2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Искусство танца – это синтез эстетического и физического развития человека. Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учит понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Танцевальное искусство подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотные манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореография для дошкольников-1» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов: - Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); - Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); - Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); - Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 675 – р); - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 3 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; - Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; -Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 - Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». -Уставом МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги, разработана в соответствии с социальным заказом, реализуется в художественной направленности. Данная программа составительская, дошкольного возраста 4-6 лет. ориентирована на детей Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Программа ориентирована на работу с детьми 4 – 6 лет, независимо от наличия у них специальных физических данных, хореографической культуры и привития начальных на воспитание навыков в искусстве 4 танца. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от 4 до 6 лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью. Программа направлена на гармоничное развитие личности, на формирование у воспитанников танцевальных навыков, что способствует повышению общей культуры ребенка. Общеразвивающие упражнения, упражнения партерной гимнастики, элементы танца исполняются под музыкальное сопровождение. Различный характер музыки, многообразие еѐ жанров повышает эмоциональность детей, питает воображение. Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут. Учебный материал включает в себя музыкально-ритмические занятия и игры, гимнастика, основы классического танца, народно-сценического танца, элементы танцевально-ритмическая элементы классического и бального танца, элементы современного танца (на втором году обучения). На занятиях главным является установление положительного психологического настроя детей, создание благоприятной атмосферы в коллективе, развитие у каждого ребенка способов самовыражения. Цель программы – формирование творческой личности дошкольников посредством хореографии. Задачи: 1. Научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, основам классического, народного, историко-бытового и бального танца, музыкальной грамоте, основам актерского мастерства, научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой. 2. Развитие музыкальных и физических данных детей, образного мышления, фантазии и памяти, формирование творческой активности и развитие интереса к танцевальному искусству. 5 3. Воспитание эстетически-нравственного восприятия детей и любви к прекрасному, трудолюбию, самостоятельности, аккуратности, целеустремленности в достижении поставленной цели, умение работать в коллективе. Работа по программе придерживается обще дидактических принципов: • Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных особенностей и возможностей ребенка; • Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок; • Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия способствуют не только достижению эффективности обучения, но и дисциплинируют детей, приучают их к методичной регулярной работе и доведению до конца начатого дела; • Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для этого необходимо четко объяснять ребенку, что и как нужно выполнить, и почему именно так, а не иначе; • Принцип повторяемости материала, заключается в многократном повторении вырабатываемых двигательных навыков. • Принцип гуманности выражается в безусловной вере в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения; При организации занятий используются методические приемы, активизирующие у детей желание творчества: метод показа, словесный метод, практический, музыкальное сопровождение, импровизационный метод, игровой. Формы обучения: индивидуально-групповые занятия; 6 коллективные репетиции; концертная деятельность. Формы контроля: мониторинг; контрольные уроки; проверка домашнего задания; открытые уроки. Основная деятельность дошкольника – игра. Поэтому занятия по хореографии строятся в игровой форме, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, направленных на развитие первоначальных ритмических навыков, музыкального восприятия образа, навыков координации движений, формирование правильной осанки. Через игру происходит творческое самовыражение детей, развивается воображение и фантазия. Наиболее действенной в работе с детьми данного возраста является цепочка «потребность - переживание – действие», которая наиболее четко реализуется в танцевально-музыкальных играх. Первый год обучения Цель: формирование первоначальных знаний в музыкально- ритмической и танцевальной деятельности. Задачи: 1) Развивать уровень двигательной деятельности. 2) Вырабатывать ритмичность и выразительность движений. 3) Развивать ориентацию в пространстве. 4) Обучить выполнению заданий по инструкции педагога. 5)Обучить выполнять простейшие танцевальные элементы и гимнастические упражнения. На первом году обучения дошкольники знакомятся с предметом «Хореография». На музыкально-ритмических занятиях изучают основные понятия и элементы танца: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, что является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей. Танцевально-ритмическая гимнастика представлена в образно-танцевальных композициях, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. 7 Музыкально-подвижные игры содержат приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации. Ожидаемый результат: После первого года обучения учащиеся должны выдерживать определенную физическую нагрузку, уметь повторять заданный ритмический рисунок, уметь ориентироваться в классе, знать и выразительно исполнять танцевальные и ритмико-гимнастические движения. Второй год обучения Цель: развитие творческих способностей на основе танцевальноритмической деятельности. Задачи: 1) Формировать навыки для самостоятельного выбора движений в образно-игровой ситуации. 2) Формировать навыки танцевальной техники, основ культуры движений. 3) Развивать самостоятельную творческую деятельность. 4) Развивать навыки выразительности, пластичности, мышечную силу, гибкость, ловкость. 5) Воспитывать ответственное отношение к начатому делу, чувства товарищества, взаимопомощи, трудолюбия. На втором году обучения продолжается музыкально-ритмическая и игровая деятельность. Учащиеся начинают знакомиться с основами классического и народного танца, с современной и бальной хореографией. Детям дается больше самостоятельности в выборе танцевально-игровых образов, разучиваются небольшие танцевальные этюды. Ожидаемый результат: После второго года обучения учащиеся владеют первоначальными знаниями классического, народного, бального и современного танцев, свободно выбирают игровой образ в заданной ситуации, имеют способность к самостоятельному исполнению, ярко и выразительно представляют 8 танцевальные элементы, умеют общаться со сверстниками и работать в группе. Педагог должен проявлять определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе детей, творчески решать вопросы, которые ставит перед ним процесс обучения, учитывая при этом состав группы, физические данные, основные способы восприятия и переработки информации и возможности детей. Можно перенести изучение на следующий год или вовсе исключить из программы те движения, прохождение которых окажется недоступным данной группе детей в связи с ограниченностью их возможностей. С другой стороны, в зависимости от необходимости, существует возможность расширить тот или иной раздел программы. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ Задачи: 1. Развивать уровень двигательной деятельности. 2. Вырабатывать ритмичность и выразительность движений. 3. Развивать ориентацию в пространстве. 4. Обучить выполнению заданий по инструкции педагога. 5.Обучить выполнять гимнастические упражнения. № п\п 1. простейшие Тема Организационное занятие Кол-во часов теория 2 танцевальные Кол-во часов практика элементы Формы контроля Первичная диагностика и 9 Собеседование 2. Музыкальноритмическое занятие 25 Педагогическое наблюдение Контрольный урок 3. Музыкальноподвижные игры 25 Педагогическое наблюдение Контрольный урок 4. Танцевальноритмическая гимнастика 15 Педагогическое наблюдение Контрольный урок 5. Постановочная работа Итого: 5 Открытый урок 72 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.Организационное занятие. На занятиях обсуждается форма для занятий, расписание занятий, правила посещения центра творчества. Внимание уделяется правилам техники безопасности, пожарной безопасности, правилам поведения в общественных местах. 2. Музыкально-ритмические занятия. Сюда входят: 10 Игроритмика – является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания, игры. Игрогимнастика – служит основой для освоения различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. Присутствуют общеразвивающие, акробатические упражнения, упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Игротанцы – направлены на формирование у учащихся танцевальных движений, что способствуе повышению общей культуры. 3. Музыкально-подвижные игры. Являются основным видом деятельности дошкольников, где используются практически все виды упражнений. На занятиях присутствуют методы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования. Игры-путешествия включают все виды подвижной деятельности. Данный материал служит для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить учащихся, дает возможность к самостоятельности. 4. Танцевально-ритмическая гимнастика. Здесь представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет завершенность. целевую направленность, Физические упражнения сюжетный оказывают характер и определенное воздействие на учащихся, решают конкретные задачи программы. Все композиции объединяются в комплексы упражнений. Игропластика способствует развитию мышечной силы и гибкости. Используются элементы гимнастических движений, упражнения на растяжку, выполняемые в игровой сюжетной форме. Пальчиковая гимнастика служит основой для развития мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию. 5. Постановочная работа. 11 Предусматривает составление небольших композиций, мини этюдов из выученных ранее движений. Помогает учащимся развивать умение работать в паре, в группе, ориентироваться в пространстве, развивать память, воображение, быть самостоятельными. По окончании первого года обучения дошкольники: Знают и выполняют простейшие танцевальные и гимнастические движения; Проявляют ритмичность и выразительность в исполнении; Умеют работать в паре, в группе, выполняют задания педагога; Выдерживают заданную физическую нагрузку, эмоциональны и подвижны. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ Задачи: 1.Формировать навыки для самостоятельного выбора движений в образно-игровой ситуации. 2.Формировать навыки танцевальной техники, основ культуры движений. 3. Развивать самостоятельную творческую деятельность. 4.Развивать навыки выразительности, пластичности, мышечную силу, гибкость, ловкость. 5.Воспитывать ответственное отношение к начатому делу, чувства товарищества, взаимопомощи, трудолюбия. № Тема п\п 1. Организационное Кол-во часов теория 2 Кол-во часов практика Формы контроля Первичная 12 занятие диагностика Собеседование 2. Музыкальноритмические занятия 20 Педагогическое наблюдение Контрольный урок 3. Танцевальноритмическая гимнастика 10 Педагогическое наблюдение Контрольный урок 4. Основы классического танца 10 Педагогическое наблюдение Контрольный урок 5. Элементы народного танца 10 Педагогическое наблюдение Контрольный урок 6. Танцы – игры 10 Педагогическое наблюдение Контрольный урок 7. Постановочная работа итого 10 урок 72 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.Организационное занятие Открытый 13 На занятиях обсуждается форма для занятий, расписание занятий, правила посещения центра творчества, правила поведения на сцене во время занятий и выступлений. Внимание уделяется правилам техники безопасности, пожарной безопасности, правилам поведения в общественных местах. 2. Музыкально-ритмические занятия Как и в первом году обучения входят игроритмика, игрогимнастика, игротанцы. Вошли в раздел музыкально-подвижные игры, которые способствуют развитию творчества и воображения. 3. Танцевально-ритмическая гимнастика. Включает в себя: Игропластику - способствует развитию мышечной силы и гибкости. Используются элементы гимнастических движений, упражнения на растяжку, выполняемые в игровой сюжетной форме. Игровой самомассаж – является основой закаливания и оздоровления. Упражнения выполняются в игровой форме, способствуют формированию у дошкольников сознательного стремления к здоровью, развивают навыки собственного оздровления. Креативная гимнастика – предусматривает целенаправленную работу по применению творческих игр, нестандартных упражнений, направленных на развитие инициативы. 4. Основы классического танца. Учащиеся изучают азы классического танца. Основные позиции рук и ног Правильная постановка ноги на носок Движения на середине зала Прыжки Партер специальных выдумки, заданий, творческой 14 5. Элементы народного танца. Учащиеся знакомятся с основами народного танца. Простейшие элементы на середине зала. Затем из разученных элементов составляются танцевальные этюды или законченные по форме танцевальные миниатюры. 6. Танцы – игры. Занятия предусматривают целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Создаются условия для развития у детей познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощения. 7.Постановочная работа. Предусматривает составление небольших композиций, мини этюдов из выученных ранее движений. Помогает учащимся развивать умение работать в паре, в группе, ориентироваться в пространстве, развивать память, воображение, быть самостоятельными. По окончании второго года обучения дошкольники: Имеют знания и навыки основы танцевальных движений, культуру исполнения, самостоятельны в исполнении; Активно проявляют свое творчество в исполнении, выразительность, правильность игровых образов; В танце достаточно подвижные, ловкие, пластичные, самостоятельные; Проявляют свою заинтересованность к обучению, дружелюбны, трудолюбивы, умеют работать в коллективе. 15 Планируемые результаты реализации Программы. Поскольку образовательная деятельность предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей: − предметным, фиксирующим предметные и метапредметные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы; − личностным, выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в детском объединении. Предметные результаты: – Ребенок знает основные направления хореографии, различные танцевальные культуры, методику исполнения танцевальных элементов; – Знает значение занятий танцами для поддержания осанки; – Соблюдает технику безопасности на учебных занятиях; – У ребенка сформированы умения исполнительской техники (исполняет движения в соответствии с темпом и ритмом музыки, музыкально и артистично выполняет упражнения в соответствии с контрастным характером музыки). Метапредметные результаты – Ребенок проявляет себя во всех видах исполнительской деятельности, способен к импровизации; – Ориентируется в пространстве, в танцевальных рисунках, умеет двигаться в танце, правильно выполняет перестроения на площадке; – Правильно определяет характер музыки, темп, ритм, умеет передавать в пластике движений музыкальный образ; – У ребенка развита физические данные: мышечная сила, гибкость, выносливость, скоростно-силовые способности; Личностные результаты – Ребенок проявляет интерес к танцевальному искусству; 16 – Включается в общение со сверстниками, основываясь на взаимоуважение и взаимопомощи; – Имеет представлении о пользе движений, понимает, как поддерживать и укреплять свое здоровье; – Накопленный на занятиях опыт переносит в свободную самостоятельную деятельность. УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА Содержание программы связано с физическим и музыкальным воспитанием дошкольников. Обучение ведется согласно психофизическим и возрастным особенностям учащихся, направлено на укрепление здоровья детей, совершенствование психомоторных способностей, на развитие творческих и созидательных способностей занимающихся. В процессе занятий учащиеся: 1. Самостоятельно исполняют творческие задания и танцевальные композиции; 2. Имеют достаточный запас танцевальных движений, знают термины и обозначения; 3. Проявляют устойчивые музыкально-ритмические навыки; 4. Владеют импровизацией и показывают достаточный уровень исполнительской выразительности; 5. Умеют самостоятельно работать в паре, в группе, сопереживать и ценить партнера; 6. Проявляют взаимопомощь и трудолюбие, целеустремленность в достижении своих целей; 7. Раскрывают себя как творческую личность. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Просторное, светлое помещение, оборудованное зеркалами и двух уровневыми станками. 2. Музыкальное сопровождение. 17 3. Магнитофон и аудиокассеты с записями музыкальных произведений. 4. Детские звучащие инструменты. 5. Коврики для партерного тренажа. 6. Форма для занятий: тренировочный костюм, танцевальная обувь. 7. Видеомагнитофон и видеокассеты с записями танцевальных композиций. 8. Концертные костюмы и обувь. 9. Научно - методическая литература. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН Год обучения 1 2 Начало и Кол-во окончание учебных учебного недель года С1 36 сентября по 31 мая С1 36 сентября по 31 мая Кол-во учебных часов Продолжительност Сроки ь и периодичность аттестаци занятий и 72 2 раза по 40 минут сентябрь май 72 3 раза по 40 минут сентябрь май Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Проведение педагогической диагностики развития ребенка необходимо для: -выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных способностей ребенка, состояния его эмоциональной сферы; - проектирования индивидуальной работы; -оценки эффекта педагогического воздействия. В процессе наблюдения педагог оценивает проявления детей, условно ориентируясь на лучшие показатели, выявленные для данного возраста. Цель диагностики: выявление уровня музыкального и психомоторного развития детей (начального уровня и динамики развития), эффективности педагогического воздействия. Диагностика проводится по методике Бурениной А.И. 18 Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (на основе репертуара программы по ритмической пластике Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика»). Критериями оценки эффективности эстетического воспитания являются: - формирование эстетической оценки (способность анализировать эстетические объекты- хореографические движения, художественные образы в музыке и танце, умение сопоставлять характер музыки и движений, способность обосновывать свой выбор); - овладение техникой и грамотностью исполнения танцевальных движений и комбинаций, что дает детям свободу творческого выражения и вызывает чувство удовлетворения от красиво исполненного танца; - творческие проявления - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные. оценка характеризуется в зависимости от возраста и обученности. Оценивается степень выразительности; -музыкальность - способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается в соответствии исполнения движений в музыке (в процессе самостоятельного исполнения -без показа педагогов). Для каждого возраста педагог определяет разные критерии музыкальности в соответствии со средними возрастными показателями развития ребенка, ориентируясь на объем умений, раскрытыми нами в задачах; -эмоциональность- выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позах, жестах разнообразную гамму чувств исходя из музыки и содержания композиции; внимание - способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца самостоятельновысокий уровень. В случае больших затруднений- 0 баллов; 19 -память-способность запоминать музыку и движения (музыкальная, двигательная, зрительная); -подвижность нервных процессов проявляется в скорости двигательной реакции на изменение в музыке. Норма, эталон-это соответствие исполнения упражнений, умение подчинять темпу, ритму; Балловая шкала оценки: 3 балла – движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой нюансировкой, фразами. 2 балла – передают только общий характер, темп, метроритм. 1 балл – движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки, ориентированы только на начало и конец звучания, а также на счет и показ взрослого. Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и обученности ребенка. Результаты заносятся в таблицу. Карта диагностики уровня музыкального и психомоторного развития детей (по А.И.Бурениной "Ритмическая мозаика") Ф.И ребенка_______________________________________ год рождения______________________________________ Параметры Музыкальность Эмоциональная сфера Творческие проявления Внимание Память Подвижность нервных процессов Пластичность, гибкость Координация движений Начало года Конец года 20 Высокий уровень: Ребенок знает и называет жанры музыкальных произведений, умеет выполнять знакомые плясовые движения, правильно выполняет перестроения на площадке. Правильно определяет характер музыки, темп, ритм, умеет передавать в пластике движений музыкальный образ. Умеет сочинять несложные плясовые движения. Умеет определять вид танца. Средний уровень: Ребенок определяет темп, ритм, характер музыки, знает, но допускает ошибки при определении жанров музыки, умеет передать в пластике музыкальный образ, выполняет несложные плясовые движения при участии взрослого. С небольшой помощью взрослого определяет вид танца. Низкий уровень: Ребенок допускает ошибки при выполнении плясовых движений, не знает и не умеет определить темп, ритм, характер музыки, не выполняет самостоятельно плясовые движения, не умеет передавать музыкальный образ в пластике, не умеет перестраиваться на площадке, не выполняет правильно упражнения с предметами. ЛИТЕРАТУРА 1. Арзамасцев О.Г. Учебная программа «Развитие ребенка средствами хореографии». Екб. 1999 2. Буркитченко С.С. Детская балетная студия. Екб. 2002 3. Буракова О.А. Музыкальная пластика. Екб. 2001 4. Ваганова А.Я. Основы классического танца. С-П. 2003 5. Гребенюк О.С, Рожков М.И. Общие основы педагогики. М-2003 2. Диниц Е.В. и др. Азбука танцев. Москва. 2004 7. Жукова В.П. Учебная программа «Развитие ребенка средствами хореографии» Екб. 2000 8. Звездочкин Основы классического танца. С-П. 2003 21 9. Козорез О.А. теория и методика преподавания народно- сценического танца. Х. 1996 10. Козлов В.В. Акробатика. М. 2003 11. Куприна Н.Г. Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии детей. Екб. 2002 12. 13. Куприна Н.Г. Музыкальное развитие дошкольников. Екб. 2006 Куприна Н.Г. Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности. Екб.2004 Мошкова Е.И. Ритмика и бальные танцы. Москва. 1997 14. 15. 16. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Москва. 2006 Сусанова Е.С. Программа ансамбля современной хореографии «Этуаль». Екб. 2004 17. 18. Трефилова Т.В. Ритмика в школах выравнивания. Екб. 1999 ФирилеваЖ.И., Сайкина Е.Г. Танцевально-игровая гимнастика для детей» С-П. 2001 АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ Программа «Хореография для дошкольников» рассчитана на 2 года обучения для детей от 4 до 6 лет. Цель программы: формирование творческой личности дошкольников посредством хореографии. Задачи: 1. Научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, основам классического, народного, историко-бытового и бального танца, музыкальной грамоте, основам актерского мастерства, научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой. 2. Развитие музыкальных и физических данных детей, образного мышления, фантазии и памяти, формирование творческой активности и развитие интереса к танцевальному искусству. 22 3. Воспитание эстетически-нравственного восприятия детей и любви к прекрасному, трудолюбию, самостоятельности, аккуратности, целеустремленности в достижении поставленной цели, умение работать в коллективе. Программа делится на 2 уровня: 1 год обучения: цель - формирование первоначальных знаний в музыкально-ритмической и танцевальной деятельности. 2 год обучения: цель - развитие творческих способностей на основе танцевально-ритмической деятельности. Программа объединяет следующие разделы: 1) музыкально- ритмические занятия и игры, 2) танцевально-ритмическая гимнастика, 3)основы классического танца, 4) элементы классического и народно- сценического танца, 5) элементы бального танца, элементы современного танца (на втором году обучения). Критериями оценки результатов обучения служит освоение программы по годам обучения, положительные результаты мониторинга, успешное участие в фестивалях, конкурсах, создание стабильного коллектива.