2 Пояснительная записка В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Одним из направлений реализации этого требования является развертывание новых моделей содержания образования и его организации. Уровень цивилизованного общества во многом определяется его отношением к учащимся с проблемами в развитии. В последнее время все больше внимания уделяется детям-инвалидам, идѐт поиск путей решения этой проблемы, получает дальнейшее развитие политика обеспечения доступности образования для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что отражено и в ратификации в 2012 г. Российской Федерацией Конвенции ООН по правам инвалидов (2006 г.), и в первых же Указах Президента РФ В.В. Путина (№ 597 и № 599). Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я сам» разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Минобрнауки России, департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодѐжи от 18 ноября 2015 года № 09-3242); Концепцией развития дополнительного образования детей от 04.09. 2014 г. № 1726-р, Уставом МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги, разработана в 3 соответствии с социальным заказом и реализуется в художественной направленности. Для учащихся с ограниченными возможностями занятия декоративно – прикладным творчеством являются эффективным методом для развития интеллекта и психики при условии, что они, прежде всего, станут средством для развития его эмоций и чувств, эстетического вкуса, интеллекта и творческого потенциала. Учащемуся необходимо осознать свои возможности и определиться: « это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании. Если процесс обучения рассматривать как процесс формирования жизненно необходимых способностей у учащихся с ОВЗ, то их можно научить: ● познавать себя и управлять своим физическим и психическим «Я»; ● обслуживать себя и принимать помощь других; ● вступать в контакт и поддерживать его с окружающими; ● ориентироваться в пространстве и познавать окружающий мир; ● участвовать в созидательной деятельности. Занятия расширяют познавательные возможности учащихся с ОВЗ, обогащают его эмоциональную жизнь, делают доступными элементы творчества, развивают эстетически. Изучение декоративно -прикладного искусства способствует развитию внимания, физическому укреплению здоровья (развиваются сенсорные способности, мелкая моторика рук, речь) интеллектуальному развитию, а это в свою очередь, влияет на формирование и становление личности ребѐнка. Учитывая особенности учащихся с ОВЗ, занятия проводятся в малокомплектной группе. Ведь каждый учащийся требует индивидуального подхода. Структура и содержание обучения меняются в зависимости от физического, психического состояния и возрастных особенностей учащихся. На занятиях необходимо повышенное внимание к выполнению правил техники безопасности. Учащиеся могут заниматься по данной программе 5 4 лет и педагог каждый учебный год предлагает для изготовления новые изделия. На занятиях даѐтся минимум теории, все сводится к практической деятельности, что обусловлено особенностями учащихся этой категории. Материал берѐтся самый элементарный, посильный данной группе. За основу программы взяты - методическая литература различных авторов по основным видам декоративно -прикладного творчества, художественным ремѐслам, народному творчеству. Разделы программы разработаны автором на основе методической литературы по данной теме. Отбор содержания и учебно -тематическое планирование на каждый год обучения основано на практическом опыте автора. Актуальность программы дополнительного образования для учащихся с ОВЗ обусловлена тем, что среда дополнительного образования может обеспечить включение учащегося с ОВЗ в доступные виды жизнедеятельности и отношений с учѐтом его индивидуальных способностей, интересов, ценностных ориентаций, тем самым способствовать его реабилитации и социализации. уникальными Система дополнительного возможностями по развитию образования располагает творческих способностей учащихся и предполагает развитие природных задатков, специальных способностей, позволяющих ему само реализовываться в различных видах и формах декоративно -прикладного творчества. Отличительные особенности данной программы от уже существующих: - в широте и разнообразии диапазона техник, предоставляемых учащемуся для усвоения. Так как возможность выбирать, варьировать техники, материалы положительно сказывается не только на результате творческой деятельности, но и на самом процессе. Отдаѐтся предпочтение нетрадиционным техникам, позволяющим овладеть основами декоративно – прикладного творчества на доступном уровне. Именно разнообразие используемых техник, возможность их сочетать делают работы учащихся выразительнее и богаче по содержанию. 5 Художественные техники также предлагаются сначала экспериментально. Только после этого при создании образа учащиеся знакомятся с вариантами конкретной техники. На протяжении всего обучения поощряются экспериментальные действия учащихся при создании художественного образа. Это вызывает у учащихся положительную эмоциональную реакцию, поддерживает и стимулирует творческие проявления, развивает его самостоятельность. Адресат программы: Представленная образовательная программа рассчитана для занятий с учащимися с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), 5-15 лет. По данной образовательной программе могут заниматься учащиеся без специальных знаний, умений и навыков. В начале освоения программы формируется одна разновозрастная группа в количестве 6 -8 учащихся с родителями. Возраст учащихся от 5 до 15 лет. Периодичность занятий: 2 дня в неделю, 2 занятия в день, продолжительность каждого занятия 30 минут с переменой 5 минут. Групповая сочетается с форма работы индивидуальной. (максимальное количество-8 Индивидуальные занятия человек) наиболее целесообразны в случае возникновения затруднений у учащихся с выполнением конкретных заданий -упражнений и наличия острого недоразвития некоторых процессов познавательной сферы. Психологические особенности учащихся с ОВЗ. 1. У учащихся наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приѐма и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих учащихся об окружающем мире. 2. Недостаточно сформированы пространственные представления, учащиеся с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить 6 симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить еѐ в единое целое. 3. Внимание неустойчивое, рассеянное, учащиеся с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки обуславливаются слабым развитием несовершенством навыков и умений организации интеллектуальной самоконтроля, внимания активности, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. 4. Память ограничена в объѐме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной. 5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации. 6. Мышление –наглядно -действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно -образное и особенно словесно -логическое. 7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. 8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны. 9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы. 10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у учащихся явлений психомоторной расторможенности. 11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации. Вследствие этого у учащихся проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определѐнном темпе). 7 Содержание программы выстроено по годам обучения, взаимосвязанным между собой: в последующем году совершенствуются знания, умения и навыки предыдущего. Теоретические занятия проводятся в основном в форме бесед, сюжетно -ролевых дискуссий и др. Программой предусмотрены выставки, участие в конкурсах, массовые мероприятия. На практических занятиях учащиеся учатся творить своими руками, делать не просто поделку, а именно творить прекрасное и красивое. Теоретические и практические занятия строятся с учѐтом наглядно действенного и наглядно -образного восприятия учащимися целостной картины мира. Контроль знаний и умений осуществляется в течение всего периода реализации программы. Используются самые различные формы и методы контроля: наблюдение, выставка, опрос, анкетирование. Важным показателем эффективности реализации программы являются выставки творческих работ учащихся, участие в конкурсах, фестивалях, выставках. Для большинства учащихся основным результатом является произведение собственных рук, а также объем знаний, умений, и навыков, приобретаемый в ходе освоения программы. При этом успехи, достижения учащихся сравниваются не с каким-то стандартом, а с исходными возможностями. Цели и задачи программы Цель: приобщение учащихся с ограниченными возможностями здоровья к творческому труду, помощь в их социальной адаптации к условиям жизни в современном обществе. Задачи: Обучающие: -научить выполнению простейших трудовых навыков; - познакомить с народными традициями и ремѐслами; Развивающие: 8 - улучшить координацию движений, память, мелкую моторику рук, глазомер и образное мышление; - развить интерес к творческому труду; Воспитательные: - помочь поверить в свои силы; - воспитывать терпение, аккуратность. Особенности организации образовательного процесса: Учащиеся сформированы в смешанную по возрасту группу. Занятия проводятся в групповой форме. Состав группы постоянный. Набор учащихся в объединение свободный. Режим занятий: Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья характерен более короткий временной период концентрации внимания, а также необходимость повторения пройденного материала для лучшего усвоения. Поэтому занятия с группой проводятся 2 дня в неделю, 2 занятия в день, продолжительность каждого занятия 30 переменой - 5 минут. Учебная программа рассчитана на 5 лет обучения, каждый год обучения составляет 144 учебных часа, общий объем образовательной программы 720 часов. 9 УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 1 год обучения Тема № Количество часов теория 1. Введение 2 2. Пластилиновый мир 4 3. Аппликация сюжетная 4. Аппликация объѐмная практика Формы контроля всего 2 Инструктаж. Первичная диагностика – собеседование 14 18 4 14 18 4 14 18 Педагогическое наблюдение. Мини выставка готовых работ Педагогическое наблюдение. Мини выставка готовых работ Педагогическое наблюдение. Демонстрация и обсуждение работ 5. Знакомство с красками 2 16 18 Педагогическое наблюдение 6. Разновидность монотипии 4 14 18 Педагогическое наблюдение. Демонстрация и обсуждение работ 7. Рисунок ватными палочками 2 14 16 Педагогическое наблюдение. Демонстрация и обсуждение работ 8. Пальчиковая живопись 4 16 20 Педагогическое наблюдение. Демонстрация и обсуждение работ 9. Печатание губкой 10 Итоговое занятие Итого: 4 2 10 14 2 144 Педагогическое наблюдение. Демонстрация и обсуждение работ Защита выставочных работ. Выставочные работы. 10 Содержание первого года обучения 1.Введение Теория: Вводное занятие. История декоративно -прикладного искусства (презентация). Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Содержание и форма занятий. Роль подготовки к занятиям. Дисциплина во время обучения. Режим занятий. Первичная диагностика. Пластилиновый мир 2. Теория: История возникновения. Определение понятия. Формировать интерес к окружающему миру. Практика: Освоение приѐмов лепки изделий простых форм. Напомнить свойства пластилина. Закрепить приѐмы использования пластилина: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение путѐм промазывания одной части изделия к другой. 3. Аппликация сюжетная Теория: Знакомство со свойствами бумаги. Правила работы с бумагой и клеем. Практика: Изготовление аппликации по сюжетам сказок и мультфильмов. 4.Аппликация объѐмная Теория: Правила работы с бумагой и клеем. Приѐмы складывания бумаги. Практика: Изготовление объѐмной аппликации. 5.Знакомство с красками Теория: Знакомство с изобразительными материалами (краски акварельные, акриловые и др. гуашь) и инструментами (кисти) Практика: самостоятельное рисование по образцу (рисунок педагога) 6.Разновидность монотипии Теория: Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «монотипия». Объяснение, демонстрация наглядного материала Практика: изготовление симметричных рисунков 11 7.Рисунок ватными палочками Теория: Знакомство с нетрадиционной техникой рисования. Учить видеть контур силуэтного рисунка, рисовать в пределах этих границ Практика: Самостоятельное закрашивание рисунка – контура. 8.Пальчиковая живопись Теория: Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «пальчиковая живопись». Практика: Рисование учащимися рисунка пальчиками – «Кисть рябины», «Пушистый медвежонок», «Осенний пейзаж» и др. 9.Печатание губкой Теория: познакомить учащихся с новой техникой рисования поролоном и печатанием по трафарету. Практика: Рисование поролоном (губкой) кленовых листьев и грибов и др. изображений. 10. Итоговое занятие Теория: подведение итогов по пройденному материалу Практика: организация выставки лучших работ В конце 1 года обучения учащийся должен знать: ● названия и назначения материалов, инструментов, принадлежностей для рисования и закрашивания; ● требования о правилах поведения в учебном кабинете и в других помещениях. Учащийся должен уметь: ● рисовать разными изобразительными инструментами; ● владеть нетрадиционными техниками рисования; ● правильно расположить рисунок на листе; ● поддерживать чистоту и аккуратность рабочего места. 12 УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 2 год обучения Тема № Количество часов теория 1. Введение. Инструктаж 2 2. Фантазии из ладошек 4 3. Айрис-фолдинг. 4. практика Формы контроля всего 2 Инструктаж. Первичная диагностика – собеседование 14 18 4 14 18 Торцевание 4 14 18 5. Аппликация обрывная 2 16 18 Педагогическое наблюдение, Мини выставка готовых работ Педагогическое наблюдение. Мини выставка готовых работ Педагогическое наблюдение, демонстрация и обсуждение работ Педагогическое наблюдение 6. Квиллинг 4 14 18 Педагогическое наблюдение демонстрация и обсуждение работ 7. Граттаж (воскография) 2 14 16 Практическая работа Анализ работы Демонстрация 8. Роспись пасхального 4 10 14 Наблюдение, опрос, анализ занятий 4 16 20 Наблюдение, опрос, анализ занятий 2 Защита выставочных работ. Выставочные работы. яйца 9. Изготовление бумажных цветов 10 Итоговое занятие Итого: 2 144 13 Содержание второго года обучения 1. Введение Теория : Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Первичная диагностика. 2. Фантазии из ладошек Теория: объяснение педагогом техники рисования, подготовка рабочего места. Практика: рисование ладошками с применением акварельных красок (осьминог, птицы, деревья и т.д.) 3. Айрис-фолдинг Теория: Техника Айрис - фолдинг или радужное складывание. Сюжет на картине создаѐтся из разноцветных полос бумаги, аккуратно наложенных одна на одну по спирали. Практика: Изготовление работ учащимися 4. Торцевание Теория: Торцевание – это один из видов бумажного конструирования, искусство бумага кручения, когда с помощью палочки и маленького квадратика бумаги создаются, путѐм накручивания квадратика на палочку, трубочки -торцовочки. Практика: Торцевание на пластилине и на бумаге. 5. Аппликация обрывная Теория: объяснение педагогом техники изготовления рваной аппликации , подготовка рабочего места. Практика: Самостоятельная работа учащихся (пейзаж, натюрморт, цветы и т.д.). 6. Квиллинг Теория: Квиллинг - это создание красивых композиций из узких полосок бумаги. Для этого разноцветные полоски нужно накрутить на специальную основу (например, игла), в результате чего получается плотная бумажная 14 спираль. Каждому элементу придаѐтся необходимая форма для создания красивых бумажных узоров. Практика: Изготовление панно с применением техники квиллинг. 7. Граттаж (воскография) Теория: Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «граттаж». Практика: Раскрашивание листа бумаги или картона разноцветными восковыми мелками или акварельными красками. Затирание полностью всего фона воском, парафином или просто свечой. Покрытие гуашью парафиновый лист. По готовому холсту процарапывание рисунка при помощи заострѐнной палочки. 8.Роспись пасхального яйца Теория: Знакомство с народными традициями. Легенда о «красном яйце». Практика: Роспись яйца восковыми мелками, пищевыми красками, в технике декупаж, нанесение трафарета и др. 9.Изготовление бумажных цветов Теория: Знакомство с разными способами изготовления бумажных цветов – из гофрированной бумаги, из принтерной бумаги , из ярких бумажных салфеток и т.д. Практика: Изготовление цветов: «Роза», «Астра», «Лилия» ,а также смешанных букетов. 10.Итоговое занятие Теория: подведение итогов по пройденному материалу Практика: организация выставки лучших работ В конце 2 года обучения, учащийся должен знать: ● новые техники декоративно -прикладного творчества (айрис-фолдинг, торцевание, граттаж (воскография), айрис-фолдинг) ● способы изготовления бумажных цветов. Учащийся должен уметь: 15 ● корректировать свою деятельность в соответствии с заданиями и замечаниями педагога; ● контролировать собственное исполнение, согласовывая его с педагогом; ● соблюдать правила безопасности инструментами; ● самостоятельно выполнять задания. при работе с материалами и 16 УЧЕБНЫЙ(ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН) 3 год обучения № Название раздела Количество часов теория практика Формы контроля всего 2 Инструктаж. Первичная диагностика – собеседование 14 18 Педагогическое наблюдение, Мини выставка готовых работ 4 14 18 Пластилиновый мультфильм 4 14 18 Педагогическое наблюдение Мини выставка готовых работ Педагогическое наблюдение, Демонстрация и обсуждение работ 5. Красота солѐного теста 2 16 18 Педагогическое наблюдение 6. Папье-маше 4 14 18 Педагогическое наблюдение, Демонстрация и обсуждение работ 7. Поделки из глины 2 14 16 Педагогическое наблюдение, Демонстрация и обсуждение работ 8. Поделки из шарикового пластилина 4 10 14 9. Самозастывающая паста для лепки своими руками 4 16 20 Педагогическое наблюдение, Демонстрация и обсуждение работ Педагогическое наблюдение, Демонстрация и обсуждение работ Защита выставочных работ. Выставочные работы. 1. Введение 2 2. Знакомство с разделом «Лепка» Рисование пластилином 4 3. Пластилиновые чудеса 4. 10 Итоговое занятие Итого: 2 2 144 17 Содержание третьего года обучения. 1.Введение Теория: Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Первичная диагностика – собеседование 2.Знакомство с разделом «Лепка» Теория: Введение в раздел декоративно -прикладного творчества «Лепка». Знакомство с материалами. Практика: Пластилиновые картинки. 3.Пластилиновые чудеса Теория: Объяснение темы педагогом. Показ презентации с изображениями готовых работ. Практика: Нанесение контура рисунка. Раскрашивание пластилином. Рисование пластилином «Мой аквариум». Рисование пластилином «Мир птиц». Пластилиновые шарики «Весѐлые клоуны». Подготовка эскиза, основы, фона. Заполнение рисунка пластилиновыми шариками 4. Пластилиновый мультфильм Теория: Просмотр пластилинового мультфильма. Выбор сюжета для авторского мультфильма. Практика: Лепка фигурок, изготовление фоновых изображений. Съѐмка сцен, создание плоского пластилинового мультфильма, озвучка. Презентация мультфильма. 5. Красота солѐного теста… Теория: Объяснение темы педагогом. Последовательность работы. Показ презентации с изображениями готовых работ. Практика: Сувенир «Ловец снов», панно «Чудо -дерево», панно «Райская птичка», загадочные рыбки. Выполнение эскизов. Лепка основных элементов работы. Сушка. Покраска. 18 6. Папье-маше Теория: Знакомство с видами папье-маше (способ ―бумажной массы‖, ―маширование‖), технологию изготовления изделий. Практика: Самостоятельное изготовление изделий (по рисунку, эскизу, замыслу). 7. Поделки из глины Теория: Образование глины. Виды глины. Практическое знакомство с глиной. Свойства глины. Подготовка глиняной массы. Рабочее состояние глины. Применение инструментов для лепки. Этапы создания изделий из глины. Сушка, оправка и закрепление глиняных изделий. Основные приѐмы лепки. Приѐмы лепки предметов, имеющих пустую середину. Изготовление изделий на основе базовых элементов. Положение рук. Работа пальцев. Практика: Отработка основных приѐмов лепки из глины. Отработка методов изготовления изделий из глины на основе элементов. 8. Поделки из шарикового пластилина Теория: Пластилиновые шарики похожи на мелкий разноцветный горошек или крупу пшено. В основе материала лежат миниатюрные шарики из пенопласта, склеенные невидимым полимерным клеем. Во время лепки фигуры шариковая структура сохраняется. Детям очень нравится лепить из ярких шариков. Масса легко принимает нужную форму. Практика: Самостоятельное изготовление фигурок. 9. Самозастывающая паста для лепки своими руками Теория: Просмотр презентаций и мастер -классов по изготовлению самозастывающей пасты для лепки. Практика: Изготовление пасты по различным рецептам. Поделки, фигурки, посуда, панно из пасты собственного приготовления. 10. Итоговое занятие Теория: подведение итогов по пройденному материалу Практика: организация выставки лучших работ 19 В конце 3 года обучения, учащийся должен знать: ● основные приѐмы лепки. Учащийся должен уметь: ● делать объѐмные поделки и картинки на плоскости из пластилина; ● приготовить солѐное тесто и самозастывающую пасту для лепки. УЧЕБНЫЙ(ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН) 4 год обучения № Тема Формы контроля Количество часов теория 1. Введение 2 2. «Салфеточные фантазии» Аппликация из рваной салфетки 4 3. Цветы из салфеток 4. практика всего 2 Первичная диагностика – собеседование 16 20 4 14 18 Шарики из салфеток 2 16 18 Педагогическое наблюдение, демонстрация и обсуждение работ Педагогическое наблюдение, демонстрация и обсуждение работ Педагогическое наблюдение, демонстрация и обсуждение работ 5. «Знакомство с орнаментом» : Композиции геометрического характера 4 18 22 Педагогическое наблюдение, демонстрация и обсуждение работ 6. Композиции с растительным орнаментом 2 12 14 Педагогическое наблюдение, демонстрация и обсуждение работ 7. Рисование орнамента на тарелочке 2 16 18 Педагогическое наблюдение, демонстрация и обсуждение работ 8. Коллаж 2 12 14 Педагогическое наблюдение, демонстрация и обсуждение работ 20 9. Аппликации из ваты и ватных дисков 4 10. Итоговое занятие 2 12 Итого: 16 Педагогическое наблюдение, демонстрация и обсуждение работ 2 Защита выставочных работ. Выставочные работы. 144 Содержание программы четвѐртого года обучения 1. Введение Теория: Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Первичная диагностика – собеседование. 2. «Салфеточные фантазии». Аппликация из рваной салфетки Теория: Ознакомление с техникой «рваная» аппликация. Подбор цветовой гаммы и материала (бумага или картон, салфетки разных цветов). Практика: Изготовление аппликации. Подготовка самостоятельного трафарета на основе предложенного. 3. Цветы из салфеток Теория: История создания цветов из салфеток. Изучаем готовые работы. Подбор материала для выполнения работы. Практика: Выполняем детали цветка из различных видов салфеток. Сборка деталей. Оформляем готовый букет. 4. Теория: квадратик Шарики из салфеток Салфетки разрезаются на равные квадратики, затем каждый с помощью пальцев скручивается в шарик. Сначала аппликация выполняется на принтерной бумаге, на которой распечатан рисунок. Готовая аппликация должна хорошо высохнуть, после чего рисунок вырезается и наклеивается на фон - цветной картон. Окончательная отделка панно зависит от фантазии автора: в зависимости от тематики работу можно декорировать природными материалами, нитками, ракушками, стружкой и т.п. Практика: Изготовление аппликации из скрученных салфеток 21 «Знакомство с орнаментом»: 5. Композиции геометрического характера Теория: К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций. Элементы геометрического орнамента: линии — прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры — треугольники, квадраты, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур. Практика: рисование и склеивание орнаментов Композиции с растительным орнаментом 6. Теория: Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д. Практика: Составление растительного орнамента 7. Рисование орнамента на тарелочке Теория: Просмотр презентаций и мастер -классов по оформлению тарелочки Практика: Рисование на тарелочках 8. Коллаж Теория: Ознакомление с техникой коллаж. Подготовка эскиза, деталей из бумаги, природного материала и др. Практика: На подготовленный эскиз приклеиваются детали из бумаги и природного материала. 9. Аппликации из ваты и ватных дисков Теория: Шаги создания аппликации из ваты. Ватная фактура. Практика: Самостоятельное изготовление работ. Оформление работы. 10. Итоговое занятие Теория: подведение итогов по пройденному материалу Практика: организация выставки лучших работ 22 В конце 4 года обучения, учащийся должен знать: ● названия новых техник, которые освоил (скручивание, склеивание, орнамент). Учащийся должен уметь: ● делать из разных салфеток аппликацию, цветы, шарики из салфеток, как материал для аппликации; ● создавать коллаж; ● подготовить детали, из них составить орнамент. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 5 год обучения № Тема Количество часов теория 1. Вводное занятие. 2 2. Аппликации из листьев 4 3. Икебана из листьев 4. практика Формы контроля всего 2 Инструктаж. Первичная диагностика – собеседование 14 18 4 14 18 Поделки из природного материала 4 14 18 5. Аппликация соломкой как вид декоративно прикладного искусства 2 16 18 Педагогическое наблюдение, Мини выставка готовых работ Педагогическое наблюдение Мини выставка готовых работ Педагогическое наблюдение, демонстрация и обсуждение работ Педагогическое наблюдение. Мини выставка готовых работ 6. Плетение из газетных трубочек 4 14 18 Педагогическое наблюдение, демонстрация и обсуждение работ 7. Изготовление поделок из бросового материала 2 14 16 Педагогическое наблюдение, демонстрация и обсуждение работ 23 8. Декоративная мозаика 4 10 14 9. Панно и элементы декора из подручного материала 4 16 20 10 Итоговое занятие 2 2 Итого: Педагогическое наблюдение, демонстрация и обсуждение работ Педагогическое наблюдение, демонстрация и обсуждение работ Защита выставочных работ. Выставочные работы. 144 Содержание программы пятого года обучения. 1.Вводное занятие Теория: Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Первичная диагностика – собеседование 2.Аппликации из листьев Теория: Как правильно подготовить природные материалы для аппликации. Правила поведения в природе. Виды основ (кора, спил, лоза, рамка). Практика: Экскурсия на природу с целью сбора и заготовки природного материала. 3.Икебана из листьев Теория: Дать представление о традиционном японском искусстве «Икебана», о способах составления. Практика: Создание композиций. 4.Поделки из природного материала Теория: Научить, как использовать природные материалы для изготовления поделок; обзор видов поделок из природного материала. Практика: Изготовление поделок из природного материала на цветном картоне и на другой основе. 5.Аппликация соломкой, как вид декоративно -прикладного искусства Теория: Знакомство с аппликацией из соломки. Просмотр видео материалов при выборе сюжета. 24 Практика: Для работы используют соломку различных зерновых культур: ржи, пшеницы, овса, проса, риса и других. 6.Плетение из газетных трубочек Теория: Познакомить с техникой кручения газетных трубочек; сформировать умения способов плетения. Просмотр мастер -классов по плетению из газетных трубочек. Практика: Отработка практического навыка плетения из газетных трубочек Для плетения можно использовать газеты, журналы, офисную и упаковочную бумагу, факсовые рулоны, кассовую ленту, кальку и другие виды бумаги. 7.Изготовление поделок из бросового материала Теория: Знакомство с бросовым материалом. С его особенностями и способами работы с ним. Рассматривание иллюстраций с изображением поделок из бросового материала. Практика: Изготовление поделок из ватных дисков, киндер -сюрпризов, пластиковых бутылочек, разноцветных пробок, дополняя поделку деталями. 8.Декоративная мозаика Теория: Понятие декоративной мозаики. Виды декоративной мозаики: наборная из крупы, семечек, ракушек, фисташек, спичек, опилок. Практика: Составление рисунка мозаики. Подкрашивание материала красками. Цветовое решение. Элементы цветоведения. Техника выполнения мозаики. 9.Панно и элементы декора из подручного материала Теория: Просмотр презентаций и мастер -классов по использованию подручного материала (разноцветные лоскутки, пуговицы, нить ,скорлупа орешков, деревянные шпажки и др.). Практика: Изготовление панно и элементов декора из подручного материала. 10. Итоговое занятие Теория: подведение итогов по пройденному материалу Практика: организация выставки лучших работ 25 В конце 5 года обучения, учащийся должен знать: ● новые названия элементов декора; ● Основные понятия «Икебана»; ● Как из природного материала создать красивые поделки и панно. Учащийся должен уметь: ● составить композицию из природного материала ; ● плести из газетных трубочек; ● рисовать трафареты для мозаики. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. 1. Личностные: ● понимание декоративно -прикладного искусства как одной из богатейших и областей знаний, прошедших через всю историю человечества; ● формирование и развитие художественного вкуса, интерес к видам творчества; ● понимание значения декоративно -прикладного творчества, как одного из важнейших видов искусств, формирующих гармонически развитую личность и эстетические идеалы человека, его художественно - творческие способности; ● формирование мотивации к художественному творчеству, целеустремлѐнности и воли в достижении поставленной цели; ● формирование эмоциональной отзывчивости и восприимчивости к проблемам других людей; ● развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных жизненных ситуациях. 26 2. Метапредметные: ● возможность расширения и углубления своих знаний в области декоративно -прикладного искусства , обогащения своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей; ● самостоятельно изготавливать поделки, рисунки, панно и реализовывать собственные творческие замыслы. 3. Предметные: ● активизируются различные речевые умения в условиях реальных ситуаций общения; ● познакомятся со свойствами и возможностями бумаги, как материала для художественного творчества; ● познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения; ● овладеют основными приѐмами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, склеивание; ● познакомятся с нетрадиционными техниками рисования; ● научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла. 27 Формы контроля и оценочные материалы С момента поступления учащегося педагогический мониторинг с целью в объединение выявления уровня проводится обучения и развития, определения задач индивидуального развития: ● первичная диагностика; ● промежуточная аттестация; ● итоговая аттестация. Результаты педагогического мониторинга фиксируются в журнале и оцениваются по 10-бальной системе: Минимальный уровень: 0 – 4 балла, Средний уровень: 5 – 8 баллов, Максимальный уровень: 9 – 10 баллов. Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года для определения уровня подготовки учащихся. Форма проведения – педагогическое наблюдение (собеседование, выполнение практического задания). Цель: определение общего уровня развития учащегося. Задачи: ● определение общего уровня развития учащегося; ● выявление природных способностей к творчеству; Срок проведения: при поступлении в творческое объединение (сентябрь). Содержание Теоретическая часть. Вопросы: ● Нравится ли тебе рисовать (лепить)? ● Имеется ли начальная подготовка? Практическая часть: учащемуся предлагают выполнить следующие задания: ● Нарисовать, что ему нравится; ● Показать любимые цвета и назвать их; 28 ● Провести несколько видов линий. Критерии оценки Минимальный уровень (1 ─ 4 балла) ─ проявляет слабый интерес к творческой деятельности, минимальный рисованию, лепке, рассеянное уровень внимание, способностей к не дисциплинирован, нет усидчивости, не внимателен. Средний уровень (5 ─ 8 баллов) ─ проявляет достаточный интерес к творческой деятельности, у учащегося развито чувство цвета, умеет концентрировать внимание, но знание форм и фигур развито недостаточно. Максимальный уровень (9 ─ 10 баллов) ─ учащийся проявляет активный интерес к интерес к творческой деятельности , показывает высокий уровень способностей к рисованию, лепке, развит эстетический вкус. Текущий контроль уровня теоретических знаний, практических навыков и умений осуществляется на каждом занятии: беседа, опрос, наблюдение педагога за практической деятельностью, демонстрация готовых работ, взаимная оценка, просмотры оценка и педагогом, выполненной учащимся работы. Уровень умений и навыков учащихся проверяется по результатам практической деятельности в соответствии со степенью их усвоения. Важным видом текущего контроля является контроль техники исполнения рисунков и поделок, который производит педагог совместно с учащимся в процессе занятий. Промежуточный контроль (промежуточная аттестация) проводится один раз в год (декабрь) в форме открытого занятия. Цель: выявление соответствия уровня теоретической и практической подготовки учащимся программным требованиям. Задачи: ● определение уровня усвоения детьми теоретических знаний в соответствии с данным периодом обучения; 29 ● определение уровня формирования практических умений, в соответствии с данным этапом обучения. Срок проведения: декабрь. Форма проведения: контрольный урок. Критерии оценки Минимальный уровень (1 ─ 4 балла) ─ выставляется, учащемуся за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны педагога. Средний уровень (5 ─ 8 баллов) ─ оценивается работа учащегося за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но учащийся допускает неточности в выполнении задания. Максимальный уровень (9 ─ 10 баллов) ─ оценивается работа учащегося за безошибочное и аккуратное выполнение задания. Итоговый контроль уровня теоретических знаний, практических навыков и умений учащихся осуществляется в конце каждой темы. Итоговая аттестация проходит в виде итогового занятия с использованием устного опроса. Цель: выявление уровня усвоения учащимися программного материала, соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы. Задачи: ● определение степени усвоения практических умений и навыков в соответствие с прогнозируемыми результатами данного года обучения; ● выявление уровня усвоения теоретических знаний; ● определение уровня развития индивидуальных творческих способностей; ● анализ полноты реализации программы, данного года обучения. Срок проведения: конец апреля – начало мая. Форма проведения: контрольный урок. 30 Критерии оценки Минимальный уровень (1 ─ 4 балла) ─ учащейся овладел менее 1/2 объѐма теоретических знаний и практических умений, навыков, предусмотренных программой, исполнение с большим количеством недочѐтов, а именно: если учащийся: допускает ошибки при планировании выполнения работы; не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала; допускает ошибки и неаккуратно выполняет задание; затрудняется самостоятельно использовать, наглядные пособия, инструменты и другие средства. Средний уровень (5 ─ 8 баллов) ─ учащейся овладел не менее 1/2 объѐма теоретических знаний и практических умений, навыков, предусмотренных программой, грамотное изготовление с небольшими недочѐтами, как в техническом плане, так и в художественном. Максимальный уровень (9 ─ 10 баллов) ─ учащейся показывает высокий уровень умениями и знаний теоретического материала, навыками, предусмотренными овладел программой, всеми технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН Год обучения 1 2 3 Начало и окончание учебного года С 01.09 по 31.05 Кол-во учебных недель 38 С 01.09. по 31.05 38 С 01.09. по 31.05 38 Кол-во учебных часов 144 144 144 Продолжительность и периодичность занятий Сроки аттестации 2 дня в неделю, 2 занятия в день, занятие 30 минут с переменой - 5 минут. январь 2 дня в неделю, 2 занятия в день, занятие 30 минут с переменой - 5 минут. 2 дня в неделю, 2 занятия в день, занятие 30 минут с переменой - 5 минут. январь май май январь май 31 4 5 С 03.09. по 31.05 38 С 02.09. по 29.05 39 144 144 2 дня в неделю, 2 занятия в день, занятие 30 минут с переменой - 5 минут. 2 дня в неделю, 2 занятия в день, занятие 30 минут с переменой - 5 минут. январь май январь май Условия реализации программы Для успешного усвоения образовательной программы необходимы следующие условия: Материально- техническое обеспечение: Учебный кабинет, учебная мебель (столы, стулья), комплект оборудования для реализации программы включая расходные материалы и канцелярские принадлежности, а также офисным оснащением и необходимым инвентарѐм. Информационное обеспечение: При организации работы объединения используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и воспитанниками, фотографии детских работ; разработки занятий, Презентации для проведения бесед, для изготовления изделий, поделок, литература по искусству; интернет -ресурсы по изготовлению игрушек, изделий; схемы и эскизы для изготовления игрушек, изделий, поделок; таблицы и плакаты по технике безопасности, технологии изготовления изделий, кукол, игрушек, ножницы, разнообразные образцы изделий ручной работы. Кадровое обеспечение: педагог имеет педагогическое образование, опыт работы с учащимися с ОВЗ, умеет на профессиональном уровне проводить занятия. 32 Методические материалы Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий. Это беседы, из которых учащиеся узнают много новой информации, практические задания для закрепления теоретических знаний. Занятия сопровождаются логопедическими упражнениями: чистоговорки, скороговорки, потешки. Важное место на занятиях занимает проведение физ минуток. Разнообразные занятия дают возможность учащимся проявить свою индивидуальность, способствуют духовному развитию личности. Методы, применяемые на занятии: ● Словесные (рассказ -объяснение, беседа, чтение сказок); ● Наглядные (демонстрация педагогом приѐмов работы, наглядных пособий); ● Практические (выполнение упражнений, овладение приѐмами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами). Педагогические технологии Используются следующие виды педагогических технологий: Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности учащегося средствами разумной организации разносторонней доступной каждому учащемуся, возможностей, путѐм с осуществления осуществляется игровой деятельности, учѐтом психофизических специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный Личностно направлены технологии -ориентированные на организацию учебно учѐтом индивидуальных особенностей, характер. - воспитательного возможностей и - процесса с способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет мне формировать адаптивные, социально -активные черты учащихся, чувства 33 взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор. На учебных, коррекционно -развивающих занятиях применяются технологии. Арттерапия (музыкотерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, широко фототерапия, оригамитерапия). Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на учащихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно творческих проявлений осуществить психосоматических, коррекцию психоэмоциональных процессов и нарушений отклонений в личностном развитии. Информационно -коммуникативные технологии - это процессы подготовки и передачи информации учащемуся, средством осуществления которых является компьютер. Они развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, ещѐ не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. 34 Аннотация Общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Я сам» разработана для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), срок реализации программы: 5 лет, возраст учащихся от 5 до 15 лет. Главная цель программы: приобщение учащихся с ограниченными возможностями здоровья к творческому труду, помощь в их социальной адаптации к условиям жизни в современном обществе. Основная задача заключается в том, чтобы научить выполнению простейших трудовых навыков; улучшить координацию движений, память, мелкую моторику рук, глазомер и образное мышление; помочь поверить в свои силы; воспитывать терпение, аккуратность. Содержание курса предлагает обширный материал, включающий в себя разные виды декоративно -прикладного творчества: рисование, лепка, составление орнамента, изготовление поделок из солѐного теста, работа с природным материалом, а также освоение нетрадиционных техник рисования. В организации учебно -воспитательного процесса важную роль играет работа с родителями. Данный материал может творчески использоваться педагогом, учитывая возможности и способности учащихся. Программа предназначена для реализации в МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги. 35 Литература для педагога 1. Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ, 2008. 2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким, 1996.. 3. Давыдова Г.Н. Соленое тесто. – М.: АРТ, 2005. 4. Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. 5. Евсеев Г.А Бумажный мир. – М.: АРТ, 2006.- 107с., ил. 6. Кеттелл Дж. Секреты холодного фарфора. – М.: Дизайн CJ, 2008. 7. Симмонс К. Текстильная кукла. – М.: Пресс, 2006. 8. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Я.: Академия развития, 1997. 9. Чернова Г.Н. Чудеса из соленого теста. – М.: Скрипторий, 2005. 10. Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. ● Электронный ресурс: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya- pedagogika// Попов В.С. «Методические рекомендации учителю, работающему с детьми с нарушением интеллекта». ● Электронный ресурс: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/220749_1.html// Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской федерации". ● Электронный ресурс: http://mfsng.ru/// Пленарное заседание научно- практического конгресса «Здоровье сберегающие технологии в образовании» 2013 г., Сергеева Г.И.,Сугробова Г.А., Савина Л.Н. «Комплексный подход к адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования». 36 Литература для учащихся 1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов.-М.: Изд-во Эксмо, 2005. 2. Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития, 2009.- 160с., ил.- (Умелые руки). 3. Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань»/ М.: Айрис-пресс, 2011.- 128 с.: ил.+ цв. вклейка 16 с. – (Внимание: дети!). 4. Грушина Л.В. Озорные игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г. 5. Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г. 6. Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо, 2010.- 64с.: ил.-(Азбука рукоделия). 7. Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М. 8. Соколова С. Сказка оригами: Игрушки из бумаги.- М.: Изд-во Эксмо; СПБ.: Валери СПД, 2004.-240с., ил. (Серия: Академия «Умелые руки».) 9. Ж. Юный художник. - М.: 1979 № 9, 1985 №8,10, 1988 №7. 10. Зайцев А. Учение о цвете и живописи. - М.: Академия развития, 1985. 11. Николаенко Н. Икебана. - М.: «Кладезь»1988. 12. Лаврентьев А. Н. История дизайна. - М.: 2006 г. 37