Пояснительная записка Использование Лего-конструкторов в учебной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных деталей. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям. Дети с удовольствием посещают уроки, участвуют и побеждают в различных конкурсах. Легоконструирование – это современное средство обучения детей. Дальнейшее внедрение разнообразных Лего-конструкторов в учебную деятельность детей разного возраста способствует многостороннему развитию личности ребенка и побуждает получать знания дальше. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов дополнительного образования. Образовательные конструкторы Лего вводят учащихся в мир моделирования и конструирования, способствуют формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности, группового обсуждения. Конструирование – это интереснейшее и занятие. Оно теснейшим образом связано с увлекательное чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В работе с младшими школьниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструкторов. Использование конструктора Лего в работе с детьми способствует совершенствованию остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, восприятия формы и габаритов объектов, пространства. Применение Лего способствует: 1. развитию у детей сенсорных представлений; 2. развитию умения работать по предложенным инструкциям; 3. развитию умения творчески подходить к решению задач; 4. развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение); 5. тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки; 6. сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения; 7. развитию умения излагать мысли в чѐткой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения. Курс рассчитан на 72 часа. Возраст учащихся: 7-9 лет. Срок реализации программы 2 года. Предлагаемая составительская программа «Начальное техническое моделирование» составлена на основе сертифицированных программ, а так же при ее составлении учитывался собственный педагогический опыт. Использовалась программа: Авторская программа Федотовой Татьяны Владимировны по дополнительному образованию кружок «ЛЕГО-мастер» для детей младшего школьного возраста. https://festival.1september.ru/articles/654044/. Целью использования Лего-конструирования в области дополнительного образования является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и Задачи: устойчивости), на занятиях по навык взаимодействия Лего-конструированию в группе. ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач: развивать у школьников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество; обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу; формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу; совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарѐнных, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением; обеспечивать комфортное самочувствие ребенка; развивать творческие способности и логическое мышление детей; развивать умения творчески подходить к решению задачи; развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. Учебно-тематический план первый год обучения № Тема занятия п/п Кол-во Теория Практика часов 1 Знакомство с Лего 1 1 - 2 Симметричность Лего моделей. 4 2 2 6 2 4 Моделирование бабочки 3 «Устойчивость Лего моделей. Постройка пирамид» 4 Екатеринбургский зоопарк 5 2 3 5 Наш двор 5 1 4 6 Постройка моделей старинных машин 5 2 3 7 Улица полна неожиданностей 5 2 3 8 Новогодние игрушки. Фантазируй! 4 1 3 9 Динозавры 6 2 4 10 «Персонажи любимых книг» 5 2 3 11 Животные в литературных 5 3 2 12 Военная техника 7 3 4 13 Подарки любимым (к 8 марта). 4 1 3 Космические корабли 7 2 5 15 Твой посѐлок. Твоя улица. 3 1 2 72 27 45 произведениях Весенние цветы 14 Итого: Содержание курса первого года обучения Тема 1.Знакомство с Лего. Познакомить детей с конструктором Лего. Тема 2.Симметричность Лего моделей. Моделирование бабочки. Познакомить с основными деталями Лего, способами крепления, формировать чувство симметрии и умение правильно чередовать цвет в моделях, ознакомить учащихся с различными видами бабочек. Тема 3.«Устойчивость Лего моделей. Постройка пирамид». Закрепить навык соединения деталей, обучение учащихся расположению деталей в рядах в порядке убывания, развитие ассоциативного мышления, развивать умение делать прочную, устойчивую постройку, развивать умение слушать инструкцию педагога, познакомить с видами и историей пирамид. Тема 4.Екатеринбургский выделению основных частей зоопарк. Обучение животных, развитие анализу образца, конструктивного воображения детей, рассказать о зоопарке, вспомнить названия животных. Тема 5. Наш двор. Развитие фантазии и воображения детей, закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей, обучение созданию сюжетной композиции; воспитывать бережное отношение к труду людей. Тема 6. Постройка моделей старинных машин. Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции, познакомить учащихся с историей возникновения первого транспорта и некоторыми его видами. Тема 7. Улица полна неожиданностей. Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение созданию сюжетной композиции, вспомнить основные правила дорожного движения. Тема 8. Новогодние игрушки. Фантазируй! Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления Тема 9. Динозавры. Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, познакомить учащихся с видами динозавров и их образом жизни. Тема 10. «Персонажи любимых книг». Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение умению планировать работу на основе анализа особенностей образов сказочных героев; освоение навыков передачи характерных черт героев средствами конструктора Лего. Тема 11.. Животные в литературных произведениях. Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение умению планировать работу по созданию сюжетной композиции; освоение навыков передачи характерных черт животных средствами конструктора Лего. Познакомить учащихся с произведением Б. Житкова «Храбрый утенок». Тема 12. Военная техника. Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обучение конструированию гусениц танка. Тема 13.Подарки любимым (к 8 марта). Весенние цветы. Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; показать детям технику «мозаики» из Лего. Тема 14. Космические корабли. Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, познакомить учащихся с видами космических кораблей. Тема 15. Твой посѐлок. Твоя улица. Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, рассказать о поселке, в котором мы живем. Содержание программы второй год обучения № Тема занятия п/п Кол-во Теория Практика часов 1 Башни Кремля. 6 2 4 2 Архитектура России 5 1 4 3 Энергия как физический процесс 5 2 3 4 Энергосберегающие технологии. 7 2 5 7 2 5 8 3 5 8 3 5 7 2 5 5 2 3 10 Шлагбаум с электроприводом 7 2 5 11 Ворота с электронным 7 2 5 72 23 49 Энергия ветра. Ветряк. 5 Энергосберегающие технологии. Энергия воды. Гидроэлектростанция 6 Энергосберегающие технологии. Энергия Солнца. 7 Введение в Робототехнику. Знакомство с конструктором, датчиками, микрокомпьютером RCX. 8 Предупреждающие сигнальные знаки. Циклический алгоритм. 9 Светофор управлением ИТОГО: Содержание курса второго года обучения Тема 1.Башни Кремля. Анализ образца, изображѐнного на карточке, подбор необходимых деталей и воспроизведение постройки; активизация речи; развивать умение ребят работать в группах. Материал: демонстрационный фотоматериал башни Кремля; схема расположения башен Кремля; технологические карточки с изображением башен; детали конструктора. Тема 2. Архитектура России. Развитие конструктивного воображения. Тема 3. Энергия как физический процесс. Тема «Виды энергии», собрать модели по технологической карте, учиться работать в группе. Тема 4. Энергосберегающие технологии. Энергия ветра. Ветряк. Начать изучать энергосберегающие технологии на примере энергии ветра; собрать модель ветряка по технологической карте, учиться работать в группе. Тема 5. Энергосберегающие технологии. Энергия воды. Гидроэлектростанция. Продолжать изучать энергосберегающие технологии на примере энергии воды; собрать модель гидроэлектростанции по технологической карте; учиться работать в группе. Тема 6. Энергосберегающие технологии. Энергия Солнца. Продолжать изучать энергосберегающие технологии на примере энергии Солнца; собрать модель карусели, работающей от солнечной батарейки по технологической карте; учиться работать в группе. Тема 7. Введение в Робототехнику. Знакомство с конструктором, датчиками, микрокомпьютером RCX. Познакомить детей с конструктором RoboLab; познакомить детей с датчиками — их назначением; познакомить детей с микрокомпьютером RCX, его функциональными клавишами; познакомить детей с правилами подсоединения датчиков. Тема 8. Предупреждающие сигнальные знаки. Циклический алгоритм. Собрать модель дорожных сигнальных знаков; составить программу в режиме Конструирования; учиться работать в группе. Тема 9. Светофор. Собрать модель светофора, который работает днѐм; составить программу в режиме Конструирования; учиться работать в группе. Тема 10. Шлагбаум с электроприводом. Собрать модель шлагбаума с фиксированным углом поднятия; составить программу в режиме Конструирования; учиться работать в группе. Тема 11. Ворота с электронным управлением. Собрать модель ворота с электронным управлением с использованием идентификационных карт; составить программу в режиме Конструирования; учиться работать в группе. В течение учебного года возможны небольшие изменения в программе и перераспределение часов по темам, включѐнным в план. Требования к уровню выпускников, учащихся по данной программе Рабочая программа курса «Лего – конструирование» составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: развитие речи, развитие математических представлений, ознакомление с окружающим миром. Программа направлена конструкторских на навыков, личности ребенка психологические, развитие способствует логического мышления и многостороннему развитию и побуждает получать знания дальше, учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей, нуждающихся в коррекции и развитии мелкой моторики, эмоционально – волевой сфере высших психических функций Учащиеся должны знать: - правила безопасной работы; - основные компоненты конструкторов Лего; - конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов; - виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; - самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания; - приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.); - создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу; Учащиеся должны уметь: - работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию); - самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.); Ожидаемые результаты: Развить познавательные умения и навыки учащихся; Уметь ориентироваться в информационном пространстве; Уметь самостоятельно конструировать свои знания; Уметь критически мыслить. Участие в лего- конкурсах. Обеспечение программы Методическое: Для реализации программы используются следующие методические материалы: учебно-тематический план; методическая литература для педагогов дополнительного образования; ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем изготовления изделий; схемы пошагового конструирования; иллюстрации транспорта; мультимедиа объекты по темам курса; Материально-техническое: - Для проведения занятий используются тематические наборы конструктора Лего: LEGO education 9656 LEGO education WEDO 9585 LEGO education WEDO 9580 LEGO education 9689 LEGOeducation 9686 LEGOeducation 9688 Электронно-программное обеспечение: специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (компьютерные программы); Технические средства обучения: мультимедийный проектор, DVD-плееры, МРЗ-плеер; ноутбуки с учебным программным обеспечением; демонстрационный экран; мультимедийная доска; цифровой фотоаппарат; сканер, ксерокс и принтер; Методическое обеспечение программы: Интернет-ресурсы: 1. http://9151394.ru/?fuseaction=proj.lego 2. http://9151394.ru/index.php?fuseaction=konkurs.konkurs 3. http://www.lego.com/education/ 4. http://www.wroboto.org/ 5. http://www.roboclub.ru/ 6. http://robosport.ru/ 7. http://lego.rkc-74.ru/ 8. http://legoclab.pbwiki.com/ 9. http://www.int-edu.ru/ Информационное обеспечение: 1. http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17 2. http://do.rkc-74.ru/course/view.php?id=13 3. http://robotclubchel.blogspot.com/ 4. http://legomet.blogspot.com/ 5. http://httpwwwbloggercomprofile179964.blogspot.com/ Литература 1. Т. В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. 2.А.С.Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г.Шевалдина «Уроки Лего – конструирования в школе». Методическое пособие. – М., Бином. Лаборатория знаний, 2011. 3.Н.А.Криволапова «Организация профориентационной работы в образовательных учреждениях Курганской области». – Курган, Институт повышения квалификации и ипереподготовки работников образования Курганской области, 2009. 4.«Использование Лего – технологий в образовательной деятельности». Методическое пособие Министерства образования и науки Челябинской области. Региональный координационный центр Челябинской области (РКЦ), Челябинск, 2011. 5.«Сборник лучших творческих Лего – проектов»». Министерство образования и науки Челябинской области. Региональный координационный центр Челябинской области (РКЦ), Челябинск, 2011. 8.«Современные технологии в образовательном процессе». Сборник статей. Министерство образования и науки Челябинской области. Региональный координационный центр Челябинской области (РКЦ), Челябинск, 2011. Аннотация Программа предназначена для учащихся 7 – 9 лет. Курс рассчитан на 72 часа в год. Срок реализации программы 2 года. Цель программы - овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и Задачи: устойчивости), навык взаимодействия в группе. на занятиях по Лего-конструированию ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных задач: развивать у школьников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество; обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу; формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу; совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять одарѐнных, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением; обеспечивать комфортное самочувствие ребенка; развивать творческие способности и логическое мышление детей; развивать умения творчески подходить к решению задачи; развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. Данная программа разработана для образования, но может быть учреждений дополнительного использована как внеурочная факультативная деятельность в общеобразовательной школе. или Сведения о разработчике Ф.И.О. Косолапова Вера Леонидовна Образование: Высшее педагогическое Категория: первая категория Место работы: МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги Должность: Педагог дополнительного образования Педагогический стаж: 5 лет