Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Вокально-инструментальный ансамбль» для детей 11-17 лет. Срок реализации программы 5 лет обучения

Пояснительная записка
Разработка данной программы

по музыкальному воспитанию

учащихся обусловлена социальным заказом поиска оптимальных форм
работы с учащимися в системе дополнительного образования.
Исходными предпосылками разработки данной программы явились
факторы негативного

влияния

на

процесс

развития личности

учащего, а именно: периферийность посѐлка, удалѐнность его от
культурных

центров,

нереализованные

интересы

учащего,

эмоциональная депривация, неблагополучное влияние окружающей
социальной среды. В основе программы систематизирован опыт
создания детского творческого коллектива на основе многосторонней
работы по обучению музыкальной грамоте, развитию вокальных
данных, обучению игре на музыкальных электроинструментах,
выработке навыков ансамблевой игры, аккомпанированию,развитию
творческой личности, способной адаптироваться в современных
условиях. Программа рассчитана на индивидуальную и коллективную
работу с учащими возраста 11-17 лет.
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа «ВИА» разработана в соответствии с Федеральным законом
РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Приказ
Министерства просвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству,

содержанию

и

организации

режима

работы

образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
(письмо Минобрнауки России, департамент государственной политики
в сфере воспитания детей и молодежи от 18 ноября 2015 года № 09-

3242); Концепцией развития дополнительного образования детей от
04.09. 2014 г. № 1726-р, Уставом МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги,
разработана в соответствии с социальным заказом и реализуется в
художественной
направленности.
Адресат программы:
Представленная

программа рассчитана для занятий с

учащимися 11-17 лет. По данной образовательной программе могут
заниматься учащиеся

без специальных знаний, умений и навыков.

Периодичность занятий: 2 раза в неделю по 2 часа.
Форма

обучения

дистанционных

очная,

технологий.

согласно возрастным и

традиционная,

Содержание

с

применением

программы

составлено

индивидуальным особенностям учащихся.

Количественный состав групп: от 5 до 8 человек. Интерес учащихся к
деятельности ВИА позволяет привлекать учащихся разного поведения,
заполнить активным

содержанием их свободное время, развивает

творческие способности и самодисциплину, чувство коллективизма,
ответственности, формирует гражданскую позицию и собственную
значимость. Методы и приѐмы, используемые в программе это: беседы,
слушание музыкальных произведений и композиций, наглядный показ,
творческие мастерские, мастер-классы, практические и репетиционные
занятия. Формы проведения занятий сохраняют, усиливают и
развивают естественное побуждение к творческому самовыражению,
дополняются прочными теоретическими знаниями, практическими
умениями и навыками владения музыкальными инструментами. В
теоретическом

разделе

взаимодействия

основного

программы
и

отражены

дополнительного

принципы
образования:

обеспечение непрерывности образования, развитие технологии и идеи
личностно - ориентированного образования, создание условий для
формирования

опыта творческой самостоятельности учащихся и

сохранение свободы

детского пространства. Последовательность

разделов учебного материала имеет логическую завершѐнность:
теоретические

сведения

подтверждаются

и

подкрепляются

практическими занятиями.
Актуальность: программа обеспечивает реализацию социального
заказа

общества

по формированию высоконравственной, духовно

богатой личности. Реализация данной программы создаѐт условия для
координации усилий семьи и образовательного учреждения в развитии
творческой

личности

учащегося,

способного

адаптироваться

в

социуме. Программа позволяет получить максимально полезный
результат в развитии художественного вкуса учащегося
Цель программы: наполнение активным содержанием свободного
времени учащихся; развитие творческой личности, имеющей навыки
самореализации и самовыражения в социуме.
Задачи :
Образовательные
Формирование знаний и умений музыкальному искусству с учѐтом
индивидуальных способностей.
Владение определѐнными теоретическими знаниями.
Умение самостоятельно пользоваться полученными практическими
навыками и теоретическими знаниями.
Развивающие
развитие музыкально - эстетического вкуса;
развитие художественно - самостоятельного творчества;
развитие коммуникативных умений и навыков общения в социуме; .
Способствование

выработке

музыкальности,

артистичности,

эмоциональной выразительности учащихся.
Развитие
учащихся.

познавательного

интереса,

творческих

способностей

Развитие способности ориентироваться в системе эстетических
ценностей, понимания процесса художественного творчества.
Воспитательные
воспитывать чувства коллективизма, ответственности;
воспитывать чувство активности и желание участвовать в делах
детского

коллектива.

Содержание программы
взаимосвязанным

между

выстроено

собой:

в

по

годам обучения,

последующем

году

совершенствуются знания, умения и навыки предыдущего. В курсе
обучения

применяются

традиционные

методы

обучения:

использования слов (беседа, рассказ, анализ музыкального или
художественного

произведения),

наглядного

восприятия

и

практические методы. Занятия проводятся как индивидуально так и в
групповой форме. Набор свободный.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 часа с перерывом 15 минут,
продолжительность занятий 45 минут, (144 часа)
Программа

рассчитана

на

5

лет

образовательной программы 720 часов.

обучения,

общий

объем

Учебный (тематический) план
1 год обучения

№

Содержание и виды

Всего

Теория практика

занятий

1.
2.
3.

Индивидуальные

Форма
контроля

занятия

на инструменте.
Постановка голоса.
Основы музыкальной грамоты.

28
28
16

14
9
6

14

Тестовые

19

задания
Тестовые

10

задания
Тестовые
задания

4.

Творческие часы (включая

14

6

8

беседы, слушание музыки)
5.

задания е
Тестовые

Групповые занятия на

48

14

34

задания

инструментах.
Концертные

10

3

7

Промежут

выступления
6.

Тестовые

аттестация

(репетиционные занятия,
творческие отчѐты, мастерклассы)
Итого

144

52

92

Итого:

144

52

92

Содержание 1 год обучения
1. Индивидуальные занятия на инструменте.
Шести струнная гитара.
Теория: Теоретические сведения

основ музыкальной грамоты;

знакомство с инструментом, общие сведения об инструменте,

устройство; настройка; положение гитары при игре в ансамбле,
постановка рук, звуко извлечение, строй; позиции аккордов.
Табулатура. Игра по табулатуре Виды боев.
Практика:
аккорды и способы их извлечения; приѐмы игры правой руки
(5 видов переборов, ); упражнения в пределах 1-3 ладов; упражнения
в пределах 3-9 ладов; подбор мелодии по слуху.2-3 произведения по
табулатуре
1.Маленький романс
2.Цыганочка
3. Трио
Клавишные инструменты.
Теория:
основы гармонии и музыкальной грамоты; устройство клавишных
инструментов; приѐмы игры
на клавишных инструментах в ансамбле; уход и правила
эксплуатации клавишных
инструментов.
Практика:
приѐмы игры одной, двумя руками; клавишные переключения;
упражнения для правой и левой рук; освоение различных видов
игры на инструменте;
упражнения для подбора по слуху.
Ударные инструменты
Теория:
устройство инструмента и правила работы с ним; - постановку рук,
упражнения одиночными ударами (по специальной подушке) в медленном
темпе, правильное и чѐткое движение рук в медленном и среднем темпах; мажорные и минорные гаммы, арпеджио трезвучий до 2-х знаков

включительно (в медленном темпе).
Практика:
Отработка постановки рук. Длительности нот на малом барабане.
Устройство инструмента на нотах Ритмические рисунки. Сбивки
2. Постановка голоса.
Теория:
основы приѐмов пения и личной гигиены голоса; основы эстрадного
исполнения; навыки
интонирования и владение голосом, слуховой контроль; понятие атаки
звука; особенности
вокального пения в ансамбле.
Практика:
певческая установка; упражнения по развитию силы звука;
упражнения на
развитие дыхания,
дикции; работа с микрофоном.
3. Основы музыкальной грамоты.
Теория:
устройство и настройка инструментов; нотное письмо, интервалы,
звукоряд, Аккордовые последовательности; основы звукоизвлечения
и вокального искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха;
основы табулатуры.
Практика:
упражнения с использованием звукоизвлечения; самостоятельная
работа по подбору музыкальных произведений (разбор партий по
табулатуре); солирование, применение ритмических группировок;
исполнение песен в собственном стиле (работа с репертуаром); работа
постановке голоса, работа
4.Творческие часы:

диспуты, дискуссии,

занятия по сплочению коллектива; рефераты,

творческие задания по темам учебно - воспитательного плана; беседы
по манерам поведения на сцене и правилам исполнительского
мастерства; концертные выступления в классах, на школьных
тематических вечерах.
5.

Групповые

занятия

на

инструментах.

Теория:
основы ансамблевой игры; функции каждого инструмента в ансамбле;
музыкальная

оправданность

применения

различных

звуковых

эффектов; солирующая роль инструментов и вокальной партии.
Практика:
ансамблевое

исполнение

простых

упражнений,

музыкальных

отрывков;
совместная игра на инструментах с голосовым сопровождением;
отработка навыков исполнительского мастерства.
6.Концертная деятельность (творческие отчѐты)
Теория:
основы исполнительского мастерства, правила поведения на сцене;
понятие

об

ансамбле, принципы исполнительского мастерства;

рефераты, дискуссии, диспуты, беседы.
Практика:
участие в мероприятиях Центра детского Творчества, праздниках,
творческие встречи с другими группами ВИА. Творческий отчѐт.
После I года обучения учащиеся
должны знать:
ноты, буквенные обозначения тональностей, знаки альтерации,
репризы, вольты; основы гармонии; жанры музыки;
должны уметь:
читать аккорды по буквам, ритм по длительности;

получить понятие игры в ансамбле: одновременно вдвоѐм, втроѐм и
т.д
Учебный (тематический) план
2 года обучения

№

1.
2.

Содержание и виды занятий

Основы музыкальной грамоты.
Индивидуальные занятия на

всего теория Практик

14
28

4
6

Форма

а

контроля

10

Тестовые

22

задания
Тестовые

инструменте.

задания
Тестовые

3.

Выработка

28

6

задания
инструментально22

ансамблевых навыков.
Тестовые
Ансамбль (работа с

4.

46

10

36

задания

репертуаром, импровизация).
Тестовые
5.

Творческие часы (мастер - классы)

18

9

9

задания

6.

выступления
Концертные (репетиционные

10

4

6

Промежут

занятия, творческие отчѐты,
участие

в

аттестация

конкурсах,

фестивалях)
Итого:

Содержание 2 год обучения
1.Основы музыкальной грамоты.
Теория:

144

39

105

(приѐмы игры на гитаре, звукоизвлечение, принципы построения
аккордов);

правила

эксплуатации

хранение,

возможности

инструмента,

электрогитары;

подключение,

игра

медиатором;

ритмические рисунки и солирующие партии электрогитары в
табулатуре.

Практика:
упражнения с использованием звукоизвлечения,

самостоятельная

работа по подбору музыкальных произведений (разбор партий по
табулатуре); солирование, применение ритмических группировок;
исполнение песен в собственном стиле (работа с репертуаром); работа
постановке голоса, работа
2.Индивидуальные занятия на инструменте
Шести струнная гитара.
Теория:

Звукоизвлечение,

строй;

позиции

аккордов,

игра

с

медиатором и без него. Аккорды с барэ. Последовательность
аккордов с барэ. Классика на гитаре. Знакомство с электрогитарой.
позиции аккордов. Табулатура. Игра по табулатуре. Виды боев.
Практика: Аккорды с барэ

и

способы

их

извлечения ; подбор

мелодии по слуху. Глушение при аккордах с барэ. Виды боев.
Тремоло. Глиссандо.Срывы. Табулатура. Игра по табулатуре. Виды
боев.
Клавишные инструменты.
Теория: Игра в режиме динамической клавиатуры (touch response),
легато и стаккато. Несложное двухголосное движение в партиях
правой и левой руки. Чтение с листа в медленном темпе мелодий с
сопровождением в виде выдержанных нот в басу. Исполнение
несложных ансамблевых пьес с педагогом в четыре руки, на двух
синтезаторах и в режиме Подбор на клавиатуре синтезатора по

слуху мелодии и баса знакомых детских песен и фрагментов
инструментальных произведений с последующим их
исполнением с авто аккомпанементом в режиме упрощѐнного взятия
аккордов (casio chord, single finger и т.п.). Импровизация музыкальных
фраз и предложений в «диалоге» с учителем
Практика: Развитие навыков аранжировки для синтезатора: гармонизация
мелодии в режиме упрощѐнного взятия аккордов авто аккомпанемента с
использованием мажорных, минорных трезвучий и доминантсептаккорда в
восьми - десяти тональностях, простейшие случаи применения авто
аккомпанемента в режиме обычного взятия аккордов (fingered); жанровые
критерии в выборе паттерна, применение в авто аккомпанементе
ритмических заполнений (fill in), применение автоматических ударных без
авто аккомпанемента (drum machine); инструментовка пьес, написанных в
простой двух и трѐх частной формах с применением режимов
автосопровождения, а также - обычной (normal) и разделѐнной (split)
клавиатуры.
Ударные инструменты
Теория:
на малом барабане: - упражнения «простые двойки» с ускорением и
замедлением; - упражнения «сложные двойки» в ровном умеренном
темпе; - дальнейшее развитие исполнения с длительностями нот
(половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые) в различных
комбинациях, в размерах 2/4, 3/4, 4/4 (alla bveve) в подвижном темпе; нота с точкой (пунктирный ритм, по возможности – триоли восьмыми
нотами в простейшем виде); - 4-6 упражнений или этюдов.
Практика:
упражнения «простые двойки»

с ускорением и замедлением; -

упражнения «сложные двойки» в ровном умеренном темпе; дальнейшее развитие исполнения с длительностями нот (половинные,
четвертные, восьмые, шестнадцатые) в различных комбинациях, в

размерах 2/4, 3/4, 4/4 (alla bveve) в подвижном темпе; - нота с точкой
(пунктирный ритм, по возможности – триоли восьмыми нотами в
простейшем виде); - 4-6 упражнений или этюдов.Сбивки.Ритмические
рисунки.
3. Выработка ансамблевых
навыков
Теория:
значение термина «ансамбль». Ансамбль

как слитное, слаженное

исполнение произведения всеми музыкантами, подчинение общему
художественному замыслу.

Понятие «аккомпанемент».

Единовременное начало и окончание игры.
Слаженная

и

уравновешенная

игра.

Точное

исполнение

длительностей. Единство темпа, согласованное изменение силы звука.
Звуковой баланс (между инструментальной и солирующей группами).
Разучивание нескольких песен и аккомпанирование солистам.
Развитие музыкально-слуховой дисциплины.
Практика:
Клавишные инструменты.

работа с репертуаром; вокально-

инструментальная работа с ансамблем; отработка собственного стиля
и манеры игры в ансамбле; подбор по слуху произведений российской
и зарубежной эстрады; игра произведения по табулатуре (наизусть).

Теория:
роль

клавишного

обоснование

инструмента

в

ансамбле;

возможности

и

приѐмов переключения; приѐмы игры в разных

стилях; джазовые импровизации; основы ансамблевой игры.
Практика:
исполнение простых по композиции песен, мелодий; создание
собственного стиля игры (элементы импровизации, джаза); развитие

навыка ансамблевой игры; отработка навыков исполнительского
мастерства.
Постановка голоса.
Теория:
гигиена голоса и слуха; интонирование и певческое дыхание,
дикция

при

исполнении;

правила работы

в ансамбле

(с

микрофоном); приѐмы двухголосия; джазовые импровизации.
Практика:
работа над репертуаром; ансамблевая работа (пение дуэтом, трио,
солирующие партии); создание собственного стиля исполнения;
работа с микрофоном.
4. Ансамблевая работа.
Теория:
функции каждого инструмента в ансамбле; звуковой баланс;
настройка инструментов;
работа с монитором; аранжировка и импровизация; соединение
основных партий наизусть и по табулатуре.
Практика:
работа

с

репертуаром;

вокально-инструментальная

работа

с

ансамблем; отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле;
подбор по слуху произведений российской и зарубежной эстрады;
игра произведения по табулатуре (наизусть).
5.

Творческие

Концертные

часы.

выступления.

Теория:
основы

техники

безопасности

при

массовых

мероприятиях;

подключение, баланс, настройка
инструментов; хранение и использование аппаратуры в условиях ЦДТ
Практика:

участие в поселковых

и городских культурных мероприятиях;

проведение творческих часов, совместно с группами первого года
обучения; творческие отчѐты и вечера группы второго года обучения;
концертные выступления.
После II года обучения учащиеся
должны знать:
интервалы в пределах октавы;
аббревиатуру, аккорды с обращениями, элементы музыкальной
формы;
должны уметь:
читать партии своих инструментов или голоса с листа, читать ритм,
исполнять произведения соло или ансамбля с учѐтом динамических
оттенков, петь с элементами двухголосия.

Учебный (тематический) план
3 года обучения
№

1.

Содержание и виды

Кол-во

занятий

часов

я

ика

Контроля

12

6

6

Тестовые

Основы музыкальной

теори Практ

грамоты и гармонии.
2. Вокально- ансамблевая работа.

Форма

задания
Тестовые
38

6

32

задания
Тестовые

3.

Творческие часы (включая

18

9

9

задания

беседы, слушание).
Тестовые
4.

Ансамбль (работа с
репертуаром, импровизация,
аккомпанирование).

36

10

26

задания

5.
п6.

Работа с электроаппаратурой.
Концертная деятельность

р (творческие отчеты, конкурсные
Итого:
выступления)
д

14
26

8

Тестовые

22

задания
Промежут.

6
4

аттестация
144

41

103

а
.обученя
1

1. Основы музыкальной грамоты.
Теория:
устройство и настройка инструментов; солирующая роль каждого
инструмента в ансамбле; подчинение
ансамблевым

задачам;

вокальной

партии

основы звукоизвлечения

общим

и вокального

искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха; «чтение»
табулатуры.
Практика:
упражнения с использованием импровизаций, элементов джаза и
аранжировка песен собственного исполнения; самостоятельная работа
по подбору музыкальных произведений (разбор партий по табулатуре)
солирование, применение ритмических группировок; исполнение
песен в собственном стиле (работа с репертуаром); работа постановке
голоса, работа над дикцией, отработка певческих навыков;
аккомпанирование.
2.Вокально - ансамблевая работа.
Теория:
основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; роль
ВИА в жизнедеятельности ЦДТ; роль каждого инструмента в
ансамбле;

принципы

исполнительского

мастерства;

чистота

исполнения,

строй,

единство

темпа

и

ритма

в

ансамбле;

импровизация, создание собственного стиля исполнения, аранжировка
песен;

солирующая

вокалистами

(

роль

инструментов

использование

элементов

ансамбля;
джаза);

работа

с

понятие

о

музыкальных стилях и направлениях современности; средства
музыкальной выразительности, используемые в ансамбле; работа с
компьютерной программой Guitar Pro 4 (обучение умению «читать»
партию по табулатуре»).
Практика:
Подключение, настройка инструментов, звуковой баланс ансамбля;
игра в разных музыкальных стилях; солирующие партии для
инструментов;

гармония,

подбор

по

слуху

музыкальных

произведений; создание и игра в собственном стиле и манере
исполнения; подчинение аккомпанемента единым требованиям при
игре

в

ансамбле;

ритмические

аранжировки,

импровизация,

самостоятельное детское творчество; игра произведений российской и
зарубежной рок-музыки из компьютерной программы Guitar Pro 4.
3 Концертная (творческая) деятельность.
Теория:
основы

исполнительского

мастерства;

творческие

рефераты,

диспуты, дискуссии; беседы,
слушание лучших композиций российской и зарубежной эстрады.
Практика:
музыкальное оформление вечеров, дискотек; участие в поселковых и
городских мероприятиях,
фестивалях, конкурсах; творческие часы, отчѐты, практические
занятия, совместно с учащимися
4. Ансамблевая работа.
Теория:

функции каждого инструмента в ансамбле; звуковой баланс;
настройка инструментов; работа с монитором; аранжировка и
импровизация;

соединение

основных

партий

наизусть

и

по

табулатуре.
Практика:
работа

с

репертуаром;

вокально-инструментальная

работа

с

ансамблем; отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле;
подбор по слуху произведений российской и зарубежной эстрады;
игра произведения по табулатуре (наизусть).
5. Работа с электроаппаратурой
уход и эксплуатация музыкальных инструментов в условиях Центра
Детского Творчества; настройка, подключение, работа с монитором,
микрофоном, звуковой баланс; основы техники безопасности при
работе с электроаппаратурой; запись фонограмм; ревизирование
соединительных шнуров,штекеров .
4. Концертная деятельность.
Теория:
музыкальное
городских

оформление

вечеров,

участие

в

поселковых

и

мероприятиях, фестивалях, конкурсах; творческие часы,

отчѐты, практические занятия, совместно с учащимися 2 и З года
обучения; участие в мастер классах; гастрольная деятельность ВИА.
Практика:
музыкальное
городских

оформление

вечеров,

участие

в

поселковых

и

мероприятиях, фестивалях, конкурсах; творческие часы,

отчѐты, практические занятия, совместно с учащимися 2 и З года
обучения; участие в мастер классах; гастрольная деятельность ВИА.
После III года обучения учащиеся
должны знать:

основы нотной грамоты, строение и обращения септаккордов;
основы

звукоизвлечения

инструментов;

и

вокального

искусства;

настройку

истоки рока, стили и направления; основы

звукорежиссерской деятельности.
должны уметь:
Правила техники безопасности при работе с электроаппаратурой.
Функции
Понятие

и

назначение

аранжировка

и

инструментов

импровизация

(на

ансамбля.

примере

песен

собственного сочинения)
Историю российских и зарубежных рок групп («Кино», «Машина
времени», «Алиса», «Ария», «Scorpion», «ДДТ» и др.) Истоки джаза.
Исполнение песен в разных стилях и с использованием собственной
манеры игры (от 3 до 5 произведений).
вокально-инструментального
аппаратура и т. д.)
выступления.

ансамбля

Особенности организации
(принципы,

звуковая

Составление проекта собственного концертного

Основы звукооператорской работы.

Сценический

образ.
Учебный (тематический план)
4 года обучения

№

Содержание и виды занятий

Все

теория

Практика

го

1.

Основы музыкальной

час
12

грамоты и гармонии.

ов

Форма
контроля

6

6

Тестовые
контроля
задания
Тестовые

2.
3.

Вокально -ансамблевая работа. 26
Творческие часы (включая
беседы, слушание).

18

6

20

9

9

задания

Тестовые
задания

Ансамбль (работа с

4.

26

10

16

Тестовые
задания

репертуаром, импровизация,
аккомпанирование). Работа с
электроаппаратурой.

Тестовые

5. Звукооператорская деятельность. 10

4

6

Профессионально-

4

12

6.

16

задания

Тестовые
задания

ориентированная деятельность.
Индивидуальная
работа
7.

18

6

12

Тестовые
задания

с учащимися.

Промежут
аттестация

Концертная

8.

деятельность (творческие
выступления,
участие в
отчеты, мероприятиях)
конкурсные
школьных
Итого:

18

4

14

144

49

95

Содержание программы 4 года обучения
1.Основы музыкальной грамоты.
Теория:
устройство и настройка инструментов; солирующая роль каждого
инструмента в ансамбле; подчинение
ансамблевым

задачам;

основы

вокальной

партии

звукоизвлечений

общим

и вокального

искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха.
Практика:
упражнения с использованием импровизаций, элементов джаза и
аранжировка песен собственного исполнения; самостоятельная
работа по подбору музыкальных произведений ( разбор партий);
солирование, применение ритмических группировок; исполнение

песен в собственном стиле ( работа с репертуаром);работа постановке
голоса,

работа

над

дикцией,

отработка

певческих

навыков;

аккомпанирование.
2.Вокально- ансамблевая работа.
Теория:
основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой; роль
ВИА в жизнедеятельности школы; роль каждого инструмента в
ансамбле;

принципы

исполнения,

строй,

исполнительского
единство

темпа

и

мастерства;
ритма

в

чистота
ансамбле;

импровизация, создание собственного стиля исполнения, аранжировка
песен;

солирующая

вокалистами

роль

инструментов

(использование

элементов

ансамбля;
джаза);

работа

с

понятие

о

музыкальных стилях и направлениях'1 современности; средства
музыкальной выразительности, используемые в ансамбле; работа с
компьютерной программой Guitar Pro 4 ( «чтение» партии своего
инструмента по табулатуре).
Практика:
подключение, настройка инструментов, звуковой баланс ансамбля;
игра в разных музыкальных стилях; солирующие партии для
инструментов;

гармония,

подбор

по

слуху

музыкальных

произведений; создание и игра в собственном стиле и манере
исполнения; подчинение аккомпанемента
единым требованиям при игре в ансамбле; игра произведений
российской и зарубежной рок-музыки из компьютерной программы
Guitar

Pro

4;

ритмические

аранжировки,

импровизация,

самостоятельное детское творчество.
3.

Творческие часы

Теория:
основы исполнительского мастерства; творческие рефераты,

диспуты, дискуссии; беседы, слушание лучших композиций
российской и зарубежной эстрады.
Практика:
музыкальное оформление вечеров, дискотек; участие в поселковых и
городских мероприятиях, фестивалях, конкурсах; творческие часы,
отчѐты, практические занятия, совместно с учащимися.
4. Ансамблевая работа.
Теория:
функции каждого инструмента в ансамбле; звуковой баланс;
настройка инструментов; работа с монитором; аранжировка и
импровизация;

соединение

основных

партий

наизусть

и

по

табулатуре.
Практика:
работа

с

репертуаром;

вокально-инструментальная

работа

с

ансамблем; отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле;
подбор по слуху произведений российской и зарубежной эстрады;
игра произведения по табулатуре (наизусть).
Уход и эксплуатация музыкальных инструментов в условиях школы;
настройка, подключение, работа с монитором, микрофоном, звуковой
баланс;

основы

техники

электроаппаратурой;

безопасности

запись

фонограмм;

при

работе

с

ревизирование

соединительных шнуров, штекеров.
5.Звукооператорская деятельность.
Теория:
выстраивание

инструментов

ансамбля

по

камертону;

работа

звукооператора, роль, его участие
проведении

концертных

номеров; звукозаписывающие устройства

(строение принцип звукозаписи); баланс звука; особенности акустики
зала; устройство пульта, значение верхних и нижних частот монитора;

усилительная аппаратура: строение, роль, мощность, возможности
Практика:
звуковой баланс микрофонов (акустика, выстраивание звука в зале);
регулирование звука на
мониторе

(выстраивание

частот);

звукозапись

инструментов

(минусовка); запись фонограмм
ансамблевой

игры;

звукооператорская

деятельность

во

время

мероприятий
6. Профессиональное ориентирование учащихся.
Теория:
беседы о направлениях в музыке и тенденциях музыкальных
направлений; встречи с представителями профессий звукооператора и
музыкантами-

исполнителями.);обучение

умению

составлять

личностно-ориентированный план; составление личностной базы
данных своих умений и навыков, интересов и склонностей;
информация о поступлении и дальнейшем обучении учащихся в
музыкальных училищах.
Практика:
профессиональные пробы учащихся (концертная деятельность);
записи произведений собственного сочинения и исполнения (запись
альбома группы); концертные выступления в Центре Детского
Творчества;на различных конкурсах.
7. Индивидуальная работа.
Теория:
солирующая роль каждого инструмента в ансамбле; подчинение
вокальной партии общим ансамблевым
музыкальной
инструментах;
септаккордов;

грамоты;

аранжировка

основы
хроматические

построения

задачам;
и

основы

импровизация
секстаккордов

на
и

гаммы; вариации на заданные темы;

основы джазового исполнения.
Практика:
исполнение

ранее

собственной

изученных

аранжировкой;

произведений
подбор

по

с

вариациями

слуху

и

музыкальных

произведений; отработка собственного стиля и манеры игры в
ансамбле; записи произведений собственного сочинения и исполнения
(альбом группы); участие в мастер классах; проведение собственного
творческого вечера
После 4-го года обучения учащиеся
должны знать:
работа

с

репертуаром;

вокально-инструментальная

работа

с

ансамблем; отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле;
подбор по слуху произведений российской и зарубежной эстрады;
игра произведения по табулатуре (наизусть).
должны уметь:
играть выразительно солирующие партии и ансамблевые партии;
выразительно исполнять вокальные произведения;
сценические навыки на выступлении;

применять

работать с музыкальными

программами на
компьютере.

сольное исполнение на инструменте;

слуху свою партию из незнакомой фонограммы;

подбирать по

исполнять песни в

разных жанрах.
Учебный (тематический план)
5 год обучения

№

Содержание и виды занятий

1.

Основы музыкальной
грамоты и гармонии.

всего
часов

10

теория

4

Практика

Форма

6

Тестовые

контроля

задания

2.

Вокально -ансамблевая

3.

работа.
Творческие часы (включая

4.

беседы, слушание).
Ансамбль (работа с

26

6

14

4

32

10

20

Тестовые

10

задания
Тестовые

22

задания
Тестовые

репертуаром, импровизация,

задания

аккомпанирование). Работа с
электроаппаратурой.
5.

Звукооператорская

6.

деятельность.
Профессионально -

12

6

18

ориентированная работа.
работа
7. Индивидуальная

4

14

4

6

Тестовые

14

задания
Тестовые

10

задания
Тестовые

с учащимися.

задания

Концертная

8.

18

9

9

выступления, участие в

Промеж
аттестация

мероприятиях ЦДТ)
деятельностьИтого:
(творческие
отчеты,

144

47

97

конкурсные
Содержание программы 5 года обучения

1. Основы музыкальной грамоты.
Теория:
устройство и настройка инструментов; солирующая роль каждого
инструмента в ансамбле; подчинение
ансамблевым

задачам;

вокальной

партии общим

основы звукоизвлечений

и вокального

искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха;
Практика:
упражнения с использованием импровизаций, элементов джаза и
аранжировка песен собственного исполнения; самостоятельная работа
по

подбору

музыкальных

произведений

(

разбор

партий);

солирование,
применение

ритмических

группировок;

исполнение

песен

в

собственном стиле ( работа с репертуаром); работа по постановке
голоса,

работа

над

дикцией,

отработка

певческих

навыков;

аккомпанирование.
2.Вокально - ансамблевая работа.
Теория:
основы

техники

электроаппаратурой;

безопасности
роль

при

работе

с

ВИА в жизнедеятельности Центра

Детского Творчества; роль каждого инструмента в ансамбле;
принципы исполнительского мастерства; чистота исполнения, строй,
единство темпа и ритма в ансамбле; импровизация, создание
собственного стиля исполнения, аранжировка
песен;

солирующая

роль

инструментов

ансамбля;

работа

с

вокалистами (использование элементов джаза в рок музыке); понятие
о музыкальных стилях и направлениях современности; средства
музыкальной выразительности, используемые в ансамбле; работа с
компьютерной программой Guitar Pro 4.
Практика:
подключение, настройка инструментов, звуковой баланс ансамбля;
игра в разных музыкальных стилях; солирующие партии для
инструментов;
гармония, подбор по слуху музыкальных произведений; создание и
игра в собственном стиле и манере исполнения; подчинение
аккомпанемента

единым

требованиям

при

игре

в

ансамбле;

ритмические аранжировки, импровизация, самостоятельное детское
творчество.
3.Творческие часы
Теория:

основы исполнительского мастерства; творческие рефераты, диспуты
, дискуссии; беседы, слушание лучших композиций российской и
зарубежной

эстрады.

Практика:
музыкальное
городских

оформление

вечеров,

участие

в

поселковых

и

мероприятиях, фестивалях, конкурсах; творческие часы,

отчѐты, практические занятия, совместно с учащимися 2 и З года
обучения; участие в мастер классах; гастрольная деятельность ВИА.
4. Ансамблевая работа.
Теория:
функции каждого инструмента в ансамбле; звуковой баланс;
настройка инструментов; работа с монитором; аранжировка и
импровизация;

соединение

основных

партий

наизусть

и

по

табулатуре.
Практика:
работа

с

репертуаром;

вокально-инструментальная

работа

с

ансамблем; отработка собственного стиля и манеры игры в ансамбле;
подбор по слуху произведений российской и зарубежной эстрады;
игра произведения по табулатуре (наизусть). Уход и эксплуатация
музыкальных

инструментов

в

условиях

школы;

настройка,

подключение, работа с монитором, микрофоном, звуковой баланс;
основы техники безопасности при работе с электроаппаратурой;
запись фонограмм; ревизирование соединительных шнуров, штекеров.
5.Звукооператорская деятельность.
Теория:
выстраивание

инструментов

ансамбля

по

камертону;

звукооператора, роль, его участие в проведении
номеров;

звукозаписывающие

устройства

работа

концертных

(строение,

принцип

звукозаписи); баланс звука; акустика зала.; устройство пульта,
значение верхних и нижних

частот монитора; усилительная аппаратура: строение, роль, мощность,
возможности.
Практика:
звуковой баланс микрофонов (акустика, выстраивание звука в зале);
регулирование звука на мониторе (выстраивание частот); звукозапись
инструментов (минусовка); запись фонограмм ансамблевой игры;
звукооператорская деятельность во время школьных мероприятий.
6.Профессиональное ориентирование учащихся.
Теория:
беседы о направлениях в музыке и тенденциях музыкальных
направлений; встречи с представителями профессий звукооператора
и музыкантами - исполнителями, обучение умению составлять
личностно -ориентированный план; составление личностной базы
данных своих умений и навыков, интересов и склонностей;
информация о поступлении и дальнейшем обучении учащихся в
музыкальных училищах.
Практика:
экскурсии

(цель:

профессиональной
связанных

с

расширение
деятельности

кругозора

учащихся

представителей

звукооператорской

о

профессий,

работой,

вокально-

инструментальным направлением и т.д.); профессиональные пробы
учащихся

(концертная

деятельность);

записи

произведений

собственного сочинения и исполнения (альбом группы), концертные
выступления;
7. Индивидуальная работа
Теория:
солирующая роль каждого инструмента в ансамбле;
вокальной партии общим ансамблевым
музыкальной

грамоты;

аранжировка

задачам;
и

подчинение
основы

импровизация

на

инструментах; основы построения секстаккордов и септаккордов;
хроматические гаммы; вариации на заданные темы; основы джазового
исполнения.
Практика:
исполнение

ранее

собственной

изученных

аранжировкой;

произведений
подбор

по

с

вариациями

слуху

и

музыкальных

произведений; отработка собственного стиля и манеры игры в
ансамбле; записи произведений собственного сочинения и исполнения
(альбом группы); участие и проведение
учащихся

мастер - классов для

1-2 года обучения; проведение собственных творческих

вечеров; гастрольная деятельность ВИА в окружном масштабе.
После 5-го года обучения учащиеся
должны знать:
функции каждого инструмента в ансамбле; звуковой баланс;
настройка инструментов;
работа с монитором; аранжировка и импровизация; соединение
основных партий наизусть и по
табулатуре.
должны уметь:
играть выразительно солирующие партии и ансамблевые партии;
выразительно исполнять вокальные произведения;
сценические навыки на выступлении;

применять

работать с музыкальными

программами на
компьютере.

сольное исполнение на инструменте;

слуху свою партию из незнакомой фонограммы;

исполнять песни в

разных жанрах.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:

подбирать по

-понимание музыкального искусства как одной из богатейших и
наиболее полный областей знаний, прошедших через всю историю
человечества;
-формирование и развитие художественного вкуса.
-понимание значения игры на инструментах как одного из важнейших
видов искусств, формирующих гармонически развитую личность и
эстетические идеалы человека, его художественно - творческие
способности;
-воспитание патриотизма, национального самоопределения, чувства
гордости за свою Родину, историю своего народа;
- формирование мотивации к художественному музыкальному
творчеству, целеустремлѐнности и воли в достижении поставленной
цели;
- формирование представлений о нравственных нормах, развитие
эмоциональной отзывчивости и восприимчивости к проблемам других
людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных жизненных ситуациях.
Метапредметные:
- возможность расширения и углубления своих знаний в области
современного

музыкального

искусства,

обогащения

своих

интеллектуальных и эмоциональных возможностей;
-

самостоятельно

разучивать

музыкальные

направления

и

реализовывать собственные творческие замыслы, выступая перед
зрителями;
- анализировать музыкальные номера, понимать их структуру,
выделяя
моменты развития, кульминации
Предметные:

По окончанию каждого обучения учащиеся должны овладеть
коммуникативными навыками, осознать свою значительность в
коллективе.
В ходе освоения программы у учащихся должны быть сформированы
следующие компетенции:
Ценностно – смысловые компетенции: умение адекватно оценивать
свои

способности

и

возможности,

понимание

необходимости

личностного роста для успешного самоопределения в будущем, а так
же внутренняя мотивация приобретения знаний для дальнейшего
образования.
Общекультурные компетенции. Проявление личностных качеств:
Гражданских,

нравственных, интеллектуальных, общей культуры,

стремление жить в гармонии с окружающим миром.
Учебно – познавательные компетенции: умение самостоятельно
планировать свою деятельность, способность к самореализации и
самообразованию, активность в выборе деятельности.
Информационные компетенции: при помощи реальных объектов и
информационных технологий способность самостоятельно искать,
анализировать и отбирать необходимую информацию.
Коммуникативные

компетенции:

умение

жить

и

работать

в

коллективе, имея понятия о социальных ролях (лидер – организатор,
лидер – генератор идей, исполнитель, зритель), иметь представления о
способах выхода из конфликтных ситуаций.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
С момента поступления учащегося в объединение проводится
педагогический мониторинг с целью выявления уровня обучения и
развития, формирования музыкальных способностей способностей,
определения задач индивидуального развития

Тестовые задания для учащихся первого года обучения.
1. Понятия о средствах музыкальной выразительности.
2. История, устройство инструмента, виды и функция инструмента в
ансамбле: гитара, клавишные, ударные.
3.Обозначение аккордов Понятия о стилях музыки, направлениях
музыкального искусства.
4.Гигиена слуха и голоса. Правила техники безопасности при игре в
ансамбле.
5.Самостоятельное исполнение 1-2 произведений разного характера.
Тестовые задания для учащихся второго года обучения.
1.Принципы игры и вокального исполнения в ансамбле
2.Функция каждого инструмента в ансамбле (настройка).
3.Самостоятельное исполнение 2-4 произведений (наизусть и по
табулатуре).
Pro.
электроинструментах.

4.Работа с компьютерной программой Guitar
5.Техника безопасности при работе на
6.Уход за инструментами и

настройка гитары,
аранжировки музыкальных произведений.
вокально-инструментальном ансамбле.

7.Понятие импровизации и
8.Принципы игры в

Тестовые и творческие задания для учащихся третьего года
обучения.
1.

Правила техники безопасности при работе с электроаппаратурой.

2.

Функции и назначение инструментов ансамбля.

3.

Понятие аранжировка и импровизация (на примере песен

собственного сочинения).
4.

История российских и зарубежных рок- групп ( «Кино»,

«Машина времени», «Алиса», «Ария», «Scorpion», «ДДТ» и др.)
5.

Истоки джаза.

6.

Особенности организации вокально-инструментального ансамбля

(принципы, звуковая аппаратура и т. д.).
7.

Исполнение песен в разных стилях и с использованием

собственной манеры игры (от 2 до 4 произведений: группой).
8.

Исполнение 1-2 музыкальных произведений из компьютерной

программы Guitar Pro (по выбору учащихся: дуэтом или группой).

Тестовые и творческие задания для учащихся 4-5 года обучения.
1. Правила техники безопасности при работе с электроаппаратурой.
2.Функции и назначение инструментов ансамбля.
3.Понятие аранжировка и импровизация (на примере песен
собственного сочинения или вариаций произведений популярных рокгрупп).
4.История российских и зарубежных рок- групп ( «Кино», «Машина
времени», «Алиса», «Ария», «Scorpion», «ДДТ» и др.)
5.Истории о джазовых исполнителях.
6.Составление проекта концертного выступления собственной
музыкальной группы: стиль, манера исполнения.
7.Основы звукооператорской работы: теория и практические навыки.

8.Составление проекта собственного мастер - класса: по разученным
произведениям.
9.Составление проекта альбома своей группы. Реклама, имидж
группы.
10.Проект рекламной компании своей группы.
Текущий контроль уровня теоретических знаний, практических
навыков и умений осуществляется на каждом занятии: беседа,
опрос, наблюдение педагога за практической деятельностью,
просмотры и контрольные упражнения, взаимная оценка, оценка
педагогом, выполненной учащимся работы. Уровень умений и
навыков учащихся проверяется по результатам практической
деятельности в соответствии со степенью их усвоения.

Важным

видом текущего контроля является контроль техники исполнения
движений, который производит педагог совместно с учащимся в
процессе занятий.
Промежуточный контроль (промежуточная аттестация)
проводится один раз в год (май) в форме открытого занятия.
Цель: выявление соответствия уровня теоретической и
практической подготовки учащихся программным требованиям.
Задачи:


определение уровня усвоения учащимися теоретических знаний в

соответствии с данным периодом обучения;


определение уровня формирования практических умений, в

соответствии с данным этапом обучения.
Срок проведения: май
Форма проведения: контрольный урок.

2.Функция каждого инструмента в ансамбле (настройка).
3.Самостоятельное исполнение 2-4 произведений (наизусть и по
табулатуре).
4.Работа с компьютерной программой Guitar Pro.
5.Техника безопасности при работе на электроинструментах.
6.Уход за инструментами и настройка гитары,
7.Понятие импровизации и аранжировки музыкальных произведений.
8.Принципы игры в вокально-инструментальном ансамбле.

Тестовые и творческие задания для учащихся третьего года
обучения.
9.

Правила техники безопасности при работе с электроаппаратурой.

10. Функции и назначение инструментов ансамбля.
11. Понятие аранжировка и импровизация (на примере песен
собственного сочинения).
12. История российских и зарубежных рок- групп ( «Кино»,
«Машина времени», «Алиса», «Ария», «Scorpion», «ДДТ» и др.)
13. Истоки джаза.
14. Особенности организации вокально-инструментального ансамбля
(принципы, звуковая аппаратура и т. д.).
15. Исполнение песен в разных стилях и с использованием
собственной манеры игры (от 2 до 4 произведений: группой).
16. Исполнение 1-2 музыкальных произведений из компьютерной
программы Guitar Pro (по выбору учащихся: дуэтом или группой).

Тестовые и творческие задания для учащихся 4-5 года обучения.
1. Правила техники безопасности при работе с электроаппаратурой.
2.Функции и назначение инструментов ансамбля.

3.Понятие аранжировка и импровизация (на примере песен
собственного сочинения ил вариаций произведений популярных рокгрупп).
4.История российских и зарубежных рок- групп ( «Кино», «Машина
времени», «Алиса», «Ария», «Scorpion», «ДДТ» и др.)
5.Истории о джазовых исполнителях.
6.Составление

проекта

концертного

выступления

собственной

музыкальной группы: стиль, манера исполнения.
7.Основы звукооператорской работы: теория и практические навыки.
8.Составление проекта собственного мастер - класса: по разученным
произведениям.
9.Составление проекта альбома своей группы. Продюсерская работа:
реклама, имидж группы.
10.Проект рекламной компании своей группы.
Текущий контроль уровня теоретических знаний, практических
навыков и умений осуществляется на каждом занятии: беседа,
опрос,

наблюдение

педагога

за

практической деятельностью,

просмотры и контрольные упражнения, взаимная оценка, оценка
педагогом, выполненной учащимся работы. Уровень умений и
навыков

учащихся

проверяется

по

результатам

практической

деятельности в соответствии со степенью их усвоения.

Важным

видом текущего контроля является контроль техники исполнения
движений, который производит педагог совместно с учащимся в
процессе занятий.
Промежуточный

контроль

(промежуточная

аттестация)

проводится один раз в год (май) в форме открытого занятия.
Цель:

выявление

соответствия

уровня

теоретической

практической подготовки учащихся программным требованиям.
Задачи:

и



определение уровня усвоения учащимися теоретических знаний в

соответствии с данным периодом обучения;


определение уровня формирования практических умений, в

соответствии с данным этапом обучения.
Срок проведения: май
Форма проведения: контрольный урок.
Критерии оценки
Минимальный уровень (1 ─ 4 балла) ─ учащийся не владеет
теоретическими знаниями, не развит музыкальный и ритмический
слух, не знает основные позиции аккордов, не правильно исполняет
упражнения, не способен к самостоятельности, быстрая утомляемость,
неустойчивое внимание.
Средний уровень (5 ─ 8 баллов) ─ учащийся отвечает на
теоретические вопросы с небольшой помощью педагога, слышит
музыку и ритм, согласовывает ритм с музыкой, но допускает не
точности в исполнении. Эмоциональная отзывчивость, интерес,
желание включиться в музыкальную деятельность.
Максимальный

уровень (9

─ 10

баллов) ─ творческая

активность учащегося, его самостоятельность, инициатива; учащийся
показывает высокий уровень знаний теоретического материала,
выполняет

исполнение произведения

терминологию,

ориентируется

в

без

ошибок,

знает

пространстве. Устойчивость

внимания.
Итоговый контроль уровня теоретических знаний, практических
навыков и умений учащегося осуществляется в конце каждой темы.
Итоговая аттестация проходит в виде итогового
использованием устного опроса .

занятия

с

Цель:

выявление

материала,

уровня

усвоения

соответствие

учащимися

программного

прогнозируемым

результатам

образовательной программы.
Задачи:


определение

степени

усвоения

практических

умений

и

навыков в
соответствие

с прогнозируемыми результатами данного года

обучения;


выявление уровня усвоения теоретических знаний;



определение

уровня

развития

индивидуальных

творческих

способностей;


анализ полноты реализации программы, данного года обучения.

Срок проведения: конец апреля – начало мая.
Форма проведения: контрольный урок.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
№ п/п

Начало и

Кол-во

окончание учебных

1

Кол-во

Продолжительность

Сроки

учебных

и периодичность

аттестации

уч.года

недель

часов

занятий

С1

38

144

2 раза по 2 часа

сентября

Январь
май

по 28 мая
2

С1

38

144

2 раза по 2 часа

сентября

Январь
май

по 28 мая
3

С1
сентября

38

144

2 раза по 2 часа

Январь
май

по 28 мая
4

С1

38

2 раза по 2 часа

144

Январь

сентября

май

по 28 мая
5

С1

38

2 раза по 2 часа

144

Январь

сентября

май

по 28 мая

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Для успешного выполнения образовательной программы необходимы
следующие условия:
Материально- техническое обеспечение
1.Просторное, светлое помещение.
2.Музыкальные инструменты
3.Микрофоны
4.Клавишные инструменты

5.Ударная установка
6.Аппаратура для воспроизведения звука
7.Концертные костюмы .
Информационное обеспечение – аудиозаписи музыкальных треков в
исполнении

известных

поп-групп,

видеозаписи

фестивалей

и

концертов, видеозаписи выступлений учащихся на концертах,
фотоматериалы
публичных выступлений учащихся, интернет- источники по тематике
современного ВИА;

Кадровое

обеспечение

педагог

-

должен

иметь

специальное

музыкальное образование, опыт работы с детьми, уметь играть на
инструментах на профессиональном уровне.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Особенности организации образовательного процесса.
Тренировочные

занятия

-

основная

форма

подготовки.

(под

руководством
педагога) отдельных номеров, связок путѐм многократных повторений
(целиком и частями).
Постановочные занятия - творческий процесс создания вокальноинструментального номера. Информационное занятие предполагает
беседы и лекции. Фронтальная беседа – специально организованный
диалог, в ходе которого педагог руководит обменом мнениями по
какому-либо

вопросу

(проблеме).

Лекция

–

представление,

демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какомулибо

вопросу.

Сущностное

назначение

лекций

состоит

в

квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, которое
позволяет слушателю сориентироваться в информации.
Практическое занятие - материальная, целеполагающая деятельность
людей.
Важную

роль

в

процессе

обучения

и

воспитания

играет

сотрудничество с родителями. Родители присутствуют на открытых
уроках, концертах и других мероприятиях внутри объединения и в
Центре детского творчества. В начале и конце учебного года
проводятся родительские собрания по темам, связанным с процессом
обучения и воспитания. В течение всего учебного года проводятся
индивидуальные консультации с родителями по самым разным
вопросам

(посещаемость,

успеваемость,

поведение,

взаимоотношения

со

сверстниками и педагогом.
Методы обучения при реализации программы обучения используются
как традиционные, так и инновационные технологии:
репродуктивный метод – педагог сам объясняет материал,
проблемный - педагог помогает в решении проблемы,
поисковый - учащиеся сами решают проблемы, а педагог делает
выводы,
дискуссионный - вопросы решаются в процессе дискуссии педагога и
учащихся,
метод ступенчатого повышения нагрузок - предполагает постепенное
увеличение нагрузок по мере освоения технических приѐмов,
методы развивающего обучения предполагают, что часть материала
учащиеся добывают самостоятельно, исходя из имеющихся знаний.
Методы воспитания:
поощрение - педагог поощряет учащихся словесно за даже
незначительные успехи в освоении определѐнного материала,
Стимулирование - педагог определенным образом стимулирует
учащихся
на освоение, каких - либо решения проблем,
мотивация - педагог показывает открывающиеся возможности при
решении каких-либо проблем.
Формы организации учебного занятия:
концерт - является формой зачѐта при освоении программных
инструментальных номеров, конкурс – позволяет учащимся более
объективно

оценивать

свою

технику

выступления других выступающих.

исполнения,

сравнивая

Педагогические технологии.

Используются следующие виды педагогических технологий:

технология индивидуализации обучения - позволяет контролировать
все
стороны обучения, технология дифференцированного обучения целью, которой является создание оптимальных условий для развития
способностей учащихся, технология личностно -ориентированного
обучения – организует воспитательный процесс на основе глубокого
уважения

к

личности

учащегося,

учѐт

особенностей

его

индивидуального развития, отношение к нему как к полноправному
участнику образовательного процесса, информационные технологии все

технологии,

использующие

технические

информационные

средства: компьютер, аудио видео теле средства обучения, здоровье
сберегающие технологии - создание условий для улучшения и
сохранения

здоровья

учащихся,

разработка

системы

мер

по

сохранению здоровья детей во время обучения и выработка знаний и
навыков,

которыми

должны

обладать

учащиеся,

технология

проблемного обучения ставит своей целью развитие познавательной
активности и творческой самостоятельности учащихся, механизмом
реализации являются поисковые методы и приѐмы постановки
познавательных задач, которые необходимо решить, используя
имеющиеся знания и навыки, технология сотрудничества - равенство,
партнѐрство в отношении педагога и учащегося, педагог и учащийся
совместно вырабатывают цели и содержание проблемы, дают оценки,
находясь в состоянии сотрудничества, технология развивающего
обучения - включает в себя создание условия для развития
психологических особенностей, творческих способностей, интересов,
личностных качеств и отношения между людьми, при которых
учитываются и используются закономерности развития, уровень и
способности индивидуума.
Аннотация

Данная программа разработана для учащихся 11-17 лет на пять лет
обучения.
Цель программы: наполнение активным содержанием свободного
времени учащихся; развитие творческой личности, имеющей навыки
самореализации и самовыражения в социуме.
Задачи :
Формирование знаний и умений музыкальному искусству с учѐтом
индивидуальных способностей.
Владение определѐнными теоретическими знаниями.
Умение самостоятельно пользоваться полученными практическими
навыками и теоретическими знаниями.
развитие музыкально - эстетического вкуса;
развитие коммуникативных умений и навыков общения в социуме; .
Способствование

выработке

музыкальности,

артистичности,

эмоциональной выразительности учащихся.
Развитие

познавательного

интереса,

творческих

способностей

учащихся.
Содержание курса предлагает материал, включающий в себя
разные виды инструментов: гитара, клавишные, ударные инструменты
.
Данный материал может творчески использоваться педагогом,
учитывая возможности и способности своих учащихся.
Программа предназначена для реализации в МАУДО ЦДТ п.г.т.
Верхние

Серги.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога:
1.В.М.Катанский. «Школа игры на шестиструнной гитаре» М, 2006г
2.Агеев - Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. - 2000г.
3.Сборники аккордов и аккордовых позиций, М., 2002 г.

4 «Элементарная теория музыки»,.
5. Сборники аккордов и аккордовых позиций, М., 2002 г.
6. Огородников Д. «Воспитание певца в самодеятельном ансамбле»
7. Самоучитель игры на синтезаторе
Для учащихся:
1. Сборники: Многосерийные издания для ВИА.
2. Эстрадная музыка радио, - кино, - театра.
3. Сборники российских рок- групп«Кино», «Любэ», «Машина
времени»,«Ария»,«Алиса»и др..
4. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. - 2000г.
5. Сборники аккордов и аккордовых позиций, М., 2002 г.
6. Энциклопедия «Музыка», С-П., 2004г.
7. Журналы «Искусство», «Музыка в школе»
8. Альманах «Звезды
рока», М, 2002 г.
По постановке голоса:
1. Огородников Д. «Воспитание певца в
самодеятельном ансамбле»
По индивидуальному обучению на инструментах:
Клавишные инструменты:
1.

Бриль И «Практический курс джазовой импровизации»

2.

Симоненко В. «Мелодии джаза» (антология),

3.

Самоучитель игры на синтезаторе

Гитара, электрогитара, бас- гитара:
1. В.М.Катанский. «Школа игры на шестиструнной гитаре» М, 2006г.
2. Ариевич С. «Практическое руководство игры на бас- гитаре» М.,
2008 г
3. «Основы техники гитариста эстрадного ансамбля» (
методическое пособие), М. 2003г *.

4. «Аккорды и аккомпанемент», М. 2012г.
5.Ларичев Е. «Самоучитель игры на шестиструнной
гитаре», М , 2006 .
По теории музыки:
1.. «Элементарная теория музыки»,.
2.Бершадский «Практическое руководство по
музыкальной грамоте» М , 2003г.
По аранжировке, инструментовке, методике работы
ВИА:
1.

«Аранжировка для

эстрадных

инструментальных

вокально-инструментальных ансамблей» М., 2002 г.
2. «Аранжировка», (эстрадная специализация) М., 2012 г.
Для учебно-образовательных бесед:
1. Копен В. «Рождение джаза» М., 2005г.
2. Мухина О. «Возрастная психология», М, 2000г.

и


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».