Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества пгт. Верхние Серги РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ: Директор МАУДО ЦДТ Педагогическим советом пгт. Верхние Серги протокол №1 Е.В.Каргапольцева Приказ № 7 – ОД от «30» августа 2023 г. от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ пгт. Верхние Серги, 2024 г. Содержание Пояснительная записка РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ 1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся 1.2 Направления воспитания 1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ 2.1 Уклад образовательной организации 2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ 3.1 Кадровое обеспечение 3.2 Нормативно-методическое обеспечение 3.3 Анализ воспитательного процесса Календарный план воспитательной работы Пояснительная записка Рабочая программа воспитания МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги (далее – Программа воспитания) разработана на основе Федеральной рабочей программы воспитания и основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней дополнительного образования. Программа воспитания: предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в образовательной организации; разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления образовательной организацией; реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся. Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный, организационный РАЗДЕЛ 1. Целевой раздел Содержание воспитания обучающихся в МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России. Воспитательная деятельность в МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Воспитательная деятельность в образовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. 1.1.Цель и задачи воспитания обучающихся Цель воспитания обучающихся: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человека труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Задачи воспитания обучающихся: усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в соответствии с ФГОС. Личностные результаты освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ включают: осознание российской гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Воспитательная деятельность антропологического, планируется и осуществляется на основе аксиологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно- ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. 1.2.Направления воспитания Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части: Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры; Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважении к другим народам России; исторического просвещения, формирования российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности; Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирования традиционных российских семейных ценностей; воспитания честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков; Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщения к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях; Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности; Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды; Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей. 1.3.Целевые ориентиры результатов воспитания На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС. Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне дополнительного образования. Гражданское - знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность воспитание (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе; - понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории российской государственности на основе исторического просвещения, российского национального исторического сознания; - проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам; - проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законных интересов других людей; - выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе; - принимающий участи в жизни объединения, Центра, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально значимой деятельности. Патриотическое - осознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой воспитание народ, его традиции, культуру; - проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране; - проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России; - знающий и уважающий достижения нашей Родины – России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения, героев и защитников Отечества в прошлом и современности; - принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности. Духовно- - знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа, нравственное ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов России, воспитание российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учетом национальной, религиозной принадлежности); - выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и ценностям; - сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях индивидуального и общественного пространства, значение и ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий; - проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей; - проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества. Эстетическое - выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, воспитание: народных традиций и народного творчества в искусстве; - проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния на поведение людей; - сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве; - ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в художественном творчестве. Физическое - понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных воспитание, усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила безопасности, формирование безопасного поведения, в том числе в информационной среде; культуры - выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, здоровья и соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, эмоционального регулярную физическую активность); благополучия - проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей). Понимание их последствий, вреда для физического и психического здоровья; - умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием; - способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям. Трудовое - уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей; воспитание - проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний; - сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе; - участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, в ЦДТ, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; - выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов, потребностей. Экологическое - понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей воспитание их решения, значение экологической культуры человека, общества; - сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; - выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе; - ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; - участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности. Ценности - выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с научного учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений; познания - ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе, взаимосвязях человека с природой и социальной средой; - развивающий навыки использования различных средств познания, накоплений знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде); - демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. РАЗДЕЛ 2. Содержательный 2.1. Уклад образовательной организации. Уклад МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги удерживает ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги, его репутацию в окружающем образовательном пространстве, социуме. Основные характеристики МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги находится в небольшом посёлке городского типа, единственным градообразующим предприятием которого является ОАО «Уралбурмаш». Образовательное учреждение функционирует более 48 лет (1976 год – год запуска здания в эксплуатацию). Основная часть работников Центра – уроженцы посёлка Верхние Серги, сохраняющие местные традиции. Контингент обучающихся и их родителей формируется из жильцов, заселяющих все микрорайоны посёлка. Достаточная удаленность от политических, культурных, спортивных центров создает своеобразный микросоциум. Большую часть обучающихся составляют дети работников завода, а также семьи муниципальных служащих. Дети, их родители и педагоги тесно контактируют друг с другом. Большинство обучающихся имеют средний уровень обученности. В поселке имеется три детских сада, муниципальная детская библиотека, Детская школа ис кусств, средняя общеобразовательная школа №10, общеобразовательная школа №11, спортзал, трена жёрный зал завода ОАО «Уралбурмаш», Сергинский многопрофильный техникум, краеведческий м узей, являющиеся партнёрами МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги в воспитании учащихся. Верхнесерг инский историко-краеведческий музей регулярно организует познавательные экскурсии и развивающ ие занятия для учащихся. Регулярно на базе музея проводятся музейные уроки, посвящённые памят ным датам Российской истории и народным праздникам; организуются исторические квесты, экску рсионные программы. Построенный парк культуры и отдыха формирует у учащихся креативное, тво рческое мышление и культурно-эстетическое мировосприятие. Муниципальная детская библиотека т радиционно организует для учащихся познавательные и профориентационные мероприятия, библи отечные уроки, читательские игры, конкурсы, викторины. Учащиеся посещают спортивные секции в Спорткомплексе посёлка, где являются болельщиками и участниками спортивных соревнований разного уровня. Многие дети посещают спортивные секции на базах спортивного и тренажёрного залов, сотрудники которых оказывают помощь в проведении муниципальных соревнований, спортивных праздников. Профориентационная работа проводится в тесном сотрудничестве с педагогами многопрофильного техникума и сотрудниками завода ОАО «Уралбурмаш». Положительное влияние на формирование учащихся оказывает также сотрудничество с Молодёжной Думой посёлка и Культурно-досуговым центром. Учащиеся МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги активно участвуют в мероприятиях посёлка, которые сами огранизуют, в волонтёрском движении и выборах самоуправления. Цель МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги в самосознании педагогического коллектива: воспитание высоконравственных, творческих, компетентных граждан России, принимающих судьбу Отечества как свою личную, осознающих ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененных в духовных и культурных традициях многонационального народа России. Процесвпитаняыеслдующихпрнцавзмодейстияпагвучщх: неукоситльбюднезакостипрвмьебнка,солюдияфенцаьострмиебнксь,проитабезснркпиахожденвшкл; ориент,асздпхолгичекмфртнойсдылякажгребнивзосл,ктрйневзможсуктиневзамодйсучщихяпедагов; реализцяпосвтаниглымобрзчесданитко-взрлыхбщнсей,котъдиняюейпаговсдржтельнымибя,позтвнымиэцядоертльнымишядругк; организцясвыхометндлучащисяпеговкрдмтасенойзбыиврслх,детй; ситемноь,цлбразстинешлоьвсптаиякулоегэфтивнс. В течение года реализуются основные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников. Важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов. Большое внимание со стороны педагогического коллектива отводится созданию ситуаций для проявления активной гражданской позиции обучающихся через развитие самоуправления, волонтерского движения, включение в деятельность. Создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора). В проведении общих дел соревновательность между объединениями не является главной целью, поощряется конструктивное межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность. Педагогические работники ориентируются на формирование коллективов в рамках объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений. Важное место в воспитательной работе отводится педагогическому сопровождению одарённых детей. Ключевой фигурой воспитания реализующий по отношению к является педагог дополнительного образования, обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Традиции – это, прежде всего, такие обычаи, которые поддерживаются коллективом. Каждая традиция имеет свое прошлое, свою историю. В традициях нашего центра наставничество, оказание шефской помощи, чествование педагогов – ветеранов. Организация традиционных мероприятий. Основными традиционными мероприятиями являются следующие: Сентябрь-октябрь – праздник «День знаний», праздник «Символы России», «Уроки гражданина», «День учителя» и «День матери», «День пожилого человека» и др; Ноябрь – декабрь – «День народного единства», акция «День добровольца», Новогодние праздники и др; Январь-февраль – «Татьянин день», «День защитника Отечества», акция «Помоги птицам», игра на местности «Зарница» и др; Март-апрель – 8 марта, праздник смеха, конкурс – праздник «Ученик года», «День космонавтики» и др; Май-июнь – Первое мая «Праздник весны и труда», День Победы, «День семьи», праздник Последнего звонка, «День защиты детей», акция «Свеча памяти», «День здоровья». Школа имеет свою символику: гимн и флаг. Разработаны и выполняются нормы этикета обучающихся (Кодекс чести). Настоящая программа содержит теоретическое положения и план работы основанные на практических наработках по формированию целостной воспитательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития учащихся, определяемого как уклад жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей). При этом обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Источниками, оказывающими положительное влияние на воспитательный процесс являются педагоги: высококвалифицированный коллектив, способный мотивировать учащихся на высокие достижения в образовательной, спортивной, творческой и социальной деятельностях; педагог-организатор, организует взаимодействие с обучающимися во внеурочное время, оказывающих педагогическую поддержку в самореализации и саморазвитии учащихся; заместитель директора по воспитательной работе и педагог – организатор, взаимодействующие с объединениями, грамотно координирующие работу объединений, собственным примером демонстрируют активную гражданскую позицию. В педагогической команде имеются квалифицированные специалисты, необходимые для сопровождения всех категорий, обучающихся. Возможные отрицательные источники влияния на детей: социальные сети, компьютерные игры, а также отдельные родители с низким воспитательным ресурсом, неспособные грамотно управлять развитием своего ребенка. Проблемные зоны, дефициты, препятствия достижению эффективных результатов в воспитательной деятельности: сотрудничество с родителями – слабый отклик родительской общественности на призыв к решению проблем организации воспитательного процесса; проблемы коммуникации родителей и педагогов дополнительного образования – личное общение часто заменяется сообщениями в мессенджерах, что понижает эффективность решения проблем; установление единых требований к обучающимся со стороны педагогов и родителей; отсутствие интереса к воспитанию детей со стороны семьи. Пути решения вышеуказанных проблем: привлечение родительской общественности к планированию, организации, проведению воспитательных событий и воспитательных дел, а также их анализу. внедрение нестандартных форм организации родительских собраний и индивидуальных встреч с родителями. выработка единых требований к обучающимся со стороны педагогов и родителей. выработка и реализация мотивационных мер поддержки и привлечения обучающихся для участия в конкурсах творческой направленности. активное привлечение к воспитательной работе всех субъектов профилактики. 2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности Виды, формы и содержание воспитательной деятельности представлены по модулям. В модуле описаны виды, формы и содержание воспитательной работы в рамках определенного направления деятельности. Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания. Воспитательная работа МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги представлена в рамках Основных (инвариантных) модулей: «Деятельность на занятиях» «Внеурочная деятельность» «Основные мероприятия» «Мероприятия Центра» «Организация предметно-пространственной среды» «Взаимодействие с родителями (законными представителями)» «Профилактика и безопасность», «Социальное партнерство» «Профориентация». Основные направления и темы воспитательной работы, формы, средства, методы воспитания реализуются через использование воспитательного потенциала учебных занятий, курсов и дисциплин и отражаются в рабочих программах педагогов. Реализация целевые педагогами воспитательного потенциала занятия предполагает ориентацию на приоритеты, связанны возрастными особенностями их воспитанников, ведущую деятельность: Целевые приоритеты Установление доверительных между педагогом и его учащимся Методы и приемы отношений Поощрение, поддержка, похвала, просьба педагога Побуждение соблюдать на занятии общепринятые нормы поведения Обсуждение правил общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации Привлечение внимания к ценностному аспекту изучаемых на занятиях явлений Организация их работы с получаемой на занятии социально значимой информацией инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения Использование возможностей воспитательных содержания учебного занятия. Демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, человеколюбия и проявления добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся Интеллектуальные познавательную игры, стимулирующие мотивацию; дискуссии, групповая работа или работа в парах Мотивация эрудированных учащихся к Наставничество шефству над их неуспевающими друзьями Инициирование и поддержка исследовательской деятельности Реализация ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что возможность приобрести самостоятельного решения даст навык теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Все это в процессе организации учебной деятельности обеспечивает: установление взаимоотношений субъектов деятельности на занятии как отношений субъектов единой совместной деятельности, обеспечиваемой общими активными интеллектуальными усилиями; организацию на занятии активной деятельности учащихся, в том числе поисково – исследовательской, на разных уровнях познавательной самостоятельности (в этом и заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока – активная познавательная деятельность детей); использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в объединении. Реализация воспитательного потенциала занятия педагогами дополнительного образования предполагает создание атмосферы доверия к педагогу, интереса к предмету; отбор воспитывающего содержания занятия; использование активных форм организации учебной деятельности; максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений; включение педагогами в рабочие программы учебных дисциплин, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы; выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность, в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализация приоритета воспитания в учебной деятельности; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам; применение интерактивных форм работы – интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления; побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстника ми и педагогами, соответствующие укладу образовательной организации; установление и поддержку доброжелательной атмосферы; организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающими обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержку исследовательской и проектной деятельности обучающихся в форме индивидуальных и групповых проектов; применение активных форм организации учебной деятельности на занятии: учебные дискуссии, викторины, ролевые, деловые и настольные игры и т. п; Модуль «Внеурочная деятельность» Внеурочная деятельность в МАУДО ЦДТ пгт.Верхние Серги является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса. Воспитание на занятиях внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; формирование в объединениях, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; поддержку обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий: курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской направленности направленные на передачу обучающимся социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира; курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных видов и жанров, создающие благоприятные условия для социальной самореализации обучающихся, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения к культуре и их общее духовно- нравственное развитие, на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала обучающихся, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде; курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности, направленные на физическое развитие обучающихся, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. По одному часу в неделю – в обязательном порядке отводятся на следующие занятия: «Разговоры о важном». Темы и содержание занятий определяются с разбивкой по объединениям, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства). по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности). Каждое направление внеурочной воспитательной работы и её тематическое наполнение направлено на обогащение опыта коллективного взаимодействия ребёнка в различных видах деятельности. Это, без сомнений, дает колоссальный воспитательный эффект в целом. Модуль «Основные мероприятия» Реализация воспитательного потенциала основных мероприятий предусматривает: праздники, ежегодные коллективные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и др.) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все объединения; участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в России, мире: акции «Письмо участнику СВО», «Диктант Победы», «Свеча памяти», «Блокадный хлеб», «Георгиевская ленточка», «Сад памяти», «Новогодние окна», «Окна Победы» и др. торжественные мероприятия, связанные с завершением курса обучения, переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в образовательной организации, обществе: «Последний звонок», церемония вручения дипломов, «Посвящение», «Посвящение в юные инспекторы дорожного движения»; церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за участие в жизни образовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие образовательной организации, Нижнесергинского района, Свердловской области; социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими работниками, в том числе с участием социальных партнеров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности (проект «Безопасность на дороге» и др.); разновозрастные сборы, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историко-краеведческой, экологической, трудовой, спортивнооздоровительной и другой направленности: областной слёт ЮИДовцев и др.; проводимые для жителей поселка и организуемые совместно с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми событиями для жителей посёлка; вовлечение по возможности каждого обучающегося в мероприятия в разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей и др.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа мероприятий; наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогическими работниками и другими взрослыми. Мероприятия Центра – это главные традиционные мероприятия, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно с педагогами и детьми. Это, комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Эти мероприятия обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в центре. Введение таких мероприятий помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей. Для этого используются следующие формы работы: социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего социума. Дети принимают активное участие во всех проектах и социально значимых делах. Молодёжной Думы посёлка и культурно – досугового центра различной направленности: комплексный эколого-преобразовательный проект «Парк «У фонтана»; благотворительный проект «Вспомним всех поимённо», благотворительный проект «Милосердие» (помощь воспитанникам детского дома), эколого – трудовой проект «Чистый берег»; проект по формированию здорового образа жизни «Я не модный»; принимают участие в осенне – весеннем преобразовании Мемориального парка с обелиском погибшим землякам и др. Открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни центра, поселка, страны. Проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями обучающихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации обучающихся и включают их в деятельную заботу об окружающих. Спортивные состязания, военно – спортивные игры: спартакиада учащейся молодёжи посёлка (мини-футбол, биатлон, хоккей, баскетбол, стрельба и др.); «Кросс нации», «Лыжня России»; «Один день в армии» и др. Акции: «Бессмертный полк», «Георгиевская лента»; Всероссийский экологический субботник «Зелёная Россия». Праздничные мероприятия в посёлке, фестивали, конкурсы: «День пожилого человека», «День Матери», «День Памяти Героя», «Масленица пришла!», «День посёлка»; конкурсная программа «Бабушки и внучки – лучшие подружки»; фестиваль-конкурс инсценированной песни, посвященной Дню Победы; конкурс исполнителей художественного слова «Победа остаётся молодой»; фестиваль «Танцевальный рай» и др. Участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям. На уровне центра: Общие праздники, концерты, торжественные мероприятия. Ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) мероприятия, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все объединения: «День Знаний» и «День защиты детей», праздник «День матери», «Новогодний переполох», «8 Марта», «Театрализованные постановки к 9 мая»; мероприятия предметные и межпредметные («Интеллектуальный марафон»), связанные с решением задач конвергентного образования, преодоления междисциплинарных границ и тесного взаимодействия общего и дополнительного образования (литературные вечера, праздники слова, викторины, игры, конкурсы интеллектуалов и т.п.); мероприятия между объединениями, направленные на усвоение социально значимых знаний, ценностных отношений к миру, Родине, создание условий для приобретения опыта деятельного выражения собственной гражданской позиции: День солидарности в борьбе с терроризмом, День мира – цикл мероприятий (линейки, классные часы, выставки детских рисунков, уроки мужества), направленных на формирование толерантности, профилактику межнациональной розни и нетерпимости, доверия, чувства милосердия к жертвам терактов, а также ознакомление учащихся с основными правилами безопасного поведения; цикл мероприятий, посвящённых Дню Победы (музейные уроки, участие учащихся в Почётном карауле, митинге с возложением цветов, акции «Бессмертный полк»; классные часы; выставки рисунков «Рисуем Победу…»; конкурс чтецов «Блокада…»; уроки Мужества), направленных на воспитание чувства любви к Родине, гордости за героизм своих предков, уважения к ветеранам; На уровне объединений: участие объединений в реализации общих мероприятий; проведение в рамках класса итогового анализа детьми общих мероприятий, участие представителей объединений в итоговом анализе проведенных мероприятий; организация классных традиционных праздников, игр, вечеров и т.п. Коллективная творческая деятельность педагога и учащихся объединений заключается в развитии познавательной, творческой, социально-активной деятельности путём стимулирования детей к участию в мероприятиях, опираясь на систему выбираемых ответственных лиц. На индивидуальном уровне: вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые мероприятия в одной из возможных для них ролей; индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых мероприятий; наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и анализа мероприятий, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими учащимися, с педагогами и другими взрослыми; при необходимости коррекция поведения, обучающегося через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. Модуль «Организация предметно-пространственной среды» Предметно-пространственная среда основывается на системе ценностей программы воспитания, является частью уклада и способом организации воспитательной среды, обогащает внутренний мир учащихся, способствует формированию у них чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающегося благоприятной атмосферы. Реализация предусматривает воспитательного совместную потенциала деятельность предметно-пространственной педагогов, обучающихся, других среды участников образовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе: в фойе МАУДО ЦДТ пгт.Верхние Серги оформлен стенд государственной символики Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб); размещение карт: России, Свердловской области, Нижнесергинского района (современных и исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества; имеется регулярно сменяемая экспозиция творческих работ обучающихся, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга; организация и поддержание в образовательной организации звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности (музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации; разработка, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе «мест гражданского почитания» оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях, содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско- патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчеты об интересных событиях; подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ, обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга; поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в образовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при образовательной организации; разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха; деятельность педагогов вместе с обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению аудиторий, территории; разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн); разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе образовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности (стенды по ПДД, пожарной безопасности и др). Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)» Работа с родителями (законными представителями обучающихся) осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и центра в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: создание и деятельность в объединениях представительных органов родительского сообщества (наблюдательный совет, родительского комитета объединений), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете центра; проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, а также получать консультации психолога, врачей, социальных работников, обмениваться опытом; Ярмарки внеурочной деятельности: общие мероприятие проводится в начале учебного года с целью помочь ребенку и родителям определиться с правильным выбором, сориентироваться в их многообразии, составить индивидуальную образовательную траекторию; участие в Дне открытых дверей, на которых родители (законные представители) могут посещать занятия; организация интернет-сообщества, группы с участием педагогов с целью обсуждения интересующих родителей вопросы, согласование совместной деятельности; организация участия родителей в вебинарах, Всероссийских и областных родительских собраниях на актуальные темы воспитания и образования детей; анкетирование родителей позволяет выявить степень удовлетворённости родителей//законных представителей, обучающихся качеством образования в центре (оценка эмоциональной атмосферы, профессионального уровня педагогов, качества условий обучения, степени возможностей получения информации и др.) целевое взаимодействие с законными представителями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приемных детей. На индивидуальном уровне: работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в образовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей); индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. Выставки талантов родителей, семейные мастер-классы, «Мама, папа, я – спортивная семья» – мероприятия, которые проводятся с участием родителей, для родителей, силами родителей; индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей. Родители участвуют в планировании экскурсий, организации классных праздников, многодневных образовательных поездок. Выступают в роли спикеров на классных часах о профессиях, участвуют в командах спортивных соревнований, предоставляют свои работы для персональных выставок, принимают участие в мастер-классах по художественному творчеству, используют свои социальные контакты для организации и приглашения гостей. Модуль «Профилактика и безопасность» Профилактика — это комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность, предупреждение противоправных или других отклонений в поведенииобучающихся. Основным механизмом профилактики негативных проявлений и социальных рисков среди обучающихся является воспитательная система образовательной организации — упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, освоения среды), взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у образовательной организации (и всех её структурных подразделений) способности обеспечивать безопасную и комфортную образовательную среду, целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности ребёнка. Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды предусматривает: обеспечение безопасности жизнедеятельности обучающихся; организацию деятельности педагогического коллектива по созданию эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности (Всероссийские недели и акции безопасности; Декада безопасности дорожного движения; социально-психологическое тестирование; служба медиации и т.д.); проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и проведение коррекционно- воспитательной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов (психологов, работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и др.): мониторинг деструктивных проявлений обучающихся, а также мониторинг страниц обучающихся в социальных сетях с целью выявления несовершеннолетних, вовлечённых в активные деструктивные сообщества; разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с обучающимися с девиантным поведением, так и с их окружением; организацию межведомственного взаимодействия; вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, профилактической направленности социальных и природных рисков окружении с педагогами, родителями, социальными проекты, программы и в социокультурном партнерами (антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и молодежные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и др.); организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению; профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению, – познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиознодуховной, благотворительной, художественной и др.); предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в образовательной организации маргинальных групп, обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.); профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психологопедагогической поддержки обучающиеся с ОВЗ и др.). и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, Модуль «Социальное партнерство» Реализация воспитательного потенциала социального партнерства при соблюдении требований законодательства Российской Федерации предусматривает: участие представителей организаций-партнеров, представителей комитета ветеранов Великой Отечественной войны и труда пгт. Верхние Серги, боевое Братство ветеранов войны в Афганистане, Спорткомплекса пгт. Верхние Серги, Многопрофильного техникума, Детская библиотека пгт. Верхние Серги, а также Детский сад №24 и иных организаций в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные праздники, торжественные мероприятия и др.); участие представителей организаций-партнёров, а также известных деятелей культуры и представителей власти в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности; проведение на базе организаций-партнеров отдельных занятий, мероприятий, акций воспитательной направленности; проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских) с представителями организаций-партнеров для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни образовательной организации, муниципального образования, региона, страны; реализацию социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися, педагогами с организациями-партнерами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение: Акция «Поздравление ветерана», проводимая совместно с комитетом ветеранов Великой Отечественной войны пгт. Верхние Серги, акция «Соберем детей в школу», акция «Дорогою добра» и другие. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся по направлению «Профориентация» включает профессиональное просвещение, диагностику и консультирование по вопросам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Задача совместной деятельности педагога и обучающегося – подготовить к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность учащихся к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и вне профессиональную составляющие такой деятельности. Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы образовательной организации предусматривает: проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего («Хочу. Могу. Надо. Что важнее в выборе профессии?», «Ключи от профессиональных дверей», «Профессии, востребованные в нашем районе и крае», «Выбирая профессию, выбираю жизненный путь», «Я и моё профессиональное будущее» и др.); профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности; деловые игры (игры, в которых выработка решений происходит на основе анализа информации и поэтапного её уточнения в условиях поступающей и вырабатываемой в ходе игры новой информации; квесты (решение в игровой форме ситуаций профориентационной направленности с прохождением промежуточных стадий, на которых необходимо выполнение каких-либо действий, с индивидуальной ролью учащегося или коллективным заданием, в офлайн и онлайн форматах); решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющих знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной деятельности (Игровой интеллект-марафон «Профессии от А до Я», деловая игра «Путешествие в мир профессий», игра – загадка «Кто есть кто?», ролевая игра «Трудоустройство», игра – симуляция «Колесо жизни» и др.) и тренинги «Я в мире профессий»; экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы; посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в организациях профессионального, высшего образования; активизирующие и ценностно-смысловые опросники (в большей степени направлены на стимулирование размышлений о вариантах продолжения образования, перспективах личностного и профессионального роста, а не на получение информации); совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования; участие в работе всероссийских профориентационных проектах («Билет в будущее», «Проектория», «Всероссийская Проф Диагностика «Найди себя», «Калейдоскоп профессий», «Шоу профессий» и т.д.) (6-9 классы); индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии; освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов, включенных в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента участников образовательных отношений, внеурочной деятельности, дополнительного образования; оформление тематических стендов профориентационной направленности. РАЗДЕЛ 3. Организационный раздел 3.1. Кадровое обеспечение Воспитательный процесс в МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги обеспечивают специалисты: Укомплектованность образовательного учреждения педагогами Количество педагогических работников, из них педагоги дополнительного образования методисты педагог организатор Количество педагогических работников, имеющих высшее педагогическое образование Количество педагогических работников, повысивших свою квалификацию, из них педагоги дополнительного образования методисты педагог организатор Количество педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию педагоги дополнительного образования методисты педагог организатор Количество педагогических работников, имеющих первую квалификационную категорию педагоги дополнительного образования методисты педагог организатор Количество педагогических работников, не имеющих квалификационную категорию Общее количество педагогов в учреждении Количество из них основных педагогических совместителей работников 14 1 10 0 3 1 8 0 0 0 13 1 9 0 3 1 7 0 0 0 4 0 2 1 4 0 0 1 3 0 1 0 3 0 0 0 – педагоги 3 0 дополнительного образования методисты 0 0 педагог организатор 0 0 В учреждении по штатному расписанию 42 ставки. Работников 36 человек из них основных сотрудников 32, внутренне совмещение 7 сотрудников и 4 совместителя. Состояние кадрового обеспечения в целом стабильно. Возрастной состав сотрудников составляет: 30-39 лет- 21%, 40-49 лет 44%, 50-59- лет 21 % и старше -14%. – Ежегодно педагогические работники проходят повышение квалификации по актуальным вопросам воспитания в соответствии с планом-графиком. 3.2.Нормативно-методическое обеспечение Управление качеством воспитательной деятельности в МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги обеспечивают следующие локальные нормативно-правовые акты: – Положение о Педагогическом совете – Положение об Управляющем совете – Положение о Наблюдательном совете – Положение о Совете Центра – Правила внутреннего распорядка для учащихся 3.3.Анализ воспитательного процесса. Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровне дополнительного образования, установленными ФГОС. Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов. Планирование анализа воспитательного процесса включено в календарный план воспитательной работы. Основные принципы самоанализа воспитательной работы: принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; взаимное уважение всех участников образовательных отношений; приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими работниками, обучающимися и родителями; развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнерами); распределенная ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие – это результат как организованного социального воспитания, в котором образовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития. Основные направления анализа воспитательного процесса: Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом объединении. Анализ проводится педагогами дополнительного образования вместе с заместителем директора по воспитательной работе, с последующим обсуждением результатов на методическом объединении педагогов дополнительного образования или педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития, обучающихся является педагогическое наблюдение, диагностика с использованием различного диагностического инструментария («Методика диагностики личностного роста», «Методика диагностики нравственной воспитанности», «Методика диагностики нравственной мотивации», «Методика диагностики нравственной самооценки»). Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу. Диагностический инструментарий: диагностика «Достижения школьников» (оформляется сводной таблицей). Анализ проводится педагогами вместе с заместителем директора по воспитательной работе, с последующим обсуждением результатов на методическом объединении или педагогическом совете. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Метод анкетирования направлен на выявление уровня организации воспитательной деятельности центра: качество организации внеурочной деятельности; деятельность педагогов дополнительного образования. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений или педагогическом совете. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством реализации воспитательного потенциала: урочной деятельности; внеурочной деятельности обучающихся; деятельности педагогов дополнительного образования и их объединений; проводимых мероприятий; создания и поддержки предметно-пространственной среды; взаимодействия с родительским сообществом; деятельности по профилактике и безопасности; реализации потенциала социального партнерства; деятельности по профориентации обучающихся. Календарный план воспитательной работы. № п\ п Название мероприятия Ответственные Участники мероприятия Социальные партнеры Сроки проведения Организация мероприятий по ПДД «Мы за безопасное движение» 1. 2. Час вопросов и ответов « Правила дорожные детям знать положено!» Уроки Тетушки Совы «Пешеходн ый переход - зона повышенной опасности!» педагог – организатор, педагоги дополнительного образования педагог – организатор, педагоги доп. образования учащиеся объединений МАУДО ЦДТ сентябрь учащиеся объединений МАУДО ЦДТ сентябрь 3. 4. Цикл бесед на темы: - «Азбука пешехода»; «Опасности на дороге»; «Светофор, автомобиль и пешеходы»; - «Береги свою жизнь» Интеллекту альная игра «Знатоки ПДД» Конкурсвыставка ДПТ «Дорожный знак на новогодней ёлке» 6. Выставка рисунков «Безопасный маршрут от дома до ЦДТ» 7. Интеллектуальна я игра детей и педагогов «История дорожных правил» 8. Театрализованное представление «Опасные пустяки» 9. Играсоревнование юных велосипедистов «Безопасное колесо» 10. Игровая программа «Наша безопасность в наших руках» 5. педагоги – доп. образования учащиеся объединений МАУДО ЦДТ педагог – организатор учащиеся МКОУ СОШ №10, МКОУ ООШ №11 пгт. Верхние Серги (среднее звено) учащиеся объединений МАУДО ЦДТ педагог – организатор, педагоги доп. образования педагогорганизатор учащиеся объединений МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги (7-10 лет) педагог организатор учащиеся объединений МАУДО ЦДТ педагогорганизатор учащиеся объединений МАУДО ЦДТ (дошкольный, младший школьный возраст) педагог организатор дети летнего оздоровительного лагеря при МАУДО ЦДТ педагог организатор дети летнего оздоровительного лагеря при МАУДО ЦДТ октябрь ноябрь декабрь февраль март апрель Инспекция ГИБДД июнь июнь Организация мероприятий по профилактике пожарной безопасности 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. - Игровой тренинг на развитие у детей навыков безопасного поведения «Если что-то загорелось»; - Игровой тренинг «Вызови пожарных»; - Ситуация «Как бы ты поступил?» Конкурсвыставка «Осторожно, огонь!» (техника аппликация) Единый день пожарной безопасности – учебная эвакуация коллективов по предупреждению ПБ Выставка творческих работ «Пожарный – профессия героическая!» Беседа в объединениях «Пиротехнические средства» Квест-игра, посвящённая Дню пожарной охраны в России. Тематическая выставка «Береги природу от пожара!» (совместная работа учащихся, педагоги дополнительного образования, ответственный по ОТ и ПБ учащиеся объединений МАУДО ЦДТ педагоги дополнительного образования, ответственный по ОТ и ПБ учащиеся объединений МАУДО ЦДТ ответственный по ОТ и ПБ, педагоги дополнительного образования учащиеся объединений МАУДО ЦДТ педагогорганизатор учащиеся объединений МАУДО ЦДТ ноябрь педагоги дополнительного образования, ответственный по ОТ и ПБ педагог – организатор учащиеся объединений МАУДО ЦДТ декабрь педагогорганизатор, педагоги дополнительного образования учащиеся объединений МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги, учащиеся МКОУ СОШ №10, МКОУ ООШ №11 учащиеся объединений МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги сентябрь октябрь Пожарная часть пгт. Верхние Серги Пожарная часть пгт. Верхние Серги один раз в квартал. апрель май 18. 19. 20. родителей и педагогов). Экскурсии в пожарную часть пгт. Верхние Серги. Смотр – конкурс «Безопасный огонёк» Спортивное развлечение «Жизнь без опасности» педагоги МАУДО ЦДТ педагог организатор педагогорганизатор дети летнего оздоровительного лагеря при МАУДО ЦДТ дети летнего оздоровительного лагеря при МАУДО ЦДТ дети летнего оздоровительного лагеря при МАУДО ЦДТ Пожарная часть пгт. Верхние Серги июнь июнь Пожарная часть пгт. Верхние Серги июнь Организация мероприятий по проекту «Моя Семья» 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. Конкурс газет «Примите наши поздравления» (ко Дню пожилого человека) Мастерска я общения «Тепло семейного очага» Фотовыст авка, посвящённая Дню Матери «Мамины увлечения» Конкурс видеопоздравлен ий ко Дню Матери «Пусть мама услышит…» Интеллектуаль ная игра «Дела семейные» Конкурсная программа «Семейная круговерть» Семейный праздник «Лучше папы педагогорганизатор учащиеся объединений МАУДО ЦДТ. педагоги дополнительного образования. учащиеся объединений МАУДО ЦДТ и бабушки. педагог – организатор, педагоги дополнительного образования. учащиеся объединений МАУДО ЦДТ и учащиеся МКОУ СОШ №10, МКОУ ООШ №11 педагог – организатор педагоги дополнительного образования. учащиеся объединений МАУДО ЦДТ, МКОУ СОШ №10, МКОУ ООШ №11, воспитанники детских садов. учащиеся объединений МАУДО ЦДТ и их родители. учащиеся объединений МАУДО ЦДТ и их родители педагог организатор педагог организатор педагог – организатор папы и мальчики, учащиеся объединений сентябрь октябрь ноябрь ноябрь ноябрь январь февраль друга нет» 28. 29. МАУДО ЦДТ Творческая мастерская «Как поздравить маму?» педагоги дополнительного образования учащиеся объединений МАУДО ЦДТ Праздничная программа «Великое чудо семья» педагог организатор учащиеся объединений МАУДО ЦДТ и их родители март май Организация мероприятий по проекту «Мы – патриоты» 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. «Дорогой мира и добра» акция ко Дню борьбы с терроризмом Игра путешествие «История и современность нашего края» Беседапрезентация «Лента памяти» (ко Дню памяти жертв политических репрессий») Фотовыставка «Уголок России – Отчий дом» Выставка «Символы России глазами детей» Видеопутешествие по страницам истории России «Герои в бронзе: История одного памятника» «Навеки в памяти героев имена» День героев отечества. «Быть гражданином» педагогорганизатор, педагоги дополнительного образования педагогорганизатор, педагоги дополнительного образования учащиеся объединений МАУДО ЦДТ сентябрь учащиеся объединений МАУДО ЦДТ сентябрь педагог – организатор, педагоги дополнительного образования учащиеся объединений МАУДО ЦДТ октябрь педагогорганизатор, педагоги дополнительного образования учащиеся объединений МАУДО ЦДТ, МКОУ СОШ №10, МКОУ ООШ №11 педагог организатор учащиеся объединений МАУДО ЦДТ ноябрь педагог организатор учащиеся объединений МАУДО ЦДТ ноябрь педагог – организатор, педагоги дополнительного образования педагог организатор учащиеся объединений МАУДО ЦДТ декабрь учащиеся МКОУ СОШ №10, декабрь октябрь тематическая программа к Дню конституции 38. Конкурс литературномузыкальных композиций «Дорога жизни», посвящённый снятию блокады Ленинграда 39. Патриотиче ский час «Афганиста н — наша память и боль» 40. Военно – спортивная игра «Вираж 2024» Военноспортивная игра «Один день в армии» 42. Акция «Поздравь солдата» 41. Конкурс исполнителей художественного слова «Победа остается молодой» 44. Концерт, посвященный Дню Победы в ВОВ 43. 45. 46. 47. МКОУ ООШ №11 (8 класс) педагог – организатор, педагоги дополнительного образования учащиеся МАУДО ЦДТ и общеобразовательных школ пгт. Верхние Серги педагог организатор учащиеся объединений МАУДО ЦДТ педагог – организатор учащиеся МКОУ СОШ №10, МКОУ ООШ №11, СМТ (9-11 класс) учащиеся МКОУ СОШ №10, МКОУ ООШ №11 (7-8 класс) учащиеся объединений МАУДО ЦДТ педагог – организатор педагоги дополнительного образования педагог – организатор педагог – организатор, педагоги МАУДО ЦДТ Квест-игра «Я помню! Я горжусь!» педагогорганизатор День памяти и скорби « Зажгите свечи» педагог организатор Игра на местности «Марш-бросок» педагогорганизатор январь Участники боевых действий в Афганиста - не февраль февраль февраль учащиеся МКОУ СОШ №10, МКОУ ООШ №11, СМТ (1-11 класс) население поселка учащиеся объединений МАУДО ЦДТ учащиеся МКОУ СОШ №10, МКОУ ООШ №11 дети летнего оздоровительного лагеря при МАУДО ЦДТ дети летнего оздоровительного лагеря при МАУДО ЦДТ февраль апрель МАУК «Верхнесергинский КДЦ», Верхнесергинская ДШИ май май июнь июнь 48. Игра на местности «Зарница» педагогорганизатор дети летнего оздоровительного лагеря при МАУДО ЦДТ июнь Организация мероприятий по проекту «Здоровое поколение» 49. 50. Игровая программа «От болезней всех полезней» Выставкаконкурс «Полезная еда с нашего стола» Всемирный день борьбы со СПИДом Ролевая игра «Наркотики – путь в никуда» 52. Круглый стол «Моё здоровье – моё будущее» 51. 53. 54. 55. 56. 57. Спортивный праздник для взрослых и детей «В здоровом теле – здоровый дух» Урок здоровья «Полезные привычки» Акция «Здоровая пробежка» Спортивный праздник «Богатырская наша сила» Игротека «Весёлые рекорды» педагог – организатор, педагоги дополнительного образования педагог организатор учащиеся объединений МАУДО ЦДТ (средний возраст) учащиеся объединений МАУДО ЦДТ учащиеся МКОУ СОШ №10, МКОУ ООШ №11 педагоги дополнительного образования учащиеся объединений МАУДО ЦДТ (старший возраст) педагоги дополнительного образования учащиеся объединений МАУДО ЦДТ (средний, старший возраст) учащиеся объединений МАУДО ЦДТ (младший возраст) педагогорганизатор педагог организатор педагог организатор педагог организатор педагогорганизатор учащиеся объединений МАУДО ЦДТ (средний возраст) учащиеся объединений МАУДО ЦДТ дети летнего оздоровительного лагеря при МАУДО ЦДТ дети летнего оздоровительного лагеря МАУДО ЦДТ Досуговые культурно-массовые мероприятия октябрь октябрь ноябрьдекабрь декабрь март май май июнь июнь 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. «Хорошо нам рядышком с дедушкой и бабушкой» посиделки за круглым столом Концерт «Прекрасен возраст золотой», посвящённый Дню пожилого человека Праздничный концерт «Все цветы и подарки для мам…» Интеллектуальна я игра «Традиции Нового года» Новогодние елки для детей Новогодний концерт «Новогодняя вечеринка» Конкурсноигровая программа «Учись, студент, и отдыхай», Праздничный концерт, посвященный международному женскому дню 8 Марта. Выставка «Любимые герои любимых мультфильмов», посвящённый Дню анимации в России. педагог – организатор, учащиеся объединений МАУДО ЦДТ, люди старшего поколения (бабушки и дедушки) педагог – организатор учащиеся объединений МАУДО ЦДТ октябрь педагог – организатор, педагоги МАУДО ЦДТ учащиеся объединений МАУДО ЦДТ ноябрь педагог – организатор учащиеся объединений МАУДО ЦДТ декабрь педагог – организатор, дети педагог организатор педагог организатор население посёлка декабрь учащиеся объединений МАУДО ЦДТ январь педагогорганизатор педагог – организатор педагоги МАУДО ЦДТ педагог – организатор педагоги МАУДО ЦДТ октябрь ОАО «УралБурмаш», Администраци я пгт. Верхние Серги, предприятия и ОУ поселка учащиеся МКОУ СОШ №10, МКОУ ООШ №11, СМК население поселка учащиеся объединений МАУДО ЦДТ воспитанники дошкольных образовательных учреждений декабрь январь МАУК «Верхнесергинский КДЦ», ДШИ март апрель 68. 69. 70. Районный фестиваль, посвященный Международному Дню танца «Танцевальный рай 2024» Концертноигровая программа «Ура! Зажигает детвора!» посвященная Дню защиты детей. Лагерь с дневным пребыванием детей (по отдельному плану) педагог организатор учащиеся хореографических коллективов педагогорганизатор, педагоги дополнительного образования дети, население поселка июнь педагог организатор дети в возрасте от 6,5 до 17 лет. июнь В течение 2023– 2024 учебного года план культурно – массовых мероприятий корректируется апрель