1 1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы 1.1 Пояснительная записка. Фотография позволяет людям увидеть мир образно, испытать свои силы в интересном и увлекательном процессе творческого отражения окружающего мира, а то и просто зафиксировать те или иные события в нашей памяти. Фотографический снимок сопровождает нас всю жизнь. Без слов рассказывает о происходящих событиях со страниц газет и журналов; незаменим в любой работе и в научных исследованиях; украшает наш быт, напоминает об удачном отпуске или об увлекательной туристической поездке. Сегодня, благодаря стремительному развитию компьютерной техники и технологий, цифровая фотография завоевывает популярность. Цифровая фотография в настоящее время используется практически везде: в полиграфическом производстве, рекламе, при создании видео и кинофильмов, телевизионных программ, средств мультимедиа, в Интернете. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фото Азбука» технической направленности помогает обучающимся определиться в выборе будущей профессии. Приобретая навык работы фотографирования, каждый ребенок получит не только интересное и современное хобби, что немаловажно для самореализации и самоопределения в самостоятельной взрослой жизни, но и базу для возможной будущей профессии Программа «Фото Азбука» актуальна, так как: разработана в соответствии со следующими современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами, а также локальными нормативными актами: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании). 2 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р). Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ 9 ноября 2018г; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (вступает в силу с 1 марта 2023 года); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 3 Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д4; Устав МАУ ДО ЦДТ Верхние Серги Программа развития МАУ ДО ЦДТ Верхние Серги на 2023– 2024 гг.; 2) актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим потребностям и особенностям образовательного пространства Верхних Серег, способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности максимально полного раскрытия его творческого потенциала. 3) актуальна, так как отвечает потребностям родителей в доступном, бесплатном, профессионально организованном и содержательном досуге их детей, в развитии творческой, познавательной сферы детей, в раскрытии их творческого потенциала и коммуникативных навыков; отвечает потребностям детей, обеспечивая возможность освоить востребованные навыки цифровой фотографии, реализоваться в интересном деле, выявить свои творческие и технические способности, научиться мыслить нестандартно, гибко, развить коммуникативные навыки, работать как в команде, так и индивидуально в фото творчестве. Отличительные особенности программы заключаются в комплексном подходе к изучению цифровой фотографии. В программе изучаются не только 6 традиционные вопросы фотографии и простейшие программы для обработки цифровой фотографии, но предполагается освоение элементов современных экранных технологий, дизайна, а также основы художественного искусства. Содержание программы выстроено так, чтобы наиболее полно познакомить 4 обучающихся с особенностями художественной и технической сторон современного фотографического процесса. Новизна программы «Фото Азбука» заключаются в том, что предложенный учебный материал предполагает метапредметный подход, необходимый для успешного овладения основами фотодела. Детям даются необходимые сведения из естественнонаучных дисциплин (физика, химия); истории кино и фотографии; изобразительного искусства; психологии общения, основ информатики и техники. Дидактические принципы, лежащие в основе программы: -доступность и успешность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); -наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов); -демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей); -научность (обоснованность, наличие методологической и теоретической основы); -«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ). Адресат программы – дети (девочки и мальчики) в возрасте от 10 до 16 лет, владеющие начальными навыками работы на персональном компьютере, при отсутствии медицинских противопоказаний. Формируется разновозрастная группа, в которой старшие дети выступают в роли технических помощников педагога, а младшие стремятся не отставать, тянутся за уровнем старших ребят. Такой подход дает преимущества в учебном процессе, так как дети дополняют друг друга: старшие руководят младшими, 7 делятся умением, в свою очередь младшие дети набираются опыта у старших и делятся своей непосредственностью, фантазией. Краткая характеристика возрастных особенностей обучающихся: Средний школьный возраст (10 – 14 лет) характеризуется интенсивным физическим развитием, а также в это период окончательно выявляется склонность к определенным видам деятельности. Подростки начинают мыслить абстрактно. 5 Способны прогнозировать последствия своих поступков. Обладают энтузиазмом и потребностью в самоутверждении, в подчѐркивании своей «взрослости» и самостоятельности. взаимодействуют Как в правило, команде, умеют подростки этого распределять роли возраста и охотно обязанности, планировать совместную деятельность. Болезненно воспринимают критику. Старший школьный возраст (15 – 16 лет) – вполне сложившиеся личности, склонны проявлять самостоятельность и независимость от родителей, педагога. Для старших подростков становятся чуждыми конкретные приземленные образы, характеры, сюжеты. Характерно стремление проявить свою независимость, индивидуальность, самореализоваться в социуме, руководить младшими товарищами. Таким образом, представляется рациональным организовать обучение в разновозрастной группе. Режим занятий. Дети занимаются по 4 часа (1 академический час составляет 45 мин.) 3 раза в неделю. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 12. Объем программы – 216 часа. Срок освоения программы: 1 учебный год, 36 недель. Особенности организации образовательного процесса – традиционная модель, представляющая собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года. Перечень форм обучения: очная, в условиях временных ограничений – с использованием дистанционных технологий. Перечень форм организации занятий: фронтальная, групповая, в малых группах. Перечень видов занятий: практическое занятие, беседа, пленэр, открытое занятие, экскурсия, проектная деятельность. 6 Перечень форм программы: открытые Запланированы выявления подведения 3 занятия, родительских степени итогов реализации итоговое собрания, занятие, общеразвивающей защита анкетирование удовлетворѐнности качеством проекта. родителей для дополнительных образовательных услуг. (Приложение 4) Система мониторинга осуществляется с помощью диагностических карт предметных и личностных компетенций. (Приложение 1,2). Цель программы: развитие творческого и личностного потенциала обучающихся средствами фотоискусства. Задачи программы: Обучающие: - знакомить детей с основными терминами, понятиями, приѐмами и принципами современной фототехники и цифровой фотографии; - формировать первоначальные навыки и умения в области создания и обработки цифровой фотографии; - обучать детей приѐмам фотосъѐмки в разных жанрах. Развивающие: - формировать у обучающихся стремление к получению качественного результата своей деятельности; - развивать художественный и эстетический вкус; - расширять кругозор в области техники и искусства; - формировать навыки конструктивного взаимодействия и проектной деятельности; - мотивировать стремление к познавательной деятельности, к самообразованию, саморазвитию; Воспитательные: - воспитывать социально активную и социально ответственную личность; 7 - содействовать формированию ценностного отношения к собственному и чужому труду и его результатам; - содействовать воспитанию потребности в здоровом образе жизни; - воспитывать культуру общения и поведения в социуме. 1.3. Содержание программы Учебный (тематический) план № Наименование п/п темы, раздела Общее кол-во часов В том числе Формы аттестации / контроля Теория 1 Практика 1 Участие в фотоигре 25 4 21 Творческая работа 25 10 15 Фотоотчет 23 8 15 Творческая работа, мини выставка фоторабот 14 4 10 4.2. Цвет в фотогафии 17 4 13 4.3. Черно – белый снимок 5. Жанры фотографии 5.1. Пейзажная фотография 5.2. Натюрморт 8 3 5 8 4 4 6 1 5 20 4 16 5.3. Портретная фотография 6. Компьютерная обработка 12 4 8 18 4 14 Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Творческая работа Выставка фоторабот Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Обработанное изображение 1 Введение в 2 образовательную программу Основы фотографии 3 Композиция фотоснимка 4 Свет и цвет, как выразттельные средства фотографии 4.1. Свет 2 8 7. растровых изображений программе «Photoshop» Стоп - моушен в 3 9 1,5 4,5 0,5 1,5 7.3 Режиссура и 6 анимация Сценарное 2 мастерство Аудио - эффекты 2 0,5 1,5 7.4 Основы монтажа 2 0,5 1,5 8. Проектная деятельность Культурновоспитательная деятельность ИТОГО 7 3 4 7 0 7 216 60 156 7.1 7.2 9. 12 Групповое создание мультфильма Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Педагогическое наблюдение Презентация выставки Участие в конкурсах/мероприятиях Содержание учебного (тематического) плана Раздел 1. Введение в образовательную программу. Теория: знакомство с коллективом «Фото Азбука». Режим занятий. Техника безопасности при работе с фотоаппаратом. Практика: изучение оборудования в учебном кабинете Раздел 2. Основы фотографии. Теория: настройки фотоаппарата. Знакомство с сюжетными режимами фотоаппарата (пейзаж, портрет, еда, ночная съемка и др.). Настройки программного (P) режима. Выставление значения ISO. Смысловой центр. Практика: первые шаги в фотографии – выполнение кадров в разных режимах съемки и при разном освещении (съемка в помещении и на улице), сравнение полученных снимков. Выполнение заданий по выбору смыслового центра и резкости объекта в кадре. Самостоятельная работа по выбору режимов фотоаппарата под объект съемки. Раздел 3. Композиция фотоснимка. 9 Теория: понятие композиции, ее роль и правила. Золотое сечение. Правило третей; расположение на снимке горизонтальных и вертикальных линий. Создание динамики в кадре. Ракурс и точка съемки. Направляющие линии. Диагональные линии. Ритм. Симметрия. Правило естественных рамок. Заполнение кадра. Правило доминирующего глаза. Нарушение композиции для воплощения творческого замысла. Практика: выполнение упражнений по композиционному построению кадра. Съемка с разных ракурсов. Создание симметрии, ритма. Раздел 4. Свет и цвет как выразительные средства фотографии. 4.1. Свет. Теория: освещение как важная составляющая хорошего снимка. Мягкий и жесткий свет, их различия и особенности. Экспо коррекция и баланс белого. Вспышка. Практика: создание снимков при мягком и жестком свете. Работа с экспо коррекцией и вспышкой. 4.2. Цвет в фотографии. Теория: цвет в фотографии, его значение. Цветовой круг. Контраст. Практика: Сопоставление объектов кадра по цветовому кругу. Создание контрастного снимка. Обсуждение работ, их различие и настроение в зависимости от цвета и света. 4.3. Черно-белый снимок Теория: основы и нюансы черно-белой фотографии. Практика: создание черно-белой фотографии. Анализ фотографий в черно-белой тональности. Раздел 5. Жанры фотографии 5.1. Пейзажная фотография Теория: что такое «пейзаж». Виды пейзажа. Особенности пейзажной фотографии. Рассмотрение и обсуждение фоторабот по теме пейзаж. Практика: применение знаний композиции кадра в создании пейзажных фотографий. Размещение на снимке разных природных объектов. Выполнение снимков по теме «Городской 10 пейзаж», «Природа» и др. Самостоятельная работа в пейзажной съемке. Обсуждение и анализ снимков. 5.2. Натюрморт Теория: натюрморт как предметная съемка. Определение понятия «предметная съемка» и «натюрморт». Особенности съемки натюрморта. Композиционное построение кадра. Выстраивание освещения. Создание динамики у статичных предметов съемки. Практика: выполнение снимков по теме «натюрморт» (съемка фруктов, цветов, посуды, бытовых предметов и др.). Эксперименты с освещением при съемке натюрморта. Самостоятельная работа. Обсуждение и анализ снимков. 5.3. Портретная фотография. Теория: определение термина «портрет». Виды фотопортрета. Правила композиции в фотопортрете. Правильное кадрирование человека на снимке. Влияние освещения на портрет. Жанровая фотография. Практика: применение знаний композиции кадра в фотопортрете. Выполнение заданий по съемке портрета: полный рост; поясной фотопортрет; плечевой фотопортрет, на темы – семейный, детский, женский портрет. Съемка портрета при мягком и жестком свете. Черно-белый фотопортрет. Создание портрета в технике «жанровая фотография». Самостоятельная работа в портретной съемке. Обсуждение и анализ снимков. Раздел 6. Компьютерная обработка растровых изображений в программе «Photoshop». Теория: знакомство с программой AdobePhotoshop. Запуск программы, открытие и закрытие файлов, сохранение отредактированного изображения. Практика: выполнение упражнений, решение творческих задач в программе AdobePhotoshop. Создание рамок, коллажей, ретуширование фотоизображений. Раздел 7. Стоп-моушен. 7.1 Режиссура и анимация. Теория: технология создания покадрового фильма. Определение понятия стопмоушен (stop-motion). Критерии анимации: виды, методы, стили; применяемые 11 материалы. Рассмотрение примеров роликов и мультфильмов, снятых в данной технологии. Практика: групповое создание мультфильма. Просмотр и анализ получившихся мультфильмов. 7.2 Сценарное мастерство. Теория: Определение термина «сценарий». Как создается сценарий: законы построения сюжета. Раскадровка и ее роль в создании анимации. Практика: написание сценария на любую понравившуюся тему. Зарисовка раскадровки будущего мультфильма. 7.3 Аудио-эффекты. Теория: Значение музыки в анимации: эмоции и настроение. Речь за кадром. Практика: Запись звуковых этюдов, речи. Прослушивание музыки, анализ настроения и выбор музыки для анимации. Раздел 8. Проектная деятельность. Теория: Определение понятия «проект», этапы. Обсуждение, планирование будущего проекта. Тема проекта определяется в соответствии с темой года, временем года, полученными навыками, уровнем знаний обучающихся. Примерные проектные темы: мир животных, времена года, кулинария, макрофотография. Практика: Работа над проектом, соблюдая этапы: от создания до реализации. Съемка, выход на пленэр. Результатом проекта является его публичная презентация. Раздел 9. Культурно-воспитательная деятельность. Практика: посещение музеев и фотовыставок. Участие в мероприятиях, конкурсах, выставках, фотокроссах. Проведение мероприятий на сплоченность группы. 1.4. Планируемые результаты. Личностные результаты: - обучающиеся проявляют социальную активность, личную ответственность в соответствии с возрастом; 12 - обучающиеся проявляют уважение к результатам трудовой и творческой деятельности; - обучающиеся проявляют стремление к соблюдению норм и правил ЗОЖ, а также поведения и взаимодействия в социуме - обучающиеся готовы и способны к саморазвитию, с самосовершенствования, в том числе, через фотоискусство. Метапредметные результаты: - наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; -стремление к расширению кругозора в направлениях искусства и техники; - готовность и способность к саморазвитию; - сформированность эстетических потребностей и ценностей; - умеет работать с информацией; -сформированы умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - сформированы навыки сотрудничества; -умеет понимать причины успешности/неуспешности учебной и творческой деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха; - владеет основами проектной деятельности. Предметные результаты: Обучающийся знает: - композиционные особенности построения снимка - физические свойства света; - гармоничные цветовые сочетания; - устройство и принципы работы фотоаппарата; - основные технические термины; - основные элементы интерфейса программы AdobePhotoshop - ТБ при работе со средствами ИКТ. Умеет: - грамотно обращаться с фототехникой; 13 - создавать несложную фотокомпозицию; - выполнять съемку объектов в основных жанрах фотографии, - выполнять самостоятельные действия с объектами и документами в среде Photoshop, - пользоваться основными инструментами программы, 2.Комплекс организационно-педагогических условий 2.1 Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель 34 Количество учебных дней 102 Количество часов в неделю 12 Количество часов 216 Начало занятий 2 октября Выходные дни 30.12.- 08.01. Каникулы Образовательная деятельность осуществляется и в период осенних и весенних школьных каникул Окончание учебного года 31 мая 2.2 Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение. Занятия проводятся в просторном и освещенном помещении, оборудованном: Мебелью: столы и стулья, для теоретического обучения. Инструментами и оборудованием: Компьютеры, для обработки фотоматериала –6. Фотоаппараты – 2. Штатив – 1. Зарядные устройства – 2. набор студийного света; 14 принтер; проектор, экран для демонстрации материала и просмотра результатов работ; Лампы – 3 Смарт-панель -1. Компьютерные программы: AdobePhotoshop CS Microsoft Publisher Sony Vegas Pro WindowsMovieMaker Дидактическое обеспечение программы разработка теоретической части занятий, презентации. схемы, таблицы, иллюстрации, видео по основным темам программы. Кадровое обеспечение Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, владеющий знаниями и навыками для проведения занятий по данной программе. Методическое обеспечение программы Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. Информационно-коммуникационные технологии – основные при реализации программы. Весь процесс создания современной фотографии невозможен без данных технологий. Теоретические занятия проводятся с помощью интерактивных методов - беседы с просмотром и обсуждением фото – видео материалов. В процессе реализации программы используются также следующие методы: 15 объяснительно-иллюстративный – беседа и демонстрация педагогом приемов работы, мультимедийных материалов, фотографий; дети воспринимают и усваивают готовую информацию; практические методы - как индивидуальная практическая работа детей (от выполнения упражнения на заданную тему для овладения приемами работы и приобретения навыков - до самостоятельной фото - композиции по авторскому замыслу), так и коллективная работа по созданию общей композиции; частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске материалов и техник, решение поставленной задачи совместно с педагогом; исследовательский – самостоятельный поиск материалов и техник для реализации творческого замысла. В основе содержания деятельности – личностно - ориентированные технологии обучения. Их применение обеспечивает уважение к личности каждого ребенка, внимание к его внутреннему миру и его неповторимости, позволяет подбирать индивидуальную тематику и жанр фото - композиций, 18 стиль выполнения заданий. Обучение направлено на развитие личности ребенка в ситуации успеха. Проектный метод: в течение учебного года обучающийся индивидуально или в группе реализует творческий фото - проект. Проектная деятельность позволяет ребенку проявить себя, публично продемонстрировать достигнутый результат, сформировать ключевые профессионально-значимые компетенции. Каждый ребенок в течение года участвует как в групповых, так и в индивидуальных творческих проектах. Игровые методы - использование ролевых игр и игровых форм освоения материала. Диалоговые методы организации взаимодействия обучающихся; групповых творческих заданий, основанных на общей идее фото - проекта и взаимодействии всех членов группы. Методы развития психологических функций, творческих способностей и личностных качеств обучающихся: создание проблемной ситуации; создание креативного поля; перевод игровой деятельности на творческий уровень. 16 2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы За период освоения программа предусматривает текущий, промежуточный и итоговый контроль. В коллективе обучающиеся получают определенный объем знаний, умений и навыков, качество которых определяется диагностическими методиками в форме наблюдения, анализа продуктов деятельности. В сентябре и мае проводится диагностика освоения программы, предметных компетенций, личностного и социального развития обучающихся (Приложения). Форма итоговой аттестации - отчетная выставка. Список литературы Психолого-педагогическая литература: 1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c. 2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c. 3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с. 4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству/ Н.В. Дубровская. / Н.В. Дубровская - СПб.: Детство-Пресс, 2017.- 119 с . 5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В. Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c. 6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.: Юрайт, 2019. - 130 с. 7.Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с. 8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c. 9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.- М.: Юрайт, 2019. - 250 с. 10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312 c. Специальная: 17 1. Бажак, К. История фотографии. Возникновение изображения / К. Бажак. М.: АСТ: Астрель, 2016. – 234 с. 2. Дедков, В.А. Настольная книга мастера AdobePhotoshop / В.А. Дедков. М.: КомпьютерПресс, 2021. – 224 с.: ил. 688 с.: ил. 3. Дягтерев, А.Р., Фотокомпозиция: Средства. Формы. Приемы / А.Р. 20 Дегтерев. – М.: Издательство ФАИР, 2009 – 272с 4. Залогова, Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум / Л.А. Залогова. – М.: БИКОМ. Лаборатория знаний, 2017. -162 с. 5. Картье-Брессон, А. Воображаемая реальность / А.Картье-Брессон.- СПб: Либрус Пресс, 2018.- 173 с. 6. Тихонова, Е.Р. Принципы и методика работы детской фотошколы – Новосибирск: «Поиск», 2017. - 82 с. Литература для обучающихся и родителей: 1. Карпин, А. Фотография для начинающих / А.Карпин. – М.: СТК, 2018.- 216 с. 2. Тайц, А.М. Самоучитель AdobePhotoshop 7 / А.М. Тайц. — СПб.: БХВПетербург, 2017. – 164 с. 3. Тудоси, Г. Краткий курс для начинающих фоторгафов / Г.Тудоси. – СПб: БХВПетербург, 2019. – 98 с. 4. Эвоян, Е. Просто и ясно о фотографии для начинающих.– Самиздат, 2012.- 64с. 18 Приложение 1 Карта диагностики уровня развития предметных компетенций обучающихся фотошколы Проектная деятельность Сред.балл Освоение возможностей Adobe Photoshop Умение работать и со светом цветом Умение на применять практике, полученную Способность информацию реализовать медиа проект в сотрудничестве со сверстниками выполнять в съемку различных основ Освоение жанрах композиции Освоение предметных компетенций Умение грамотно с обращаться фото-техникой Умение ФИО Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито) 19 Приложение 2 Карта диагностики уровня развития универсальных профессионально значимых качеств обучающихся ФИ обучающегося Универсальные 1 год обучения профессиональные Средний балл в начале Средний балл в конце года значимые качества года Усвоение социальных норм и правил Способность к конструктивному взаимодействию Ориентация на успех Трудолюбие Личная организованность Ответсвенность Самоконтроль результатов личной деятельности Инициативность Овладение необходимыми трудовыми предметными навыками Установка на ЗОЖ Средний балл: Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито) 20 Приложение 3 Глоссарий Ключевые понятия Фотография — получение и светочувствительного материала фотокамере. (Википедия) сохранение изображения при помощи или светочувствительной матрицы в Фототехника – это техника фотографического производства (словарь Ушакова). Фотокамера – часть фотоаппарата, представляющая собой светонепроницаемую коробку с объективом. (Общий толковый словарь русского языка). Линза — деталь из оптически прозрачного однородного материала, ограниченная двумя полированными преломляющими поверхностями, сферическими плоскими или асферическими. (Википедия) Фокус — точка в оптической системе. (Википедия) Композиция – составление целого из частей. (Википедия) Экспозиция - (в фотографии, кинематографе и телевидении) — количество актиничного излучения, получаемого светочувствительным элементом. Для видимого излучения может быть рассчитана как произведение освещѐнности на выдержку, в течение которой свет воздействует на светочувствительный элемент: матрицу или фотоэмульсию. (Википедия). Натюрморт — изображение неодушевлѐнных предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики. (Википедия). Портрет – фотографическое изображение какого-либо человека. (Общий толковый словарь русского языка). Объективы - оптическая система, являющаяся частью оптического прибора, обращѐнная к объекту наблюдения или съѐмки и формирующая его действительное или мнимое изображение. (Википедия). Векторная модель - в информационном поиске представление коллекции документов векторами из одного общего для всей коллекции векторного пространства. (Википедия). Растровая графика - изображение, представляющее собой сетку пикселей — цветных точек (обычно прямоугольных) на мониторе, бумаге и других отображающих устройствах. (Википедия). 21 Битовая глубина - термин компьютерной графики, означающий количество бит (объѐм памяти), используемое для хранения и представления цвета прикодировании одного пикселя растровой графики или видеоизображения. (Википедия). Оцифровка - описание объекта, изображения или видеосигнала (в аналоговом виде) в виде набора дискретных цифровых замеров (выборок) этого сигнала/объекта, при помощи той или иной аппаратуры, т. е. перевод его в цифровой вид, пригодный для записи на электронные носители. (Википедия). Фильтры - понятия, устройства, механизмы, выделяющие (или удаляющие) из исходного объекта некоторую часть с заданными свойствами. (Википедия). Ретушь – обработка изображений на фотографическом отпечатке, негативе или на диапозитиве и оттисках всех видов печати с целью исправления, восстановления стѐршихся элементов изображения. (Общий толковый словарь русского языка). Фотомонтаж - по сути фотомонтаж — это вырезание каких-либо объектов на фотографии и соединение (совмещение) их с другой фотографией. (Википедия). Трансформировать - преобразовывать, превращать, изменять, вид, форму, существенные свойства кого-либо, чего-либо. (Общий толковый словарь русского языка). Растровая графика - изображение, представляющее собой сетку пикселей — цветных точек (обычно прямоугольных) на мониторе, бумаге и других отображающих устройствах. (Википедия). Векторная графика - способ представления объектов и изображений в компьютерной графике, основанный на математическом описании элементарных геометрических объектов, таких как: точки, линии, сплайны, 25 кривые Безье и многоугольники. Объекты векторной графики являются графическими изображениями математических объектов. (Википедия). Матрица пикселов - специализированная аналоговая или цифроаналоговая интегральная микросхема, состоящая из светочувствительных элементов — фотодиодов. (Википедия). Ретуширование или ретушь фотографических позитивов и негативов — имеет целью уничтожение некоторых их недостатков, в особенности пятен и резких теней на портретах и раз личных царапин и точек, происшедших от пыли и других случайностей фотографических процессов. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона). Дизайн - проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий 22 («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности. (Википедия). Баннер - графическое изображение рекламного характера. Баннеры размещают для привлечения клиентов, для информирования или для создания позитивного имиджа. (Википедия). Градиент - вектор, своим направлением указывающий направление наибольшего возрастания некоторой величины, значение которой меняется от одной точки пространства к другой (скалярного поля), а по величине (модулю) равный быстроте роста этой величины в этом направлении. (Википедия). Фотопроект - тематическая серия фотографий, подготовленная одним автором или коллективом. (Википедия). 23