Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества пгт. Верхние Серги Утверждено приказом директора № 4-од от 27 марта 2020 года Положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ 2020 г. 1. Общие положения 1.1. Положение об использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее образовательная программа и Положение) в образовательной организации (далее – Организация) устанавливает цели, порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, условия использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности, регулирует отношения участников образовательной деятельности. 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", Уставом и другими локальными актами Организации. 1.3. Основные термины, определения и сокращения, используемые в настоящем Положении: 1.3.1. Электронное обучение – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие учащихся и педагогических работников, фактически организация образовательной деятельности с использованием средств ИКТ и электронного контента. 1.3.2. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии учащихся и педагогических работников. 1.3.3. Дистанционное обучение –взаимодействие преподавателя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебной деятельности компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. 1.3.4. Система дистанционного обучения (далее – СДО) – это используемое лицензионное программное обеспечение, доступное через интернет, позволяющее осуществлять обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. 1.3.5. Контент или электронный контент – (от англ. content – содержание) – это абсолютно любое информационно значимое содержательное наполнение информационного ресурса или веб-сайта. Контентом называются тексты, мультимедиа, графика. Учебный контент – это контент, ориентированный на решение образовательных задач. 1.3.6. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это учебнометодические материалы, содержащие систему обязательных для усвоения слушателями базовых знаний по образовательной программе и удовлетворяющие требованиям соответствующих учебных планов. 1.3.7. Электронный курс дистанционного обучения (ЭКДО) – это размещенный в СДО систематизированный учебный контент, предусматривающий взаимодействие между всеми участниками образовательной деятельности, ориентированный на достижение диагностичных целей обучения. 1.3.8. Электронная информационно-образовательная среда (далее – ЭИОС) – совокупность электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающая освоение учащимися образовательных программ. 2. Цели и задачи применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности 2.1. Основной целью применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности Организации является предоставление возможности повышения качества образования современных технических средств независимо от места их проживания, возраста, состояния здоровья и социального положения с учетом индивидуальных образовательных потребностей и на основе персонализации образовательной деятельности. 2.2. Задачи применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности Организации: – расширение доступа учащихся к современным образовательным технологиям и средствам обучения; стимулирование развития потребности у учащихся в получении дополнительных знаний и интереса к учебе, способности к личностному самоопределению и самореализации, - формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения, разработка учебных образовательных программ с учетом интеллектуальных особенностей контингента учащихся. 3. Требования к применению электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных программ 3.1. Условия применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 3.1.1. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии реализуются посредством создания электронной информационнообразовательной среды при условии наличия соответствующего учебно- методического, кадрового и технического обеспечения образовательной деятельности. 3.1.2. Составными элементами ЭИОС Организации являются: 3.1.2.1. Электронные информационные ресурсы Организации: 3.1.2.1.1. официальный сайт организации; 3.1.2.1.2. электронный дневник; 3.1.2.1.3. базы учебных планов по всем образовательным программам; 3.1.2.1.4. базы творческих работ учащихся. 3.1.2.2. Электронные образовательные ресурсы: 3.1.2.2.1. система дистанционного обучения; 3.1.2.2.2. электронные учебно-методические комплексы (УМК); 3.1.2.2.3. программные и учебно-методические материалы в электронном виде и (или) на бумажных носителях; 3.1.2.2.4. вводные и модульные лекции, выполненные в виде теле лекций, слайдлекций и аудио-лекций педагогов; 3.1.2.2.5. информационные и методические материалы по коллективным тренингам; 3.1.2.2.8. обучающие компьютерные программы; 3.1.2.2.9. методические материалы для организации самостоятельной работы учащихся. 3.1.2.3. Система дистанционного обучения 3.1.2.3.1. система дистанционного обучения, расположена по адресу Организации. 3.1.2.3.2. система дистанционного обучения включает в себя: • Электронные курсы дистанционного обучения по предметам учебных планов Организации • Информационные материалы по предметам учебных планов Организации. 3.1.3. Учебно-методическая помощь при реализации электронного обучения и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. 3.1.3.1. Для организации выполнения современных требований, развития ИКкомпетенций, используемых при электронном или дистанционном обучении, Организация организует обучающие мероприятия, а также методическое сопровождение педагогических работников с использование собственных и сторонних ресурсов. 3.1.3.2. Для родителей (законных представителей), учащихся Организации проводятся индивидуальные консультации, размещаются информационные материалы на сайте Организации, в электронном дневнике, раздаются памятки по работе с электронным контентом. Для учащихся, которые не имеют возможности работать с электронным контентом (отсутствие технических возможностей, отсутствие Интернета, другие объективные обстоятельства) организована работа кабинета информатики согласно графику, утвержденному приказом директора. 3.1.4. Дистанционное обучение предполагает наличие ЭКДО, обеспечивающего системное обучение, а также полную или частичную автоматизацию обучения и контроля его качества. В случае использования элементов дистанционных образовательных технологий необходимо наличие соответствующего контента для его осуществления. 3.2. Виды и формы реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 3.2.1. Организация реализует обучение или его часть с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации учащихся. 3.2.2. Педагог самостоятельно определяет объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия преподавателя с учащимся, и учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий. 3.3. Инфраструктура, обеспечивающая функционирование СД: 3.3.1. Основной задачей формирования инфраструктуры является обеспечение непрерывного надежного доступа в СДО учащихся, педагогических работников и административного персонала. 3.3.2. Доступ в СДО обеспечивается непрерывно и из любой точки подключения к сети Интернет с заданными характеристиками канала связи. 3.3.3. Учащимся предоставляются рабочие места для самостоятельной работы с ЭОР и специальным программным обеспечением. 3.3.4. Занятия, предполагающие применение электронного обучения, ДОТ, проводятся с использованием рабочих мест, обеспечивающих полноценную работу применяемых телекоммуникационных технологий, и информационных сервисов, обеспечивающих опосредованное (через сеть Интернет) взаимодействие учителя и учащегося. 3.3.6. Расписание занятий, проводимых с применением электронного обучения и ДОТ, утверждается руководителем с учетом соответствия технических возможностей. 3.4. Учебно-методическое обеспечение. 3.4.1. Основу учебно-методического обеспечения учебной деятельности с применением ДОТ составляет ЭКДО, размещенные в СДО, разработанные в соответствии с соответствующими учебными планами образовательных программ. 3.4.2. Требования, порядок разработки ЭКДО регламентируется локальным актом. 3.4.3. ЭОР, используемые в ЭКДО, описание ЭКДО, необходимые учебно--методические материалы хранятся в бумажном и/или электронном виде. 3.4.4. Все ЭКДО обновляются по мере необходимости. 3.5. Кадровое обеспечение. 3.5.1. Для реализации дистанционного обучения привлекается педагоги, которые регулярно (не реже 1 раз в три года) повышают квалификацию в области технологий дистанционного обучения и (или) информационно-коммуникационных технологий. 3.5.2. Администратор поддерживает работу компьютерной техники, средств связи и других технических средств обучения, обеспечивает организационно-методическую поддержку учебной деятельности с применением ДОТ. 3.6. Техническое обеспечение: компьютерные классы, оснащенные персональными компьютерами и/или ноутбуками с учетом количества учащихся; телекоммуникационный канал с пропускной способностью, достаточной для организации образовательной деятельности и обеспечения оперативного доступа к учебно-методическим ресурсам (обязателен при использовании ДОТ); проектор, экран, web-камера (при необходимости), колонки и/или наушники (при необходимости); рабочее место педагога, оснащенное персональным компьютером (ноутбуком), колонками и микрофоном (наушниками), web-камерой, соответствующим программным обеспечением для осуществления обучения; рабочее место учащегося, оснащенное персональным компьютером (ноутбуком, мобильное устройство), колонками и микрофоном (наушниками), web-камерой, соответствующим программным обеспечением для осуществления обучения. Порядок организации образовательной деятельности при реализации электронного обучения, дистанционных образовательных технологий 4.1. Учебная деятельность на основе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в Организации наряду с документами, указанными в п. 1.2. настоящего Положения, регламентируется локальными нормативноправовыми актами, инструкциями и иными документами, не противоречащими законодательству Российской Федерации и Уставу Организации. 4.2. Особенности учебной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий. 4.2.1. Внедрение ДОТ предусматривает применение ЭОР для проведения лекций, практических занятий и других видов занятий путем опосредованного (удаленного) контакта учителя и учащегося, а также проверки самостоятельных и контрольных работ, проведения консультаций, зачетов и т.д. 4.2.2. Применение ДОТ предполагает сохранение объемов аудиторной работы с частичной или полной заменой непосредственного контакта с учителем на опосредованное взаимодействие через сеть Интернет. Применение ДОТ может сочетаться с проведением аудиторных занятий в реальных аудиториях. 4.3. Виды и формы учебной работы с использованием электронного обучения и ДОТ: самостоятельная работа, включающая работу с содержимым ЭКДО, в том числе с сетевыми или автономными мультимедийными электронными учебниками и практикумами, выполнение индивидуальных домашних заданий, лекция, вебинар, в том числе лекция в сетевом классе в режиме потокового видео; практическое и лабораторное занятие, в том числе компьютерный или виртуальный лабораторный практикум; консультация индивидуальная и групповая; - контроль знаний (тестирование) и т.д. Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране устройства отображения информации на уроке, не должна превышать: для обучающихся в I–IV классах – 15 мин; для обучающихся в V–VII классах – 20 мин; для обучающихся в VIII–IX классах – 25 мин. 4.4. Предоставление результатов самостоятельной работы (выполнение лабораторных, практических работ, проверка контрольных работ, индивидуальное и групповое консультирование, различные виды текущих аттестаций) осуществляются посредством СДО, с помощью средств телекоммуникаций, либо в очном режиме. 4.5. Информирование учащихся о результатах текущего контроля, промежуточной аттестации может осуществляться следующими способами: через СДО; 4. через форум, электронную почту, skype и т.п.; на очных, групповых и индивидуальных консультациях/занятиях. 4.6. Контроль качества освоения образовательных программ, реализуемых при помощи электронного обучения и/или ДОТ включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию, проводимых в соответствии с учебнотематическим планом. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий учителя и ответственные лица ведут документацию: журнал успеваемости. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Организация ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Федерального закона от 22.10.2004 25-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». 4.7. Сопровождение образовательной деятельности на основе дистанционных образовательных технологий осуществляет учитель. 4.7.1. Технологическое сопровождение: администрирование серверной части включает в себя настройку, обеспечение работы, корректировку серверной части. 4.7.2. Организационно-техническое сопровождение включает в себя регистрацию, удаление, восстановление логина и пароля пользователей, редактирование учетной записи. 5. Заключительные положения 5.1. Изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, утверждаются приказом руководителя Организации. 5.2. Во всех случаях, не предусмотренных настоящим Положением, следует руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Организации.