Пояснительная записка
Использование Лего-конструкторов в учебной деятельности повышает
мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания
практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до
математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на
естественный интерес к разработке и постройке различных деталей.
Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися
разного возраста и по разным направлениям. Дети с удовольствием
посещают уроки, участвуют и побеждают в различных конкурсах. Легоконструирование – это современное средство обучения детей. Дальнейшее
внедрение разнообразных Лего-конструкторов в
учебную деятельность
детей разного возраста способствует многостороннему развитию личности
ребенка и побуждает получать знания дальше.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
(далее программа) разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания
личности
гражданина
России,
планируемых
результатов
дополнительного образования.
Образовательные
конструкторы
Лего
вводят
учащихся
в
мир
моделирования и конструирования, способствуют формированию общих
навыков проектного мышления, исследовательской деятельности, группового
обсуждения. Конструирование – это интереснейшее и
занятие.
Оно
теснейшим
образом
связано
с
увлекательное
чувственным
и
интеллектуальным развитием ребенка. В работе с младшими школьниками с
учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды
конструкторов. Использование конструктора Лего в работе с детьми
способствует
совершенствованию
остроты
зрения,
точности
цветовосприятия, тактильных качеств, восприятия формы и габаритов
объектов, пространства.
Применение Лего способствует:
1.
развитию у детей сенсорных представлений;
2.
развитию умения работать по предложенным инструкциям;
3.
развитию умения творчески подходить к решению задач;
4.
развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти,
внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных
процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);
5.
тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой
моторики руки;
6.
сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к
другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли,
объяснять друг другу важность данного конструктивного решения;
7.
развитию
умения
излагать
мысли
в
чѐткой
логической
последовательности, отстаивать свою точку зрения.
Курс рассчитан на 72 часа. Возраст учащихся: 7-9 лет. Срок реализации
программы 2 года.
Предлагаемая
составительская
программа
«Начальное
техническое
моделирование» составлена на основе сертифицированных программ, а так
же при ее составлении учитывался собственный педагогический опыт.
Использовалась программа:
Авторская
программа
Федотовой
Татьяны
Владимировны
по
дополнительному образованию кружок «ЛЕГО-мастер» для детей младшего
школьного возраста. https://festival.1september.ru/articles/654044/.
Целью использования Лего-конструирования в области дополнительного
образования
является
овладение
навыками
начального
технического
конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука»,
изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости,
прочности
и
Задачи:
устойчивости),
на
занятиях
по
навык
взаимодействия
Лего-конструированию
в
группе.
ставится
ряд
обучающих, развивающих и воспитательных задач:
развивать у школьников интерес к моделированию и конструированию,
стимулировать детское техническое творчество;
обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по
замыслу;
формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и
поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать
будущую работу;
совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре,
коллективе; выявлять одарѐнных, талантливых детей, обладающих
нестандартным творческим мышлением;
обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;
развивать творческие способности и логическое мышление детей;
развивать умения творчески подходить к решению задачи;
развивать
умения
излагать
мысли
в
четкой
логической
последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать
ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем
логических рассуждений.
Учебно-тематический план
первый год обучения
№
Тема занятия
п/п
Кол-во Теория Практика
часов
1
Знакомство с Лего
1
1
-
2
Симметричность Лего моделей.
4
2
2
6
2
4
Моделирование бабочки
3
«Устойчивость Лего моделей.
Постройка пирамид»
4
Екатеринбургский зоопарк
5
2
3
5
Наш двор
5
1
4
6
Постройка моделей старинных машин
5
2
3
7
Улица полна неожиданностей
5
2
3
8
Новогодние игрушки. Фантазируй!
4
1
3
9
Динозавры
6
2
4
10
«Персонажи любимых книг»
5
2
3
11
Животные в литературных
5
3
2
12 Военная техника
7
3
4
13 Подарки любимым (к 8 марта).
4
1
3
Космические корабли
7
2
5
15 Твой посѐлок. Твоя улица.
3
1
2
72
27
45
произведениях
Весенние цветы
14
Итого:
Содержание курса первого года обучения
Тема 1.Знакомство с Лего.
Познакомить детей с конструктором Лего.
Тема 2.Симметричность Лего моделей. Моделирование бабочки.
Познакомить с основными деталями Лего, способами крепления,
формировать чувство симметрии и умение правильно чередовать цвет в
моделях, ознакомить учащихся с различными видами бабочек.
Тема 3.«Устойчивость Лего моделей. Постройка пирамид».
Закрепить навык соединения деталей, обучение учащихся расположению
деталей в рядах в порядке убывания, развитие ассоциативного мышления,
развивать умение делать прочную, устойчивую постройку, развивать умение
слушать инструкцию педагога, познакомить с видами и историей пирамид.
Тема
4.Екатеринбургский
выделению
основных
частей
зоопарк.
Обучение
животных,
развитие
анализу
образца,
конструктивного
воображения детей, рассказать о зоопарке, вспомнить названия животных.
Тема 5. Наш двор.
Развитие
фантазии
и
воображения
детей,
закрепление
навыков
построения устойчивых и симметричных моделей, обучение созданию
сюжетной композиции; воспитывать бережное отношение к труду людей.
Тема 6. Постройка моделей старинных машин.
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать
форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления,
обучение созданию сюжетной композиции, познакомить учащихся с
историей возникновения первого транспорта и некоторыми его видами.
Тема 7. Улица полна неожиданностей.
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать
форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления,
обучение созданию сюжетной композиции, вспомнить основные правила
дорожного движения.
Тема 8. Новогодние игрушки. Фантазируй!
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать
форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления
Тема 9. Динозавры.
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать
форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления,
познакомить учащихся с видами динозавров и их образом жизни.
Тема 10. «Персонажи любимых книг».
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать
форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления,
обучение умению планировать работу на основе анализа особенностей
образов сказочных героев; освоение навыков передачи характерных черт
героев средствами конструктора Лего.
Тема 11.. Животные в литературных произведениях.
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать
форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления,
обучение умению планировать работу по созданию сюжетной композиции;
освоение навыков передачи характерных черт животных средствами
конструктора Лего. Познакомить учащихся с произведением Б. Житкова
«Храбрый утенок».
Тема 12. Военная техника.
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать
форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления,
обучение конструированию гусениц танка.
Тема 13.Подарки любимым (к 8 марта). Весенние цветы.
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать
форму объекта средствами конструктора; показать детям технику «мозаики»
из Лего.
Тема 14. Космические корабли.
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать
форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления,
познакомить учащихся с видами космических кораблей.
Тема 15. Твой посѐлок. Твоя улица.
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать
форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления,
рассказать о поселке, в котором мы живем.
Содержание программы
второй год обучения
№
Тема занятия
п/п
Кол-во
Теория
Практика
часов
1
Башни Кремля.
6
2
4
2
Архитектура России
5
1
4
3
Энергия как физический процесс
5
2
3
4
Энергосберегающие технологии.
7
2
5
7
2
5
8
3
5
8
3
5
7
2
5
5
2
3
10 Шлагбаум с электроприводом
7
2
5
11 Ворота с электронным
7
2
5
72
23
49
Энергия ветра. Ветряк.
5
Энергосберегающие технологии.
Энергия воды.
Гидроэлектростанция
6
Энергосберегающие технологии.
Энергия Солнца.
7
Введение в Робототехнику.
Знакомство с конструктором,
датчиками, микрокомпьютером
RCX.
8
Предупреждающие сигнальные
знаки. Циклический алгоритм.
9
Светофор
управлением
ИТОГО:
Содержание курса второго года обучения
Тема 1.Башни Кремля.
Анализ образца, изображѐнного на карточке, подбор необходимых
деталей и воспроизведение постройки; активизация речи; развивать умение
ребят работать в группах.
Материал: демонстрационный фотоматериал башни Кремля; схема
расположения башен Кремля; технологические карточки с изображением
башен; детали конструктора.
Тема 2. Архитектура России.
Развитие конструктивного воображения.
Тема 3. Энергия как физический процесс.
Тема «Виды энергии», собрать модели по технологической карте, учиться
работать в группе.
Тема 4. Энергосберегающие технологии. Энергия ветра. Ветряк.
Начать изучать энергосберегающие технологии на примере энергии
ветра; собрать модель ветряка по технологической карте, учиться работать в
группе.
Тема 5. Энергосберегающие технологии. Энергия воды.
Гидроэлектростанция.
Продолжать изучать энергосберегающие технологии на примере энергии
воды; собрать модель гидроэлектростанции по технологической карте;
учиться работать в группе.
Тема 6. Энергосберегающие технологии. Энергия Солнца.
Продолжать изучать энергосберегающие технологии на примере энергии
Солнца; собрать модель карусели, работающей от солнечной батарейки по
технологической карте; учиться работать в группе.
Тема 7. Введение в Робототехнику. Знакомство с конструктором,
датчиками, микрокомпьютером RCX.
Познакомить детей с конструктором RoboLab; познакомить детей с
датчиками — их назначением; познакомить детей с микрокомпьютером RCX,
его
функциональными
клавишами;
познакомить детей
с правилами
подсоединения датчиков.
Тема 8. Предупреждающие сигнальные знаки. Циклический алгоритм.
Собрать модель дорожных сигнальных знаков; составить программу в
режиме Конструирования; учиться работать в группе.
Тема 9. Светофор.
Собрать модель светофора, который работает днѐм; составить программу
в режиме Конструирования; учиться работать в группе.
Тема 10. Шлагбаум с электроприводом.
Собрать модель шлагбаума с фиксированным углом поднятия; составить
программу в режиме Конструирования; учиться работать в группе.
Тема 11. Ворота с электронным управлением.
Собрать модель ворота с электронным управлением с использованием
идентификационных карт; составить программу в режиме Конструирования;
учиться работать в группе.
В течение учебного года возможны небольшие изменения в программе и
перераспределение часов по темам, включѐнным в план.
Требования к уровню выпускников, учащихся по данной программе
Рабочая программа курса «Лего – конструирование» составлена с учетом
реализации межпредметных связей по разделам: развитие речи, развитие
математических представлений, ознакомление с окружающим миром.
Программа
направлена
конструкторских
на
навыков,
личности ребенка
психологические,
развитие
способствует
логического
мышления
и
многостороннему
развитию
и побуждает получать знания дальше,
учитывает
индивидуальные
и
возрастные
особенности
детей,
нуждающихся в коррекции и развитии мелкой моторики, эмоционально –
волевой сфере высших психических функций
Учащиеся должны знать:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов Лего;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и
механизмов;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования
роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять
полученные знания;
- приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов,
и других объектов и т.д.);
- создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной
схеме, по собственному замыслу;
Учащиеся должны уметь:
- работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и
обрабатывать информацию);
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования
роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять
полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием
специальных элементов и т.д.);
Ожидаемые результаты:
Развить познавательные умения и навыки учащихся;
Уметь ориентироваться в информационном пространстве;
Уметь самостоятельно конструировать свои знания;
Уметь критически мыслить.
Участие в лего- конкурсах.
Обеспечение программы
Методическое:
Для реализации программы используются следующие методические
материалы:
учебно-тематический план;
методическая литература для педагогов дополнительного образования;
ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и
подбору схем изготовления изделий;
схемы пошагового конструирования;
иллюстрации транспорта;
мультимедиа объекты по темам курса;
Материально-техническое:
- Для проведения занятий используются тематические наборы конструктора
Лего:
LEGO education 9656
LEGO education WEDO 9585
LEGO education WEDO 9580
LEGO education 9689
LEGOeducation 9686
LEGOeducation 9688
Электронно-программное обеспечение:
специализированные цифровые инструменты учебной деятельности
(компьютерные программы);
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор, DVD-плееры, МРЗ-плеер;
ноутбуки с учебным программным обеспечением;
демонстрационный экран;
мультимедийная доска;
цифровой фотоаппарат;
сканер, ксерокс и принтер;
Методическое обеспечение программы:
Интернет-ресурсы:
1. http://9151394.ru/?fuseaction=proj.lego
2. http://9151394.ru/index.php?fuseaction=konkurs.konkurs
3. http://www.lego.com/education/
4. http://www.wroboto.org/
5. http://www.roboclub.ru/
6. http://robosport.ru/
7. http://lego.rkc-74.ru/
8. http://legoclab.pbwiki.com/
9. http://www.int-edu.ru/
Информационное обеспечение:
1. http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17
2. http://do.rkc-74.ru/course/view.php?id=13
3. http://robotclubchel.blogspot.com/
4. http://legomet.blogspot.com/
5. http://httpwwwbloggercomprofile179964.blogspot.com/
Литература
1. Т. В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности
у детей с помощью ЛЕГО» - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.
2.А.С.Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г.Шевалдина «Уроки Лего –
конструирования в школе». Методическое пособие. – М., Бином.
Лаборатория знаний, 2011.
3.Н.А.Криволапова «Организация профориентационной работы в
образовательных учреждениях Курганской области». – Курган, Институт
повышения квалификации и ипереподготовки работников образования
Курганской области, 2009.
4.«Использование Лего – технологий в образовательной деятельности».
Методическое пособие Министерства образования и науки Челябинской
области. Региональный координационный центр Челябинской области
(РКЦ), Челябинск, 2011.
5.«Сборник лучших творческих Лего – проектов»». Министерство
образования и науки Челябинской области. Региональный координационный
центр Челябинской области (РКЦ), Челябинск, 2011.
8.«Современные технологии в образовательном процессе». Сборник статей.
Министерство образования и науки Челябинской области. Региональный
координационный центр Челябинской области (РКЦ), Челябинск, 2011.
Аннотация
Программа предназначена для учащихся 7 – 9 лет. Курс рассчитан на 72
часа в год. Срок реализации программы 2 года.
Цель программы - овладение навыками начального технического
конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука»,
изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости,
прочности
и
Задачи:
устойчивости),
навык
взаимодействия
в
группе.
на занятиях по Лего-конструированию ставится ряд
обучающих, развивающих и воспитательных задач:
развивать у школьников интерес к моделированию и конструированию,
стимулировать детское техническое творчество;
обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по
замыслу;
формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и
поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать
будущую работу;
совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре,
коллективе; выявлять одарѐнных, талантливых детей, обладающих
нестандартным творческим мышлением;
обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;
развивать творческие способности и логическое мышление детей;
развивать умения творчески подходить к решению задачи;
развивать
умения
излагать
мысли
в
четкой
логической
последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать
ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем
логических рассуждений.
Данная программа разработана для
образования,
но
может
быть
учреждений дополнительного
использована
как
внеурочная
факультативная деятельность в общеобразовательной школе.
или
Сведения о разработчике
Ф.И.О. Косолапова Вера Леонидовна
Образование: Высшее педагогическое
Категория: первая категория
Место работы: МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги
Должность: Педагог дополнительного образования
Педагогический стаж: 5 лет