Дополнительная Пояснительная записка. общеобразовательная общеразвивающая программа «Готовим вместе» разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); 11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; 13. Устава МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги; Лицензии на образовательную деятельность. Направленность программы. Дополнительная «Готовим вместе» общеобразовательная относится к общеразвивающая социально-гуманитарной программа направленности. Программа предназначена для учащихся 7-15 лет. Программа способствует созданию условий для развития творческого потенциала, формирования знаний и умений, необходимых для грамотного ведения домашнего хозяйства, а также профессиональному самоопределению в кулинарном искусстве. Реализация программы ориентирована на формирование и развитие творческих способностей учащихся и удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни за рамками основного образования. Реализация программы не нацелена на достижение предметных результатов освоения основной образовательной программы основного и среднего общего образования, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования. Актуальность программы. Актуальность данной программы заключается в ее соответствии конкретным социально-гуманитарным требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной, физически и нравственно здоровой, творческой личности. Социально – гуманитарная направленность программы предполагает адаптацию учащихся к жизни в обществе, посредством приобщения их к труду, к культуре и традициям родного края и формирования коммуникативных навыков. Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью программы «Готовим вместе» является создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого учащегося, для его самореализации через освоение основ кулинарного искусства и знаний о здоровом питании. Учащиеся изучат правила санитарии и гигиены при кулинарных работах; безопасные приемы работы с оборудованием и инструментами; усвоят классификацию блюд современных национальных кухонь и правила сервировки стола; смогут самостоятельно готовить блюда по рецептам, проводить экономические расчѐты, а также будут способны выдвигать творческие идеи, сотрудничать в коллективе. В основе программы лежит идея сочетания теории и практики. Практическая деятельность учащихся носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и кулинарной культуры. Работа по программе связана с использованием нагревательных приборов, режущих инструментов, с варкой, жарением и выпечкой продуктов. Поэтому особое внимание в программе отведено на изучение правил безопасности труда. На первом же занятии ребята знакомятся с помещением, его оборудованием, проводится подробный инструктаж, а на последующих занятиях повторяются правила безопасной работы, которые необходимо соблюдать в данный момент. Программа «Готовим вместе» построена по принципу «систематичности и последовательности» (учащиеся готовят, в зависимости от подготовленности) и реализуется по принципу разноуровневого подхода в зависимости от запросов и возможностей учащихся. Поэтому дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Готовим вместе» имеет 3 уровня сложности: Стартовый уровень (1 год обучения) – «блюда первого уровня сложности». Базовый уровень (2 год обучения) – «блюда второго уровня сложности». Продвинутый уровень (3 год обучения) – «блюда третьего уровня сложности». Адресат программы. На обучение по программе «Готовим вместе» принимаются все желающие учащиеся с 7 до 15 лет, имеющие интерес к кулинарии. Занятия проводятся в группах до 6 человек. В программе предусмотрена возможность проведения занятий в подгруппах от 2 до 4 человек (участие в проектной деятельности, индивидуальные занятия). Возрастные особенности. Младший школьный возраст — 7-11 лет. Развитие психики детей этого возраста осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности — учения. Учение для младшего школьника выступает как важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия. Подростковый возраст от 11-12 до 14-15 лет. Переход от детства к взрослости составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый период считается «кризисным», такая оценка обусловлена многими качественными сдвигами в развитии подростка. Именно в этом возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации ребенка на пути к биологической зрелости и полового созревания. Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и профессиональных интересов. Объём программы. Общий объѐм дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Готовим вместе» составляет 432 часа на 3 года обучения, которые распределяются следующим образом: 1 год обучения - 144 часа в год; 2 год обучения –144часа в год; 3 год обучения –144 часа в год. Формы организации учебных занятий. Обучение проводится с использованием как традиционных форм (минилекции с элементами беседы), так и активных форм обучения (профориентационные игры, дискуссии, конкурсы команд, демонстрация основных практических приемов, метод проб и ошибок, самостоятельное выполнение практических и творческих заданий, организация практической деятельности). Учащиеся получают новые социальные знания и умения. На занятиях они знакомятся с психофизиологическими и личностными качествами, необходимыми для работы по данной профессии, основными принципами производственных, технологических процессов, проходят онлайн - тестирование по выбору профессии. Теоретические сведения излагаются в форме лекций, бесед, инструктажа в сочетании с демонстрацией специальных приемов, действий, наглядных пособий и обеспечивают осознанное выполнение практических работ. Формирование специальных знаний, умений осуществляется совместно с воспитательной и профориентационной деятельностью. Педагогические технологии, используемые в реализации программы: Здоровьесберегающие технологии — это динамические паузы, релаксация, гимнастика для глаз. Информационно-коммуникационные технологии новые информационные технологии открывают совершенно новые варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Они способствуют повышению эффективности и качества процесса обучения, активности познавательной деятельности Имитационные технологии и приѐмы – это моделирование реальной деятельности в специально созданных условиях. Применение данной технологии позволяет учащимся получить опыт, навыки и знания в условиях, приближенным к реальным. Технология проблемного обучения способствует усвоению способов организации познавательной деятельности и формирования познавательной самостоятельности, развитие интеллектуальных возможностей, включающих творческие способности и прошлый опыт учащихся. Интерактивные технологии позволяют учащихся, взаимодействуя друг с другом, обмениваться информацией, совместно решать проблемы, моделировать ситуации, оценивать действия других и своѐ собственное поведение. Срок освоения программы Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Готовим вместе» составляет 3 года. Режим занятий Занятия проводятся: Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. При проведении 2-х часовых занятий обязательны перемены продолжительностью 10 минут. Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепленияинструктажа по технике безопасности по соответствующим инструктажам. Программа составлена с учетом санитарногигиенических правил, возрастных особенностей учащихся и порядка проведения занятий. Организация обучения по программе осуществляется на базе МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги. - информационные условия: Информационное оснащение образовательного процесса – оформление стендов и размещение информации для родителей. 1. Наличие выбора информационных ресурсов (достижение оптимального состояния сочетания электронных и традиционных информационных ресурсов) 2. Размещение информационных и содержательных материалов на сайте Дома детства и юношества Кировского района. 3. Группа для родителей в WhatsApp. Цели и задачи. Цель программы: формирование навыков учащихся по самостоятельному приготовлению и оформлению блюд через знакомство с основами кулинарии. Задачи: обучающие: - познакомить учащихся с технологиями приготовления различных блюд; - дать учащимся представление об эстетике приготовления, оформления и приѐма пищи; - познакомить учащихся с гигиеническими требованиями обработки, приготовления, хранения пищи; - научить учащихся соблюдению технику безопасности при работе с острыми и режущими инструментами, электрооборудованием; - научить учащихся экономичному (рациональному) использованию продуктов; - расширить знания учащихся в области кулинарии; воспитательные: - формировать у учащихся умение эстетического приготовления пищи с отличными вкусовыми качествами; - воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, настойчивость, аккуратность учащихся; - воспитывать уважительное отношение учащихся к труду; - способствовать самоопределению учащихся в выборе профессии; - воспитывать у учащихся чувство ответственности за свое будущее. развивающие: - развивать творческие способности учащихся, создавая ситуацию успешности, способствующую формированию положительных эмоций; - развить у учащихся навыки конструктивного позитивного взаимодействия со сверстниками во время практических занятий; - формировать у учащихся умение планировать работу и самостоятельно контролировать ее поэтапное выполнение; - развивать глазомер, мышление, память учащихся. Учебный тематический план 1 года обучения(стартовый уровень) № п/п 1. Наименование темы Вводное занятие Количество часов Формы контроля Всего Теория Практика 2 1 1 Первичная Правила безопасности диагностика – кулинарных работ. Правила собеседование санитарии и гигиены. 2. История возникновения 4 4 0 Педагогическое наблюдение кулинарии. Этапы развития кулинарии в России. Традиционные кухни народов России. Правила этикета. 3. Кухонная утварь, уход за ней. 4 1 3 Педагогическое наблюдение Представление о технологическом цикле и основных способах тепловой обработки. 4. Блюда и гарниры из овощей. 14 4 10 Педагогическое наблюдение Мучные изделия. 5. 20 4 16 Педагогическое наблюдение Супы. 6. 18 4 14 Педагогическое наблюдение 7. Тесто песочное и изделия из него 16 2 14 Педагогическое наблюдение Блюда из круп 8. 16 4 8 Педагогическое наблюдение 9. Блюда из макаронных изделий 12 4 8 Педагогическое наблюдение 10. Блины, оладьи, блинчики 20 4 16 Педагогическое наблюдение 11. Блюда из творога 16 4 12 Педагогическое наблюдение 12. Итоговое занятие 2 0 2 144 36 108 Открытое занятие Содержание учебного плана 1 года обучения (стартовый уровень) Тема 1: Вводное занятие. Правила безопасности кулинарных работ. Правила санитарии и гигиены. Теория. Знакомство с основным понятием курса. Ознакомление с планом работы на год. Правила поведения в ЦДТ, на занятиях в кулинарном кабинете и переменах. Практика. Тренировочная эвакуация при пожароопасной ситуации. Сплочение коллектива. Тема 2:История возникновения кулинарии. Этапы развития кулинарии в России. Традиционные кухни народов России. Правила этикета. Тема 3: Кухонная утварь, уход за ней. Представление о технологическом цикле и основных способах тепловой обработки. Теория. Техника безопасности при работе с оборудованием, инвентарѐм, инструментами. Кухонная утварь. Основные понятия: технологический цикл, технология приготовления, первичная обработка, полуфабрикат, основные виды тепловой обработки: варка и жарение. Практика. Назначение первичной и тепловой обработки продуктов. Правила ведения процесса тепловой обработки. Основные способы: варка, жаренье и их разновидности.Технологический цикл, технология приготовления, первичная обработка, полуфабрикат, основные виды тепловой обработки: варка и жарение. Тема 4: Блюда и гарниры из овощей. Теория.Основные понятия: пищевая ценность, клетчатка, витамины, бактерицидные вещества, пигменты - красящие вещества. Значение блюд и гарниров из овощей, их вкусовые, питательные и декоративные качества. Практика. Первичная обработка овощей. Технология приготовления вареных, жареных, овощей. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от кулинарной обработки. Требования к качеству и оформлению блюд. Соусы, используемые с овощами. Тема 5. Мучные изделия. Теория. Основные понятия: клейковина муки, пористость теста, разрыхлители, кляр. Первичная обработка муки, основные компоненты теста. Разрыхлители теста и их роль в кулинарии. Правила подготовки изделий из простого теста к выпечке, процессы, происходящие при выпечке. Практика. Приготовление простого бездрожжевого теста для лапши, пельменей, вареников. Приготовление фаршей, формовых мучных изделий. Требования к качеству. Тема 6. Супы – важная составная часть обеда. Основные понятия: бульон и его концентрация, заправка. Теория. Жидкие основы супов и их классификация. Значение супов в питании человека. Виды бульонов и правила их приготовления. Заправочные супы и правила их варки. Практика. Борщи. Правила приготовления свеклы для борща. Щи из свежей и квашеной капусты. Технология приготовления супов картофельных с бобовыми, крупами и макаронными изделиями. Требования к качеству. Тема 7.Тесто песочное и изделия из него. Теория. Основные понятия: качество готового изделия – рассыпчато-песочное, желатин. Продукты, входящие в состав песочного теста и их соотношение. Ассортимент готовых изделий. Практика. Технология приготовления песочного теста. Приѐмы оформления изделий (использование желе, кремов, джемов и различных посыпок). Характеристика качества готовых изделий из песочного теста. Тема 8.Блюда из круп. Теория. Основные понятия: дробленые зерна, бобовые. Значение крупяных блюд и гарниров в питании человека. Ассортимент бобовых. Практика. Первичная обработка круп. Технология приготовления каши: рассыпчатые, вязкие и жидкие. Процессы, происходящие при варке каш. Требования к качеству готовых блюд. Тема 9. Блюда из макаронных изделий. Теория. Основные понятия: макароны из твѐрдых сортов пшеницы. Ассортимент макаронных изделий. Практика. Первичная обработка макаронных изделий. Способы варки макаронных изделий: сливной и несливной. Приготовление блюд из макарон с сыром, макарон с овощами. Требования к качеству готовых блюд, их подача. Тема 10. Блины, оладьи, блинчики. Теория. Основные понятия: скороспелые. Оборудование, посуда и инвентарь для замеса теста и выпечки блинов, оладий к столу. Практика. Способы приготовления теста для блинов, оладий, блинчиков. Блины скороспелые, блины на опаре, блины с приправами. Тема 11. Блюда из творога. Теория. Основные понятия: жирность творога, липотропные свойства. Значение творожных блюд в питании человека. Ассортимент выпускаемого творога. Творог в кондитерском деле. Практика. Первичная обработка творога. Горячие блюда из творога (отварные, жареные, запеченные). Холодные блюда из творога. Технология приготовления блюд из творога. Подача их к столу. Требования к качеству блюд из творога. Тема 12. Итоговое занятие. Теория. Подведение итогов учебного года. Открытое занятие. К концу 1 года обучения учащиеся овладевают следующими компетентностями: - умение выполнять вспомогательные работы: по очистке картофеля, овощей; переборке зелени, мойке овощей и зелени; - знание первичной обработки круп, макаронных изделий, творога, яиц; - умение варить картофель, овощи, бобовые, макаронные изделия, каши и яйца; - умение готовить жареные блюда из каш, творога и яиц, макаронных изделий; - умение жарить блины и оладьи; - умение печь изделия из дрожжевого и песочного теста; - умение готовить блюда с применением простого дрожжевого теста (пельмени, позы, вареники, лапшу и т. д.); - умение готовить супы; - навыки гостеприимства: умение правильно подавать блюдо, подбирать соответствующую посуду, накрывать скатертью и сервировать стол: к завтраку, обеду или празднику; застольный этикет; - умение пользоваться кухонным оборудованием, инвентарѐм; Учебный тематический план 2 года обучения (базовый уровень) № п/п 1. Наименование темы Введение в дополнительную Количество часов Формы контроля Всего Теория Практика 4 2 2 Диагностика – собеседование общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по ТБ. 2. Представление о технологическом цикле и основных способах тепловой 2 2 Педагогическое наблюдение обработки. Санитарно – гигиенические нормы и техника безопасности. 3. Блюда и гарниры из овощей. 14 3 11 Педагогическое наблюдение 4. Холодные блюда и закуски. 12 3 9 Педагогическое наблюдение 5. Горячие напитки. 8 2 6 Педагогическое наблюдение 6. Бисквитное тесто и виды изделий 18 4 14 наблюдение из него. 7. Педагогическое Супы заправочные. 14 4 10 Педагогическое наблюдение 8. Блюда из макаронных изделий 16 4 12 Педагогическое наблюдение 9. Блюда из мяса и мясопродукта 20 5 15 Педагогическое наблюдение 10. Заварное тесто и изделия из него. 6 1 5 Педагогическое наблюдение 11. Дрожжевое тесто. 12 2 10 Педагогическое наблюдение 12. Холодные сладкие блюда. 8 2 6 Педагогическое наблюдение 13. Горячие сладкие блюда. 8 2 6 Педагогическое наблюдение 14 Итоговое занятие 2 2 Открытое занятие 144 36 108 Содержание учебного плана 2 года обучения (базовый уровень) Тема 1. Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по технике безопасности. Теория. Знакомство с основным понятием курса. Ознакомление с планом работы на год. Правила поведения в ЦДТ, на занятиях и переменах. Практика. Тестирование. Сплочение коллектива. Тема 2. Представление о технологическом цикле и основных способах тепловой обработки. Санитарно-гигиенические нормы и техника безопасности. Теория. Представление о технологическом цикле. Вспомогательные и комбинированные способы тепловой обработки. Общие сведения о гигиене, санитарно-гигиенических требованиях к рабочему месту, помещению, личной гигиене и гигиене питания. Тема 3.Блюда и гарниры из овощей.Пассерование, бланширование, тушение и запекание по правилам кулинарии Теория. Основные понятия: плодовые овощи. Практика. Малоупотребляемые овощи: тыква, кабачок, патиссон, баклажан; их пищевая ценность. Первичная обработка, разнообразие кулинарного использования, пассерование, бланширование, тушение и запекание по правилам кулинарии Тема 4. Холодные блюда и закуски. Теория. Основные понятия: сандвичи, канапе, филе, масляные смеси. Значение холодных блюд в питании человека. Подготовка продуктов для холодных блюд. Декоративные свойства продуктов для украшения холодных блюд. Практика. Бутерброды: закрытые, открытые, закусочные, бутербродные торты. Салаты из сырых и вареных продуктов. Винегреты овощные с сельдью, с мясом. Подача их к столу. Требования к качеству холодных блюд. Тема 5. Горячие напитки. Теория. Основные понятия: кофеин, какао. Практика. Питательная ценность кофе, какао, способы приготовления и его подача. Тема 6. Бисквитное тесто и виды изделий из него. Теория. Основные понятия: миксер, глазурь, карамель, желатин. Способы приготовления бисквитов. Характеристика качеств бисквитного теста. Санитарные требования к приготовлению и хранению кондитерских изделий. Практика. Способы приготовления бисквитов: сбивной с подогревом и без подогрева, на соде с дополнительными компонентами и ароматизаторами. Рецептура теста. Ассортимент изделий из бисквита (рулеты, пирожное, торты). Кремы и сахаристые заготовки (сироп, глазурь, желе) для оформления кондитерских изделий из бисквита. Приѐмы оформления. Правила подачи кондитерских изделий к столу. Тема 7. Супы заправочные. Теория. Основные понятия: Суп харчо – грузинское национальное блюдо; экстрактивные вещества. Практика. Расширенный ассортимент заправочных супов. Разновидности рассольников. Осветление бульонов. Особенности приготовления национальных блюд. Тема 8. Блюда из макаронных изделий. Теория. Основные понятия: не сливной способ приготовления макаронных изделий. Практика. Технология приготовления блюд: макаронника, лапшевника. Наполнители в блюда. Подача к столу. Тема 9. Блюда из мяса и мясопродуктов. Теория. Основные понятия: Экстрактивные вещества, белки: коллаген и эластин, гемоглобин - красящее вещество мяса, панирование и т. д. Виды мяса. Посуда и инвентарь, применяемые для приготовления мясных блюд. Практика. Изделия из рубленого мяса. Технология приготовления блюд. Оформление вторых блюд и подача их к столу. Понятие о простых и сложных гарнирах к мясу. Тема 10. Заварное тесто и изделия из него. Теория. Ассортимент кондитерских изделий из заварного теста. Характеристика качеств готовых изделий. Использование заварного теста в других областях кулинарии. Практика. Технология приготовления заварного теста. Приѐмы оформления кондитерских изделий Тема 11. Дрожжевое тесто. Теория. Основные понятия: дрожжевые грибки, молочно – кислые бактерии, брожение, пористость, набухание белков. Правила подготовки изделий к выпечке и процессы, происходящие при выпечке. Практика. Технология приготовления опарного и без опарного теста. Широкий ассортимент изделий из дрожжевого теста. Тема 12. Холодные сладкие блюда. Теория. Основные понятия. Значение сладких блюд в питании человека. Классификация сладких блюд. Условия и способы приготовления холодных сладких блюд. Практика. Приготовление компотов из свежих фруктов и ягод, из смеси сухофруктов. Желированные блюда: кисель, желе, мусс, крем. Тема13. Горячие сладкие блюда. Теория. Основные понятия. Ассортимент горячих сладких блюд. Практика. Технология приготовления сладких блюд. Пудинг, шарлот, каша гурьевская. Подача к столу. Требования к качеству. Тема 14. Итоговое занятие. Теория. Подведение итогов учебного года. К концу 2 года обучения учащиеся овладевают следующими компетентностями: - умение применять на практике пассерование, бланширование, тушение и запекание по правилам кулинарии; - умение использовать натуральные фрукты и ягоды в питании, приготовить компоты, кисели, разнообразить меню другими сладкими блюдами (мусс, желе,); использовать желатин в их приготовлении; приготовить сладкие блюда: яблоки в тесте, блинчики с вареньем, пудинг рисовый, яблоки печѐные и т.д., использовать при этом необходимый инвентарь; - навыки коллективизма, самостоятельности, трудолюбия; - умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, взаимодействовать со сверстниками. Учебный тематический план 3 года обучения (продвинутый уровень) № п/п 1. Наименование темы Введение в дополнительную Количество часов Всего Теория 2 2 Формы контроля Практика Диагностика – собеседование общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по ТБ. 2. Жареные блюда и гарниры из 18 4 14 наблюдение овощей. 3. Блюда из рыбы. Педагогическое 16 4 12 Педагогическое наблюдение 4. Блюда из курицы. 18 4 14 Педагогическое наблюдение 5. Национальная кухня. 20 5 15 Педагогическое наблюдение 6. Фруктовая кулинария. 16 4 12 Педагогическое наблюдение 7. Бездрожжевое тесто. 18 4 14 Педагогическое наблюдение 8. Отделочные полуфабрикаты. 14 4 10 Педагогическое наблюдение 9. Зарубежная кулинария. 12 3 9 Педагогическое наблюдение 10. Этикет 8 2 6 Педагогическое наблюдение 11. Итоговое занятие 2 2 Педагогическое наблюдение 144 36 108 Содержание учебного плана 3 года обучения (продвинутый уровень) Тема 1. Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по технике безопасности. Теория.Знакомство с основным понятием курса.Ознакомление с планом работы на год.Правила поведения в ЦДТ, на занятиях и переменах. Практика. Тестирование. Сплочение коллектива. Тема 2. Жареные блюда и гарниры из овощей. Теория. Основные понятия: фритюр, суфле. Ассортимент овощей, используемых для жарения, гарниров и блюд из овощей. Практика. Жареные блюда из овощей. Из протѐртых овощей. Подача к столу. Требования к качеству блюд. Тема 3. Блюда из рыбы. Теория. Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря для организма человека. Методы определения качества рыбы. Первичная обработка. Практика. Правила оттаивания мороженой рыбы, вымачивание солѐной. Способы разделки в зависимости от кулинарного назначения. Формование полуфабрикатов. Технология приготовления. Правила подачи к столу. Тема 4. Блюда из курицы. Теория. Пищевая ценность птицы. Заправка птицы. Полуфабрикаты из птицы. Практика. Первичная обработка птицы. Технология приготовления блюд из курицы. Соусы, используемые в блюдах из птицы. Правила подачи к столу. Тема 5. Национальная кухня. Теория. История развития русской кухни. Технологические процессы свойственные русской кухне. Практика. Основные понятия: постный и скромный стол, тельное, тыковник. Запаривание, томление. Разнообразие используемых продуктов, приправа, соусы, их приготовление. Тема 6. Фруктовая кулинария. Теория. Сведения из истории фруктов. Значение фруктов в рационе питания. Практика.Технология приготовления блюд из фруктов. Ассортимент блюд из фруктов. Тема7. Бездрожжевое тесто. Теория. Виды бездрожжевого теста. Практика. Технология приготовления бездрожжевого теста: пряничного, сдобного сладкого и несладкого. Тема 8. Отделочные полуфабрикаты. Теория. Ингредиенты, входящие в состав данных отделочных полуфабрикатов. Практика. Основные понятия: крем заварной, карамель. Использование карамели и крема заварного в оформлении кондитерских изделий. Тема 9. Зарубежная кулинария. Теория. Особенности истории развития кулинарии некоторых зарубежных стран (Италия, Франция, Германия). Практика. Разнообразие используемых продуктов, подача блюд к столу. Приготовление некоторых блюд. Тема 10. Этикет. Теория. История образования слова «этикет», развитие этикета в России. Изучение правил этикета при встрече гостей и поведения за столом, о правилах сервировки стола. Практика. Сервировка стола. Тема 11. Итоговое занятие. Теория. Подведение итогов учебного года. К концу 3 года обучения учащиеся овладевают следующими компетентностями: - умение пользоваться таблицами о рекомендуемом потреблении основных веществ, учитывая различные группы интенсивности труда, о содержании витаминов и энергетической ценности пищевых продуктов, составлять меню суточного пищевого рациона; - вести первичную обработку рыбы в последовательности: оттаивание, вымачивание, приготовление полуфабрикатов; готовить по технологии способами отваривания и тушения; определять готовность, подавать к столу, вести первичную обработку курицы в последовательности, соответствующей технологическому процессу, готовить способами отваривания и тушения; определять готовность и подавать к столу; - умение составить меню из блюд русской национальной кухни для скромного и постного стола, приготовить блюда и накрыть стол в русском стиле, использовать фрукты в свежем виде и в блюдах с тепловой обработкой, подавать к столу; - умение приготовить пряничное тесто и изделия из него, приготовить сдобное, пресное тесто и изделия из него; - умение приготовить отделочные полуфабрикаты: крем заварной карамель в их дальнейшем применении, составить праздничное меню; - умение учитывать факторы успешной организации праздничного застолья, применять разнообразные пряности, специи и приправы, характерные в технологии производства в зарубежных странах; Планируемые результаты освоения программы Метапредметные результаты -развитие практико-деятельных умений в области кулинарии, -умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике -развить коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в группе. Личностные результаты -Умение ориентироваться в системе ценностей. -Умение дружить, выполнять задания в трудовом коллективе. -Уметь осознанно выбирать круг общения. -Умение адекватно оценивать свои возможности и способности. -Понимание значения получения образования для успешной социализации в современном обществе. -Знание морально-нравственных норм. -Умение находить правильное решение в проблемной ситуации. -Желание проявлять инициативу. -Умение правильно оценивать свои поступки и нести за них ответственность. Предметные результаты Достаточный уровень: Минимальный уровень: -Соблюдать правила ТБ, личной -Знать правила ТБ, личной гигиены на гигиены на кухне кухне -Уметь выполнять мытье посуды под -Уметь выполнять мытье посуды руководством самостоятельно -Уметь пользоваться бытовой -Знать способы хранения и обработки техникой на кухне продуктов -Уметь заваривать чай -Уметь пользоваться бытовой техникой -Знание правил приготовления на кухне бутербродов -Уметь сервировать стол к чаепитию, -Уметь нарезать продукты для заваривать чай салата, готовить салат -Знание правил приготовления поруководством учителя бутербродов, уметь их готовить -Знать виды салатов, способы приготовления, рецепты -Уметь готовить салат по рецепту Календарный учебный график Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе определяется Календарным учебным графиком, который является приложением к программе. Календарный учебный график разрабатывается до начала заместителем директора каждого учебного года, согласовывается с по УВР. Календарный учебный график соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам Начало учебного года с 01 сентября, окончание учебного года – 31 мая. Год Начало Количество Количество Продолжительность Сроки обучения окончание учебных учебных и периодичность учебного недель часов занятий 36 144 2 раза по 2 часа май 36 144 2 раза по 2 часа май 36 144 2 раза по 2 часа май аттестации года 1 С1 сентября по 31 мая 2 С1 сентября по 31 мая 3 С1 сентября по 31 мая Условия реализации программы Для реализации программы необходимо наличие материально-технической базы. Инвентарь и оборудование: - скатерти, салфетки; - столовая посуда; - столы, стулья; - компьютер для демонстрации материала; - планетарный миксер; - электрическая плита; - духовые шкафы; - мойка для посуды; - производственные столы; - разделочные доски, ножи; - микроволновая печь - холодильник; - блендер; - электрический чайник; - мясорубка; - кастрюли и кухонные принадлежности. Кадровое обеспечение: Программа реализуется одним педагогом, имеющим среднее профессиональное образование, соответствующее профилю преподавания, т.к. практическая работа осуществляется в подгруппах. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Информационно-методические условия: - словесный метод используется при беседе, рассказе, объяснении; - наглядный метод используется при показе приѐмов работы и сервировки, презентаций, видеоматериалов; - практический – это поэтапный процесс приготовления изделия, отработка действий, органолептическая практика; - проблемный метод – для развития критического мышления и самостоятельного поиска оптимального варианта деятельности; - технология личностно-ориентированного обучения – является базовой для всей программы. Организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребѐнка с учѐтом особенностей его индивидуального развития. Отношение к учащемуся как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса; - технология «создания ситуации успеха» ‒ моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов как для отдельного ребѐнка, так и для всего коллектива; формирование стойкости в борьбе с трудностями. - игровая технология – объединяет достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр. Их основная цель – обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, навыков. - информационные технологии – применяются для визуального отслеживания результатов деятельности учащихся, иллюстрирования теоретического материала, визуального показа мероприятий, связанных с воспитательной работой, изучением опыта родственных организаций. Важным условием для получения результатов является применение электронного обучения. Педагоги использует электронные материалы: видеоматериалы с записью мастер-классов, образцов сервировки, правила этикета при подаче и десертов. - дистанционные технологии – в период карантина программа может быть реализована с применением дистанционных технологий, самостоятельную подготовку детей, мобильного сервиса «WhatsАрp». - информационные условия: Информационное оснащение образовательного процесса – оформление стендов и размещение информации для родителей. 1. Наличие выбора информационных ресурсов (достижение оптимального состояния сочетания электронных и традиционных информационных ресурсов) 2. Размещение информационных и содержательных материалов на сайте МАУДО ЦДТ пгт.Верхние Серги. 3. Группа для родителей в WhatsApp Формы аттестации, контроля и оценочные материалы Диагностика результативности сформированных компетенций, учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Готовим вместе» осуществляется при помощи следующих методов диагностики и контроля: - собеседование, устный опрос - педагогическое наблюдение; - устный анализ выполненных практических заданий. Организация общеобразовательной образовательного общеразвивающей процесса программе по дополнительной «Готовим осуществляется с учетом следующих педагогических принципов: вместе» - принцип добровольности – участие учащихся основано ни их личном выборе, тяге к обучению и любознательности учащегося; - индивидуальный подход – обучение по программе строится с учетом личностных особенностей учащихся, исходя из их целей, желаний и мотивов; - принцип сотрудничества– предполагают активное взаимодействие учащихся объединения; - принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности. - принцип деятельностного подхода– предполагает освоение материала программы через практическую деятельность. Список литературы Нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); 11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом»; для педагога: 1. Гумницкий Т.Н., Кононова О.М. Эстетика в общественном питании. – М.: Экономика, 2015. – 134 с. 2. Деревянко Т. Украшение из фруктов и овощей. – Москва: «АТС – ПРЕСС», 2004. – 124 с. 3. Кульнова Т.В. Салаты на любой вкус. – Москва: АЛМА – Пресс: Инвест, 2006. – 206 с. 4. Ковалѐва В.М., Могильный Н.П., 500 рецептов славянской трапезы. – М.; 2020. – 232 с. 5. Куликова В. Н. Блюда из микроволновой печи. – Москва: Издательство «Мир книги», 2007. – 143с. 6. Чудинова Ю.Ю. Цветы и букеты из овощей и фруктов. – Москва: Издательство группы. «Континент», 2019.- 165 с. для учащихся: 1. Александрова Л.Ю. Блюда из картофеля. – Иркутск: 2020. – 165 с. 2. Бородина М.Б., Иофоре Л. В. Вы ждѐте гостей. – Иркутск: 2020. – 170 с. 3. Бондарева Н. Ланч с Сосискиным. – Москва: 2018. – 130 с. 4. Мартынов С.М. Овощи +фрукты +ягоды = здоровье. – М.: Просвещение, 2018. – 125 с. 5. Степанов И.В. Вкусные украшения из овощей. – Москва: 2019. – 135 с.