гитараДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Гитара» для детей 9-16 лет. Срок реализации программы на 3 года обучения

Пояснительная записка
Направленность программы: художественная.
Новизна программы заключается в возможности индивидуального
обучения учащихся, с разными музыкальными данными и способностями.
Учебный план предполагает учет индивидуальных возможностей учащихся,
его возрастных и психологических особенностей.
Для
учащихся
с
недостаточным
развитием
музыкальных
и
физиологических способностей,
требования,
предусмотренные
программой,
могут
быть скорректированы
в
соответствии
с
индивидуальными данными.
Актуальность программы заключается в том, что при повышенном
интересе детей и подростков к этому популярному инструменту, учащиеся
получают реальную возможность, через знакомство с широким и
разнообразным репертуаром, хорошо овладеть инструментом. Данная
программа направлена на приобщение учащихся
к музыке, на
предоставление возможности их музыкального развития на индивидуальных
занятиях.
Педагогическая целесообразность - в разнообразии видов деятельности
детей и подростков в условиях школы, в дополнительной возможности
самоутверждения и самореализации, в том числе через их участие в
концертной деятельности; немаловажным также является эмоциональное
благополучие успешно осваивающих шестиструнную гитару.
Программа ориентирована на учащихся с различными музыкальными
данными, на всех, кто желает научиться играть на шестиструнной гитаре.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ, Концепцией развития
дополнительного

образования

детей

от

04.09.2014

г.

№

1726-р,

Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей», Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,

Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих

программ,

Приложением

к

письму

Министерства

образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242,
Уставом образовательной организации,

в соответствии с социальным

заказом и реализуется в МАУДО Центр детского творчества пгт Верхние
Серги.
Цель программы - создание условий для развития личности и развития
его
музыкальных
способностей
средствами
инструментального
исполнительства; выявление и раскрытие творческого потенциала каждого
учащегося.
Образовательные задачи:
 Способствовать приобретению определенного объема музыкальных
знаний, умений и навыков. Включают в себя:
- владение инструментом (посадка, положение инструмента,
постановка рук), - приобретение и закрепление навыков игры на
гитаре,
- овладение музыкально- теоретическими знаниями.
 Приобщать обучающихся к концертной деятельности посредством их
участия в конкурсах, концертах и фестивалях детского творчества.
Развивающие задачи:
 Развитие у учащихся музыкальных способностей
(слуха, ритма, памяти, пальцевой моторики, координации движений).
 Развитие творческого потенциала и его стимулирование.
 Формирование художественно-образного мышления и музыкальнослуховых представлений.
 Развитие эмоциональности и выразительности.
Воспитательные задачи:
 Воспитывать эстетический вкус на лучших образцах мировой классики
и современной музыки.
 Прививать интерес и любовь к музыке.
 Воспитывать следующие личностные качества: целеустремленность,
работоспособность, самообладание, исполнительская воля, артистизм.
 Сформировать потребность в общении с музыкой, как важной и
неотъемлемой частью здорового образа жизни каждого человека.
Отличительной особенностью программы является не только содействие в
обучении игре на гитаре, она помогает полюбить этот инструмент,
воспитывает художественный вкус и этику поведения детей на сцене и в

жизни. Особенность программы также заключается в еѐ построении. В
основе построения программы лежит концентрический принцип, который
заключается в постепенном изучении, закреплении и совершенствовании
приобретѐнных ранее знаний, навыков и умений с учѐтом возраста, пола.
Этапы обучения:
I этап (первый год обучения) – овладение навыками игры на гитаре,
ознакомление с компонентами музыкального языка.
II этап (2,3 годы обучения) – совершенствование
исполнительских
навыков, участие в концертах, расширение репертуара. Объѐм программы
216 часов.
Ожидаемые результаты. Занимаясь по данной программе,
учащийся приобретает самые необходимые практические навыки игры
на гитаре.
На основе большого количества лѐгких, понятных,
интересных песен, пусть пройденных без тщательной отделки, не
только расширяется
музыкальный
кругозор, но и закрепляются
изученные технические приѐмы, приобретается навык чтения с листа,
умение самостоятельно работать с текстом, появляется техническая
свобода. Играя переложения песен (мелодий с аккомпанементом)
учащийся постепенно учится применять на практике различные
фактурные варианты аккомпанемента, что пригодится ему в игре по
цифровкам - буквенным обозначениям, в подборе по слуху,
при
самостоятельном музицировании.
В результате обучение становится интересным и осмысленным:
ребѐнок учится делать то, что ему интересно, и в первую очередь
пригодится ему после окончания школы: учащийся будет иметь в руках
большой песенный репертуар, сможет самостоятельно учить новые
произведения, играть популярные песни для исполнения в кругу семьи,
друзей. Гитара для него станет любимым инструментом, а главное – он
полюбит музицировать.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Первый год обучения

Содержание и виды работы
1. Организация

Развитие
обучение

над

Практика

5
5
2
8

2
1
1
2

3
4
1
6

4
4
4
4
4

1
1
1
1
1

3
3
3
3
3

12
12
5

2
2
-

10
10
5

3

-

3

72

15

57

музыкальной грамотности и
чтению нот:
Основы музыкальной грамоты
Подбор по слуху
Транспонирование
Импровизация
Ансамблевое музицирование

3. Работа

Теория

музыкальных интересов
учащихся:
Беседы о музыке, игра педагога
Знакомство с инструментом,
слушание
Посадка и
постановка рук, аппликатур
Обучение основам техники игры

2.

Общее
количество
часов

репертуаром:
Учебно-тренировочные задания
(упражнения, переборы, аккорды)
Изучение простых и легких песен
Накопление репертуара
Воспитание просветительскоартистической направленности
(концертная деятельность)
Итого:

Содержание первого года обучения
Организация музыкальных интересов учащихся:
 Беседы о музыке, игра педагога.
Примерная тематика: «Что можно сыграть на гитаре?». Показ
детской песни (из мультфильмов, песен о школе, о животных).
 Знакомство с музыкальным инструментом.
Теория. История создания шестиструнной гитары. Устройство гитары, еѐ
составные части.
I.

 Посадка и постановка рук. Аппликатурные обозначения.
Теория: посадка: положение корпуса, ног, правой и левой руки и их влияние
на качество исполнения. Практика: аппликатурные обозначения и их
практическое применение на инструменте.
 Обучение основам техники игры на гитаре.
Теория:
- функции правой и левой руки,
- название струн,
- расположение соответствующих ладов,
- различие октав,
- диапазон инструмента,
- изучение условных обозначений.
Практика:
1. Освоение инструмента. Приобретение умения элементарного звуко –
извлечения: тирандо, апояндо.
2. Положение правой руки при исполнении упражнений.
3. Первые упражнения правой рукой. Овладение начальными
двигательными и игровыми навыками:
- игра ровным звуком;
- простые переборы;
- свобода исполнительского аппарата;
- постепенное подключение большого пальца;
- изучение техники боя.
4. Начальная постановка левой руки:
- простые аккорды;
- чередование басов и аккордов.
5. Игра двумя руками. Контроль над качеством звука.
Развитие музыкальной грамотности и обучение чтению нот.
Изучение нотной грамоты. Подбор по слуху. Творческие игры:
сочинение песенок, импровизация на строчки легких стихотворных
текстов. Игра простой мелодии на одной струне под аккомпанемент
педагога.
III. Работа над репертуаром.
Учебно-тренировочные задания
Теория:
1. Привыкание к расположению струн с помощью простых упражнений.
2. Освоение приемов звукоизвлечения: тирандо, апояндо.
3. Отработка правильного ритма.
II.

Практика:
1.Упражнения для правой руки:
- правильное положение правой руки на инструменте.
- правильная постановка пальцев.
2. Воспроизведение звучания открытых струн.
3. Упражнения на смену пальцев.
4. Овладение основными переборами: 4-звучный, 6-звучный.
5. Отработка в упражнениях техники боя: простой и сложный.
Изучение простых и легких песен.
Теория:
1. Развитие умения определять характер музыки.
2. Определение по слуху направления мелодии.
3. Накопление простейших музыкальных впечатлений.
4. Понятие о музыкальных жанрах:
- знакомство с буквенным обозначением аккордов (цифровкой);
- ритмический рисунок пьесы;
- отработка несложных динамических изменений;
Практика:
1. Начальные умения смены аккордов во время исполнения
музыкального произведения.
2. Выразительное исполнение музыкального произведения
(в соответствии с индивидуальным планом).
3. Формирование чувства целостности исполняемых песен.
Примерный репертуарный список песен:
«Паровозик» (2 аккорда);
«Частушки» (3 аккорда);
«Девочка и мальчик» (3 аккорда);
«Пропала собака» (4 аккорда);
«Звезда по имени Солнце» (4 аккорда);
«Кузнечик» В. Шаинский (4 аккорда);
«Мы бродячие артисты» (5 аккордов);
«Все расстоянья» (5 аккордов);
«Четыре стены» (5 аккордов);
«Букет» А.Барыкин (5 аккордов);
«Детство», «Белые розы» С.Кузнецов (5 аккордов);
«Облака», «Неприятность эту мы переживем» Б.Савельев;
«Маленькая страна» И.Николаев;
« В роще пел соловушка» русская народная песня;
«Тонкая рябина» русская народная песня;

«А в нашем классе есть мальчишка», «Все ребята говорят» Е.Осин;
«Песенка мамонтенка», «Голубой вагон» В.Шаинский;
«Здравствуй, мама», «Тихонько торну я свою струну»;
«Школьная пора» исп. Т.Овсиенко;
«Утиная охота» А. Розенбаум;
«Листья желтые» Р.Паулс;
«Весеннее танго» О.Митяев.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Второй и третий годы обучения
Содержание и виды работы

1. Организация

Развитие
обучение

над

Практика

4
5
2
8

2
1
1
2

2
4
1
6

4
4
4
4
4

1
1
1
1
1

3
3
3
3
3

12
12
5

2
2
-

10
10
5

4

-

4

72

15

57

музыкальной грамотности и
чтению нот:
Основы музыкальной грамоты
Подбор по слуху
Транспонирование
Импровизация
Ансамблевое музицирование

3. Работа

Теория

музыкальных интересов учащихся:
Беседы о музыке, показ песни
Повторение изученного материала
Обучение игре на гитаре
Особенности аккомпанемента песни

2.

Общее
количество
часов

репертуаром:
Учебно - тренировочные задания
(подцепы, переборы, аккорды)
Изучение разножанровых песен
Накопление репертуара
Воспитание просветительскоартистической направленности
(концертная деятельность)

Итого:

Содержание второго и третьего годов обучения
Беседы о музыке. Примерная тематика: песни из кинофильмов; бардовская
песня: авторы - барды: О.Митяев, Ю.Визбор, А.Розенбаум. Показ песни.
Повторение изученного материала.
Теория: Повторение теоретического материала начального этапа.
- закрепление приемов звукоизвлечения: тирандо, апояндо;
- применение буквенного обозначения аккордов;
- расширение и углубление музыкальных знаний.
Практика: Закрепление практических умений 1- го этапа обучения.
Обучение игре на гитаре
Теория:
1. Продолжение работы по воспитанию навыков грамотного и точного
прочтения аккордового и песенного текста.
2. Расширение знаний об основных средствах музыкальной выразительности.
3. Расширение музыкальных впечатлений, сведений и знаний об известных
авторах-исполнителях и исполняемых песнях.
Практика:
1. Продолжение работы над совершенствованием умений и навыков игры на
инструменте, приобретенных на первом этапе обучения.
2. Приобретение навыков аккомпанирования под собственное пение;
2. Дальнейшее развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
3. Формирование и развитие слуховых навыков:
· вслушивание в звуки;
· различение их выразительного значения;
· смысловой контроль над звучанием исполняемых песен.
4. Совершенствование техники правильной координации рук.
5. Дальнейшее развитие умения работать самостоятельно.
Особенности песенного аккомпанемента
( вокально-инструментального исполнения)
Теория: понятие об интонации. Основные вокальные навыки.
Практика:
- соединение вокальной и инструментальной партии;
- обучение вокальному мастерству;
- исполнение песен под свой аккомпанемент.
Учебно-тренировочные задания
Теория:

1. Расширение и углубление объема теоретических знаний, полученных
воспитанниками на первом этапе обучения: изучение тональностей;
2. Дальнейшее развитие чувства лада и метроритма.
3. Разбор и восприятие свойств мелодии:
звуковысотных (лад, мелодия); ·временных (метр, ритм).
4. Воспитание стремления к самостоятельному мышлению, творчеству.
Практика:
1. Дальнейшее овладение основными аккордами при исполнении песен.
2. Развитие подвижности пальцев обеих рук:
упражнения на беглость; переборы, бой, подцепы.
3. Дальнейшее совершенствование аппликатурной дисциплины.
4. Развитие умения настраивать инструмент.
Примерный репертуарный список песен:
«По Дону гуляет казак молодой» - русская народная песня, исп.Ж.Бичевская
«Давайте восклицать!», «Виноградная косточка» Б.Окуджава
«Как здорово», «Фестивальная», «Лето-это маленькая жизнь» О. Митяев
«Лыжи у печки стоят», «Милая моя», «В дорогу» Ю.Визбор
«Вальс-бостон», «Утиная охота», «Я хочу подарить тебе» А. Розенбаум
«Мгновения» из фильма «17 мгновений весны» М.Таривердиев
«Ты, да я, да мы с тобой» из фильма «Тихие троечники»
«Непогода» из фильма «Мэри Поппинс, до свиданья»
«Три белых коня» из фильма «Чародей»
«Мы маленькие дети» из фильма «Приключения Электроника»
«Позови меня» из фильма «Улицы разбитых фанарей»
«Я мечтала о морях и кораллах» из фильма «Еще раз про любовь»
«Если у вас нету тети» из фильма «Ирония судьбы»
«Остров невезения» из фильма «Бриллиантовая рука»
«Песня про зайцев» из фильма «Бриллиантовая рука»
«Ваше благородие» из фильма «Белое солнце пустыни»
«Песенка про медведей» из фильма «Кавказская пленница»
«Когда весна придет» из фильма «Весна на заречной улице»
«Друг» В.Высоцкий из фильма «Вертикаль»
«Не говорите мне прощай» (городской романс)
«Песни из репертуара Вертинского (городской романс)
«Мужество», цикл песен о войне, в т.ч. афганские
«Марионетки», «Наш дом», «Три окна», «Пока горит свеча» А.Макаревич
«Поверь в мечту», «На улице Каштановой» Ю.Антонов
«Крыша дома твоего» Ю.Антонов

«Музыкант», «Есть у меня песни различные» группа «Воскресенье»
«Что такое осень», «Дождь», «Это все» Ю.Шевчук и группа «ДДТ»
«Прости меня, моя любовь», «До свиданья» исп. Земфира
«Блюз» из репертуара Дианы Арбениной
«Московский блюз» исп. Жанна Агузарова
«Восьмиклассница», «Кончится лето» группа «Кино»
«Березы в России шумят», «Там, за туманами» группа «Любэ»
«Фантом», «На поле танки грохотали», «Школьный оркестр» группа «Чиж»
«Чистые пруды», «Я вернусь», «Листая старую тетрадь» И.Тальков
«Милый друг», «Светофор», «Исчезли солнечные дни» исп. В.Леонтьев
«Там где клен шумит», «Прощай», «Хочешь я в глаза» В.Добрынин
«Воскресенье – радостный день» исп. ВИА «Поющие гитары»
«Проститься» группа «УмаТурман»
«Спасибо, родная», «Зеленоглазое такси», «Все пройдет» исп. М.Боярский
Методическое обеспечение
Виды учебных занятий: урок, игра, беседа, репетиция, мастер - класс,
лекции-беседы.
Обучение рассчитано на 3 года
Основные принципы работы:
· доступность (с учетом возрастных и психологических особенностей);
· заинтересованность;
· наглядность;
· индивидуальность;
· комплексность, системность и последовательность;
· преемственность (овладение новыми знаниями, умениями и навыками
возможно только на базе уже усвоенного материала).
Материально – техническое обеспечение:
- шестиструнная акустическая гитара (учебная);
- компьютер;
- ноты.
Литература
1. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре, М.1983.
3. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М. 2005.
4. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. 2003.

6. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.2000.
7. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М.:1991.
8. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М. 2000.
АННОТАЦИЯ
Программа
ориентирована
на
учащихся
с
различными
музыкальными данными, на всех, кто желает научиться играть на
шестиструнной гитаре в возрасте от 9-16 лет.
Цель программы - создание условий для развития личности и развития
его
музыкальных
способностей
средствами
инструментального
исполнительства; выявление и раскрытие творческого потенциала каждого
учащегося.
Образовательные задачи:
 Способствовать приобретению определенного объема музыкальных
знаний, умений и навыков. Включают в себя:
- владение инструментом (посадка, положение инструмента,
постановка рук), - приобретение и закрепление навыков игры на
гитаре,
- овладение музыкально- теоретическими знаниями.
 Приобщать обучающихся к концертной деятельности посредством их
участия в конкурсах, концертах и фестивалях детского творчества.
Развивающие задачи:
 Развитие у учащихся музыкальных способностей
(слуха, ритма, памяти, пальцевой моторики, координации движений).
 Развитие творческого потенциала и его стимулирование.
 Формирование художественно-образного мышления и музыкальнослуховых представлений.
 Развитие эмоциональности и выразительности.
Воспитательные задачи:
 Воспитывать эстетический вкус на лучших образцах мировой классики
и современной музыки.
 Прививать интерес и любовь к музыке.
 Воспитывать следующие личностные качества: целеустремленность,
работоспособность, самообладание, исполнительская воля, артистизм.
 Сформировать потребность в общении с музыкой, как важной и
неотъемлемой частью здорового образа жизни каждого человека.
В результате обучение становится интересным и осмысленным:
учащийся учится делать то, что ему интересно, и в первую очередь
пригодится ему после окончания школы: учащийся будет иметь в

руках большой песенный репертуар, сможет самостоятельно учить
новые произведения, играть популярные песни для исполнения в
кругу семьи, друзей. Гитара для него станет любимым инструментом,
а главное – он полюбит музицировать.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».