Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Хореография для дошкольников 1» для детей 4-6 лет. Срок реализации программы на 2 года обучения;

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Искусство танца – это синтез эстетического и физического развития
человека. Среди множества форм художественного воспитания
подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия
танцем не только учит понимать и создавать прекрасное, они развивают
образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.
Танцевальное искусство подразумевает развитие чувства ритма, умение
слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения,
одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног,
пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем формируют
правильную осанку, прививают основы этикета и грамотные манеры
поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Танцы
имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую
радость.
Программа ориентирована на работу с детьми 4 – 6 лет, независимо от
наличия у них специальных физических данных, на воспитание
хореографической культуры и привития начальных навыков в искусстве
танца. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного
умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется
личность человека. В период от 4 до 6 лет ребенок интенсивно растет и
развивается, движения становятся его потребностью. Программа направлена
на гармоничное развитие личности, на формирование у воспитанников
танцевальных навыков, что способствует повышению общей культуры
ребенка. Общеразвивающие упражнения, упражнения партерной гимнастики,
элементы танца исполняются под музыкальное сопровождение. Различный
характер музыки, многообразие еѐ жанров повышает эмоциональность детей,
питает воображение.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся
2 раза в неделю по 40 минут. Учебный материал включает в себя
музыкально-ритмические занятия и игры, танцевально-ритмическая
гимнастика, основы классического танца,
элементы классического и
народно-сценического танца, элементы бального танца, элементы
современного танца (на втором году обучения). На занятиях главным
является установление положительного психологического настроя детей,
создание благоприятной атмосферы в коллективе, развитие у каждого
ребенка способов самовыражения.

Цель
программы
–
формирование
дошкольников посредством хореографии.

творческой

личности

Задачи:
1. Научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения,
основам классического, народного, историко-бытового и бального танца,
музыкальной грамоте, основам актерского мастерства, научить детей
вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать
свои движения с музыкой.
2. Развитие музыкальных и физических данных детей, образного
мышления, фантазии и памяти, формирование творческой активности и
развитие интереса к танцевальному искусству.
3. Воспитание эстетически-нравственного восприятия детей и любви к
прекрасному,
трудолюбию,
самостоятельности,
аккуратности,
целеустремленности в достижении поставленной цели, умение работать в
коллективе.
Работа по программе придерживается обще дидактических принципов:
•
Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий
учет возрастных особенностей и возможностей ребенка;
•
Принцип постепенного повышения требований, заключается в
постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых
заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок;
•
Принцип систематичности – непрерывность и регулярность
занятий. Систематические занятия способствуют не только достижению
эффективности обучения, но и дисциплинируют детей, приучают их к
методичной регулярной работе и доведению до конца начатого дела;
•
Принцип сознательности и активности, предполагает обучение,
опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника
к своим действиям. Для этого необходимо четко объяснять ребенку, что и как
нужно выполнить, и почему именно так, а не иначе;
•
Принцип
повторяемости
материала,
заключается
многократном повторении вырабатываемых двигательных навыков.

в

•
Принцип гуманности выражается в безусловной вере в доброе
начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю

ребенка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и
интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального
раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и
самоутверждения;
При организации занятий используются методические приемы,
активизирующие у детей желание творчества: метод показа, словесный
метод, практический, музыкальное сопровождение, импровизационный
метод, игровой.
Формы обучения: индивидуально-групповые занятия;
коллективные репетиции; концертная деятельность. Формы контроля:
мониторинг; контрольные уроки; проверка домашнего задания; открытые
уроки.
Основная деятельность дошкольника – игра. Поэтому занятия по
хореографии строятся в игровой форме, состоящей из взаимосвязанных
игровых ситуаций, заданий, упражнений, направленных на развитие
первоначальных ритмических навыков, музыкального восприятия образа,
навыков координации движений, формирование правильной осанки. Через
игру происходит творческое самовыражение детей,
развивается
воображение и фантазия. Наиболее действенной в работе с детьми данного
возраста является цепочка «потребность - переживание – действие», которая
наиболее четко реализуется в танцевально-музыкальных играх.
Первый год обучения
Цель: формирование первоначальных
ритмической и танцевальной деятельности.

знаний

в

музыкально-

Задачи:
1) Развивать уровень двигательной деятельности.
2) Вырабатывать ритмичность и выразительность движений.
3) Развивать ориентацию в пространстве.
4) Обучить выполнению заданий по инструкции педагога.
5)Обучить выполнять простейшие танцевальные элементы и
гимнастические упражнения.
На первом году обучения дошкольники знакомятся с предметом
«Хореография». На музыкально-ритмических занятиях изучают основные
понятия и элементы танца: танцевальные шаги, элементы хореографических
упражнений, что является основой для развития чувства ритма и
двигательных
способностей.
Танцевально-ритмическая
гимнастика

представлена в образно-танцевальных композициях, каждая из которых
имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.
Музыкально-подвижные игры содержат приемы имитации, подражания,
образные сравнения, ролевые ситуации.
Ожидаемый результат:
После первого года обучения учащиеся должны выдерживать
определенную физическую нагрузку, уметь повторять заданный ритмический
рисунок, уметь ориентироваться в классе, знать и выразительно исполнять
танцевальные и ритмико-гимнастические движения.
Второй год обучения
Цель: развитие творческих способностей на основе танцевальноритмической деятельности.
Задачи:
1)
Формировать навыки для самостоятельного выбора движений в
образно-игровой ситуации.
2)
Формировать навыки танцевальной техники, основ культуры
движений.
3)

Развивать самостоятельную творческую деятельность.

4)
Развивать навыки выразительности, пластичности, мышечную
силу, гибкость, ловкость.
5)
Воспитывать ответственное отношение к начатому делу, чувства
товарищества, взаимопомощи, трудолюбия.
На втором году обучения продолжается музыкально-ритмическая и
игровая деятельность. Учащиеся начинают знакомиться с основами
классического и народного танца, с современной и бальной хореографией.
Детям дается больше самостоятельности в выборе танцевально-игровых
образов, разучиваются небольшие танцевальные этюды.
Ожидаемый результат:
После второго года обучения учащиеся владеют первоначальными
знаниями классического, народного, бального и современного танцев,
свободно выбирают игровой образ в заданной ситуации, имеют способность
к самостоятельному исполнению, ярко и выразительно представляют

танцевальные элементы, умеют общаться со сверстниками и работать в
группе.
Педагог должен проявлять определенную гибкость в подходе к каждой
конкретной группе детей, творчески решать вопросы, которые ставит перед
ним процесс обучения, учитывая при этом состав группы, физические
данные, основные способы восприятия и переработки информации и
возможности детей. Можно перенести изучение на следующий год или вовсе
исключить из программы те движения, прохождение которых окажется
недоступным данной группе детей в связи с ограниченностью их
возможностей. С другой стороны, в зависимости от необходимости,
существует возможность расширить тот или иной раздел программы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Задачи:
1. Развивать уровень двигательной деятельности.
2. Вырабатывать ритмичность и выразительность движений.
3. Развивать ориентацию в пространстве.
4. Обучить выполнению заданий по инструкции педагога.
5.Обучить выполнять
гимнастические упражнения.

№
п\п

простейшие

танцевальные

Тема

Кол-во
часов
теория
2

элементы

Кол-во
часов
практика

1.

Организационное занятие

2.

Музыкально-ритмическое занятие

25

3.

Музыкально-подвижные игры

25

4.

Танцевально-ритмическая
гимнастика

15

5.

Постановочная работа

5

Итого:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

и

72

1.Организационное занятие.
На занятиях обсуждается форма для занятий, расписание занятий,
правила посещения центра творчества. Внимание уделяется правилам
техники безопасности, пожарной безопасности, правилам поведения в
общественных местах.
2. Музыкально-ритмические занятия.
Сюда входят:

Игроритмика – является основой для развития чувства ритма и
двигательных способностей, специальные упражнения для согласования
движений с музыкой, музыкальные задания, игры.

Игрогимнастика – служит основой для освоения различных видов
движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков.
Присутствуют общеразвивающие, акробатические упражнения, упражнения
на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

Игротанцы – направлены на формирование у учащихся
танцевальных движений, что способствуе повышению общей культуры.
3. Музыкально-подвижные игры.
Являются основным видом деятельности дошкольников, где
используются практически все виды упражнений. На занятиях присутствуют
методы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации,
соревнования. Игры-путешествия включают все виды подвижной
деятельности. Данный материал служит для закрепления умений и навыков,
приобретенных ранее, помогает сплотить учащихся, дает возможность к
самостоятельности.
4. Танцевально-ритмическая гимнастика.
Здесь представлены образно-танцевальные композиции, каждая из
которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и
завершенность. Физические упражнения оказывают определенное
воздействие на учащихся, решают конкретные задачи программы. Все
композиции объединяются в комплексы упражнений. Игропластика
способствует развитию мышечной силы и гибкости. Используются элементы
гимнастических движений, упражнения
на растяжку, выполняемые в
игровой сюжетной форме. Пальчиковая гимнастика служит основой для
развития мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения
оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления,
развивают фантазию.
5. Постановочная работа.

Предусматривает составление небольших композиций, мини этюдов из
выученных ранее движений. Помогает учащимся развивать умение работать
в паре, в группе, ориентироваться в пространстве, развивать память,
воображение, быть самостоятельными.
По окончании первого года обучения дошкольники:

Знают и выполняют простейшие танцевальные и
гимнастические движения;

Проявляют ритмичность и выразительность в исполнении;

Умеют работать в паре, в группе, выполняют задания
педагога;

Выдерживают
заданную
физическую
нагрузку,
эмоциональны и подвижны.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Задачи:
1.Формировать навыки для самостоятельного выбора движений в
образно-игровой ситуации.
2.Формировать навыки танцевальной техники, основ культуры
движений.
3. Развивать самостоятельную творческую деятельность.
4.Развивать навыки выразительности, пластичности, мышечную силу,
гибкость, ловкость.
5.Воспитывать ответственное отношение к начатому делу, чувства
товарищества, взаимопомощи, трудолюбия.

№

Тема

Колво часов
теория
2

п\п

Колво часов
практика

1.

Организационное занятие

2.

Музыкально-ритмические занятия

20

3.

Танцевально-ритмическая гимнастика

10

4.

Основы классического танца

10

5.

Элементы народного танца

10

6.

Танцы – игры

10

7.

Постановочная работа

10
итого

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

72

1.Организационное занятие
На занятиях обсуждается форма для занятий, расписание занятий,
правила посещения центра творчества, правила поведения на сцене во время
занятий и выступлений. Внимание уделяется правилам техники
безопасности, пожарной безопасности, правилам поведения в общественных
местах.
2. Музыкально-ритмические занятия
Как и в первом году обучения входят игроритмика, игрогимнастика,
игротанцы. Вошли в раздел музыкально-подвижные игры, которые которые
способствуют развитию творчества и воображения.
3. Танцевально-ритмическая гимнастика.
Включает в себя:
Игропластику - способствует развитию мышечной силы и гибкости.
Используются элементы гимнастических движений, упражнения
на
растяжку, выполняемые в игровой сюжетной форме.
Игровой самомассаж – является основой закаливания и оздоровления.
Упражнения выполняются в игровой форме, способствуют формированию у
дошкольников сознательного стремления к здоровью, развивают навыки
собственного оздровления.
Креативная гимнастика – предусматривает целенаправленную работу
по применению нестандартных упражнений, специальных заданий,
творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой
инициативы.
4. Основы классического танца.
Учащиеся изучают азы классического танца.






Основные позиции рук и ног
Правильная постановка ноги на носок
Движения на середине зала
Прыжки
Партер

5. Элементы народного танца.

Учащиеся знакомятся с основами народного танца. Простейшие
элементы на середине зала. Затем из разученных элементов составляются
танцевальные этюды или законченные по форме танцевальные миниатюры.
6. Танцы – игры.
Занятия предусматривают целенаправленную работу по применению
нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр,
направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Создаются
условия для развития у детей познавательной активности, мышления,
свободного самовыражения и раскрепощения.
7.Постановочная работа.
Предусматривает составление небольших композиций, мини этюдов из
выученных ранее движений. Помогает учащимся развивать умение работать
в паре, в группе, ориентироваться в пространстве, развивать память,
воображение, быть самостоятельными.
По окончании второго года обучения дошкольники:

Имеют знания и навыки основы танцевальных движений,
культуру исполнения, самостоятельны в исполнении;

Активно проявляют свое творчество в исполнении,
выразительность, правильность игровых образов;

В танце достаточно подвижные, ловкие,
пластичные,
самостоятельные;

Проявляют
свою
заинтересованность
к
обучению,
дружелюбны, трудолюбивы, умеют работать в коллективе.

УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА
Содержание программы связано с физическим и музыкальным
воспитанием дошкольников. Обучение ведется согласно психофизическим и
возрастным особенностям учащихся, направлено на укрепление здоровья
детей, совершенствование психомоторных способностей, на развитие
творческих и созидательных способностей занимающихся.
В процессе занятий учащиеся:
1.

Самостоятельно исполняют творческие задания и танцевальные

композиции;

2.

Имеют достаточный запас танцевальных движений, знают

термины и обозначения;
3.

Проявляют устойчивые музыкально-ритмические навыки;

4.

Владеют импровизацией и показывают достаточный уровень

исполнительской выразительности;
5.

Умеют самостоятельно работать в паре, в группе, сопереживать и

ценить партнера;
6.

Проявляют взаимопомощь и трудолюбие, целеустремленность в

достижении своих целей;
7.

Раскрывают себя как творческую личность.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.

Просторное, светлое помещение, оборудованное зеркалами и

двух уровневыми станками.
2.

Музыкальное сопровождение.

3.

Магнитофон

и

аудиокассеты

с

записями

музыкальных

произведений.
4.

Детские звучащие инструменты.

5.

Коврики для партерного тренажа.

6.

Форма для занятий: тренировочный костюм, танцевальная обувь.

7.

Видеомагнитофон и видеокассеты с записями танцевальных

композиций.
8.

Концертные костюмы и обувь.

9.

Научно - методическая литература.
ЛИТЕРАТУРА

Арзамасцев

1.

О.Г.

Учебная

программа

«Развитие

ребенка

средствами хореографии». Екб. 1999
2.

Буркитченко С.С. Детская балетная студия. Екб. 2002

3.

Буракова О.А. Музыкальная пластика. Екб. 2001

4.

Ваганова А.Я. Основы классического танца. С-П. 2003

5.

Гребенюк О.С, Рожков М.И. Общие основы педагогики. М-2003

2.

Диниц Е.В. и др. Азбука танцев. Москва. 2004

7.

Жукова В.П. Учебная программа «Развитие ребенка средствами

хореографии» Екб. 2000
8.

Звездочкин Основы классического танца. С-П. 2003

9.

Козорез О.А. теория и методика преподавания народно-

сценического танца. Х. 1996
10. Козлов В.В. Акробатика. М. 2003
11.

Куприна Н.Г. Коммуникативные музыкальные игры в социальном

развитии детей. Екб. 2002
12.
13.

Куприна Н.Г. Музыкальное развитие дошкольников. Екб. 2006
Куприна Н.Г. Развитие общения у детей старшего дошкольного

возраста в музыкально-игровой деятельности. Екб.2004
14.
15.
16.

Мошкова Е.И. Ритмика и бальные танцы. Москва. 1997
Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Москва. 2006
Сусанова Е.С. Программа ансамбля современной хореографии

«Этуаль». Екб. 2004
17.
18.

Трефилова Т.В. Ритмика в школах выравнивания. Екб. 1999

ФирилеваЖ.И., Сайкина Е.Г. Танцевально-игровая гимнастика для

детей» С-П. 2001

АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ

Программа «Хореография для дошкольников» рассчитана на 2 года
обучения для детей от 4 до 6 лет.
Цель программы: формирование творческой личности дошкольников
посредством хореографии.
Задачи:
1. Научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения,
основам классического, народного, историко-бытового и бального танца,
музыкальной грамоте, основам актерского мастерства, научить детей
вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать
свои движения с музыкой.
2. Развитие

музыкальных и физических данных детей, образного

мышления, фантазии и памяти, формирование творческой активности и
развитие интереса к танцевальному искусству.
3. Воспитание эстетически-нравственного восприятия детей и любви к
прекрасному,

трудолюбию,

самостоятельности,

аккуратности,

целеустремленности в достижении поставленной цели, умение работать в
коллективе.
Программа делится на 2 уровня:
1 год обучения:

цель - формирование первоначальных знаний в

музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.
2 год обучения: цель - развитие творческих способностей на основе
танцевально-ритмической деятельности.
Программа

объединяет

следующие

разделы:

1)

музыкально-

ритмические занятия и игры, 2) танцевально-ритмическая гимнастика,
3)основы классического танца,

4) элементы классического и народно-

сценического танца, 5) элементы бального танца, элементы современного
танца (на втором году обучения).
Критериями оценки результатов обучения служит освоение программы
по годам обучения, положительные результаты мониторинга, успешное
участие в фестивалях, конкурсах, создание стабильного коллектива.

СВЕДЕНИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ
Ф.И.О. Малыгина Наталья Геннадьевна

Образование: высшее
Категория: высшая
Место работы: МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги
Должность: педагог дополнительного образования
Стаж педагогической работы: 23 лет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».