Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности_Волшебный клубочек

1

Пояснительная записка
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Волшебный клубочек» является программой художественной направленности.
Программа включает в себя

основы вязания крючком, основы вязания

спицами.
Работа с пряжей - это одновременно и интересное хобби, и психотерапия
досуг, и способ экономии денег, а для кого -то возможно и первый шаг к
будущей профессии.
Высшее мастерство-связать любую вещь своими руками! Превращать
обычную пряжу в произведение искусства. Это не просто процесс создания
одежды или аксессуаров, а настоящее творчество, где каждая петелька за
петельку наполнены душой мастера.
Когда вещь создана с любовью и вниманием к деталям, она обретает особую
энергетику и становится уникальной. В каждом изделии чувствуется тепло рук,
создававших его, и особая энергетика, которая делает вещь по-настоящему
особенной.
Такое мастерство требует не только навыков и техники, но и вдохновения,
умения чувствовать материал и понимать, как он будет выглядеть в готовом
виде. Создавая вещь своими руками, мастер вкладывает в неё частичку своей
души, делая её неповторимой и запоминающейся.
Актуальность
общеразвивающая

программы:
программа

Дополнительная
«Волшебный

общеобразовательная,

клубочек»

разработана

на

основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2. Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
2

3. «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»,
утверждено Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-Р.
4. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
5. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
6. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. Приказ от 26.06.2019 № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций
«Правила

персонифицированного

финансирования

дополнительного

образования детей в Свердловской области».
8. Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы)».
9. Письма Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
10. «Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ в образовательных организациях» (методические рекомендации).
МИНИСТЕРСТВО

ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ

ОБЛАСТИ.

И

МОЛОДЕЖНОЙ

Государственное
3

ПОЛИТИКИ

автономное

нетиповое

образовательное учреждение Свердловской области «Дворец молодёжи»
Региональный модельный центр. Екатеринбург 2021г.
11.Уставом МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги, разработана в соответствии с
социальным заказом художественной направленности.
Новизна программы
1.Программа

«Волшебный

клубочек»

позволяет

осваивать

несколько

направлений искусства вязания, осуществлять их сочетание в творчестве, что
расширяет возможности развития творческих способностей и креативного
мышления.
2. В основе программы заложено приобщение детей к традиционным формам
рукоделия в совокупности с современными тенденциями развития вязального
искусства.
3. Программа предполагает тесное переплетение техник вязания.

4

Актуальность программы
Вязание - любимое и широко распространенное ремесло. Привлекает оно
многими достоинствами. Постигнув его секреты, можно без особых затрат
изготовить не только качественный, но и неповторимый наряд, сделать уютным
и красивым свой дом. Сам процесс вязания действует успокаивающе на
человека. И неудивительно, что в последнее время вязанием стали увлекаться
не только взрослые, но и дети. Наша задача не просо привлечь, но и научить
детей этому замечательному ремеслу, сделать его доступным для всех.
Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую
направленность к популяризации рукоделия, внесению новых современных
тенденций в его традиционные формы. Освоение новых современных техник
вязания позволяет сформировать художественный вкус ребенка, сделать
доступными другие формы художественного творчества.
Программа

ориентирована

на

разный

уровень

способностей

и

подготовленности учащихся. В ходе ее освоения, каждый ребенок поднимается
на новый качественный уровень индивидуального развития, что соответствует
потребностям детей и их родителей.

5

Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы заключена в эффективной
организации образовательных, воспитательных и творческих процессов,
основывающихся на единстве формирования сознания, воспитания и поведения
детей в условиях социума.
В основе реализации программы лежит активный процесс взаимодействия
педагога и воспитанников: в совместном общении выстраивается система
жизненных отношений и ценностей в единстве с деятельностью.
Занятия видами рукоделия, представленными в программе, способствуют
развитию

эстетического

вкуса,

воображения,

фантазии,

воспитанию

усидчивости, аккуратности, трудолюбия.
Формируется благоприятная среда для индивидуального развития детей,
происходит саморазвитие, самореализация, формируется творчески активная
личность.
Цель программы - формирование и развитие творческих способностей,
учащихся в процессе освоения вязального мастерства (крючок и спицы).
Задачи программы:
 Образовательные:
- освоить традиционные техники вязания крючком и спицами,
- ознакомиться с современными приемами вязания,
- познакомить с видами пряжи, нитей;
-

обучить

правильному

положению

рук

при

вязании,

пользованию

инструментами;
- научить основным приемам вязания;
- формировать умение читать и применять на практике схемы различных
узоров;
- научить выполнять сборку и оформление готового изделия;
- учить самостоятельно создавать и выполнять различные вязаные изделия.
 Развивающие:
6

- способность развитию мелкой моторики учащихся,
- развивать образное мышление,
- развивать художественный вкус и чувство прекрасного,
- развивать фантазию, творческие способности.
 Воспитательные:
- воспитывать эстетический художественный вкус, стремление к красоте и
желание ее создавать,
- воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение, желание довести начатое
дело до конца.

7

Отличительные особенности программы:
Программа «Волшебный клубочек» стала результатом многолетнего
изучения и освоения автором техники вязания. Отличительной особенностью
программы является применение педагогической технологии на основе
интенсификации и активизации деятельности обучающихся (проблемное
обучение, игровые технологии), технологии поэтапного освоения новых видов
техник вязания.
1 год обучения - данная программа позволяет обучать детей, начиная с 7-8
летнего возраста. Она включает в себя: базовые теоретические и практические
основы техники вязания, знакомство с историей возникновения вязального
искусства и современными техниками вязания.
2 год обучения - предполагает усвоение полученных знаний на практике путем
выполнения образцов работ, следуя инструкциям преподавателя, направленных
на

создание

изделия,

отвечающего

функциональным

и

эстетическим

требованиям.
3,4 год обучения - совершенствование мастерства, изготовление изделий
повышенной сложности, высокого художественного и исполнительского
уровня, самостоятельные творческие работы обучающихся.

8

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Объединение комплектуется из учащихся 7-12 лет, так как возрастные и
психофизические особенности детей, базовые знания, умения и навыки
соответствуют данному виду творчества.

9

Режим занятий
Программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся:
1 год обучения: 7-8 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 раза с
перерывом 15 минут, продолжительность занятий 45 минут, (144 часа),
количество учащихся в группе 10-15 человек.
2 год обучения:8-9 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю, по 2 раза с
перерывом 15 минут, продолжительность занятий 45 минут, (144 часа),
количество учащихся в группе 10-15 человек.
3 год обучения: 10-11 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю, по 2 раза с
перерывом 15 минут, продолжительность занятий 45 минут, (216 часа),
количество учащихся в группе 10-15 человек.
4 год обучения: 11-12 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю, по 2 раза с
перерывом 15 минут, продолжительность занятий 45 минут, (216 часа),
количество учащихся в группе 10-15 человек.
Учебная программа рассчитана на 4 года обучения, общий объём
образовательной программы 720 часов.
Работа с родителями:
открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы,
родительские собрания).
анкетирование и тестирование родителей;
наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, творческие
папки, выставки детских работ;
экскурсии.
Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных
принципов. Обеспечение условий, способствующих самоопределению,
саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из
важнейших принципов работы.
10

В результате обучения дети должны получить знания:
Виды декоративно-прикладного творчества;
Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;
Название и назначение материалов, их элементарные свойства,
использование, применение и доступные способы обработки;
Правила организации рабочего места;
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными
материалами. Умения:
Правильно организовать свое рабочее место;
Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки
на практике; Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при
работе с различными материалами и инструментами;
Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания,
умения и навыки, полученные по предмету специализации;
Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь,
проявлять самостоятельность.
В результате реализации программы, учащиеся первого года обучения
будут знать: По завершении первого года обучения, дети должны получить
знания:
- правила техники безопасности с инструментами и материалами;
- названия материалов и их виды, свойства и происхождение; - основные
термины и понятия вязание крючком.
- уметь:
- работать нужными инструментами и приспособлениями;
- называть и различать материалы и их виды;
- определять свойства материала опытным путем;
- выбирать материалы для работы, учитывая их свойства и назначение изделия;
- соблюдать порядок на своём рабочем месте.
По завершении второго года обучения дети должны получить знания:
11

Технику безопасности труда и личной гигиены;
Знать способы вязания.
Технику и основные приемы вязания спицами;
Условные обозначения при вязании спицами;
умения:
Пользоваться необходимыми инструментами и приспособлениями;
Правильно начинать и заканчивать изделие, наращивать нить;
Владеть основными техниками вязанием спицами;
Пользоваться инструментами для вязания (крючком спицами);
Выполнять воздушные петли и различные виды столбиков (полу столбик,
столбик без накидав, столбик с накидном, пышный столбик);
Правильно начинать и заканчивать работу;
Выполнять узор по схеме и описанию.
После третьего года обучения дети должны получить знания:
-организация рабочего места. ТБ при работе с колющими, режущими
- уметь оформлять готовую работу в паспарту, в рамку.
подбирать нитки для вязания;
соблюдать технику безопасности.
После четвертого года обучения дети должны получить знания:
 Правильно пользоваться необходимыми инструментами и приспособлениями;
 Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
 Уметь изготавливать сложные изделия вязанием крючком;
 Владеть технологией работы с крючком и спицами;

12

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
1 год обучения (Маленькая мастерица)
№

Название раздела

Количество часов
Всего
Теория
часов
2
2

Практика

1

Вводное занятие,
техника
безопасности

2

Виды пряжи

2

1

1

3

Основные приемы
вязания крючком
Техника вязания по
кругу

26

11

15

8

2

6

5

Техника вязания
квадрата

10

5

5

6

Пальчиковые куклы
в сказке «Теремок»

48

12

36

7

Мой уютный дом

46

2

44

8

Выставка. Итоговое
занятие

2

-

2

144

35

109

4

13

-

Формы
контроля
Первичная
диагностикасобеседование,
беседа
Первичная
диагностикасобеседование,
беседа
Тестирование
Педагогическое
наблюдение,
промежуточная
выставка
Педагогическое
наблюдение,
промежуточная
выставка
Педагогическое
наблюдение,
промежуточная
выставка, театр
Педагогическое
наблюдение,
промежуточная
выставка
Итоговая
аттестация

Содержание первого года обучения
(Маленькая мастерица)
1. Вводное занятие, техника безопасности (2 часа) теория: знакомство с
программой обучения. Инструментами, их историей правилами пользования,
план работы творческого объединения, решение организационных вопросов,
охрана труда и техники безопасности.
2.Виды пряжи теория (1 часа):
Теоретические основы вязания: цвет условно распределен на две группы:
Теплый (красный, оранжевый, желтый) -напоминает цвета лета.
Холодные (голубой, синий, фиолетовый) -цвета воды и льда.
Цветовой круг. Что это такое и как им пользоваться. Гармония и дисгармония
цвета. Сложное сочетание цвета.
Практика 1 час
Работа с акварельными красками: зарисовка цветового круга, сочетание
родственных и контрастных цветов, разделение двух цветов третьим цветом.
Изучение насыщенности цвета.
 акриловые краски;
 мягкая синтетическая плоская кисточка;
 вода.
3. Основные приемы вязания крючком (26 часов).
Теория 11 часов. Теоретические основы вязания: техника вязания крючком,
постановка рук, движения, инструменты, нитки, основные понятия, термины,
условные обозначения, схемы, показ образцов.
Практика 15 часов
набор петель начального ряда, вывязывание воздушных петель (2 часа)
вывязывание столбиков без накидав, столбика с накидном (3 часа)
комбинация столбиков с накидом и без накида (3 часа)
открытка из воздушных петель (7 часов)
14

Викторина «Угадайка». Фурнитура, инструменты и принадлежности для
вязания крючка, техника безопасности и правила работы с ними.
4.Техника вязания по кругу (8 часов):
Теория 2 часа. Теоретические основы вязания: техника вязания крючком,
обвязывать носовой платок.
Практика 6 часов
набор петель начального ряда, вывязывание воздушных петель (4 часа)
вывязывание столбиков без накидав, столбика с накидном (2 часа)
комбинация столбиков с накидном и без накидав (2 часа)
*Мини-выставка поделки творческих работ.
5. Техника вязания квадрата (10 часов):
Теория 5 часов. Теоретические основы вязания: техника вязания крючком,
постановка рук, движения, инструменты, нитки, основные понятия, термины,
условные обозначения, схемы, показ образцов.
Практика 5 часов
набор петель начального ряда, вывязывание воздушных петель (2 часа)
вывязывание столбиков без накидав, столбика с накидном (3 часа)
*Мини-выставка поделки творческих работ.
6. Пальчиковые куклы в сказке Теремок (48 часов):
Теория 12 часов. Теоретические основы вязания: история вязаной игрушки:
показ образцов игрушек, технология вязания, понятие и убавление петель.
Техника вязания по кругу.
Практика 36 часов
Выбор пряжи. Выполнение составных частей изделий: вязание головы и
туловища, мордочки, ушей, лап. Сборка изделий «Мышка» (6 часов).
Выбор пряжи. Вязание головы и туловища, мордочки, ушей, лап. Сборка
«Лягушка» (6 часов).
Выбор пряжи. Вязание головы и туловища, мордочки, ушей, лап. Сборка
«Заяц» (6 часов).
15

Выбор пряжи. Вязание головы и туловища, мордочки, ушей, лап. Сборка
«Лиса» (6 часов).
Выбор пряжи. Вязание головы и туловища, мордочки, ушей, лап. Сборка
«Волк» (6 часов).
Выбор пряжи. Вязание головы и туловища, мордочки, ушей, лап. Сборка
«Медведь» (6 часов).
Мини-выставка и театр поделки творческих работ.
7. Мой уютный дом (46 часов):
Теория 2 часа. Теоретические основы вязания: история вязания салфеток:
просмотр вязаных образцов, виды салфеток, отличие схем вязания, просмотр
фото из журналов «Валентина», выбор 3 образцов.
Практика 44 часа
вязание прихватки «Поросенок» (14 часов)
вязание салфетки «Подсолнух» (14часов)
вязание игольницы «Сердечко» (5 часов)
вязание карандашные «Собачка» (11 часов)
Изготавливаются следующих поделки:
1.Прихватки «Поросенок».
2.Салфетки «Подсолнух».
3.Игольницы «Сердечко».
4. Карандашницы «Собачка».
*Мини-выставка поделки творческих работ.
8.Выставка. Итоговое занятие: подведение итогов работы (2 часа).
Практика 2 часа. Теоретические основы выставка – конкурс «Что умеют наши
ручки –итоговая контроль»
В конце 1 года обучения учащихся должен знать:
 правило безопасности труда, безопасные приемы работы с
инструментами и приспособлениями.
 иметь представление о виде пряжи.
 иметь представление о гармонии цвета;
16

 название и назначение различных видов инструментов;
Учащихся должен уметь:
 выбрать материал и подготовить его к работе;
 определить столбик с накидом, и без накида.


подготовить инструмент к работе

 использовать полученные знания в повседневной жизни.

17

№

1
2
3
4
5

6
7
8

9

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ)ПЛАН
2 год обучения (рукодельница)
Название раздела
Количество часов
Формы
контроля
Всего
Теория
Практика
часов
Вводное занятие,
3
3
Наблюдение
техника безопасности
Материаловедение
2
1
1
Практическая
работа
Украшение изделий
8
3
5
Тестирование,
наблюдение
Основы вязания на
8
4
4
Тестирование,
спицах
наблюдение
Пинетки
10
5
5
Практическая
работа
выставка
Выполнение узоров
31
11
20
Практическая
работа
Цветное вязание
39
12
27
Тестирование,
наблюдение
Круговое вязание на
41
4
37
Тестирование,
пяти спицах
наблюдение
выставка
Выставка. Итоговое
2
2
Наблюдение
занятие
144
43
101

18

Содержание второго года обучения
(Рукодельница)
1.Вводное занятие, техника безопасности (3 часа) теория:
Вводный инструктаж. Инструктаж по охране труда. План работы на год.
Организационные вопросы.
Викторина «Угадайка».
Фурнитура, инструменты и принадлежности для вязания крючка, техника
безопасности и правила работы с ними.
2. Материаловедение 2 часа:
Теория 1 час. Теоретические основы: виды пряжи. Знакомство с пряжей:
структура пряжи, прядение вес, обработка, окрашивание. Входной контроль.
Практика 1 час
Простые приемы работы с пряжей. Виды волокон. Волокна животного
происхождения: шерсть, мохер, кашемир, альпака, лама, викунья, верблюд, як,
ангара, опоссум, шелк.
3.Украшение изделий (8часов):
Теория 3 часа. Теоретические основы: виды украшений вязаных изделий.
Практика 5 часов
Изготовление помпонов, кистей и шнуров.
4.Основы вязания на спицах (8 часов):
Теория 4 часа. Теоретические основы вязания на спицах: техника вязания
спицами, постановка рук, основные понятия, термины, условные обозначения,
инструменты, материалы.
Практика 4 часа
Набор петель начального ряда; лицевые петли, изнаночные петли, платочные
петли.
5. Пинетки (10 часов):
19

Теория 5 часов. Теоретические основы вязания на спицах: техника вязания
спицами, постановка рук, основные понятия, термины, условные обозначения,
инструменты, материалы.
Практика 5 часов
набор петель начального ряда; лицевые петли, изнаночные петли, платочные
петли.
 Мини выставка поделок творческих работ.
6.Выполнение узоров (31 час):
Теория 11 часов. Теоретические основы кругового вязания: инструменты,
материалы, техника

вязания, расчет петель начального ряда, этап вязания

узоров.
Практика 20 часов
Узоры. Резинка 1х1,2х2,
Плетенка
«Жгуты», «Косы»
Ажурные узоры
Шахматка
Путанка
7. Цветное вязание (39 часов):
Теория 12 часа.

Теоретические основы: Особенности цветного вязания с

протяжками и узоры вязания в технике интарсия. Соединение цветных полотен
по вертикальным и горизонтальным линиям.
Практика 27 часов
Учить вязать цветное полотно с протяжками и в технике интарсия. Соединять
цветные полотна по вертикальной и горизонтальной линиям, выполнять схемы
для

вязания

орнаментов.

Цветное

вязание

с

протяжками.

многоцветных узоров. Вязание панно в технике интарсии.
8. Круговое вязание на пяти спицах (41 часов):

20

Вязание

Теория 4 часа.
материалы, техника

Теоретические основы кругового вязания: инструменты,
вязания, расчет петель начального ряда, этапы вязания

рукавичек, носков, салфетка.
Практика 37 часов
«Рукавички»: набор петель начального ряда, вязание резинки, полотна
рукавички, вывязывание пальчика, запуски мыса, оформление изделия.
«Носки»: набор петель, вязание резинки, вывязывание пятки, вязание полотна,
закрытие мыса, оформление изделия.
«Салфетка»: набор петель, изнаночные петли, лицевые петли, накид.
 Мини выставка поделок творческих работ.
9. Выставка. Итоговое занятие: подведение итогов работы (2 часа).
Практика 2 часа. Теоретические основы выставка – конкурс «Что умеют
наши ручки –итоговая контроль»
В конце 2 года обучения, учащийся должен знать:
 название и назначение различных видов инструментов, приспособлений,
фурнитуры;
 правила безопасности труда;
Учащийся должен уметь:
 выбрать пряжу для изделия;
 определить сторону лицевую и изнаночную;
 использовать полученные знания в повседневной жизни.

21

№
1
2

3

4
5

УЧЕБНЫЙ(ТЕМАТИЧЕСКИЙ)ПЛАН
3год обучения (Сказочница)
Содержание
Всего
Теория
Практика
Формы
программы
часов
контроля
Вводное занятие
3
3
Наблюдение
Парад прихваток
24
3
21
Тестирование,
наблюдение
выставка
Интерьер своими
67
3
64
Наблюдение,
руками
практическая
работа
выставка
Крючок120
3
117
Наблюдение
«волшебник»
Итоговое занятие
2
2
Наблюдение
216
12
204

22

Содержание учебного плана
3-й год обучения
Сказочница
1.Вводное занятие, техника безопасности (3 часа) теория:
Вводный инструктаж. Организационные вопросы, режим работы творческого
объединения, план работы, вопросы охраны труда и техники безопасности.
2. «Парад прихваток» (24 часа):
Теория 3 часа. Теоретические основы: прихватки: виды, предназначение,
просмотр предлагаемых образцов,
обсуждение цветового решения работ, схемы, техника вязания.
Практика 21 час
вязание прихватки «Цветок» (6 часов)
вязание прихватки «Клубника» (6 часов)
вязание прихватки «Лоскутик» (6 часов)
оформление (декоративное) готовых изделий (3 часа)
 Мини выставка поделок творческих работ.
3. «Интерьер своими руками (67 часов):
Теория 3 часа. Теоретические основы: интерьерные панно: просмотр готовых
образцов, обзор журналов «Мой уютный дом», техника вышивки крестом,
инструменты и материалы.
Практика 64 часа
панно «Мурлыка» (27 часов)
изготовление настенного панно «Корзина» (24 часа)
панно «Вазы» (10 часов)
обсуждение работ в творческом объединении, выбор лучшей работы (3 часа)
 Мини выставка поделок творческих работ.
4. Крючок - «волшебник» (120 часов).

23

Теория 3 часа. Теоретические основы вывязывания моделей одежды (топик,
шарф, шаль): просмотр предлагаемых готовых изделий, выбор моделей,
инструменты и материалы, выбор образцов вязок, техника вязания изделий.
Практика 117 часов
вывязывание образца рисунка для вязания топика (3 часа)
вязание топика (36 часов)
декоративное оформление края изделия (6 часов)
вязание шарфа (15 часов)
вязание шали (48 часов)
декоративное оформление края изделия (9 часов)
 Мини выставка поделок творческих работ.
6. Итоговое занятие. Подведение итогов работы (2 часа).
Практика 2 часа. Теоретические основы выставка – конкурс «Что умеют наши
ручки –итоговая контроль»
По окончании третьего года обучения учащийся должен знать:
 Названия и назначение различных видов инструментов, приспособлений;
 Правила безопасности труда;
Учащийся должен уметь:
 определить сторону лицевую и изнаночную;
 использовать полученные знания в повседневной жизни.

24

УЧЕБНЫЙ(ТЕМАТИЧЕСКИЙ)ПЛАН
4год обучения (Молодцы)
№
1
2

Содержание
программы
Вводное занятие.
Безопасность.
Ажурное
вязание

Всего часов

Теория

Практика

3

3

-

86

3

83

3

Летняя кофта

54

3

51

4

Берет

21

3

18

50

16

34

2

-

2

216

28

188

5

6

Безрукавка

Выставка. Итоговое
занятие

25

Форма
контроля
Наблюдение
Наблюдение,
практическая
работа
выставка
Наблюдение,
практическая
работа
выставка
Наблюдение,
практическая
работа
выставка
Наблюдение,
практическая
работа
выставка
Наблюдение
выставка

Содержание учебного плана
4 год обучения
Молодцы
1.Вводное занятие, техника безопасности (3 часа) теория:
Вводный инструктаж. Организационные вопросы, режим работы творческого
объединения, план работы, вопросы охраны труда и техники безопасности.
2. Ажурное вязание (86 часов):
Теория 3 часа. Теоретические основы ажурного вязания: технология ажурного
вязания, рисунки ажурного вязания, просмотр образцов ажурного вязания,
подбор рисунков ажурного вязания для выполнения работ по теме, расчет
петель. (3 часа)
Практика 83 часа
вязание шапочки (18 часов)
вязание шарфик (16 часов
вязание тапочек (20 часов)
вязание манежка (29 часов)
 Мини выставка поделок творческих работ.
3. Летняя кофта (54 часа):
Теория 3 часа. Теоретические основы вязания кофточки: этапы работы, выбор
техники вязания, выбор рисунка, схема образца, расчет петель, материалы и
инструменты (3 часа).
Практика 51 час
набор петель начального ряда, вязание спинки (25 часа)
набор петель начального ряда, вязание передней полочки (25 часа).
оформление и сбор изделия.
 Мини выставка поделок творческих работ.
4. Берет (21 час).

26

Теория 3 часа. Теоретические основы вязания берета: схема вязания берета,
расчет петель, вязание образца узора, техника вязания и запуска изделия,
инструменты и материалы (3 часа).
Практика 18 часов
набор петель начального ряда, вязание резинки (3 часа).
вязание полотна берета (15 часов).
 Мини выставка поделок творческих работ.
5. Безрукавка (50 часов):
Теория 16 часов. Теоретические основы Теоретические основы вязания
кофточки: этапы работы, выбор техники вязания, выбор рисунка, схема
образца, расчет петель, материалы и инструменты
Практика 34 часа
набор петель начального ряда, вязание спинки (17 часов)
набор петель начального ряда, вязание передней полочки (17 часов).
оформление и сбор изделия.
 Мини выставка поделок творческих работ.
6. Итоговое занятие. Подведение итогов работы (2 часа).
Практика 3 часа. Теоретические основы выставка – конкурс «Что умеют наши
ручки –итоговая контроль»
По окончании четвертого года обучения учащийся должен знать:
 необходимость производства товаров и услуг как условие жизни
общества в целом и каждого его члена;
 что требует от работника данная хобби и рынок труда; о личном
профессиональном плане.
Учащийся должен уметь:
 рассчитать себе стоимость, цену изделия и прибыль;
 составить технологическую карту изготовления изделия;
 анализировать семейный бюджет; определить прожиточной минимум
семьи.
27

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
На 2025-2026 учебный год.
Год
Начало и
Кол-во
Кол-во
Продолжительно
Сроки
обучени окончание
учебных
учебных
сть и
аттестации
я
учебного
недель
часов
периодичность
года
занятий
1
С 1 сентября
38
144
2 раза в неделю
сентябрь
по 28 мая
по 2 часа
май
2
С 1 сентября
38
144
2 раза в неделю
сентябрь
по 28 мая
по 2 часа
май
3
С 1 сентября
38
216
3 раза в неделю
сентябрь
по 28 мая
по 2 часа
май
4
С 1 сентября
38
216
3 раза в неделю
сентябрь
по 28 мая
по 2 часа
май

28

Формы и режим занятий
Для успешного выполнения программы используются многообразные
формы и методы работы: коллективные и индивидуальные задания, уроки
творчества,

уроки-конкурсы.

Для

результативности

обучения

задания

подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от
простого к сложному. Формы занятий выбираются в соответствии с
возрастными и психологическими особенностями воспитанников.
Основными

формами

практической

деятельности

являются

индивидуальные и групповые занятия. При изучении теории целесообразно
использовать методы рассказа с элементами лекции, показа, презентации.
Другие формы:
Для младшего возраста- сюжетные занятия, игрушки.
Для среднего возраста- экскурсии, тематические вечера, посиделки, конкурсы,
выставки.
Для старшего возраста- создание презентаций, творческие конкурсы, работа с
Интернет-ресурсами, экскурсии.

29

Планируемые результаты освоения программы «Волшебный клубочек»
(универсальные учебные действия):
Личностные результаты:
-формирование

и

развитие

интереса

к

творческой

деятельности,

художественному искусству.
-формирование целеустремленности и настойчивости в достижении цели в
процессе творческой деятельности.
- формирование и развитие художественного вкуса.
-формирование основ гражданской идентичности, чувства патриотизма.
- формирование интереса к истории своего народа, его культуре и традициям в
процессе создания художественных работ.
-формирование уважительного отношения к истории и культуре других
народов в процессе знакомства с национальным творчеством разных стран.
-формирование нравственных норм, доброжелательности, эмоциональной
отзывчивости.
- интерес к технике вязания крючком спицами как декоративно – прикладному
творчеству.
- бережливость аккуратность при работе с материалами и инструментами;
-желание заниматься рукотворной деятельностью;
- проявление эстетических и творческих способностей;
- умение решать различные прикладные и творческие задачи;
- умения работать индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
обучающиеся научатся:
- сознательно усваивать полученные знания и использовать их для решения
разнообразных учебных и творческих задач.
- работать с источниками информации, анализировать ее и выбирать
необходимую (рисунки, схемы, расчеты и др.)
- оценивать возможность ее использования в дальнейшей деятельности.
30

- анализировать схемы, рисунки, устройство изделия, выделять детали и
способы их соединения.
-выполнять учебно-познавательные действия практической и умственной
форме, сопровождая их правильной речевой характеристикой.
-выполнять моделирование и преобразование модели.
обучающиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, участвуя в
творческих проектах, конкурсах, выступлениях.
-участвовать в культурно- досуговой деятельности, обогащающей личность,
расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.
Регулятивные УУД:
обучающиеся научатся:
-планировать предстоящую практическую работу с учетом поставленной цели,
устанавливать порядок и последовательность действий для успешного
достижения запланированного результата.
-осуществлять самоконтроль практических действий, корректировать их при
необходимости.
-самостоятельно организовывать свое рабочее место.
обучающиеся получат возможность:
-формулировать задачи, находить наиболее эффективные пути их решения в
процессе совместной деятельности.
-действовать конструктивно в любых ситуациях, решать их с учетом
имеющихся условий.
Коммуникативные УУД:
обучающиеся научатся:
-организовывать совместную работу по группам или в паре, осуществлять
деловое сотрудничество и взаимопомощь.
-формулировать свое мнение, иметь варианты решения, аргументировано их
излагать, выслушивать варианты решения своих товарищей, учитывать их при
организации своей деятельности и совместной работе.
31

-проявлять интерес к деятельности своих товарищей, результатам их работы,
оценивать их в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и
пожелания.
учащиеся получат возможность:
-совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на
приобретенный опыт общения.
-анализ собственной учебной деятельности;
-внесение

необходимых

корректив

для

достижения

запланированных

результатов;
- творческая инициатива и самостоятельность в процесс овладения учебными
действиями;
-аргументированная точка зрения в отношении художественного образа;
-взаимодействие со сверстниками в совместной групповой деятельности.

32

Предметные результаты:
К концу первого года обучения, обучающиеся обладают следующими знаниями
и умениями:
-правила безопасного обращения с нагревательными приборами, колющими и
режущими инструментами.
-основные инструменты и материалы, необходимые для работы.
-история всех видов вязания, представленных в программе;
- основные виды петель, вязок, техник, швов;
- основы кругового вязания, техника прибавки и убавления петель;
- читать и записывать условные обозначения;
-оформлять готовые изделия;
-определять качество выполненной работы;
К концу второго года обучения, обучающиеся обладают следующими знаниями
и умениями:
- знают сложные виды петель и технику их выполнения;
-читают и анализируют схемы изделий;
-выполняют работы по технологическим картам;
- современные технологии вязания и их применение;
- название основных видов петель и технику их выполнения;
-русские- народные традиции (предусмотренные программой)
- работать со словесным описанием работы;
-создавать целостный образ работы;
-самостоятельно определять качество выполненного изделия;
К концу третьего года обучения, обучающиеся обладают следующими
знаниями и умениями:
- основные петли, их название и технику вывязывания спицами;
-базовые сочетания петель, техника их вывязывания;
-основные узоры и выполнение их образцов;
33

-расчет петель, кромочные петли, раппорт;
- работа со схемами и описаниями вязаных изделий;
-выполнение работ по технологическим картам;
- оформление готовых работ и эстетическое их оформление;
- определять качество выполненных работ.
По окончание четверного года обучения:
- сочетать все техники вязания при выполнении изделий;
- самостоятельно подбирать инструменты и материалы для выполнения работы;
- самостоятельно читать схемы и работать по ним;
- выбирать последовательность выполнения работы;
- творчески подходить к выбору цветового решения;
-выполнять и оформлять работу самостоятельно;
- творчески осуществлять декоративное оформление готового изделия;
-определять качество выполняемых работ и изделий.
-знание терминов, применяемых в технологии вязания крючком спицами;
- знание материалов, приспособлений, основ колористики и цветового
сочетания;
- проявление навыков в продуктивной деятельности изготовления изделий;
- умение чтения схем описаний при изготовлении вязанных работ.
-знание основных этапов деятельности по образцу принципов создания
авторских работ.
Знания:
-инструкцию по технике безопасности
- виды пряжи, нитей
- название и назначение используемых материалов инструментов
-основные приемы вязания крючком спицами, их условные обозначения
Умения:
- правильно и безопасно пользоваться инструментами
- выполнять основные приемы вязания крючком и спицами
- читать применять на практике схемы различных узоров
34

- вязать несложные изделия в разных техниках
Формы контроля и оценочного материала.
-промежуточная и итоговая аттестация; наблюдение, опрос, анкетирование,
тестирование, индивидуальные задания, творческие задания и проекты,
самостоятельные работы, участие в выставках и конкурсах, итоговая выставка
работ.
Материально-техническое обеспечение:
- столы;
-стулья;
- шкаф для хранения незаконченных изделий;
-вязальные крючки, спицы;
- ножницы;
- швейные иглы для шитья и вышивания с широким ушком;
-набор булавок;
-пряжа для вязания различных цветов и разной фактуры;
- холофайбер (или синтепон) для наполнения игрушек;
-бусины, бисер, глазки, носик для декора готовой игрушки;
Информационные обеспечение:
- схема изделий;
- образцы вязания;
- образцы изделий;
-фото вязаных изделий.

35

Система отслеживания и оценивания результатов
В систему отслеживания и оценивания результатов входят: мониторинг
результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной
программе, промежуточная и итоговая аттестации.
Мониторинг результатов обучения проводится два раза в год (декабрь,
май) с целью отслеживания результативности обучения, обучающегося по
программе. Программой предусмотрено проведение промежуточной и итоговой
аттестации. Промежуточная аттестация проводится в конце каждого года
обучения. Итоговая аттестация проводится в конце всего курса обучения по
общеразвивающей программе.
Аттестация обучающихся творческих объединений может проводиться в
следующих формах: итоговое занятие, зачет, тестирование, защита творческих
работ, выставочный просмотр, конкурс и др.
При оценке результативности освоения учащимися общеобразовательной
программы учитывается их участие в выставках, конкурсах детского творчества

36

Методический материал
Особенность программы творческого объединения «Вязание» - подбор
методики

обучения

с

учетом

возраста

и

развития

ребенка.

Для

результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения
осуществлялся непрерывно от простого к более сложному.
По данной программе могут заниматься дети, не имеющие специальной
подготовки, так как обучение начинается с самых азов, то есть изучение
инструментов, материалов, правил работы с ними, соблюдение техники
безопасности, умение пользоваться крючками, спицами, иглами, изучение
основных видов петель, техники их вязания.
Методика проведения занятий предусматривает разнообразную практическую
деятельность детей:
- репродуктивная – после объяснения педагога повторить данное изделие по
заданному образцу.
- творческая – самостоятельно изготовить изделие (в основном на четвертой
ступени обучения).

37

Условные реализации программы.
Для успешной организации учебного процесса необходимым условием
является наличие следующего:
Материалы и инструменты: нитки х/б, спицы, крючки, иголки,
английские булавки, шерстяные нитки или пряжа, синтепон, пуговицы,
ножницы, декоративные элементы.
Демонстрационный и раздаточный материал: информационные стенды,
мультимедийные презентации, схемы, картинки и фотографии.
Техническое оснащение: компьютер, проектор, экран.

38

Список литературы
Для педагога
1. А.В. Шевчук «Дети и народное творчество» - М.: «Просвещение», 2015 г.
2. «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных
школ» Мин. Просвещения, М.: «Просвещение», 2016 г.
3. И. Богуславская «Добрых рук мастерство», «Искусство», 2016 г.
4. Л.Б. Иодо «Вязание для девочек»
5. И.Ф. Шубина «Уроки вязания»
6. «Вязание крючком», ЭТЦ «Реал», 2017 г.
7. Астраханцева С.В., Рукавица В.Ю., Шушпанова А.В. «Методические
основы преподавания декоративного творчества». – Ростов-на-Дону:
«Феникс», 2015г.
8. Бутлова

Л.Н.,

Кленова

Н.В.

«Как

организовать

дополнительное

образование детей в школе». Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2015г.
9. «Возвращаемся к истокам: народное искусство и детское творчество».
Учебно-методическое пособие. Под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Г.А.
Боровской. – М.: ВЛАДОС, 2017г.
10. Исследовательская

работа

школьников.

Научно-методический

и

информационно-публицистический журнал. № 1-2, 2016г.
11.Разина Г.М. «Прикладное искусство в русской культуре 18-19в.». – М.:
Московский университет, 2018г.
12.Сысоева Т. «Шерстяное солнышко». – Каргополь, 2017г.
13.Милентьева Е.В. «Нить Ариадны». – М.: 2018г.
14.Ануфриева М.А. Большая энциклопедия рукоделия. - М. АСТ: АСТРЕЛЬ,
2019 год.
15.Хворостухина.С.А. Рукоделие для девочек. - М. РИПОЛклассик, 2015 год
16.Власов В.Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного
искусства. Учебно-методическое пособие. -СПбГУ, 2016.
39

17.Методические

основы

преподавания

декоративно-прикладного

творчества: учебно-методическое пособие/ Под ред. С.В. Астраханцевой.
-Ростов-на-Дону: Феникс, 2016.
Интернет –ресурсы:
1. Сайт Страна Мастеров: http: //stranamasterov.ru
2. Сайт Ярмарка Мастеров: http://livemaster.ru

40

Для обучающихся
1. Подборка журналов «Лена», «Валентина», «Сандра», «Вверена».
2. ТОО «Стиль», 2017 г. № 2 «Рукоделие».
3. Л. Рондели «Народное декоративно-прикладное искусство».
4. Н. Ханакевич «33 секрета», Москва. 2017 г.
5. ж. «Маленькая Диана» № 4, октябрь 2015 г.
6. «Нестареющий клубок», СПб. «Химия». 2016 г.
7. «Первые уроки вязания», ООО «Издательство Астрель», 2017 г.
8. М.В. Максимова «Азбука вязания», изд. «Легкая индустрия», 2014 г.
9. Поверина Т. «Узорные рукавички». – М.: Культура и традиции, 2014г.
10.Лютикова Н. «Узорное вязание». – Архангельск, 2014г.
11.Сборник журналов по вязанию «Валя - Валентина» 2010 – 2019гг.
12. Ануфриева М.А. Большая энциклопедия рукоделия. - М. АСТ: Астрель,
2015.

13.

Хворосту хина С.А. Рукоделие для девочек. -М.:

РИПОЛклассик, 2014.

41

Приложение 1
Немного из истории вязания
Ручное вязание – один из древнейших видов декоративно – прикладного
искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Основы его заложили
кочевники – бедуины.
Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией
мужчин. Благодарные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали
зазорным проводить зимние вечера в своих замках за вязанием. С XIII века во
Франции

вязание

становится

уже

весьма

доходным

занятием.

Стать

вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее
смышленых мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.
Веками отточенное мастерство вязание крючком актуально и по сей день.
Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему
искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность.
По

мнению эксперта,

в

области

вязания

крючком и

мировой

путешественницы Анни Поттер (Annie Potter) - «Современное искусство
вязания крючком было разработано в 16-м веке. Оно было известно, как
‘crochet lace’ во Франции и ‘chain lace’ в Англии». Она рассказывает, что в 1916
Вольтер Эдмунд Рот (Walter Edmund Roth) посетил индейцев из Индийской
Гвианы и нашел у них примеры настоящего вязания. Другой исследователь,
Лиза Палудан (Lis Paludan) из Дании, ограничившая свой поиск истоков
вязания крючком территорией Европы, выдвинула 3 интересные теории.
Первая: Вязание крючком зародилось в Аравии, распространилось на восток до
Тибета и на запад до Испании, откуда проходили арабские торговые маршруты
к

другим

странам

средиземноморья.

Вторая: Самые первые сведения о вязании крючком пришли из Южной
Америки, где первобытные племена в качестве символа половой зрелости
использовали

украшения,

связанные

крючком.

Третья: в Китае первыми известными образцами были объемные куклы,
связанные

крючком.
42

В заключении Палудан говорит, что «нет убедительных доказательств того,
насколько старым является искусство вязания крючком, и откуда оно берет
свое начало. Невозможно найти доказательства вязания крючком в Европе до
1800 г. Многие источники утверждают, что вязание крючком было известно
еще раньше, в 1500 г. в Италии под названием “монашеская работа” (nun’s
work) или “монашеские кружева” (nun’s lace), где монахини вязали церковный
текстиль». В её исследовании приводятся примеры плетения кружев и что-то
типа кружевной ленты, многие из которых были сохранены. Но, тем не менее
“все указывает на то, что вязание крючком еще в 16 веке не было известно в
Италии под каким-либо именем”.

43

Вышивка дала рождение вязанию крючком
Исследователи говорят о том, что вязание крючком, вероятно, происходит
непосредственно от Китайского рукоделия - очень древней формы вышивки
известной в Турции, Индии, Персии и Северной Африке, которая достигла
территории Европы в 18-м веке, и которую называли «tambouring». Эта
методика состояла в том, что ткань, называемую фоновой, упруго натягивали
на основу. Рабочую нить держали под тканью. Иглой с крючком пронизывали
ткань и, захватывая петли рабочей нити, протягивали вверх через ткань. Пока
петля находилась все еще на крючке, крючок вставляли вдоль чуть дальше и
создавали другую петлю рабочей нити, которую пронизывали через первую
петлю, для создания цепочки. Крючки были тонкими как швейные иглы, так
что работы должны были выполняться очень тонкой нитью.
В конце 18 века, «tambouring» превратился в то, что на французском называют
“вязание в воздухе”, когда от фоновой ткани отказались, и стежки делались
друг на друге. Вязание крючком начало развиваться в Европе в начале 19 века,
получив мощный импульс от Мадмуазель Рейго де ла Бранкардьери (Mlle.Riego
de la Branchardiere), более известной своей способностью превращать
старомодной иглой образцы кружев в вязанные крючком модели, которые
можно было легко повторить. Она опубликовала много книг со схемами, чтобы
миллионы женщин имели возможность их копировать.
Из истории возникновения филейного вязания известно лишь то, что ручное
филейное плетение сеток и вышивание по ним распространены с глубокой
старины. Техника плетения филейных сеток заимствована из древних видов
плетения рыболовных сетей. В настоящее время филейное вязание - это своего
рода имитация филейно - гипюрной вышивки, которая выполнялась на
специально сплетенной сетке и была очень популярна в довоенное время
наряду с

традиционной

вышивкой. различные

узоры,

от

простых

геометрических до сложных предметных композиций за счет контраста между
плотными и прозрачными участками полотна.
44

Приложение 2
Инструктаж по техники безопасности и правила поведения
при работе с крючком
При работе с разными материалами необходимо соблюдать правила техники
безопасности. На первых же занятиях необходимо ознакомить с правилами всех
обучающихся. Кроме того, в кабинете необходимо вывесить плакат с данным
правилами.
-Работай с инструментами осторожно, стараясь не поранить руки. Полученную
травму немедленно обработай дезинфицирующим средством.
-Вяжи изделие в своей рабочей зоне, не оставляй инструменты где попало.
-При работе с крючком и ножницами, бери их осторожно, а после работы
возвращай на место.
-Прикрепляй материалы друг к другому ни в коем не откусывай нитки зубами.
-Не пользуйся ржавыми инструментами и аккуратно работай с острыми
предметами.
-Храни готовое изделие, материалы и инструменты в закрытом контейнере.
1.На учебном столе нет должно быть посторонних предметов. Рабочее место
содержат в чистоте и порядке.
2. Крючки должны быть хорошо отшлифованы и храниться в специальных
коробочках.
3.

Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно

только

кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.

4. Не пользоваться ржавыми иглами и булавами они могут порвать изделие,
сломаться.
Иглу и булавки хранить в коробочке с крышкой.
5. Влажно-тепловую обработку проводить в отведённом месте, утюг ставить
на специальную подставку.
6. Следить за исправностью утюга, за тем, чтобы шнур его не попадал под
подошву утюга, не перекручивался. После работы утюг сразу же выключать из
45

электросети. Шнур наматывать на утюг после того, как он полностью
охладиться. Хранить утюг в вертикальном положении.
7. Не прикасаться к выключателю света мокрыми руками.
8. Выполнять работу внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела и
разговоры.

46

Приложение 3
Инструктаж по техники безопасности и правила поведения при работе
спицами.
1.Локти нужно опустить и слегка прижать к туловищу
2.Клубок ниток должен находиться слева в коробке (корзинке, кульке)
3.Хранить спицы в специальной коробке в горизонтальном положении
4.Нельзя играть спицами
5.Использовать спицы только для вязания
6.Передавать спицы тупыми концами, держа за острые концы
7.После окончания работы спицы сложить в коробку или воткнуть в клубок
ниток

47

Приложение 4
Зарядка для вязальщиц
Для тех, кому приходится много вязать рекомендуются физические упражнения
с палкой, длина которой для лиц ниже 168 см. – 1м 10 см., для лиц более
высоких – 1м 20 см. упражнение необходимо делать через каждые 40 - 50
минут вязания:
1. Из исходного положения, стоя, руки вытянуть вперёд и

держать палку

на ширине плеч: производятся вращательные движения руками, как
вертят руль автомобиля, до скрещения рук. Дыхание свободное. Надо
сделать 8 - 12 «кругов» за 1 минуту.
2. Исходное положение как в позиции № 1: палка закладывается за голову,
при этом надо стараться спустить её как можно ниже за спиной,
максимально прогибая спину. Повторять 3 - 5 раз в течении 1 минуты.
3. Исходное положение то же, подбрасывать и тут же ловить палку на лету:
сначала двумя руками, затем каждой рукой попеременно. Всего
выполняется 12 - 15 бросков в течении 0,5 – 1 минут.
4. Исходное положение, стоя, ноги на ширине плеч; вытянутые вверх,
отведённые назад руки держат палку за концы, лицо обращено к палке;
руки перемещают палку максимально вправо – влево с одновременным
поворотом головы за палкой, с обращённым к ней лицом. Всего
выполняется 5 – 6 пар перемещений за 0,5 – 1 минут.

48

Приложение 5
Гимнастика для глаз
Выполнять без напряжения, медленно, каждое упражнение по 5 – 7 раз.
1.Вертикальные движения глазами вверх (считать до трёх), вниз (считать до
трёх).
2.Горизонтальные движения глазами вправо, влево.
3Круговые движения глазами с начала по часовой стрелке, затем против
часовой стрелки.
4.Направление взгляда на указательный палец вытянутой руки, затем вдаль.

49

Приложение 6
Укрепление вестибулярного аппарата
Упражнение выполняется сидя.
1. Наклоны головы вперёд и назад до касания затылком спины.
2. Повороты головы вправо и влево до упора.
3. Круговые движения головой в трёх положениях: голова прямо, голова
наклонена вперёд, голова запрокинута назад.
Профилактика нарушений осанки
1.Исходное положение - стоя. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и
завести за спину. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину.
Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки. Плечи
слегка отвести назад, подбородок поднять и вытянуть вперёд. Повторить
упражнение, начиная с левой руки.
2.Приседание с мешочком на голове с разными исходными положениями рук
(вверх, вперёд, согнуты в локтях, за головой).

50

Приложение № 7
Кроссворду по теме «Вязание» (вопросы по горизонтали):
1. Текстильное декоративное изделие с орнаментальным оформлением,
образующимся за счёт переплетения.
2. Сложенный и завязанный кольцом конец верёвки, нитки.
3. Мастерица,

вяжущая

руками

или

при

помощи

специального

оборудования.
4. Вязаный текстильный материал или готовое изделие из полотна, а также
изделие, структура которого представляет соединённые между собой
петли.
5. Общее

название

тонко-скрученного

материала,

имеющего

малый

диаметр.
6. Инструмент для ручного вязания с заострённым концом.
7. Способ изготовления более жёстких конструкций и материалов из менее
прочных материалов: нитей, растительных стеблей, волокон, коры
(лыко), прутьев, корней и другого подобного мягкого сырья.
Кроссворд «Вязание» по технологии с вопросами, ответами и ключевым словом
в виде игры. Интерактивный кроссворд по теме ВЯЗАНИЕ с вопросами и
ответами, составленный из 7 слов: кружево, петля, вязальщица, трикотаж,
нитка, спица, плетение.

51

Приложение № 8

По горизонтали
1. Основной элемент вязания.
4. один из приемов вязания.
5. Основная петля в изнаночном вязании.
7. Название вязки, когда все петли вяжутся лицевыми.
9. Вязаная отделка для воротников, блузок, салфеток.
10. Условные обозначения петель.
52

12. петли образующие цепочку
13. Непривязанная (накинутая) петля.
15. При работе необходимо соблюдать технику….
По вертикали
2. Одно из основных свойств ниток
3. последняя петля.
6. Шерсть, лен, хлопок – все это…. волокна.
7. Нить для вязания.
8. Основной инструмент вязания.
11. Натуральное волокно из шерсти овец.
14. Хлопчатобумажная нить для вязания крючком с названием цветка.
16. Вязание в виде сквозного сетчатого рисунка.

53

Приложение № 9
Тест по теме «Волшебный клубочек»
Автор: Коноплева Елена Васильевна, педагог дополнительного
образования, МУДО «Дом детства и юношества города Черемхово», г.
Черемхово.
Описание материала: предлагаемый материал предназначен для
педагогов дополнительного образования детских объединений по
вязанию крючком и спицами, учителей технологии. Данный материал
можно использовать для актуализации основных понятий по
художественному вязанию для учащихся детских объединений
второго года обучения.
Цель: определение успешности и эффективности освоения
общеразвивающей программы «Волшебный клубок».
В основу оценивания результатов теста положена десятибалльная
система оценки:
- 9-10 баллов ставится за 90-100 % правильное выполнение заданий
(высокий уровень);
- 7-8 баллов ставится за 70-89 % правильное выполнение заданий
(повышенный уровень);
- 5-6 баллов ставится за 50-69% правильное выполнение заданий
(средний уровень);
- 4-3 баллов ставится за 49 -30% правильное выполнение заданий
(низкий уровень);
- 2 и ниже ставится за 29% и меньшее правильное выполнение заданий
(недостаточный уровень).
Результаты теста покажут степень усвоения учащимися учебного
материала и помогут педагогу найти наиболее эффективные методы и
средства обучения.
54

Вопросы к тесту:
1. С чего начинается любое вязание?
а) с вязания изнаночных петель;
б) с вязания столбиков без накида;
в) с набора петель.
2. Какие петли называются кромочными?
а) те, которые находятся в середине вязаного полотна;
б) те, которые образуют последний ряд;
в) те, которые образуют кромку, - первая и последняя петли.
3. Спицы должны быть толще нити:
а) в 2 раза;
б) в 3 раза;
в) в 4 раза.
4. Чему должны соответствовать спицы?
а) качеству пряжи;
б) толщине пряжи;
в) длине нити.
5. Что делают с кромочными петлями?
а) провязывают изнаночными петлями;
б) снимают не провязанными;
в) первую петлю снимают, а последнюю провязывают.
6. Провязывание накидов спицами в рисунке дает возможность
получить:
а) плотный узор;
б) ажурную вязку;
в) платочное вязание.
7. Чередование в ряду лицевых и изнаночных петель называют:
а) резинкой;
б) чулочной вязкой;
в) ажурной вязкой.
55

8. Чулочная вязка получается:
а) чередованием лицевых и изнаночных рядов;
б) чередование лицевых и изнаночных петель;
в) чередованием лицевых петель и накидов;
9. Первую петлю при вязании спицами:
а) вяжут лицевой петлей;
б) снимают, не провязывая;
в) вяжут изнаночной петлей.
10. Чем пользуются для поднятия спущенных петель при вязании
спицами?
а) иглой;
б) крючком;
в) любым другим острым предметом.
11. Петли, образующие цепочку при вязании крючком, называют:
а) вытянутыми;
б) кромочными;
в) воздушными.
12. Какие из перечисленных кружев можно считать самыми
популярными среди распространенных видов домашнего
рукоделия?
а) плетенные на коклюшках;
б) плетенные челноком;
в) вязаные крючком.
13. Сколько нужно спиц для вязания носков, варежек?
а) 3;
б) 5;
в) 2.
14. Кто является самыми искусными вязальщиками в древности?
а) испанцы;
б) арабы;
56

в) итальянцы.
15. Условные обозначения петель – это…
а) рисунок;
б) схема;
в) описание.
16.Что является элементарной частицей, «кирпичиком» вязаного
изделия?
а) спица;
б) пряжа;
в) петля.
17. Прием, который не относится к технике вязания крючком?
а) столбик с накидном;
б) воздушная петля;
в) лицевая петля.
18.Что можно изготовить из пряжи, не пользуясь обычными
спицами и крючком?
а) кофту;
б) носки;
в) помпон.
19. Наиболее распространенный вид пряжи:
а) шерсть;
б) хлопок;
в) акрил.
20. Богиня Древней Греции, которая давала людям мудрость и
знания, учила их ремеслам и искусствам:
а) Арах на;
б) Афина;
в) Венера.
Ключ к тесту:
57

1в, 2в, 3а, 4б, 5в, 6б, 7а, 8а, 9б, 10б, 11в, 12в, 13б, 14б, 15б, 16в, 17в,
18в, 19а, 20б.
Приложение №10
Тесты. Вязание крючком.
1.Цепочка – это ряд...
а) бегущих петель; б) воздушных петель; в) лицевых петель.
2.Крючок для вязания состоит из: а) головки, захвата, стержня, ручки; б)
стержня, зацепа, рукоятки; в) головки, стержня, ручки.
3. Номера крючков и спиц соответствуют их…
a) диаметру
б). длине
в). радиусу
4. На что указывает номер пряжи? а) на номер контролера; б) на дату выпуска;
в) на толщину нити.
5. При вязании крючком (на спицах) нить должна быть: а) в два раза толще
крючка (спицы); б) в два раза тоньше крючка (спицы); в) равна толщине крючка
(спицы).
6. Для окончания вязания крючком: а) провязывают закрепляющий ряд; б)
обрывают нить и протягивают ее в последнюю петлю; в) закрывают последний
ряд при помощи вспомогательной нити.
7. При вязании крючком в три приема провязывают: а) столбик с одним
накидном; б) столбик с двумя накидками; в) пышный столбик.
8. При работе крючком лишнее:
а) крючок
б) наперсток
в) нити
9. Шерстяная пряжа при вязании крючком идеальна для:
а) ажурных узоров
б) гладких, рельефных и многоцветных
в) одноцветных декоративных изделий
58

10. Стирать пряжу рекомендуется:
а) в горячей воде с содой
б) в холодной воде с мылом
в) в теплой воде с растворенным стиральным порошком, для ручной стирки.
Ответы: 1-б; 2-а; 3-а; 4-в; 5-а; 6-б; 7-в; 8-б; 9-в; 10-в

59


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».