Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Начальное техническое моделирование (Лего-конструирование)» для детей 7-9 лет. Срок реализации программы на 2 года обучения

Пояснительная записка
Использование Лего-конструкторов в учебной деятельности повышает
мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания
практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до
математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на
естественный интерес к разработке и постройке различных деталей.
Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися
разного возраста и по разным направлениям. Дети с удовольствием
посещают уроки, участвуют и побеждают в различных конкурсах. Легоконструирование – это современное средство обучения детей. Дальнейшее
внедрение разнообразных Лего-конструкторов в

учебную деятельность

детей разного возраста способствует многостороннему развитию личности
ребенка и побуждает получать знания дальше.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
(далее программа) разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания

личности

гражданина

России,

планируемых

результатов

дополнительного образования.
Образовательные

конструкторы

Лего

вводят

учащихся

в

мир

моделирования и конструирования, способствуют формированию общих
навыков проектного мышления, исследовательской деятельности, группового
обсуждения. Конструирование – это интереснейшее и
занятие.

Оно

теснейшим

образом

связано

с

увлекательное
чувственным

и

интеллектуальным развитием ребенка. В работе с младшими школьниками с
учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды
конструкторов. Использование конструктора Лего в работе с детьми
способствует

совершенствованию

остроты

зрения,

точности

цветовосприятия, тактильных качеств, восприятия формы и габаритов
объектов, пространства.

Применение Лего способствует:
1.

развитию у детей сенсорных представлений;

2.

развитию умения работать по предложенным инструкциям;

3.

развитию умения творчески подходить к решению задач;

4.

развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти,

внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных
процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);
5.

тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой

моторики руки;
6.

сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к

другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли,
объяснять друг другу важность данного конструктивного решения;
7.

развитию

умения

излагать

мысли

в

чѐткой

логической

последовательности, отстаивать свою точку зрения.
Курс рассчитан на 72 часа. Возраст учащихся: 7-9 лет. Срок реализации
программы 2 года.
Предлагаемая

составительская

программа

«Начальное

техническое

моделирование» составлена на основе сертифицированных программ, а так
же при ее составлении учитывался собственный педагогический опыт.
Использовалась программа:
Авторская

программа

Федотовой

Татьяны

Владимировны

по

дополнительному образованию кружок «ЛЕГО-мастер» для детей младшего
школьного возраста. https://festival.1september.ru/articles/654044/.

Целью использования Лего-конструирования в области дополнительного
образования

является

овладение

навыками

начального

технического

конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука»,
изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости,
прочности

и

Задачи:

устойчивости),
на

занятиях

по

навык

взаимодействия

Лего-конструированию

в

группе.

ставится

ряд

обучающих, развивающих и воспитательных задач:


развивать у школьников интерес к моделированию и конструированию,
стимулировать детское техническое творчество;



обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по
замыслу;



формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и
поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать
будущую работу;



совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре,
коллективе; выявлять одарѐнных, талантливых детей, обладающих
нестандартным творческим мышлением;



обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;



развивать творческие способности и логическое мышление детей;



развивать умения творчески подходить к решению задачи;



развивать

умения

излагать

мысли

в

четкой

логической

последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать
ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем
логических рассуждений.

Учебно-тематический план
первый год обучения
№

Тема занятия

п/п

Кол-во Теория Практика
часов

1

Знакомство с Лего

1

1

-

2

Симметричность Лего моделей.

4

2

2

6

2

4

Моделирование бабочки
3

«Устойчивость Лего моделей.
Постройка пирамид»

4

Екатеринбургский зоопарк

5

2

3

5

Наш двор

5

1

4

6

Постройка моделей старинных машин

5

2

3

7

Улица полна неожиданностей

5

2

3

8

Новогодние игрушки. Фантазируй!

4

1

3

9

Динозавры

6

2

4

10

«Персонажи любимых книг»

5

2

3

11

Животные в литературных

5

3

2

12 Военная техника

7

3

4

13 Подарки любимым (к 8 марта).

4

1

3

Космические корабли

7

2

5

15 Твой посѐлок. Твоя улица.

3

1

2

72

27

45

произведениях

Весенние цветы
14

Итого:

Содержание курса первого года обучения
Тема 1.Знакомство с Лего.
Познакомить детей с конструктором Лего.
Тема 2.Симметричность Лего моделей. Моделирование бабочки.
Познакомить с основными деталями Лего, способами крепления,
формировать чувство симметрии и умение правильно чередовать цвет в
моделях, ознакомить учащихся с различными видами бабочек.
Тема 3.«Устойчивость Лего моделей. Постройка пирамид».
Закрепить навык соединения деталей, обучение учащихся расположению
деталей в рядах в порядке убывания, развитие ассоциативного мышления,
развивать умение делать прочную, устойчивую постройку, развивать умение
слушать инструкцию педагога, познакомить с видами и историей пирамид.
Тема

4.Екатеринбургский

выделению

основных

частей

зоопарк.

Обучение

животных,

развитие

анализу

образца,

конструктивного

воображения детей, рассказать о зоопарке, вспомнить названия животных.
Тема 5. Наш двор.
Развитие

фантазии

и

воображения

детей,

закрепление

навыков

построения устойчивых и симметричных моделей, обучение созданию
сюжетной композиции; воспитывать бережное отношение к труду людей.
Тема 6. Постройка моделей старинных машин.
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать
форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления,
обучение созданию сюжетной композиции, познакомить учащихся с
историей возникновения первого транспорта и некоторыми его видами.
Тема 7. Улица полна неожиданностей.

Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать
форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления,
обучение созданию сюжетной композиции, вспомнить основные правила
дорожного движения.
Тема 8. Новогодние игрушки. Фантазируй!
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать
форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления
Тема 9. Динозавры.
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать
форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления,
познакомить учащихся с видами динозавров и их образом жизни.
Тема 10. «Персонажи любимых книг».
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать
форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления,
обучение умению планировать работу на основе анализа особенностей
образов сказочных героев; освоение навыков передачи характерных черт
героев средствами конструктора Лего.
Тема 11.. Животные в литературных произведениях.
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать
форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления,
обучение умению планировать работу по созданию сюжетной композиции;
освоение навыков передачи характерных черт животных средствами
конструктора Лего. Познакомить учащихся с произведением Б. Житкова
«Храбрый утенок».
Тема 12. Военная техника.

Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать
форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления,
обучение конструированию гусениц танка.
Тема 13.Подарки любимым (к 8 марта). Весенние цветы.
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать
форму объекта средствами конструктора; показать детям технику «мозаики»
из Лего.
Тема 14. Космические корабли.
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать
форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления,
познакомить учащихся с видами космических кораблей.
Тема 15. Твой посѐлок. Твоя улица.
Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать
форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления,
рассказать о поселке, в котором мы живем.

Содержание программы
второй год обучения
№

Тема занятия

п/п

Кол-во

Теория

Практика

часов

1

Башни Кремля.

6

2

4

2

Архитектура России

5

1

4

3

Энергия как физический процесс

5

2

3

4

Энергосберегающие технологии.

7

2

5

7

2

5

8

3

5

8

3

5

7

2

5

5

2

3

10 Шлагбаум с электроприводом

7

2

5

11 Ворота с электронным

7

2

5

72

23

49

Энергия ветра. Ветряк.
5

Энергосберегающие технологии.
Энергия воды.
Гидроэлектростанция

6

Энергосберегающие технологии.
Энергия Солнца.

7

Введение в Робототехнику.
Знакомство с конструктором,
датчиками, микрокомпьютером
RCX.

8

Предупреждающие сигнальные
знаки. Циклический алгоритм.

9

Светофор

управлением
ИТОГО:

Содержание курса второго года обучения
Тема 1.Башни Кремля.
Анализ образца, изображѐнного на карточке, подбор необходимых
деталей и воспроизведение постройки; активизация речи; развивать умение
ребят работать в группах.
Материал: демонстрационный фотоматериал башни Кремля; схема
расположения башен Кремля; технологические карточки с изображением
башен; детали конструктора.
Тема 2. Архитектура России.
Развитие конструктивного воображения.
Тема 3. Энергия как физический процесс.
Тема «Виды энергии», собрать модели по технологической карте, учиться
работать в группе.
Тема 4. Энергосберегающие технологии. Энергия ветра. Ветряк.
Начать изучать энергосберегающие технологии на примере энергии
ветра; собрать модель ветряка по технологической карте, учиться работать в
группе.
Тема 5. Энергосберегающие технологии. Энергия воды.
Гидроэлектростанция.
Продолжать изучать энергосберегающие технологии на примере энергии
воды; собрать модель гидроэлектростанции по технологической карте;
учиться работать в группе.
Тема 6. Энергосберегающие технологии. Энергия Солнца.

Продолжать изучать энергосберегающие технологии на примере энергии
Солнца; собрать модель карусели, работающей от солнечной батарейки по
технологической карте; учиться работать в группе.
Тема 7. Введение в Робототехнику. Знакомство с конструктором,
датчиками, микрокомпьютером RCX.
Познакомить детей с конструктором RoboLab; познакомить детей с
датчиками — их назначением; познакомить детей с микрокомпьютером RCX,
его

функциональными

клавишами;

познакомить детей

с правилами

подсоединения датчиков.
Тема 8. Предупреждающие сигнальные знаки. Циклический алгоритм.
Собрать модель дорожных сигнальных знаков; составить программу в
режиме Конструирования; учиться работать в группе.
Тема 9. Светофор.
Собрать модель светофора, который работает днѐм; составить программу
в режиме Конструирования; учиться работать в группе.
Тема 10. Шлагбаум с электроприводом.
Собрать модель шлагбаума с фиксированным углом поднятия; составить
программу в режиме Конструирования; учиться работать в группе.
Тема 11. Ворота с электронным управлением.
Собрать модель ворота с электронным управлением с использованием
идентификационных карт; составить программу в режиме Конструирования;
учиться работать в группе.
В течение учебного года возможны небольшие изменения в программе и
перераспределение часов по темам, включѐнным в план.

Требования к уровню выпускников, учащихся по данной программе
Рабочая программа курса «Лего – конструирование» составлена с учетом
реализации межпредметных связей по разделам: развитие речи, развитие
математических представлений, ознакомление с окружающим миром.
Программа

направлена

конструкторских

на

навыков,

личности ребенка
психологические,

развитие
способствует

логического

мышления

и

многостороннему

развитию

и побуждает получать знания дальше,

учитывает

индивидуальные

и

возрастные

особенности

детей,

нуждающихся в коррекции и развитии мелкой моторики, эмоционально –
волевой сфере высших психических функций
Учащиеся должны знать:
- правила безопасной работы;
- основные компоненты конструкторов Лего;
- конструктивные особенности различных моделей, сооружений и
механизмов;
- виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования
роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять
полученные знания;
- приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов,
и других объектов и т.д.);
- создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной
схеме, по собственному замыслу;
Учащиеся должны уметь:
- работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и
обрабатывать информацию);
- самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования
роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять
полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием
специальных элементов и т.д.);

Ожидаемые результаты:


Развить познавательные умения и навыки учащихся;



Уметь ориентироваться в информационном пространстве;



Уметь самостоятельно конструировать свои знания;



Уметь критически мыслить.



Участие в лего- конкурсах.

Обеспечение программы
Методическое:
Для реализации программы используются следующие методические
материалы:
 учебно-тематический план;
 методическая литература для педагогов дополнительного образования;
 ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и

подбору схем изготовления изделий;
 схемы пошагового конструирования;
 иллюстрации транспорта;
 мультимедиа объекты по темам курса;

Материально-техническое:
- Для проведения занятий используются тематические наборы конструктора
Лего:
LEGO education 9656
LEGO education WEDO 9585
LEGO education WEDO 9580
LEGO education 9689
LEGOeducation 9686
LEGOeducation 9688
Электронно-программное обеспечение:
 специализированные цифровые инструменты учебной деятельности
(компьютерные программы);
Технические средства обучения:
 мультимедийный проектор, DVD-плееры, МРЗ-плеер;
 ноутбуки с учебным программным обеспечением;
 демонстрационный экран;
 мультимедийная доска;
 цифровой фотоаппарат;

 сканер, ксерокс и принтер;
Методическое обеспечение программы:
Интернет-ресурсы:
1. http://9151394.ru/?fuseaction=proj.lego
2. http://9151394.ru/index.php?fuseaction=konkurs.konkurs
3. http://www.lego.com/education/
4. http://www.wroboto.org/
5. http://www.roboclub.ru/
6. http://robosport.ru/
7. http://lego.rkc-74.ru/
8. http://legoclab.pbwiki.com/
9. http://www.int-edu.ru/
Информационное обеспечение:
1. http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17
2. http://do.rkc-74.ru/course/view.php?id=13
3. http://robotclubchel.blogspot.com/
4. http://legomet.blogspot.com/
5. http://httpwwwbloggercomprofile179964.blogspot.com/

Литература
1. Т. В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности
у детей с помощью ЛЕГО» - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.
2.А.С.Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г.Шевалдина «Уроки Лего –
конструирования в школе». Методическое пособие. – М., Бином.
Лаборатория знаний, 2011.
3.Н.А.Криволапова «Организация профориентационной работы в
образовательных учреждениях Курганской области». – Курган, Институт
повышения квалификации и ипереподготовки работников образования
Курганской области, 2009.
4.«Использование Лего – технологий в образовательной деятельности».
Методическое пособие Министерства образования и науки Челябинской
области. Региональный координационный центр Челябинской области
(РКЦ), Челябинск, 2011.
5.«Сборник лучших творческих Лего – проектов»». Министерство
образования и науки Челябинской области. Региональный координационный
центр Челябинской области (РКЦ), Челябинск, 2011.
8.«Современные технологии в образовательном процессе». Сборник статей.
Министерство образования и науки Челябинской области. Региональный
координационный центр Челябинской области (РКЦ), Челябинск, 2011.

Аннотация
Программа предназначена для учащихся 7 – 9 лет. Курс рассчитан на 72
часа в год. Срок реализации программы 2 года.
Цель программы - овладение навыками начального технического
конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука»,
изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости,
прочности

и

Задачи:

устойчивости),

навык

взаимодействия

в

группе.

на занятиях по Лего-конструированию ставится ряд

обучающих, развивающих и воспитательных задач:


развивать у школьников интерес к моделированию и конструированию,
стимулировать детское техническое творчество;



обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по
замыслу;



формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и
поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать
будущую работу;



совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре,
коллективе; выявлять одарѐнных, талантливых детей, обладающих
нестандартным творческим мышлением;



обеспечивать комфортное самочувствие ребенка;



развивать творческие способности и логическое мышление детей;



развивать умения творчески подходить к решению задачи;



развивать

умения

излагать

мысли

в

четкой

логической

последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать
ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем
логических рассуждений.

Данная программа разработана для
образования,

но

может

быть

учреждений дополнительного

использована

как

внеурочная

факультативная деятельность в общеобразовательной школе.

или

Сведения о разработчике
Ф.И.О. Косолапова Вера Леонидовна
Образование: Высшее педагогическое
Категория: первая категория
Место работы: МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги
Должность: Педагог дополнительного образования
Педагогический стаж: 5 лет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».