Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности_Радуга

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.
2.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

3

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

2.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

2.2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

5

2.3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

6

2.4.

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН

7

3.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ

15

3.1.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК НА УЧЕБНЫЙ ГОД

15

3.2.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

15

3.3.

ФОРМЫ

АТТЕСТАЦИИ

/

КОНТРОЛЯ

И

ОЦЕНОЧНЫЕ

17

МАТЕРИАЛЫ
4.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

18

2

2.

КОМПЛЕКС
ОСНОВНЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность общеразвивающей программы: художественная.
Актуальность общеразвивающей программы:
Актуальность данной программы состоит в том, современная
действительность, компьютеризация, школа, где ребёнок большое
количество времени проводит за партой, подталкивает родителей к решению
таких задач в плане развития своего ребёнка. Как физическая форма,
развитие ритма, слуха, коммуникативных навыков, приобщение к
прекрасному: к музыке и танцу. Данная образовательная программа
обусловлена спросом родителей и обучающихся на подобного рода
развивающие программы художественной направленности. Программа
«РАДУГА»
ориентирована
на
активное
приобщение
детей
к
художественному творчеству и носит общеразвивающий характер.
Содержание Программы разработано в соответствии с требованиями
программ нового поколения, что делает возможным выстроить
индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет
пронизывать самые разнообразные образовательные области художественной
направленности.
Дополнительная общеразвивающая программа «Радуга» разработана
в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022г. № 678-р).
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
5. «Разработка
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
в
образовательных
организациях»
(методические рекомендации). МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
МОЛОДЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ.
Государственное автономное нетиповое образовательное учреждение

3

Свердловской
области
«Дворец
молодёжи»
Региональный модельный центр. Екатеринбург 2021г.
6. Согласно ФЗ № 273 (ст. 12. п.5) образовательные программы
самостоятельно
разрабатываются
и
утверждаются
организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, а именно Уставом МАУ
ДО ЦДТ пгт. Верхние Серги.
Региональные
социально-экономические
и
социокультурные
потребности и проблемы
Социокультурная ситуация в Свердловской области представляет собой
сложную структуру общественных, материальных и духовных условий, в
которых реализуется деятельность по воспитанию детей. Одной из
особенностей Свердловской области является её многонациональность и
многоконфессиональность,
что
определяет
характер
уральской
толерантности, готовность и способность жить в мире и согласии.
Отличительной особенностью программы является применение
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при
принятии решения руководящих органов о переходе на дистанционное
обучение в целях профилактики и предотвращения инфекционных
заболеваний.
Возможно проведение индивидуальных занятий с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для
детей, пропускающих занятия по уважительной причине.
Адресатом программы являются дети в возрасте 14-17 лет.
Разновозрастное комплектование в группы обучающихся не мешает педагогу
построить занятие соответственно их возрастным особенностям; выбирать
методику проведения занятий.
Детский хореографический коллектив – это особая среда,
предоставляющая самые широкие возможности для развития ребенка: от
изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения
основами профессионального мастерства.
Хореография как вид искусства обладает скрытыми резервами для
развития и воспитания детей. Это синтетический вид искусства, основным
средством которого является движение во всем его многообразии.
Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении.
Музыка – это опора танца.
Движение и музыка, одновременно влияя на ребенка, формируют его
эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность,
воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую,
зрительную, моторную (или мышечную) память, учат благородным манерам.
Воспитанник познает многообразие танца: классического, джаз-модерн,
современного,
эстрадного
и
др.
Хореография
воспитывает

4

коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует
эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное
мышление, побуждает к творчеству.
Систематическая работа над музыкальностью, координацией,
пространственной ориентацией, помогает детям понять себя, лучше
воспринимать окружающую действительность, свободно и активно
использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в
повседневной жизни.
Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании
творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией
приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус.
Соприкосновение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать и
любить музыку.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями - 10 минут.
Общее количество часов в неделю (1 год обучения)- 6 часов; (2 год
обучения)- 6 часов, (3 год обучения) – 6 часов.
Занятия проводятся (1 год обучения)- 3 раза в неделю по 2 часа.
Объем программы – 648 часов.
Срок освоения программы – 3 года: 1 год обучения: 216 часа в год, 2 год
обучения: 216 часов в год, 3 год обучения: 216 часов в год.
Особенности организации образовательного процесса.
Формы реализации: очная форма. Возможна реализация программы с
применением дистанционных образовательных технологий.
Уровень: стартовый.
Формы обучения: очная форма обучения
Виды занятий: теоретическая и практическая части.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы: мониторинг и персональные выступления обучающихся.
2.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель образовательной программы: развитие художественно-творческих
способностей учащихся посредством хореографии.
Задачи:
Образовательные
Обучение основам хореографического искусства.
Формирование знаний и умений по искусству танца с учетом индивидуальных
способностей.
Владение определенными теоретическими знаниями.
Умение самостоятельно пользоваться полученными практическими навыками
и теоретическими знаниями.
Воспитательные
Формирование нравственных качеств личности
Формирование устойчивого интереса учащихся к танцу;
5

Формирование коллектива как благоприятной среды для развития личности и
творчества.
Содействие становлению и проявлению индивидуальности каждого
учащегося, его творческих способностей.
Развивающие
Укрепление физического здоровья.
Развитие силы, выносливости, ловкости, координации движений.
Способствование выработке ритмичности, музыкальности, артистичности,
эмоциональной выразительности учащихся.
Развитие познавательного интереса, творческих способностей учащихся.
Развитие способности ориентироваться в системе эстетических ценностей,
понимания процесса художественного творчества.
2.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные

Восприятие танцевального искусства как одного из средств воспитания
личности, как одно из богатейших и наиболее полный областей знаний,
прошедших через всю историю человечества;

Формирование и развитие художественного вкуса, интереса к различным
стилям танца (классический, народный, современный, бальный, джаз);

Воспитание патриотизма, национального самоопределения, чувства
гордости за свою Родину, историю своего народа;

Формирования уважительного отношения к иному мнению, к истории и
культуре других народов;

Формирование мотивации к художественному танцевальному творчеству,
целеустремленности и воли в достижении поставленной цели;

Проявление положительных качеств личности и управление своими
эмоциями в различных ситуациях и условиях;

Овладение навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Метапредметные

Возможность расширения и углубления своих знаний в искусстве
хореографии, обогащения своих эмоциональных возможностей;

Овладение базовыми предметными и меж предметными понятиями;

Готовность самостоятельно или с группой изучать различные
направления в хореографии, ее историю. Реализовывать собственные
творческие замыслы;

Стремление к развитию воображения, мышления, воли – качеств
личности, необходимых для осуществления творческой деятельности.

Умение анализировать свою деятельность.
Предметные

Формирование знаний об укреплении физического и психического
здоровья, о положительном влиянии двигательной активности на развитие
человека;
6


Развитие основных физических качеств: силы, воли, гибкости,
выносливости, устойчивости, координации;

Формирование универсальных учебных действий – исполнительских,
слуховых, аналитических;

Выполнение комплексов различных видов хореографии с предметами и
без, с музыкальным сопровождением и без музыкального сопровождения;

Получение базовых знаний и навыков в области хореографического
искусства.
После курса репетиционно-постановочных занятий учащиеся научатся
работать в команде, освоят рисунки и основы композиции танца.
Контроль знаний и умений учащихся проводится на итоговых занятиях два
раза в год и на отчетном концерте в конце учебного года.

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

2.4.УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
1 год обучения
Количество часов
Название раздела, темы
Формы
аттестации/
Всего Теория Практи
контроля
ка
Организационное
3
3
0
Выявление уровня
занятие
усвоения детьми
программного
Основы джаз-модерн
28
5
23
танца
материала,
соответствие
Основы классического
24
4
20
прогнозируемым
танца
результатам
Основы стилизации
30
4
26
образовательной
народного танца
программы
Основы contemporary
20
5
15
dance
Репетиционно 29
5
24
постановочная работа
Изучение позиций ног
24
7
17
Изучение танцевальных
28
4
24
шагов
Игра (импровизация)
27
4
23
Итоговое занятие
3
1
2
Итого:
216
42
174
СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Организационное занятие
Теория: Знакомство с техникой безопасности в хореографическом
классе, на сцене. Форма одежды и гигиена на занятии. Инструктаж по
7

технике безопасности, пожарная безопасность
Тема 2. Основы джаз-модерн танца
Теория: Вводное занятие; техника безопасности выполнения поворотов
и наклонов головы.
Практика: Выполнение упражнений на укрепление мышц рук, кистей.
Выполнение упражнения. Подтягивание мышц корпуса в положении стоя.
Тема 3. Основы классического танца
Теория: Вводное занятие; техника безопасности выполнения поворотов
и наклонов головы.
Практика: Упражнения на укрепление мышц рук, кистей. Техника
безопасности выполнения упражнений на укрепление мышц рук и кистей.
Позиции рук I, II, III.
Тема 4. Основы стилизации народного танца
Теория: Знакомство с позициями ног, рук, положениями головы и
корпуса в манере народного танца.
Практика: Изучение танцевальных элементов, включающие от 2-х до 3-х
элементов:
1.
«Ковырялочка».
2.
«Моталочка».
3.
«Притопы».
4.
«Положения рук»
5.
«Веревочка»
6.
«Гармошка»
7.
«Падебаск»
Тема 5. Основы contemporary dance
Теория: Знакомство с историей возникновения направления
«Contemporary dance» , техника безопасности при изучении направления
«Contemporary dance»
Практика: Изучение
танцевальных
элементов
направления
«Contemparary dance»:
1.
«Contractjon»
2.
«Release»
3.
«Swing»
4.
«Рlie»
5.
«Battement tendu»
6.
«Jete»
Тема 6. Репетиционно - постановочная работа
Теория: Разбор новых танцевальных этюдов, композиций, конкурсных и
концертных номеров; техника безопасности выполнения поворотов и
наклонов головы.
8

Практика: Постановка и отработка новых танцевальных этюдов,
композиций, конкурсных и концертных номеров
Повторение и отработка ранее изученных этюдов, композиций,
конкурсных и концертных номеров
Тема 7. Изучение позиций ног
Теория: Основные позиции ног. Позиции ног I, П, Ш, VI,V,VI. Техника
безопасности выполнения поворотов и наклонов головы.
Практика: Освоение основных позиций ног I, П, Ш,VI,V,VI.
Тема 8. Изучение танцевальных шагов
Теория: Техника безопасности выполнения поворотов и наклонов
головы.
Основные танцевальные шаги: шаг с носка, приставной шаг, галоп,
подскоки, шаг польки, переменный шаг.
Практика: Освоение основных танцевальных шагов.
Шаг с носка.
Приставной шаг.
Галоп.
Подскоки.
Шаг польки.
Переменный шаг.
Тема 9. Игра (импровизация)
Теория: Техника безопасности выполнения поворотов и наклонов
головы.
Навык импровизации посредством игры. Игра на развитие ритма. Игра
на развитие фантазии. Игра на развитие внимания.
Практика: Освоение навыка импровизации посредством игры.
Игра на развитие ритма.
Игра на развитие фантазии.
Игра на развитие внимания.
Тема 10. Итоговое занятие
Теория: Техника безопасности в танцевальном зале, и на сцене.
Практика:
Показательное выступление хореографической студии.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
2 год обучения
Количество часов
№ Название раздела, темы
Формы
п/п
Всего Теория Практ аттестации/конт
роля
ика
9

1

Организационное занятие

3

3

0

2

Основы
джаз-модерн
танца
Основы
классического
танца
Партерная гимнастика
Репетиционно
постановочная работа
Основы эстрадного танца
Упражнения на развитие
шага/растяжки
Игра (импровизация)
Итоговое занятие
Итого:

28

5

23

27

7

20

27
49

4
10

23
39

24
28

7
4

17
24

27
3
216

4
1
45

23
2
171

3
4
5
6
7
8
9

Наблюдение,
опрос, беседа

Упражнения,
участие
концертной
работе,
самооценка,
взаимооценка

в

Показательное
выступление/Отк
рытый урок

СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Организационное занятие
Теория: Задачи и план работы объединения. Знакомство с хореографией.
Знакомство с техникой безопасности в хореографическом классе, на сцене.
Форма одежды и гигиена на занятии.
Тема 2. Основы джаз-модерн танца
Теория: Вводное занятие; техника безопасности выполнения поворотов и
наклонов головы.
разогрев; изоляция;
упражнения для позвоночника; уровни;
кросс- передвижения в пространстве;
комбинация или импровизация
Практика: упражнения у станка: перегибы и наклоны торса, растяжки, demi-plie
и grand-plie по параллельным и выворотным позициям, упражнения для
разогрева стопы и голеностопа.
Разогрев на середине зала: спирали и изгибы торса, наклоны, упражнения на
напряжение и расслабление, упражнения для разогрева позвоночника,
упражнения, заимствованные из занятия классического танца.
В партере: упражнения для позвоночника, упражнения стрэтч-характера,
упражнения для разогрева стопы и голеностопа
Тема 3. Основы классического танца
Теория: Формирование балетной осанки. Постановка корпуса, ног, рук и
головы на простейших упражнениях классического тренажа. Развитие
элементарных навыков координации движений. Понятие «опорной» ноги и
10

«работающей».
Практика:
Стабилизация навыка
Экзерсис у станка (лицом к станку)
1.
Постановка корпуса в 1-й позиции.
2.
Позиции ног – 1-я, 2-я, 3-я.
3.
Demi plie по (1-й, 2-й) позициям.
4.
Широкая стойка ноги врозь носки наружу. Ноги расположены друг от
друга на одной линии на расстоянии одной стопы с равномерным
распределением центра тяжести между стопами.
Тема 4. Партерная гимнастика
Теория: Физические упражнения: упражнения, укрепляющие мышцы
спины; упражнения, развивающие подъем стопы; упражнения, развивающие
гибкость позвоночника; упражнения, укрепляющие мышцы брюшного
пресса; упражнения, развивающие подвижность тазобедренного сустава;
упражнения, развивающие выворотность ног; упражнения на растягивание
мышц и связок и развитие балетного шага.
Практика: Упражнения на укрепление и развитие мышц спины,
развитие гибкости тела, укрепление мышц брюшного пресса. Упражнения
для гибкости и выворотности тазобедренного, коленного, голеностопного
суставов. Упражнение на отведение, приведение из положения сидя и лежа.
Тема 5. Репетиционно - постановочная работа
Теория: Разбор новых танцевальных этюдов, композиций, конкурсных и
концертных номеров; техника безопасности выполнения поворотов и
наклонов головы.
Практика: Постановка и отработка новых танцевальных этюдов,
композиций, конкурсных и концертных номеров
Повторение и отработка ранее изученных этюдов, композиций,
конкурсных и концертных номеров
Тема 6. Основы эстрадного танца
Теория: Знакомство со структурой занятия. Подготовительные
упражнения. Танцевальный блок
Практика:
Разучивание различных танцевальных элементов эстрадных танцев.
Разучивание танцевальных комбинаций.
Разучивание танцевальных этюдов.
Тема 7. Упражнения на развитие шага/растяжки
Теория: Освоение основных упражнений на развитие шага/растяжки.
Практика: Упражнение на улучшение эластичности, в том числе связок
и сухожилий. Уменьшение риска получения травм. Повышение гибкости и
координации.
11

Тема 8. Игра (импровизация)
Теория: Техника безопасности выполнения поворотов и наклонов
головы.
Навык импровизации посредством игры. Игра на развитие ритма. Игра
на развитие фантазии. Игра на развитие внимания.
Практика: Освоение навыка импровизации посредством игры.
Игра на развитие ритма.
Игра на развитие фантазии.
Игра на развитие внимания.
Тема 9. Итоговое занятие
Теория: подведение итогов
Практика:
Показательное выступление хореографической студии.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
3 год обучения
Количество часов
Формы
Всего Теория Практ аттестации/кон
троля
ика
Организационное занятие
3
3
0
Наблюдение,
опрос, беседа
Основы
джаз-модерн
28
5
23
танца
Основы
классического
27
7
20
танца
Партерная гимнастика
27
4
23 Упражнения,
участие
в
Репетиционно
49
10
39
концертной
постановочная работа
работе,
Основы эстрадного танца
24
7
17
самооценка,
28
4
24 взаимооценка
Основы
изучения
развития
шпагата/растяжки
Танцевально-образная
27
4
23
импровизация
Итоговое занятие
3
1
2
Показательное
выступление/От
Итого:
216
45
171 крытый урок

№ Название раздела, темы
п/п
1
2
3
4
5
6
7

8
9

СОДЕРЖАНИЕ
12

Тема 1. Организационное занятие
Теория: Задачи и план работы объединения. Знакомство с хореографией.
Знакомство с техникой безопасности в хореографическом классе, на сцене.
Форма одежды и гигиена на занятии.
Тема 2. Основы джаз-модерн танца
Теория: Вводное занятие; техника безопасности выполнения поворотов
и наклонов головы.
Практика: Выполнение упражнений на укрепление мышц рук, кистей.
Выполнение упражнения. Подтягивание мышц корпуса в положении стоя. Виды
движений: шаги, прыжки, вращения.
Шаги разделяются на четыре основные группы: шаги примитива, шаги в джазмодерн манере, шаги в рок-манере, шаги мюзикл-комеди-джаз манере, т.е.
раннего джаза. Связующие шаги.
Прыжки в сочетании с прыжками и вращениями.
Прыжки 4 группы: с двух ног на две (jump), с одной ноги на другую с
продвижением (leap),с одной ноги на туже ногу (hop), с двух ног на одну.
Тема 3. Основы классического танца
Теория: Формирование балетной осанки. Постановка корпуса, ног, рук
и головы на простейших упражнениях классического тренажа. Развитие
элементарных навыков координации движений. Понятие «опорной» ноги и
«работающей».
Практика:
Стабилизация навыка выворотные и натянутые в воздухе ноги (стопы и
колени), собранные ягодицы (как в полёте, так и в приземлении), подтянутые
мышцы спины, расправленные и опущенные плечи, темечко при прыжке
тянется вверх, руки спокойные в позиции (не трясутся и не дёргаются),
работают ноги, а тело располагается сверху, между двумя прыжками одно
plié, ягодицы при приземлении направлены в пятки, корпус придерживаем в
перпендикулярном полу положении.
Тема 4. Партерная гимнастика
Теория: Техника безопасности выполнения упражнений. Основы
партерной гимнастики, основные упражнения.
Практика: Вытягивание стоп. Подтягивание мышц корпуса.
Растяжка паховой выворотности. Растяжка основных групп мышц.
Упражнения на развитие гибкости. Упражнения
направленные на гибкость позвоночника и мышц спины. Маховые
движения положения сидя. Маховые движения положения лежа.
Упражнения на координацию рук и ног, повороты головы , работы
корпуса и рук.
Тема 5. Репетиционно - постановочная работа
Теория: Разбор новых танцевальных этюдов, композиций, конкурсных и
концертных номеров; техника безопасности выполнения поворотов и
13

наклонов головы.
Практика: Постановка и отработка новых танцевальных этюдов,
композиций, конкурсных и концертных номеров
Повторение и отработка ранее изученных этюдов, композиций,
конкурсных и концертных номеров
Тема 6. Основы эстрадного танца
Теория: Знакомство со структурой занятия. Подготовительные
упражнения. Танцевальный блок
Практика:
Разучивание различных танцевальных элементов эстрадных танцев.
Разучивание танцевальных комбинаций.
Разучивание танцевальных этюдов.
Тема 7. Упражнения на развитие шага/растяжки
Теория: Освоение основных упражнений на развитие шага/растяжки.
Практика: Упражнение на улучшение эластичности, в том числе связок
и сухожилий. Уменьшение риска получения травм. Повышение гибкости
и координации.
Тема 8. Танцевально-образная импровизация
Теория:
Комплекс
выразительных
средств,
для
создания
хореографического образа.
Практика:
1. «Сказочные
образы». Групповая
работа
на
сочинение
хореографической сказки.
2. Исполнение творческого задания по группам.
3. Сочинение образного этюда (с воображаемым предметом,
в
виде какого-либо предмета).
Тема 9. Итоговое занятие
Практика: Показательное выступление хореографической студии.

14

3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
3.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Календарный учебный график на 2025-2026 учебный год
1. С 09.01.2025-15.01.2025: Набор детей в объединения. Проведение
родительских собраний, комплектование учебных групп.
2. Начало учебного года: с 1 января 2025 года.
3. Конец учебного года: 31 декабря 2025года
4. Продолжительность учебного года – 36 учебных недель
5. Сроки продолжительности обучения:
1 полугодие
2 полугодие

3.2.

с 09.01. по 31.05.2025
с 01.09 по 31.12.2025

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-технические условия:
 Зал, оборудованный хореографическими станками и зеркалами.
 Оборудование:
Стеллаж
Стол компьютерный
Стул компьютерный
Вешалка для одежды 4 шт.
 Инструменты:
Колонки Ginzzu GM-415
Портативная колонка Aceline APS200
 Тренировочная форма: Девочки – гимнастический купальник, ласины,
балетные туфли, джазовки. Мальчики – черные брюки, белая или черная
майка, балетные туфли, джазовки.
Кадровые условия: Педагог дополнительного образования, имеющий
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии,
клубного и иного детского объединения без предъявления требований к
стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления
15

требований к стажу работы.
Методические материалы
Программа строится с учётом основных принципов, средств, форм и
методик, позволяющих организовать образовательный процесс на основе
общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков:
 Групповые технологии
 Личностно – ориентированные технологии
 Культурно - воспитывающие технологии
 Здоровье сберегающие технологии (сохранение и укрепление здоровья
обучающихся).
 Коллективно-творческая деятельность (КТД):
Принципы реализации Программы:
- принцип дидактики («построение» учебного процесса от простого к
сложному);
принцип актуальности (предлагает максимальную приближенность
содержания программы к реальным условиям деятельности детского
объединения);
- принцип системности (подразумевает систематическое и регулярное
проведение занятий);
- принцип творчества и успеха (индивидуальная и коллективная деятельность
позволяет
определить
и
развить
индивидуальные
особенности
воспитанников);
- принцип сплочённости (сплочение учащихся в большой дружный
коллектив единомышленников, способных активно и четко воспринимать
учебный процесс, его приемы, способы и темпы обучения, умение выдавать
продукт труда (танец) для зрителя).
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Для реализации программы применяют комбинированные и практические
занятия. В зависимости от содержания тем и их целей индивидуально –
групповая форма обучения. Форма обучения: очная.
При реализации программы может применяться электронное обучение и
дистанционные образовательные технологии.
В программе использованы приоритетные формы занятий: интегрированные,
интегрированные с элементами импровизации, индивидуальные.
Формы:
1.
Коллективная – обучающиеся рассматриваются как целостный
коллектив, имеющих своих лидеров (самостоятельная постановка
хореографических композиций).
2.
Групповая – осуществляется с группой обучающихся, состоящих из трех
и более человек, которые в свою очередь имеют общие цели, и активно
взаимодействуют между собой.
16

3.
Парная – общение с двумя обучающимися, которые в свою очередь
взаимодействуют (дуэтный танец).
4.
Индивидуальная - оказание помощи обучающемуся по усвоению
сложного материала. Подготовка к сольному номеру.
Методы:
1. Наглядный.
а) непосредственно показ педагогом движений под счет и под музыку;
б) опосредованный показ правильного исполнения или ошибок
на конкретном ребенке;
в) использование графических материалов, различных приспособлений при
объяснении;
г) дидактическая игра.
2. Словесный. Обращение к сознанию ребенка, добиваясь не
автоматического, а осмысленного выполнения и исполнения.
3. Практический. В его основе лежит много кратное повторение и отработка
движений.
4. Видеометод. Просмотр видеоматериала о хореографическом искусстве,
обучение на основе видеоматериала народной, классической и современной
хореографии.
5. Метод стимулирования.
6. Метод рефлексии.
3.3.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ

За период обучения в хореографическом коллективе учащиеся получают
определенный объем знаний, умений и навыков, качество которых
проверяется диагностикой три раза в год.
Для этой цели промежуточный контроль – участие в концертах,
фестивалях, конкурсах и итоговый контроль.
Ежегодно танцевальным объединением проводится творческий отчет о
работе педагога и детей, проделанной за весь учебный год. Отчет проводится
в форме концерта для родителей.
Педагог подводит итог всей учебно-воспитательной работы, делает
анализ творческих достижений детей.
Неотъемлемой частью отслеживания эффективности реализации
Программы являются результаты психолого-педагогического мониторинга.
Для проведения психолого-педагогического мониторинга используются
следующие методики: «Методика определение индекса групповой
сплоченности Сишора», «Методики исследования творческих способностей»,
«Методики исследования группы», «Методики исследования свойств и
качеств личности»
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются
промежуточными этапами контроля за развитием каждого учащегося,
раскрытием его творческих и духовных устремлений.
17

Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают
возможность текущего контроля.
Открытые занятия являются одной из форм итогового контроля.
Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать
развитие способностей каждого учащегося, является отчётный концерт.
При анализе уровня усвоения программного материала детьми
рекомендуется использовать карты достижений учащихся, где усвоение
программного материала и развитие других качеств ребенка определяются по
трем уровням:
- максимальный – программный материал усвоен ребенком полностью,
учащийся имеет высокие достижения (победитель международных,
всероссийских, областных конкурсов, района и т.д.);
- средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии
несущественных ошибок; участвует в смотрах конкурсах и др. на уровне
Дома детского творчества, города.
- минимальный – усвоение программы в неполном объеме, допускает
существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в
конкурсах на уровне коллектива.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для педагога
Нормативные документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее - ФЗ).
2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
3. «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года», утверждено Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. №
678-Р.
4. Приказ Министерства
просвещения
Российской Федерации
от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее - Порядок).
5. Приказ Министерства
просвещения
Российской Федерации
от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок
организации и осуществления образовательной
деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. N 196».
6. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих
программ
(включая разноуровневые программы)».
7. Устав МАУ ДО ЦДТ пгт. Верхние Серги.
18

Литература, использованная при составлении программы:
1. Абызова,
Л.
И.
История
хореографического
искусства:
отечественный балет XX – начала XXI века: учебное пособие для студентов
средних
учебных
заведений,
обучающихся
по
специальности
«Хореографическое искусство» (070302) / Лариса Абызова. – СанктПетербург: Композитор – Санкт-Петербург, 2017. – 302 с.
2. Болтнева, А. С.Развитие гибкости спины на уроках гимнастики в
детской школе искусств / А. С. Болтнева // Молодежь в науке и культуре XXI
века: материалы Международного научно-творческого форума, 31 октября–3
ноября 2016 г. – Челябинск: Челябинский гос. ин-т культуры, 2016. – С. 297298.
3. Инновационные технологии обучения детей в коллективах бального
танца: учебно-методическое пособие / С. В. Шанкина, Р. С. Журавлев, Ю. В.
Шанкин, Е. Ю. Шанкина; М-во образования и науки Российской Федерации,
Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф.
образования «Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина». – Тамбов: БизнесНаука-Общество, 2018. – 89 с.
4. Карапыш, И. Г. Методы и приемы преподавания классического танца
у детей младшего школьного возраста в ДШИ / И. Г. Карапыш // Культура –
искусство – образование: XXXVII научно-практическая конференция
профессорско-преподавательского состава вуза, Челябинск, 5 февраля 2016 г.
/ ФГБОУ ВО «Челябинский гос. ин-т культуры». – Челябинск: ЧГИК, 2016. –
C. 206-208.
5. Картавых, Н.Школа танцев для детей. Вальс, самба, ча-ча-ча, хипхоп / Картавых Н., Карпович О., Кобленц О. – Санкт-Петербург:
Ленинградское изд-во, 2011. – 222 с.
6. Крысанков, Т. Г. Творческое развитие детей на уроках ритмики / Т.
Г. Крысанков // Культура – искусство – образование: XXXVII научно–
практическая конференция профессорско-преподавательского состава вуза,
Челябинск, 5 февраля 2016 г. / ФГБОУ ВО «Челябинский гос. ин-т
культуры». – Челябинск: ЧГИК, 2016. – C. 217-219.
7. Михайлова, Э. И. Аэробика в школе: учебно-методическое пособие /
Э. И. Михайлова, Н. Г. Михайлов. – Москва: Советский спорт, 2014. – 121 с.
8. Михеева, Е.В. Экология движения [Электронный ресурс]:
методическое пособие. – Москва: Издательство «ФЛИНТА», 2014. – 226 с.
9. Никольская, Е. В. Формирование готовности студентов
педагогических вузов к музыкально–фольклорной работе с детьми
дошкольного возраста: монография / Е. В. Никольская; М-во образования и
науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное
учреждение высш. проф. образования «Московский педагогический гос. унт». – Москва: МПГУ: Прометей, 2012. – 152 с.
10. Пузырева, И. А. Пластическое воспитание (танец в драматическом
театре): учебное пособие / И. А. Пузырева; м-во культуры Российской
Федерации, ФГБОУ ВПО «Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств». –
19

Кемерово: Изд-во КемГУКИ, 2012. – 81 с.
11. Русский танец / М-во культуры Российской Федерации, Гос.
Российский Дом народного творчества; сост. А. Н. Беликова. – Москва: Гос.
Российский Дом народного творчества, 2011. – 142 с.
12. Сабанцева, Т. В. Искусство танца и спорт: учебное пособие / Т. В.
Сабанцева, В. В. Непомнящих; Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение «Омский государственный ун-т им. Ф. М.
Достоевского». – Омск: Издательство Омского государственного
университета, 2018. – 101 с.
13. Сироткина, И. Свободное движение и пластический танец в России
[Электронный ресурс] / Ирина Сироткина. – Москва: Новое лит.обозрение,
2012. – 328 с.
Литература для обучающихся (родителей):
1. Богданов, Г. Ф. Детское хореографическое творчество. – Москва;
Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 265 с.
2. Картавых, Н.Школа танцев для детей. Вальс, самба, ча-ча-ча, хипхоп / Картавых Н., Карпович О., Кобленц О. – Санкт-Петербург:
Ленинградское изд-во, 2011. – 222 с.
3. Модестов, В. С. Волшебный мир балета: / Валерий Модестов. –
Москва: Белый город, cop. 2018. – 111 с.
4. Погорелов, В.П. Историко-бытовые бальные танцы (базовые танцы):
самоучитель / В. П. Погорелов. – Москва: Век информации, 2012. – 150 с.
5. Русский танец / М-во культуры Российской Федерации, Гос.
Российский Дом народного творчества; сост. А. Н. Беликова. – Москва: Гос.
Российский Дом народного творчества, 2011. – 142 с.
6. Сироткина, И. Свободное движение и пластический танец в России
[Электронный ресурс] / Ирина Сироткина. – Москва: Новое лит.обозрение,
2012. – 328 с.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».