Пояснительная записка В последние годы предприняты серьезные попытки реформировать дошкольное образование. Поворот учреждений дополнительного образования в сторону ребенка-дошкольника, с его запросами и индивидуальным развитием возможен только при реализации новых образовательных программ. Образовательный процесс студии «Умка» включает в себя все виды деятельности. К ним относятся: игровая деятельность и продуктивная деятельность (изобразительная), двигательная активность, развивающие упражнения, познавательно-исследовательская деятельность. Все эти виды деятельности, охватывая несколько направлений развития, вводят ребенка в культурный мир. Занятия в студии, способствуют повышению уровня общего развития детей: укрепление их здоровья, стимулирование работоспособности, совершенствование мышления, познавательных интересов, воспитание таких качеств личности, как усидчивость, внимание. При отборе приемов и методов обучения учитываются не только возрастные возможности, но и индивидуальные способности каждого ребенка. Такой подход позволяет повысить эффективность обучения. Цель программы: обеспечение интеллектуального, нравственного, волевого развития учащегося дошкольного возраста. Задачи: 1. Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления). 2. Развитие творческих способностей, фантазии, воображения ребенка. 3. Развитие речи, умения обосновывать свои суждения. 4. Вырабатывать умения устанавливать правильные отношения со сверстниками. Дошкольное образование в студии «Умка» предполагает формирование и развитие психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), творческих способностей, создание условий для самореализации ребенка дошкольного возраста. В данной программе запланирована работа, проводимая с детьми 3-4 лет в специально организованной деятельности по следующим разделам: - познавательное развитие - развитие речи - изобразительная деятельность Методики проведения занятий по разным видам деятельности построены таким образом, что программные задачи могут быть реализованы на различном материале. Знания, умения и навыки, полученные детьми, рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности ребенка. Форма организации занятий групповая. При организации педагогического процесса осуществляется оптимальный отбор методов, средств. Форм обучения. Работа с детьми организуется в следующих формах: -учебные занятия, специально-организованная деятельность педагога с детьми; -совместная деятельность, деятельность педагога с детьми, включающие совместные игры, творческие, спортивные мероприятия; - самостоятельная деятельность дошкольников, создаются условия для игровой, художественно-эстетической деятельности по желанию детей. Во все виды занятий включаются пальчиковые упражнения с целью развития мелкой моторики пальцев рук, игры на развитие психических процессов, ориентировке в пространстве, эмоционально-волевой сферы. Физкультурные минутки на занятиях проводятся с целью смены деятельности физической нагрузки на группы мышц с музыкальным сопровождением. При написании данной программы были использованы нормативно-правовые документы: 1. Закон Российской Федерации «Об образовании». 2. Письмо Минобразования от 02.06.98 г.№ 89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий». 3. Письмо Минобразования РФ от 24.04.95г. № 46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений». 4. Письмо Минобразования РФ от 14.03.00 г. № 65/ 23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». 5. Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, утвержденные приказом Минобразованием РФ № 448 от 22.08.96г. Программа студии является комплексной с набором разных предметов, форм организации деятельности и строится по следующим принципам: -принцип последовательности (усвоение материала «от простого к сложному»; -принцип доступности (изложение учебного материала в соответствии с возрастными и познавательными возможностями ребенка); -принцип наглядности (использование наглядных пособий, технических средств обучения, делающих учебный процесс более эффективным»; - принцип индивидуализации (учет возрастных и психологических особенностей детей); - принцип межпредметности (всестороннее гармоничное развитие личности ребенка путем соединения детского творчества и элементарного образования); - принцип научности (учебные программы основаны на первоисточниках, на достоверной и проверенной информации); - принцип психологической комфортности (через игровую деятельность и радость творчества к созданию «ситуации успеха»). Развитие детей невозможно осуществить только на занятиях. Колоссальное значение в развитии ребенка имеют правильно спланированные мероприятия вне занятий-в повседневной жизни детей. Данная программа помогает не только планировать занятия, но и организовать свободную самостоятельную деятельность детей. Таким образом, планируя свою работу, можно проанализировать свою деятельность, увидеть ее результаты и наметить планы на будущее. Реализация поставленных задач поможет определить, что могут и хотят познать дети; как они познают мир; что должны делать взрослые, чтобы помочь им. Программа состоит из разделов: «Познаю мир», «Изобразительная деятельность» (лепка), «Изобразительная деятельность» (аппликация), «Изобразительная деятельность» (рисование), «Математика и логика для дошкольников», «Учусь говорить». УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ № занятий 1. Тема занятия «Познаю мир» - тема «Лето» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Угостим птичек зернышками» Математика – тема « Форма, размер» Количество часов 1 2 «Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Воздушные шары» «Учусь говорить» - тема «Русская народная сказка «Курочка Ряба» «Изобразительная деятельность» (рисование) – тема «Нарисуем воду в аквариуме с рыбками» 1 3 «Познаю мир» - тема «Лето» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Проложим дорожку из камешков» Математика – тема «Город цветных человечков. Красный. 1 4 «Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Листопад, листопад, листья кружатся летят» «Учусь говорить» - тема «Моя любимая игрушка» «Изобразительная деятельность» (рисование) – тема «Угостим игрушки соком» 1 5 «Познаю мир» - тема « Времена года» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Витамины» Математика – тема «Город цветных человечковжелтый.» 1 6 «Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Яблоко с листочком» «Учусь говорить» - тема «Животные и их детеныши» «Изобразительная деятельность» (рисование) – тема «Поможем мышатам спрятаться в норках» 1 7 «Познаю мир» - тема «Путешествие в Зеленую 1 страну» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Собираем урожай овощей» Математика – тема «Число 1. Цвет». 8 «Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Грибы для ежика» «Учусь говорить» - тема «Наши игрушки» «Изобразительная деятельность» (рисование) – тема «Нарисуем красивые дорожки для игрушек» 1 9 «Познаю мир» - тема «Дикие животные» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Слепим мисочку и угостим ежика молоком» Математика – тема «Город цветных человечков. Синий». «Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Вышла курочка хохлатка, с нею желтые ребятки» «Учусь говорить» - тема «Слова высокий низкий» «Изобразительная деятельность» (рисование) – тема «Нарисуем травку вокруг дорожек» 1 «Познаю мир» - тема «Путешествие в Красную страну» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Посуда для букашек» Математика-тема « Гусенички. Длинный. Короткий». Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Фрукты для друзей» «Учусь говорить» - тема «Литературный калейдоскоп» «Изобразительная деятельность» (рисование) – тема «Поможем жучкам спрятаться в траве» 1 «Познаю мир» - тема «Путешествие в Желтую страну» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Домик для жучков» Математика-тема «Высокий и низкий». Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Цветок для мамы» «Учусь говорить» - тема «Сказка репка» 1 10 11 12 13 14 1 1 1 «Изобразительная деятельность» (рисование) – тема «Расчески для игрушек» 15 16 17 18 19 20 21 22 «Познаю мир» - тема «Путешествие в Оранжевую страну» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Ежик» Математика-тема «Елочки. Треугольник». Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Снежинки – сестрички» «Учусь говорить» - тема «Наши игрушки» «Изобразительная деятельность» (рисование) – тема «Поможем ежику спрятаться под осенними листьями» 1 «Познаю мир» - тема «Осень» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Угощение на день рождения» Математика-тема « Число 3. Большая, поменьше, маленькая». Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Нарядная елочка» «Учусь говорить» - тема «Рассказ про куклу» «Изобразительная деятельность» (рисование) – тема «Рельсы для игрушечной дороги» 1 «Познаю мир» - тема «Растения (деревья, кусты, цветы) «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Сушки и баранки для угощения игрушек» Математика-тема «Форма». Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Оденем кукол на прогулку» «Учусь говорить» - тема «Рассказ об игрушке» «Изобразительная деятельность» (рисование) – тема «Красивые тарелки для игрушек» 1 «Познаю мир» - тема «Овощи» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Красивый мостик через реку» Математика-тема «Число 4». Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Паровоз» «Учусь говорить» - тема «Магазин игрушек» 1 1 1 1 1 «Изобразительная деятельность» (рисование) – тема «Прочный забор» 23 24 25 26 27 28 29 «Познаю мир» - тема «Фрукты» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Снеговик» Математика-тема «Число 5» Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Военный танк» «Учусь говорить» - тема «Куклы в гостях» «Изобразительная деятельность» (рисование) – тема «Маленькой елочке холодно зимой» 1 «Познаю мир» - тема «Кто мы? Какие мы?» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Сладости для новогоднего подарка игрушкам» Математика-тема «Сенсорные признаки «Горячий, холодный» Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Букет цветов для мамочки» «Учусь говорить» - тема «Буратино в гостях» «Изобразительная деятельность» (рисование) – тема «Нарисуем шарики или другие елочные игрушки для украшения елки» 1 «Познаю мир» - тема «Домашние животные» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Посуда» 1 Математика-тема «Сенсорные признаки «длинный, короткий», «Прямой-кривой» Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Улица нашего поселка» «Учусь говорить» - тема «Музыкальные инструменты» «Изобразительная деятельность» (рисование) – тема «Коробки с шоколадными конфетами для угощения игрушек» Познаю мир» - тема «Путешествие в Синюю страну» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Пирамидки в подарок игрушкам» 1 1 1 1 30 31 32 33 34 35 36 Математика-тема «Сенсорные признаки «тяжелыйлегкий» Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Ручеек и кораблик» «Учусь говорить» - тема «Сказка К. Ушинского «Петушок с семьей» «Изобразительная деятельность» (рисование) – тема «Украсим пакет для новогодних подарков игрушками» Познаю мир» - тема «Путешествие в Фиолетовую страну» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Чудесные превращения пластилинового столбика» Математика-тема «Свойства: плавает, а что тонет» Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Девочки и мальчики» «Учусь говорить» - тема «Игрушки в гостях» «Изобразительная деятельность» (рисование) – тема «Коврики для игрушек» Познаю мир» - тема «Красный-Синий-Фиолетовый» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Корм для птиц» Математика-тема «Свойства: что растворяется в воде» Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Тюльпан» «Учусь говорить» - тема «Играем в магазин» «Изобразительная деятельность» (рисование) – тема «Салфетки для игрушек» Познаю мир» - тема «Цветной мир» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Косточка для собачки» Математика-тема «Овал. Свойства: что притягивает магнит?» Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Клумба с цветами» «Учусь говорить» - тема «Экскурсия в игрушечный лес» 1 1 1 1 1 1 1 «Изобразительная деятельность» (рисование) – тема «Красивые браслеты, кулоны, значки» 37 38 39 40 41 42 43 44 Познаю мир» - тема «Части суток» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Бочонок меда для медвежонка» Математика-тема «Смешивание красок основных цветов» Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Открытка для папы» «Учусь говорить» - тема «Понятия большоймаленький» «Изобразительная деятельность» (рисование)«Цветочки для папы» Познаю мир» - тема «Зима» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Мячики для игрушек» Математика-тема «Классификация по одному признаку» Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Улыбнулось солнышко» «Учусь говорить» - тема «Рассказ про зайчика» «Изобразительная деятельность» (рисование)«Флакончики с тушью хотят познакомиться» Познаю мир» - тема «Птицы» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Фрукты для игрушек» Математика-тема «Дикие и домашние животные» Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Рыбки в аквариуме» «Учусь говорить» - тема «Куклы в гостях» «Изобразительная деятельность» (рисование)«Украсим тушью свои носовые платочки» Познаю мир» - тема «Братья наши меньшие» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Поможем Айболиту вылечить медвежат» Математика-тема «Транспорт» Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Цветной домик» «Учусь говорить» - тема «Сказка «Козлята и волк»» 1 1 1 1 1 1 1 1 45 46 47 48 49 50 51 52 53 «Изобразительная деятельность» (рисование)«Красивая салфетка в подарок маме» Познаю мир» - тема «Чайная посуда» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Орешки для белочки» Математика-тема «Овощи и фрукты» Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Колобок» «Учусь говорить» - тема « Чаепитие у кукол» «Изобразительная деятельность» (рисование)«Солнышко» Познаю мир» - тема «Столовая и кухонная посуда» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Морковь для зайчат» Математика-тема «Сказка 3 медведя» Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Снеговик» «Учусь говорить» - тема «Играем в прятки» «Изобразительная деятельность» (рисование)«Ящики с фруктами для игры в магазин» Познаю мир» - тема «Мебель» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Овощи для игры в магазин» Математика-тема «Сказка о геометрических фигурах» Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Валентинка» «Учусь говорить» - тема «Рассказ про самолет» «Изобразительная деятельность» (рисование)«Компоты и варенья в баночках для игры в магазин» Познаю мир» - тема «Одежда» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Овощи» Математика-тема «Сказка колобок» Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Красивые салфетки» «Учусь говорить» - тема «Кошка Мурка» «Изобразительная деятельность» (рисование) «Красивая розовая картина для украшения группы» Познаю мир» - тема «Обувь» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Апельсины для Чебурашки» 54 55 56 57 58 59 60 61 Математика-тема «Сказка «Теремок»» Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Открытка» «Учусь говорить» - тема «Петушок и курочка» «Изобразительная деятельность» (рисование)«Красивая розовая картина для украшения группы» Познаю мир» - тема «За покупками» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Чашечка с ягодами» Математика-тема «Смешарики в гостях» Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Полосатый коврик для кота» «Учусь говорить» - тема «Литературный калейдоскоп» «Изобразительная деятельность» (рисование)«Выросла репка большая-пребольшая» Познаю мир» - тема «Путешествие в Голубую страну» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Вкусный пирог» Математика-тема «Путешествие в сказочный лес» Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема Волшебный сад» «Учусь говорить» - тема «Встреча с почтальоном» «Изобразительная деятельность» (рисование)«Ягодки для птиц» Познаю мир» - тема «Весна» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Мячик для котенка» Математика-тема «Прогулка с мишкой» Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Создай свою композицию» «Учусь говорить» - тема «Петрушка в гостях» «Изобразительная деятельность» (рисование) «Красивая кружка» Познаю мир» - тема «Времена года» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Тарелочка с таблетками» 1 1 1 1 1 1 1 1 62 63 64 65 66 67 68 69 70 Математика-тема «Прогулка с зайкой» Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «У куклы Насти День рождения» «Учусь говорить» - тема «Моя любимая игрушка» «Изобразительная деятельность» (рисование) тема «Красивая кружка» Познаю мир» - тема «Шестиногие малыши» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Улитка» Математика-тема «Число 6» Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Весенний цветок» «Учусь говорить» - тема «Как нам транспорт помогает» «Изобразительная деятельность» (рисование) «Клумбы с красивыми цветами» Познаю мир» - тема «Профессии людей» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Грибы на поляне» Математика-тема «Число 7» Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Веселый поезд» «Учусь говорить» - тема «Про любимого котенка» «Изобразительная деятельность» (рисование) «Зайчата выращивают лимонные деревья» Познаю мир» - тема «Сажаем растения» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Самолет» Математика-тема «Число 8» Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Писанка» «Учусь говорить» - тема «Расскажи о фруктах» «Изобразительная деятельность» (рисование) «Нарисуй что хочешь краской зеленого цвета» Познаю мир» - тема «Откуда хлеб пришел» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Цветы» Математика-тема «Числа 9,10» Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Лето» «Учусь говорить» - тема « Как лисичка с бычком поссорилась» «Изобразительная деятельность (рисование) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 71 72 «Коробки с апельсинами для медвежат» Познаю мир» - тема «Обобщение и закрепление изученного» «Изобразительная деятельность» (лепка) – тема «Обобщение и закрепление изученного» Математика-тема «Обобщение и закрепление изученного» Изобразительная деятельность» (аппликация) – тема «Обобщение и закрепление изученного» «Учусь говорить» - «Обобщение и закрепление изученного». «Изобразительная деятельность» (рисование) «Обобщение и закрепление изученного». Итого 1 1 72 Содержание программы Раздел «Познаю мир» Раздел «Познаю мир» представлен методическими рекомендациями под редакцией А.А. Вахрушева, Е.Е Кочемасовой. Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности. Постигая один предмет за другим, ребенок накапливает в своем сознании разрозненные представления о них. Ребенок познает мир, исследуя его и экспериментируя. Иными словами, ребенок познает мир, исследуя его и экспериментируя, манипулируя его предметным содержанием. Иными словами, ребенок познает мир по принципу: что вижу, то и познаю. Познавательная сфера ребенка 3-4 лет активно пополняется новой информацией о предметах, явлениях, событиях ближайшего окружения. Дети смотрят на предметы как бы с разных сторон; их интересуют внешние характеристики предметов (что? кто? какой?) внутренние характеристики (для чего? как?). Они начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавая роль и значение предметов в жизни человека. Задачи познавательного развития детей. 1.Расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения. - мир человека. В игровой форме знакомить детей со строением собственного тела (две руки, две ноги, голова (два глаза, два уха, нос, рот), туловище) Продолжать знакомить с предметным содержанием окружающего рукотворного мира в следующем объеме: наименование предмета, внешние признаки (свойства и качества), целевое назначение предметов, функция предметов. - мир природы. Систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию об отдельных представителях растительного и животного мира. Знакомить с некоторыми природными материалами (дерево, глина), выделять их свойства и качества. Проводить наблюдения в природе. Главная цель наблюдений – созерцание природы. Создать наглядную опору для фиксации наблюдений (копилка подарки осени, зимы, весны, лета) В течение года знакомить с конкретными представителями животного и растительного мира. 2. Создание условий для развития самостоятельной познавательной активности. - мир человека. Внедрить в педагогическую работу методы и приемы , побуждающие детей к различной степени активности: от наблюдений до практической деятельности. Создавать каждому ребенку (при помощи родителей и педагогов) место для хранения личных вещей и предметов, которые вызвали у них интерес «сокровищницы» Использовать в работе: решение проблемных ситуаций, загадок – движений разбор и комментарии путаниц. - мир природы Создавать условия для посильной, осознанной созидательной деятельности детей (создание аквариума и уход за его обитателями, уход за растениями в группе, изготовление кормушек и подкормка птиц и пр.) Систематически проводить прогулки по окрестностям. Использовать в работе разбор и комментирование путаниц. 3.Формировать основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру. - мир человека. Все сотрудники детского сада собственным примером демонстрируют внимательное отношение друг к другу, к детям. Периодически проигрывать с детьми «Проблемы игрушек», содержание которых связано с житейскими ситуациями, с поведенческими проблемами. Систематически проводить групповые праздники (с рукотворными предметами) Своим личным примером демонстрировать детям бережное отношение к предметам. Ввести в группу традицию «исправляем – помогаем». (Вместе с взрослым исправляем ломаные игрушки, утешаем того, кто расстроился и т.д.) - мир природы. Вызывать у детей эмоциональный отклик на различные объекты и явления природы при непосредственном общении с ними. В группе правильно разместить несколько комнатных растений (до 5 штук) в соответствии с требованиями по их уходу. Озеленять участок кабинета и Центра детского творчества. Формируя у ребенка бережное и созидательное отношение к миру, необходимо использовать его стремление активно включаться в различную деятельность тех взрослых, к которым малыш испытывает глубокую симпатию. Так ребенок постепенно начнет осознавать необходимость, значимость и ценность созидания, у него появится стремление как можно больше и лучше что – то сделать на благо всему окружающему, бережно относится к результатам своего и чужого труда. Методические рекомендации по организации и проведению работы по познавательному развитию В течение года предусмотрена работа с «Сокровищницами». Используют такие методы, как «Загадки-движения», разрешение проблемных ситуаций, отгадывание загадок, комментирование путаниц, познавательные сказки. Традиционной формой организации детей и родителей становятся групповые праздники на различную познавательную тематику. Создаются копилки времѐн года: «Подарки осени (зимы, весны, лета)». Проводятся традиции: «Наши гости» (1раз) в месяц. Раздела «Познаю мир» 1. Лето. У детей уточняется общее представление о лете, как времени года, о его характерных признаках. 2. Путешествие в Зеленую страну. Закрепляются представления о зеленом цвете, формируются пространственные ориентировки. 3. Дикие животные. Дети учатся узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных на примере сказок « Три медведя», «Маша и медведь» и т.д. 4. Путешествие в Красную страну. Закрепляются знания о красном цвете на примере знакомства с королем Красной страны. 5. Путешествие в Желтую страну. Закрепляются представления о Желтом цвете, правила дорожного движения. 6. Путешествие в Оранжевую страну. Закрепляются представления об оранжевом цвете на примере сказок «Колобок», «Теремок» и т.д. 7.Осень. Дети знакомятся с характерными признаками осени, учатся устанавливать причинные связи, дифференцировать красный, желтый и оранжевый цвета. 8.Растения (деревья, кусты, цветы). Закреплять представление о названии и основных частях растений, учить видеть их характерные особенности на примере сказок «Маша и медведь» и «Как коза избушку строила». 9. Овощи. Обогащать и совершенствовать представления детей об овощах. Учить различать овощи на ощупь и вкус, развивать зрительное восприятие. 10. Фрукты. Обогащать и совершенствовать представления детей о фруктах, учить узнавать фрукты на ощупь, по вкусу и запаху, по описанию. 11. Кто мы? Какие мы? Развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела, различать и называть части тела, различать понятия «девочка» -«мальчик», знать к какому полу относится сам ребенок. 12.Кто мы? Какие мы? Закреплять и уточнять представления детей о частях лица. Пополнять, уточнять и активизировать словарный запас за счет образования имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса. 13. Домашние животные. Познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных. Познакомить с обобщающим понятием «домашние животные», учить узнавать их по описанию. 14. Путешествие в Синюю страну. Закреплять представления детей о синем цвете, о величине (длинный, короткий). 15. Путешествие в Фиолетовую страну. Формировать представление о фиолетовом цвете, развивать зрительное восприятие. 16. Красный-синий-фиолетовый. Закреплять умения различать и называть красный, синий, фиолетовый цвета. 17. Цветной мир. Закреплять знание зеленого, красного, желтого, оранжевого, синего, фиолетового цветов и умение их дифференцировать. 18. Части суток. Уточнить представления о частях суток, связывая их с тем, что делают дети утром, днем, вечером и ночью. 19. Зима. Познакомить детей с характерными признаками зимы, свойствами снега, с изменениями в жизни птиц и диких животных. 20. Птицы. Познакомить с особенностями внешнего вида и поведения птиц. 21. Братья наши меньшие (дикие и домашние звери). Закреплять знания и представления о животных, учить различать диких и домашних животных, узнавать и называть их детенышей. 22. Чайная посуда. Познакомить с чайной посудой, уточнить ее название и назначение, учить различать и называть части предметов посуды, а также предметы, сходные по назначению. 23. Столовая и кухонная посуда. Уточнить название и назначение столовой и кухонной посуды, учить различать и называть ее части. 24. Мебель. Познакомить с предметами мебели и их назначением, учить различать и называть детали мебели, формировать обобщающие понятие «мебель». 25. Одежда. Уточнить названия, назначение головных уборов и предметов одежды, ее детали; формировать представление о видах одежды соответственно времени года. 26. Обувь. Формировать обобщающие понятие «обувь», уточнить названия и назначение обуви, учить группировать обувь по сезонному признаку. 27. За покупками. Учить группировать предметы по общему признаку, развивать пространственные ориентировки. 28. Путешествие в Голубую страну. Закреплять представления о голубом цвете. 29. Весна. Познакомить детей с характерными признаками весны, учит устанавливать простейшие причинно-следственные связи. 30-31. Времена года. Повторить основные признаки всех времен года, учить соотносить каждое время года с определенным цветом. 32. Шестиногие малыши. Дать учащимся представление о насекомых. 33.Профессии людей. Познакомить детей с профессиями. 34.Сажаем растения. Познакомить со способами посадки растений. 35.Откуда хлеб пришел. Рассказать о том, как люди выращивают хлеб. 36. Обобщение и закрепление изученного. Требования к уровню подготовки детей по разделу программы «Познаю мир» Должен знать Должен уметь Должен иметь представления - свою фамилию - определять свойства и - об особенностях и имя качества растительного мира; - сведения о предметов (стекло, дерево, - об особенностях своей семье: глина, металл бумага, животного мира мама, папа, брат, ткань); (внешний вид, среда сестра, бабушка, - заботиться о себе; обитания); дедушка - классифицировать и - о сезонных изменениях - называть называть в природе; профессии части растений; взрослых: - определять качества и воспитатель, свойства неживой природы повар, продавец, (камень, песок, вода); водитель, доктор, - Свободно ориентируется в медсестра ближайшем окружении: - основные части узнает свой дом и квартиру тела и их групповую комнату, назначение; территорию участка. - времена года; - Знает о предметах наименование, внешние признаки (свойства и качества), целевое назначение, функции. - Знает природные материалы и выделяет их свойства и качества: глина, дерево, песок, некоторых домашних животных, бережно относится к растениям (не ломает ветки деревьев и кустарников), не пугает животных и птиц. Знает название своего города, которые общественные объекты. Пояснительная записка к разделу программы «Учусь говорить» Обучение дошкольников родному языку ведется в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной в методических рекомендациях «Развитие речи». В психологическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психологических процессов. Поэтому определение и направление условий развития речи у детей 3 – 4 лет относится к числу важнейших педагогических задач. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует еѐ и обогащается сама. Для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду, и осуществить целенаправленное формирование конкретных речевых умений. На этапе от трех до четырех лет необходимо: - продолжать развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух; - учить детей пользоваться интонационными средствами выразительности; - способствовать четкому и ясному произношению звуков в словах и фразовой речи, предупреждать закрепление неправильного произношения трудных звуков; - обогащать, уточнять и активизировать словарь, характеризующий разнообразный и многоликий мир ближайшего окружения; - помочь ребенку избавится от лексических ошибок, ошибок в согласовании слов в предложении; - развивать диалогическую речь; - интенсивно обогащать речь ребенка путем восприятия речи и рассказов взрослых; - педагогическое воздействие, направленное на освоение ребенком определенного речевого содержания; Хорошо развитая речь помогает ребенку быстрее и доступнее объяснить то, что он хочет; рассказать то, что он видел, быть коммуникабельнее других детей. Содержание курса по разделу «Учусь говорить» 1. Русская народная сказка «Курочка Ряба» Учить детей воспроизводить знакомое литературное произведение, составляя короткий рассказ совместно со взрослым. 2. Моя любимая игрушка Подводить детей к составлению описательного рассказа об игрушке 3. Животные и их детеныши Учить детей составлять вместе с воспитателем небольшой рассказ об игрушке. 4. Наши игрушки Куклы Учить рассматривать и описывать кукол. Формировать умения отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью взрослого короткий описательный рассказ. 5. Слова высокий-низкий Учить составлять совместно с воспитателем короткий повествовательный рассказ. 6. Литературный калейдоскоп. Знакомство с народной песней «Котенька-коток» Учить составлять с помощью воспитателя короткие рассказы. 7. Сказка «Репка» Учить детей совместному со взрослым пересказу сказки «Репка» 8. Наши игрушки Учить детей составлять короткий рассказ об игрушке с помощью воспитателя. 9. Рассказ про куклу Уметь составлять небольшой рассказ совместно с воспитателем. Отвечать на вопросы предложениями. 10.Рассказ об изрушке Учить составлять с помощью воспитателя короткий рассказ об игрушке 11.Магазин игрушек Учить составлять короткий рассказ с помощью воспитателя. 12. Куклы в гостях Учить детей составлять рассказ по вопросам воспитателя. 13. Буратино в гостях Учить называть качества предметов(величину, цвет); правильно отвечать на вопросы, составлять рассказ. 14. Музыкальные инструменты Учить составлять рассказ по картинкам из двух-трех предложений с помощью воспитателя. 15. Сказка К. Ушинского «Петушок с семьей» Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, воспроизводить содержание сказки по вопросам. 16. Игрушки в гостях Учить детей повторять за воспитателем короткий рассказ об игрушках. 17. Играем в магазин. Звуковая культура речи Учить составлять совместно с воспитателем описательный рассказ об игрушках. 18. Экскурсия в игрушечный лес Учить детей описывать игрушки по вопросам; с помощью воспитателя объединять ответы в рассказ. 19.Понятия большой-маленький Учить детей составлять рассказ совместно с воспитателем. 20. Рассказ про зайчика Учить детей описывать предмет. 21. Куклы в гостях Учить детей составлять рассказ совместно с воспитателем и самостоятельно. 22. Сказка «Козлята и волк» Учить пересказывать сказку совместно с воспитателем. 23. Чаепитие у кукол. Культура речи Учить детей составлять короткий рассказ совместно с воспитателем. 24. Играем в прятки Учить детей составлять короткий рассказ совместно с воспитателем. 25. Рассказ про самолет Учить детей составлять совместно с воспитателем короткий рассказ (дватри предложения) из личного опыта. 26. Кошка Мурка Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, описывать предмет, составлять с воспитателем небольшой рассказ по картинке. 27. Петушок и курочка Учить детей составлять короткий рассказ совместно с воспитателем. 28. Литературный калейдоскоп. Заучивание стихотворения Н. Саконская «Где мой пальчик!» Учить детей составлять короткий рассказ совместно с воспитателем. 29. Встреча с почтальоном Учить детей составлять короткий рассказ по картинке. 30. Петушок в гостях Упражнять в назывании признаков и частей игрушек. 31. Моя любимая игрушка Упражнять детей в выделении, назывании признаков игрушек. 32. Как нам транспорт помогает. Учить детей составлять рассказ по картинке. 33. Про любимого котенка. Учить детей составлять короткий рассказ о животных. 34.Расскажи о фруктах. Учить составлять описательный рассказ. 35. Как лисичка с бычком поссорилась. Учить перессказывать прочитанный текст. 36. Обобщение и закрепление изученного. Требования к уровню подготовки детей 3-4 лет по разделу программы «Учусь говорить» Должен знать: Должен уметь: - домашних животных (кошку, собаку, корову, лошадь, козу, овцу) и их детенышей - диких животных (лису, волка, медведя, зайца) и их детенышей - домашних птиц -предметы посуды, мебели, одежды - согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже - отвечать на вопросы простыми предложениями - По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказывает о том, что видел, куда ходил, что случилось. - Составляет рассказ по картинке из 4-5 предложений. - С помощь взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценирует отрывки из знакомых сказок. Таблицы к мониторингу качества образования «Достижения воспитанников» по разделу программы «Учусь говорить» Уровни: Высокий - По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказывает о том, что видел, куда ходил, что случилось. Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, использую речи практически все части речи, простые и распространенные предложения с однородными членами. Составляет рассказ по картинке из 4-5 предложений. С помощь взрослого, используя фигурки настольного театра, инсценирует отрывки из знакомых сказок. Средний - Правильно произносит слова, в том числе со стечением гласных. Согласовывает существительные с прилагательными и числительным образует слова по аналогии. Заканчивает фразу (не менее 3-4 фраз), начатую взрослым потребляет слова-названия детенышей (не менее 2-3). Понимает содержание картин. Пытается самостоятельно рассказать о том, что изображено на картинке. Составляя рассказ из 3-4 предложений. Низкий - Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые распространенные предложения с однородными членами. Заканчивает фразу (не менее 3 фраз), начатую взрослым. Употребляет слованазвания детенышей (не менее 1-2). Понимает содержание картины, или понимает, но рассказывает, только отвечая вопросы взрослого. Имеет нарушения звукопроизношения. План обследования детей: 1. Повтори слова, которые я произнесу (шапка, жук, чайник, щетка, репа, рыба, лопата, сумка, пингвин, вертушка) 2. Подскажи нужное слово. (1. «Мяу!» - мяукнула мама кошка, и к ней сразу же примчался один…? За ним бегут остальные …? 2. Утка пересчитала своих …? Не досчитала одного …? Пошла искать его.) (с использованием иллюстрации). 3. Закончи предложения: «У лисицы трое лисят. У волчицы четверо …? У медведицы двое …» 4. Расскажи, что на картинке? (использовать вкладыш в книге: В. Гербова «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада». Сюжеты «Дети кормят курицу», «Едем в автобусе», «Играем с песком»). 5. Назови посуду, какую ты знаешь. 6. Расскажи, из каких частей состоит машина. 7. Покажи красный, большой круг; маленький зеленый треугольник … Критерии обследования по разделу «Учусь говорить»: 1. Звуковая культура речи. Интонационная выразительность; Звукопроизношение; 2. Грамматический строй речи. Употребление существительных с прилагательными; Согласование существительных, прилагательных, род, число; Называние детенышей в единственном и множественном числе; 3. Связная речь. Умение отвечать на вопросы. 4. Словарь. Посуда; Части предмета; Величина, цвет, форма Показатели достижений детей группы детей от 3 до 4 лет__________ по разделу «Учусь говорить» № Ф.И.О. ребенка Звуковая культура речи Грамматический речи строй Словарь Пояснительная записка к разделу программы «Изобразительная деятельность» Обучение дошкольников рисованию и лепке ведется в соответствии с методическими рекомендациями под редакцией Т.Н. Дорониной и называется «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». Эстетическое развитие дошкольников должно осуществляться в процессе восприятия природы, искусства и собственной художественной деятельности. Поэтому в программе «Радуга» раздел «Изобразительная деятельность» представлен двумя самостоятельными подразделами: «Красота в жизни и изобразительном искусстве» и «Обучение детей рисованию и лепке». На четвертом году жизни у детей начинает появляться представление о том, какой должен быть результат его действий в рисовании и лепке. И задача воспитателя состоит в том, чтобы сформировать у детей элементарные умения и навыки, которые помогут им добиться желаемого результата: - предоставить детям возможность рисовать и лепить то, что им захочется; - побуждать детей совершенствовать свой рисунок, лепку, помогать им овладевать для этого необходимыми умениями и навыками; - научить детей смешивать белила с краской трех основных цветов (красная, желтая, синяя) для получения новых цветов и оттенков. - упражнять детей в основных формообразующих движениях и способах и приемах лепки; Рисование и лепка с детьми осуществляется на занятиях один раз в неделю, и в процессе самостоятельной деятельности с изобразительными материалами. В процессе рисования и лепки развивается мышление, воображение, желание видеть результат своего труда, укрепляется мелкая мускулатура пальцев рук. Занятие по рисованию и лепке проводятся 1 раз в неделю каждое в первой половине дня по 10-15 минут. Итоговое занятие: 1, в конце года. Содержание курса по разделу «Изобразительная деятельность» (рисование) 1.Нарисуем воду в аквариуме с рыбками. Учить детей своевременно насыщать ворс кисти краской, закрашивать лист путем нанесения краски размашистыми движениями. 2.Угостим игрушки соком. Учить детей своевременно насыщать ворс кисти краской, закрашивать лист путем нанесения краски равномерными мазками. 3.Поможем мышам спрятаться. Учить детей правильно держать кисточку, закрашивать округлые формы. 4.Нарисуем красивые дорожки для игрушек. Учить детей свободно использовать плоскость листа бумаги для изображения дорожек. Продолжить добиваться своевременного насыщения ворса кисти краской, изображать дорожки короткими, длинными линиями, мазками. 5.Нарисуем травку вокруг дорожек. Учить изображать траву доступными средствами выразительности (короткими, длинными линиями, точками, штриховкой и т.п.). 6.Поможем жучкам спрятаться в траве. Продолжить учить изображать траву доступными средствами выразительности. 7.Расчески для игрушек. Учить наносить ритмично штрихи с одинаковой силой нажима на карандаш. 8.Поможем ежику спрятаться под осенними листьями в траве. Учить детей доступными средствами изображать листочки и свободно располагать их на листе бумаги. 9.Рельсы для игрушечной железной дороги. Учить рисовать прямые горизонтальные и вертикальные линии слева направо и сверху вниз, соблюдая расстояние между ними. 10. Красивые тарелки для игрушек. Учить рисовать круги, точки ритмично располагая их на бумаге. 11. Прочный забор. Учить рисовать прямые линии сверху вниз, аккуратно работать с краской. 12. Маленькой елочке холодно зимой. Учить рисовать елочку, используя пальчиковую технологию. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа. 13. Нарисуем шарики или другие елочные игрушки для украшения елки. Учит изображать округлые формы и знакомые елочные игрушки доступными им средствами выразительности. 14. Коробки с шоколадными конфетами для угощения игрушек. Упражнять в изображении предметов округлой формы и знакомые кондитерские изделия доступными им средствами выразительности. 15.Украсим пакет для новогодних подарков игрушками. Учить украшать бумажные пакеты, используя доступные средства выразительности, аккуратно работать с краской. 16. Коврики для игрушек. Учить украшать прямоугольную форму доступными декоративными элементами и другими средствами выразительности. 17.Салфетки для игрушек. Учить украшать прямоугольную форму доступными декоративными элементами и другими средствами выразительности. 18.Красивые браслеты, кулоны, значки. Учить украшать изделия из готовых форм доступными средствами выразительности. 19.Цветочек для папы. Продолжить учить рисовать нетрадиционными материалами: печатками. 20.Флакончики с цветной тушью хотят познакомиться. Познакомить с правилами работы тушью по ткани. 21.Украсим тушью свои носовые платочки. Закреплять правила работы тушью по ткани. Учит детей аккуратно работать с тушью. 22. Красивая салфетка в подарок маме. Учит составлять узор на квадрате, симметрично располагая элементы узора. 23.Солнышко. Продолжить знакомить детей с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки-лучики для солнышка. 24.Ящики с фруктами для игры в магазин. Учить доступными средствами выразительности изображать фрукты. 25.Компоты и варенье в баночках для игры в магазин. Продолжить учить доступными средствами выразительности изображать фрукты и ягоды. 26-27. Красивая картина для украшения кабинета. Учить детей смешивать краски, показать последовательность и приемы смешивания красок. 28.Выросла репка большая- пребольшая. Закреплять умения рисовать предметы округлой формы (репка). Передавать ее особенности и строение (хвостик, зеленые листья). 29.Ягодки для птиц. Показать возможность сочетания изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок- ватными палочками. 30. Красивая кружка. Учить детей украшать готовую форму полосками, точками, волнистыми линиями. 31. Красивое платье для мамы. Учить украшать изделие точками, волнистой линией. 32. Клумбы с красивыми цветами. Развивать у детей способность самостоятельно выбирать способы изображения цветов, используя для этого различные приемы. 33. Зайчата выращивают лимонные деревья. Развивать фантазию, воображение детей. Побуждать изображать по представлению доступными им средствами выразительности листья и лимоны. 34. Нарисуй, что хочешь краской зеленого цвета. Рассказать детям о том, что зеленый цвет может иметь разные оттенки. Поддерживать интерес к смешиванию красок и получению различных оттенков. 35.Коробки с апельсинами для медвежат. Продолжить вызывать у детей интерес к смешиванию красок для получения новых цветов и оттенков. 36.Обобщение и закрепление изученного. Содержание курса по разделу «Изобразительная деятельность» (лепка) 1.Угостим птичек зернышками. Продолжить учить работе с пластилином, отщипыванию пальцем маленьких кусочков от основного куска. 2.Проложим дорожку из камешков. Продолжать учить работе с пластилином, отщипыванию пальцами маленьких кусочков от основного куска и вдавливанию их в поверхность дощечки для лепки. 3.Витамины Учить отрывать кусочки от большого куска и лепить шарики. 4.Собираем урожай овощей. Учит отрывать кусочки от большого куска и лепить круговыми движениями между ладоней предметы округлой формы. 5.Слепим мисочку и угостим ежика молоком. Учить приемам вдавливания, расплющивания для изображения мисочки. 6.Посуда для букашек. Учить передавать простейшую объемную форму при лепке чайной посуды. 7.Домики для жучков. Учить передавать простейшие формы при лепке, использовать в лепке разнообразные приемы (отщипывание, вдавливание, сплющивание). 8.Ежик (с использованием скорлупы ореха). Учить детей скатывать прямыми движениями между ладонями иголки и присоединять их к скорлупе. 9.Угощение на день рождение Продолжать учить передавать простейшие формы при лепке, использовать в лепке разнообразные приемы (отщипывание, вдавливание, сплющивание). 10. Сушки и баранки для угощения игрушек Учить детей делить пластилин на небольшие части, раскатывать кусочки прямыми движениями рук, соединять концы, накладывая их друг на друга, прижимая. 11. Красивый мостик через речку Продолжать учить детей простейшим приемам лепки. 12. Снеговик Продолжать учить лепить предметы округлой формы, но разной величины. 13. Сладости для новогоднего подарка игрушкам Продолжить учить лепить предметы округлой формы, учить приемам сплющивания округлой формы между ладонями. 14. Посуда Учить детей приему сплющивания и вдавливания. 15. Пирамидки в подарок игрушкам Совершенствовать умение скатывать ком пластилина, делить пластилин на небольшие части, раскатывать кусочки. 16. Чудесное превращение пластилинового столбика Совершенствовать умение скатывать ком пластилина, делить пластилин на части. 17. Корм для птиц Учить отрывать кусочки от большого куска и лепить круговыми движениями между ладоней предметы округлой формы. 18. Косточка для собачки Совершенствовать умение скатывать ком пластилина, делить пластилин на небольшие части. 19. Бочонок меда для медвежонка Совершенствовать умение скатывать ком пластилина, делить пластилин на небольшие части. 20. Мячики для игрушек Продолжить учить скатывать шар между ладонями кругообразными движениями. 21. Фрукты для игрушек Учить понятно для окружающих передавать форму. 22. Поможем Айболиту вылечить медвежат Продолжить учить понятно для окружающих передавать форму в лепке, строение, детали отдельных фруктов. 23. Орешки для белки Учить отрывать от большого куска и лепить круговыми движениями между ладоней предметы округлой формы. 24. Морковь для зайчат Учить лепить овальные формы. 25. Овощи для игры в магазин Упражнять детей в передаче особенностей формы строения знакомых овощей. 26. Овощи Продолжить упражнять детей в передаче особенностей формы строения знакомых овощей. 27. Апельсины для Чебурашки Продолжить учить скатывать шар между ладонями кругообразными движениями. 28. Чашечка с ягодами Закреплять умение вдавливать шар пальцами внутрь для получения полой формы. Лепить шарики и укладывать их в чашечку. 29. Вкусный пирог Учить детей сплющивать пластилиновый шар между ладоней, придавая ему форму лепешки, украшать изделие. 30. Мячик для котенка Формировать умения раскатывать круг круговыми движениями ладоней. 31. Тарелочка с таблетками Закреплять умение скатывать шар, расплющивать его между ладонями, загибать края, формируя тарелочку, наполнять тарелку мелкими, расплющенными шариками. 32.Улитка. Совершенствовать у детей умения скатывать колбаску, сворачивать ее в спираль. 33. Грибы на поляне. Учить детей делить пластилин на небольшие части, раскатывать кусочки прямыми движениями рук, формировать ножку гриба из отдельных колбасок а шляпку из расплющенных шариков. 34.Самолет. Учить детей выполнять простейшую модель самолета из пластилина. 35.Цветы. Учить детей выполнять цветы из пластилина путем скатывания колбасок и сворачивания и сворачивания их в спираль. 36. Обобщение и закрепление изученного Выявить уровень развития детей на конец учебного года. Требования к уровню подготовки детей 3-4 лет по разделу программы «Изобразительная деятельность» Должен знать Должен уметь - основные цвета - народные игрушки - материалы, которыми можно рисовать - свойства пластических материалов - называть основные строительные детали: кубик, кирпичик, пластина - создавать изображения отдельных предметов - подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам - пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками - отламывать от большого куска небольшие кусочки - раскатывать комок прямыми и круговыми движениями ладоней - создавать изображения из готовых фигур - аккуратно использует материалы - располагать детали на плоскости в разном положении: лѐжа, стоя - комбинировать разное размещение деталей - располагать кирпичики на равном расстоянии друг от друга по кругу, по четырѐхугольнику, ставя их на узкую плоскость Должен иметь представления - о подлинных произведениях народного декоративноприкладного искусства - о произведениях живописи Таблицы к мониторингу качества образования «Достижения воспитанников» по разделу программы «Изобразительная деятельность» Уровни развития по разделу «Изобразительная деятельность» Высокий – Выделяет изобразительные средства дымковской, филимоновской игрушки, проявляет интерес к книжным иллюстрациям. Изображает предметы и явления, используя умение передавать их выразительно, путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов : карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др. передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержание м сюжета. Украшает силуэты игрушек элементами дымковской, филимоновской росписи. Создает образы в лепке разных предметов и игрушек, объединяя их в коллективную композицию ; используя все многообразие усвоенных приемов. Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей. Подбирает цвета в соответствии цветом предметов или по собственному желанию. Составлять узор из геометрических фигур. Проявляет творчество при создании работ. Средний – Проявляет интерес к книжным иллюстрациям. Изображает предметы и явления, используя умение передавать их выразительность, путем создания отчетливых форм, подбирая цвета, аккуратно закрашивая, используя различные материалы, краски - гуашь, фломастеры, карандаши, мелки и т.д. Передает несложный сюжет, объединяя несколько предметов в рисунке, располагая их на листе в соответствии с сюжетом. Украшает силуэты игрушек элементами дымковской росписи. Создает образцы (в лепке) разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию, используя усвоенные приемы. Подбирает цвета в соответствии с цветом предмета или по собственному желанию. Составляет узор из геометрических фигур. Низкий – Изображает предметы, используя умение передавать их путем создания форм, подбирая цвета, аккуратно закрашивая, использование разных материалов карандашей, красок (гуашь) фломастеров и др. Наклеивает изображения предметов, состоящих из нескольких частей, подбирая цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию. Создает узор из геометрических фигур. Критерии обследования по разделу «Изобразительная деятельность». 1. Знает и называет материалы, которыми можно рисовать. 2. Знает и называет цвета. 3. Знает и называет народные игрушки. 4. Умеет создавать изображения отдельных предметов. 5. Умеет подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам. 6. Умеет пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками. 7. Знает свойства пластических материалов. 8. Умеет отламывать от большого куска небольшие кусочки. 9. Умеет раскатывать комок прямыми и круговыми движениями ладоней. 10.Умеет лепить различные предметы, используя приемы. 11.Умеет создавать изображения из готовых фигур. 12. Аккуратно использует материалы. «Изобразительная Умение раскатывать комок круговыми и прямыми движениями ладоней Умеет лепить различные используя предметы, приемы лепки Итог разделу пользоваться Умение карандашами, фломастерами, кистью и красками Знает свойства пластических материалов по Умение подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам создавать отдельных детей Умение изображения предметов Знает и называет народные игрушки Знает и называет цвета и Знает материалы, можно рисовать ФИ.ре бенка называет которыми Показатели достижений деятельность» Содержание курса по разделу «Математика и логика для дошкольников» 1. Форма, размер. Познакомить детей с названиями простейших форм, учить обследовать круг осязательно-двигательным путем. 2. Город цветных человечков. Красный. Дать детям представление о том, что цвет- признак разнообразных предметов и используется для их обозначения способствовать формирования у детей цветовых представлений. 3. Город цветных человечков-желтый. Дать детям представление о том, что цвет-признак разнообразных Предметов, способствовать формированию у детей цветовых Представлений. 4. Число. Цвет. Познакомить с числом 1. Учить сравнивать совокупности предметов. 5. Город цветных человечков. Синий. Познакомить с числом 2, учить понимать слова: большой, маленький, длинный, короткий. 6. Гусеничка. Длинный-короткий. Познакомить детей с определением длины предметов. Учить детей правильно определять и называть длину. 7. Высокий и низкий. Познакомить с частью суток. С помощью конструктора конкретно на наглядном примере познакомить детей с величиной предметов. 8. Елочка. Треугольник. Учить детей считать до 3.Продолжить учить выделять признаки сходства и различия. 9. Число 3. Большая, поменьше, маленькая. Познакомить с числом 3.Учить называть количественные числительные, указывая на предметы. 10. Форма. Учить детей сравнивать числа 2 и 3, закреплять умение сравнивать знакомые геометрические формы (круг, треугольник). 11.Число 4. Учить детей считать до 4, выделяя признаки и свойства предметов. 12.Число 5. Учить детей считать до 5. Закрепить счет до 4, учить относить последнее числительное ко всей перечисленной группе. 13.Сенсорные признаки «горячий», «холодный». Учить детей различать 3, 4, 5, предметов, учить называть числительные. 14.Сенсорные признаки «длинный», «короткий», «прямой», «кривой». Закреплять навыки счета до 5. Продолжить сравнивать предметы по длине 15.Сенсорные признаки «тяжелый», «легкий». Учить детей приемам наложения и приложения. Закрепить счет до 5. Продолжать сравнивать предметы по тяжести, употребляя слова: тяжелый-легкий. 16.Свойства: плавает, а что тонет. Познакомить детей с материалом, из которого сделаны те или иные предметы. Упражнять в счете до 5. 17.Свойства: что растворяется в воде. Продолжить знакомить детей с другими свойствами предметов. 18.Овал. Свойства: что притягивает магнит? Познакомить детей с геометрической фигурой – овал. Научить детей пользоваться магнитом. 19. Смешивание красок основных цветов. Познакомить детей с одним из свойств сенсорики - получение другого цвета при помощи смешивания двух других цветов. 20.Классификация по 1 признаку. Познакомить детей с классификацией предметов по одному какому-либо признаку и обучать в соответствии групп предметов. 21. Дикие и домашние животные. Предложить детям на конкретном примере классифицировать предметы по одному признаку (среда обитания). Закрепить пространственное 22.Транспорт.отношение (справа, слева). Продолжать учить детей классифицировать предметы по одному признаку. Упражнять в умении соотносить последнее числительное ко всей перечисленной группе. 23. Овощи и фрукты. Продолжить учить детей классифицировать предметы по данному признаку; закрепить название основных цветов. 24. Сказка «3 медведя». Учить детей на основании сказочных героев закрепить: навыки счета . 25.Сказка о геометрических фигурах. Продолжать закреплять с детьми навыки счета до 5; закрепить умение классифицировать предметы по одному признаку. 26. Сказка «Колобок». Продолжать учить сравнивать предметы по величине, обозначать словами соответствующие параметры (большой, маленький, длинны-короткий). 27. Сказка «Теремок». Продолжать закреплять навыки счета до 5.Повторить пространственные отношения внутри, снаружи, основные цвета. 28. Смешарики в гостях. Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры, тактильно определять форму предметов. 29. Путешествие в сказочный лес. Упражнять детей в классификации предметов по одному признаку. Развивать мышление, память. 30. Прогулка с Мишкой. Закреплять умение сравнивать предметы по длине и высоте. 31. Прогулка с зайкой. Закреплять умение сравнивать предметы по длине и ширине. 32.Число 6. Учить детей считать до 6.Познакомить с цифрой 6. 33.Число 7. Познакомить детей с цифрой 7. Учить считать до7. Закреплять ранее изученные числа. 34.Число 8. Познакомить детей с цифрой 8. Учить считать до 8.Закреплять навыки счета до 8. 35.Число 9, 10. Познакомить детей с цифрами 9, 10. Закреплять навыки счета до 9, 10. 36. Обобщение и закрепление изученного. Требования к уровню подготовки детей 3-4 лет по разделу программы «Математика и логика для дошкольников». Ребенок должен знать: 1. Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, овал 2. Цвет: красный, желтый, синий, зеленый. 3. Части суток :деньночь, утро-вечер 4. Различать правую и левую стороны. Должен уметь: 1. Находить много предметов и один 2. Сравнивать два предмета по длине, ширине 3. Считать до 5 4. Классифицировать предметы по цвету, форме, размеру. 5. Правую и левую руку. 6. Направление от себя, направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз Иметь представление: 1. О свойствах предметов 2. О смешивании основных цветов 3. О конусе, цилиндре, шаре. Таблицы к мониторингу качества образования «Достижения воспитанников» по разделу «Математика и логика для дошкольников» Уровни развития по разделу «Математика и логика для дошкольников» Высокий уровень – Умеет сравнивать совокупности на основе взаимооднозначного соответствия, различает «много», «мало», «один». Находит в окружающей обстановке много предметов и один. Различает форму предметов; круг, квадрат,треугольник. Средний уровень - Различает понятия «много»-мало, «много и один». Находит в окружающей обстановке много предметов и один единственный. Сравнивает 2 группы предметов путем приложения. Различает и называет форму предметов: круг, квадрат, треугольник. Различает правую и левую сторону. Низкий уровень - Различает понятия «много-мало», «много и один». Различает и называет форму предметов : круг, квадрат. Различает правую стороны. Различает и называет части суток: день-ночь, утро-вечер. План обследования детей. 1. Покажи предмет (реальный или на картинке) красного (желтого, синего черного, белого) цвета. 2. Покажи круг (треугольник, квадрат). 3. Покажи большой предмет и маленький (в наборе из двух предметов). 4. Покажи маленький предмет (в наборе из двух предметов). 5. Покажи длинную ленту (дорожку, гусеницу). 6. Покажи короткую ленту (дорожку, гусеницу) 7. Покажи (на рисунке или предметах) высокий…, а теперь низкий.. 8. Найди картинку (предмет) такой же как у меня. 9. Подбери из предметов пару. 10.Собери пирамидку. Собери матрешку. 11.Разложи иллюстрации к сказке «Репка» по порядку. 12. Посчитай до 5 наизусть. 13.Покажи 1 (2, 3, 4) пальчиков. 14.Покажи где изображено 1 (2, 3, 4) предметов. 15.Выложи столько предметов, сколько у меня. 16.Скажи на какой тарелочке больше предметов. 17.Разложи картинки на две группы Условия реализации программы Программа реализуется в течение 1 года. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Количество учащихся в группе от 10 до 12 человек. 1. Приборы и оборудование: - соответствующая мебель (парты, стулья соответствующего размера); - магнитная доска; - магнитофон, кассеты с детской музыкой. 2. Демонстрационный материал. - картинки с изображением предметов и животных; - игрушки; - наборы иллюстраций к сказкам; - настольный театр «Русские народные сказки» - сюжетные картинки. 3. Раздаточный материал. - бусы, пластмассовые или деревянные палочки; - альбомные листы, краски; - кисти, баночки для воды, тряпочки; - пластилин, стеки, доска для лепки; - яркие подносы; - нестандартное оборудование. Используемая литература 1 . Т. И. Гризик «Познаю мир» 2. Е. В. Соловьева «Математика и логика для дошкольников» 3 . В. В. Гербова «Учусь говорить» 4 . Т. Н. Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» 5. «Радуга» - программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада. 6. Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду .(методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» 7. Большая книга тестов. Для детей младшего дошкольного возраста. «РОСМЭН - ПРЕСС» 2005 г. 8. Л. В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду» 9.А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова «Здравствуй,мир! Методические рекомендации» 10. О.С.Ушакова, Е.М. Струнина «Развитие речи» Аннотация Программа предназначена для детей 3-4 лет. Срок реализации – 1 год. Цель программы: обеспечение интеллектуального, нравственного, волевого развития учащегося дошкольного возраста. Задачи: 1. Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления). 2. Развитие творческих способностей, фантазии, воображения ребенка. 3. Развитие речи, умения обосновывать свои суждения. 4. Вырабатывать умения устанавливать правильные отношения со сверстниками. В конце обучения проводится мониторинг качества образования по каждому разделу. Сведения о разработчике Ф.И.О. Бабкина Вера Викторовна ОБРАЗОВАНИЕ высшее КАТЕГОРИЯ высшая МЕСТО РАБОТЫ МАУ ДО ЦДТ пгт. Верхние Серги ДОЛЖНОСТЬ педагог дополнительного образования СТАЖ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ 25 лет