушка
сможет самостоятельно выбирать (придумывать) тему «из жизни», для создания
своего фильма (фотографии, сюжета, репортажа) и уметь презентовать его.
В программу может войти любой подросток. Предпочтительный возраст
обучающихся 12 – 16 лет. Программа учитывает возрастные особенности
юношества (в основе – возрастная периодизация по Д.Б.Эльконину). В этом возрасте
преобладает учебно-профессиональная деятельность. Также учитывается мотивации
юношей, их стремление к самостоятельности; происходит компенсация юношеского
максимализма и идеализма.
Проект организации образовательного процесса по программе «Цифровое
видео и фото» предполагает один учебный год, продолжительностью 34 недели.
Режим занятий студии (согласно рекомендаций СанПиН 2.4.4.3172-14):
 оптимальный численный состав учащихся в группе – 10-15 человек;
 количество занятий – 2 раза в неделю по 2 часа;
 продолжительность занятий – 45 минут с 10-ти минутным перерывом.
Занятия в студии (согласно закона РФ «Об образовании», типового положения
об МАУДО ЦДТ р.п. Верхние Серги) организуются и проводятся:
 со всем составом учащихся,
 в группах с переменным составом (по подгруппам),
 индивидуально.
Образовательный процесс в студии организован в форме чередования
теоретических, практических и семинарских занятий. Способы организации: зачеты
и конкурсы, тематические экскурсии, деловые игры и пресс-конференции, выставки
и

фестивали,

участие

в

научно-практических

конференциях

и

проектной

деятельности и т.п.
Общее количество учебного времени по программе составляет 144 часов,
более половины из которого – практическая деятельность обучающихся. Автором

предполагается, что этого времени будет достаточно для овладения ими
компетенциями «фото-видео-любителя».
В

ходе

реализации

данной

программы

обучающиеся

достигают

следующих результатов:
1. умение самостоятельно определять приоритеты, анализировать их;
2. умение

самостоятельно

пользоваться

любительской

фотоаппаратурой

и

видеотехникой;
3. овладение основами компьютерного монтажа видеофильма и фотодизайна;
4. получает представление о профессиях видеооператор, оператор видеомонтажа,
фотодизайнер;
5. умение работать в команде – съемочной группе.
Этапы реализации программы:
На первом этапе предполагается овладение знаниями, умениями и навыками
необходимыми в производстве любительской фотографии и любительского
видеосюжета (фильма, репортажа).
На втором – овладение компетенцией фотографа и видеооператора
(монтажера) на любительском уровне.
Уровни ключевых компетенций:
Первый уровень касается образования и будущего учащихся и может быть
назван «ключевыми компетенциями для всех учащихся».
 Учебные и исследовательские компетенции:
 Усвоение

элементарных

основ

производства

цифровой

фото

и

видеосъемки.
 Умение самостоятельно пользоваться любительской цифровой фото и
видеотехникой.
 Овладение,

на

любительском

уровне,

навыками

редактирования

цифрового фото в программе «Adobe Photoshop», цифрового видео в
программе «Pinnacle Studio».
 Выбрать тему (создать сценарий фото или видеофильма),
 Произвести съемку, обработать отснятый материал, произвести монтаж,

презентовать произведенный продукт.
Второй, более узкий, уровень относиться к развитию качеств личности,
которая необходима новому российскому обществу.
 Сотрудничество и организаторская деятельность:
 Организовывать свою работу и принимать решения.
 Собрать команду (съемочную группу), сотрудничать и работать в
команде.
 Вступать в проект.
 Социально-личностные и личностно-адаптивные компетенции:
 Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества.
 Понимать произведения искусства и литературы.
 Вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение.
 Использовать новую информацию и коммуникативные технологии.
 Придумывать новые решения.
 Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами.
 Быть упорным и стойким перед трудностями.
 Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации.
Дополнительная образовательная программа «Цифровое видео и фото»
предполагает вариативность – в зависимости от усвоения изученного материала,
обучающиеся могут находиться на разных уровнях реализации программы. В
соответствии с этим, к каждому обучающемуся будет произведен индивидуальный
дифференцированный подход в выборе самостоятельной и практической работы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Всего

Тема

часов

Формы организации
занятий
лекции

практика

1.

Введение в курс

4

4

---

2.

Цифровая фотоаппаратура и фотосъѐмка

6

2

4

24

18

6

6

2

4

24

18

6

3.
4.
5.

Программа «Adobe Photoshop» и работа в
ней
Цифровая видеотехника и видеозапись
Программа «Pinnacle Studio» и работа в
ней

6.

Производство цифровой фотографии

20

6

14

7.

Производство цифрового видеофильма

22

8

14

8.

Основы профессиональной деятельности

18

4

14

9.

Проектная и творческая деятельность

18

---

18

144

62

80

Итого:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ЦИФРОВОЕ ВИДЕО И ФОТО»
Тема №1: «Введение в курс
1.1.

Требования курса – 1 час (вводное занятие).

1.1.1. Анкетирование.
Анкетирование – кругозор, интересы и увлечения учащихся, знание (незнание)
специфики экранного творчества, наличие опыта фото и видеосъемки.
1.1.2. Инструктаж по ТБ и ОТ.
Инструктаж по правилам ТБ и ОТ во время проведения занятий, при
обращении с фотоаппаратурой, видеотехникой и другим оборудованием, правилам
поведения в образовательном учреждении. Требования педагога к учащимся на
период обучения.
1.2.

Специфика курса – 3 часа (вводные занятия).

1.2.1. Детско-юношеская телестудия «игреС-В» центра детского творчества.
Основные направления деятельности ДЮТС, основные этапы, перспективы
развития и успехи. Цели и задачи студии.
1.2.2. Специфика экранного творчества.
Общее представление о работе телевидеостудий поселка «Ладья»,
Тема №2: «Цифровая фотоаппаратура и фотосъѐмка».
2.1.

Цифровая фотоаппаратура.

2.1.1. Технические средства, выбор и применение аппаратуры (урок-беседа с
использованием фрагментов компьютерной программы, наглядных пособий и
демонстрационного материала).
Общая характеристика бытовой фотоаппаратуры. Широкий диапазон
технических и функциональных возможностей. Комплексный характер еѐ
эксплуатации.

Основные

технические

параметры,

соответствие

класса.

Особенности выбора аппаратуры: бытовая – профессиональная; цифровая; по
формату и т.д.
Фотоаппаратура – современный

инструмент исследования и познания

окружающей нас действительности и средство массовой пропаганды.

Принадлежности к фотоаппаратуре, применяемые при подготовке к съѐмке
и во время еѐ (оптические, механические, экспонометрические и осветительные
приборы, адаптеры).
Правила обращения с аппаратурой, уход, хранение и техника безопасности.
2.2.

Цифровая фотосъѐмка.

2.2.1. Введение

в основы записи изображения (лекция с использованием

фрагментов компьютерной программы).
Основные понятия. Предмет, объект, методы исследования.
2.2.2. Изобретение, развитие и совершенствование записи изображения (урок-беседа
с использованием фрагментов компьютерной программы).
Предпосылки.
визуальной

Изобретение

информации.

Впервые

фотографии.
запись

Открытие

изображения.

способа

Краткая

записи
история.

Применение в науке, технике и общественной жизни. Фото – вид художественного
творчества, показатель общей культуры современного человека.
2.2.3. Основные понятия записи изображения (урок-беседа с использованием
фрагментов компьютерной программы).
Принцип передачи изображения. Передача цветной картинки.
С развитием микроэлектроники стало возможным разместить на твердом
кристалле полупроводниковой пластины большое количество микроскопических
электронных элементов… формат изображения: MPG, BMP, TIF…
2.3.

Итоговое занятие по теме №2 .

4.3.1. Самостоятельная работа.
Каждый ученик заранее получает задание на самостоятельную работу –
подготовку информационных сообщений докладов.
4.3.2. Зачет по теме – (деловая игра).
Каждый ученик защищает свою самостоятельную работу и получает
рейтинговую оценку.
4.3.3. Рефлексия по итогам деловой игры – (диспут).
На основании сравнения оценок выполнения практической работы анализ и
оценка собственной.Групповое и индивидуальное консультирование.

Тема №3: «Программа «Adobe Photoshop» и работа в ней».
3.1.

Приступаем к работе в Photoshop .
В этой главе описываются элементарные файловые операции в программе

Photoshop: запуск программы, открытие и закрытие файлов, сохранение отредактированного изображения. Рассматриваются простейшие действия в среде
Photoshop: выделение областей, сложение и вычитание выделенных фрагментов, их
трансформация, перемещение и дублирование, обрезка изображений.
Запуск программы. Интерфейс пользователя

Стандартные элементы.

Палитры
3.2.

Создание монтажа Photoshop.
В настоящей главе воспользуйтесь уже полученными знаниями, чтобы осво-

ить несколько новых приемов создания более сложного монтажа. Будет предложен
для использования довольно широкий арсенал средств, предоставляемых Photoshop
(средства для выделения областей, маски, каналы, слои, текст, тоновая и цветовая
коррекция, инструменты ретуши, эффекты на слоях, режимы наложения пикселов,
некоторые фильтры), что поможет получить убедительный результат, то есть такой,
в котором только ваш собственный наметанный глаз сможет обнаружить
малозаметные "швы".
3.3.

Монтаж в Photoshop.

3.3.3. Самостоятельная работа «Монтаж своего изображения на компьютере и
сохранение его в файле» – (индивидуально под руководством педагога).
Отработать навыки монтажа с использованием компьютера; Закрепить
полученные знания на практике.
3.3.4. Практическая работа «Редактирование изображения. Фотодизайн» – 4 часа
(индивидуально под руководством педагога).
Закрепить полученные знания, и отработать полученные навыки на
практике.
Тема №4: «Цифровая видеотехника и видеозапись».
4.1.

Цифровая видеотехника).

4.1.1. Технические средства видеозаписи (лекция с использованием фрагментов

компьютерной программы и наглядных пособий).
Общие сведения. Назначение, классификация, характеристики: Видеокамера.
Видеопроигрыватель. КАМКОРДЕР (CAMera + reCORDER) – видеокамера,
объединенная с видеопроигрывателем. Формат – DV, DVD, AVI, HD, MPEG.
Видеокассета. Карта памяти Видеодиск.
4.1.2. Выбор и применение аппаратуры (урок-беседа с использованием фрагментов
компьютерной

программы,

наглядных

пособий

и

демонстрационного

материала).
Общая характеристика бытовой видеоаппаратуры. Широкий диапазон
технических и функциональных возможностей. Комплексный характер еѐ
эксплуатации.

Основные

Особенности

выбора

технические

параметры,

видеоаппаратуры:

бытовая

соответствие
–

класса.

профессиональная;

адаптированная – цифровая; по формату и т.д.
Видеоаппаратура – современный

инструмент исследования и познания

окружающей нас действительности и средство массовой пропаганды.
Принадлежности к видеоаппаратуре, применяемые при подготовке к съѐмке
и во время еѐ (оптические, механические, экспонометрические и осветительные
приборы, адаптеры).
Правила обращения с аппаратурой, уход, хранение и техника безопасности.
4.2.

Цифровая видеозапись.

4.2.1. Введение

в основы записи изображения (лекция с использованием

фрагментов компьютерной программы).
Основные понятия. Предмет, объект, методы исследования.
4.2.2. Изобретение, развитие и совершенствование записи изображения (урок-беседа
с использованием фрагментов компьютерной программы).
Предпосылки. Изобретение фотографии и кино. Открытие способа записи
звуковой информации на магнитные носители. Впервые запись изображения.
Краткая история. Применение в науке, технике и общественной жизни. Видео –
вид художественного творчества, показатель общей культуры современного
человека.

4.2.3. Основные понятия записи изображения (урок-беседа с использованием
фрагментов компьютерной программы).
С изобретением радиосвязи стало возможным реализовать давнюю мечту
человека о передаче информации на большие расстояния без проводов. С
трансляцией звука радиоинженеры справились довольно быстро. Передача
изображений, особенно движущихся, требовала значительно большей работы.
Что бы передать по единственному каналу связи картинку, ее надо разбить
на отдельные точки. И информацию о цвете и яркости каждой точки передавать
последовательно, построчно…
Принцип последовательной передачи изображения реализован в двух приборах
– передающей и принимающей телевизионных «трубках»…Электронный луч
(видеосигнал). Передача цветной картинки.
С развитием микроэлектроники стало возможным разместить на твердом
кристалле полупроводниковой пластины большое количество микроскопических
электронных элементов…
Теперь в бытовых и недорогих профессиональных видеокамерах в качестве
принимающего элемента применяются ПЗС – прибор с зарядной связью…
Телевизионные стандарты: Pal, Secam…
4.3.

Итоговое занятие по теме №1.

4.3.1. Самостоятельная работа – (индивидуальная работа под руководством
педагога).
Каждый ученик заранее получает задание на самостоятельную работу –
подготовку информационных сообщений докладов.
4.3.2. Зачет по теме – (деловая игра).
Каждый ученик защищает свою самостоятельную работу и получает
рейтинговую оценку.
4.3.3. Рефлексия по итогам деловой игры – (диспут).
На основании сравнения оценок выполнения практической работы анализ и
оценка собственной.
Групповое и индивидуальное консультирование.

Тема №5: «Программа «Pinnacle Studio» и работа в ней».
5.1.

Studio – программа-редактор.

5.1.1. Обладая небольшими базовыми знаниями, каждый сможет снимать хороший
видеоматериал, а затем создавать из него увлекательный и информативный фильм.
5.1.2. Первый шаг – это съемка видеоматериала, начинающаяся с приблизительного
сценария или плана съемки. Даже на этой стадии нельзя забывать о стадии
редактирования, на которой понадобится достаточный набор сюжетов.
5.1.3. Редактирование
фрагментов

фильма

видеоматериала

необходимость

выбрать

предполагает
в

некоторое

приемы,

умелое

упорядочивание

гармоничное

переходы

и

целое.

эффекты,

всех

Возникает

лучше

всего

соответствующие вашей цели.
5.1.4. Важной частью редактирования является создание звуковой дорожки.
Правильный звук – диалог, музыка, комментарий или эффект – может
взаимодействовать с видеорядом, создавая целое, которое больше, чем просто сумма
своих слагаемых.
5.1.5. Studio содержит инструменты, необходимые для создания профессионально
выглядящего домашнего видео. Все остальное за видеохудожником – за вами.
Создание

плана

съемки.

Редактирование.

Эмпирические

правила

редактирования видео. Создание звуковой дорожки. Титры.
5.2.

Использование Studio.
Создание фильмов с помощью Studio выполняется в три этапа:

5.2.1. Захват – теоретические занятия с использованием фрагментов компьютерной
программы (урок-беседа, групповая работа).
Введите исходный видеоматериал на жесткий диск ПК. Источниками могут
служить видеосигнал в реальном времени, полученный с телекамеры, видеокамеры
или веб-камеры.
Полное описание режима захвата см. в главе Захват видеоизображения.
5.2.2. Редактирование – теоретические занятия с использованием фрагментов
компьютерной программы (урок-беседа, групповая работа).
Разместите

видеоматериалы

в

желаемой

последовательности,

переупорядочив эпизоды и удалив лишнее. Добавьте визуальные эффекты, например
переходы, титры и графику, а также дополнительный звук, в частности, звуковые
эффекты и фоновую музыку. При записи DVD-дисков и VCD-дисков создайте
интерактивные

меню,

позволяющие

зрителям

настраивать

параметры

просмотра.
В режиме редактирования выполняется основная часть работы в Studio. Более
полные сведения см. далее в разделе Режим редактирования.
5.2.3. Вывод фильма – теоретические занятия с использованием фрагментов
компьютерной программы (урок-беседа, групповая работа).
После того как проект будет закончен, выведите окончательную запись
фильма в подходящем формате на выбранный носитель: DVD-диск, в файл AVI,
MPEG, RealVideo или Windows Media.
5.3.

Монтаж видеофильма в Studio.

5.3.1. Самостоятельная работа «Монтаж своего сюжета на компьютере и сохранение
его в файле» – 2 часа (индивидуально под руководством педагога).
Отработать

навыки

монтажа

видеосюжетов

с

использованием

компьютера; Закрепить полученные знания на практике.
5.3.2 Практическая работа «Создание, с помощью компьютера, своего видеофильма
и запись его на другие носители информации» – (индивидуально под руководством
педагога).
Закрепить полученные знания, и отработать полученные навыки на
практике.
Тема №6: «Производство цифровой фотографии».
6.1.

Основы фотосъемки.

6.1.1. Введение в основы производства фотосъемки (лекция с использованием
фрагментов компьютерной программы, наглядных пособий и демонстрационного
материала).
Элементарные основы фотосъемки. Особенности и назначение видов планов
фотосъемки. Взаимосвязь элементов фотосъемки.
6.1.2. Правила компоновки кадра (урок-беседа с использованием фрагментов

компьютерной программы, наглядных пособий и демонстрационного материала).
Как построить кадр. Что такое композиция? «Правило двух третей». Как
нельзя снимать человека в кадре. Положение головы человека в кадре.
6.1.3. Виды планов

(урок-беседа с использованием фрагментов компьютерной

программы, наглядных пособий и демонстрационного материала).
Виды

планов:

дальний,

общий,

средний,

крупный,

очень

крупный,

«макросъемка».
6.1.4. Выбор

объекта

съемки

(урок-беседа

с

использованием

фрагментов

компьютерной программы, наглядных пособий и демонстрационного материала).
Расположение главного объекта не в центре поля зрения объектива.
Расположение в кадре несколько контрастных объектов на разных расстояниях.
«Баланс белого» для условий естественного, вне помещения освещения; и
искусственного освещения. Выбор масштаба съѐмки. Эффекты. Исчезновение и
появление изображения, постепенное выравнивание нового изображения.
6.1.5. Особенности

фотосъемки

(урок-беседа

с

использованием

фрагментов

компьютерной программы, наглядных пособий и демонстрационного материала).
Особенности и техника съѐмки: на открытом воздухе, при искусственном
освещении.
Два основных этапа съѐмки:
1) Подготовка к съѐмке – выбор и подготовка камеры (зависит преимущественно
от целей, задач и условий съѐмки). Нахождение точки съѐмки, выбор
(установка) съѐмочного освещения. Фокусировка объектива, определение и
установка параметров съемки. Выбор момента съѐмки.
2) Собственно съѐмка в течение определенного времени. Особенности съѐмки на
открытом воздухе. Полное и точное использование естественного освещения.
Применение светофильтров. Глубинное построение кадра. Осветительные
приборы общего (рассеянного) и направленного света. Угол рассеяния.
6.1.6. Техника фотосъемки – теоретические занятия (групповое, индивидуальное
консультирование).
Основные технические особенности фотосъемки:

 Типовые фотосъемки (тематическая, съемка информационного сюжета,
интервью и т.п.)
 фотосъемка пейзажа и его особенности. Съѐмка осенью, в пасмурную погоду.
Особенности съѐмки летнего и зимнего пейзажа.
 Архитектурная съѐмка, применение съѐмочной аппаратуры. Правильный выбор
расположения солнца, для выразительности изображения, подчеркнутости
рельефа.
 Спортивная съѐмка, еѐ особенности. Применение особого режима съемки.
Глубокое знание, правил различных видов спорта. Выбор момента съѐмки,
момент «мертвой точки». Фотосъемка зимних видов спорта, заснеженность,
мягкая тональность, условия освещения, чѐткость теней на белом фоне. Умение
заранее предвидеть, когда и где можно ожидать всплеска эмоций.
6.1.7. Практическая работа «Основы фотосъемки» - 6 часов (групповая и
индивидуальная самостоятельная работа под руководством педагога)
 Выбор и подготовка фотокамеры. Подготовка к съемке и собственно съемка
объектов в различных условиях.
 Навыки выбора объекта съемки, построение изображения в кадре; расположение
объектов, входящих в кадр. Практика съѐмки с рук (плавная без рывков съѐмка) и
со штативом. Съѐмка при недостаточной освещенности, против света, в тени, для
высвечивания отдельных затемнѐнных деталей. Навыки правильного выбора
расстояния до объектива.
 Практика выбора точки съѐмки, пространственного построения, выбора ракурса.
Навыки определения и установки фокусного расстояния, условий, характера
съѐмки, с учѐтом глубины резкости. Съѐмка в лесу, открытой местности.
6.2.

Мастерство фотографа.

6.2.1. Критерии оценки работы фотографа – теория (групповое, индивидуальное
консультирование).
Фотосъемка в различных положениях. Фотосъемка различной тематики:
спектакль, музыкальное шоу, танцы и т.д. Использование различных аксессуаров
Съемка своего сюжета. Съемочная группа. Анализ результатов съемки:

режиссером, оператором, зрителем
6.2.2. Первые шаги в монтаже «цифрового фото»

– теоретические занятия

(групповое, индивидуальное консультирование).
Цель, задачи и способы монтажа.
6.2.3. Монтаж и компоновка изображения (теоретические занятия, метод «показ –
рассказ - объяснение»).
Добавление новой информации к имеющейся на изображении.
7.2.4. Фотодизайн (теория, метод «показ – рассказ - объяснение»).
Как использовать дизайн.
7.2.5. Практическая

работа

«Фотодизайнер

(групповая

и

индивидуальная

самостоятельная работа под руководством педагога)
Практическое использование всех возможностей камеры и возможностей
оператора и камеры во время съемки. Навыки фотосъемки в различных положениях
в зависимости от поставленных задач. Навыки съемки в составе съемочной
группы. Съѐмка тематического и материала. Использование аксессуаров. Навыки
ровной съемки. Возможность просмотра снятого сюжета, сразу же. Монтаж
слайд-шоу. Запись и наложение аудиоматериала. Окончательный монтаж
фотофильма.
7.3.

Итоговое занятие по теме №6.

7.3.1. Семинар – (работа с материалом экспертных лекций, дополнительным
источником информации по обсуждаемым проблемам).
Перечислить основные технические средства фотосъемки. Их назначение и
применение. Проанализировать свои познания и оценить их. Вспомнить с какими
трудностями столкнулись при выполнении практических заданий.
7.3.2. Деловая игра – практическое занятие (групповое и индивидуальное
консультирование)
В подготовке и проведении занятия принимают участие все обучающиеся.
Каждый ученик заранее получает задание на самостоятельную работу. На
занятии он ее демонстрирует и защищает. Самостоятельно проанализировав
выполнение работы, оценивает ее.

Тема №7: «Производство цифрового видеофильма».
7.1.

Основы видеосъемки.

7.1.1. Введение в основы производства видеосъемки (лекция с использованием
фрагментов компьютерной программы, наглядных пособий и демонстрационного
материала).
Элементарные основы видеосъемки. Особенности и назначение видов планов
видеосъемки. Взаимосвязь элементов видеосъемки. Последовательность набора
видеоряда.
4.1.2. Правила компоновки кадра (урок-беседа с использованием фрагментов
компьютерной программы, наглядных пособий и демонстрационного материала).
Как построить кадр. Что такое композиция? «Правило двух третей». Как
нельзя снимать человека в кадре. Положение головы человека в кадре.
4.1.3. Движение

как

основа

экранной

выразительности

(урок-беседа

с

использованием фрагментов компьютерной программы, наглядных пособий и
демонстрационного материала).
Как привести в движение экранное изображение? Виды внутри кадрового
движения. Понятия: «трансфокация», «панорамирование», «тревеллинг».
4.1.4. Звук

при

видеосъемке

(урок-беседа

с

использованием

фрагментов

компьютерной программы, наглядных пособий и демонстрационного материала).
Как обеспечить хорошее качество звука при видеосъемке. Виды микрофонов.
Правила работы с микрофонами и наушниками. Понятия: «синхрон», «интершум».
4.1.5. Виды планов

(урок-беседа с использованием фрагментов компьютерной

программы, наглядных пособий и демонстрационного материала).
Семь видов планов: дальний, общий, средний, крупный, очень крупный, «точка
зрения», «через плечо».
4.1.6. Выбор

объекта

съемки

(урок-беседа

с

использованием

фрагментов

компьютерной программы, наглядных пособий и демонстрационного материала).
Расположение главного объекта не в центре поля зрения объектива.
Расположение в кадре несколько контрастных объектов на разных расстояниях.
«Баланс белого» для условий естественного, вне помещения освещения; и

искусственного освещения. Выбор масштаба съѐмки. Эффекты. Исчезновение и
появление изображения, постепенное выравнивание нового изображения.
4.1.7. Особенности видеосъемки (урок-беседа с использованием фрагментов
компьютерной программы, наглядных пособий и демонстрационного материала).
Особенности и техника съѐмки: на открытом воздухе, при искусственном
освещении.
Два основных этапа съёмки:
3) Подготовка к съѐмке – выбор и подготовка камеры (зависит преимущественно
от целей, задач и условий съѐмки). Нахождение точки съѐмки, выбор
(установка) съѐмочного освещения. Фокусировка объектива, определение и
установка параметров съемки. Выбор момента съѐмки.
4) Собственно съѐмка в течение определенного времени. Особенности съѐмки на
открытом воздухе. Полное и точное использование естественного освещения.
Применение светофильтров. Глубинное построение кадра. Осветительные
приборы общего (рассеянного) и направленного света. Угол рассеяния.
4.1.8. Техника видеосъемки – теоретические занятия (групповое, индивидуальное
консультирование).
Основные технические особенности видеосъемки:
 Типовые видеосъѐмки (тематическая, съемка информационного сюжета,
интервью и т.п.)
 Видеосъѐмка пейзажа и его особенности. Съѐмка осенью, в пасмурную погоду.
Особенности съѐмки летнего и зимнего пейзажа.
 Архитектурная съѐмка, применение съѐмочной аппаратуры. Правильный выбор
расположения солнца, для выразительности изображения, подчеркнутости
рельефа.
 Спортивная съѐмка, еѐ особенности. Применение особого режима съемки.
Глубокое знание, правил различных видов спорта. Выбор момента съѐмки,
момент «мертвой точки». Видеосъѐмка зимних видов спорта, заснеженность,
мягкая тональность, условия освещения, чѐткость теней на белом фоне. Умение
заранее предвидеть, когда и где можно ожидать всплеска эмоций.

4.1.9. Практическая работа «Основы видеосъемки» - (групповая и индивидуальная
самостоятельная работа под руководством педагога)
 Выбор и подготовка видеокамеры. Подготовка к съемке и собственно съемка
объектов в различных условиях.
 Навыки выбора объекта съемки, построение изображения в кадре; расположение
объектов, входящих в кадр. Практика съѐмки с рук (плавная без рывков съѐмка) и
со штативом. Съѐмка при недостаточной освещенности, против света, в тени, для
высвечивания отдельных затемнѐнных деталей. Навыки правильного выбора
расстояния до объектива.
 Практика выбора точки съѐмки, пространственного построения, выбора ракурса.
Навыки определения и установки фокусного расстояния, условий, характера
съѐмки, с учѐтом глубины резкости. Съѐмка в лесу, открытой местности, в городе
7.2.

Мастерство оператора.

7.2.1. Критерии оценки работы оператора – теория (групповое, индивидуальное
консультирование).
Видеосъемка в различных положениях. Видеосъемка различной тематики:
спектакль, музыкальное шоу, танцы и т.д. Использование различных аксессуаров
Съемка своего сюжета. Съемочная группа. Анализ результатов съемки:
режиссером, оператором, зрителем
7.2.2. Первые шаги в монтаже видеофильма – теоретические занятия (групповое,
индивидуальное консультирование).
Видеофонограмма (общее понятие). Цель монтажа.
7.2.3. Монтаж видеофонограммы и компоновка видеофильма (теоретические
занятия, метод «показ – рассказ - объяснение»).
Добавление

новой

информации

к

имеющейся

на

видеофонограмме.

Особенности режима «стоп кадра». Особенности выполнения монтажной
операции «продолжение» на монтирующем компьютере. Использование клавиши
«пауза» для образования монтажного перехода. Разнообразные другие приѐмы
выполнения монтажных переходов: затмение, наплыв и прочие их особенности.
7.2.4. Видеофильм (теория, метод «показ – рассказ - объяснение»).

Монтаж видеофильма. Запись и обработка звука. Запись фильма. Как
использовать видеофильм.
7.2.5. Практическая работа «Мастерство оператора» - 6 часов (групповая и
индивидуальная самостоятельная работа под руководством педагога)
Практическое использование всех возможностей камеры и возможностей
оператора и камеры во время съемки. Навыки видеосъемки в различных положениях
в зависимости от поставленных задач. Навыки съемки в составе съемочной
группы. Съѐмка тематического и материала. Использование аксессуаров. Навыки
ровной съемки. Запись пользователем собственных программ. Возможность
просмотра снятого сюжета, сразу же. Монтаж видеофонограммы и компоновка
видеофильма. Запись и наложение аудиоматериала. Окончательный монтаж
видеофильма.
7.3.

Итоговое занятие по теме №7.

7.3.1. Семинар – 1 час (работа с материалом экспертных лекций, дополнительным
источником информации по обсуждаемым проблемам).
Перечислить основные технические средства видеосъемки. Их назначение и
применение. Проанализировать свои познания и оценить их. Вспомнить с какими
трудностями столкнулись при выполнении практических заданий.
7.3.2. Деловая игра – практическое занятие (групповое и индивидуальное
консультирование)
В подготовке и проведении занятия принимают участие все обучающиеся.
Каждый ученик заранее получает задание на самостоятельную работу. На
занятии он ее демонстрирует и защищает. Самостоятельно проанализировав
выполнение работы, оценивает ее.
Тема №8 «Основы профессиональной деятельности».
8.1.

Видеооператор и оператор видеомонтажа.

8.1.1. Знакомство с профессией – урок-беседа
Основы профессии, базовые технологические процессы, навыки профессии.
Знакомство
деятельности.

с

представителями

профессии;

основы

профессиональной

8.1.2. Практическая работа «Видеооператор-стажер» – (групповое и индивидуальное
консультирование)
Практическая работа – отработать навыки профессии через стажировку.
Закрепить полученные навыки через самостоятельную работу - производство
видеосъемки на заданную тему.
8.1.3. Практическая работа «Оператор видеомонтажа-стажер» –

(групповое и

индивидуальное консультирование)
Практическая работа – отработать навыки профессии через стажировку.
Закрепить полученные навыки через самостоятельную работу - производство
видеомонтажа на заданную тему.
8.2.

Фотограф и фотодизайнер.

8.2.1. Знакомство с профессией – урок-беседа
Основы профессии, базовые технологические процессы, навыки профессии.
Знакомство

с

представителями

профессии;

основы

профессиональной

деятельности.
8.2.2. Практическая работа «Фотограф-стажер» –

(групповое и индивидуальное

консультирование)
Практическая работа – отработать навыки профессии через стажировку.
Закрепить полученные навыки через самостоятельную работу - производство
видеосъемки на заданную тему.
8.2.3. Практическая работа «Фотодизайнер-стажер» – (групповое и индивидуальное
консультирование)
Практическая работа – отработать навыки профессии через стажировку.
Закрепить полученные навыки через самостоятельную работу - производство
видеомонтажа на заданную тему.
8.3.

Знакомство с профессионалами СМИ.

8.3.1. «Кто делает новости?» – урок-беседа.
Знакомство с представителями профессий СМИ, с основами профессиональной
деятельности журналиста, режиссера, сценариста, ректора.
8.3.2. «Где делают новости?» - экскурсия.

Экскурсия в телевидеостудию поселка.
Тема №9: «Проектная и творческая деятельность»
9.1.

Проектная деятельность – практическая работа.

9.1.1. Разработка и реализация проектов центра детского творчества, «Поклонимся
великим тем годам» и др.
Разработка документации, презентация, организация и реализация проетов.
Работать в команде по разработке, защите и реализации различных проектов.
9.1.2. Участие в районных, областных и российских проектах, программах,
конкурсах экранного творчества, медиапроектов.
Изучение документации, подача проектных заявок, презентация. участие.
Принимать участие в различных проектах проводимых в образовательных
учреждениях поселка и района, с целью развития образовательной программы
направления детская видеостудия т.п.
9.2.2. Творческая деятельность – практическая работа (групповое и индивидуальное
консультирование).
Разработка, подготовка

и проведение культурно-массовых и

других

мероприятий в ЦДТ. (Одной из задач, которая поставлена перед педагогомруководителем – является погружение учащихся в культуру общения. В ходе
решения этой задачи должна возникнуть потребность у учащихся в организации
собственных культурных мероприятий).
Подготовка и проведение выставок-отчетов о работе студии в течение
учебного года. Правила оформления работ для выставки. Выставка работ
учащихся.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методические особенности:
Теоретические занятия предполагают варианты:
 лекционная форма,
 уроки-беседы,
 демонстрационная форма
 и другие.
Практические занятия предполагают:
 групповое и индивидуальное консультирование,
 подготовка и защита индивидуальных и групповых докладов,
 самостоятельную работу обучающихся (основа практических занятий),
 совместную работу съемочных групп (съемочные группы объединяет
общая цель работы, ее тема, содержание и сроки сдачи материала
преподавателю),
 работу в студии.
Семинарские занятия предполагают:
 работа с материалом экспертных лекций, дополнительным источником
информации по обсуждаемым проблемам,
 просмотр

различных

видео-

и

телевизионных

произведений

аргументированное обсуждение их достоинств и недочетов,
 деловые игры,
 диспуты,
 анализ собственных работ.
Большое внимание со стороны педагога уделяется подбору тем для
практических работ и формированию навыков работы в творческой группе.
Формы проведения семинарских занятий – фронтальная (когда учащиеся
синхронно работают под руководством педагога) и свободная дискуссия.
При организации оценки индивидуальных работ учащихся, чаще всего

используется форма коллективного разбора – после самооценки работы автором,
производится коллективное обсуждение (педагог занимает позицию равного в
группе).
Тема

Формы
организации
занятий

Формы
обучения

Методы
обучения

Формы
подведения
итогов по
темам

№1. Введение в

Вводное занятие

Анкетирование,

Словесные,

Анализ анкет

инструктажи

наглядные

Сообщение, беседа,
диалог
Экскурсии

Словесные,
наглядные
Словесные,
наглядные
Словесные,
наглядные,
репродуктивные,
приобретение
знаний, умений,
творческих
способностей

Отслеживание
получения
знаний через
собеседование
Отслеживание
получения
знаний через
выполнение
практических и
самостоятельных
работ

Практические,
приобретение и
закрепление
знаний, умений,
творческих
способностей
Словесные,
наглядные,
репродуктивные,
получение
знаний
.

Отслеживание
получения
знаний через
презентации
собственных
проектов

курс

№2. Цифровая
фотоаппаратура и
фотосъѐмка
№3. Программа
«Adobe
Photoshop» и
работа в ней
№4. Цифровая
видеотехника и
видеозапись
№5. Программа
«Pinnacle Studio»
и работа в ней

№6. Производство
цифровой
фотографии
№7. Производство
цифрового
видеофильма

Теоретическое
занятие
Ознакомительно
е занятие
Теоретические
занятия

Практические
занятия

Теоретические
занятия

Практические
занятия

Лекции с
использованием
фрагментов
компьютерных
программ,
наглядных пособий
и
демонстрационног
о материала,
семинары и
дискуссии
Выполнение
самостоятельных
исследований.
Включение в
творческое
проектирование
Лекции и урокибеседы с
использованием
фрагментов
компьютерных
программ,
наглядных пособий
и
демонстрационног
о материала;
семинары и
дискуссии
Выполнение
самостоятельных
исследований.
Деловая игра.
Диспут.
Включение в

Практические;
приобретение и
закрепление
знаний, умений,
творческих
способностей.

8.Основы
профессионально
й деятельности

Теория

Практика

9. Проектная и
творческая
деятельность

творческое
проектирование
Лекции и урокибеседы с
использованием
фрагментов
компьютерной
программы,
наглядных пособий
и
демонстрационног
о материала,
семинары.
Экскурсии
самостоятельная
работа
индивидуально и
по подгруппам.
консультирование

Творческий клуб
общения.

практическая
работа

Проектирование

практическая
работа, конкурсы и
конференции

Освещение
жизни ЦДТ и
поселка

практическая
работа.

Творческая
деятельность

практическая
работа.

Словесные,
наглядные,
репродуктивные,
получение
знаний;
репродуктивные
; приобретение
знаний, умений,
творческих
способностей;
Практические,
закрепление
знаний и
действий;
проверка знаний
и умений:
продуктивные;
Практические,
получение
знаний,
индуктивные
Практические,
проверка и
умений,
дедуктивные,
приобретение
творческих
способностей
Практические,
проверка и
умений,
продуктивные
Практические,
проверка и
умений,
приобретение
творческих
способностей

Отслеживание
получения
знаний через
выполнение
практической
работы

организация
учащимися
собственных
культурных
мероприятий
Разработка
документации,
защита
организация и
проведение
проекта
Выпуск информсюжетов,
создание
видеорепортаже
й
Выставки-отчеты

Технологическая оснащенность образовательной программы
Базовым местом проведения занятий является учебный кабинет №5 МАУДО
Центра детского творчества р.п. Верхние Серги
Важным условием реализации образовательной программы «Цифровое видео
и фото» является – наличие медиацентра (лаборатории), с

соответствующим

оборудованием и материальным обеспечением:
1. Цифровая видеокамера (Digital Video Camera) – 5 штуки;
2. Цифровой фотоаппарат – 2 штуки;
3. Персональный компьютер – 10 комплектов;
4. Микрофон – 4 штуки;
5. Компьютерные

программы

Adobe

Photoshop,

Pinnacle

Studio

(лицензионные) – 2 комплекта;
6. Штатив под видеокамеру – 3 шт;
7. Принтер лазерный цветной – 1 шт;
8. Сканер-копир – 1 шт;
9. Телесуфлер – 1шт;
10.Осветительные приборы - 4 шт;
11.Расходные материалы – по необходимости.
Дидактический материал:
 Компьютерная программа «Как сделать видеофильм… на компьютере»;
 Компьютерная программа «Adobe Photoshop»;
 Компьютерная программа «Обучение Pinnacle Studio»;

Список литературы:
1. Сборник

«Программы

общеобразовательных

школ.

для

внешкольных

Художественные

учреждений
кружки».

–

и
М.:

Просвещение, 1981.
2. А.Розенталь. Создание кино и видеофильмов, как увлекательный бизнес. –
М.: Издательство ТРИУМФ. 2000.
3. А.А.Попов,

И.Д.Проскуровская,

М.Г.Балашкина,

М.Ю.Юрасова

«Возможности поколения и индивидуальные шансы», М.: 2003г.
4. Резников Ф.А. Видеомонтаж на персональном компьютере. – М.:
Издательство ТРИУМФ. 2006.
5. Самоучитель Adobe Photoshop. СПб.: БВХ-Петербург, 2007.
6. Работаем. Учимся. Смотрим. Обучение Adobe Photoshop. Обучающий CD.
– М.: Издательство Media2000.
7. Электронный учебник Pinnacle Studio. – http://www.pinnaclesys.com/support.
8. Воспитание школьников, 2008-2009. – М.
9. Классный руководитель, 2008-2009. – М.
10.Дополнительное образование. 2008-2009. – М.
11.Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование молодежи. 20082009. – М.
12.Мультимедиа в образовании: Программа специализированного учебного
курса / Троян Г.М. – М.: Изд. Дом «Обучение-сервис», 2006.

Аннотация
Данная программа рассчитана на детей в возрасте 12-16 лет, срок
реализации программы 1 год.
Программа ориентирована на формирование у школьников знаковых,
образно-символических форм

мышления

и

представления, она

предполагает изучение места визуальных технологий в современной
культуре, анализ современных средств построения образов.
Цель программы – овладеть основами компетенции видеооператора,
оператора видеомонтажа и фотографа на любительском уровне.
Задачи программы:
• научить подростка самостоятельно, на любительском уровне:
• выбирать «видео и фото объект»,
• снимать его,
• обрабатывать в компьютерных программах-редакторах,
• презентовать продукт своей деятельности.
Отличительной особенностью данной программы является:
 Разностороннее применение ИКТ в процессе обучения. Основа –
использование современных цифровых технологий;
 развитие визуального творчества детей, через основы экранных
технологий – Получение информации;


перенос информации на «цифру»;



обработка «цифры» на персональном компьютере;



ческое
использование информации;

 использование

форм

обучения,

включающих

подростков

в

творческое проектирование и изобретательство – самостоятельно
действовать и создавать;
 организация игровых и деловых ситуаций, в которых обучающиеся
приобретают опыт взаимодействия, учатся принимать решения, брать
на себя ответственность.

Сведения о разработчиках
Ф.И.О. Давыдов Александр Михайлович
Образование: среднее специальное
Категория: первая
Место работы: Муниципальное автономное учреждение дополнительного
образования Центр детского творчества р.п. Верхние Серги.
Стаж педагогический: 3 года

Ф.И.О. Давыдов Сергей Александрович
Образование: высшее
Категория: первая
Место работы: Муниципальное автономное учреждение дополнительного
образования Центр детского творчества пгт. Верхние Серги
Стаж педагогический: 6 лет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».