Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Вокально-инструментальный ансамбль, для учащихся 12-17 лет.

2

Пояснительная записка
Разработка данной программы

по музыкальному воспитанию

учащихся обусловлена социальным заказом поиска оптимальных форм
работы с учащимися в системе дополнительного образования. Исходными
предпосылками

разработки

данной

программы

явились

факторы

негативного влияния на процесс развития личности учащего, а именно:
периферийность

посёлка,

нереализованные

удалённость

интересы

его

учащего,

от

культурных

эмоциональная

центров,

депривация,

неблагополучное влияние окружающей социальной среды. В основе
программы систематизирован опыт создания детского творческого коллектива
на основе многосторонней работы по обучению музыкальной грамоте,
развитию

вокальных

электроинструментах,
аккомпанированию,
адаптироваться

в

данных,

обучению

выработке
развитию

современных

игре

навыков
творческой

условиях.

на

музыкальных

ансамблевой
личности,

Программа

игры,

способной

рассчитана

на

индивидуальную и коллективную работу с учащимися возраста 12-17 лет.
Дополнительная

общеобразовательная,

«Вокально-инструментальный

общеразвивающая

ансамбль»

разработана

на

программа
основании

следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
- Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
-

Концепция развития дополнительного образования до

2030 года

(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 675 – р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20

3

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№

196

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
-Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 - Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
-Уставом МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги, разработано в соответствии
с социальным заказом и реализуется в художественной

направленности.

Актуальность программы состоит в том, что она обеспечивает
реализацию социального заказа общества по формированию социальных,
личностных, общекультурных, коммуникативных компетенций учащихся.
Игра в ансамбле стимулирует развитие художественного вкуса, помогает
преодолеть неуверенность в себе, сплачивает детский коллектив и при
правильном подборе репертуара воспитывает по-настоящему культурного

4

человека Интерес учащихся к деятельности ВИА позволяет проводить
профилактику

асоциального

поведения

детей,

заполнить

активным

содержанием их свободное время, создать условия для социального и
культурного

самоопределения,

самодисциплину,

чувство

развивает

коллективизма,

творческие

способности

ответственности,

и

формирует

гражданскую позицию и собственную значимость.
Новизна программы. Конечно, во многих отношениях деятельность
школьного ансамбля близка к деятельности в учреждении дополнительного
образования – в обоих случаях осуществляется подготовка произведения к
исполнению. Этот процесс в обоих случаях 4 осуществляется на одних и тех
же принципах и протекает в одинаковой последовательности. Различие
заключается прежде всего в том, что в специализированных школах
подготовка детей к исполнительству в ансамбле осуществляется несколькими
преподавателями и охватывает значительно больший период времени. Кроме
того, для учреждения дополнительного образования

результат деятельности

– исполнение – выступает как средство эстетического воздействия на
слушателя, а в работе с ансамблем и подготовка, и исполнение важны прежде
всего как средство музыкально-творческого развития личности самих
учащихся.
Педагогическая целесообразность. Обучение по программе основывается на
педагогическом принципе дифференцированного

подхода в развитии,

обучении и воспитании учащегося. Во внимание также берутся и следующие
принципы:
- природосообразности (учитывается возраст учащегося, а также уровень его
интеллектуальной

подготовки,

предполагающий

выполнение

заданий

различной степени сложности);
- культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой
культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
- свободы в выборе решений и самостоятельности в их реализации;
- сотрудничества и ответственности; - сознательного усвоения учащимися

5

учебного материала;
- систематичности, последовательности и наглядности обучения.
Методы и приемы, используемые в программе это: беседы, слушание
музыкальных произведений и композиций, наглядный показ, творческие
мастерские, мастер- классы, практические и репетиционные занятия.
Формы

проведения

естественное

занятий

побуждение

сохраняют,

подростка

к

усиливают

творческому

и

развивают

самовыражению,

дополняются прочными теоретическими знаниями, практическими умениями
и навыками владения музыкальными инструментами.
В теоретическом разделе программы отражены принципы взаимодействия
основного и дополнительного образования: обеспечение непрерывности
образования, развитие технологии и идеи личностно-ориентированного
образования, создание условий для формирования опыта творческой
самостоятельности подростка и сохранение свободы детского пространства.
Последовательность

разделов

учебного

материала

имеет

логическую

завершенность: теоретические сведения подтверждаются и подкрепляются
практическими занятиями.
Адресат программы:
Представленная

программа рассчитана для занятий с учащимися

12-17

лет. По данной образовательной программе могут заниматься учащиеся без
специальных знаний, умений и навыков.
Возрастные особенности. Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 17-ти
лет) — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе
(5–9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.
Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного
возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на
необычные,

захватывающие

уроки

и

классные

дела,

а

быстрая

переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на
одном и том же деле, Однако, если создаются трудно преодолеваемые и

6

нестандартные

ситуации

ребята

занимаются

внеклассной

работой

с

удовольствием и длительное время.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У
ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение,
которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период
склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого
сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок
подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация:
«верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.
Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого
развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации,
находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам
интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое
мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии,
отстаивать и доказывать свою правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых
главных

моральных

проблем

среднего

школьного

возраста

является

несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками,
действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных
идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы,
влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении.
Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование
нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои
чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот
период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса.
Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя,
вспышки гнева.
Многие подростки, как мальчики, так и девочки, не желают связывать свою
будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и

7

с трудом вообще.
Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность
самовыражения и самореализации.
Срок освоения, объём программы и режим занятий. Программа
рассчитана на 5 лет обучения, Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2
часа с перерывом 15 минут, продолжительность занятий 45 минут, (144 часа)
общий объем образовательной программы 720 часов, что соответствует
требованиям с СанПиН 2.4.3648-20.
Форма обучения очная, традиционная, с применением дистанционных
технологий. Содержание программы составлено согласно возрастным и
индивидуальным особенностям учащихся. Количественный состав групп: от 5
до 8 человек. Интерес учащихся к деятельности ВИА позволяет привлекать
учащихся разного

поведения, заполнить активным

содержанием их

свободное время, развивает творческие способности и самодисциплину,
чувство коллективизма, ответственности, формирует гражданскую позицию и
собственную значимость. Методы и приёмы, используемые в программе это:
беседы, слушание музыкальных произведений и композиций, наглядный
показ, творческие мастерские, мастер-классы, практические и репетиционные
занятия. Формы проведения занятий сохраняют, усиливают и развивают
естественное побуждение

к творческому самовыражению, дополняются

прочными теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками
владения музыкальными инструментами. В теоретическом разделе программы
отражены

принципы

взаимодействия

основного

и

дополнительного

образования: обеспечение непрерывности образования, развитие технологии и
идеи личностно - ориентированного образования, создание условий для
формирования опыта творческой самостоятельности учащихся и сохранение
свободы детского пространства. Последовательность
материала

имеет

логическую

завершённость:

разделов учебного

теоретические

сведения

подтверждаются и подкрепляются практическими занятиями.
Цель программы: наполнение активным содержанием свободного

8

времени учащихся; развитие творческой личности, имеющей навыки
самореализации и самовыражения в социуме.
Задачи :
Образовательные
Формирование знаний и умений музыкальному искусству с учётом
индивидуальных способностей.
Владение определёнными теоретическими знаниями.
Умение

самостоятельно

пользоваться

полученными

практическими

навыками и теоретическими знаниями.
Развивающие
развитие музыкально - эстетического вкуса;
развитие художественно - самостоятельного творчества;
развитие коммуникативных умений и навыков общения в социуме; .
Способствование выработке музыкальности, артистичности, эмоциональной
выразительности учащихся.
Развитие познавательного интереса, творческих способностей учащихся.
Развитие способности ориентироваться в системе эстетических ценностей,
понимания процесса художественного творчества.
Воспитательные
воспитывать чувства коллективизма, ответственности;
воспитывать чувство активности и желание участвовать в делах детского
коллектива.
Содержание

программы

выстроено

по

годам

обучения,

взаимосвязанным между собой: в последующем году совершенствуются
знания, умения и навыки предыдущего. В курсе обучения

применяются

традиционные методы обучения: использования слов (беседа, рассказ, анализ
музыкального или художественного произведения), наглядного восприятия и
практические методы. Занятия проводятся как индивидуально так и в
групповой форме. Набор

свободный.

9

Учебный (тематический) план
1 год обучения

№

Содержание и виды

Всего

Теория практика

занятий

1.

Индивидуальные

2.

занятия
на
Постановка
голоса.
инструменте.

3.

Основы музыкальной грамоты.

Форма
контроля

28

14

28

9

16

6

14

Тестовые

19

задания
Тестовые

10

задания
Тестовые
задания

4.

Творческие

часы (включая

14

6

8

Тестовые

34

задания е
Тестовые

беседы, слушание музыки)
5.

Групповые занятия на

48

14

задания

инструментах.
6.

Концертные
(репетиционные
выступлениязанятия,

10

3

7

Промежут
аттестация

творческие отчёты,
мастер-классы)
Итого

144

52

92

Итого:

144

52

92

Содержание 1 год обучения
1.

Индивидуальные занятия на инструменте.

Шести струнная гитара.
Теория:

Теоретические

сведения

основ

музыкальной

грамоты;

знакомство с инструментом, общие сведения об инструменте, устройство;
настройка; положение гитары при игре в ансамбле, постановка рук, звуко

10

извлечение, строй; позиции аккордов. Табулатура. Игра по табулатуре Виды
боев.
Практика:
аккорды
руки

и

способы

их

извлечения;

приёмы

игры

правой

(5 видов переборов); упражнения в пределах 1-3 ладов; упражнения

в пределах 3-9 ладов; подбор мелодии по слуху.2-3 произведения по
табулатуре
1.Маленький романс
2.Цыганочка
3. Трио
Клавишные инструменты.
Теория:
основы гармонии и музыкальной грамоты; устройство клавишных
инструментов; приёмы игры
на

клавишных

эксплуатации

инструментах

в

ансамбле;

уход

и

правила

клавишных

инструментов.
Практика:
приёмы игры одной, двумя руками; клавишные переключения;
упражнения для правой

и левой рук;

освоение различных

видов игры на инструменте;
упражнения для подбора по слуху.
Ударные инструменты
Теория:
устройство инструмента и правила работы с ним; - постановку рук, упражнения
одиночными ударами (по специальной подушке) в медленном темпе, правильное и
чёткое движение рук в медленном и среднем темпах; - мажорные и минорные
гаммы, арпеджио трезвучий до 2-х знаков включительно (в медленном темпе).
Практика:

11

Отработка постановки рук. Длительности нот на малом барабане. Устройство
инструмента на нотах Ритмические рисунки. Сбивки
2. Постановка голоса.
Теория:
основы приёмов пения и личной гигиены голоса; основы эстрадного
исполнения; навыки
интонирования и владение голосом, слуховой контроль; понятие атаки звука;
особенности
вокального пения в ансамбле.
Практика:
певческая установка; упражнения по развитию силы звука; упражнения на
развитие дыхания,
дикции; работа с микрофоном.
3. Основы музыкальной грамоты.
Теория:
устройство и настройка инструментов; нотное письмо, интервалы, звукоряд,
Аккордовые последовательности;

основы

звукоизвлечения

и

вокального искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха; основы
табулатуры.
Практика:
упражнения с использованием звукоизвлечения; самостоятельная работа по
подбору музыкальных произведений (разбор партий по табулатуре);
солирование, применение ритмических группировок; исполнение песен в
собственном стиле (работа с репертуаром); работа постановке голоса, работа
4.Творческие часы:
диспуты, дискуссии,

занятия по сплочению коллектива; рефераты,

творческие задания по темам учебно - воспитательного плана; беседы по
манерам поведения на сцене и правилам исполнительского мастерства;
концертные выступления в классах, на школьных тематических вечерах.

12

5. Групповые занятия на инструментах.
Теория:
основы ансамблевой игры; функции каждого инструмента в ансамбле;
музыкальная оправданность применения различных звуковых эффектов;
солирующая роль инструментов и вокальной партии.
Практика:
ансамблевое исполнение простых упражнений, музыкальных отрывков;
совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением; отработка
навыков исполнительского мастерства.
6.Концертная деятельность (творческие отчёты)
Теория:
основы

исполнительского

мастерства,

правила поведения

на сцене;

понятие об ансамбле,
принципы исполнительского мастерства; рефераты, дискуссии, диспуты,
беседы.
Практика:
участие в мероприятиях Центра детского Творчества, праздниках, творческие
встречи с другими группами ВИА. Творческий отчёт.
После I года обучения учащиеся
должны знать:
ноты, буквенные обозначения тональностей, знаки альтерации, репризы,
вольты; основы гармонии; жанры музыки;
должны уметь:
читать аккорды по буквам, ритм по длительности;
получить понятие игры в ансамбле: одновременно вдвоём, втроём и т.д
Учебный (тематический) план
2 года обучения

13

№

1.

Содержание и виды занятий

всего

Основы музыкальной грамоты.

14

Индивидуальные занятия на

2.

28

теория Практик

4
6

а

контроля

10

Тестовые

22

задания
Тестовые

инструменте.
3.

задания

Выработка

28

6

22

Тестовые

36

задания
Тестовые

инструментально-ансамблевых навыков.
Ансамбль

4.

(работа

с

46

10

задания

репертуаром, импровизация).
5.

Творческие часы (мастер - классы)

6.

выступления
Концертные (репетиционные

18

9

9

в

Тестовые
задания

10

4

6

занятия, творческие отчёты,
участие

Форма

Промежут
аттестация

конкурсах,

фестивалях)
Итого:

Содержание

144

39

105

2 год обучения

1.Основы музыкальной грамоты.
Теория:
(приёмы игры на гитаре, звукоизвлечение, принципы построения аккордов);
правила эксплуатации инструмента, подключение, хранение, возможности
электрогитары; игра медиатором; ритмические рисунки и солирующие
партии электрогитары в табулатуре.

Практика:
упражнения с использованием звукоизвлечения, самостоятельная работа по

14

подбору музыкальных произведений (разбор партий по табулатуре);
солирование, применение ритмических группировок; исполнение песен в
собственном стиле (работа с репертуаром); работа постановке голоса, работа
2.Индивидуальные занятия на инструменте
Шести струнная гитара.
Теория: Звукоизвлечение, строй; позиции аккордов, игра с медиатором и без
него. Аккорды с барэ. Последовательность аккордов с барэ. Классика на
гитаре. Знакомство с электрогитарой. позиции аккордов. Табулатура. Игра
по табулатуре. Виды боев.
Практика: Аккорды с барэ

и

способы

их

извлечения ; подбор

мелодии по слуху. Глушение при аккордах с барэ. Виды боев. Тремоло.
Глиссандо.Срывы. Табулатура. Игра по табулатуре. Виды боев.
Клавишные инструменты.
Теория: Игра в режиме динамической клавиатуры (touch response), легато
и стаккато. Несложное двухголосное движение в партиях правой и левой
руки. Чтение с листа в медленном темпе мелодий с сопровождением в
виде выдержанных нот в басу. Исполнение несложных ансамблевых пьес с
педагогом в четыре руки, на двух синтезаторах и в режиме Подбор на
клавиатуре синтезатора по слуху мелодии и баса знакомых детских песен
и фрагментов инструментальных произведений с последующим их
исполнением с авто аккомпанементом в режиме упрощённого взятия
аккордов (casio chord, single finger и т.п.). Импровизация музыкальных фраз и
предложений в «диалоге» с учителем
Практика: Развитие навыков аранжировки для синтезатора: гармонизация
мелодии в режиме упрощённого взятия аккордов авто аккомпанемента с
использованием мажорных, минорных трезвучий и доминантсептаккорда в восьми десяти тональностях, простейшие случаи применения авто аккомпанемента в
режиме обычного взятия аккордов (fingered); жанровые критерии в выборе паттерна,
применение в авто аккомпанементе ритмических заполнений (fill in), применение

15

автоматических ударных без авто аккомпанемента (drum machine); инструментовка
пьес, написанных в простой двух и трёх частной формах с применением режимов
автосопровождения, а также - обычной (normal) и разделённой (split) клавиатуры.
Ударные инструменты
Теория:
на малом барабане: -

упражнения «простые двойки»

с ускорением и

замедлением; - упражнения «сложные двойки» в ровном умеренном темпе; дальнейшее развитие исполнения с длительностями нот (половинные,
четвертные, восьмые, шестнадцатые) в различных комбинациях, в размерах 2/4,
3/4, 4/4 (alla bveve) в подвижном темпе; - нота с точкой (пунктирный ритм, по
возможности – триоли восьмыми нотами в простейшем виде); - 4-6 упражнений
или этюдов.
Практика:
упражнения «простые двойки»

с ускорением и замедлением; -

упражнения «сложные двойки» в ровном умеренном темпе; - дальнейшее
развитие исполнения с длительностями нот (половинные, четвертные,
восьмые, шестнадцатые) в различных комбинациях, в размерах 2/4, 3/4, 4/4
(alla bveve) в подвижном темпе; - нота с точкой (пунктирный ритм, по
возможности – триоли восьмыми нотами в простейшем виде); - 4-6
упражнений или этюдов.Сбивки.Ритмические рисунки.
3. Выработка ансамблевых навыков
Теория:
значение термина «ансамбль». Ансамбль

как

слитное, слаженное

исполнение произведения всеми музыкантами, подчинение
художественному замыслу.

общему

Понятие «аккомпанемент».

Единовременное начало и окончание игры.
Слаженная и уравновешенная игра. Точное исполнение длительностей.
Единство темпа, согласованное изменение силы звука. Звуковой баланс
(между

инструментальной

и

солирующей

группами).

Разучивание

16

нескольких

песен

и

аккомпанирование

солистам.

Развитие

музыкально-слуховой дисциплины.
Практика:
Клавишные

инструменты.

работа с репертуаром;

вокально-инструментальная работа с ансамблем; отработка собственного
стиля и манеры игры в ансамбле; подбор по слуху произведений российской
и зарубежной эстрады; игра произведения по табулатуре (наизусть).

Теория:
роль клавишного инструмента в ансамбле; возможности и обоснование
приёмов

переключения;

приёмы

игры

в

разных

стилях;

джазовые

импровизации; основы ансамблевой игры.
Практика:
исполнение простых по композиции песен, мелодий; создание собственного
стиля игры (элементы импровизации, джаза); развитие навыка ансамблевой
игры; отработка навыков исполнительского мастерства.
Постановка голоса.
Теория:
гигиена голоса и слуха; интонирование и певческое дыхание, дикция при
исполнении; правила работы в ансамбле (с микрофоном); приёмы
двухголосия; джазовые импровизации.
Практика:
работа над репертуаром; ансамблевая работа (пение дуэтом, трио,
солирующие партии); создание собственного стиля исполнения; работа с
микрофоном.
4. Ансамблевая работа.
Теория:
функции каждого инструмента в ансамбле; звуковой баланс; настройка
инструментов;

17

работа с монитором; аранжировка и импровизация; соединение основных
партий наизусть и по табулатуре.
Практика:
работа с репертуаром; вокально-инструментальная работа с ансамблем;
отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле; подбор по слуху
произведений российской и зарубежной эстрады; игра произведения по
табулатуре (наизусть).
5. Творческие часы.
Концертные выступления.
Теория:
основы техники безопасности при массовых мероприятиях; подключение,
баланс, настройка
инструментов; хранение и использование аппаратуры в условиях ЦДТ
Практика:
участие в поселковых

и городских культурных мероприятиях; проведение

творческих часов, совместно с группами первого года обучения; творческие
отчёты и вечера группы второго года обучения; концертные выступления.
После II года обучения учащиеся
должны знать:
интервалы в пределах октавы;
аббревиатуру, аккорды с обращениями, элементы музыкальной формы;
должны уметь:
читать партии своих инструментов или голоса с листа, читать ритм,
исполнять произведения соло или ансамбля с учётом динамических оттенков,
петь с элементами двухголосия.

Учебный (тематический) план
3 года обучения

18

№

1.

Содержание и виды

Кол-во

занятий

часов

Основы

музыкальной

грамоты

и гармонии.

12

теория

Практик

Форма

а

Контроля

6

Тестовые

6

задания
Тестовые

2.

Вокально- ансамблевая работа.

38

6

32

3.

Творческие часы (включая

18

9

9

задания
Тестовые

беседы, слушание).
Ансамбль

4.

(работа

задания
Тестовые

с

36

10

26

14

6

8

Тестовые

22

задания
Промежут.

задания

репертуаром, импровизация,
5.

аккомпанирование).
Работа
с электроаппаратурой.

6.

Концертная деятельность

26

(творческие отчеты,
Итого:
конкурсные выступления)

4

аттестация
144

41

103

Содержание 3 года обученя
1. Основы музыкальной грамоты.
Теория:
устройство

и

настройка

инструментов;

инструмента в ансамбле; подчинение
ансамблевым

задачам;

основы

солирующая

вокальной
звукоизвлечения

роль

каждого

партии

общим

и вокального

искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха; «чтение» табулатуры.
Практика:
упражнения

с

использованием

импровизаций,

элементов

джаза

и

аранжировка песен собственного исполнения; самостоятельная работа по
подбору музыкальных произведений (разбор партий по табулатуре)

19

солирование, применение ритмических группировок; исполнение песен в
собственном стиле (работа с репертуаром); работа постановке голоса, работа
над дикцией, отработка певческих навыков; аккомпанирование.
2.Вокально - ансамблевая работа.
Теория:
основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; роль ВИА в
жизнедеятельности ЦДТ; роль каждого инструмента в ансамбле; принципы
исполнительского мастерства; чистота исполнения, строй, единство темпа и
ритма в ансамбле; импровизация, создание собственного стиля исполнения,
аранжировка песен; солирующая роль инструментов ансамбля; работа с
вокалистами ( использование элементов джаза); понятие о музыкальных
стилях

и

направлениях

современности;

средства

музыкальной

выразительности, используемые в ансамбле; работа с компьютерной
программой Guitar Pro 4 (обучение умению «читать» партию по
табулатуре»).
Практика:
Подключение, настройка инструментов, звуковой баланс ансамбля; игра в
разных музыкальных стилях; солирующие партии для инструментов;
гармония, подбор по слуху музыкальных произведений; создание и игра в
собственном стиле и манере исполнения; подчинение аккомпанемента
единым требованиям при игре в ансамбле; ритмические аранжировки,
импровизация, самостоятельное детское творчество; игра произведений
российской и зарубежной рок-музыки из компьютерной программы Guitar
Pro 4.
3 Концертная (творческая) деятельность.
Теория:
основы

исполнительского

диспуты, дискуссии;

мастерства;

творческие

беседы,

слушание лучших композиций российской и зарубежной эстрады.

рефераты,

20

Практика:
музыкальное оформление вечеров, дискотек; участие в поселковых и
городских мероприятиях,
фестивалях, конкурсах; творческие часы, отчёты, практические занятия,
совместно с учащимися
4. Ансамблевая работа.
Теория:
функции каждого инструмента в ансамбле; звуковой баланс; настройка
инструментов;

работа

с

монитором;

аранжировка

и

импровизация;

соединение основных партий наизусть и по табулатуре.
Практика:
работа с репертуаром; вокально-инструментальная работа с ансамблем;
отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле; подбор по слуху
произведений российской и зарубежной эстрады; игра произведения по
табулатуре (наизусть).
5. Работа с электроаппаратурой
уход и эксплуатация музыкальных инструментов в условиях Центра
Детского Творчества; настройка, подключение, работа с монитором,
микрофоном, звуковой баланс; основы техники безопасности при работе с
электроаппаратурой; запись фонограмм; ревизирование соединительных
шнуров,штекеров .
4. Концертная деятельность.
Теория:
музыкальное

оформление

вечеров,

участие

в

поселковых

и

городских

мероприятиях, фестивалях, конкурсах; творческие часы,

отчёты, практические занятия, совместно с учащимися 2 и З года обучения;
участие в мастер классах; гастрольная деятельность ВИА.
Практика:
музыкальное

оформление

вечеров,

участие

в

поселковых

и

21

городских

мероприятиях, фестивалях, конкурсах; творческие часы,

отчёты, практические занятия, совместно с учащимися 2 и З года обучения;
участие в мастер классах; гастрольная деятельность ВИА.
После III года обучения учащиеся
должны знать:
основы нотной грамоты, строение и обращения септаккордов;
звукоизвлечения

и

вокального

искусства;

настройку

основы

инструментов;

истоки рока, стили и направления; основы звукорежиссерской деятельности.
должны уметь:
Правила

техники

Функции

и

безопасности

при

назначение

работе

с

электроаппаратурой.

инструментов

ансамбля.

Понятие аранжировка и импровизация (на примере песен собственного
сочинения)
Историю российских

и зарубежных рок групп («Кино», «Машина

времени», «Алиса», «Ария», «Scorpion», «ДДТ» и др.) Истоки джаза.
Исполнение песен в разных стилях и с использованием собственной манеры
игры

(от

3

до

5

произведений).

Особенности

организации

вокально-инструментального ансамбля (принципы, звуковая аппаратура и т.
д.)

Составление проекта собственного концертного выступления.

Основы звукооператорской работы.

Сценический образ.

Учебный (тематический план)
4 года обучения

№

Содержание и виды занятий

Всего

теория

Практика

часов

1.

2.

Основы

музыкальной

грамоты

и гармонии.

Вокально -ансамблевая работа.

12

Форма
контроля

6

6

Тестовые
контроля
задания

26

6

20

Тестовые
задания

22

3.

Творческие часы (включая

4.

беседы, слушание).
Ансамбль (работа с

18

9

9

Тестовые
задания

26

10

16

Тестовые
задания

репертуаром, импровизация,
аккомпанирование). Работа с
электроаппаратурой.
Звукооператорская деятельность.

5.

10

4

6

Тестовые
задания

6.

Профессионально-ориентированн

7.

ая деятельность.
Индивидуальная
работа

8.

16

4

12

Тестовые
задания

18

6

12

задания

с учащимися.
Концертная

Промежут

деятельность (творческие
выступления,
участие в
отчеты, мероприятиях)
конкурсные
школьных
Итого:

Тестовые

18

4

14

144

49

95

аттестация

Содержание программы 4 года обучения
1.Основы музыкальной грамоты.
Теория:
устройство

и

настройка

инструментов;

инструмента в ансамбле; подчинение
ансамблевым

задачам;

основы

солирующая

вокальной
звукоизвлечений

роль

каждого

партии

общим

и вокального

искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха.
Практика:
упражнения

с

использованием

импровизаций,

элементов

джаза

и

аранжировка песен собственного исполнения; самостоятельная работа по

23

подбору музыкальных произведений ( разбор партий); солирование,
применение ритмических группировок; исполнение песен в собственном
стиле ( работа с репертуаром);работа постановке голоса, работа над
дикцией, отработка певческих навыков; аккомпанирование.
2.Вокально- ансамблевая работа.
Теория:
основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; роль ВИА в
жизнедеятельности школы; роль каждого инструмента в ансамбле; принципы
исполнительского мастерства; чистота исполнения, строй, единство темпа и
ритма в ансамбле; импровизация, создание собственного стиля исполнения,
аранжировка песен; солирующая роль инструментов ансамбля; работа с
вокалистами (использование элементов джаза); понятие о музыкальных
стилях

и

направлениях'1

современности;

средства

музыкальной

выразительности, используемые в ансамбле; работа с компьютерной
программой Guitar Pro 4 ( «чтение» партии своего инструмента по
табулатуре).
Практика:
подключение, настройка инструментов, звуковой баланс ансамбля; игра в
разных музыкальных стилях; солирующие партии для инструментов;
гармония, подбор по слуху музыкальных произведений; создание и игра в
собственном стиле и манере исполнения; подчинение аккомпанемента
единым требованиям при игре в ансамбле; игра произведений российской и
зарубежной рок-музыки из компьютерной программы Guitar Pro 4;
ритмические

аранжировки,

импровизация,

самостоятельное

детское

творчество.
3.

Творческие часы
Теория:

основы исполнительского
диспуты, дискуссии;

мастерства; творческие рефераты,

беседы, слушание лучших композиций российской

24

и зарубежной эстрады.
Практика:
музыкальное оформление вечеров, дискотек; участие в поселковых и
городских мероприятиях, фестивалях, конкурсах; творческие часы, отчёты,
практические занятия, совместно с учащимися.
4. Ансамблевая работа.
Теория:
функции каждого инструмента в ансамбле; звуковой баланс; настройка
инструментов;

работа

с

монитором;

аранжировка

и

импровизация;

соединение основных партий наизусть и по табулатуре.
Практика:
работа с репертуаром; вокально-инструментальная работа с ансамблем;
отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле; подбор по слуху
произведений российской и зарубежной эстрады; игра произведения по
табулатуре (наизусть).
Уход и эксплуатация музыкальных инструментов в условиях школы;
настройка, подключение, работа с монитором, микрофоном, звуковой
баланс; основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой;
запись фонограмм; ревизирование соединительных шнуров, штекеров.
5.Звукооператорская деятельность.
Теория:
выстраивание инструментов ансамбля по камертону; работа звукооператора,
роль, его участие
проведении

концертных

номеров; звукозаписывающие

устройства

(строение принцип звукозаписи); баланс звука; особенности акустики зала;
устройство

пульта,

значение

верхних

и

нижних

частот

монитора;

усилительная аппаратура: строение, роль, мощность, возможности
Практика:
звуковой баланс микрофонов (акустика, выстраивание звука в зале);

25

регулирование звука на
мониторе (выстраивание частот); звукозапись инструментов (минусовка);
запись фонограмм
ансамблевой игры; звукооператорская деятельность во время мероприятий
6. Профессиональное ориентирование учащихся.
Теория:
беседы о направлениях в музыке и тенденциях музыкальных направлений;
встречи с представителями профессий звукооператора и музыкантамиисполнителями.);обучение умению составлять личностно-ориентированный
план; составление личностной базы данных своих умений и навыков,
интересов и склонностей; информация о поступлении и дальнейшем
обучении учащихся в музыкальных училищах.
Практика:
профессиональные пробы учащихся (концертная деятельность); записи
произведений собственного сочинения и исполнения (запись альбома
группы); концертные выступления в Центре Детского Творчества;на
различных конкурсах.
7. Индивидуальная работа.
Теория:
солирующая роль каждого инструмента в ансамбле; подчинение вокальной
партии общим ансамблевым
грамоты;

аранжировка

основы

построения

хроматические

задачам;
и

основы

импровизация

секстаккордов

музыкальной
на инструментах;

и

септаккордов;

гаммы; вариации на заданные темы; основы джазового

исполнения.
Практика:
исполнение ранее изученных произведений с вариациями и собственной
аранжировкой; подбор по слуху музыкальных произведений; отработка
собственного стиля и манеры игры в ансамбле; записи произведений

26

собственного сочинения и исполнения (альбом группы); участие в мастер
классах; проведение собственного творческого вечера

После 4-го года обучения учащиеся
должны знать:
работа с репертуаром; вокально-инструментальная работа с ансамблем;
отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле; подбор по слуху
произведений российской и зарубежной эстрады; игра произведения по
табулатуре (наизусть).
должны уметь:
играть

выразительно

солирующие

партии

выразительно исполнять вокальные произведения;

и

ансамблевые

партии;

применять сценические

навыки на выступлении; работать с музыкальными программами на
компьютере.

сольное исполнение на инструменте;

слуху свою партию из незнакомой фонограммы;

исполнять песни в разных

жанрах.

Учебный (тематический план)
5 год обучения

подбирать по

27

№

Содержание и виды занятий

1.

Основы

2.

грамоты
и гармонии.
Вокально -ансамблевая

3.

работа.
Творческие часы

всего
часов

музыкальной

10
26
14

(включая беседы, слушание).
Ансамбль (работа с
4.

32

теория

4
6
4
10

Практика

Форма

6

Тестовые

20

задания
Тестовые

10

задания
Тестовые

22

задания
Тестовые

контроля

репертуаром, импровизация,

задания

аккомпанирование). Работа с
электроаппаратурой.
5.

Звукооператорская

6.

деятельность.
Профессионально

7.

-ориентированная работа.
Индивидуальная
работа

8.

12
18
14

4
4

6

Тестовые

14

задания
Тестовые

10

задания
Тестовые

с

задания

учащимися.
Концертная
выступления,

6

участие

18

9

9

в

Промеж
аттестация

мероприятиях ЦДТ)
деятельностьИтого:
(творческие
отчеты,

144

47

97

конкурсные

Содержание программы 5 года обучения
1. Основы музыкальной грамоты.

28

Теория:
устройство

и

настройка

инструментов;

инструмента в ансамбле; подчинение
ансамблевым

задачам;

основы

солирующая
вокальной

роль

каждого

партии

общим

звукоизвлечений

и вокального

искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха;
Практика:
упражнения

с

использованием

импровизаций,

элементов

джаза

и

аранжировка песен собственного исполнения; самостоятельная работа по
подбору музыкальных произведений ( разбор партий); солирование,
применение ритмических группировок; исполнение песен в собственном
стиле ( работа с репертуаром); работа по постановке голоса, работа над
дикцией, отработка певческих навыков; аккомпанирование.
2.Вокально - ансамблевая работа.
Теория:
основы

техники

электроаппаратурой;

безопасности
роль

ВИА

при

работе

с

в жизнедеятельности Центра

Детского Творчества; роль каждого инструмента в ансамбле; принципы
исполнительского мастерства; чистота исполнения, строй, единство темпа и
ритма в ансамбле; импровизация, создание собственного стиля исполнения,
аранжировка
песен; солирующая роль инструментов ансамбля; работа с вокалистами
(использование элементов джаза в рок музыке); понятие о музыкальных
стилях

и

направлениях

современности;

средства

музыкальной

выразительности, используемые в ансамбле; работа с компьютерной
программой Guitar Pro 4.
Практика:
подключение, настройка инструментов, звуковой баланс ансамбля; игра в
разных музыкальных стилях; солирующие партии для инструментов;
гармония, подбор по слуху музыкальных произведений; создание и игра в

29

собственном стиле и манере исполнения; подчинение аккомпанемента
единым требованиям при игре в ансамбле; ритмические аранжировки,
импровизация, самостоятельное детское творчество.
3.Творческие часы
Теория:
основы исполнительского мастерства;
дискуссии;

беседы,

слушание

творческие рефераты, диспуты ,

лучших

композиций

российской

зарубежной

и

эстрады.

Практика:
музыкальное

оформление

вечеров,

участие

в

поселковых

и

городских

мероприятиях, фестивалях, конкурсах; творческие часы,

отчёты, практические занятия, совместно с учащимися 2 и З года обучения;
участие в мастер классах; гастрольная деятельность ВИА.
4. Ансамблевая работа.
Теория:
функции каждого инструмента в ансамбле; звуковой баланс; настройка
инструментов;

работа

с

монитором;

аранжировка

и

импровизация;

соединение основных партий наизусть и по табулатуре.
Практика:
работа с репертуаром; вокально-инструментальная работа с ансамблем;
отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле; подбор по слуху
произведений российской и зарубежной

эстрады; игра произведения по

табулатуре (наизусть). Уход и эксплуатация музыкальных инструментов в
условиях

школы;

настройка,

подключение,

работа

с

монитором,

микрофоном, звуковой баланс; основы техники безопасности при работе с
электроаппаратурой; запись фонограмм; ревизирование соединительных
шнуров, штекеров.
5.Звукооператорская деятельность.
Теория:

30

выстраивание инструментов ансамбля по камертону; работа звукооператора,
роль, его

участие в проведении

звукозаписывающие

устройства

концертных

номеров;

(строение,

принцип

звукозаписи); баланс звука; акустика зала;устройство пульта, значение
верхних и нижних частот монитора; усилительная аппаратура: строение,
роль, мощность, возможности.
Практика:
звуковой баланс микрофонов (акустика, выстраивание звука в зале);
регулирование звука на мониторе (выстраивание частот); звукозапись
инструментов

(минусовка);

запись

фонограмм

ансамблевой

игры;

звукооператорская деятельность во время школьных мероприятий.
6.Профессиональное ориентирование учащихся.
Теория:
беседы о направлениях в музыке и тенденциях музыкальных направлений;
встречи с представителями профессий звукооператора и музыкантами исполнителями, обучение умению составлять личностно -ориентированный
план; составление личностной базы данных своих умений и навыков,
интересов и склонностей; информация о поступлении и дальнейшем
обучении

учащихся

в

музыкальных

училищах.

Практика:
экскурсии (цель: расширение кругозора учащихся о профессиональной
деятельности представителей профессий, связанных с звукооператорской
работой,

вокально-инструментальным

направлением

и

т.д.);

профессиональные пробы учащихся (концертная деятельность); записи
произведений собственного сочинения и исполнения (альбом группы),
концертные выступления;
7. Индивидуальная работа
Теория:
солирующая роль каждого инструмента в ансамбле; подчинение вокальной

31

партии общим ансамблевым
грамоты;

аранжировка

и

задачам;
импровизация

основы

музыкальной

на инструментах; основы

построения секстаккордов и септаккордов; хроматические гаммы; вариации
на

заданные

темы;

основы

джазового

исполнения.

Практика:
исполнение ранее изученных произведений с вариациями и собственной
аранжировкой; подбор по слуху музыкальных произведений; отработка
собственного стиля и манеры игры в ансамбле; записи произведений
собственного сочинения и исполнения (альбом группы); участие и
проведение

мастер - классов для учащихся

1-2 года обучения;

проведение собственных творческих вечеров; гастрольная деятельность ВИА
в окружном масштабе.
После 5-го года обучения учащиеся
должны знать:
функции каждого инструмента в ансамбле; звуковой баланс; настройка
инструментов;
работа с монитором; аранжировка и импровизация; соединение основных
партий наизусть и по
табулатуре.
должны уметь:
играть

выразительно

солирующие

партии

выразительно исполнять вокальные произведения;

и

ансамблевые

партии;

применять сценические

навыки на выступлении; работать с музыкальными программами на
компьютере.

сольное исполнение на инструменте;

слуху свою партию из незнакомой фонограммы;
жанрах.

подбирать по

исполнять песни в разных

32

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
-понимание музыкального искусства как одной из богатейших и наиболее
полный областей знаний, прошедших через всю историю человечества;
-формирование и развитие художественного вкуса.
-понимание значения игры на инструментах как одного из важнейших видов
искусств, формирующих гармонически развитую личность и эстетические
идеалы человека, его художественно - творческие способности;
-воспитание патриотизма, национального самоопределения, чувства гордости
за свою Родину, историю своего народа;
- формирование мотивации к художественному музыкальному творчеству,
целеустремлённости и воли в достижении поставленной цели;
формирование

-

представлений

о

нравственных

нормах,

развитие

эмоциональной отзывчивости и восприимчивости к проблемам других
людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
жизненных ситуациях.
Метапредметные:
- возможность расширения и углубления своих знаний в области
современного музыкального искусства, обогащения своих интеллектуальных
и эмоциональных возможностей;
- самостоятельно разучивать музыкальные направления и реализовывать
собственные творческие замыслы, выступая перед зрителями;
- анализировать музыкальные номера, понимать их структуру, выделяя
моменты развития, кульминации
Предметные:
По

окончанию

каждого

обучения

учащиеся

должны

овладеть

коммуникативными навыками, осознать свою значительность в коллективе.

33

В ходе освоения программы у учащихся должны быть сформированы
следующие компетенции:
Ценностно – смысловые компетенции: умение адекватно оценивать свои
способности и возможности, понимание необходимости личностного роста
для успешного самоопределения в будущем, а так же внутренняя мотивация
приобретения знаний для дальнейшего образования.
Общекультурные компетенции. Проявление личностных качеств:
Гражданских,

нравственных,

интеллектуальных,

общей

культуры,

стремление жить в гармонии с окружающим миром.
Учебно – познавательные компетенции: умение самостоятельно планировать
свою деятельность, способность к самореализации и самообразованию,
активность в выборе деятельности.
Информационные

компетенции:

информационных

технологий

при

помощи

способность

реальных

объектов

самостоятельно

и

искать,

анализировать и отбирать необходимую информацию.
Коммуникативные компетенции: умение жить и работать в коллективе, имея
понятия о социальных ролях (лидер – организатор, лидер – генератор идей,
исполнитель, зритель), иметь представления о способах выхода из
конфликтных ситуаций.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ.
Перечень оборудования учебного помещения:
- столы и стулья для учащихся и педагога;
- доска с нотным станом, мел;
- мультимедиапроектор с экраном;
- кладовая или стеллажи для хранения чехлов для перевозки инструментов,
коммутационной аппаратуры, костюмов;
Особое внимание следует уделить материально-техническому обеспечению.
Примерный перечень музыкальных инструментов может быть следующим:

34

- электрогитары (-ритм, -соло, -бас), гитарный процессор, тюнер, медиаторы;
- синтезатор, педаль; - пюпитры;
- барабанная установка (бас-бочка, малый барабан, альтовый барабан,
напольный том, хай-хетт, тарелки), набор барабанных палочек,;
- перкуссия ( шейкер, маракасы, бубен, колокольчики и т.д);
- шнуровые вокальные микрофоны;
- наличие всех коммутируемых проводов;
Звукоусиливающая аппаратура:
- комбоусилители для электро-гитар;
- кабинет бас-гитары;
- комбоусилитель для синтезаторов;
- усилитель + пассивные колонки или активные колонки мощностью от
300Вт;
- микшерный пульт;
- ноутбук;
- внешняя звуковая карта;
- коммутационные провода.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Помещение

для

занятий

ВИА

должно

быть

звукоизолирующим,

соответствующим нормам электро- и пожаробезопасности, с умеренным
звучанием инструментов, тщательно настроенных. Помещение должно быть
достаточно просторным, учитывая то, что детям необходимо пространство
для сценического движения. В небольших помещениях следует уделить
особенное внимание звучанию ударных инструментов (при необходимости
заглушать их или использовать бамбуковые палочки и щётки). Желательно
наличие электронной барабанной установки. При наличии в кабинете
проектора эффективность занятий увеличится за счёт наглядности и
мобильности работы педагога и детей с компьютерными музыкальными
программами.

35

Для работы необходим:
- компьютер с установленным музыкальным программным обеспечением:
музыкальная студия, программа-нотатор, программа с табулатурами и т.д.),
- комплект инструментов и расходных материалов для мелкого ремонта
аппаратуры, - библиотека музыкальной литературы для учащихся и педагога;
- партитуры музыкальных произведений.
В дидактическое обеспечение входят следующие компоненты:
- разноуровневые задания;
- тесты;
- музыкальные файлы для обработки;
- готовые фонограммы;
- презентации;
- аудиозадания.
Педагог, работающий с ансамблем, помимо основных педагогических задач
по обучению игре в ансамбле, должен обладать навыками обслуживания
звуковой аппаратуры. Наличие необходимой аппаратуры, помещения с
должной звукоизоляцией, соблюдение техники безопасности и комплекса
воспитательных

мер

позволяет создать

при

школе свой

вокально-

инструментальный ансамбль, который обеспечит конкурентно-способность
музыкального коллектива на рынке воспитательно-образовательных услуг и
дальнейшее развитие творческой личности детей.

36

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
С момента поступления учащегося в объединение проводится
педагогический мониторинг с целью выявления уровня обучения и
развития, формирования музыкальных способностей, определения задач
индивидуального развития
Тестовые задания для учащихся первого года обучения.
1. Понятия о средствах музыкальной выразительности.
2. История, устройство инструмента, виды и функция инструмента в
ансамбле: гитара, клавишные, ударные.
3.Обозначение аккордов Понятия о стилях музыки, направлениях
музыкального искусства.
4.Гигиена слуха и голоса. Правила техники безопасности при игре в
ансамбле.
5.Самостоятельное исполнение 1-2 произведений разного характера.
Тестовые задания для учащихся второго года обучения.
1.Принципы игры и вокального исполнения в ансамбле
2.Функция каждого инструмента в ансамбле (настройка).
3.Самостоятельное исполнение 2-4 произведений (наизусть и по табулатуре).
4.Работа с компьютерной программой Guitar Pro.
5.Техника безопасности при работе на электроинструментах.
6.Уход за инструментами и настройка гитары,
7.Понятие импровизации и аранжировки музыкальных произведений.
8.Принципы игры в вокально-инструментальном ансамбле.

37

Тестовые и творческие задания для учащихся третьего
года обучения.
1. Правила техники безопасности при работе с электроаппаратурой.
2. Функции и назначение инструментов ансамбля.
3. Понятие аранжировка и импровизация (на примере песен собственного
сочинения).
4. История российских и зарубежных рок- групп ( «Кино», «Машина
времени», «Алиса», «Ария», «Scorpion», «ДДТ» и др.)
5. Истоки джаза.
6. Особенности организации вокально-инструментального ансамбля
(принципы, звуковая аппаратура и т. д.).
7. Исполнение песен в разных стилях и с использованием собственной
манеры игры (от 2 до 4 произведений: группой).
8. Исполнение 1-2 музыкальных произведений из компьютерной программы
Guitar Pro (по выбору учащихся: дуэтом или группой).

Тестовые и творческие задания для учащихся 4-5 года обучения.
1. Правила техники безопасности при работе с электроаппаратурой.
2.Функции и назначение инструментов ансамбля.
3.Понятие аранжировка и импровизация (на примере песен собственного
сочинения или вариаций произведений популярных рок-групп).
4.История российских и зарубежных рок- групп ( «Кино», «Машина
времени», «Алиса», «Ария», «Scorpion», «ДДТ» и др.)
5.Истории о джазовых исполнителях.
6.Составление проекта концертного выступления собственной музыкальной
группы: стиль, манера исполнения.
7.Основы звукооператорской работы: теория и практические навыки.
8.Составление проекта собственного мастер - класса: по разученным
произведениям.

38

9.Составление проекта альбома своей группы.

Реклама, имидж группы.

10.Проект рекламной компании своей группы.
Текущий
практических
занятии:

навыков

беседа,

деятельностью,
оценка,

контроль
опрос,

и

теоретических

умений осуществляется
наблюдение

просмотры

оценка

уровня

и

педагога

контрольные

знаний,

на

за

каждом

практической

упражнения,

взаимная

педагогом, выполненной учащимся работы. Уровень

умений и навыков учащихся проверяется по результатам практической
деятельности
Важным

в

видом

соответствии
текущего

со

степенью

их

усвоения.

контроля является контроль техники

исполнения движений, который производит педагог совместно с учащимся в
процессе занятий.
Промежуточный

контроль

(промежуточная

аттестация)

проводится один раз в год (май) в форме открытого занятия.
Цель: выявление соответствия уровня теоретической и
практической подготовки учащихся программным требованиям.
Задачи:


определение уровня усвоения учащимися теоретических знаний в

соответствии с данным периодом обучения;


определение уровня формирования практических умений, в

соответствии с данным этапом обучения.
Срок проведения: май
Форма проведения: контрольный урок.

39

2.Функция каждого инструмента в ансамбле (настройка).
3.Самостоятельное исполнение 2-4 произведений (наизусть и по табулатуре).
4.Работа с компьютерной программой Guitar Pro.
5.Техника безопасности при работе на электроинструментах.
6.Уход за инструментами и настройка гитары,
7.Понятие импровизации и аранжировки музыкальных произведений.
8.Принципы игры в вокально-инструментальном ансамбле.

Тестовые и творческие задания для учащихся третьего года обучения.
9. Правила техники безопасности при работе с электроаппаратурой.
10.

Функции и назначение инструментов ансамбля.

11.

Понятие аранжировка и импровизация (на примере песен собственного

сочинения).
12.

История российских и зарубежных рок- групп ( «Кино», «Машина

времени», «Алиса», «Ария», «Scorpion», «ДДТ» и др.)
13.

Истоки джаза.

14.

Особенности организации вокально-инструментального ансамбля

(принципы, звуковая аппаратура и т. д.).
15.

Исполнение песен в разных стилях и с использованием собственной

манеры игры (от 2 до 4 произведений: группой).
16.

Исполнение 1-2 музыкальных произведений из компьютерной

программы Guitar Pro (по выбору учащихся: дуэтом или группой).

Тестовые и творческие задания для учащихся 4-5 года обучения.
1. Правила техники безопасности при работе с электроаппаратурой.
2.Функции и назначение инструментов ансамбля.
3.Понятие аранжировка и импровизация (на примере песен собственного
сочинения ил вариаций произведений популярных рок-групп).

40

4.История российских и зарубежных рок- групп ( «Кино», «Машина
времени», «Алиса», «Ария», «Scorpion», «ДДТ» и др.)
5.Истории о джазовых исполнителях.
6.Составление проекта концертного выступления собственной музыкальной
группы: стиль, манера исполнения.
7.Основы звукооператорской работы: теория и практические навыки.
8.Составление проекта собственного мастер - класса: по разученным
произведениям.
9.Составление проекта альбома своей группы. Продюсерская работа:
реклама, имидж группы.
10.Проект рекламной компании своей группы.
Текущий
практических
занятии:

навыков

беседа,

деятельностью,
оценка,

контроль
и

опрос,

теоретических

умений осуществляется
наблюдение

просмотры

оценка

уровня

и

педагога

контрольные

знаний,

на

за

каждом

практической

упражнения,

взаимная

педагогом, выполненной учащимся работы. Уровень

умений и навыков учащихся проверяется по результатам практической
деятельности
Важным

в

видом

соответствии
текущего

со

степенью

их

усвоения.

контроля является контроль техники

исполнения движений, который производит педагог совместно с учащимся в
процессе занятий.
Промежуточный контроль (промежуточная аттестация)

проводится

один раз в год (май) в форме открытого занятия.
Цель:

выявление

соответствия

уровня

теоретической

и

практической подготовки учащихся программным требованиям.
Задачи:


определение уровня усвоения учащимися теоретических знаний в

соответствии с данным периодом обучения;

41



определение

уровня

формирования

практических

умений,

в

соответствии с данным этапом обучения.
Срок проведения: май
Форма проведения: контрольный урок.
Критерии оценки
Минимальный уровень (1 ─ 4 балла) ─ учащийся не владеет
теоретическими знаниями, не развит музыкальный и ритмический слух, не
знает основные позиции аккордов, не правильно исполняет упражнения, не
способен

к

самостоятельности,

быстрая

утомляемость,

неустойчивое

внимание.
Средний
на

теоретические

уровень (5
вопросы

─

8

баллов)

─

учащийся

с небольшой помощью педагога, слышит

музыку и ритм, согласовывает ритм с музыкой, но
точности

в

исполнении.

отвечает

Эмоциональная

допускает

отзывчивость,

не

интерес,

желание включиться в музыкальную деятельность.
Максимальный
активность

уровень (9

учащегося,

─ 10

баллов) ─ творческая

его самостоятельность, инициатива; учащийся

показывает высокий уровень знаний теоретического материала, выполняет
исполнение

произведения

без

ошибок,

знает

терминологию,

ориентируется в пространстве. Устойчивость внимания.
Итоговый

контроль

навыков

и

Итоговая

аттестация

уровня

теоретических

знаний,

практических

умений учащегося осуществляется в конце каждой темы.
проходит

в

виде

итогового

занятия

с

учащимися

программного

использованием устного опроса .
Цель:

выявление

материала,
программы.

уровня

усвоения

соответствие прогнозируемым результатам образовательной

42

Задачи:


определение

степени

усвоения

практических

умений

и

навыков в
соответствие с прогнозируемыми результатами данного года обучения;


выявление уровня усвоения теоретических знаний;



определение

уровня

развития

индивидуальных

творческих

способностей;


анализ полноты реализации программы, данного года обучения.

Срок проведения: конец апреля – начало мая.
Форма проведения: контрольный урок.

43

КАЛЕНДАРНЫЙ
№ п/п

1

ПЛАН

Начало и

Кол-во

Кол-во

Продолжительность

Сроки

окончание

учебных

учебных

и периодичность

аттестации

уч.года

недель

часов

занятий

С1

38

144

2 раза по 2 часа

Январь

сентября по

май

28 мая
2

С1

38

144

2 раза по 2 часа

Январь

сентября по

май

28 мая
3

С1

38

144

2 раза по 2 часа

Январь

сентября по

май

28 мая
4

С1

38

144

2 раза по 2 часа

Январь

сентября по

май

28 мая
5

С1

38

144

2 раза по 2 часа

Январь

сентября по

май

28 мая

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Особенности организации образовательного процесса.
Тренировочные занятия - основная форма подготовки. (под руководством
педагога) отдельных номеров, связок путём многократных повторений
(целиком и частями).
Постановочные

занятия

-

творческий

процесс

создания

вокально-инструментального номера. Информационное занятие предполагает
беседы и лекции. Фронтальная беседа – специально организованный диалог,

44

в ходе которого педагог руководит обменом мнениями по какому-либо
вопросу (проблеме). Лекция – представление, демонстрирующее в виде
монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу. Сущностное
назначение

лекций

состоит

в

квалифицированном

комментировании

какой-либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в
информации.
Практическое занятие - материальная, целеполагающая деятельность людей.
Важную роль в процессе обучения и воспитания играет сотрудничество с
родителями. Родители присутствуют на открытых уроках, концертах и
других мероприятиях внутри объединения и в Центре детского творчества. В
начале и конце учебного года проводятся родительские собрания по темам,
связанным с процессом обучения и воспитания. В течение всего учебного
года проводятся индивидуальные консультации с родителями по самым
разным вопросам
(посещаемость, успеваемость, поведение, взаимоотношения со сверстниками
и педагогом.
Методы обучения при реализации программы обучения используются как
традиционные, так и инновационные технологии:
репродуктивный метод – педагог сам объясняет материал,
проблемный - педагог помогает в решении проблемы,
поисковый - учащиеся сами решают проблемы, а педагог делает выводы,
дискуссионный - вопросы решаются в процессе дискуссии педагога и
учащихся,
метод ступенчатого повышения нагрузок - предполагает постепенное
увеличение нагрузок по мере освоения технических приёмов,
методы развивающего обучения предполагают, что часть материала
учащиеся добывают самостоятельно, исходя из имеющихся знаний.
Методы воспитания:

45

поощрение - педагог поощряет учащихся словесно за даже незначительные
успехи в освоении определённого материала,
Стимулирование - педагог определенным образом стимулирует учащихся
на освоение, каких - либо решения проблем,
мотивация - педагог показывает открывающиеся возможности при решении
каких-либо проблем.
Формы организации учебного занятия:
Концерт

-

является

инструментальных

формой

номеров,

зачёта

конкурс

при
–

освоении

позволяет

программных

учащимся

более

объективно оценивать свою технику исполнения, сравнивая выступления
других выступающих.
Педагогические технологии. Используются следующие виды педагогических
технологий:
 технология индивидуализации обучения : позволяет контролировать
все стороны обучения;
 технология дифференцированного обучения - целью, которой является
создание

оптимальных

условий

для

развития

способностей

учащихся;
 технология личностно -ориентированного обучения – организует
воспитательный процесс на основе глубокого уважения к личности
учащегося,

учёт

особенностей

его

индивидуального

развития,

отношение к нему как к полноправному участнику образовательного
процесса;
 информационные технологии - все технологии, использующие
технические информационные средства: компьютер, аудио видео теле
средства обучения:
 здоровьесберегающие технологии - создание условий для улучшения и
сохранения

здоровья

учащихся,

разработка

системы

мер

по

46

сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и
навыков, которыми должны обладать учащиеся;
 технология проблемного обучения ставит своей целью развитие
познавательной

активности

и

творческой

самостоятельности

учащихся, механизмом реализации являются поисковые методы и
приёмы постановки познавательных задач, которые необходимо
решить, используя имеющиеся знания и навыки;
 технология сотрудничества - равенство, партнёрство в отношении
педагога и учащегося, педагог и учащийся совместно вырабатывают
цели и содержание проблемы, дают оценки, находясь в состоянии
сотрудничества;
 технология развивающего обучения - включает в себя создание условия
для

развития

психологических

особенностей,

творческих

способностей, интересов, личностных качеств и отношения между
людьми, при которых учитываются и используются закономерности
развития, уровень и способности индивидуума.
Аннотация
Данная программа

разработана

для учащихся 12-17 лет на пять лет

обучения.
Цель программы: наполнение активным содержанием свободного времени
учащихся; развитие творческой личности, имеющей навыки самореализации и
самовыражения в социуме.
Задачи :
Формирование знаний и умений музыкальному искусству с учётом
индивидуальных способностей.
Владение определёнными теоретическими знаниями.
Умение

самостоятельно

пользоваться

навыками и теоретическими знаниями.
развитие музыкально - эстетического вкуса;

полученными

практическими

47

развитие коммуникативных умений и навыков общения в социуме; .
Способствование выработке музыкальности, артистичности, эмоциональной
выразительности учащихся.
Развитие познавательного интереса, творческих способностей учащихся.
Содержание курса предлагает материал, включающий в себя
разные виды инструментов: гитара, клавишные, ударные инструменты .
Данный материал может творчески использоваться педагогом, учитывая
возможности и способности своих учащихся.
Программа предназначена для реализации в МАУДО ЦДТ пгт.
Верхние

Серги.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога:

1.В.М.Катанский. «Школа игры на шести струнной гитаре» М, 2006г
2.Агеев - Самоучитель игры на шести струнной гитаре. - 2000г.
3.Сборники аккордов и аккордовых позиций, М., 2002 г.
4 «Элементарная теория музыки»,.
5. Сборники аккордов и аккордовых позиций, М., 2002 г.
6. Огородников Д. «Воспитание певца в самодеятельном ансамбле»
7. Самоучитель игры на синтезаторе
8.Копен В. «Рождение джаза» М., 2005г.
9.Мухина О. «Возрастная психология», М, 2000г.
10. «Аранжировка для

эстрадных инструментальных

и

вокально

инструментальных ансамблей» М., 2002 г.
11.«Аранжировка», (эстрадная специализация) М., 2012 г.
12.Огородников Д. «Воспитание певца в самодеятельном ансамбле»
13.Бриль И «Практический курс джазовой импровизации»

-

48

14.Симоненко В. «Мелодии джаза» (антология),
15.Самоучитель игры на синтезаторе
16.Ариевич С. «Практическое руководство игры на бас- гитаре» М., 2008 г
Для учащихся:
1. Сборники: Многосерийные издания для ВИА.
2. Эстрадная музыка радио, - кино, - театра.
3.Сборники

российских

рок

-

групп

«Кино»,

времени»,«Ария»,«Алиса»и др..
4. Самоучитель игры на шести струнной гитаре. - 2000г.
5. Сборники аккордов и аккордовых позиций, М., 2002 г.
6. Энциклопедия «Музыка», С-П., 2004г.
7. Журналы «Искусство», «Музыка в школе»
8. Альманах «Звезды рока», М, 2002 г.

«Любэ»,

«Машина


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».