2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Танцевальное искусство, как средство воспитания личности, обладает огромной силой. Занятия танцами приобщают учащихся к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Общение с танцем учит слушать, воспринимать, оценивать музыку. В танце находит выражение жизнерадостность, активность учащихся, развивается его творческая фантазия, творческие способности: учится сам создавать пластический образ. Коллективные воспитательным удовлетворение, выступления перед зрителем являются средством, переживание успеха приносит создаются условия для самореализации главным моральное творческого потенциала, воспитываются чувства ответственности, дружбы, творчества. Занятия танцами хорошо снимают напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и в целом повышают трудовой и жизненный тонус учащегося. Воспитание личности формирование качеств в хореографическом коллективе направлено на характера: внимание, двигательная память, исполнительская воля, самоконтроль, самокритичность, целеустремленность и широкий кругозор в области искусства танца, музыки. Детский танцевальный коллектив – это особая среда, где самое широкое поле возможностей для учащегося: от пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства. Воспитывающие функции занятий танцами разнообразны: - выявление способностей, - формирование художественного, образного восприятия, - овладение техникой танца, - развитие эмоциональной сферы, артистизма, - становление качеств личности(трудолюбие, ответственность, взаимопомощь). дисциплинированность, 3 Программа составлена на основе нормативно-правовых документов: - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации №09-33242 от 18.11.2015г.) - Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015,№996-р. - Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642. - Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». - Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры». Утверждена Правительством Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №392 (с изм. от 29 декабря 2020г.) 4 - Уставом образовательной организации, в соответствии с социальным заказом и реализуется в МАУДО Центр детского творчества пгт Верхние Серги. Цель образовательной программы: развитие художественно-творческих способностей учащихся посредством хореографии. Задачи: Образовательные Обучение основам хореографического искусства. Формирование знаний и умений по искусству танца с учетом индивидуальных способностей. Владение определенными теоретическими знаниями. Умение самостоятельно пользоваться полученными практическими навыками и теоретическими знаниями. Воспитательные Формирование нравственных качеств личности Формирование устойчивого интереса учащихся к танцу; Формирование коллектива как благоприятной среды для развития личности и творчества. Содействие становлению и проявлению индивидуальности каждого учащегося, его творческих способностей. Развивающие Укрепление физического здоровья. Развитие силы, выносливости, ловкости, координации движений. Способствование выработке ритмичности, музыкальности, артистичности, эмоциональной выразительности учащихся. Развитие познавательного интереса, творческих способностей учащихся. Развитие способности ориентироваться в системе эстетических ценностей, понимания процесса художественного творчества. 5 Настоящая программа общеобразовательная общеразвивающая, художественной направленности, реализуется в рамках основ и подготовки учащихся к разным стилям хореографии. Реализация программы создает условия для творческой атмосферы в детском коллективе, что ведет к позитивному восприятию и освоению деятельности. Учитываются интеллектуальные и приоритеты психофизические каждого особенности. учащегося, его Непрерывность образования и воспитания, обеспечение комфортной эмоциональной среды способствует более полному восприятию учащимися содержания данной программы. Рациональность данной программы в том, что она позволяет получить максимально полезный результат в развитии художественного вкуса. Программа построена так, что изученный материал повторяется, углубляется и расширяется с каждым годом обучения. Учебно-воспитательный процесс в коллективе строится согласно следующим принципам: строгая последовательность в овладении танцевальной лексикой и техническими приемами танца; систематичность и регулярность занятий, обеспечивающих постепенность в развитии природных данных и способностей учащихся; доступность в овладении техническими приемами; комплексность средств воздействия; наглядность в обучении. В процессе занятия большинство танцевальных движений постоянно усложняется и совершенствуется добавлением новых, более сложных элементов. В процессе обучения широко используются: этюды на освоение сценического пространства; этюды на развитие творческих способностей; 6 работа по освоению классического и народного танца; освоение материала по разновидностям современного и бального танцев. Положительный результат в обучении определяется совокупностью и взаимодействием многих факторов, таких как: систематичность, последовательность, прочность изучаемого материала. Методы обучения: - наглядный показ; - объяснение методики исполнения движений; - тренировочные упражнения, танцевальная игра; - импровизация; Формы обучения: - индивидуально-групповые занятия; - коллективные репетиции; - концертная деятельность; Программа рассчитана на 6 лет обучения. Общий объем 864 часа. Адресат программы: Представленная образовательная программа рассчитана для занятий с учащимися 7-13 лет. По данной образовательной программе могут заниматься учащиеся без специальных знаний, умений и навыков. По временным и возрастным характеристикам выстроена следующим образом: 1 ступень - первый, второй год обучения. Дети младшего школьного возраста (с 7 до 9 лет). 2 ступень – третий, четвертый год обучения. Дети младшего и среднего школьного возраста (с 9 до 11 лет). 3 ступень – пятый, шестой год обучения. Дети среднего школьного возраста (с 11 до 13 лет). Возраст учащихся от 7 до 13 лет. Периодичность занятий: первый и второй год обучения – 2 раза в неделю по 45 минут; третий и четвертый год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа; пятый и шестой год обучения –3 раза в неделю по 2 часа. 7 Одновременно в группе может находиться до 25 человек. Форма обучения очная, традиционная, с применением дистанционных технологий. Содержание программы составлено согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Младший школьный возраст позволяет осваивать сложные по координации движения, понимать сложные перестроения, чувствовать партнера и взаимодействовать друг с другом, при этом контролировать качество исполнение движения. Психологические особенности позволяют самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать знакомые образы, передавать их взаимодействие. Учащиеся этого возраста способны к самостоятельному сочинению небольших танцевальных композиций с перестроением и комбинацией танцевальных движений. Средний школьный возраст характеризуется достаточно большой физической активностью, у учащихся повышается выносливость. В данном случае можно начинать работу над точностью исполнения, при условии, что учащимся была дана определенная база умений и навыков, в противном случае базу нужно будет предварительно создать. На уровне психологии данный период можно рассматривать, как период самоутверждения в глазах сверстников. Именно поэтому нужно уделять большое внимание сплочению подросткового коллектива, поощрению стремлений и индивидуальности, если это не идет во вред коллективу. 1 СТУПЕНЬ – ознакомительный уровень. Реализовывается по теме «Ритмика и танец». Содержанием работы по этой теме является музыкальноритмическая деятельность. Она способствует формированию точности, четкости движений, создает благоприятные условия для развития творческого воображения, для формирования внимания, улучшения памяти. Включает 1, 2, 3 года обучения. На третьем году обучения учащиеся знакомятся с понятиями классический и народный экзерсис, с основными элементами классического и народного танца. Изучаются основы бального 8 танца. Мышечная закрепощенность, эмоциональная выразительность помогают легче адаптироваться в социальной среде. Цель первой ступени: формирование устойчивого интереса учащихся к искусству танца. Основные задачи: - дать комплекс знаний и умений в области музыки и танца; - прививать качества, необходимые для совместной, коллективной деятельности; - способствовать физическому развитию; - развивать творческую активность у учащихся. 2 СТУПЕНЬ - базовый уровень. Вводится классический экзерсис, народный экзерсис, элементы классического и народного танца. Это способствует концентрации внимания, увеличению физической нагрузки, развитию выразительности исполнения движений. Изучается язык бальной и современной хореографии. Цель второй ступени: заложить основу формирования знаний и качеств танцевального исполнительства. Основные задачи: - выработать правильную осанку; - усвоить основные движения классического экзерсиса на основе выработки мышечных ощущений; - сформировать определенное количество навыков и умений по народному танцу; - способствовать развитию исполнительских навыков. 3 СТУПЕНЬ – продвинутый уровень. Продолжается изучение народного и классического экзерсиса, который включает ряд тренировочных упражнений. Это является подготовкой к технически сложным упражнениям и элементам. Творческая часть уроков многозначна. Учащиеся проявляют творческую активность, овладевают навыками импровизации. Учащиеся знакомятся с 9 разнообразными направлениями современного танца. Продолжается освоение техники бального и современного танца. Цель третьей ступени: заложить основу будущей танцевальной техники, развитие танцевальных навыков и умений. Основные задачи: - закрепить азбуку классического танца, усложняя движения; - усвоить движения народного экзерсиса; - выработать навыки правильности и четкости исполнения движений; -развить координацию, силу, выносливость посредством увеличения физической нагрузки; - способствовать развитию выразительности исполнения. На третьем году обучения происходит закрепление полученных знаний и навыков, знакомство с новыми танцами и направлениями, усложнение материала и физической подготовки с учетом особенностей учащихся. Предполагается проведение самостоятельной работы по составлению комбинаций и танцевальных образов. Все занятия проходят с использованием музыки. Музыка – одна из важнейших факторов, способствующих раскрытию способностей учащихся. Она формирует развитие воображения, творчества, фантазии, а значит и самовыражения каждого ребенка. Нужно обращать внимание на музыкальность, его способность пластически отражать особенности музыки – ритмические, темповые, эмоциональные. Реалистичность – цель программы соответствует предлагаемым средствам для ее достижения. Подведение итогов проходит в форме контрольных уроков, открытых занятий, проведения диагностики и отслеживания результатов. Программа «Хореография» ориентирована на : формирование удовлетворение и развитие творческих индивидуальных способностей потребностей учащихся; учащихся интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии; в 10 формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; выявление, развитие и поддержку профессиональную создание и талантливых учащихся; ориентацию обеспечение необходимых учащихся; условий развития, профессионального самоопределения и для личностного творческого труда учащихся; социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; формирование общей культуры учащихся. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН Год обучения 1 Начало и Кол-во окончание учебных учебного года недель Со 2 36 Кол-во Продолжительность учебных и периодичность часов занятий 72 2 раза по 45 минут сентября по Сроки аттестации Декабрь май 31 мая 2 Со 2 36 72 2 раза по 45 минут сентября по Декабрь май 31 мая 3 Со 2 36 144 2 раза по 45 минут сентября по Декабрь май 31 мая 4 Со 2 36 144 2 раза по 45 минут Декабрь 11 сентября по май 31 мая 5 Со 2 36 2 раза по 45 минут 216 сентября по Декабрь май 31 мая 6 Со 2 36 2 раза по 45 минут 216 сентября по Декабрь май 31 мая УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 1 СТУПЕНЬ 1 год обучения № Название темы п/п 1. Количество часов Всего Теория Формы контроля Практика Организационное занятие Первичная 2 2 - диагностика Собеседование 2. Ритмика с основами музыкальной грамотности Педагогическое 30 4 26 наблюдение Контрольный урок 12 3. Азбука народного танца Педагогическое 12 2 10 наблюдение Контрольный урок 4. Танцы - игры Педагогическое 7 5. 6. 2 5 Гимнастика, растяжки Постановочная работа, Педагогическое 7 2 5 наблюдение 15 2 13 Открытый урок концертная деятельность Итого: наблюдение 72 13 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1 СТУПЕНЬ 1 год обучения ТЕМА 1: Теория: Организационное занятие. Знакомство с детьми. Объяснение важности обучения ритмики. Расписание занятий. Правила поведения, дисциплина. Внешний вид, инструктаж по технике безопасности. ТЕМА 2: Теория: Ритмика с основами музыкальной грамотности. Практика: Движения под музыку: ходьба (с носка, с пятки, высоко поднимая колени, на месте, с продвижением). Бег, различные прыжки. Позиции рук, ног. Передача в движении различного характера музыки, силы звучания, различного темпа. Постановка корпуса, основные положения рук, упражнения на координацию движений. Выполнение танцевальных элементов, простейших ритмических рисунков. На протяжении каждого занятия идет знакомство с основами музыкальной грамотности. ТЕМА 3: Теория: Азбука народного танца Практика: Простые танцевальные движения в стиле русского народного танца: простой шаг, топающий, притопы, приставной шаг. Характерные элементы русского народного танца: постановка корпуса, рук, головы, повороты и наклоны корпуса, присядки, хлопушки. Хоровод. Одновременно идет знакомство с русским народным костюмом. ТЕМА 4: Теория: Танцы-игры Практика: Занятия предусматривают целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Создаются условия для развития у учащихся познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощения. 14 ТЕМА 5: Теория: Гимнастика, растяжки Практика: Выполнение под музыку общеразвивающих упражнений в положении стоя, сидя, лежа, направленных на укрепление различных групп мышц, развитие подвижности суставов, укрепление осанки. Упражнения на развитие гибкости, выносливости, ловкости и координации. ТЕМА 6: Теория: Постановочная работа, концертная деятельность. Практика: Постановка танцевальных композиций, этюдов на основе разученного материала. Выступления на конкурсах, концертах, фестивалях. Проведение открытых уроков. Выступление на детских праздниках. К концу 1 года обучения учащиеся должны знать: 1. Музыкальный размер музыки, ее темп. 2. Понятия «вступление», «начало», «конец», хореографического материала. 3. Название танцевальных элементов и правила их выполнения. 4. Правила поведения на занятиях. Должны уметь: 1. Выполнять простейшие ритмико-гимнастические упражнения. 2. Повторять ритмические рисунки, передавать игровые образы. 3. Передавать характер музыки, выполнять движения в соответствии с ее темпом. 4. Ориентироваться в танцевальном зале. 15 УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 1 СТУПЕНЬ 2 год обучения № Название темы Количество часов Формы контроля п/п 1. Организационное Всего Теория Практика 2 2 - занятие Первичная диагностика Собеседование 2. Элементы классического танца Педагогическое 20 4 16 наблюдение Контрольный урок 3. Элементы народного танца Педагогическое 18 2 16 наблюдение Контрольный урок 4. Основы бального и современного танца Педагогическое 10 2 8 наблюдение Контрольный урок 5. Гимнастика, растяжки 6. Педагогическое 8 2 6 Постановочная работа, концертная Открытый урок 15 деятельность Итого: наблюдение 72 2 13 16 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 СТУПЕНЬ 2 год обучения ТЕМА 1: Теория: Организационное занятие Знакомство с расписанием занятий. Знакомство с новичками. Цели и задачи обучения. Внешний вид. Инструктаж по технике безопасности ТЕМА 2: Теория: Элементы классического танца. Практика: Знакомство с элементами классического танца: постановка рук, ног, головы, корпуса. Позиции рук, ног. Экзерсис на середине зала. Танцевальный шаг в различных комбинациях. Перегибы корпуса, приседания полуприседания в комбинациях. Движения на полу пальцах. ТЕМА 3: Теория: Элементы народного танца Практика: Усложнение выученных элементов, знакомство с новыми движениями: ковырялка, скользящий шаг, приставной шаг с притопами, вращение вправо и влево, подскоки, тройные притопы, прыжки. Для мальчиков: хлопушки, присядки. Повороты кистей, плавное поднимание рук, опускание вперед, в стороны. Русский поклон. ТЕМА 4: Теория: Основы бального и современного танца Практика: Учащиеся знакомятся с понятиями позиции рук, ног, позиции в паре, позиции в бальных и современных танцах. Общеразвивающие упражнения на развитие координации, элементы ассиметричной гимнастики, движения по линии танца. Перестроения в танце. Знакомство с современными бальными танцами, стилями современного танца, простейшие комбинации. ТЕМА 5: Теория: Гимнастика, растяжки Практика: Повторяются движения первого года обучения. Добавляются движения на укрепление и развитие отдельных мышц, подвижность суставов: мышцы шеи, плечевого пояса, подвижность суставов рук, мышцы ног. Увеличивается нагрузка на мышцы тела, проводятся растяжки мышц ног. ТЕМА 6: Теория: Постановочная работа 17 Практика: Постановка танцевальных композиций. Участие в конкурсах, фестивалях, концертах. Проведение открытых уроков. Обсуждение положительного и отрицательного результата. К концу 2 года обучения учащиеся должны знать: 1. Основы музыкальной грамотности. 2. Базовые элементы народного и классического танца. 3. Навыки комбинированных и выразительных движений. должны уметь: 1. Пластично и выразительно выполнять элементы танца. 2. Правильно работать с партнером в заданном темпе. 3. Правильно выполнять начальные элементы народного, классического, бального и современного танца. 4. Самостоятельно создавать эмоционально-двигательный образ К концу обучения на первой ступени учащиеся должны: уметь исполнять элементы танца в соответствии с контрастным характером музыки, реагировать на ее начало и конец, исполнять движения в соответствии с темпом и музыкальным ритмом, уметь ориентироваться в пространстве на основе круговых и линейных рисунков, уметь сохранять интервалы в движении, уметь передавать игровые образы, знать и выполнять основные элементы бального танца, простые движения классического и народного экзерсиса. У учащихся должна быть правильная выворотность стоп, натяжение подъема, первоначальная растяжка. Должна быть правильно сформирована осанка. 18 УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 2 СТУПЕНЬ 3 год обучения № Название темы п\п 1. Количество часов Всего Теория Формы Практика Организационное занятие контроля Первичная 2 2 - диагностика Собеседование 2. Классический танец Педагогическое 30 4 26 наблюдение Контрольный урок 3. Народный танец 30 4 26 Педагогическое наблюдение Контрольный урок 4. Бальный и современный танец Педагогическое 30 4 26 наблюдение Контрольный урок 5 Гимнастика, растяжки 6. Педагогическое 20 2 16 Постановочная работа, концертная Открытый урок 32 деятельность Итого: наблюдение 144 2 30 19 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 СТУПЕНЬ 3 год обучения ТЕМА 1: Теория: Организационное занятие Цели и задачи обучения. План концертной деятельности. Расписание занятий. Беседа с родителями и детьми о цели, задачах, требованиях в обучении. Подготовка костюмов к выступлениям. Правила пожарной безопасности, техники безопасности. Правила поведения на занятиях. ТЕМА 2: Теория: Классический танец Практика: Партерный экзерсис для развития мышц и подвижности суставов. Введение элементов у станка. Положение рук на палке, правильная постановка корпуса, ровность плеч, бедер, подтянутость. Позиции ног, рук. Правила перехода из одной позиции в другую. Движения у станка (выполняются основные простейшие элементы экзерсиса, отрабатывается правильное положение корпуса, рук, ног при исполнении элементов) ТЕМА 3: Теория: Народный танец Практика: Все движения, выученные на 1 ступени, усложняются координацией исполнения, в сочетании друг с другом, поворотами, в продвижении. Изучаются простые дроби, хлопушки в комбинациях. Отслеживается манера исполнения движений. Разучивается веревочка, ход с каблука, молоточки, повороты, ходы. ТЕМА 4: Теория: Бальный и современный танец Практика: Разучиваются движения на развитие координации, элементы ассиметричной гимнастики, движения по линии танца: -на носках, каблуках - перекаты стопы -высоко поднимая колени - выпады - ход лицом и спиной - галоп лицом, спиной в центр и со сменой ног 20 - перестроения для танцев: линии, хоровод, шахматы, змейка, круг. Изучаются основные движения и вариации диско-танцев: «вару-вару», «рилио», «чарльстеп», «полька». Знакомство с основными элементами уличного танца. ТЕМА 5: Теория: Гимнастика, растяжки Практика: Проводятся занятия с использованием упражнений на развитие гибкости, на формирование осанки, на развитие ловкости и координации. Упражнения усложняются за счет увеличения нагрузки и использования более сложных комбинаций. ТЕМА 6: Теория: Постановочная работа, концертная деятельность Практика: Разучивание танцевальных композиций, этюдов. Выступления на конкурсах, фестивалях, концертах. Проведение открытых уроков и праздничных мероприятий. После 3 года обучения учащиеся должны знать: 1. Название элементов "Экзерсиса ", исполняемых у опоры, и состоящих из упражнений разнопланового характера. 2. Правила исполнения простейших дробей, хлопушек. 3. Правильность выполнения элементов народного, классического, бального и современного танцев. 4. Простейшие этюды на различные темы. должны уметь: 1. Выражать характер танцевальных этюдов. 2. Правильно выполнять простейшие элементы «Экзерсиса». 3. Самостоятельно анализировать музыкальный материал. 21 УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 2 СТУПЕНЬ 4 год обучения № Название темы п\п 1. Количество часов Всего Организационное 2 Формы контроля Теория Практика 2 - занятие Первичная диагностика Собеседование 2. Классический 25 3 22 танец Педагогическое наблюдение Контрольный урок 3. Народный танец 25 3 22 Педагогическое наблюдение Контрольный урок 4. Бальный танец 15 2 13 Педагогическое наблюдение Контрольный урок 5. Современный 20 2 18 танец Педагогическое наблюдение Контрольный урок 6. Гимнастика, 10 2 8 растяжки 7. Постановочная наблюдение 47 работа, концертная деятельность Итого: Педагогическое 144 2 45 Открытый урок 22 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 СТУПЕНЬ 4 год обучения ТЕМА 1: Теория: Организационное занятие Расписание занятий, план концертной деятельности. Задачи на учебный год. Требования к уровню подготовки. Форма одежды. Беседа с родителями о задачах и дальнейших перспективах. Техника безопасности, правила пожарной безопасности. Правила поведения в учреждении. ТЕМА 2: Теория: Классический танец Практика: Отдельным блоком проводится партерная разминка для развития и укрепления групп мышц: спины, живота, силы и натянутости ног, растяжки. Движения у станка: - исходное положение, постановка корпуса, повороты головы - основные элементы экзерсиса (исполняются стоя лицом к палке, затем боком к палке) - основные положения ног: у икры, у колена, спереди, сзади. - элементы для развития подвижности суставов, для развития силы ног - перегибы корпуса, стоя лицом к палке Упражнения на середине зала: - повторение простых элементов экзерсиса: пор-де-бра, деми-плие, батманы - прыжки, характеристика прыжков, исполнение прыжковых комбинаций ТЕМА 3: Теория: Народный танец Практика: Сначала исполняются в умеренном темпе движения у станка: - исполняются элементы в характере народного танца - лицом к станку исполняются подготовительные движения для прыжков: «голубцы», «качалка», «штопор». Движения на середине зала: - крутки, повороты - прыжки, шаги, ходы 23 Разучиваются элементы народного танца, на их основе составляются комбинации. Идет знакомство с разнообразием народных танцев, с особенностями костюмов. Разучиваются танцы хоровод, плясовая, «Веночек», «молдовеняска». Разучиваются простые дроби. ТЕМА 4: Теория: Бальный танец Практика: Повторяются элементы танцев, разученных ранее. Знакомство с элементами вальса, ча-ча-ча, сударушки. Разучиваются танцевальные комбинации. Эмоциональный контакт в паре. ТЕМА 5: Теория: Современный танец Практика: Учащиеся знакомятся с современными танцевальными течениями: хип-хоп, основы джаза. Происходит разучивание основ в исполнении танцев. Изучается характер их исполнения, основные особенности каждого стиля. ТЕМА 6: Теория: Гимнастика, растяжки Практика: Выполняются упражнения на развитие быстроты, гибкости, ловкости. ТЕМА 7: Теория: Постановочная работа, концертная деятельность Практика: Участие в концертах, конкурсах, фестивалях. Проведение открытых мероприятий и открытых уроков. Постановка танцевальных композиций, работа на сцене. К концу 4 года обучения учащиеся должны знать: 1. Правила выполнения основных элементов «Экзерсиса» у опоры. 2. Простые дробные комбинации с использованием поворотов. 3. Элементы и простейшие комбинации народного, классического, современного и бального танцев. 4. Правила работы в паре, группе. должны уметь: 1. Грамотно выполнять элементы «экзерсиса» у опоры. 2. Исполнять простейшие танцевальные комбинации индивидуально, в паре и группе. 24 К концу 2 ступени обучения учащиеся должны: Знать основы классического, народного, современного, бального танцев. Правила работы в паре, группе, коллективе. Умело ориентироваться в пространстве. Обладать начальными т навыками импровизации в танце Точно выполнять танцевальные движения, умело владеть свои телом 25 УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 3 СТУПЕНЬ 5 год обучения № Название темы п\п 1. Количество часов Всего Теория Организационное 2 2 Формы контроля Практика - занятие Первичная диагностика Собеседование 2. Классический танец 30 4 26 Педагогическое наблюдение Контрольный урок 3. Народный танец 30 4 26 Педагогическое наблюдение Контрольный урок 4. Современный танец 28 3 25 Педагогическое наблюдение Контрольный урок 5. Бальный танец 28 3 25 Педагогическое наблюдение Контрольный урок 6. Гимнастика, 25 3 22 растяжки 7. Постановочная наблюдение 73 работа, концертная деятельность Итого: Педагогическое 216 5 68 Открытый урок 26 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 СТУПЕНЬ 5 год обучения ТЕМА 1: Теория: Организационное занятие План занятий и постановок. План концертной деятельности. Подготовка к концертной деятельности. Форма одежды. Расписание занятий. Задачи обучения. Правила пожарной безопасности и правила техники безопасности. Правила поведения учащихся в образовательном учреждении. ТЕМА 2: Теория: Классический танец Практика: Проводится партерная разминка для развития и укрепления групп мышц: спины, живота, силы и натянутости ног, растяжки. Движения у станка: - выполняются из пятой позиции ног - повороты, растяжки - элементы у станка выполняются боком к палке в умеренном темпе Движения на середине зала: - повтор элементов, исполнявшихся у палки - прыжки в комбинациях - элементы по диагонали Идет повторение полученных ранее навыков, умений. Темп исполнения увеличивается. Типы координации движения: однонаправленные, разнонаправленные, одновременные (рук, ног, головы). Большие и маленькие позиции рук. ТЕМА 3: Теория: Народный танец Практика: Грамотное и эмоциональное исполнение несложных, но характеристически окрашенных комбинаций у станка. Движения у станка: - усложняются выученные ранее элементы, увеличивается темп исполнения - разучиваются новые элементы народного экзерсиса, отрабатывается техника исполнения. 27 Движения на середине зала: - разучиваются простые дроби в комбинациях - разучиваются этюды - элементы народного танца по диагонали, по кругу - исполнение простых прыжковых комбинаций ТЕМА 4: Теория: Современный танец Практика: Тренаж современной пластики. Тренаж танца джаз – модерн. Разучивание позиций рук и ног джазового танца. Разучивание простых элементов танца джаз: повороты, па-де-бу-ре, прыжковые комбинации, основной ход. Разучиваются простейшие комбинации танца джаз-модерн, танцевальные связки (дорожки), различные их виды и сочетания. ТЕМА 5: Теория: Бальный танец Практика: Основные элементы танца « ча-ча-ча», «самба», «пасадобль». Разучивание парных комбинаций. Появляются элементы силового характера, поддержки. Работа над эмоциональностью. Ведущая роль партнера. Совершенствование баланса пары. ТЕМА 6: Теория: Гимнастика, растяжки Практика: Проводится гимнастика на развитие мышц тела, на развитие ловкости, гибкости. Растяжки мышц ног. ТЕМА 7: Теория: Постановочная работа, концертная деятельность Практика: Постановка танцевальных этюдов, композиций. Проведение репетиций. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях. Обсуждение результатов выступлений. К концу 5 года обучения учащиеся должны знать: 1. Движения классического, народного, современного и бального танца, как около опоры, так и на середине зала. 2. Хореографическую терминологию. 3. Правила выполнения основных элементов танца. должны уметь: 1. Владеть техникой исполнения танцевальных элементов. 28 2. Эмоционально и выразительно выполнять хореографические композиции. 3. Сопереживать, осуществлять взаимовыручку и поддержку своим партнерам. 29 УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 3 СТУПЕНЬ 6 год обучения № Название темы п\п 1. Количество часов Всего Организационное 2 Формы контроля Теория Практика 2 - занятие Первичная диагностика Собеседование 2. Классический 30 4 26 танец Педагогическое наблюдение Контрольный урок 3. Народный танец 30 4 26 Педагогическое наблюдение Контрольный урок 4. Современный 30 4 26 танец Педагогическое наблюдение Контрольный урок 5. Джазовый танец 30 4 26 Педагогическое наблюдение Контрольный урок 6. Гимнастика, 20 2 18 растяжки 7. Постановочная наблюдение 74 работа, концертная деятельность Итого: Педагогическое 216 4 70 Открытый урок 30 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 СТУПЕНЬ 6 год обучения ТЕМА 1: Теория: Организационное занятие План репетиционной и концертной деятельности. Знакомство с репертуаром. Расписание занятий. Форма одежды. Правила пожарной безопасности и правила техники безопасности. Правила поведения в образовательном учреждении. ТЕМА 2: Теория: Классический танец Практика: Выразительные и техничные движения рук. Закономерности перехода рук. Координация равновесие. Критерий исполнительской деятельности. Классический экзерсис выполняет роль тренажа. Движения у станка: - повторение упражнений 5 года обучения - ускорение темпа - введение элементов на полу пальцах - большие позы, маленькие позы - растяжки Движения на середине зала: - прыжковые комбинации - упражнения на развитие устойчивости без опоры - вращения Разучиваются этюды с использованием элементов классического танца. ТЕМА 3: Теория: Народный танец Практика: Усложнение движений у станка и на середине зала за счет смены темпа и ритма. Изучение более сложных танцевальных комбинаций для развития координации и устойчивости. Движения у станка: - повторение ранее выученных элементов - введение более сложных по технике исполнения элементов 31 - выстукивающие комбинации Движения на середине зала: - разучивание простых дробей в комбинациях с вращениями - разучивание сложных дробей - танцевальные этюды в народном характере - самостоятельная работа по составлению этюдов - присядки, хлопушки ТЕМА 4: Теория: Современный танец Практика: Целесообразно вначале провести разминку для подготовки мышц к основным упражнениям. Урок проводится на основе материала Смирнова. Разучиваются простые элементы, затем из них составляются небольшие этюды. Только после их освоения вводятся более сложные по технике исполнения элементы. ТЕМА 5: Теория: Джаз Практика: Продолжается разучивание элементов танца «джаз-модерн». Упражнения на технику, включая понятия «центрирование», «контракция», «релакс», «релис». Различные движения в продвижении, в прыжке. Работа корпуса, упражнения использованием сидя, элементов лежа. Джазовый джазового танца. экзерсис, середина Составление с этюдов. Самостоятельная работа по составлению этюдов и джазовых комбинаций. ТЕМА 6: Теория: Гимнастика, растяжки Практика: Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса, мышц рук и ног, плечевого пояса. Вводятся упражнения танцевальной аэробики и шейпинга. Растяжки ног, корпуса. ТЕМА 7: Теория: Постановочная работа, концертная деятельность Практика: Проведение открытых уроков. Постановка танцевальных композиций, проведение репетиций. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях. По окончании 6 года обучения учащиеся должны знать: 1. Технику выполнения народного, классического и современного танца. 32 2. Базовый теоретический материал по джазовому танцу. 3. Основные элементы джазового исполнения и его стили. должны уметь: 1. Импровизировать при исполнении хореографических этюдов. 2. Сохранять устойчивость и координацию при выполнении усложненных элементов танца. 3. Работать в коллективе. 4. Выполнять базовые элементы джазового танца. После 3 ступени обучения учащиеся должны: Знать и владеть теорией классического, народного и современного танца. Уметь отличать и выделять характерные особенности стилей танца. Владеть техникой исполнения. Учащиеся должны обладать хорошей танцевальной манерой, техникой исполнения, иметь художественный вкус. Развивать способность к самовыражению. У учащихся должны быть максимально развиты природные данные: гибкость, выворотность. Правильно сформированы группы мышц. Должна присутствовать устойчивость в динамике движений, развита сила и выносливость, координация движений. 33 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные Восприятие танцевального искусства как одного из средств воспитания личности, как одно из богатейших и наиболее полный областей знаний, прошедших через всю историю человечества; Формирование и развитие художественного вкуса, интереса к различным стилям танца (классический, народный, современный, бальный, джаз); Воспитание патриотизма, национального самоопределения, чувства гордости за свою Родину, историю своего народа; Формирования уважительного отношения к иному мнению, к истории и культуре других народов; Формирование мотивации к художественному танцевальному творчеству, целеустремленности и воли в достижении поставленной цели; Проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; Овладение навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Метапредметные Возможность расширения и углубления своих знаний в искусстве хореографии, обогащения своих эмоциональных возможностей; Овладение базовыми предметными и меж предметными понятиями; Готовность самостоятельно или с группой изучать различные направления в хореографии, ее историю. Реализовывать собственные творческие замыслы; Стремление к развитию воображения, мышления, воли – качеств личности, необходимых для осуществления творческой деятельности. 34 Умение анализировать свою деятельность. Предметные Формирование знаний об укреплении физического и психического здоровья, о положительном влиянии двигательной активности на развитие человека; Развитие основных физических качеств: силы, воли, гибкости, выносливости, устойчивости, координации; Формирование универсальных учебных действий – исполнительских, слуховых, аналитических; Выполнение комплексов различных видов хореографии с предметами и без, с музыкальным сопровождением и без музыкального сопровождения; Получение базовых хореографического искусства. знаний и навыков в области 35 ФОРМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Оценка качества реализации программы «Хореография» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся. Текущий контроль включает в себя как первичную диагностику, так и оценку успеваемости учащихся, направлен на поддержание учебной дисциплины, на выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, на повышение уровня освоения текущего учебного материала. Текущий контроль в форме наблюдений, опросов осуществляется регулярно (каждый 2 - 3 урок) в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использование различных систем оценивания. Первичная диагностика проводится в начале года при поступлении учащихся в объединение, направлена на выявления знаний в начале года, дает информацию об уровне подготовленности учащегося. Данный вид представляет следующие методы: беседу, опрос, анкетирование, практическое занятие. Беседа с детьми проводится с целью выявить заинтересованности детей хореографической деятельностью. Анкетирование детей. Вопросы: 1. Знаешь ли ты, что такое танец? 2. Любишь ли ты танцевать? 3. Есть ли у тебя дома записи с детскими песнями? 4. Какие танцы ты любишь танцевать? 5. Танцуете ли вы с мамой, папой, с друзьями? 6. Когда ты был последний раз в театре? Что смотрел? 7. Знаешь ли ты, что такое балет? 8. Как ты думаешь, для чего людям нужны музыка и танец? 9. Почему ты решил заняться танцами? Анкетирование родителей. Вопросы: степень 36 1. Какое место занимает музыка и танец в жизни вашего ребенка? 2.Любит ли он танцевать? Какой стиль предпочитает? 3. Понимает ли он характер танца? 4. Передает ли в движении характер музыки, ритм? 5. Насколько эмоционально реагирует ваш ребенок на музыку и танец? 6.Стремится ли ребенок поделиться своими впечатлениями и переживаниями с вами? Как вы на это реагируете? 7. Каково ваше участие в танцевальном развитии ребенка: есть ли дома фонотека детской музыки? Посещаете ли вы детские музыкальные и танцевальные спектакли? Смотрите ли по телевизору музыкальные и танцевальные программы вместе с ребенком? Обсуждаете ли их? Критерии оценки: Низкий уровень. Поверхностный интерес к музыке, танцу. Не предпринимает попытки выразить музыкальные образы в движении. Суждения и оценки по поводу танцевальной деятельности неглубокие, несодержательные, необъективные и немотивированные. Не использует движения под музыку в свободной деятельности. Средний уровень. Интерес к устойчив, но хореографической деятельности достаточно характеризуется частым переключением внимания. Предпринимает попытки выразить в движении музыкальные образы. Суждения и оценки по поводу танцевальной деятельности не всегда обоснованы. Самостоятельное, фрагментарное внесение танцевальных движений в свою деятельность. Высокий уровень. Интерес к хореографии глубокий и стойкий. Танец, музыкальные двигательные игры — предпочитаемые виды деятельности. Суждения и мотивированы, оценки по объективны, поводу хореографической содержательны. деятельности Самостоятельность в исполнении танца систематическая и устойчивая Промежуточный контроль проводится в декабре – январе в форме открытых занятий и контрольных уроков. 37 Цель: проверка усвоения пройденного материала, выявление недостатков в знаниях учащихся на данном этапе. Данный вид представляет следующие методы: тестирование, анкетирование, практическую работу. Контрольный урок проводится с обязательным методическим обсуждением. ШКАЛА ОЦЕНОК ПО 12 БАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ Начальный уровень (1-3балла): обучающейся выполняет простейшие практические задания после подсказки. Не может применить полученные ранее ключевые компетенции и выполняет практические задания только после напоминания теории. Задания выполняет лишь с помощью педагога. Средний уровень (4-6 баллов): запоминает теорию, отвечает на вопросы по содержанию теории, демонстрируя осознанность теоретических знаний, проявляя способность к самостоятельным выводам. Практические задания выполняет с помощью педагога, допускает ошибки. Достаточный уровень (7-9 баллов): четко и логично, без посторонней помощи свободно ориентируется в понятиях теории и владеет терминологией. Умело применяет теорию на практике. При выполнении практических заданий использует осознанные действия. Ошибки при выполнении крайне редки и исправляет их сам. Высокий уровень (10-12 баллов): полное усвоение образовательной программы студии. Легко и самостоятельно выполняет практические задания, не допускает ошибок. Свободно оперирует теорией. Творчески применяет полученные ключевые компетенции на практике. Итоговый контроль проводится в конце учебного года в форме контрольных уроков, открытых занятий. Цель: определение уровня и качество освоения учащимися образовательной программы. По итогам исполнения программы на контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной шкале: 5 («отлично») - свободно владеть понятиями и терминологией. 38 - технически точно и методически грамотно передавать лексику разных стилей танца. - не допускать ошибок в исполнении программы. - обладать танцевальной выразительностью. 4 («хорошо») - владеть понятиями и терминологией. - выразительно выполнять танцевальные задания. - допускать незначительные ошибки. 3 («удовлетворительно») - владеть понятиями и терминологией. - испытывать сложность при самостоятельном воспроизведении программы. - допускать ошибки. 2 («неудовлетворительно») - учебная программа не усвоена, что является следствием плохой посещаемости занятий и нежеланием работать над собой. - низкий уровень исполнения заданных комбинаций. Определения качества знаний и умений учащихся при переходе на следующую ступень обучения, по программе «Хореография» Цель: выявление уровня хореографических способностей, состояния эмоциональной среды учащихся. Критерии Низкий Средний Высокий оценки (1 – 2,9 баллов) (3 – 4,4 баллов) (4,5 – 5 баллов) 1.Степень Интерес к Проявляет Проявляет большой интереса к хореографии интерес к интерес к различным различным видам хореографии. хореографии. минимальный. Родители желают, видам Желает, как можно, чтобы ребёнок хореографии. быстрее занимался. Боится подготовиться к выступлений на выступлениям. 39 сцене. 2.Уровень Не обладает Обладает Обладает хорошим подготовленн апломбом. апломбом, апломбом, ости детей к Не имеет имеет начальные имеет начальные занятиям. начальных хореографическ хореографические хореографически ие навыки. навыки. Хорошо х навыков. Нет Слышит различает чувства музыкальный музыкальные ритмы музыкального ритм, но и воспроизводит их ритма. повторить хлопками. ритмический рисунок затрудняется. 3.Природные Слабо развит Развит Хорошо развит физические физически. Слабо физически. физически. данные запоминает и Обладает Обладает ребенка. исполняет навыками исполнения движения. исполнения различных движений. навыками некоторых движений. 4.Уровень Не Организованный Организованный, развития. организованный, , но не самостоятельный. Личностные не самостоятельны Стремится начатое качества. самостоятельный. й. дело довести до Слабо проявляет Проявляет конца. активность активность. Обладает силой воли, понимает значение результатов. 40 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально- техническое обеспечение Помещение для занятий по программе должно соответствовать требованиям СанПиН. Должно быть оборудовано зеркалами и двух уровневыми станками. Магнитофон, видеомагнитофон и детские звучащие инструменты. Коврики для партерного тренажа. Форма для занятий: тренировочный костюм, танцевальная обувь. Концертные костюмы и обувь. Информационное обеспечение Библиотека аудиозаписей и видеозаписей с программным материалом, танцевальными фестивалями и концертными выступлениями. Научно - методическая литература 41 ЛИТЕРАТУРА Для педагога 1. Арзамасцев О.Г. Учебная программа «Развитие ребенка средствами хореографии». Екб. 2009 2. Буркитченко С.С. Детская балетная студия. Екб. 2012 3. Буракова О.А. Музыкальная пластика. Екб. 2011 4. Ваганова А.Я. Основы классического танца. С-П. 2013 5. Гребенюк О.С, Рожков М.И. Общие основы педагогики. М-2013 6. Диниц Е.В. и др. Азбука танцев. Москва. 2014 7. Жукова В.П. Учебная программа «Развитие ребенка средствами хореографии» Екб. 2010 8. Звездочкин В.А. Основы классического танца. С-П. 2013 9. Козорез О.А. теория и методика преподавания народно- сценического танца. Х. 1996 10. Козлов В.В. Акробатика. М. 2003 11. Куприна Н.Г. Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии детей. Екб. 2002 Для учащихся 12. Куприна Н.Г. Музыкальное развитие дошкольников. Екб. 2006 13. Куприна Н.Г. Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности. Екб.2004 14. Мошкова Е.И. Ритмика и бальные танцы. Москва. 2016г. 15. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Москва. 2006г. 16. Шереметьевская Н. Танец на эстраде. М., Искусство, 2015г. 13. Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу», Москва 2014г. 18. Фирилева Ж.И., Сайкина Е.Г. Танцевально-игровая гимнастика детей» С-П. 2011г. для 42 АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ Программа «Хореография» рассчитана на детей с 7 до 13 лет. Срок реализации – 6 лет. Цель программы – развитие художественно-творческих способностей учащихся посредством хореографии. Задачи: 1. Формирование устойчивого интереса учащихся к танцу; 2.Формирование знаний и умений по искусству танца с учетом индивидуальных способностей; 3. Развитие творческих способностей; 4. Воспитание и формирование нравственных качеств личности; 5. Развитие способности ориентироваться в системе эстетических ценностей, учить детей понимать процесс художественного творчества. По структуре программа делится на 3 уровня: 1. Первая ступень – ознакомительный уровень (1, 2 года обучения). 2. Вторая ступень – базовый уровень (3, 4 года обучения). 3. Третья ступень – продвинутый уровень (5, 6 года обучения). Программа объединяет отдельные хореографические дисциплины: «Классический танец», «Народный танец», «Бальный танец», «Современный танец», «Джаз». В процессе обучения учащиеся знакомятся с историей возникновения и развития танца. Теоретические и практические занятия интегрированы. Критериями оценки результатов обучения служит освоение программы по годам обучения, положительные результаты мониторинга, успешное участие в фестивалях, конкурсах, создание стабильного коллектива. Мониторинг проводится в начале и конце учебного года. Используются методики: 1) Э.П. Костина « Диагностика хореографических способностей». Во время занятий наблюдается выполнение танцевальных элементов, музыкально ритмических упражнений, манера и характер исполнения движений. По 43 результатам диагностики определяются дети, которым необходима индивидуальная помощь на занятиях. 2) А.А. Козлова «Диагностика теоретических и практических знаний», «Диагностика умений и навыков». Отслеживаются теоретические знания учащихся, владение спец. терминами, практические знания, творческие способности, коммуникативные навыки. 3) А.В. Хуторской «Мониторинг воспитанности учащихся в хореографии». Оцениваемые параметры – этика и эстетика выполнения работы и представление ее результатов; культура организации своей деятельности; уважительное отношение к деятельности других; адекватность восприятия профессиональной коллективная членами оценки своей ответственность; коллектива; деятельности умение стремление к и ее взаимодействовать самореализации; результатов; с другими соблюдение нравственно-этических норм. 4) А.В. Хуторской «Мониторинг уровня личностного развития учащихся в хореографии». Оцениваемые параметры – теоретические знания; владение специальной терминологией; практические умения и навыки; владение специальным оборудованием и оснащением; творческие навыки; учебноинтеллектуальные умения. Текущий: -подведение итогов каждого занятия; - проведение открытых занятий для родителей и педагогов. Тематический: - проведение итоговых занятий по классическому, народному и современному танцу; - запись уроков и концертных выступлений на видеокамеру с последующим просмотром, обсуждением и анализом; - участие коллектива в фестивалях, конкурсах.