Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Азбука моды» для детей 7-16 лет. Срок реализации программы 4 года обучения

2

Пояснительная

записка

В последние годы в нашем обществе произошли серьезные изменения.
С одной стороны, усложнились социально-экономические условия, и на
первый план выходит подготовка детей к будущей взрослой жизни, ранняя
профессионализация и социальная адаптация. Но, с другой стороны,
общественная система все больше диктует обращение к человеку, к личности
ребенка,

которому

необходимо

выразить

свою

индивидуальность,

неповторимость.
Эти глубинные изменения не могли не отразиться на такой чуткой и
отзывчивой сфере нашего общества, как дополнительное образование.
Именно здесь ребенок может реализовать свои потребности и интересы,
проявить самостоятельность и ответственность.
Работа с тканью - это одновременно и интересное хобби, и
психотерапия, и приятный досуг, и способ экономии денег, а для кого-то,
возможно" и первый шаг к будущей профессии.
Немного фантазии и из лоскутков материи в умелых руках получаются
красивые предметы, которые создают домашний уют и украшают наш быт.
Окружающие нас вещи влияют на наше настроение, самочувствие.
Разнообразие красок, оттенков, рисунков ткани позволяет использовать
различные декоративные изделия для всевозможных сочетаний цветов и
таким образом объединять в одно гармоничное целое предметы обстановки,
которые без этого часто не подходят друг другу. Кроме того, каждая из этих
вещей может служить прекрасным подарком.
Высшее мастерство – одежда, созданная своими руками!
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа
«Азбука моды» разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Приказ Министерства
просвещения России от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка
организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

3

дополнительным общеобразовательным программам». СанПиН 2.4.4. 3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций, дополнительного
образования детей». Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы), (письмо Минобрнауки России, департамент государственной
политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18 ноября 2015 года №
09-3242). Концепцией развития дополнительного образования детей от 04.09.
2014 г. № 1726-р. Уставом МАУДО ЦДТ п.г.т. Верхние Серги, разработано в
соответствии с социальным заказом и реализуется в художественной
направленности.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что учитывается
ориентация

дополнительного

образования

учащимися

видов

деятельности. На

и

форм

на

свободный

выбор

формирование

их

собственных представлений о мире, на развитие их познавательной
мотивации

и

способностей

с

учетом

особенностей

усвоения

и

переработки информации каждым учащимся, т.е. все те аспекты, которые
лежат

в

самореализации

личности – добровольность, интерес, выбор,

доступность.
Отличительная

особенность

данной

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в создании
условий для формирования творческой личности учащегося, начиная эту
работу с самого восприимчивого к творчеству младшего школьного возраста,
поскольку истоки творческих сил человека восходят к детству, той поре,
когда творческие проявления во многом непроизвольны и жизненно
необходимы.
Отмечено, что бурно развивающееся в младшие школьные годы
наглядно-образное мышление играет важную роль не только на этих этапах
развития. Оно может стать предпосылкой творческой деятельности взрослого

4

человека - рабочего, ученого, инженера, художника, представителя любой
профессии.
Адресат программы:
Программа «Азбука моды» предназначена для занятий с учащимися
7 - 16 лет и учитывает их психофизиологические особенности. Программа
предполагает изучение материала «по спирали», т.е. материал постепенно
усложняется

по

годам, при

этом

частично

сохраняется

тематика

обучения.
Учебно-тематический план предусматривает два уровня усвоения
материала - основной и интенсивный, для учащихся, более легко
справляющихся с работой.
По временным и возрастным характеристикам программа выстроена
следующим образом: первый год обучения «Волшебный лоскуток» учащиеся младшего школьного возраста (7 – 10 лет), второй год обучения «В
мире кукол»- учащиеся среднего школьного возраста (11-13) лет, третий,
четвѐртый год обучения « Молодежный салон» школьного возраста

учащиеся старшего

(14-16) лет.

Периодичность занятий первого и второго года обучения

2 раза в

неделю по 2 часа, третьего и четвѐртого 3 раза в неделю по 2 часа.
Форма обучения очная, традиционная, с применением дистанционных
технологий. Содержание программы составлено согласно возрастным и
индивидуальным особенностям учащихся.
Младший школьный возраст – это личностное общение в процессе
общественно – полезной деятельности. Появляется чувство взрослости,
стремление

к

самостоятельности

и

общению, к

самоутверждению.

Развиваются волевые качества, такие как усидчивость и терпение, это
помогает добиться поставленной цели.

5

Средний школьный возраст - на этом этапе важно сохранить и развить
интерес учащихся к выбранному ими занятию, формировать желание и
умение трудиться.
В этот возрастной период восприятие более целенаправленно,
планомерно и организовано, увеличивается способность к абстрактному
мышлению,

изменяется

соотношение

между конкретно

образным

и

абстрактным мышлением в сторону последнего. Средний школьный возраст
наиболее благоприятен для развития творческого мышления. Чтобы не
упустить сенситивный период необходимо предлагать учащимся решать
проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные, и
отличительные черты причинно-следственной зависимости.
Образовательный уровень - поисково-ознакомительный.
Характер творческой деятельности - репродуктивно-продуктивный
(«делай как я, делай лучше меня»).
Задачами этого этапа обучения является: развитие творческого
воображения для создания выразительных - образов, решение проблемных
задач, формирование эстетических потребностей (стремление быть красивым
во всем: в мыслях делах поступках, внешнем виде).
Учащиеся работают по готовым лекалам, измененным в соответствии с
замыслом (художественное, техническое моделирование). Идет накопление
новых

знаний,

умений

в

области

технологии

пошива

изделий,

отрабатываются навыки шитья, осваивается метод творческих проектов.
Старший школьный возраст - учащиеся стремятся иметь свое мнение,
мышление приобретает новую черту - критичность. Мировоззрение,
нравственные идеалы, система оценочных суждений еще не приобрели
устойчивость. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретет
подросток, сложится его личность. Идет подражание, поиск себя. Появляется
стремление выразить свою индивидуальность.

6

В образовательном процессе основная роль отводится сотрудничеству.
Педагог выступает в роли консультанта, советчика.
Задачами этого года обучения является развитие эмоционально –
оценочного отношения к окружающему миру, наглядно - образного
мышления, фантазии, воспитания, потребности строить жизнь по законам
красоты, формирование эстетического вкуса, рефлексивные позиции в
творчестве.
Уровень креативности - поисково-творческий.
Идет разделение учащихся по интересам. Выделены следующие
направления учебной деятельности: конструирование и моделирование
одежды (работа по индивидуальным меркам, разработка авторских моделей).
Занятия групповые (постоянного или переменного состава).
Конструирование и моделирование одежды – технически сложный
вид

деятельности, требующий

учащемуся. Этого

невозможно

индивидуального
достичь

при

подхода

к

каждому

фронтальном

ведении

занятий, т.к. вследствие недопонимания учащимися темы урока снижается
интерес к данному виду деятельности. Поэтому для лучшего усвоения
материала проводятся индивидуальные занятия и консультации за счѐт
сокращения часов аудиторной работы. Именно такие занятия помогают
найти верный подход, установить более доверительные взаимоотношения
с

учащимся. Учесть их

индивидуальные

качества, психологические

особенности поведения в коллективе и частично их корректировать.
На теоретических занятиях группа присутствует полным составом.
В

рамках

программы

обучения

предусмотрен

свободный

творческий труд с использованием полученных знаний и навыков.
Достичь максимально – полезного результата в развитии личности
помогает неформальное общение.

7

Цель

программы – нравственно - эстетическое

воспитание, создание

условий для самоопределения и самопознания личности, самореализации
и социальной адаптации.
Задачи:
Образовательные:
 научить

работать

с

различными

материалами, разнообразными

технологическими приѐмами;
 познакомить

с

конструированием

и

моделированием

одежды,

правильной раскладкой выкроек;
 освоить технологию обработки отдельных узлов изделия;
 освоить основы машиноведения;
 раскрыть возможности лоскутной пластики.
Развивающие:
 показать значение декоративно – прикладного творчества в духовном
становлении личности, нации, народа;
 раскрыть

философские

аспекты

развития

технических

систем,

расширить общетехнический кругозор учащихся;
 учащиеся должны иметь представление об истории развития одежды,
понимать значение истории и культуры народа для развития личности.
 Познакомить учащихся с различными профессиями данной области,
дать

представление

о

важных

профессиональных

реализации

индивидуальных

качествах,

необходимых в работе;
Воспитательные:
 создать

условия

для

качеств

и

склонностей, способностей и интересов учащихся;
 создать

условия

для

формирования

у

учащихся

самооценки, стремление к самосовершенствованию;
 приобретение навыков свободного общения;

положительной

8

 вовлечь родителей и детей в совместную деятельность;
Режим занятий:
1 год обучения: 7-10 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 часа с
перерывом 15 минут, продолжительность занятий 45 минут, (144 часа),
количество учащихся в группе 10-15 человек.
2 год обучения: 11-13лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 2 часа с
перерывом 15 минут, продолжительность занятий 45 минут, (144 часа),
количество учащихся в группе 10-15 человек.
3 год обучения: 12-16 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю, по 2 часа с
перерывом 15 минут, продолжительность занятий 45 минут, (216 часа),
количество учащихся в группе 10-15 человек.
4 год обучения: 14-16 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю, по 2 часа с
перерывом 15 минут, продолжительность занятий 45 минут, (216 часа),
количество учащихся в группе 10-15 человек.
Учебная программа рассчитана на 4 года обучения, общий объем
образовательной программы 720 часов.

9

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
1 год обучения (Волшебный лоскуток)
№

Название раздела

Количество часов
теория

1.

Введение. Швейное искусство

2

2.

Мир фурнитуры

2

3.

Общие сведения о цвете

4.

практика

всего

Формы
контроля

2

Первичная
диагностика –
собеседование

10

12

Педагогическое
наблюдение,
викторина

1

1

2

Педагогическое
наблюдение

Ручные стежки и швы.
Технология изготовления.

1

6

7

Педагогическое
наблюдение

5.

Поделки из фетра, драпа,
мебельной ткани и т.д.

4

30

34

6.

Мебель для любимой куклы

1

19

20

Педагогическое
наблюдение,
промежуточная
выставка
Педагогическое
наблюдение,
промежуточная
выставка

7.

Модные открытки

1

9

10

8.

1

7

8

9.

Знакомство со швейной
машиной. Машинные швы.
Стильные штучки.

5

32

37

10

Декупаж на ткани

1

9

10

11. Профессия, которую мы
выбираем

1

1

2

20

124

144

Итого:

Педагогическое
наблюдение,
промежуточная
выставка
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение,
итоговая выставка
Итоговая
аттестация

10

Содержание первого года обучения
(Волшебный лоскуток)
1.Введение. Швейное искусство.
Теория: Знакомство с программой обучения. Инструментами, их историей,
правилами пользования, терминологией швейных работ. Организация
рабочего места. Правила поведения. Правила техники безопасности.
 Творческая игра « Мой смешной портрет».
 Вводный контроль. Определение исходного уровня

подготовки воспи-

танников.
2. Мир фурнитуры.
Теория: История пуговиц, крючков, их виды, многообразие, назначение.
Ленты и тесьма: кружевная тесьма, тесьма-вьюнок, тесьма-«липучка»,
резинка, атласная лента.
Швейные нитки: хлопчатобумажная с лавсаном, мулине, эластичная
нить.
Пуговицы, молнии, кнопки.
Практика: Подбор фурнитуры для образцов тканей или готовых изделий.
Пришивание плоских пуговиц и пуговиц с ножкой. Как правильно вставить
резинку.
Креативное применение творческого характера: изготовление поделок
из пуговиц, молний, кружева и т.д.
Викторина «Угадай-ка». Фурнитура, инструменты и принадлежности
для шитья, техника безопасности и правила работы с ними.
3. Общие сведения о цвете.
Теория: Цвет условно распределѐн на две группы:
тѐплые (красный, оранжевый, жѐлтый) – напоминают цвета лета.
Холодные (голубой, синий, фиолетовый) – цвета воды и льда.
Цветовой круг. Что это такое и как им пользоваться. Гармония и
дисгармония цвета. Сложное сочетание цвета.

11

Практика: Работа с акварельными красками: зарисовка цветового круга,
сочетание родственных

и контрастных цветов, разделение двух цветов

третьим цветом. Изучение насыщенности цвета.
4. Ручные стежки и швы. Технология изготовления.
Теория: Беседа « Красота ненаглядная» об использовании простейших швов
в оформлении одежды, символике вышитых рисунков в народном костюме.
«Тайна волшебной шкатулки» - «урок» открытий. Общие сведения о
тканях и нитках. Выбор ниток, иголок. Знакомство с основными видами
ручных швов: «вперед иголку», «назад иголку», петельный шов, «за иголку».
Практика: выполнение различных стежков и швов, освоение технологии их
выполнения. Работа с тканью.
5. Поделки из фетра, драпа и мебельной ткани.
Теория: Урок - вступление «Первый блин не комом».
Фетр

- необычный материал, получаемый при валянии пуха с

полугрубой шерстью, который также называют войлоком. Из него можно
создавать удивительные поделки. Юные рукодельницы учатся делать
оригинальные поделки и стильные аксессуары. Это отличный способ
закрепления полученных знаний по предыдущим темам (мир фурнитуры,
общие сведения о цвете, ручные стежки и швы). Яркие краски этого
материала позволяют создавать очень красивые и простые в исполнении
вещи, что придаѐт детям уверенности в своих творческих начинаниях. Также
используются драп и неосыпающиеся мебельные ткани.
Практика: изготавливаются следующие поделки:
1. Брелок для телефона.
2. Подставки под горячее.
3. Игольницы
4. Закладки для книг
5. Новогодние игрушки.
6. Цветы (фиалка, роза) – украшение ободка или заколки.

12

7. Заколки для волос – зверушки.
8. Объѐмные поделки.
 «Эстафета»: занятие - «покорение горы успеха».
 Итоговый контроль по пройденным темам.
6. Мебель для любимой куклы.
Теория: Урок-вступление «Своим любимицам дизайнер»
Все девочки и подростки имеют, в своей игровой комнате целую
коллекцию любимых кукол. Игра с куклами в кукольном домике с кукольной
мебелью увлекательна и познавательна, можно моделировать различные
взаимоотношения, почувствовать себя дизайнером интерьера и просто весело
провести время, играя как самой, так и с подружками. Изготовление мебели
будит в детях неуемную фантазию и тягу к творчеству, помогает выразить
себя. Любую из частей обстановки для куклы можно воссоздать своими
руками, приложив немножко фантазии, креативного мышления и таланта.
Мебель,

изготовленная

своими

руками,

получается

абсолютно

уникальной.
Практика: Изготавливаются следующие поделки: диваны, кресло, комод и
др.
Для изготовления мебели для кукол используются

следующие

материалы: картонные упаковки от соков или каш, спичечные коробки,
контейнеры от яиц, проволока, клей, синтепон, различные виды тканей,
фурнитура и многое другое.
 «Мир твоей души»
 Творческая игра « Любимая кукла»
7. Модные открытки.
Теория: Урок-вступление «Я не волшебница, я только учусь»
В преддверии праздников так хочется удивить близких оригинальным
подарком. А неповторимая открытка своим руками точно никого не оставит
равнодушным. Открытки, сделанные своими руками, обретают вторую

13

жизнь, вытесняя бездушные машинные глянцевые карточки. В каждой из них
есть частичка человека, который приложил усилия и фантазию при
изготовлении. Такая вещь пропитана теплом, олицетворяет любовь и заботу,
которую мы хотим выразить. Она будет актуальна в любое время
и по любому поводу.
Практика: Делаем плоские открытки из картона, 3D открытки.
Для изготовления открыток

используются следующие материалы:

различные виды картона, лѐгкие неосыпающиеся ткани (сетка, гипюр,
кружево). Клеевые полу-бусины, пайетки, клей ПВА, тесьма, двусторонний
скотч, шаблоны и т.д.
 Мини-выставка открыток
 «Мир твоей души»
 Творческая игра: «Сокровища сердца»
8.Знакомство со швейной машиной. Машинные швы.
Теория: Беседа «Машина любит, чтобы ее понимали»- о бережном отношении к оборудованию, необходимости тщательного ухода за ним,
важности знания правил эксплуатации и техники безопасности.
Термины, использующиеся для обозначения машинных работ: стачать,
настрочить, обметать
Практика: Заправка верхней и нижней нитей. Шитье без нити по бумаге.
Отработка техники шитья на швейной машине.

Выполнение машинных

строчек на ткани по намеченным линиям. Стачивание изделий.
 Урок-кроссворд. «Первые стежки».
 Итоговый контроль по разделу «Подготовительные швейные работы».
9. Стильные штучки.
Теория: Урок – вступление «Интересней не придумаешь»
Знакомство с хлопчатобумажными, льняными тканями. Трикотажем.
Джинсовой тканью. Их свойствами и особенностями. Влажно-тепловая
обработка. Стандартные и креативные области применения. Изучение

14

техники лоскутного шитья, аппликации. Изготовление печѐных игрушек и их
роспись. Дарим вторую жизнь любимым вещам.
Практика: Лоскутное шитьѐ (изготовление шаблонов, обмеловка, раскрой,
поэтапная сборка, работа на швейной машине). Используем хлопковую
ткань.
Печѐные игрушки (работа с выкройками, раскрой, стачивание на
швейной машине, тонировка изделия специальным раствором, запекание,
роспись изделия акриловыми красками, нанесение надписи – пожелания).
Для работы используем белую бязь.
1. Обновление старых трикотажных футболок (футболка, хлопчатобумажная
ткань в мелкий рисунок, нитки мулине или ирис, иголка, ножницы).
2. Коврики из старых трикотажных вещей (техника-косички)
3. Браслеты из джинсовой ткани (кусочки джинсовой ткани, бусины, нитка
резинка).
 Мини - выставка поделок творческих работ.
 « Мир вокруг нас»
 Творческая игра: «Добрые волшебники»
10. Декупаж на ткани.
Теория: Урок – вступление «Салон креативных идей»
Декупаж на ткани – это очень интересный и простой вид декупажа.
Им можно

украсить одежду, скатерти, салфетки,

диванные подушки,

сделать красивые панно. Область использования вещей с декупажем на ткани
определяется возможностью их стирки. Стирать изделия с декупажем можно
при температуре не выше 40 градусов. Обычно декупаж на ткани
выдерживает 10-15 стирок. Для работы нам потребуется:
 специальный клей для декупажа на ткани или клей ПВА;
 Ткань, на которую будет наноситься декупаж;
 Трѐхслойные салфетки;

15

 Акриловые краски по ткани;
 Мягкая синтетическая плоская кисточка;
 Вода.
Декупаж лучше делать на натуральных тканях.
Ткань даже новую предварительно нужно постирать в горячей воде и
тщательно отгладить.
Любое изделие с декупажем на ткани дополнительно можно украсить
краской или контурами по ткани.
Практика: Подготовка ткани к декупажу. Нанесение рисунка. Закрепление
декупажа. Работа с утюгом.
11.Профессия, которую мы выбираем.
Теория: Значение правильного выбора профессии для успешной жизни и
деятельности людей. Основные источники информации о профессиональной
деятельности людей, о возможностях приобретения профессии.
Практика: Творческая игра

«Поговорим о профессиях» Самооценка

способностей к различным видам профессионального труда.
 Выставка – конкурс «Что умеют наши ручки» - итоговый контроль.
В конце 1 года обучения учащийся должен знать:
 правила безопасности труда, безопасные приѐмы работы на швейной
машине, с инструментами и приспособлениями, с электронагревательными
приборами;
 иметь представление о видах тканей их свойствах;
 иметь представление о гармонии цвета;
 название и назначение различных видов инструментов;
Учащийся должен уметь:
 выбрать материал и подготовить его к работе;
 определять лицевую и изнаночную стороны, дефекты ткани;
 пользоваться готовыми лекалами;

16

 выполнять основные виды ручных работ;
 подготовить инструмент к работе;
 доводить работу до практического воплощения, выполняя еѐ аккуратно и
эстетично;
 использовать полученные знания в повседневной жизни.

17

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
2 год обучения (в мире кукол)
№

Название раздела

Количество часов

Формы
контроля

теория

практика

всего

1

2

Первичная
диагностика –
собеседование

2

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

1.

Введение

1

2.

Экскурсия в мир куклы

2

3.

Куклы из бумаги

4.

Народные куклы

5.

2

2

2

6

8

2

12

14

6.

Швейное оборудование.
Устройство швейной машины,
виды машинных швов, их
применение и технология
изготовления.
Куклы примитивы

2

30

32

Педагогическое
наблюдение,
промежуточная
выставка

7.

Роспись текстильной куклы

1

7

8

Педагогическое
наблюдение

8.

Чулочные куклы

1

9

10

9.

Интерьерные куклы

2

18

20

10 Куклы тильды

2

42

44

11 Профессия, которую мы

2

Педагогическое
наблюдение,
промежуточная
выставка
Педагогическое
наблюдение,
промежуточная
выставка
Педагогическое
наблюдение,
итоговая
выставка
Итоговая
аттестация

2

выбираем

Итого:

17

127

144

Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение

18

Содержание второго года обучения
1. Введение.
Теория: Знакомство с программой обучения. Правила поведения. Правила
техники безопасности. Шкатулка – город швейных принадлежностей
 Викторина « Угадай-ка».
 Вводный контроль.
Практика: Организация рабочего места.
2. Экскурсия в мир куклы.
Теория: История игрушки-куклы от возникновения до наших дней.
Кукла родилась практически вместе с человеком разумным. Издревле
фигурки, символизирующие человека или идола и сделанные из глины,
камня, дерева, травы, были значимой частью жизни людей. Какие же
интересные и необычные куклы жили в мире раньше и радуют нас сейчас?
Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами
общества, а для взрослых — это единственная возможность вернуться в мир
детства.
3. Куклы из бумаги.
А мы и такие бываем!
Практика: Мастерим воздушную балерину из бумажных салфеток и
проволочного каркаса.
4. Народные куклы.
Теория: История народной куклы.
Кукла

—

это

часть

культурного

наследия

России,

которое

незаслуженно забыто. Это обычаи и обряды, связанные с самодельными
куклами.
На Руси считалось плохой приметой прерывать играющего ребенка.
Чем дольше дети играли в куклы, тем спокойнее была атмосфера в семье. В
старину кукле приписывали магические свойства. Куклы-обереги, куклыпокровительницы ремесла, кукла «Невеста-жених», прочно скреплявшая

19

брачные узы. Раньше к любому празднику в семье изготавливалась кукла, в
которую вкладывалась частица души мастера. Поэтому выбрасывать таких
кукол считалось грешным делом. Их бережно складывали в сундук, а на их
месте появлялась новая кукла. Например, кукла «День и ночь» была
обязательной в любом доме. Кто последним ложился спать, тот поворачивал
куклу ночной стороной в комнату, а первый проснувшийся домочадец сразу
же поворачивал куклу дневной стороной. Такой оберег защищал дом от всех
напастей…
Практика: изготовление народных, тряпичных кукол оберегов.
1. Зайчик на пальчик.
2. Кукла с косой «Счастье»
Куколка «Счастье» - это маленькая девочка с поднятыми к солнцу
ручками. Коса, как символ женской силы, символизирует здоровье, достаток,
красоту, долгую жизнь. Лучше всего, если коса направлена вперед и вверх –
к новым достижениям, к новым успехам.
3.Тряпичная кукла-оберег «Колокольчик»
Следуя народному поверью, присутствие в доме тряпичной куклыоберега «Колокольчик» сулит его хозяевам хорошее настроение, бодрость
духа и радость. Родиной этой милой куколки является Валдай, потому имеет
она еще и второе название – Валдайский колокольчик. Процесс же
изготовления сего оберега достаточно прост и занимает совершенно мало
времени.
4.Кукла оберег «День и ночь».
Наши предки искали защиты у высших сил, создавая своими руками
обереги. Одним из таких оберегов в ряде губерний, как Тамбовская и
Пензенская, была кукла День и Ночь.
 Урок игра «Народные забавы».
5. Швейное оборудование. Устройство швейной машины. Виды
машинных швов их применение и технология изготовления.

20

Теория: Машинные иглы и швейные нитки. Съѐмные детали для швейной
машины и вспомогательные материалы: лапка для втачивания молнии,
двойная игла, инструмент для прорезания петель. Заправка верхней и нижней
нитей.
Как строчить на швейной машине (как закрепить концы строчки). Как
распороть строчку.
Отработка навыков шитья на швейной машине. Надсечки, булавки,
стачивание прямого и овального срезов. Отработка глазомера: определение
углов, вырезание квадратов, кругов, прямоугольников.
Практика: намотка нити на шпульку. Чистка и смазка швейной машины.
Работа с оборудованием. Работа с тканью.
Термины, использующиеся для обозначения машинных работ: стачать,
настрочить, обметать.
Отработка навыков шитья на швейной машине. Изготовление образцов
различных швов и строчек. Выполнение машинных строчек на ткани по
намеченным линиям. Обработка срезов зигзагообразной строчкой.
 Изготовление подставки под горячее.
6. Куклы примитивы.
Теория: Простенько, но глаз не оторвать!!
Семейство этих кукол довольно обширно и разнообразно, но все его
члены наделены общими характерными чертами. Их легко узнать по простой
(примитивной) форме.
маленький

ребѐнок.

Часто они выглядят так, будто их мастерил
Лѐгкая

небрежность,

неровность

и

не

всегда

гармоничные цвета придают этим куклам особый наивный шарм.
Материал для таких кукол тоже используют достаточно простой. Вход
идут

лоскуточки любой ткани, бусины, деревянные шарики, ленточки,

пуговицы и многое другое. Для набивки понадобится синтепон.
Практика: Поэтапное изготовление кукол примитивов.
7. Роспись текстильной куклы.

21

Теория:

Куклы,

сделанные

своими

руками,

как

правило,

требуют

индивидуального оформления. Чтобы нарисовать личико мы используем
акриловые краски или специальные краски для ткани. Очень оригинально и
неповторимо выглядят полностью расписные игрушки.
Практика: Выполняется

эскиз на листе бумаги.

Роспись уже готовых

игрушек.
 Мини – выставка поделок.
8. Чулочные куклы.
Теория: Чудеса ручной работы!!!
В народе существовало поверье: «Чем дольше женщина играет в
куклы, тем счастливее и моложе она будет».
Самая первая кукла была из соломы, потом она эволюционировала и
стала изготавливаться из ткани, фарфора, древесины, резины, пластика,
глины. Все время, с древнейших веков, люди совершенствовали ее
изготовление.

И

сегодня

мы

можем

наблюдать

куклу,

которая

изготавливается с помощью капрона и синтепона - эта техника называется
скульптурный текстиль. Это одна из многих современных техник, которые
применяются для изготовления современных кукол.
Капрон по своим свойствам более податливый, эластичный и прочный
материал для пошива кукол. Он подлежит многократному сгибанию и
сложному деформированию, и не теряет своей формы. Синтепон стал
основой для изготовления кукол, как не дорогой и объемный материал,
который напоминает вату. Синтепон и капрон оказались настолько
благодарными в работе материалами, что освоить технику изготовления
куклы и создавать неповторимые и оригинальные игрушки хочет почти
каждый человек.
Одна из первых родоначальниц в создании чулочной куклы Лиза
Лихтенфельс (Lisa Lichtenfels).

22

Лиза

Л.

-

выдающийся

американский

мастер,

которая

стала

основателем скульптурного текстиля.
Практика: Освоение схемы утяжки лица. Изготовление ручек, ножек. Сборка
куклы. Изготовление глаз из гипса.
 Мини выставка поделок «Лучший скульптор»
9. Интерьерные куклы.
Теория: Интерьерная кукла популярна практически в каждом отдельном
уголочке земли. Такого рода предметами дизайна украшают интерьер,
коллекционируют. Общий образ конкретной куклы может иметь прямую
связь с общей идеей интерьера.
Интерьерная кукла может быть помещена на полку, на диван, сундучок
или декоративный стул.
Она может выполнять определѐнную функцию.

Например:

кукла

пакетница служит для хранения пакетов, кукла грелка обычно делается для
заварочных чайников, кукла держатель – держит какие либо предметы и т.д.
Практика: Подготовка выкроек по готовым эскизам. Последовательное
изготовление интерьерных кукол (пакетницы, прихватки, куклы подушки и
т.д.).
10. Куклы тильды.
Теория: Так кто же такие, эти самые Тильды?
Мир игрушек очень разнообразен, в нем имеется очень большое
количество личностей. Мир кукол тильд тоже довольно разнообразен. Куклы
Тильды имеют множество разных обличий: зайцы, коты, ангелы, садовницы
и куклы Тильды-домохозяйки, мишки, собачки и так далее. Тут важна
именно техника исполнения игрушки... Всех их объединяют некоторые
общие черты, это маленькие глазки-точечки и игривый румянец на щеках. Да
и материал, и способ изготовления у них, в общем, одинаковый. Чаще всего
Тильды

шьются

из

натуральных

материалов,

это

и

лен,

бязь,

хлопчатобумажные ткани, иногда шерстяные. Но никто не мешает вам

23

использовать, например, джинсовую ткань или шелк. Так как игрушки
изготавливаются в небольших размерах, желательно чтобы рисунок
соответствовал ему и не был слишком крупным. Шить зверька или куколку
Тильду можно как вручную, так и используя швейную машинку, кому как
удобнее и кто обладает какими навыками. Их можно дарить на самые
разнообразные праздники.
Практика: Работа с эскизом.

Работа с выкройками. Последовательное

изготовление игрушки тильды. Разработка модели одежды. Пошив одежды
для игрушки. Итоговая выставка.
11. Профессия, которую мы выбираем.
Теория: Значение правильного выбора профессии для успешной жизни и
деятельности

людей.

профессиональной

Основные

деятельности

источники
людей, путях

информации
и

о

возможностях

приобретения профессии.
Практика: Поиск информации о профессиях в справочной литературе.
Самооценка способностей к различным видам профессионального труда.
Итоговая аттестация.
В конце 2 года обучения, учащийся должен знать:
 названия

и

назначение

различных

видов

инструментов,

приспособлений, фурнитуры;
 историю возникновения куклы;
 значение

народного

декоративно-прикладного

творчества

современном мире;
 правила безопасности труда и противопожарной безопасности;
 знать и выполнять работы на универсальной швейной машине;
 пользоваться электронагревательными приборами;
 основы машиноведения;
Учащийся должен уметь:

в

24

 снимать мерки с фигуры куклы, подготавливать выкройки к раскрою;
 подготовить инструмент и машину к работе;
 выполнять основные ручные и машинные стежки и строчки;
 выбрать ткань для изделия;
 выполнять экономную раскладку выкройки и раскрой ткани;
 определять

направление

долевой

нити, лицевую

и

стороны, дефекты ткани;
 делать стачные, краевые и отделочные швы
 использовать полученные знания в повседневной жизни.

изнаночную

25

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
3 год обучения (молодѐжный салон)
№

Название раздела

Количество часов
теория

1.

Введение.

2

2.

Уголок для шитья. Безопасные
приѐмы труда.

1

3.

Ткани. Особенности и свойства
тканей.

4.

практика

всего

Формы
контроля

2

Первичная
диагностика –
собеседование

1

2

Педагогическое
наблюдение

8

16

24

Педагогическое
наблюдение

Швейное оборудование.
Устройство швейной машины.
Виды швейных машин.

4

8

12

Педагогическое
наблюдение

5.

Виды машинных швов,
применение и технология
изготовления.

3

27

30

6.

Влажно-тепловая обработка
изделия.

1

7

8

Педагогическое
наблюдение
Промежуточная
аттестация
Педагогическое
наблюдение

7.

Стиль в одежде. Общие
сведения об одежде. Основные
направления моды сезона.
Специальные термины и
обозначения.

2

6

8

Педагогическое
наблюдение

2

4

6

Педагогическое
наблюдение

Основные конструкции одежды

4

16

20

Педагогическое
наблюдение

10 Подготовка ткани к раскрою.

2

6

8

Педагогическое
наблюдение

11 Примерки. Устранение

4

10

14

Педагогическое
наблюдение

12 Обработка срезов на одежде.

2

10

12

Педагогическое
наблюдение

13 Обработка деталей одежды.

2

14

16

Педагогическое
наблюдение

14 Украшение одежды. Виды

4

18

22

Педагогическое
наблюдение

8.
9.

возможных дефектов.

отделки.

26

15 Аппликация

4

26

30

Педагогическое
наблюдение

16 Профессия, которую мы

1

1

2

Итоговая
аттестация

46

170

216

выбираем.

Итого:

Содержание третьего года обучения
1. Введение.
Теория:

Знакомство

безопасности.

с

Правила

программой
техники

обучения.

безопасности.

Правила
Правила

пожарной
поведения.

Творческие игры, которые помогают учащимся лучше узнать друг друга.
Первичная диагностика.
2. Уголок для шитья. Безопасные приѐмы труда.
Теория: Планировка уголка для шитья. Место для хранения швейных
принадлежностей. Место для шитья, для глажения. Место для правильного
хранения выкроек.
Правила санитарии, гигиены, безопасной работы с иглами и
ножницами, с электрооборудованием, электронагревательными приборами.
Правила оказания первой помощи при травмах, ожогах, поражении
электрическим током.
Практика: Спланировать уголок для хранения принадлежностей.
Обработать медицинскими препаратами и забинтовать палец, кисть
руки и т.д.
3. Ткани. Особенности и свойства тканей.
Теория: Ткани, с которыми легко работать. Хлопчатобумажные. Льняные,
поплин, рубашечные ткани. Флис, фетр, плотный трикотаж, искусственная
кожа и т.д.
Дефекты тканей.
Выбор ткани в зависимости от назначения швейного изделия. Как
определить качество ткани.

27

Подкладочные ткани. Типы клеевых материалов: прозрачные, тканые,
нетканые. Как обращаться с клеевыми материалами. Область их применения.
Атлас, креп-сатин. Их свойства и применение в декоративноприкладном творчестве.
Принципы подбора иглы и нити для выбранной ткани.
ВТО тканей.
Практика: Исследование образцов тканей. Определение направления долевой
нити в ткани, поперечного и косого направления.
Работа с клеевыми материалами. Стирка и утюжка предложенных
видов тканей.
Изготовление

поздравительной

открытки,

используя

различные

лоскутки ткани.
4. Швейное оборудование. Устройство швейной машины. Виды
швейных машин.
Теория: Техника безопасности при работе на электрической швейной
машине. Машинные

иглы

и

швейные

нитки. Съѐмные

детали

для

швейной машины и вспомогательные материалы: основная лапка, лапка
для втачивания молнии, мягкая бумага (калька). Современные бытовые
машины. Правила подготовки машины к работе.
Практика: Заправка верхней и нижней нитей, выполнение машинных
строчек, регулировка длины стежка. Регулировка строчки для различных
видов тканей. Замена иглы. Намотка нитки на шпульку. Чистка и смазка
швейной машины. Работа с тканью.
5. Виды машинных швов, применение и технология изготовления.
Теория: Термины при выполнении машинных работ ( стачать, притачать,
настрочить, окантовать, втачать, обметать). Как

строчить

на

швейной

машине (как закрепить концы строчки, как стачивать детали непрерывной
строчкой).
отделочные.

Строчки:

закрепляющая,

для

сборки,

зигзагообразная,

28

Краткая

характеристика

лоскутной

пластики. Оборудование

для

шитья из лоскутов: ножницы, булавки, карандаши, бумага, шаблоны. Ткани
пригодные
Технология

для

лоскутной

соединения

пластики. Подготовка

деталей

между

ткани

собой. Подбор

к
и

раскрою.
сочетание

цветов. Лоскутные орнаменты.
Практика: Отработка навыков шитья на швейной машине. Выполнение
машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Обработка срезов
зигзагообразной строчкой. Собираем прихватку из заготовленных ранее
квадратиков.
Изготовление изделий в лоскутной технике (салфетки, пеналы, сумки,
подушки и т.д.). Изготовление шаблонов из картона. Раскрой подобранной
ткани. Сшивание лоскутов на руках, затем на швейной машине. ВТО
изделия.
6. Влажно-тепловая обработка изделия.
Теория: Техника

безопасности

при

заутюжить, разутюжить. Знакомство

ВТО. Термины
с

ВТО: отутюжить,

пароэлектрическим

утюгом.

Температурный режим. Как правильно утюжить различные ткани.
Практика: Утюжка швейных изделий при поузловой обработке.

Утюжка

готовых изделий (правильная обработка утюгом плечевых и боковых
швов, вытачек, карманов, горловин).
7. Стиль в одежде. Общие сведения об одежде.
Теория: Современная одежда. Современные направления моды.
Планирование
Выбор

гардероба. Классический, экстравагантный

стиль.

тканей, аксессуаров (пояса, сумки, шляпки, шарфа, галстука,

украшения). Комбинирование стилей. Единство стиля.
Практика: Работа с журналами мод. Обмен мнениями. Создание своего
стиля. Планирование гардероба.
8. Специальные термины и обозначения.

29

Теория: Термины конструирования и раскроя (выкройки, мерки, плечевая
одежда, поясная одежда, лиф, перед, спинка, росток, горловина, вытачка,
срезы и др).
Практика: Нахождение вертикальных и горизонтальных линий на фигуре.
Нахождение и обозначение вертикалей, горизонталей, точек на сетке
чертежа юбки.
9. Основные конструкции одежды.
Теория: Построение

конструкции

фартука

с

отрезной

грудкой.

Определяемся с фасоном фартука и обработкой мелких деталей.
Практика: Построение
чертежа

чертежа

грудки. Работа

смѐтывание

с

нижней

части

фартука. Построение

тканью (вто, раскладка

деталей, примерка, осноровка

выкроек, раскрой,

кроя, подкраивание

мелких

деталей). Учащиеся младшего школьного возраста изготавливают одежду
для кукол.
Теория: Построение
вертикали

и

основы

конструкции

прямой

горизонтали. Измерения. Построение

юбки. Основные
сетки

чертежа.

Построение чертежа передней и задней половинок юбки.
Практика: Снятие мерок: обхват талии, бѐдер, длина юбки. Определение
глубины, длины

и

ширины

вытачек. Построение

сетки

чертежа

расчѐтным методом. Работа с тканью (ВТО, раскладка выкроек, раскрой,
смѐтывание

деталей

кроя, примерка, осноровка, подкраивание

мелких

деталей). Учащиеся младшего школьного возраста изготавливают одежду
для кукол.
10. Подготовка ткани к раскрою.
Теория: Направления по долевой и поперечной нити, косое направление.
Как подготовить материал к раскрою (усадка, выравнивание поперечных
срезов).

30

Раскладка

выкроек, нанесение

меток

на

ткань (булавки, мел,

карандаш, мыло, намѐточная строчка). Способы раскладки выкроек на
ткани различной ширины. Раскрой материала. Стол для раскроя.
Практика: Предварительная влажно-тепловая обработка ткани. Раскладка
выкроек

на

ткани. Обмеловка

выкроек, нанесение

меток, раскрой.

Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях
кроя.
11. Примерки. Устранение возможных дефектов.
Теория: Правила подготовки и проведения примерок.
Первая примерка: последовательность выполнения. Вторая примерка:
последовательность выполнения.
Посадка одежды на фигуру. Отчего зависит хорошая посадка.
Примерки во время шитья. Что нужно сделать, чтобы одежда хорошо
сидела. Требования к качеству готового изделия.
Практика: Соединение деталей кроя смѐточными стежками. Проведение
примерки. Выравнивание низа изделия и исправление дефектов, подгонка
изделия по фигуре. Работа с тканью.
12. Обработка срезов на одежде.
Теория: Обработка

закрытых

срезов

на

одежде: кромкой, зигзагом,

оверлаком.
Обработка открытых срезов: припусками, подкройными обтачками,
косой бейкой, тесьмой, кружевом.
Практика: Обработка боковых швов, вытачек, плечевых швов в изделиях.
Работа с тканью.
13. Обработка деталей одежды.
Теория: Пояс, скроенный по кромке. Обработка пояса и отрезной талии.
Как притачать пояс.
Карманы накладные: с прямыми и закруглѐнными уголками, в шве.
Как притачать и обрабатывать карманы.

31

Практика: Изготовление

поузловой

обработки

швейного

изделия.

Обработка низа изделия. Обработка пояса.
14. Украшение одежды. Виды отделки.
Теория: Как подобрать отделку для одежды. Чувство гармонии и меры
при работе с украшениями. Соответствие стиля в одежде, отделке и
украшениях.
Декоративные швы: гладкий, обрабатываемый на оверлоке и те
швы, которые имеются на швейной машине.
Блестящие украшения. Как правильно прикрепить стеклярус, блѐстки,
пайетки, бусины.
Декоративные нашивные украшения ( спортивные эмблемы, ленты,
тесьма, вышивка, кружево, перья и т.д.)
Декоративный

край: фестоны, рюши, оборки, манжеты, обтачки,

бахрома. Обработка края бейками, тканью контрастного цвета.
Практика: Работа

с

тканью. Украшение

изделия (юбки, фартука

или

одежды для куклы).
15. Аппликация.
Теория: Что

такое

аппликация. Значение

аппликации

народной вышивке. Возможности аппликации. Технология
аппликаций

из

различных

материалов. Как

нашить

в

старинной
выполнения

аппликацию

на

машине.
Практика: Зарисовка аппликаций из журналов. Работа с тканью. Работа на
швейной машине.
16. Профессия, которую мы выбираем.
Теория: Значение правильного выбора профессии для успешной жизни и
деятельности

людей.

профессиональной

Основные

деятельности

приобретения профессии.

источники
людей, путях

информации
и

о

возможностях

32

Практика: Поиск информации о профессиях в справочной литературе.
Самооценка способностей к различным видам профессионального труда.
Анкетирование, тестирование.
Индивидуальные
свободным

выбором

занятия

и

консультации. Творческий

темы. Планирование

труд

индивидуальной

со

работы.

Консультации по выполнению практических работ.
По окончании третьего года обучения учащийся должен знать:
 основы обработки материалов, приѐмы и методы обработки тканей;
 основы машиноведения;
 названия

и

назначение

различных

видов

инструментов,

приспособлений, фурнитуры;
 значение народного декоративно-прикладного творчества в истории
костюма, влияние его на современный костюм;
 правила безопасности труда и противопожарной безопасности;
 знать и выполнять работы на универсальной швейной машине;
учащийся должен уметь:
 снимать

мерки

с

фигуры

человека, подготавливать

выкройки

к

раскрою;
 выбрать материал и подготовить его к работе;
 подготовить инструмент и машину к работе;
 пользоваться электронагревательными приборами;
 выполнять основные ручные и машинные стежки и строчки;
 выбрать ткань для изделия;
 выполнять экономную раскладку выкройки и раскрой ткани;
 определять

направление

долевой

нити, лицевую

стороны, дефекты ткани;
 делать стачные, краевые и отделочные швы;

и

изнаночную

33

 чувствовать гармонию и создавать гармоничный облик с помощью
одежды;
 использовать полученные знания в повседневной жизни.

34

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
4 год обучения (молодѐжный салон)
№

Название раздела

Количество часов
теория

1.

Введение

2

2.

Безопасные приѐмы труда.

1

3.

История костюма и моды.
Основные направления моды
сезона.
Проектирование изделия.
Знакомство с ТРИЗом.

5.

практика

всего

Формы
контроля

2

Первичная
диагностика –
собеседование

1

2

Педагогическое
наблюдение

1

3

4

Педагогическое
наблюдение

6

24

30

Педагогическое
наблюдение

Основные приѐмы
моделирования.

5

25

30

Педагогическое
наблюдение

6.

Моделирование юбок и юбокбрюк.

2

8

10

Педагогическое
наблюдение

7.

Моделирование брюк.

2

8

10

Педагогическое
наблюдение

8.

Моделирование лифа изделий с
использованием основы
чертежа.
Моделирование деталей
одежды: рукава, воротника,
кармана, манжеты.
Работа с нестандартными
материалами.

4

16

20

Педагогическое
наблюдение

4

16

20

Педагогическое
наблюдение

4

16

20

Педагогическое
наблюдение

4

18

22

Педагогическое
наблюдение

12 Примерки. Возникновение

4

4

Педагогическое
наблюдение

13

4

4

Педагогическое
наблюдение

8

9

Педагогическое
наблюдение

4.

9.

10

11 Техника цумами – канзаши.

13

дефектов в одежде и способы
их устранения.
Виды машинных швов, их
применение и технология
изготовления.
Обработка деталей одежды.

1

35

14 Обработка срезов на одежде.

1

8

9

Педагогическое
наблюдение

15 Аппликация

4

14

18

Педагогическое
наблюдение

16 Профессия, которую мы

1

1

2

Итоговая
аттестация

42

174

216

выбираем.

Итого:

Содержание четвѐртого года обучения
1. Введение.
Теория: Обобщение пройденного материала по первому – второму году
обучения. Знакомство с программой третьего года обучения. Творческое
применения

полученных

знаний – одно

из

условий

успешной

профессиональной деятельности в будущем.
2. Безопасные приѐмы труда.
Теория: Правила санитарии, гигиены, безопасной работы с колющим и
режущим инструментом, с электрооборудованием, электронагревательными
приборами.
Практика: Оказания

первой

помощи

при

травмах, порезах,

ожогах,

поражении электрическим током.
3. История костюма и моды. Основные направления моды сезона.
Стиль в одежде.
Теория: О единстве стиля костюма, причѐски, косметики. Выбор обуви и
аксессуаров. Бижутерии, шарфов. Платков, косынок, галстуков. Поясов,
сумочек, туфлей. Правила пользования средствами косметики.
Основные термины и понятия. Источники изучения исторического
костюма.
История костюма. История русского костюма. История костюма на
Урале. Костюм

в

Киевской

Руси. Основные

формы, колористика,

орнамент. Социальные и бытовые различия в костюме.

36

Роль

цвета

в

художественно-декоративном

творчестве. Виды

декоративно-прикладного искусства народов нашей страны. Материалы,
применяемые в традиционных художественных ремѐслах.
Практика: Эскизы

карнавальных

народных, уральских

костюмов

писателей, народов

на

темы

сказок: русских

мира; эскизы

фольклорных

костюмов, работа с журналами мод, литературой по истории костюма,
народному творчеству. Работа с тканью.
4. Проектирование изделия. Знакомство с ТРИЗ ом.
Теория: Разработка модели в цвете. Обоснование выбора модели изделия.
Определение

отличительных

конструктивных

элементов

особенностей

разработанной

изделия; конструктивных

и

модели:

декоративных

линий.
Знакомство с ТРИЗ. Знакомство с основами современных методов
поиска

новых

технический

технических
объект,

решений. Знакомство

техническое

с

решение,

понятиями;
изобретение,

рационализаторское предложение. Авторское право.
Конструктивное моделирование изделия на основе готовых лекал.
Подбор

ткани

и

других

материалов

для

изготовления

экспериментальной модели. Расчѐт материальных затрат на одно изделие.
Основные

характеристики

любого

изделия:

назначение,

функциональные свойства и качество, удобство использования, красивый
внешний

вид. Понятие

усовершенствования

о

изделия

дизайне. Поиск
с

учѐтом

путей

требований

и

способов

потенциального

потребителя.
Основные правила, требования и последовательность составления
технологических карт.
Практика: Лекции, деловые игры по ТРИЗ. Подготовка эскизов изделия.
Составление

списка

необходимых

для

изготовления

материалов

полуфабрикатов. Определение количества и размеров заготовок.

и

37

Обязательно выполнение изделий на заказ. Организация выставки продажи.
5. Основные приѐмы моделирования.
Теория: Способы формообразования: вытачки, сборки, складки.
Вытачка как конструктивный приѐм для достижения объѐмной
формы

изделия

и

равномерного

облегания

фигуры. Основные

конструктивные вытачки, их расположение. Вытачки с одной вершиной,
вытачки

с

двумя

вершинами (приталивающие), вытачки

на

плотной

ткани, обработка вытачек.
Перевод вытачек – в боковой шов, горловину, пройму, на линию
талии, линию притачивания кокетки. Перевод вытачек в складки, защипы,
сборки. Сборки на ткани, сборки на резинке. Складки на юбке, бантовые
складки, круговые или односторонние, встречные, гофре.
Практика: Разработка

эскиза

модели, моделирование

и

разработка

конструкции изделия. Работа с тканью.
6. Моделирование юбок и юбок – брюк.
Теория: Моделирование на основе прямой юбки. Юбки с подрезами,
сборками, складками. Юбка на кокетках: по линии бѐдер, прямая, углом,
произвольной

формы. Юбки

переднему

полотнищу,

с

драпировкой: по

симметричные,

линии

вытачек, по

ассиметричные,

с

мягко-

драпирующимся запахом.
Разработка

эскиза

модели, моделирование

и

разработка

конструкции юбки. Работа с тканью.
Юбка - брюки с завышенной линией талии, мягкими складками на
переднем полотнище и с боковыми подрезными карманами. Юбка брюки на кокетке с поясом и мягкими складками.
Практика:

Разработка

эскиза

модели, моделирование

конструкции юбки - брюк. Работа с тканью.
7. Моделирование брюк.

и

разработка

38

Теория: Брюки, плотно

прилегающие

по

талии

и

бѐдрам

и

резко

зауженные книзу. Брюки до середины икры. Брюки – бананы. Брюки –
клѐш.
Практика: Разработка

эскиза

модели, моделирование

и

разработка

конструкции брюк. Работа с тканью.
8. Моделирование лифа изделий с использованием основы чертежа.
Теория: Конструктивное
изделий

плотно

моделирование ( спинок

прилегающего

силуэта,

и

полочек; блузок;

прилегающего,

полу

-

прилегающего, прямого, трапециевидного; современных изделий прямого
кроя.
Модели с подрезами. Модели с драпировками.
Моделирование изделий с элементами народного кроя. Особенности
кроя русской народной одежды.
Практика: Разработка

эскиза

модели, моделирование

и

разработка

конструкции лифа. Работа с тканью.
9. Моделирование деталей одежды: рукава, воротника, кармана,
манжеты.
Теория: Моделирование на основе втачанного рукава. Рукав с линией
отреза, расклешѐнный книзу, со сборкой от линии отреза. Рукав-буф.
Фантазийные рукава.
Манжеты. Моделирование манжет: воронкообразных, манжет-воланов.
Карманы. Виды карманов: в шве, в рамку, с клапаном, с овальными
углами. Внутренние карманы.
Воротники. Виды воротников ( воротник костюмного типа, воротник
- шалька, воротник-апаш, плоско лежащие, фантазийные (воротник-коки лье,
воротник-галстук и др.).
Практика: Разработка

эскиза

модели, моделирование

и

конструкции деталей одежды. Работа с тканью.
10. Работа с нестандартными материалами.

разработка

39

Теория: Какие материалы называют нестандартными. Подбор выкройки и
фасона. Как выбрать наилучший способ работы.
Практика: Изучение предложенных образцов. Разработка эскиза модели.
Способ

обработки

выбранной

ткани (номер

машинной

иглы, длина

стежка (мм), швейные нитки, прокладка, шов). Нанесение меток на ткань.
ВТО. Работа с журналами мод.
11. Техника «Цумами – канзаши».
Теория: Урок – вступление «Расцветает всѐ вокруг»
Искусству цумами-канзаши около четырехсот лет. В Японии это
украшение было и остается незаменимым атрибутом национального
женского

костюма.

Благодаря

своей

неповторимости

возрожденное

искусство цумами- канзаши становится весьма популярным и среди модниц
и

рукодельниц

возрастающая

из

разных стран

популярность

еще

и

континентов.
и

Объясняется

удивительным

его

сочетанием

незамысловатой техники и потрясающе роскошного результата.
Практика: Осваиваем острый и округлый лепестки с последующей сборкой
цветов. Для работы понадобятся:
 ткань для лепестков и листьев;
 ножницы для вырезания заготовок;
 зажигалка для опаливания края ткани и соединения деталей;
 пинцет для удобного удержания мелких деталей;
 иголка с ниткой для соединения лепестков;
 клей для закрепления украшений на заколках и шпильках.
 Готовыми цветами украшаем заколки или ободок.
12. Примерки. Возникновение дефектов в одежде и способы их
устранения.
Теория: Требования к качеству готового изделия.

40

Дефекты: обнаруживаемые в статичном состоянии; в динамике (при
движении); получаемые

из-за

неточности

конструкции

изделия; из-за

нарушения технологии обработки изделия.
Дефекты переда
бокового

и

и спинки: баланса

плечевого

швов; рельефов

спинки и переда; баланса
и

вытачек (длина, глубина);

дефекты горловины (заломы, плохое прилегание); пройм и рукавов.
Практика: Соединение деталей кроя смѐточными стежками. Проведение
примерки. Выравнивание

низа

изделия, выявление

и

исправление

дефектов, подгонка изделия по фигуре. Работа с тканью.
13. Виды машинных швов, их применение и технология
изготовления.
Теория: Растяжимые швы: с двумя строчками, прямой с зигзагообразной
строчкой, узкий

зигзагообразный, комбинированный, швы

укреплѐнные

тесьмой в трикотажных изделиях.
Практика: Отработка навыков шитья на швейной машине. Изготовление
образцов различных швов и строчек. Работа с тканью.
14. Обработка деталей одежды.
Теория: Воротники с клеевыми и не клеевыми прокладками. Английский
воротник.
Как втачать рукав со сборкой и усилителем головки рукава.
Карманы

прорезные: в

рамку, с

клапаном, с

листочкой.

Как

притачивать и обрабатывать карманы.
Практика: Изготовление образцов поузловой обработки для изготовления
швейных изделий. Изготовление подплечиков. Работа с тканью.
15. Обработка срезов на одежде.
Теория: Обработка

срезов

и

драпировок. Соединение

деталей

по

фасонным линиям, имеющим углы (внешние и внутренние), стачным и
настрочным швом.

41

Обработка застѐжки вставными планками, настроченными планками,
молнией, застѐжка в шве, застѐжка в шве односторонней складки на
юбке.
Обработка

низа

изделия

байкой, высечка

зубчиков

понизу

и

прикрепление подгибки клеевой паутинкой. Как подогнуть низ на одежде
с закруглѐнным срезом; потайная машинная строчка.
Практика: Изготовление образцов поузловой обработки для изготовления
изделий. Работа с тканью.
16. Аппликация.
Теория: Сочетание аппликации с другими видами отделки. Технология
выполнения аппликаций из различных материалов.
Практика:

Подбор

ткани. Выполнение

аппликаций

из

различных

материалов. Работа на швейной машине.
18. Профессия, которую мы выбираем.
Теория: Значение

правильного

выбора

профессии

для

успешной

деятельности людей в условиях рыночных отношений.
Основные

источники

информации

о

профессиональной

деятельности людей, путях и возможностях приобретения профессии.
Конъюнктура, динамика

и

перспективы

изменения

отдельных

профессий и рынка труда в целом с учѐтом социально – экономических
особенностей региона.
Нравственная

сторона

профессиональной

деятельности. Этика

и

принципы делового общения.
Осуществление

анализа

профессий.

Составление

личного

профессионального плана.
Практика: Поиск информации о профессиях и путях их получения в
справочной
Оценка

литературе. Проектирование
и

самооценка

способностей

профессиональной
к

различным

профессионального труда. Анкетирование, тестирование.

карьеры.
видам

42

По окончании четвѐртого года обучения учащийся должен знать:
 технологию обработки отдельных узлов изделия;
 требования к качеству изделия;
 требования, предъявляемые к знаниям, умениям, личностным качествам
учащихся;
 составляющие

бюджета

и источники его доходной и расходной

частей; возможности рационального использования средств и пути их
увеличения;
 необходимость производства товаров и услуг как условие жизни
общества в целом и каждого его члена;
 значение

профессионального

самоопределения; правила

выбора

профессии;
 что требует от работника данная профессия и рынок труда; о личном
профессиональном плане.
Учащийся должен уметь:
 разработать эскиз модели; выполнить эскиз модели изделия в цвете;
 составить технологическую карту изготовления изделия;
 рассчитать себестоимость, цену изделия и прибыль;
 выделить основные характеристики профессиональных сфер, оценить
свои личностные качества, интересы, склонности, состояние здоровья,
соотнести их с характеристиками профессии;
 анализировать семейный бюджет; определить прожиточный минимум
семьи.
Планируемые результаты.
Личностные:
 мотивационная

активность

увлеченности

выбранным

и

направленность

делом, стремление

личности (чувство
к

творческим

достижениям, личная значимость, чувство долга, ответственности)

43

 интеллектуально-логические

способности (способность

анализировать,

наблюдать и оценивать, выделять главное)
 интеллектуально-творческие

способности

(способность

видеть

потребности, противоречия, проблемы)
 мировоззренческие

свойства

личности (убеждѐнность

в

социальной

значимости изучаемого предмета)
 коммуникативно-творческие

способности (способность

использовать

творческий опыт других, способность к сотрудничеству, способность
избегать конфликтов и разрешать их)
Метапредметные:
 повысить

уровень

психологической

индивидуальность, сформировать

компетенции, осознать

уверенность

в

своих

свою

силах

и

информацию

о

реализовать себя в будущей профессиональной деятельности;
 соотнести

приобретѐнную

в

процессе

изучения

профессиональной деятельности со своими интересами, склонностями,
личностными качествами.
 организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с
учителем и сверстниками; согласование и координация совместной
познавательно-трудовой
объективное

деятельности

оценивание

вклада

с

другими

своей

еѐ

участниками;

познавательно-трудовой

деятельности в решение общих задач коллектива;
 выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих
потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение
различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
Предметные:
 развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными
инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

44

достижение необходимой точности движений при выполнении различных
технологических операций;
 установление рабочих отношений в группе для выполнения практической
работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование
эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и
построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
 сравнение

разных

осуществлением

точек

выбора;

зрения

перед

принятием

аргументирование

своей

решения

точки

и

зрения,

отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов
образом;
 овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения
сохранности продуктов труда
 оценивание своей способности к труду в конкретной предметной
деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда;
 планирование технологического процесса и процесса труда; подбор
материалов с учѐтом характера объекта труда и технологии; подбор
инструментов, приспособлений и оборудования с учѐтом требований
технологии и материально-энергетических ресурсов.
Формы контроля и оценочные материалы.
Первичная диагностика: определение исходного уровня знаний и
умений.
Текущий

контроль:

определение

уровня

усвоения

изучаемого

материала по тестам, опросам.
Контроль, за качеством отшиваемых изделий.
Уроки-конкурсы, текущие выставки.
Итоговый контроль: определение результатов работы и степени
усвоения теоретических и практических ЗУН
Сформированность личностных качеств (опросник для педагога).
Открытые уроки, урок «Экзамен», подиумы, выставки.

45

По

итогам

года

определяются

победители

по

номинациям:

моделирование, дизайн, швейное мастерство, топ-модель.
Лучшие

работы

демонстрируются

на

выставках

и

подиумах,

поощряются грамотами и призами.
Подобная система стимулирования детей за их труд и творческий
подход к делу создает условий для раскрытия творческих возможностей
воспитанников, их индивидуальности, повышает самооценку, способствует
привлечению новых учащихся в творческое объединение.
Результаты педагогического мониторинга фиксируются в журнале и
оцениваются по 5-бальной системе:
Минимальный уровень: 0 –1 балла,
Средний уровень: 2 – 3 баллов,
Максимальный уровень: 4 – 5 баллов.
Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале
учебного года для определения уровня подготовки учащихся.
Форма

проведения – педагогическое наблюдение (собеседование,

выполнение практических заданий).
Цель: выявление исходных знаний и навыков учащихся.
Задачи:
 определение общего уровня знаний учащегося;
 определение общего уровня умений учащихся.
Срок проведения: при поступлении в творческое объединение
(сентябрь).
Содержание:
Теоретическая часть. Вопросы:
 пробовали ли вы шить?
 что бы вы хотели научиться шить?
 Кто посоветовал вам заняться шитьѐм?

46

 Умеете ли вы пользоваться утюгом?
 Знакомы ли вы со швейной машиной?
Практическая часть: учащемуся предлагают выполнить следующие
задания:
 Вставить нитку в иголку;
 Выполнить на нити узелок;
 Владение ножницами (обвести шаблон на ткани, вырезать фигуру из
ткани)
 Владение утюгом;
 Владение швейной машиной.
Критерии оценки:
 Минимальный уровень (0 ─ 1 балла) ─ навыки отсутствуют или очень
слабые.
 Средний уровень (2 ─ 3 баллов) ─ учащийся умеет вставить нитку в
иголку, может обвести и вырезать фигуру из ткани.
 Максимальный уровень (9 ─ 10 баллов) ─ учащийся умеет выполнять
простые ручные швы, хорошо владеет ножницами, есть навыки работы с
тканью, утюгом, швейной машиной.
Текущий

контроль осуществляется

на

каждом

занятии. Это

выявление уровня освоения теоретических знаний, практических навыков
и

умений:

беседа,

опрос,

наблюдение

педагога

за

практической

деятельностью, взаимная оценка, оценка педагогом, выполненной учащимся
работы. Уровень умений и навыков учащихся проверяется по результатам
практической деятельности в соответствии со степенью их усвоения.
Важным видом текущего контроля является контроль качества отшиваемых
изделий, который производит педагог совместно с учащимся в процессе
занятий.

47

Промежуточный контроль (промежуточная аттестация)

проводится

один раз в год. Срок проведения декабрь.
Цель:

выявление

соответствия

уровня

теоретической

и

практической подготовки детей программным требованиям.
Задачи:
 определение уровня усвоения детьми теоретических знаний в соответствии
с данным периодом обучения;
 определение

уровня

формирования

практических

умений,

в

соответствии с данным этапом обучения.
Форма проведения: теоретическая часть урок - конкурс.
демонстрации

практических

достижений

Для

организовываются

промежуточные выставки.
Критерии оценки:
 Минимальный

уровень (1 ─ 4 балла) ─ учащийся

не

владеет

теоретическими знаниями, не способен к самостоятельности, изделия
выполняются

неаккуратно,

слабый

интерес

к

занятию,

быстрая

утомляемость, неустойчивое внимание.
 Средний уровень (5─8 баллов) ─ учащийся отвечает на теоретические
вопросы с небольшой помощью педагога. Эмоциональная отзывчивость,
интерес, желание включиться в практическую деятельность, но требуется
помощь педагога. Средняя

утомляемость, проявляет усидчивость и

старательность.
 Максимальный уровень (9 ─ 10 баллов) ─ учащийся творчески активен,
самостоятельно и аккуратно выполняет изделия. Проявляет инициативу в
оформлении

изделия.

Знает

терминологию.

Стремится

помочь

сверстникам.
Итоговый контроль уровня теоретических знаний, практических
навыков

и

умений учащихся осуществляется в конце учебного года.

48

Итоговая аттестация проходит в виде итогового занятия с использованием
устного опроса.
Цель:
материала,

выявление

уровня

усвоения

учащимися

программного

соответствие прогнозируемым результатам образовательной

программы.
Задачи:
 определение степени усвоения практических умений и навыков в
 соответствие с прогнозируемыми результатами данного года обучения;
 выявление уровня усвоения теоретических знаний;
 определение уровня развития индивидуальных творческих способностей;
 анализ полноты реализации программы, данного года обучения.
Срок проведения: конец апреля – начало мая.
Форма проведения: контрольный урок, итоговая выставка.
Критерии оценивания:
 Высокий уровень: 3 балла
Ответ полный, самостоятельный
Работа выполняется самостоятельно без помощи педагога
Высокая сложность работы
Удачное цветовое решение
Изделие выполнено аккуратно, с соблюдением технологии
Креативный подход к выполнению работы
 Средний уровень: 2 балла
Ответ правильный, не достаточно полный
Работает самостоятельно с небольшой помощью педагога
Работа достаточно сложная
Изделие содержит незначительные технологические дефекты
Работа по образцу с элементами творчества
 Низкий уровень: 1 балл

49

Ответ неполный, не самостоятельный
Работа выполнена с помощью педагога
Изделие очень простое
Изделие имеет грубые технологические дефекты, неаккуратно оформлено.
Работа по образцу.

50

Условия реализации программы
Для успешной организации учебного процесса необходимым
условием является наличие следующего:
Оборудование:
1.

Столы, стулья.

2.

Шкаф, стеллаж для хранения материалов и инструментов.

3.

Гладильная доска.

4.

Полки для демонстрации выполненных работ.

5.

Наглядные пособия.

Материалы:
1.

Ткань различных видов.

2.

Картон, бумага, калька, скотч, кисти.

3.

Мел портновский.

4.

Игольницы, коробочки для хранения мелких деталей.

5.

Миллиметровая бумага.

6.

Цветные карандаши.

7.

Акриловые краски по ткани.

8.

Термо - клеевой пистолет.

Инструменты:
1.

Ножницы, иглы, булавки.

2.

Напѐрстки.

3.

Сантиметровая лента.

4.

Машинные иглы.

Техническое оснащение:
1.

Необходимое освещение.

2.

Утюг.

3.

Швейные машины.

51

Методические материалы.
Особенности организации образовательного процесса.
Для успешной реализации программы необходимо внедрение в
образовательный

процесс

активных

технологий

обучения,

ставящих

учащихся в позицию субъекта деятельности.
На

разных

этапах

обучения

применяются

технологии,

предусматривающие различную степень самостоятельности и активности
учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Сюжетно-ролевые, деловые игры - это занятия, которые имеют
определенные правила, моделируют определенные ситуации и являются
важнейшим средством тренировки и развития воображения, выдумки,
фантазии.
Наиболее ценным для воспитания проектной культуры, формирования
творческого мышления, является метод проектов.
В процессе создания творческого проекта, от эскиза до готового
изделия, учащиеся знакомятся с профессиями модельера, конструктора,
технолога и даже манекенщицы, проходят весь путь рождения одежды,
собирая при этом информацию о направлениях моды, учатся азбуке
конструирования и моделирования, осваивают основные операции по
изготовлению модели.
Уроки творчества, творческие лаборатории воспитывают потребность
поиска нестандартных решений, позволяют ребенку почувствовать себя
художником, творцом, стимулируют познавательный интерес и стремление к
мастерству. Этому способствуют занятия - путешествия, исторические
экскурсы во времени и пространстве, викторины, конкурсы, занятие кроссворд.
Практические

умения

и

навыки

отрабатываются

на

занятиях

творческих мастерских, во время работы над изделиями и при, выполнении
образцов.

52

Формой организации учебной деятельности, дающей возможность
проявить такие качества как взаимопомощь, взаимовыручка и, создающих,
благоприятную, дружескую атмосферу в творческом объединении, являются
занятия – взаимного обучения, взаимоконтроля, взаимопроверки.
Работу над созданием моделей одежды облегчает применение
технологических карт «Алгоритмы шитья», мини-лекций по технологии и
видеозаписей подиумов, передач о моде, таких как «Уроки Энее Бурды»,
«Подиум Де Арт», «Мода нон - стоп»
Развитию

воображения,

нестандартного

мышления

способствует

включение в программу занятий упражнений творческого характера.
Чтобы

добиться

стабильных

положительных

результатов

в

образовательном процессе, в развивающей и воспитательной деятельности
используются следующие педагогические технологии:
По методу обучения: коммуникативно–диалоговые, объяснительно–
иллюстративные,

проблемно–поисковые,

творческие,

игровые,

информационные (компьютерные).
По

организационным

формам:

групповые

и

индивидуальные

технологии.
По отношению к учащемуся: личностно-ориентационные, гуманноличностные, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.
По

ориентации

(формирование

на

знаний,

личностные
умений,

структуры:

навыков).

информационные

Здоровье-сберегающие.

Эмоционально – художественные технологии (воспитание эстетических
отношений),

эмоционально-нравственные

(воспитание

нравственных

отношений), эвристические (развитие творческих способностей).

53

Аннотация.
Данная программа разработана для учащихся 7-16 лет и учитывает их
психофизиологические

особенности. Носит ступенчато-преемственный

характер. Срок реализации – 4 года. Первый и второй год обучения 144 часа.
Третий и четвѐртый год обучения 216 часов.
Цель: нравственно - эстетическое воспитание, создание условий для
самоопределения и самопознания личности, самореализации и социальной
адаптации.
Основная задача – развитие творческих способностей учащихся:
воображения, нестандартного мышления, умения видеть красивое

в

обыденном и создавать это красивое своими руками. Повышение уровня
компетенции в будущей профессиональной деятельности.
Содержание

курса

предлагает

обширный

материал:

изучение

декоративно-прикладного творчества, истории костюма и моды, основы
моделирования, профессиональное самоопределение.
Данный

материал

может

творчески

использоваться

педагогом,

учитывая возможности и способности своих учащихся.
Программа предназначена для реализации в МАУДО ЦДТ пгт Верхние
Серги.

54

Список

литературы

Для педагога:
1. Асмолов А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху
перемен:

сотрудничество,

сотворчество,

самотворение

//

Образовательная политика. – 2014. – № 2. – С. 2-6.
2. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е.П.
Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
3. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. высш.
учеб. заведений / под ред. О.Е. Лебедева. М.: ВЛАДОС, 2016. – 254 с.
4. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое
пособие/под ред. Е. Б. Евладовой. А. В. Золоторѐвой.С. Л. Паладьева. –
М.: Академия, 2014.– 296 с.
5. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и
подростков. Учебное пособие для вузов | Идобаева Ольга Афанасьевна,
Подольский Андрей Ильич
6. Издательство «Юрайт» 2019
7. Сергей Биденко,Ирина Золотаревич «Хочу зарабатывать. Полезные
советы для детей и подростков + 60 идей заработка»
8. Издательство: "Баланс Бизнес Букс" (2011)
9. Мурашова Е.В. – Понять ребѐнка: Психологические проблемы ваших
детей. – Екатеринбург – «У-Фактория» 2004 г.
10. Журналы «Дополнительное образование и воспитание».
11. Степанова О.А. «Игра
школе» Методическое

и

оздоровительная
пособие

для

работа

в

начальной

педагогов

системы

дополнительного образования. Серия «Игровые технологии». Москва,
ТЦ «Сфера», 2003 г., 144 стр.
12. Лопатина А., Скребцова М. – 600 творческих игр. ООО «ИД «АмритаРусь».
Интернет ресурсы:

55

1. rulaws.ru– Министерства образования и науки Российской федерации
2. portalobrazovaniya.ru - всероссийский образовательный портал.
3. www.festivaltalantov.ru – международный творческий портал для детей
и педагогов.
4. https://www.art-talant.org – академия развития творчества.
5. http://www.valeo.edu.ru -

федеральный

портал

"Здоровье

и

образование";
6. http://www.vestnik.edu.ru - сайт журнала "Вестник образования";
7. http://stranamasterov.ru –

сайт "Страна мастеров " декоративно-

прикладного творчества.
8. http://magistr-r.ru
9. www.nkale.ru – Елена Войнатовская
10. http://stranamaMam.ru
Для детей:
1. Джиллиан Холман – Конструирование одежды. 2002г.
2. Журналы мод: «Бурда», «Шьѐм сами». 2003- 2020 г.
3. Иванова Ю.Б. – Игра в лоскуты. – «Культура и традиции». 2007 г.
4. Клиновский

В.И. – Макияж

/ Практическое

руководство. –

Издательство «Ниола – Пресс». 2008 г.
5. Максимова М.В., Кузьмина М.А. – Лоскутные подушки и покрывала.
– Москва «Эксмо». 2007 г.
6. Остроухова Е.Н. – Машинная вышивка. – Екатеринбург. 1995 г.
7. Скачкова Г.В. – Шьѐм сами. – Минск «Полымя». 2000 г.
8. Столярова А.М. – Игрушки – подушки. – «Культура и традиции».
2002 г.
9. Букина С., Букин М. – Квиллинг. – «Феникс» 2011 г.
10. Джейн Кемп, Клэр Уолтерс – Игры с карандашом и бумагой. – ООО
«Поппури». 2008 г.
11. Даланова Т. – Сумки шьѐм сами. – АСТ-Пресс. 2012 г.

56

12. Зайцева Анна. – Игрушки из помпонов. – ООО «Эксмо». 2008 г.
13. Гейл Лоутер. – Пейчворк и аппликация. Для изысканной леди. – Пер.с
англ. – М.: ЗАО «БММ», 2010 г.
14. Кайсарова Л. И. – Изделия из войлока. – Пер. с немецкого. – АРТ
Родник. 2010 г.
15. Зайцева Анна. – Подарки из войлока. – ООО «Издательство «Эксмо».
2011 г.
16. Лухтан Л. В. – Конструктивное моделирование одежды (материалы
студенческих научно-практических конференций). 2010 г.
17. Денисова Н.А. - Пушистики и мохнатики. Шьѐм сами. - Айрис-пресс,
2005 г.
18. Зайцева А.А., Моисеева Е.А. - Цветы из ткани. – ООО «Издательство
«Эксмо». 2011 г.
19. Елена

Войнатовская

–

Авторская

Издательство «Питер», 2014г.

текстильная

кукла.

–

ООО

57

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
На 2020-2021 учебный год.
Год
обучения
1

Начало и
Кол-во
окончание учебных
учебного года недель
С 1 сентября
36

Кол-во Продолжительность
учебных и периодичность
часов
занятий
144
2 раза в неделю

по 28 мая
2

С 1 сентября

36

144

по 28 мая
3

С 1 сентября

36

216

по 28 мая
4

С 1 сентября
по 28 мая

36

216

Сроки
аттестации
сентябрь

по 2 часа

май

2 раза в неделю

сентябрь

по 2 часа

май

3 раза в неделю

сентябрь

по 2 часа

май

3 раза в неделю

сентябрь

по 2 часа

май


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».