1. Пояснительная записка
Театр - это самый доступный вид искусства для детей, раскрывающий духовный
и творческий потенциал ребенка и дающий реальную возможность адаптироваться
ему в социальной среде.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные
ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать
робость, неуверенность в себе, застенчивость. Воспитать привычку к выразительной
публичной речи путем привлечения его к выступлениям перед аудиторией.
Реализация данного курса позволяет раскрывает духовный и творческий
потенциал ребёнка и даёт уникальную возможность адаптироваться ему в
социальной среде. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и
способности
ребенка,
способствуют
общему
развитию,
проявлению
любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и
новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости,
целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании
ролей.
Направленность программы – художественная. Разработана в соответствии с
социальным заказом.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях
у сказки» разработана в соответствии:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242
«О
направлении
Методических
рекомендаций
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)».
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015 №996-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
оздоровления детей и молодежи».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
дополнительного образования детей».
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4.
Методическими рекомендациями для субъектов Российской Федерации по
вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных
программ в сетевой форме, утвержденных Министерством просвещения России
28.06.2019г №МР-81/02вн.
Со статьёй 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ»
Федерального
закона
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
от
29.12.2012 №273-ФЗ.
Уставом МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги.
Положением
о
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программах.
Положением
о
реализации
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих программ в сетевой форме № 3-ОД от 01.04.2022 г.
Актуальность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы в педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для
воспитания души и тела заложены в музыкально-театральном искусстве как синтезе
музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности.
В формировании духовно развитой личности, в усовершенствовании человеческих
чувств, в понимании явлений жизни и природы грандиозную роль играет – искусство.
Знакомство с искусством формирует свой эстетический идеал, помогает соотносить
культуру разных эпох и народностей, а также совершенствует эстетический вкус. В
условиях дополнительное образование наиболее эффективным является введение
ребёнка в мир искусства через театральную деятельность, базирующуюся на игре. А
игра, как мы знаем, является ведущей деятельностью для ребёнка на данном этапе.
Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную
возможность
адаптироваться
ему в
социальной
среде.
Занятия
театральной
деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют
общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового,
усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного
мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта,
эмоций при проигрывании ролей.
Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности,
систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт
характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и
изобретательность, способность к импровизации.
Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед
зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей
ребенка,
раскрепощению
и
повышению
самооценки,
Чередование
функций
исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему
продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат
ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок
помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.
Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и
легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие
промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко
формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать
окружающий мир.
Новизна
программы
«В
гостях
у
сказки»
заключается
в
реализации
образовательного процесса в кукольной форме. Программа предусматривает
взаимодействие в образовательном процессе специалистов следующих сетевых
партнеров: МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги и МКДОУ детский сад № 24 пгт.
Верхние Серги.
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«В гостях у сказки» осуществляется на основании договора о сетевой форме
реализации программ между МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги и МКДОУ детский
сад №24 пгт. Верхние Серги.
Отличительной
особенностью
программы
является
модульное
структурирование содержания программы. Каждый модуль является структурной
единицей образовательной программы, и имеет определенную логическую
завершенность по отношению к результатам обучения. В программу входят два
модуля «Знакомство с кукольным театром» и «Юный театр».
Содержание и материал программы имеет «Стартовый уровень» сложности,
который предполагает минимальный уровень сложности освоения материала
содержания общеразвивающей программы.
Адресат программы. Программа адресована для обучающихся в возрасте с
5до 6лет. Обучающимися программы могут стать дети, проживающие на
территории Нижнесергинского муниципального района.
Возрастные особенности. Группы формируются согласно количеству детей в
старших и подготовительных группах МКУДО детский сад № 24. Разделение
обучающихся на группы по данному принципу обуславливается возрастными
особенностями.
Количество обучающихся в учебной группе составляет от 10 до 19 человек.
Психологическая позиция детей 5-6 лет обусловлена тем, что они впервые
начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.
Педагогу необходимо помочь дошкольникам понять это новое положение,
поддержать в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызвать у них
стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения,
деятельности.
Срок освоения программы составляет один год.
Продолжительность образовательного процесса составляет 36 учебных недели, 9
учебных месяцев. Объем программы составляет 72 часа в год. Общий объем
программы 72 часа.
Форма обучения. Учитывая территориальную удалённость и материальнотехническую
оснащенность
образовательных
организаций,
потребности
обучающихся и их родителей, возможности педагогических работников, форма
обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«В гостях у сказки» осуществляется в очной форме, в том числе с применением
электронного обучения. Используется фронтальная, индивидуально - групповая,
групповая форма обучения.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «В
гостях у сказки», реализуемая в сетевой форме, в том числе с применением
электронного
обучения
обеспечивающей
регламентирует
ускоренное
освоение
создание
и
реализацию
обучающимися
среды,
актуальных
и
востребованных знаний, навыков и компетенций социально - гуманитарной
направленности. Занятия проходят в виде бесед, рассказов, практических работ,
самостоятельных работ, открытых занятий, проектной деятельности.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Занятия
проводятся два раза в неделю по одному учебному часу в день. В соответствии с
нормами СанПиН продолжительность одного учебного часа для обучающихся в
возрасте с 5 до 6 лет составляет 30 минут с переменами между занятиями 10 минут.
Условия реализации программы. Образование по данной программе строится
на основе педагогических технологии: развивающего образования и обучения:
групповой (командной работы), игровых, личностно-ориентированных, технологий
сотрудничества, проектной деятельности. Теоретические и практические занятия
проводят педагогические работники сетевых партнеров - МАУДО ЦДТ пгт. Верхние
Серги и МКУДО детский сад №24 пгт. Верхние Серги.
2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: развитие художественного вкуса, нравственных начал и
творческих способностей, учащихся посредством кукольного театра.
Задачи программы:
Образовательные:
- познакомить с историей кукольного театра;
- пробуждать интерес к чтению;
- учить чувствовать поэзию народных сказок, песен;
- воспринимать любить и понимать искусство.
Развивающие:
- развивать
индивидуальные творческие способности детей;
- развивать воображение, пространственное мышление детей;
- способствовать развитию мелкой моторики
- развивает память внимание, воображение, фантазию
Воспитательные:
- развивать художественно-эстетический вкус
- творческий подход к выполнению заданий различной сложности;
- воспитывает артистические качества, способствовать раскрытию
творческого потенциала
- воспитывать коммуникативные навыки.
Ожидаемые результаты программы.
дополнительной
общеобразовательной
гостях у сказки» обучающиеся
После окончания обучения по
общеразвивающей
приобретут
начальные компетенции в
конструировании и проектировании.
В результате освоения образовательной программы дети будут:
знать:
программе «В
- основы истории кукольного театра
- понимать поэзию народных сказок, песен,
- воспринимать любить и понимать искусство;
- полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в
повседневной жизни.
- доставлять предложения из 3-4 заданных слов
- выступать перед сверстниками, детьми младших групп.
- владеют приемами работы с куклой, с ширмой.
- пространственное мышление детей;
- индивидуальные творческие способности детей;
- умеют самостоятельно подобрать, выучить и обыграть с куклой роль.
Педагогическая целесообразность программы.
Программа «Кукольный театр» решает образовательные задачи, связанные с
введением детей в мир кукольного театра. Содержание программы подразумевает
получение ряда базовых компетенций, владение которыми необходимо для
дальнейшего активного использования в практической деятельности.
Формы подведения результатов. Отслеживание результатов реализации
программы проводится по средствам мониторинга достижений, обучающихся
в течение всего учебного года. Так как программа построена по модульному
принципу, развитие предметных компетенций, обучающихся анализируются по
каждому модулю отдельно.
Входной контроль – выполнение выборочных учебно-практических и учебнопознавательных заданий.
Текущий
контроль
обучающихся
по
–
диагностика
определенному
развития
модулю.
предметных
компетенций,
Педагогическое
наблюдение,
выполнение творческих заданий, разгадывание музыкальных мелодий, викторина,
наблюдение родителей, самооценка выполненного задания.
Итоговый контроль - проводится по результатам освоения отдельного модуля
программы. Творческий отчет (кукольный театр), проведение мониторинга учета
результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе.
Главное требование к проведению итоговых контрольных мероприятий:
наблюдение, самостоятельные работы, открытые занятия, проектная деятельность,
конкурсные мероприятия.
3. Содержание общеразвивающей программы
Уровень сложности содержания программы имеет «Стартовый уровень».
Программа предполагает минимальный уровень сложности освоения материала.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
построена по модульному принципу. Модульный принцип построения программы
определяет создание наиболее благоприятных условий развития личности
обучающихся за счет вариативности содержания.
«Модуль» - структурная единица образовательной программы, имеющая
определенную логическую завершенность по отношению к результатам обучения.
Содержание модуля «Знакомство с кукольным театром».
Содержание
модуля «Юный театр».
3.1 Учебный (тематический) план Модуль №1
«Знакомство с кукольным театром»
№
п/п
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
Название раздела, блока,
темы/кейса
Количество часов
Всего Теория Практика
Формы
аттестации/контроля
Раздел: Знакомство с кукольным театром
Вводное занятие.
Знакомство с театром
Знакомство с
театральными
профессиями
Знакомство с правилами
поведения в театре
Сюжетно ролевая игра
«Театр»
Творческое задание:
нарисовать рисунок
представление о театре
Итого:
1
0,35
0,65
Входной контроль
1
0,35
0,65
Педагогическое наблюдение
1
0,35
0,65
Педагогическое наблюдение
1
0,35
0,65
Педагогическое наблюдение
1
0,35
0,65
5
1,75
3,25
Итоговый контроль,
самостоятельная работа
Содержание учебного плана модуля №1 «Знакомство с кукольным театром»
Раздел №1. Знакомство с театром.
Тема 1. Вводное занятие. Правила техники безопасности, пожарной безопасности,
правило дорожного движения и антитеррористической безопасности, правила
электробезопасности.
Теория. Знакомство с театром. Понятие театра. Особенности театрального
искусства, виды театрального искусства. Знакомство с театральными профессиями,
устройство зрительного зала, культура поведения зрителя.
Практика. Сюжетно ролевая игра "Театр".
Тема 2. Знакомство с театральными профессиями.
Теория. Познакомить детей с театральными профессиями через чтение
литературы, беседы.
Практика.
Рассматривание
иллюстраций,
просмотр
презентации,
Д/и
«Театральные профессии».
Тема 3. Знакомство с правилами поведения в театре.
Теория: Знакомство с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к
активному участию в театральных играх.
Практика. Беседа, рассматривание иллюстраций, просмотр презентации.
Тема 4. Сюжетно ролевая игра «Театр»
Теория. Познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание
играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»).
Практика: Чтение стихов, беседа, просмотр видео – ролика, распределение ролей.
Тема 5. Творческое задание: «Представление о театре»
Теория: Итоговый контроль. Педагогическая диагностика умения дошкольников
использовать театральные навыки.
Практика: Самостоятельная работа рисунок «Представление о театре»
Результатом
освоения
программ
может
быть творческое
и
духовное
развитие участников процесса и воспитание социально-адаптированного человека,
способного применять на практике знания, полученные в кукольном театре.
После
освоения
ознакомительного
модуля
проводится мониторинг,
позволяющий оценить уровень освоения программы.
Условия реализации модуля: Содержание модуля реализуется педагогическими
работниками МКДОУ детский сад №24 пгт. Верхние Серги.
3.2 Учебный (тематический) план Модуль №2
«Юный театр»
№
п/п
1
1.1
Название раздела,темы
Давайте познакомимся
Раздел: Наш театр
1
0,35
0,65
Педагогическое
наблюдение
1
0,35
0,65
Педагогическое
наблюдение
Знакомство с разными видами
театра.
1.4.
Моя волшебная ручка
1
0,35
0,65
1
0,35
0,65
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
1
0,35
0,65
Педагогическое
наблюдение
1.6
Знакомство с видами театров
(театр кукол бибабо,
пальчиковый, масочный,
теневой, настольный,
плоскостной театр)
Ритмопластика
1
0,35
0,65
Педагогическое
наблюдение
1.7
Психогимнастика
1
0,35
0,65
Педагогическое
наблюдение
1.8
Речевая гимнастика
1
0,35
0,65
Педагогическое
наблюдение
1.9
Игровые упражнения «Пойми
меня», «Измени голос»
1
0,35
0,65
Педагогическое
наблюдение
1.10
Творческий отчет: «Рисунок в
театре»
1
0,35
0,65
Самостоятельная
работа,
наблюдение
творческий отчет
1.2
Рассказ об истоках Театра
кукол.
Количество часов
Формы
аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
1.3
1.5
2
2.1
2.2
2.3
Раздел: Наша сказка «Курочка Ряба»
Сказка «Курочка Ряба»
1
0,35
0,65
Разбор сказочных героев,
распределение ролей
Репетиция по эпизодам сказки
2.4 Генеральная репетиция
спектакля
2.5
Творческий отчет показ
пальчикового кукольного
спектакля «Курочка Ряба»
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
1
0,35
0,65
1
0,35
0,65
1
0,35
0,65
Педагогическое
наблюдение
2
0,35
0,65
Самостоятельная
работа,
наблюдение
творческий отчет
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
Знакомство содержание
сказки
Разбор сказочных героев
распределение ролей
Репетиция по эпизодам сказки
Генеральная репетиция
спектакля
Творческий отчет показ
пальчикового кукольного
спектакля «Мой колобок»
4.2
4.3
4.4
4.5
5.2
5.3
5.4
5.5
1
0,35
0,65
Педагогическое
наблюдение
1
0,35
0,65
1
0,35
0,65
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
2
0,35
0,65
Самостоятельная
работа,
наблюдение,
творческий отчет
Знакомство содержание
сказки «Репка»
Разбор сказочных героев
распределение ролей
Репетиция по эпизодам сказки
1
0,35
0,65
Педагогическое
наблюдение
1
0,35
0,65
1
0,35
0,65
Генеральная репетиция
спектакля
Творческий отчет показ
постановка кукольного
спектакля «Репка»
1
0,35
0,65
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
2
0,35
0,65
5
5.1
Педагогическое
наблюдение
Раздел: «Репка»
4
4.1
Раздел: Мой колобок
1
0,35
0,65
Знакомство содержание сказки
«Три медведя»
Разбор сказочных героев
распределение ролей
Репетиция по эпизодам
сказки
Генеральная репетиция
Творческий отчет. Показ
кукольного спектакля «Три
медведя»
Раздел: Три медведя
1
0,35
0,65
1
0,35
0,65
1
0,35
0,65
1
0,35
0,65
2
0,35
0,65
Самостоятельная
работа, наблюдение,
фотоотчет
Текущий контроль
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Самостоятельная
работа,
наблюдение,
фотоотчет
Раздел: Волк и семеро козлят
6
1
0,35
0,65
Педагогическое
наблюдение
1
0,35
0,65
6.3
Знакомство содержание
сказки «Волк и семеро
козлят»
Разбор сказочных героев
распределение ролей
Репетиция по эпизодам сказки
1
0,35
0,65
6.4
Генеральная репетиция
1
0,35
0,65
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
6.1
6.2
6.5
Творческий отчет. Показ
кукольного спектакля «Волк и
семеро козлят»
0,35
0,65
Самостоятельная
работа,
наблюдение,
фотоотчет
Раздел: Маша и медведь
7
7.1
3
Знакомство содержание
сказки «Маша и медведь»
Разбор сказочных героев
распределение ролей
7.3 Репетиция по эпизодам сказки
7.2
1
0,35
0,65
Педагогическое
наблюдение
1
0,35
0,65
1
0,35
0,65
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
7.4
Генеральная репетиция
1
0,35
0,65
Педагогическое
наблюдение
7.5
Творческий отчет. Показ
кукольного спектакля «Маша
и медведь»
1
0,35
0,65
Самостоятельная
работа,
наблюдение,
фотоотчет
Раздел: Гуси лебеди
8
8.1
8.2
8.3
8.4
8.5
Знакомство содержание сказки
«Гуси лебеди»
Разбор сказочных героев
распределение ролей
Репетиция по эпизодам сказки
1
0,35
0,65
Педагогическое
наблюдение
1
0,35
0,65
1
0,35
0,65
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Генеральная репетиция
Творческий отчет. Показ
кукольного спектакля «Гуси
лебеди»
1
1
0,35
0,65
Самостоятельная
работа,
выставка работ,
фотоотчет
Раздел: Теремок
9
Знакомство содержание сказки
«Теремок»
1
0,35
0,65
Педагогическое
наблюдение
Разбор сказочных героев
распределение ролей
9.3 Репетиция по эпизодам сказки
1
0,35
0,65
Педагогическое
наблюдение
1
0,35
0,65
Педагогическое
наблюдение
9.1
9.2
9.4
Генеральная репетиция
1
0,35
0,65
Педагогическое
наблюдение
9.5
Творческий отчет. Показ
кукольного спектакля
«Теремок»
1
0,35
0,65
Самостоятельная
работа,
конкурс творческих
работ,
фотоотчет
10
10.1
Раздел: Итоговое мероприятие
Подведение итогов за год
4
0,35
0,65
Педагогическое
наблюдение
10.2
Итоговая выставка
«Юный театр»
1
0,35
0,65
Выставка работ,
фотоотчет
11
Итоговое занятие
1
0,35
0,65
Итоговый контроль
67
23,45
43,55
Итого:
Содержание учебного плана модуля №2
«Юный театр»
Раздел №1. Наш театр
Тема 1. «Давайте познакомимся». Рассматривание ширмы для кукольного театра,
рассматривание театральных игрушек, персонажей для настольного театра, игра:
«Скажи свое имя ласково», народная игра.
Теория: заключается в том, что театрализованная деятельность способствует
развитию индивидуальности ребёнка, его творческого потенциала, воображения,
мышления
Практика: театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста.
Тема 2. Рассказ об истоках Театра кукол.
Теория: Разновидности кукольного театра в разных странах (Италия, Япония,
Турция, Франция).
Практика: Выбор материалов для изготовления различных частей куклы.
Тема 3. Знакомство с разными видами театра.
Теория: Познакомить с видами (кукольный, теневой, картонный, пальчиковый).
Пальчиковый театр. Картонажный театр. Настольный театр. Театр ростовых кукол.
Масочный театр Теневой театр.
Практика: Формирование навыка пересказа. Артикуляционная и пальчиковая
гимнастика. Освоение навыков владения этими видами театральной деятельности.
Форма контроля. Способствовать развитию актёрских данных у детей. Педагог
отслеживает четкость и координацию речи и движений.
Тема 4. Моя волшебная ручка
Теория: Пальчиковые куклы.
Практика: Овладение навыками кукловождения пальчиковыми.
Тема 5. Знакомство с видами театров (театр кукол бибабо, пальчиковый, масочный,
теневой, настольный, плоскостной театр).
Теория: Развивать интерес к различной театральной деятельности.
Практика: Показ, этюд, инсценировка, игровая импровизация.
Тема 6. Ритмопластика.
Теория: Развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные
способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно, двигаться по
площадке не сталкиваясь друг с другом.
Практика: Беседа о сценическом движении как о средстве выразительности и его
особенностях. Свободная импровизация. Игры. Жесты. Развитие двигательных
способностей: ловкость, подвижность. Упражнения в попеременном напряжении и
расслаблении основных групп мышц.
Тема 7. Психгимнастика.
Теория: Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика,
пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой;
воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.
Практика: мимика, пантомима, жесты.
Тема 8. Речевая гимнастика.
Теория:
Понятие
о
речевой
гимнастике
и
об
особенностях
речи
различных персонажей кукольного спектакля (детей, взрослых персонажей,
различных
Практика:
зверей).
Отработка
навыков
сценической
речи.
Модуляция
голоса.
Тема 9. Игровые упражнения «Пойми меня», «Измени голос».
Теория. Создать условия для проявления своей индивидуальности; формировать в
детях артистичность.
Практика: Игра, объяснение, беседа, личный пример.
Тема 10. Творческий отчет: «Рисунок в театре».
Теория: Итоговый контроль. Педагогическая диагностика умения дошкольников
использовать театральные навыки.
Практика: Самостоятельная работа рисунок «Рисунок в театре».
Раздел №2. Наша сказка «Курочка Ряба»
Тема 1. Сказка «Курочка Ряба».
Теория: Знакомство содержание сказки
Практика: Определение последовательности с событий сказки и характер
персонажей
Тема 2. Разбор сказочных героев, распределение ролей.
Теория: Распределение текста по героям сказки.
Практика: Чтение текста наизусть по ролям.
Тема 3. Репетиция по эпизодам сказки.
Теория: Отличительные речевые особенности (курочка Ряба –кудахчет, мышка
пишите)
Практика: Репетиция монологов героев сказки по эпизодам
Тема 4. Генеральная репетиция спектакля.
Теория: Работа в ширме, взаимодействие героев, индивидуальных подход образом.
Практика: Показ спектакля «Курочка Ряба»
Тема 5. Творческий отчет показ пальчикового кукольного спектакля «Курочка
Ряба».
Практика: Творческий отчет. Показ пальчикового кукольного спектакля «Курочка
Ряба» для воспитанников детского сада.
Раздел №3. Мой колобок
Тема 1. Сказка «Колобок».
Теория: Знакомство содержание сказки
Практика: Определение последовательности с событий сказки и характер
персонажей
Тема 2. Разбор сказочных героев, распределение ролей.
Теория: Распределение текста по героям сказки.
Практика: Чтение текста наизусть по ролям.
Тема 3. Репетиция по эпизодам сказки.
Теория: Отличительные речевые особенности (волк, медведь - рычит, лиса хитрым
голоском говорит)
Практика: Репетиция монологов героев сказки по эпизодам
Тема 4. Генеральная репетиция спектакля.
Теория: Работа в ширме, взаимодействие героев, индивидуальных подход образом.
Практика: Показ спектакля «Колобок»
Тема 5. Творческий отчет показ рукавичный кукольного спектакля «Колобок».
Практика: Творческий отчет. Показ рукавичный кукольного спектакля «Колобок»
для воспитанников детского сада.
Раздел №4. Репка
Тема 1. Сказка «Репка».
Теория: Знакомство содержание сказки.
Практика: Определение последовательности с событий сказки и характер
персонажей
Тема 2. Разбор сказочных героев, распределение ролей.
Теория: Распределение текста по героям сказки.
Практика: Чтение текста наизусть по ролям.
Тема 3. Репетиция по эпизодам сказки.
Теория: Отличительные речевые особенности (жучка лает, кошка-мяукает, мышкапищит).
Практика: Репетиция монологов героев сказки по эпизодам.
Тема 4. Генеральная репетиция спектакля.
Теория: Работа в ширме, взаимодействие героев, индивидуальных подход образом.
Практика: Показ спектакля «Репка»
Тема 5. Творческий отчет показ рукавичный кукольного спектакля «Репка».
Практика: Творческий отчет. Показ рукавичный кукольного спектакля «Репка» для
воспитанников детского сада.
Раздел №5. Три медведя
Тема 1. Сказка «Три медведя».
Теория: Знакомство содержание сказки
Практика: Определение последовательности с событий сказки и характер
персонажей
Тема 2. Разбор сказочных героев, распределение ролей.
Теория: Распределение текста по героям сказки.
Практика: Чтение текста наизусть по ролям.
Тема 3. Репетиция по эпизодам сказки.
Теория: Отличительные речевые особенности (девочка, Михайло Иванович,
Настасья Петровна, Мишутка)
Практика: Репетиция монологов героев сказки по эпизодам
Тема 4. Генеральная репетиция спектакля.
Теория: Работа в ширме, взаимодействие героев, индивидуальных подход образом.
Практика: Показ спектакля «Три медведя»
Тема 5. Творческий отчет показ рукавичный кукольного спектакля «Три медведя».
Практика: Творческий отчет. Показ рукавичный кукольного спектакля «Три
медведя» для воспитанников детского сада.
Раздел №6. Волк и семеро козлят
Тема 1. Сказка «Волк и семеро козлят».
Теория: Знакомство содержание сказки.
Практика: Определение последовательности с событий сказки и характер
персонажей
Тема 2. Разбор сказочных героев, распределение ролей.
Теория: Распределение текста по героям сказки.
Практика: Чтение текста наизусть по ролям.
Тема 3. Репетиция по эпизодам сказки.
Теория: Отличительные речевые особенности (волк-тонким голоском, кузнец)
Практика: Репетиция монологов героев сказки по эпизодам
Тема 4. Генеральная репетиция спектакля.
Теория: Работа в ширме, взаимодействие героев, индивидуальных подход образом.
Практика: Показ спектакля «Волк и семеро козлят»
Тема 5. Творческий отчет показ рукавичный кукольного спектакля «Волк и семеро
козлят».
Практика: Творческий отчет. Показ рукавичный кукольного спектакля «Волк и
семеро козлят» для воспитанников детского сада.
Раздел №7. Маша и медведь
Тема 1. Сказка «Маша и медведь».
Теория: Знакомство содержание сказки.
Практика: Определение последовательности с событий сказки и характер
персонажей.
Тема 2. Разбор сказочных героев, распределение ролей.
Теория: Распределение текста по героям сказки.
Практика: Чтение текста наизусть по ролям.
Тема 3. Репетиция по эпизодам сказки.
Теория: Отличительные речевые особенности (Маша, медведь).
Практика: Репетиция монологов героев сказки по эпизодам.
Тема 4. Генеральная репетиция спектакля.
Теория: Работа в ширме, взаимодействие героев, индивидуальных подход образом.
Практика: Показ спектакля «Маша и медведь»
Тема 5. Творческий отчет показ рукавичный кукольного спектакля «Маша и
медведь».
Практика: Творческий отчет. Показ рукавичный кукольного спектакля «Маша и
медведь» для воспитанников детского сада.
Раздел №8. Гуси лебеди
Тема 1.Сказка «Гуси лебеди».
Теория: Знакомство содержание сказки
Практика: Определение последовательности с событий сказки и характер
персонажей
Тема 2. Разбор сказочных героев, распределение ролей.
Теория: Распределение текста по героям сказки.
Практика: Чтение текста наизусть по ролям.
Тема 3. Репетиция по эпизодам сказки.
Теория: Отличительные речевые особенности (Баба –яга, Мышка, яблоня, печка,
речка).
Практика: Репетиция монологов героев сказки по эпизодам.
Тема 4. Генеральная репетиция спектакля.
Теория: Работа в ширме, взаимодействие героев, индивидуальных подход образом.
Практика: Показ спектакля «Гуси лебеди».
Тема 5. Творческий отчет показ рукавичный кукольного спектакля «Гуси лебеди».
Практика: Творческий отчет. Показ рукавичный кукольного спектакля «Гуси
лебеди» для воспитанников детского сада.
Раздел №9. Теремок
Тема 1. Сказка «Теремок».
Теория: Знакомство содержание сказки.
Практика: Определение последовательности с событий сказки и характер
персонажей.
Тема 2. Разбор сказочных героев, распределение ролей.
Теория: Распределение текста по героям сказки.
Практика: Чтение текста наизусть по ролям.
Тема 3. Репетиция по эпизодам сказки.
Теория: Отличительные речевые особенности (Мышка-норушка, лягушка –
квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь
косолапый).
Практика: Репетиция монологов героев сказки по эпизодам.
Тема 4. Генеральная репетиция спектакля.
Теория: Работа в ширме, взаимодействие героев, индивидуальных подход образом.
Практика: Показ спектакля «Теремок».
Тема 5. Творческий отчет показ рукавичный кукольного спектакля «Теремок».
Практика: Творческий отчет. Показ рукавичный кукольного спектакля «Теремок»
для воспитанников детского сада.
Раздел №10. Итоговое мероприятие
Тема 1. Подведение итогов за год.
Теория: Обсуждение планов на будущий год.
Практика: Итоговый спектакль. К концу обучения дети должны знать героев
Тема 2. Итоговая выставка творческих работ ««Юный театр»
Теория: Вовлечение детей в сферу социального творчества, воспитание и
формирование художественно-эстетического с искусством формирует свой
эстетический идеал, помогает соотносить культуру разных эпох и народностей, а
также совершенствует эстетический вкус. В условиях дополнительное образование
наиболее эффективным является введение ребёнка в мир искусства через
театральную деятельность, базирующуюся на игре. А игра, как мы знаем, является
ведущей деятельностью для ребёнка на данном этапе.
Практика: Показ кукольного театра последующей коллективной презентацией.
Самостоятельная коллективная сборка задуманных моделей. Демонстрация своих
умений, навыков и достижений педагогам дополнительного образования и
сверстникам – болельщикам, общественности.
Тема 3. Итоговое занятие «Юный театр»
Теория: Творческий отчет – показ спектакля. Итоговый контроль.
Практика:
Анализ
показа.
Подведение
итогов.
Награждение
лучших обучающихся
Результатом
освоения
модуля
является
«Юный театр» является
формирование и развитие интеллектуальных и социальных компетенций,
необходимых для дальнейшего успешного применения в конструировании и
проектировании.
Условия
реализации
модуля:
Содержание
модуля
реализуется
педагогическими работниками МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги.
4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
-умеют ставить перед собой определенные цели и задачи;
владеют приемами работы с куклой, с ширмой;
- умеют грамотно и аргументировано оценить свои творческие возможности,
могут видеть и поправить ошибки;
- умеют подобрать,
- выучить с помощью родителей и обыграть с куклой роль;
Метапредметные результаты:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
- контролируют свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- анализируют причины успеха/неуспеха,
- освают с помощью педагога позитивные установки типа: «У меня всё
получится», «Я ещё многое смогу».
Личностные результаты:
– умеют сотрудничать со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение,
стремление прислушиваться к мнению других детей;
- учащею прозы в изучении произведений художественной литературы;
- понимают значимости занятий театральным искусством для личного развития
Раздел №2. Комплекс организационно – педагогических условий
1. Календарный учебный график
Продолжительность
образовательного процесса составляет 36 учебных
недели, 9 учебных месяцев. Объем программы составляет 72 часа в год. Занятия
проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу в день.
С 01 июля по 25 августа осуществляется з а ч и с л е н и е о б у ч а ю щ и х с я в
группы.
Образовательный процесс начинается с 01 сентября и заканчивается 31 мая.
Обучение по данной программе осуществляется в течение всего учебного года, за
исключением новогодних и летних каникул.
1.1 Модуль №1 «Знакомство с кукольным театром»,
группа №1 (возраст обучающихся 5-6 лет)
Форма контроля
Форма
Кол-во
Тема занятия
занятия
часов
Раздел: Знакомство с кукольным театром (5 часов)
№
п/п
месяц
1
сентябрь
групповая
1
Вводное занятие.
Знакомство о театре
Входной контроль
2
сентябрь
групповая
1
Знакомство с театральными
профессиями
Педагогическое
наблюдение
3
сентябрь
групповая
1
Знакомство с правилами
поведения в театре
Педагогическое
наблюдение
4
сентябрь
групповая
1
Педагогическое
наблюдение
5
сентябрь
групповая
1
Сюжетная ролевая игра
«Театр»
Творческое задание:
«Нарисовать рисунок
представление о театре»
Итоговый контроль,
самостоятельная
работа
Итого:
5
1.1 Модуль №2 «Юный театр»,
группа №1 (возраст обучающихся 5-6 лет)
Месяц
Форма
занятия
1.1
сентябрь
групповая
1
1.2
сентябрь
групповая
1
Рассказ об истоках Театра
кукол
Педагогическое
наблюдение
1.3
сентябрь
групповая
1
1.4
сентябрь
групповая
1
Знакомство с разными
видами театра
Моя волшебная ручка
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
1.5
сентябрь
групповая
1
Педагогическое
наблюдение
1.6
сентябрь
групповая
1
Знакомство с видами
театров (театр кукол
бибабо, пальчиковый,
масочный, теневой,
настольный, плоскостной
театр)
Ритмопластика
1.7 сентябрь-
групповая
1
Психогимнастика
Педагогическое
наблюдение
октябрь
Кол-во
Тема занятия
часов
Раздел: Наш театр (4 часа)
Форма контроля
№
п/п
1
Давайте познакомимся,
скажи свое имя ласково
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
1.8
октябрь
групповая
1
Речевая гимнастика
Педагогическое
наблюдение
1.9
октябрь
групповая
1
Педагогическое
наблюдение
1.10
октябрь
групповая
1
Игровые упражнения:
«Пойми меня», «измени
голос»
Творческий отчет:
«Рисунок в театре»
2
2.1
октябрь
Раздел: Наша сказка «Курочка Ряба»
групповая
1
Сказка «Курочка Ряба»
2.2
октябрь
групповая
1
2.3
октябрь
групповая
1
2.4
октябрь
групповая
1
2.6
октябрь ноябрь
групповая
2
Самостоятельна
я работа,
выставка работ,
фотоотчет
Педагогическое
наблюдение
Разбор сказочных героев,
распределение героев
Репетиция по эпизодам
сказки
Генеральная репетиция
спектакля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Творческий отчет показ
пальчикового кукольного
спектакля «Курочка Ряба»
Самостоятельна
я работа,
выставка работ,
фотоотчет
3
3.1
ноябрь
групповая
Раздел: Мой колобок
1
Сказка «Колобок»
3.2
ноябрь
групповая
1
3.3
ноябрь
групповая
1
3.4
ноябрь
групповая
1
3.5
ноябрь
групповая
2
Разбор сказочных героев,
распределение героев
Репетиция по эпизодам
сказки
Генеральная репетиция
спектакля
Творческий отчет показ
пальчикового кукольного
спектакля «Колобок»
Раздел: Репка
4
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Самостоятельна
я работа,
выставка работ,
фотоотчет
4.1
ноябрь
групповая
1
Сказка «Репка»
Педагогическое
наблюдение
4.2
декабрь
групповая
1
4.3
декабрь
групповая
1
4.4
декабрь
групповая
1
Разбор сказочных героев,
распределение героев
Репетиция по эпизодам
сказки
Генеральная репетиция
спектакля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
4.5
декабрь
групповая
2
Творческий отчет показ
пальчикового кукольного
спектакля «Репка»
Самостоятельна
я работа,
выставка работ,
фотоотчет
5
Раздел: Три медведя
групповая
1
январь
групповая
1
5.3
январь
групповая
1
5.4
январь
групповая
1
5.5
январь
групповая
2
5.1
январь
5.2
Сказка «Три медведя»
Разбор сказочных героев,
распределение героев
Репетиция по эпизодам
сказки
Генеральная репетиция
спектакля
Творческий отчет показ
пальчикового кукольного
спектакля «Репка»
Текущий контроль
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Самостоятельна
я работа,
выставка работ,
фотоотчет
Раздел: Волк и семеро козлят
6
6.1 февраль
групповая
1
Сказка «Волк и семеро
козлят»
Разбор сказочных героев,
распределение героев
Репетиция по эпизодам
сказки
Генеральная репетиция
спектакля
Творческий отчет показ
пальчикового кукольного
6.2
февраль
групповая
1
6.3
февраль
групповая
1
6.4
февраль
групповая
1
6.5
февраль
групповая
3
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Самостоятельна
я работа,
7
спектакля «Волк и семеро
козлят»
Раздел: Маша и медведь
выставка работ,
фотоотчет
7.1
март
групповая
1
Сказка «Маша и медведь»
Педагогическое
наблюдение
7.2
март
групповая
1
Разбор сказочных героев,
распределение героев
Педагогическое
наблюдение
7.3
март
групповая
1
Педагогическое
наблюдение
7.4
март
групповая
1
Репетиция по эпизодам
сказки
Генеральная репетиция
спектакля
7.5
март
групповая
2
8.1
март
групповая
1
Сказка «Гуси лебеди»
Педагогическое
наблюдение
8.2
март
групповая
1
Разбор сказочных героев,
распределение героев
Педагогическое
наблюдение
8.3
апрель
групповая
1
8.4
апрель
групповая
1
Репетиция по эпизодам
сказки
Генеральная репетиция
спектакля
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
8.5
апрель
групповая
3
Творческий отчет показ
пальчикового кукольного
спектакля «Гуси лебеди»
Самостоятельна
я работа,
выставка работ,
фотоотчет
8
Творческий отчет показ
пальчикового кукольного
спектакля «Маша и
медведь»
Раздел: Гуси лебеди
Педагогическое
наблюдение
Самостоятельна
я работа,
выставка работ,
фотоотчет
Раздел: Теремок
9
9.1
апрель
групповая
1
Сказка «Теремок»
Педагогическое
наблюдение
9.2
апрель
групповая
1
Разбор сказочных героев,
распределение героев
Педагогическое
наблюдение
9.3 апрель
групповая
1
Педагогическое
наблюдение
9.4
апрель
групповая
1
Репетиция по эпизодам
сказки
Генеральная репетиция
спектакля
9.5
май
групповая
2
Творческий отчет показ
пальчикового кукольного
спектакля «Теремок»
Самостоятельна
я работа,
конкурс
творческих
работ,
фотоотчет
Педагогическое
наблюдение
Раздел: Итоговое мероприятие (6 часов)
10
10.1
май
групповая
4
Подведение итогов за год
Педагогическое
наблюдение
10.2
май
групповая
1
Итоговая выставка
творческих работ «Юный
театр»
Выставка работ,
Конкурс
видео,
фотоотчет
11
май
групповая
1
Итоговое занятие «Юный Итоговый контроль
театр»
Всего
67
2. Условия реализации общеразвивающей программы
Материально-техническое обеспечение
Требования к помещению:
помещение для занятий и освещение в них, отвечающие требованиям СанПин
для учреждений дополнительного образования;
столы, стулья по количеству обучающихся и 1 рабочим местом для педагога.
Оборудование:
МФУ формата А4;
музыкальный центр
ноутбук
ширма
соединение с интернетом
в книжном варианте
наглядные пособия
видеоматериалы;
Расходные материалы:
бумага писчая;
шариковые ручки;
Кадровое обеспечение:
Теоретические и практические занятия модулей реализуются педагогическими
работниками МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги применением электронного
обучения.
Часть практических занятий реализуется педагогическими работниками МКДОУ
детский сад №24 пгт. Верхние Серги.
Также обучающихся на местах сопровождает педагогический работник МКДОУ
детский сад №24 пгт. Верхние Серги в целях консультативной помощи во время
занятий.
3. Формы аттестации и оценочные материалы
Отслеживание результатов реализации программы проводится по средствам
мониторинга достижений, обучающихся в течение всего учебного года. Так как
программа
построена
по
модульному
принципу
развитие
предметных
компетенций, обучающихся анализируются по каждому модулю отдельно.
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:
Текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью
ребёнка в процессе занятий;
Промежуточный – праздники, конкурсы, проводимые в учреждении;
Итоговый – открытые занятия, спектакли.
Мероприятия
и
праздники,
проводимые
в
коллективе,
являются
промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребёнка, раскрытием
его творческих и духовных устремлений. Творческие задания, вытекающие из
содержания занятия, дают возможность текущего контроля. Открытые занятия
по актёрскому мастерству и сценической речи являются одной из форм
итогового
контроля.
Конечным
результатом
занятий,
позволяющим
контролировать развитие способностей каждого ребёнка, является спектакль или
театральное представление.
3.1 Критерии оценивания
Мониторинг достижения детьми итоговых результатов освоения
программы:
1.Основы театральной культуры.
Высокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной
деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды
театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью;
использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности;
затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного
произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные
характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на
основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного
произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных
героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и
второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета;
пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках
знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует
различные средства выразительности.
знания
о
различных
Средний уровень – 2 балла: владеет
эмоциональных
состояниях
и
может
их
продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует
различные средства выразительности с помощью воспитателя. 4. Навыки
кукловождения.
Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе
над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над
спектаклем.
Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.
5.Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с
партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с
партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах
работы над спектаклем.
Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности.
Высокий уровень (18-21 баллов). Проявляет устойчивый интерес к театральному
искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею
литературного
произведения
(пьесы).
Творчески
интерпретирует
его
содержание. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные
состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения.
Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной
речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.
Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные
характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует.
Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности.
Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень (11-17 баллов). Проявляет эмоциональный интерес к
театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о
различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание
произведения. Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя
эпитеты, сравнения и образные выражения. Владеет знаниями о эмоциональных
состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с
помощью воспитателя. Создает по эскизу или словесной характеристикеинструкции воспитателя образ персонажа. Владеет навыками кукловождения,
может применять их в свободной творческой деятельности. В помощь,
руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам
сюжета. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами.
Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень (7-10 баллов). Малоэмоционален, проявляет интерес к
театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении
различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает
содержание
произведения,
но
не
может
выделить
единицы
сюжета.
Пересказывает произведение только с помощью руководителя. Различает
элементарные
эмоциональные
продемонстрировать
при
состояния
помощи
мимики,
героев,
жеста,
но
не
может
движения.
их
Владеет
элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их
продемонстрировать в процессе работы над спектаклем. Не проявляет
активности в коллективной творческой деятельности. Не самостоятелен,
выполняет все операции только с помощью руководителя.
3.2 Перечень диагностического материала для осуществления
мониторинга достижения обучающимися планируемых результатов
- Мониторинг достижения обучающимися предметных результатов;
-
Мониторинг достижения обучающимися метапредметных результатов;
-
Мониторинг достижения обучающимися личностных результатов;
-
Мониторинг успешности обучающихся в рамках реализации программы в
сетевой форме.
Ссылка
для
доступа
к
общему
мониторингу
на
google
диске:
https://drive.google.com/file/d/1Kcre0bFSsS21bh12ASGLUgMULCIBu_00/view?usp=
sh aring
4. Методические материалы
Образовательный процесс осуществляется в
очной
форме.
В
образовательном процессе используются следующие методы:
Перцептивный акцент:
-
словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной
литературы);
-
наглядные методы (демонстрации
мультимедийных
презентаций,
фотографии, видеосюжеты);
-
практические методы (упражнения, задачки).
Гностический аспект:
-
иллюстративно - объяснительные методы;
-
репродуктивные методы;
-
проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть
готового знания;
-
эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора
вариантов;
-
исследовательские – дети сами открывают и исследуют знания.
Логический аспект:
-
индуктивные методы, дедуктивные методы, продуктивные методы;
-
конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение,
обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как
мыслительные операции.
Управленческий аспект:
-
методы учебной работы под руководством педагога;
-
методы самостоятельной учебной работы учащихся.
Методы стимулирования и мотивации деятельности (интереса к занятиям):
-
познавательные задачи;
-
дискуссии;
-
опора на неожиданность;
-
создание ситуации новизны;
-
ситуации гарантированного успеха и т.д.
Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности,
настойчивости:
-
убеждение;
-
требование;
-
приучение;
-
упражнение;
-
поощрение.
Список литературы
Для педагога:
1. В кукольном театре...- М.: Сов. Россия, 2000. - ( Б-чка «В помощь худож.
самодеятельности).
2.Горбина Е.В., Михайлова М.А. В театре нашем для вас поем и пляшем.
Музыкальные сказки – спектакли для дошкольников. – Ярославль: Академия
развития: Акадкмия Холдинг, 2000. – 112 с Серия: «Детский сад: день за днем».
3. Деммени Е. Призвание - кукольник. - Л.: Искусство, 2004.
4. Каранович А. Мои друзья - куклы. - М.: Искусство, 2014.
5. Королев М. Искусство театра кукол. - Л.: Искусство, 2022.
6. Караманенко Т., Караманенко Ю. Театр кукол - дошкольникам. - М:
Просвещение, 2000.
7. Кузнецова С.А. Уроки сказок: программы занятий по творческому развитию
детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 282, серия «Здравствуй, школа!»
8. Кузнецова Т. Программа обучения детей Театр кукол. М.: репертуарнометдическая библиотечка « Я вхожу в мир искусств».№9(25) 2009.
9. Крутенкова А.Д. Кукольный театр: программа, рекомендации, мини –
спектакли, пьесы. 1-9 классы. Волгоград: Учитель, 2009.-200с.
10. Лоза.О. Актерский тренинг по системе Станиславского. Упражнения и
этюды.- М.: АСТ: М.: Полиграфиздат; СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2010. – 192
с.: ил.- (Золотой фонд актерского мастерства.). 11. Новогрудский Л.С. В
кукольном театре.- М.: Сов. Россия, 1989. – 96 с. – Б-чка «В помощь худож.
Самодеятельности»; № 6.
12. Образцов С. Моя профессия. - М.: Искусство, 2000
13.Полякова О., Файнштейн Ф. Решение сценического пространства: Сп ктакли
ГАЦТК. - М.:СТД РСФСР, 2010.
14. Программы общеобразовательных учреждений «Театр.1-11 классы»,
рекомендованной
Главным
управлением
общего
среднего
образования
Министерства образования и науки РФ (М.: Просвещение, 2003).
15. Родари Дж. Грамматика фантазии. - М.: Прогресс,2009.
16. Сарабьян.Э. Актерский тренинг по системе Станиславского. Речь. Слова.
Голос.Максимальная достоверность и убедительность.- М.: АСТ, 2010. –160 с.
17. Смирнова Н. В театре кукол. - М.: Знание, 2000.
18. Сперанский Е. Актер театра кукол. - М.: ВТО, 2010.
19. Соломоник И. Традиционный театр кукол Востока. - М.: Наука, 2000.
20. Соловьева Н. Театр кукол. Пособие для кружков художественной
самодеятельности. – М.:ВТО,2008.
21. Файнштейн Ф. Самодеятельный театр кукол: Программа по организации и
работе дет. самодеят. театра кукол // Я вхожу в мир искусств. - 2000. - № 3.
22. Флинг Х. Куклы – марионетки/ Пер. с англ. – СПб.: Регата, Издательский
Дом «Литера», 2000. – 160с., ил.(«Академия увлечений») 23. Шпет Л. Хоровод
кукол: Сб. пьес. - М.: Искусство, 2017.
24. Что же такое театр кукол?: Сб. статей. - М.: ВТО, 2007.
25. Что же такое театр кукол?: Сб. статей. - М.: СТД РСФСР, 2000.
Для детей и родителей:
1. Алянский Ю. Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. – Л.: Дет.
лит.,2000. – 143 с.
2. Давыдова М.А., Агапова И.А. Мягкие игрушки своими руками: Рукоделие в
начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2004.- 192с.(Серия «Вмести с детьми».)
3. История развития кукольного театра. Москва. Изд. – “Нева”. 2000 г.
4. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. –
М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 48 с.(Детские праздники и развлечения).
5. Образцов С. Всю жизнь я играю в куклы. - М.: Малыш, 2003.
6. Рахно М.О. Хусаинова Я.Ю. Домашний кукольный театр. – Ростов н /Д:
Феникс, 2008. – 215,с.: (Мир вашего ребёнка).
7. Смирнова Н. ...И оживают куклы - М.; Дет. лит., 2000.
8. Смирнова К. Театр Сергея Образцова. - М.: Наука, 2009.
9. Сперанский Е. Повесть о странном жанре. - М.: ВТО, 2005.
Интернет-ресурсы:
1.http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2.http://littlehuman.ru/393/
3.http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-спомощьюскороговорок.php
Приложение №1
Игры и упражнения на речевое дыхание:
1. Игра со свечой
Цель: развивать правильное речевое дыхание. Ход игры. Детям предлагается
сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на
некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить
плавно «танцевать» пламя. Выдох делается тонкой упругой и плавной струей
воздуха через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей
горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.
2. Мыльные пузыри
Цель: развивать правильное речевое дыхание. Ход игры. Дети распределяются на
две команды. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном
выдохе выдувает «мыльные пузыри». Надо стараться, чтобы они лопались не
сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Дети
второй группы следят за их действиями и одновременно хором или по ролям
читают стихотворение Э.Фарджен
«Мыльные пузыри»: - Осторожно – пузыри! - Осторожно – пузыри! - Ой, какие!
Ой, смотри! - Раздуваются! Блестят! - Отрываются! Летят! - Мой – со сливу! Мой – с орех! - Мой – не лопнул дольше всех!
Артикуляционная гимнастика. Зарядка для губ
1. Веселый пятачок:
а) на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка;
на счет «два» губы растягиваются в улыбке, не обнажая зубов;
б) сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем
вправо и влево;
в) пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.
Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ,
фыркнув, как лошадка.
2. Лягушки. Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам. Улыбаются,
смеются, а глаза у них, как блюдца. Губы растягиваются в улыбке, не обнажая
зубов.
Приложение № 2
(http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-спомощьюскороговорок.php)
СКОРОГОВОРКИ
1. Сев в такси, спросила такса: за проезд какая такса? А таксист ответил так:
возим такс мы просто так.
2. Во лесу лозу вяжу, на возу лозу везу. Коза лозу не лежи - накажу!
3. На мели мы лениво ловили налима. На мели мы лениво ловили линя.
4. О любви, не меня ли вы мило молили, но туманы лимана манили меня.
5. Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: "Цыц!"
6. Пекарь Петр пек пироги.
7. Говорит попугай попугаю: "Я тебя попугай, попугаю!" Попугаю в ответ
попугай: "попугай, попробуй, попугай!"
8. Сыворотка из-под простокваши.
9. Еду я по выбоинам, из выбоин не выеду я.
10. Проворонила ворона вороненка.
11. Около кола колокола.
12. Ткач ткет ткани на платки Тане.
13. Ложечка моя желобоко выгибистая, да с переповы подвертом.
14. Мышки сушек насушили, Мышки кошек пригласили.
15. Рима рано чистит рану, рядом Рома моет раму.
16. Была у Фрола, на Лавра Фролу наврала.
17. Пойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.
18. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
19. Эй вы, львы, не вы ли выли у Невы?
20. Шли три попа, три Прокопья попа, три Прокопьевича.
21. Говорили про попа, про Прокопья про попа, про Прокопьевича.
22. Стоит поп на копне, колпак на попе,
23. Копна под попом, поп под колпаком.
24. У Феофана Митрофаныча три сына Феофан