2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Танцевальное искусство, как средство воспитания личности, обладает
огромной силой. Занятия танцами приобщают учащихся к миру прекрасного,
воспитывают художественный вкус. Общение с танцем учит
слушать,
воспринимать, оценивать музыку.
В танце находит выражение жизнерадостность, активность учащихся,
развивается его творческая фантазия, творческие способности:
учится сам
создавать пластический образ.
Коллективные
воспитательным
удовлетворение,
выступления
перед
зрителем
являются
средством, переживание успеха приносит
создаются
условия
для
самореализации
главным
моральное
творческого
потенциала, воспитываются чувства ответственности, дружбы, творчества.
Занятия
танцами
хорошо
снимают
напряжение,
активизируют
внимание, усиливают эмоциональную реакцию и в целом повышают
трудовой и жизненный тонус учащегося.
Воспитание личности в хореографическом коллективе направлено на
формирование
качеств
характера:
внимание,
двигательная
память,
исполнительская воля, самоконтроль, самокритичность, целеустремлённость
и широкий кругозор в области искусства танца, музыки.
Детский танцевальный коллектив – это особая среда, где самое
широкое поле возможностей для учащегося: от пробуждения интереса к
искусству танца до овладения основами профессионального мастерства.
Воспитывающие функции занятий танцами разнообразны:
- выявление способностей,
- формирование художественного, образного восприятия,
- овладение техникой танца,
- развитие эмоциональной сферы, артистизма,
- становление качеств личности (трудолюбие, дисциплинированность,
ответственность, взаимопомощь).
3
Программа составлена на основе нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г.
№196
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
-
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации №09-33242 от 18.11.2015г.)
- Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 №816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015, №996-р.
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования.
Утверждена Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках национального
проекта «Образование».
4
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры».
Утверждена Правительством Российской Федерации от 15 апреля 2014 г.
№392 (с изм. от 29 декабря 2020г.)
-Уставом образовательного учреждения,
в соответствии с социальным
заказом и реализуется в образовательном учреждении.
Цель
образовательной
программы:
развитие
художественно
-
творческих способностей учащихся посредством хореографии.
Задачи:
Образовательные
Обучение основам хореографического искусства.
Формирование
знаний
и
умений
по
искусству
танца
с
учётом
индивидуальных способностей.
Владение определёнными теоретическими знаниями.
Умение
самостоятельно
пользоваться
полученными
практическими
навыками и теоретическими знаниями.
Воспитательные
Формирование нравственных качеств личности
Формирование устойчивого интереса учащихся к танцу
Формирование коллектива как благоприятной среды для развития личности и
творчества.
Содействие
становлению
и
проявлению
индивидуальности
каждого
учащегося, его творческих способностей.
Развивающие
Укрепление физического здоровья.
Развитие силы, выносливости, ловкости, координации движений.
Способствование выработке ритмичности, музыкальности, артистичности,
эмоциональной выразительности учащихся.
Развитие познавательного интереса, творческих способностей учащихся.
5
Развитие способности ориентироваться в системе эстетических ценностей,
понимания процесса художественного творчества.
Настоящая
программа
общеобразовательная
общеразвивающая,
художественной направленности, реализуется в рамках основ и подготовки
учащихся к разным стилям хореографии.
Реализация программы создаёт условия для творческой атмосферы в
детском коллективе, что ведёт к позитивному восприятию и освоению
деятельности.
Учитываются
интеллектуальные
и
приоритеты
психофизические
каждого
особенности.
учащегося,
его
Непрерывность
образования и воспитания, обеспечение комфортной эмоциональной среды
способствует более полному восприятию учащимися содержания данной
программы.
Рациональность данной программы в том, что она позволяет получить
максимально полезный результат в развитии художественного
вкуса.
Положительный результат в обучении определяется совокупностью и
взаимодействием
многих
факторов,
таких
как:
систематичность,
последовательность, прочность изучаемого материала. Методы обучения:
наглядный
показ;
объяснение
методики
исполнения
движений;
тренировочные упражнения, танцевальная игра; импровизация.
Учебно -воспитательный процесс в коллективе строится согласно
следующим принципам:
строгая последовательность в овладении танцевальной лексикой и
техническими приёмами танца;
систематичность
и
регулярность
занятий,
обеспечивающих
постепенность в развитии природных данных и способностей учащихся;
доступность в овладении техническими приёмами;
комплексность средств воздействия;
наглядность в обучении.
6
В процессе занятия большинство танцевальных движений постоянно
усложняется и совершенствуется добавлением новых, более сложных
элементов.
В процессе обучения широко используются:
этюды на освоение сценического пространства;
этюды на развитие творческих способностей;
работа по освоению классического и народного танца;
освоение материала по разновидностям современного и бального
танцев.
Положительный результат в обучении определяется совокупностью и
взаимодействием
многих
факторов,
таких
как:
систематичность,
последовательность, прочность изучаемого материала.
Методы обучения: наглядный показ; объяснение методики исполнения
движений; тренировочные упражнения, танцевальная игра; импровизация;
Формы обучения: индивидуально -групповые занятия; коллективные
репетиции; концертная деятельность;
Программа рассчитана на 4 года обучения. Общий объем 864 часа.
Адресат программы:
Представленная образовательная программа рассчитана для занятий с
учащимися
14-17 лет. По данной образовательной программе могут
заниматься учащиеся без специальных знаний, умений и навыков.
По временным и возрастным характеристикам программа выстроена
следующим образом:
все года обучения занимаются –3 раза в неделю по 2
часа. Одновременно в группе может находиться до 27 человек.
Форма
обучения очная, традиционная, с применением дистанционных технологий.
Содержание программы составлено согласно возрастным и индивидуальным
особенностям учащихся.
7
Учащиеся сформированы по возрасту в группы. Занятия проводятся в
групповой форме. Состав групп постоянный. Набор учащихся в объединение
свободный.
Средний школьный возраст характеризуется достаточно большой
физической активностью, у учащихся повышается выносливость. В данном
случае можно начинать работу над точностью исполнения, при условии, что
учащимся была дана определённая база умений и навыков, в противном
случае базу нужно будет предварительно создать. На уровне психологии
данный период можно рассматривать, как период самоутверждения в глазах
сверстников. Именно поэтому нужно уделять большое внимание сплочению
подросткового коллектива, поощрению стремлений и индивидуальности,
если это не идёт во вред коллективу.
Старший школьный возраст может дать самые большие результаты,
при условии, что каждый физически подготовлен и эмоционально стабилен.
Устремлённость в будущее становится основной направленностью личности
и проблема выбора будущей профессии, дальнейшего жизненного пути
находится в центре внимания, интересов, планов. В старшем школьном
возрасте учащийся должен овладеть всем спектром знаний, умений и
навыков, изучаемых в контексте данной программы.
Актуальность:
Актуальность данной программы состоит в том, что она представляет собой
синтез классической, народной и современной хореографии, то есть широкий
спектр хореографического образования. Содержание программы разработано
в соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает
возможным
выстроить
индивидуальный
учащегося,
который
будет
маршрут
пронизывать
развития
самые
каждого
разнообразные
образовательные области.
Подведение итогов проходит в форме контрольных уроков, открытых
занятий, проведения диагностики и отслеживания результатов.
8
Программа «Хореография» ориентирована на:
формирование
и
удовлетворение
развитие
творческих
индивидуальных
способностей
потребностей
учащихся;
учащихся
в
интеллектуальном, художественно -эстетическом, нравственном развитии;
формирование
культуры
здорового
и
безопасного
образа
жизни,
укрепление здоровья учащихся;
выявление,
развитие
и
поддержку
профессиональную
создание
и
талантливых
учащихся;
ориентацию
обеспечение
необходимых
учащихся;
условий
развития, профессионального самоопределения и
для
личностного
творческого труда
учащихся;
социализацию
и
адаптацию
учащихся
к
жизни
в
обществе;
формирование общей культуры учащихся.
Режим занятий:
1 год обучения: 14 лет
(7-8
класс). Занятия проводятся 3 раза в
неделю, по 2 часа с перерывом 10 минут, продолжительность занятий 45
минут ( 216 часов), количество детей в группе 10-27 человек.
2 год обучения: 15 лет (8 - 9 класс). Занятия проводятся 3 раза в
неделю, по 2 часа с перерывом 10 минут, продолжительность занятий 45
минут (216 часов), количество детей в группе 10-27 человек.
3 год обучения: 16 лет (9 - 10 класс). Занятия проводятся 3 раза в
неделю, по 2 часа с перерывом 10 минут, продолжительность занятий 45
минут, (216 часов) количество детей в группе 10-27 человек
4 год обучения: 17 лет (10 – 11 класс). Занятия проводятся 3 раза в
неделю, по 2 часа с перерывом 10 минут, продолжительность занятий 45
минут, (216 часов) количество детей в группе 10-27 человек.
9
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Год
обучения
1
Начало и
Кол-во Кол-во Продолжительность
Сроки
окончание учебных учебных и периодичность
аттестации
учебного года недель
часов
занятий
С1
38
216
3 раза по 2 часа
сентябрь
сентября по
май
31 мая
2
С1
38
3 раза по 2 часа
216
сентября по
сентябрь
май
31 мая
3
С1
38
3 раза по 2 часа
216
сентября по
сентябрь
май
31 мая
4
С1
38
3 раза по 2 часа
216
сентября по
сентябрь
май
31 мая
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
1 год обучения
№
Название темы
1.
Организационное занятие
всего теория практика Формы контроля
2
Первичная
2
диагностика
Собеседование
2.
Классический танец
35
2
33
Педагогическое
наблюдение
Контрольный
10
урок
Народный танец
3.
35
2
33
Педагогическое
наблюдение
Контрольный
урок
Современный танец
4.
35
2
33
Педагогическое
наблюдение
Контрольный
урок
Джаз
5.
30
4
26
Педагогическое
наблюдение
Контрольный
урок
6.
Гимнастика, растяжки
25
2
23
Педагогическое
наблюдение
7.
Постановочная работа и
54
54
Открытый урок
концертная деятельность
216
14
202
СОДЕРЖАНИЕ
1 год обучения
1.
Организационное занятие
Теория:план занятий и мероприятий на первое полугодие; форма одежды;
расписание занятий; задачи обучения; правила пожарной безопасности и
правила
техники
безопасности;
правила
поведения
образовательном учреждении. Первичная диагностика (2 часа).
2.
Классический танец
учащихся
в
11
Теория: 1. Беседа на тему «Классический танец» - сложности исполнения. 2.
Разбор и объяснение правильности выполнения элементов классического
танца у палки и на середине зала. (2 часа)
Практика: Классический станок и классическая середина:
Развитие силы и выносливости ног за счёт ускорения темпа исполнения,
увеличения количества каждого тренируемого движения. Продолжение
развития координации: усложнение техники исполнения ранее пройденных
движений, изучение новых более сложных движений, расширение их
комбинирования в упражнениях, исполнение отдельных движений на полу
пальцах (у станка). Развитие выразительности: ввод в тренировочные
упражнения 3-го port de bras у станка и на середине зала, использование
epaulement и поз на середине зала. Изучение прыжков с окончанием на одну
ногу. (33 часа)
Экзерсис у станка 1. Большие и маленькие позы: croisee, effacee, ecartee
вперед и назад, II arabesque носком в пол (по мере усвоения позы вводятся в
различные упражнения). 2. Battementstendus в маленьких и больших позах. 3.
Battementstendusjetes: в маленьких и больших позах; balancoirе enface. 4.
Demi-rond de jambe и rond de jambe на 45° навсейстопе en dehors и en dedans.
5. Battements fondus: наполупальцах; c plie-releve. 6. Battements soutenus
сподъёмомнаполупальцына 45° вовсехнаправлениях. 7. Battements doubles
frappes на 30° во всех направлениях. 8. Flic вперёд и назад на всей стопе, и с
подъемом на полупальцы. 9. Petit temps releves en dehors и en dedans
навсейстопе. 10. Petits battements sur le cou-de-pied наполупальцах. 11. Pas
tombe наместе, другаяногавположении sur le cou-de-pied. 12. Pas coupe
навсюстопуинаполупальцы.
13.
Battements
releves
lents
и
battements
developpes на 90°: впозах croisee, effaceе; battements developpes passés. 14.
Grands battements jetes:
вбольшихпозах;
pointee en faсe. 15. Releves
наполупальцысработающейногойвположении sur le cou-depied. 16. 3-е port de
bras с ногой, вытянутой на носок вперёд, назад на вытянутой ноге и на demi-
12
plie. 17. Поворот fouette en dehors и en dedans на ¼ и ½ круга с носком на
полу, на вытянутой ноге и на demi-plie. 18. Полуповороты (demi-detourne) в
V позиции к станку и от станка с переменой ног на полупальцах, начиная с
вытянутых ног и с demi-plie. 19. Soutenu en tournant en dehors и en dedans по ½
поворота, начиная изположения носком в пол.
Середина зала. 1. Большие и маленькие позы: croisee; effacee; ecartee; I, II и
III arabesques (по мере усвоения позы вводятся в различные упражнения). 2.
Grands plies в IV позиции в позах croisee и effacee. 3. Releves на полупальцы в
IV позиции с вытянутых ног и с demi-plie. 4. Battements tendus в больших и
маленьких позах: с demi-plie в IV позиции без перехода с опорной ноги и с
переходом; double (с двойным опусканием пятки в II позицию). 5. Battements
tendus jetes: вмаленькихибольшихпозах; balancoire en faсe. 6. Rond de jambe
par terre en dehors и en dedans на demi-plie. 7. Demi-rond de jambe на 45° en
dehors и en dedans. 8. Battements fondus вмаленькихпозахна 45° ис plie-releve
en face. 9. Battements doubles frappes на 30°. 10. Petits battements sur le cou-depied. 11. Rond de jambe en l’air en dehors и en dedans. 12. Battemenst releves
lents впозах croisee и efacee,; в I и III arabesques. 13. Battements developpes en
face вовсехнаправлениях. 14. Grands battements jetes: вбольшихпозах; pointes
en face. 15. Tempslieparterre с перегибом корпуса. 16. Pas de bourree без
перемены ног с продвижением из стороны в сторону носком в пол и на 45° .
17. Soutenu en tournant en dehors и en dedans на ½ поворота, начиная из
положения носком в пол. 18. Glissadeentournantendehors и endedans на ½
поворота с продвижением в сторону.
3. Народный танец
Теория: 1. Беседы на тему «Русский танец», «Украинский танец»,
«Белорусский танец». 2. Особенности, манера исполнения, сходства и
различие.
3.
Объяснение
техники
исполнения
украинского и белорусского народного танца. (2 часа)
элементов
русского,
13
Практика:
Разучиваются движения у станка; развитие элементарных
навыков танцевальной координации движений; все движения и комбинации
начинаются с открывания рук (I-II позиции, т.е preparation);
позиция рук (кисть на кисть за спиной);
изучается 7-я
разучиваются несложные
танцевальные связки или этюды (1-2) из 2-3-х ранее пройденных движений.
(33 часа)
Движения у станка
1. Plie – с переходом из позиции в позицию через поворот стоп. 2. Battements
tendu – «носок - каблук» с окончанием в plie на каблук. 3. Battements tendu
jete pour-le-pied всочетанииспритопами.
4. Подготовка к «веревочке»:
разворот бедра в закрытое - открытое положение;
5. «Каблучное» -
маленькое с 2-м ударом. 6. Опускание на колено – у каблука опорной ноги (с
поворотом к палке). 7. Перегибы корпуса – в I прямой позиции на вытянутых
ногах на полупальцах. 8. Рas tortille одинарное; 9. Flic-flac - из V позиции в V
позицию во всех направлениях с ударом подушечкой стопы. 10. Battement
releve lent и battement devellope - с сокращением стопы с окончанием в demiplie на каблук. 11. Grand battement jete - во всех направлениях из V позиции с
окончанием в demi-plie на каблук. Середина
Русский народный танец
1. Простые переводы рук из позиции в позицию. 2. Земной русский поклон.
3. «Гармошка» в повороте. 4. «Припадание» с двойным ударом.
5.
«Верёвочка»: простая; двойная; с переступанием. 6. «Маятник» в прямом
положении. 7. «Моталочка» в прямом положении.
8. «Переборы»
подушечками стоп. 9. Шаги: со скользящим ударом; с подбивкой на каблук.
10. Дробные выстукивания: дробная «дорожка»; «двойная дробь»; «ключ»
дробный (простой, с одним и двумя двойными ударами). 10. Вращения: на
двух подскоках полный поворот; «припаданием» на месте.
Белорусский народный танец
Изучается на примере белорусских полек «Крутуха» и «Трясуха».
14
1. Основное положение рук и ног. 2. Основное положение в паре. 3.
Основной ход польки «Крутуха». 4. Основной ход польки «Трясуха» 5.
Галоп. 6. Вращения на месте и в продвижении (на основе движений танцев
«Крутуха» и «Трясуха»). 7. Подвороты и вращения в паре.
Украинский народный танец
1.Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера исполнения. 2.
Основные положения ног. 3. Основные положения рук. Изучается I
положение (руки раскрыты в сторону между подготовительным положением
и 2-й позицией). II положение (руки раскрыты в сторону между 3-й и 2-й
позициями). 4. «Верёвочка»: простая; с продвижением назад. 5. Притопы:
одинарный; двойной (перескок с двумя поочерёдными ударами стоп по 1-й
прямой позиции). 6. «Голубцы» одинарные в сторону с притопом. 7.
«Дарижка проста» («припадание» - шаг в сторону с последующим
переступанием по V свободной позиции). 8. «Переменный шаг»
4.Современный танец
Теория:Включает в себя начальное образование в понятии танец хип-хоп,
клубные танцы с их разновидностями. Уделяется внимание на особенности
одежды при исполнении этих танцев, их танцевальной лексике. (2 часа)
Практика: 1. Разучивание базовых элементов, танцевальных движений,
oldschool и middleschool. 2. Изучение базы стиля hip-hop . 3. Изучение стиля
house. 4. Изучение стиля locking. Занятия начинаются с разминки в
современном стиле.(33 часа)
5. Джаз
Теория: Беседы на тему «История джаза», «Исполнители джазового танца»,
«Особенности джазовой музыки», «Основные танцевальные стили в джазе».
Объяснение правильности исполнения, техники джазовых элементов и
комбинаций. (4 часа)
15
Практика: 1.Разминка на середине в стиле джаз. 2.Основные начальные
элементы и связки. 3.Основная лексика. 4.Характерные движения.(26 часов)
6. Гимнастика и растяжки.
Теория: теоретическое объяснение правильности и четкости исполнения
упражнений на растяжку; показ и объяснение гимнастических упражнений.
(2 часа)
Практика:1. Разминка. 2. Упражнения для стоп.3. Упражнения для развития
выворотности. 4. Упражнения на развитие шага. 5. Прыжки. (23 часа)
7. Постановочная работа, концертная деятельность.
Практика:1. Постановка комбинаций,
танцевальных композиций как с
педагогом, так и самостоятельно. 2.Проведение репетиций. 3.Участие в
концертах, фестивалях, конкурсах. (54 часа)
По окончании первого года обучения учащиеся должны знать:
1.
Теорию классического, народного и современного танца.
2.
Технику исполнения классического, народного и современного танца.
3.
Базовые элементы гимнастики на укрепление и растяжку мышц тела,
укреплять физическое состояние и здоровье.
Должны уметь:
1. Сохранять образа в танце.
2. Выделять манеру исполнения, индивидуальность.
3. Отличать и выделять характерные особенности стилей танца.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
2 год обучения
№
Название темы
1.
Организационное занятие
всего теория практика Формы контроля
2
2
Первичная
диагностика
Собеседование
16
2.
Классический танец
35
2
33
Педагогическое
наблюдение
Контрольный
урок
3.
Народный танец
35
2
33
Педагогическое
наблюдение
Контрольный
урок
4.
Современный танец
35
2
33
Педагогическое
наблюдение
Контрольный
урок
5.
Джаз
32
2
30
Педагогическое
наблюдение
Контрольный
урок
6.
Гимнастика, растяжки
24
2
22
Педагогическое
наблюдение
7.
Постановочная работа и
53
53
Открытый урок
концертная деятельность
216
12
204
СОДЕРЖАНИЕ
2 год обучения
1. Организационное занятие
Теория: план занятий и мероприятий; форма одежды; расписание занятий;
задачи обучения;
правила пожарной безопасности и правила техники
17
безопасности; правила поведения учащихся в образовательном учреждении.
Первичная диагностика. (2 часа)
2. Классический танец.
Теория:1. Повторение и закрепление изученного ранее материала. 2. Разбор и
объяснение правильности выполнения новых элементов классического танца
у палки и на середине зала. (2 часа)
Практика: Классический станок и классическая середина: (33 часа)
На 2ом году обучения идёт расширение знаний и умений, полученных на
первом году обучения. Усложнение классического и народного станка за счёт
появления определённых комбинаций из нескольких элементов, создавая при
этом непрерывность исполнения.
Активно вводятся полу пальцы в
упражнениях у станка. Изучение полуповоротов на одной ноге у станка.
Начало изучения pirouette на середине зала. Усложнение сочетаний
движений, необходимое для дальнейшего развития координации. Работа над
выразительностью и музыкальностью исполнения движений.
Экзерсис у станка
1. Demi-ronddejambe и ronddejambe на 45° endehors и endedans на всей стопе и
на demi-plie. 2. Battements soutenus на 45° с подъемом на полупальцы в
маленьких позах. 3. Battementsdoublesfondus на 45°. 4. Flic-flac на всей стопе
и с подъемом на полупальцы. 5. Battements frappes на полупальцах во всех
направлениях en face и в позах. 6. Battements double frappes на полупальцах
во всех направлениях en face, в позах и с окончанием в demi-plie. 7. Rond de
jambe en l’air en dehors и en dedans наполупальцах. 8. Petit temps releve en
dehors и en dedans сокончаниемнаполупальцы. 9. Battements developpes:
впозах ecarteевперединазад;
attitude croisee и effacee; I arabesques
навсейстопеисподъемомнаполупальцы. 10. Demi-rond de jambe на 90° en
dehors и en dedans навсейстопе. 11. Grandsbattementsjetespointes в позах. 12.
Полуповороты на одной ноге endehors и endedans: с подменой ноги на всей
18
стопе и на полупальцах; с работающей ногой в положении sur le cou-de-pied.
13. Полный поворот (detourne) к станку и от станка в V позиции с переменой
ног на полупальцах начиная с вытянутых ног и с demi-plie. 14. Soutenu en
tournant en dehors и en dedans со всех направлений, начиная из положения
носком в пол и 450 .
Середина зала
1. Rond de jambe на 45° en dehors и en dedans на всей стопе. 2. Battements
fondus с plie-releve в маленьких позах. 3. Battements soutenus и в маленьких
позах носком в пол и на 45° на всей стопе 4. Battements frappes в позах на 30°.
5. Battements doubles frappes в маленьких позах на 30° и с окончанием в demiplie. 6. Flic вперёд и назад на всей стопе и с подъёмом на полупальцы. 7. Рas
tombe на месте, другая нога в положении sur le cou-de-pied. 8. Pas coupe на
всю стопу, другая нога в положении sur le cou-de-pied. 9. Petit temps releve en
dehors и en dedans навсейстопе. 10. Grands battements jetes pointes впозах. 11.
Поза IV arabesque носкомвпол. 12. 4-е и 5-е portdebras. 13. Поворот fouette en
dehors и en dedans на ¼ и ½ круга en face и из позы в позу c носком на полу,
на вытянутой ноге и на demi-plie. 14. Soutenuentournantendehors и endedans со
всех направлений, начиная из положения носком в пол и 450 . 15.
Glissadeentournantendehors и endedans (полный поворот) с продвижением в
сторону. 16. Preparation к pirouette sur le cou-de-pied en dehors и en dedans со II
позиции.
3. Народный танец
Теория:1.
Беседы
на
тему
«Русский
танец»,
«Украинский
танец»,
«Белорусский танец», «Итальянский танец». 2.Особенности народных
костюмов. 3.История возникновения танцев разных жанров. (2 часа)
Практика: 1. Повторение и закрепление пройденного материала в более
сложных сочетаниях. 2. Усложняется координация рук, ног. Активно
включается работа корпуса. Темпы движений остаются умеренными. 3.
19
Движения
объединяются
в
композиционно
развёрнутые
этюды.
4.
Формируются навыки выразительного исполнения движений. (33 часа)
Движение у станка
1. Рlie - добавляется резкое demi-plie. 2. Вattement tendu: с работой опорной
пятки; «носок-каблук» с demi-ronde. 3. Вattement tendu jete: с работой
опорной пятки; «веер». 4. Подготовка к «верёвочке» - разнообразные
сочетания переноса ноги и поворотов бедра, вносится ритмическое
разнообразие в движения. 5. «Каблучное» - маленькое во всех направлениях:
duble;
c
demi-rond;
большое
каблучное.
6.
«Качалочка».
7.
Ronddejambeparterre: подготовка - ronddepied; с выведением на носок и
каблук. 8. Вattement fondu: на всей стопе на 45гр. в сторону; вперёд-назад с
demi rond. 9. Перегибы корпуса: лицом к станку с plie на полупальцах; одной
рукой за палку в I прямой позиции (полупальцы). 10. «Штопор». 11. Flic-flac:
c подскоком на опорной ноге; с переходом на рабочую ногу. 12. Вattement
developpe на demi-plie с последующим одинарным ударом опорной пятки. 13.
Grand battement jete - «ножницы».
Середина
Русский народный танец
Усложняются
сочетания
ранее
«моталочка». 2. «Верёвочка»:
«ковырялочкой»; синкопированная;
пройденных
элементов:
с «косичкой»;
1.
Боковая
с «косыночкой»; с
в повороте (по точкам) 3. Дробные
выстукивания с продвижением. 4. Вращения:
русский бег в повороте
(«бегунец»). Для девочек – работа с платочком: основные положения рук с
платочком и переводы из позиции в позицию.
Украинский народный танец
1. Положения в парах, тройках. 2. Ходы хороводные: сочетания простых и
переменных шагов, на полу пальцы с выносом ноги на каблучок. 3. Рas de
basque: на трёх переступаниях; на 45 вперед. 4. «Бигунец». 5. «Похидвильный» - стелящиеся прыжки вперёд в длину. 6. «Дорижка плетена»
20
(«припадание» - шаги в сторону с последующими по очередными
переступаниями
в
перекрещенное положение
спереди
и
сзади).
7.
«Выхилясник» с «угинанием». «Веревочка» в повороте. 8. «Подбивка» из
стороны в сторону. 9. «Голубцы»: подряд в движении из стороны в сторону;
с продвижением в сторону с поворотом на пол круга. 10. Подготовка к
вращению и вращение на месте «обертас».
Итальянский танец «Тарантелла»
1. Основные ходы: с pas ballonne c последующим открыванием ноги вперед;
шаг-подскок (одна нога поднимается в attitude вперед). 2. Рasbalanсe. 3. Jete
на носок с demirond. 4. «Веер» и «веер» в повороте (разучивается у станка). 5.
Pas echappe - соскоки на II позицию с переходом на одну ногу, другая нога в
attitude вперед; так же с вращением в этом положении вокруг себя. 6.
Поочерёдные выбрасывания ног вперёд в attitude и с разворотом на 180о
(через резкий наклон корпуса вперед и с остановкой с открытой ногой в
attitude вперед). 7. Dos a dos на различных движениях. 8. Скольжение в позе
arabesque (вперёд, назад, вращение вокруг себя). Движения рук с
тамбурином.
Белорусский народный танец
Изучение танцев: «Бульба», «Крыжачок» и танцев в характере польки
(полька «Янка»):
4.
Современный танец
Теория:1.
Изучение
особенности
исполнения
танцев
«Фристайл»,
«Тектоник», «Данс-микс». 2. Манера исполнения, характер. (2 часа)
Практика:1. Разминка в стиле современного танца. 2. Изучение и составление
связок и комбинаций в стиле Фристайл, Тектоник, Данс-микс. (33 часа)
5.
Джаз
Теория:1. Объяснение и разбор элементов джазового экзерсиса у палки и на
середине зала. (2 часа)
21
Практика:1.Разминка в джазовом стиле у палки и на середине зала. Основана
на уроках и методике джазового танца для детей
Елены
Коротаевой
(Преподаватель современного танца в Гуманитарном университете города
Екатеринбург) и Виктории Богомазовой. 2. Составление комбинаций и связок
в стиле джаз-модерн и джаз-фанк. (30 часов)
6.
Гимнастика и растяжки
Теория:1. Просмотр и разбор гимнастических упражнений; правильность их
выполнения. (2 часа)
Практика: 1. Выполнение комбинаций гимнастики на развитие мышц тела,
на развитие ловкости, гибкости. 2. Растяжка мышц тела. (22 часа)
7.
Постановочная работа. Концертная деятельность.
Практика:1.Постановка танцевальных этюдов, композиций. 2.Проведение
репетиций. 3.Участие в концертах, конкурсах, фестивалях. 4.Обсуждение
выступлений (53 часа)
По окончании второго года обучения учащиеся должны знать:
1.
Историю и особенности народных танцев.
2.
Технику исполнения русского, украинского, белорусского и
итальянского танцев.
3.
Движения классического танца у палки и на середине зала.
4.
Базовые элементы современных и джазовых стилей фристайл,
тектоник, данс-микс, джаз модерн, джаз-фанк.
Должны уметь:
1.
Применять свои знания на практике.
2.
Проявлять свою самостоятельность, трудолюбие и физическую
выносливость.
3.
Выполнять движения русского, украинского, белорусского и
итальянского танцев.
22
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
3 год обучения
№
Название темы
1.
Организационное занятие
всего теория практика Формы контроля
2
Первичная
2
диагностика
Собеседование
2.
Классический танец
36
2
34
Педагогическое
наблюдение
Контрольный
урок
3.
Народный танец
36
2
34
Педагогическое
наблюдение
Контрольный
урок
4.
Современный танец
36
2
34
Педагогическое
наблюдение
Контрольный
урок
5.
Джаз
36
2
34
Педагогическое
наблюдение
Контрольный
урок
6.
Гимнастика, растяжки
16
2
14
Педагогическое
наблюдение
7.
Постановочная работа и
54
54
концертная деятельность
216
12
204
Открытый урок
23
СОДЕРЖАНИЕ
3 год обучения
1.
Организационное занятие
Теория:план занятий и мероприятий; форма одежды; расписание занятий;
задачи обучения;
правила пожарной безопасности и правила техники
безопасности; правила поведения учащихся в образовательном учреждении.
Первичная диагностика. (2 часа)
2.
Классический танец
Теория: 1. Повторение и закрепление изученного ранее материала. 2. Разбор
и объяснение правильности выполнения
новых элементов классического
танца у палки и на середине зала. (2 часа)
Практика: Развитие устойчивости. Введение полупальцев в некоторые
движения на середине зала.
Ускорение темпа исполнени движений
(некоторые движения исполняются восьмыми долями).
Начало освоения
движений en tournant. Продолжение изучения pirouette. Начало изучения
заносок. Дальнейшее развитие координации движений во всех разделах
урока. (34 часа)
Экзерсис у станка
1. Grandsplies с portdebras (без работы корпуса). 2. Battements tendus pour
batterie. 3. Rond de jambe на 450 en dehors и en dedans наполупальцахина
demi-plie. 4. Battements fondus на 450 с plie-releve en face ивмаленькихпозах.
5. Battements soutenus на 90° en face ивпозах. 6. Battements frappes с releve
наполупальцы. 7. Battements doubles frappes с releve наполупальцы. 8. Flic-flac
en tournant en dehors и en dedans по ½ поворота. 9. Pas tombe с продвижением
и окончанием носком в пол, sur le coude-pied и на 450 10. Rond de jambe en l
air en dehors и en dedans сокончаниемв demi-plie. 11. Battements releves lents и
battements
developpes
en
face
ивпозах:
24
сподъемомнаполупальцыиполупальцах; на demi-plie. 12. Grand rond de jambe
на 90° en dehors и en dedans en face навсейстопе. 13. Petits battements sur le
cou-de-pied наполупальцахсакцентомспередиисзади. 14. Grands battements
jetes
passe
par
terre
окончаниемнаносоквперёдиназад.
c
Полуповоротынаоднойноге
en
и
dehors
en
15.
dedans
(работающаяногавположении sur le cou-de-pied) сприёма pas tombe. 16.
Preparation к pirouette sur le cou-de-pied и pirouette en dehors и en dedans c V
позиции. 17. 3-е рогt de bras c ногой, вытянутой на носок назад на plie (с
растяжкой) без перехода и с переходом с опорной ноги.
Серединазала
1. Grands plies c port de bras (безработыкорпуса). 2. Battements tendus en
tournant en dehors и en dedans на 1/8 и 1/4 круга. 3. Battements fondus с plie
releve и demi-rond на 45° en face навсейстопе. 4. Battements doubles fondus на
45° вовсехнаправленияипозах. 5. Battements doubles frappes:
с releve
наполупальцы; сокончаниемв demi-plie en face ивпозы. 6. Pastombe с
продвижением и окончанием носком в пол, surlecou-depied и на 450 7. Поза
IV arabesque на 90°. 8. Grand rond de jambe developpe en dehors и en dedans en
face иизпозывпозу. 9. Grands battements jetes впозе IV arabesque. 10. 3-е port
de bras с demi-plie наопорнойноге. 11. 6-е port de bras. 12. Pas de bourree
dessus-dеssous
en
face.
croiseеноскомвполина
13.
45°.
Pas
14.
de
bourree
Pas
ballotee
glissade
на
en
effaceеи
tournant
спродвижениемподиагонали. 15. Preparation к pirouette sur le cou-de-pied и
pirouette en dehors и en dedans cо II, V и IV позиций.
3. Народный танец.
Теория:1. Беседы на тему «Молдавский танец», «Испанский танец», танцы
народов
Кавказа, танцы народов Восточной Азии.
2. Особенности
народных костюмов. Манера и характер исполнения. (2 часа)
Практика: 1. Освоение более сложных танцевальных комбинаций с широким
использованием ракурсов. 2. Развитие силы и выносливости учащихся. 3.
25
Работа над выразительностью и выявление творческой индивидуальности
учащихся. 4. Активное формирование навыков ансамблевого исполнения.
(34 часа)
Движение у станка
1. Plie - в прямых позициях и на полупальцах: «винт» в I прямой позиции (с
двумя разворотами бёдер). 2. Battement tendu - из выворотного в прямое
положение в сторону II позиции. 3. Battementtendujete - на demi- рlie: с piques
на рlie с работой опорной пятки во всех направлениях; balancoire на рlie с
работой опорной пятки. 4. Подготовка к « веревочке» - пройденные ранее
движения исполняются на полупальцах. 5. «Каблучное»: «большое» duble;
«большое» с demi-rond. 6. Rond de jambe par terre - «восьмерка». 7. Вattement
fondu наполупальцах. 8. Перегибы корпуса: одной рукой за палку в I и IV
прямых позициях на двух ногах и одной ноге. 9. Рas tortille двойное. 10.
Вattement developpe - резкое двойным ударом опорной пятки («венгерское»).
11. Flic- flac c переступанием. 12. Grand battement jete - с переходом на
рабочую ногу и ударом подушечкой опорной ноги.
Середина
Русский народный танец
1. Шаги и «припадания» собираются в связки, добавляются подвороты, flic и
другие связующие движения. 2. Игра с платочком у девушек. 3 «Верёвочка»:
с открыванием ноги на каблук; с перекатами через каблучок; с полным
поворотом на полупальцах. 4. Прямая и боковая «моталочка».
В качестве дополнения и развития уже выученных движений предлагается
собрать этюдную работу на основе танца «Полянка».
Молдавский народный танец
Изучение возможно на основе любого танца по усмотрению преподавателя,
например, «Жаворонок»: быстрые переступания по I прямой и III свободной
позиции (на месте и в продвижении в сторону, в повороте); броски ноги
вперед с подскока на опорной ноге и сгибанием другой ноги к колену
26
опорной; тройные переборы ногами;
tombe вперед с наклоном корпуса;
переборы с выносом ноги на каблучок;
синкопированные подскоки и
соскоки на одну и две ноги.
Разучивание танцев «Хора», «Молдавеняска».
1.Основные положения рук, ног, корпуса. Положение в парном танце.
2. Ходы: подскоки и бег (в сочетаниях); «дорожка»; шаг или прыжок в
сторону на вытянутую ногу на полупальцы или в полуприседание с
подбиванием другой ноги, подводящейся к икре сзади (jete в сторону с
продвижением);
шаг вперёд или назад с подъёмом на полупальцы
подниманием другой ноги;
шаг в сторону с выведением другой ноги в
перекрещенное положение на 45 гр. 3. Шаг-соскок с ребра каблука на всю
стопу в полуприседание и броском согнутой ноги назад на 45гр (90гр). 4.
«Ключ». 5. Вращения в паре.
Испанский народный танец «Арагонская хота»
1. Основные положения и позиции ног, рук и корпуса. Переводы рук. 2.
Основной ход: высокий pas de basque с перескока по I свободной позиции
(высокий); тройной бег. 3. Рas de basque по I прямой позиции с pigue. 4. Рas
balanсe: из стороны в сторону; 5. Pas tombe вперёд и назад с последующим
переступанием; 6. «Ковырялочка». 7. Шаг в сторону с подскоком (на plie),
подведение другой ноги к икре сзади. 8. Pas ballonne вперёд, с последующим
шагом и подведением другой ноги сзади. 9. «Понта та кона»– подскок с
ударом другой ноги со свободной III позиции спереди с последующим
отскоком в сторону (sissonne ouverte в сторону и тройным (pas de bourree)
переступанием). 10. Тombe-coupe (из позы в позу) в IV свободной позиции.
11. Соскоки в V позиции с jete-passe в сторону на 90гр. 12. Поворот на одной
ноге (en dedans с замаха другой ногой (90гр) в перекрещенном положении.
13. Dos - a - dos на различных движениях и связках.
27
Разбор и заучивание базовых элементов и комбинаций танцев народов
Кавказа и Восточной Азии (Кабардино-Балкария, Грузия, Армения, Япония,
Китай)
4.Современный танец:
Теория:1. Изучение особенностей исполнения танцев Латина, Сальса, Ча-ча,
Ламбада. 2.
История их возникновения. 3. Музыкальное разнообразие
танцевальных стилей. (2 часа)
Практика:1. Разминка в современном стиле. 2. Разбор и выполнение базовых
элементов танцевальных стилей Латина, Сальса, Ча-ча, Ламбада. 3.
Построение и выполнение связок, ходы, работа рук. 4.Элементы в паре. (34
часа)
5.
Джаз
Теория:1. Изучение стилей джазового танца Контемпорари, Джаз-стрит;
особенности выполнения, характер, манера исполнения. 2.
История
возникновения стилей. (2 часа)
Практика:1. Разминка в джазовом стиле у палки и на середине зала. Основана
на уроках и методике джазового танца для детей Юлии Шестаковой
(Балетмейстер, преподаватель хореографической дисциплины Джазовый
танец). 2.Составление танцевальных связок и комбинаций в стиле танца
Контемпорари, Джаз-стрит. (34 часа)
6.
Гимнастика и растяжки
Теория:просмотр и разбор гимнастических упражнений; правильность их
выполнения. (2 часа)
Практика: 1.Выполнение комбинаций гимнастики на развитие мышц тела,
на развитие ловкости, гибкости. 2. Растяжка мышц тела. (14 часов)
7.
Постановочная работа. Концертная деятельность.
28
Практика:1.Постановка танцевальных этюдов, композиций. 2.Проведение
репетиций. 3.Участие в концертах, конкурсах, фестивалях. 4.Обсуждение
выступлений (54 часа)
По окончании 3 года обучения учащиеся должны знать:
1.
Технику исполнения народного и классического экзерсиса.
2.
Отличительные особенности танцевальной лексики в народных танцах.
3.
Направления современного танца Контемпорари и Джаз-стрит.
Должны уметь:
1.
Использовать полученные знания на практике.
2.
Выполнять
гимнастические
упражнения,
сохраняя
физическое
здоровье.
3.
Грамотно исполнять заданные танцевальные комбинации.
4.
Импровизировать в танце, проявлять инициативу.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
4 год обучения
№
Название темы
1.
Организационное занятие
всего теория практика Формы контроля
2
Первичная
2
диагностика
Собеседование
2.
Классический танец
36
2
34
Педагогическое
наблюдение
Контрольный
урок
3.
Народный танец
36
2
34
Педагогическое
наблюдение
Контрольный
29
урок
Современный танец
4.
36
2
34
Педагогическое
наблюдение
Контрольный
урок
Джаз
5.
36
2
34
Педагогическое
наблюдение
Контрольный
урок
6.
Гимнастика, растяжки
16
2
14
Педагогическое
наблюдение
7.
Постановочная работа и
54
54
Открытый урок
концертная деятельность
216
12
204
СОДЕРЖАНИЕ
4 год обучения
1.
Организационное занятие
Теория:
план занятий и мероприятий; форма одежды; расписание занятий;
задачи обучения;
правила пожарной безопасности и правила техники
безопасности; правила поведения учащихся в образовательном учреждении;
первичная диагностика. (2 часа)
2.
Классический танец
Теория: 1. Повторение и закрепление изученного ранее материала. 2. Разбор
и объяснение правильности выполнения
новых элементов классического
танца у палки и на середине зала. (2 часа)
Практика:
продолжается
работа
над
развитием
пластичности
и
выразительности рук, а также их активностью и точностью координации при
30
исполнении больших поз и pirouette; продолжается работа над чистотой,
свободой и выразительностью исполнения движений классического танца;
увеличивается физическая нагрузка с целью дальнейшего развития силы ног
и выносливости учащихся; исполняются упражнения на середине зала en
tournant;
продолжение освоения техники pirouette;
изучение заносок
прыжков на пальцах. (34 часа)
Экзерсис у станка
1. Battements fondus с plie-releve и demi-rond и на 45° en face и из позы позу. 2.
Battements fondus на 90° en face на всей стопе и полупальцах. 3. Battements
doubles frappes споворотомна 1/4 и 1/2 круга. 4. Flic-flac en tournant en dehors
и en dedans. 5. Grand rond de jambe jete en dehors и en dedans. 6. Rond de jambe
en l air en dehors и en dedans c releve и plie-releve наполупальцы. 7. Battements
releves lents и battements developpes с demi-plie ипереходомсногинаногу.8.
Demi-rond de jambe и grand rond de jambe developpe изпозывпозу. 9. Grand
battements jetes developpes («мягкие» battements) навсейстопе. 10. Поворот
fouette
en
dehors
и
en
dedans
на
¼
и
½
кругасногой,
поднятойвперёдилиназадна 45° наполупальцахис plie-releve. 11. Soutenu en
tournant en dehors и en dedans, начиная во всех направлениях на 45°. 12.
Pirouette sur le cou-de-pied en dehors и en dedans с V позиции.
Серединазала
1. Battements tendus en tournant en dehors и en dedans на 1/2 круга.
2.
Battements tendus jetes en tournant en dehors и en dedans по 1/8 и1/4 икруга. 3.
Rond de jambe par terre en tournant en dehors и en dedans no 1/8 круга. 4.
Battements fondus наполупальцах en face ивпозах. 5. Battements soutenus на
45° en face ивмаленькихпозахнаполупальцах. 6. Petits battements sur le cou-depied
наполупальцах.
7.
Flic-flac
en
face
навсейстопе,исокончаниемнаполупальцы. 8. Rond de jambe en l air en dehors и
en dedans сокончаниемв demi-plie. 9. Battements releves lents и battements
developpes с demi-plie ипереходомсногинаногу en face ивпозах. 10. Temps lie
31
на 90 гр. с переходом на всю стопу. 11. Grands battements jetes passe par terre
c окончанием на носок вперёд и назад en face и в позы. 12. Pas de bourreе en
tournant: ballotte по ¼ поворота; спеременойног en dehors и en dedans. 13.
Pirouette en dehors и en dedans из V и IV позиций с окончанием в V и IV
позиции. 14. Pas glissade en tournant с продвижением по диагонали (2-4). 15.
Pirouettesendedansccoupe-шага по диагонали (рirouettes - piques)
3.
Народный танец
Теория: 1. Региональные особенности исполнения русского танца, сходства
и различия. 2. Национальные особенности исполнения танцев Кавказского
региона, Японии и Китая.
3. Манера исполнения испанского танца
«Фламенко». (2 часа)
Практика:
1. Освоение
сложных танцевальных комбинаций, этюдов в
народном исполнении. 2. Изучения академического танца и региональных
особенностей русского танца. (34 часа)
Движения у станка
1. Plie - сочетания выворотных и прямых позиций, резких и мягких plie. 2.
Battement tendu: с переходом с опорной ноги на рабочую; c увеличенным
количеством переводов стопы «носоккаблук». 3. Вattement tendu jete - с
balancoire через проскальзывание опорной ноги. 4. «Каблучное» - с
«ковырялочкой» на 90гр. 5. Rond de jambe par terre: «восьмерка» с разворотом
пятки опорной ноги. 6. Вattement fondu на 90гр . 7. Flic- flac: с пружинящими
переступаниями на полупальцах (цыганское); duble flic. 8. Вattement
developpe – резкие с двойным ударом опорной пятки в момент открывания
ноги. 9. Grand battement jete: с двойным ударом подушечкой опорной ноги; с
balancoire на 90гр. с grand rond de jambe jete
Середина
Русский народный танец
1. Ход кадрильный (с каблучка). 2. Вращения: через каблучки; «бегунец» с
перескоком. 3. «Игра с платочком» (у девушек).
32
Выученные ранее элементы соединяются в развернутые комбинации,
которые усложняются за счёт увеличения темпа.
Региональные особенности русского народного танца
Юг России (Курская область). Изучается танец «Тимоня».
1. Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера
исполнения. Характерный рисунок танца. 2. Основные характерные
движения рук (женские и мужские). 3. Основные ходы, шаги и элементы
танца «Тимоня».
Урал. Изучается танец «Шестёра»
1. Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера
исполнения. Характерные рисунки танца. 2. Основные положения рук, ног.
Поклон. 3. Основные ходы, шаги и элементы танца «Шестёра»:
Запад России. Изучается танец «Смоленский гусачок».
1. Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера
исполнения. 2. Основные характерные движения рук. 3. Основной ход и
элементы танца «Смоленский гусачок»
Средняя полоса России (Орловская область). Изучается танец
«Орловская матаня».
1. Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера
исполнения. 2. Основные положения рук в танцах Орловской области.
Поклон. 3. Основные ходы, шаги и элементы танца.
Север России (Архангельская область). Изучается «Северный хоровод
с шалями».
1. Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера
исполнения. Характерные рисунки танца. 2. Основные положение рук, ног.
Поклон. 3. Работа с шалью. 4. Основные ходы, шаги и элементы танца.
Сибирь. Изучается танцевальная композиция «Восьмёра»
33
1. Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера
исполнения. Характерные рисунки танца. 2. Основные положения рук, ног.
Поклон. 3. Основные ходы, шаги и элементы.
Краснодарский край (Кубань). Изучается «Кубанская полька».
1. Введение. Знакомство с музыкальным материалом. Характер и манера
исполнения. 2. Основные положения рук, ног. Поклон. 3. Основные ходы,
шаги и элементы.
Изучение и закрепление танцевальных комбинаций
испанского танца
фламенко, танцев народа Кавказа, Японии и Китая. Используется манера
исполнения, характер, положения рук, корпуса, головы.
4.
Современный танец
Теория:
1. Знакомство со стилем крамп, хастл, вакинг. 2. Особенности
выполнения элементов и комбинаций. (2 часа)
Практика:
1. Разминка
в современном стиле. 2. Разбор и выполнение
базовых элементов танцевальных стилей крамп, хастл, вакинг. 3. Построение
и выполнение связок, ходы, работа рук. 4.Взаимодействие с партнёром. (34
часа)
5.
Джаз
Теория:
1. Изучение стиля
афро – джаза. 2. Особенности выполнения,
характер, манера исполнения. 3. История возникновения стиля афро-джаз (2
часа)
Практика:
1. Разминка в джазовом стиле у палки и на середине зала с
использованием более сложных упражнений. Основана на уроках и методике
джазового танца для детей Юлии Шестаковой (Балетмейстер, преподаватель
хореографической
дисциплины
Джазовый
танец).
2.Составление
танцевальных связок и комбинаций в стиле афро-джаза . (34 часа)
6.
Гимнастика и растяжки
Теория: 1. Просмотр и разбор гимнастических упражнений. 2. Правильность
их выполнения. (2 часа)
34
Практика: 1. Выполнение комбинаций гимнастики на развитие мышц тела,
на развитие ловкости, гибкости. 2. Растяжка мышц тела. (14 часов)
7.
Постановочная работа и концертная деятельность
Практика: 1.Постановка танцевальных этюдов, композиций. 2.Проведение
репетиций. 3.Участие в концертах, конкурсах, фестивалях. 4.Обсуждение
выступлений (54 часа)
По окончании 4 года обучения учащиеся должны знать:
1.
Элементы современного, народного, классического танца и танца -
джаз.
2.
Знать технику исполнения танцевальных
элементов народного,
классического и современного танца.
3.
Историю, региональные и национальные особенности русского,
испанского танцев, танцев народов Кавказа, японских и китайских танцев.
4.
Технику выполнения классического, народного и современного
экзерсиса.
Должны уметь:
1.
Применять полученные знания на практике и в самостоятельной
деятельности.
2.
Проявлять активность,
собственную индивидуальность и манеру
исполнения.
3.
Работать в коллективе, проявлять трудолюбие, отзывчивость, чувство
взаимопомощи.
УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА
Материал данной программы позволяет учащимся более подробно
познакомиться с разными стилями и направлениями танца. Полученные
знания они смело применяют и используют в дальнейшей деятельности. В
конце обучения учащиеся имеют определённые навыки и приёмы в
хореографии, знают основы классического, народного и современного
35
танцев, свободно ориентируются в различных направлениях современной
хореографии.
У учащихся сформированы
внимание, быстрота запоминания,
двигательная память, исполнительская воля, самоконтроль, самокритичность,
умение работать в коллективе, целеустремлённость, умение преодолевать
трудности, развитое чувство коллективизма, широкий кругозор в области
искусства танца и музыки.
Разработаны
физические данные: гибкость, выворотность, шаг.
Развита выносливость, координация движений. Каждый обладает хорошей
танцевальной
манерой,
танцевальной
техникой,
быть
эмоционально
отзывчивыми.
Должны знать:
необходимые условия для занятий хореографией, правила техники
безопасности;
характер танца, его эмоциональную окраску;
основы хореографического искусства;
технику исполнения классического и народного экзерсиса, проявлять
творческую активность, способности к импровизации;
знать и различать многообразные стили современного танца;
историю и особенности народных танцев;
различные стили и направления современного, бального и джаз танцев.
Должны уметь:
составлять тренировочные комбинации;
владеть элементами классического, народного, бального, современного
танцев;
выполнять сложные движения танца;
найти образ в исполнении танца;
36
оперировать профессиональными понятиями, уметь контролировать
собственное исполнение, согласовывать его с коллективным исполнением;
уметь применять свои знания на практике.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
Восприятие танцевального искусства как одного из средств воспитания
личности, как одно
из богатейших и наиболее полный областей знаний,
прошедших через всю историю человечества;
Формирование и развитие художественного вкуса, интереса к
различным стилям танца (классический, народный, современный, бальный,
джаз);
Воспитание патриотизма, национального самоопределения, чувства
гордости за свою Родину, историю своего народа;
Формирования уважительного отношения к иному мнению, к истории
и культуре других народов;
Формирование
мотивации
к
художественному
танцевальному
творчеству, целеустремлённости и воли в достижении поставленной цели;
Проявление положительных качеств личности и управление своими
эмоциями в различных ситуациях и условиях;
Овладение навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Метапредметные
Возможность расширения и углубления своих знаний в искусстве
хореографии, обогащения своих эмоциональных возможностей;
Овладение базовыми предметными и меж предметными понятиями;
Готовность самостоятельно или с группой изучать различные
направления в хореографии, её историю. Реализовывать собственные
творческие замыслы;
37
Стремление к развитию воображения, мышления, воли – качеств
личности, необходимых для осуществления творческой деятельности.
Умение анализировать свою деятельность.
Предметные
Формирование знаний об укреплении физического и психического
здоровья, о положительном влиянии двигательной активности на развитие
человека;
Развитие основных физических качеств: силы, воли, гибкости,
выносливости, устойчивости, координации;
Формирование универсальных учебных действий – исполнительских,
слуховых, аналитических;
Выполнение комплексов различных видов хореографии с предметами и
без, с музыкальным сопровождением и без музыкального сопровождения;
Получение базовых знаний и навыков в области хореографического
искусства.
ФОРМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Оценка качества реализации программы «Хореография» включает в
себя
текущий
контроль
успеваемости,
промежуточную
и
итоговую
аттестацию учащихся.
Текущий контроль включает в себя как первичную диагностику, так и
оценку
успеваемости учащихся, направлен
на поддержание
учебной
дисциплины, на выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, на
повышение уровня освоения текущего учебного материала. Текущий
контроль в форме наблюдений, опросов осуществляется регулярно (каждый
2 - 3 урок) в рамках расписания занятий учащегося и предполагает
использование различных систем оценивания.
38
Первичная диагностика проводится в начале года при поступлении
учащихся в объединение, направлена на выявления знаний в начале года,
даёт информацию об уровне подготовленности учащегося.
Данный вид представляет следующие методы: беседу, опрос, анкетирование,
практическое занятие.
Беседа
с
учащимися
проводится
с
целью
выявить
степень
заинтересованности хореографической деятельностью.
Анкетирование для учащихся.
Анкета №1. Вопросы.
1.
Чем занимаешься в свободное от занятий время?
2.
Есть ли у тебя любимое занятие? Какое?
3.
Какой вид деятельности тебя интересует?
4.
Есть ли у тебя близкие друзья? Какое объединение они
посещают?
5.
Как ты относишься к своему коллективу?
6.
Любишь
ли
ты
руководить
или
тебе
нравится
быть
подчиненным?
Анкета №2 Вопросы.
1.
Какими качествами, по твоему мнению обладают твои товарищи
по коллективу? Активность, справедливость, честность, принципиальность,
чуткость,
трудолюбие,
скромность,
самостоятельность,
чувство
товарищества и т.д.
2.
Если бы тебе пришлось перейти в другое объединение, кого из
коллектива ты бы взял с собой? Почему?
3.
Кого из коллектива ты бы выбрал себе в партнёры? Почему?
4.
Напиши о своём любимом занятии, хобби?
5.
Чем ты не любишь заниматься? Почему?
6.
Какое объединение ты бы ещё хотел посещать? Почему?
7.
Что ты ценишь больше всего в твоём педагоге?
39
8.
Что радует тебя на занятиях?
9.
Что тебя огорчает на занятиях?
Критерии оценки. Анализ ответов.
Низкий уровень. Поверхностный интерес к музыке, танцу. Суждения и
оценки
по
поводу
танцевальной
деятельности
неглубокие,
несодержательные, необъективные и немотивированные. Нет интереса к
другим видам деятельности. Отношение к коллективу и выполняемым
обязанностям негативное.
Средний уровень. Интерес к
хореографической деятельности
достаточно устойчив, но характеризуется частым переключением внимания.
Предпринимает попытки выразить и проявить интерес к другим видам
деятельности. Суждения и оценки по поводу танцевальной деятельности не
всегда обоснованы. Самостоятельное, фрагментарное внесение танцевальных
движений в свою деятельность. Отношение к своей деятельности и к
деятельности в коллективе нейтральное.
Высокий уровень. Интерес к хореографии глубокий и стойкий. Танец
— предпочитаемый вид деятельности. Суждения и оценки по поводу
хореографической деятельности мотивированы, объективны, содержательны.
Самостоятельность в исполнении танца систематическая и устойчивая.
Проявление
интереса
к
другим
видам
деятельности
активное.
Положительные, эмоциональные оценки своей деятельности в коллективе.
Промежуточный контроль проводится в декабре – январе в форме
открытых занятий и контрольных уроков.
Цель:
проверка
усвоения
пройденного материала, выявление
недостатков в знаниях учащихся на данном этапе. Данный вид представляет
следующие методы: тестирование, анкетирование, практическую работу.
Контрольный
урок
проводится
с
обязательным
обсуждением.
ШКАЛА ОЦЕНОК ПО 12 БАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
методическим
40
Начальный уровень (1-3балла): обучающейся выполняет простейшие
практические задания после подсказки. Не может применить полученные
ранее ключевые компетенции и выполняет практические задания только
после напоминания теории. Задания выполняет лишь с помощью педагога.
Средний уровень (4-6 баллов): запоминает теорию, отвечает на
вопросы по содержанию теории, демонстрируя осознанность теоретических
знаний, проявляя способность к самостоятельным выводам. Практические
задания выполняет с помощью педагога, допускает ошибки.
Достаточный уровень (7-9 баллов): чётко и логично, без посторонней
помощи
свободно
ориентируется
в
понятиях
теории
и
владеет
терминологией. Умело применяет теорию на практике. При выполнении
практических заданий использует осознанные действия. Ошибки при
выполнении крайне редки и исправляет их сам.
Высокий уровень (10-12 баллов): полное усвоение образовательной
программы студии. Легко и самостоятельно выполняет практические
задания, не допускает ошибок. Свободно оперирует теорией. Творчески
применяет полученные ключевые компетенции на практике.
Определения качества знаний и умений учащихся
при переходе
наследующую ступень обучения, по программе «Хореография»
Цель: выявление уровня хореографических способностей, состояния
эмоциональной среды учащихся.
Критерии оценки Низкий
(1 – 2,9 баллов) Средний
(3 – 4,4 баллов) Высокий
(4,5 – 5 баллов)
1.Степень интереса к хореографии.
минимальный..
Интерес
к
хореографии
Проявляет интерес к различным видам хореографии.
Боится выступлений на сцене. Проявляет большой интерес к различным
41
видам хореографии. Желает, как можно, быстрее подготовиться к
выступлениям.
2.Уровень подготовленности учащегося к занятиям.
Не обладает
апломбом. Не имеет начальных хореографических навыков. Нет чувства
музыкального ритма.
Обладает
апломбом,
имеет
начальные
хореографические навыки. Слышит музыкальный ритм, но повторить
ритмический рисунок затрудняется.
Обладает хорошим апломбом, имеет
начальные хореографические навыки. Хорошо различает музыкальные
ритмы и воспроизводит их хлопками.
3.Природные физические данные
учащегося.
Слабо
развит
физически. Слабо запоминает и исполняет движения.
Развит физически.
Обладает навыками исполнения некоторых движений.
Хорошо
развит
физически. Обладает навыками исполнения различных движений.
4.Уровень развития. Личностные качества.
Не организованный,
Организованный,
но
не самостоятельный. Слабо проявляет активность.
не
самостоятельный.
Организованный, самостоятельный.
Проявляет
активность.
Стремится начатое дело довести до
конца. Обладает силой воли, понимает значение результатов.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года в форме
контрольных уроков, открытых занятий.
Цель:
определение
уровня
и качество освоения учащимися
образовательной программы.
По итогам исполнения программы на контрольном уроке выставляется
оценка по пяти балльной шкале:
5 («отлично»)
- свободно владеть понятиями и терминологией.
- технически точно и методически грамотно передавать лексику разных
стилей танца.
- не допускать ошибок в исполнении программы.
42
- обладать танцевальной выразительностью.
4 («хорошо»)
- владеть понятиями и терминологией.
- выразительно выполнять танцевальные задания.
- допускать незначительные ошибки.
3 («удовлетворительно»)
- владеть понятиями и терминологией.
- испытывать сложность при самостоятельном воспроизведении программы.
- допускать ошибки.
2 («неудовлетворительно»)
- учебная программа не усвоена, что является следствием плохой
посещаемости занятий и нежеланием работать над собой.
- низкий уровень исполнения заданных комбинаций.
Результативность
освоения
программы
отслеживается
по
трём
составляющим:
1.
Предметно -функциональный компонент – предполагает получение
начального
образования в хореографической деятельности; приобретение
знаний.
2.
Коммуникативно -деятельный компонент – проявляется в участии в
концертах, фестивалях, конкурсных программах, в активном общении со
сверстниками, педагогом и родителями.
3.
Ценностно-ориентированный компонент – предполагает свободное
оперирование полученными знаниями, умение отстаивать свою творческую
позицию, т.е. быть активно действующей творческой личностью.
Определения качества знаний и умений учащихся
при переходе
наследующую ступень обучения, по программе «Хореография»
Цель: выявление
уровня
хореографических
эмоциональной среды учащихся.
способностей, состояния
43
Критерии
Низкий
Средний
Высокий
оценки
(1 – 2,9 баллов)
(3 – 4,4 баллов)
(4,5 – 5 баллов)
1.Степень
Интерес
интереса
к Проявляет интерес к Проявляет
к хореографии
различным
хореографии. минимальный.
видам большой интерес к
хореографии.
различным
видам
Боится выступлений хореографии.
на сцене.
Желает,
как
можно,
быстрее
подготовиться
к
выступлениям.
2.Уровень
Не
обладает Обладает апломбом, Обладает хорошим
подготовлен
апломбом.
имеет
ности детей к Не
занятиям.
начальные апломбом,
имеет хореографические
имеет
начальных
навыки.
хореографическ
музыкальный ритм, навыки.
их навыков. Нет но
начальные
Слышит хореографические
Хорошо
повторить различает
чувства
ритмический
музыкальные
музыкального
рисунок
ритмы
ритма.
затрудняется.
воспроизводит их
и
хлопками.
3.Природные Слабо
развит Развит
физически. Хорошо
физические
физически.
Обладает навыками физически.
данные
Слабо
исполнения
учащегося.
запоминает
исполняет
движения.
и некоторых
движений.
развит
Обладает
навыками
исполнения
различных
движений.
4.Уровень
Не
Организованный, но Организованный,
44
развития.
организованный, не
самостоятельный.
Личностные
не
Стремится начатое
качества.
самостоятельный. Проявляет
дело
Слабо проявляет активность.
конца.
активность
Обладает
самостоятельный.
довести
воли,
до
силой
понимает
значение
результатов.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально- техническое обеспечение
Помещение для занятий по программе должно соответствовать
требованиям
СанПиН. Должно
быть оборудовано зеркалами и двух
уровневыми станками.
Магнитофон, видеомагнитофон и детские звучащие инструменты.
Коврики для партерного тренажа.
Форма для занятий: тренировочный костюм, танцевальная обувь.
Концертные костюмы и обувь.
Информационное обеспечение
Библиотека аудиозаписей и видеозаписей с программным материалом,
танцевальными фестивалями и концертными выступлениями.
Научно - методическая литература.
ЛИТЕРАТУРА
45
Для педагога
1.
Арзамасцев О.Г. Учебная программа «Развитие ребёнка средствами
хореографии». Екб. 2009
2.
Буркитченко С.С. Детская балетная студия. Екб. 2012
3.
Буракова О.А. Музыкальная пластика. Екб. 2011
4.
Ваганова А.Я. Основы классического танца. С-П. 2013
5.
Гребенюк О.С, Рожков М.И. Общие основы педагогики. М-2013
6.
Диниц Е.В. и др. Азбука танцев. Москва. 2014
7. Диниц Е.В. «Джазовые танцы» М.,2006г.
8. Жукова В.П. Учебная программа «Развитие ребёнка средствами
хореографии» Екб. 2010
9. Звездочкин В.А. Основы классического танца. С-П. 2013
10. Козлов В.В. Акробатика. М. 2003
11. Куприна Н.Г. Коммуникативные музыкальные игры в социальном
развитии детей. Екб. 2002
12.Никитин В. «Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз
танца» (учебное пособие – М. один из лучших-2004г.).
13. Поляткова С.С. «Основы современного танца» М.-феникс-2006г.
14. Прокопов К., В. Прокопов «Клубные танцы» М. АСТ-2006г
Для учащихся
15. Куприна Н.Г. Музыкальное развитие дошкольников. Екб. 2006
16. Куприна Н.Г. Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста
в музыкально-игровой деятельности. Екб.2004
17. Мошкова Е.И. Ритмика и бальные танцы. Москва. 2016г.
18. Нина Рубенштейн. Закон успешной тренировки. – М., «Один из лучших»,
2002
19. Пин Ю.С. Джаз-модерн. С.-Пб. «Rest» 2003
20. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Москва. 2006г.
46
21. Шереметьевская Н. Танец на эстраде. М., Искусство, 2015г.
22. Шершнев В.Г. «От ритмики к танцу», Москва 2014г.
23. Фирилева Ж.И., Сайкина Е.Г. Танцевально-игровая гимнастика
для
детей» С-П. 2011г.
АННОТАЦИЯ
Программа «Хореография» рассчитана на учащихся с 14 до 17 лет.
Срок реализации – 4 года.
Цель
образовательной
программы:
развитие
художественно
-
творческих способностей учащихся посредством хореографии.
Задачи:
Образовательные
Обучение основам хореографического искусства.
Формирование
знаний
и
умений
по
искусству
танца
с
учётом
индивидуальных способностей.
Владение определёнными теоретическими знаниями.
Умение
самостоятельно
пользоваться
полученными
практическими
навыками и теоретическими знаниями.
Воспитательные
Формирование нравственных качеств личности
Формирование устойчивого интереса учащихся к танцу;
Формирование коллектива как благоприятной среды для развития личности и
творчества.
Содействие
становлению
и
проявлению
индивидуальности
каждого
учащегося, его творческих способностей.
Развивающие
Укрепление физического здоровья.
Развитие силы, выносливости, ловкости, координации движений.
Способствование выработке ритмичности, музыкальности, артистичности,
эмоциональной выразительности учащихся.
47
Идея
программы
предполагает
целенаправленную работу по
обеспечению воспитанников дополнительной возможностью удовлетворения
творческих
и
образовательных
потребностей,
для
духовного,
интеллектуального развития, посредствам приобщения их к миру танца,
народной, классической и современной музыки.
Программа объединяет отдельные хореографические дисциплины:
«Классический танец», «Народный танец», «Современный танец», «Джаз».
Критериями оценки результатов обучения служит освоение программы
по годам обучения, положительные результаты мониторинга, успешное
участие в фестивалях, конкурсах, создание стабильного коллектива.