Дополнительная
Пояснительная записка.
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Готовим вместе» разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
13. Устава МАУДО ЦДТ пгт. Верхние Серги; Лицензии на образовательную
деятельность.
Направленность программы.
Дополнительная
«Готовим
вместе»
общеобразовательная
относится
к
общеразвивающая
социально-гуманитарной
программа
направленности.
Программа предназначена для учащихся 7-15 лет. Программа способствует
созданию условий для развития творческого потенциала, формирования знаний и
умений, необходимых для грамотного ведения домашнего хозяйства, а также
профессиональному самоопределению в кулинарном искусстве. Реализация
программы ориентирована на формирование и развитие творческих способностей
учащихся и удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном
и
физическом
совершенствовании,
формирование
культуры
здорового и безопасного образа жизни за рамками основного образования.
Реализация
программы не нацелена на достижение предметных результатов
освоения основной образовательной программы основного и среднего общего
образования,
предусмотренных
федеральными
государственными
образовательными стандартами основного общего образования.
Актуальность программы.
Актуальность данной программы заключается в ее соответствии конкретным
социально-гуманитарным требованиям современного общества и государственного
заказа на воспитание социально активной, физически и нравственно здоровой,
творческой личности.
Социально – гуманитарная
направленность программы
предполагает адаптацию учащихся к жизни в обществе, посредством приобщения
их
к
труду,
к
культуре
и
традициям
родного
края
и
формирования
коммуникативных навыков.
Отличительные особенности программы.
Отличительной
особенностью
программы
«Готовим
вместе»
является
создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого учащегося, для
его самореализации через освоение основ кулинарного искусства и знаний о
здоровом питании. Учащиеся изучат правила санитарии и гигиены при кулинарных
работах; безопасные приемы работы с оборудованием и инструментами; усвоят
классификацию блюд современных национальных кухонь и правила сервировки
стола;
смогут
самостоятельно
готовить
блюда
по
рецептам,
проводить
экономические расчѐты, а также будут способны выдвигать творческие идеи,
сотрудничать в коллективе. В основе программы лежит идея сочетания теории и
практики.
Практическая
деятельность
учащихся
носит
творческий
характер,
способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию
технологической и кулинарной культуры. Работа по программе связана с
использованием нагревательных приборов, режущих инструментов, с варкой,
жарением и выпечкой продуктов. Поэтому особое внимание в программе отведено
на изучение правил безопасности труда. На первом же занятии ребята знакомятся с
помещением, его оборудованием, проводится подробный инструктаж, а на
последующих занятиях повторяются правила безопасной работы, которые
необходимо соблюдать в данный момент.
Программа «Готовим вместе» построена по принципу «систематичности и
последовательности» (учащиеся готовят, в зависимости от подготовленности) и
реализуется по принципу разноуровневого подхода в зависимости от запросов и
возможностей учащихся.
Поэтому дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Готовим вместе» имеет 3 уровня сложности:
Стартовый уровень (1 год обучения) – «блюда первого уровня сложности».
Базовый уровень (2 год обучения) – «блюда второго уровня сложности».
Продвинутый уровень (3 год обучения) – «блюда третьего уровня сложности».
Адресат программы.
На обучение по программе «Готовим вместе» принимаются все желающие
учащиеся с 7 до 15 лет, имеющие интерес к кулинарии. Занятия проводятся в
группах до 6 человек. В программе предусмотрена возможность проведения
занятий в подгруппах от 2 до 4 человек (участие в проектной деятельности,
индивидуальные занятия).
Возрастные особенности.
Младший школьный возраст — 7-11 лет. Развитие психики детей этого
возраста осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности —
учения. Учение для младшего школьника выступает как важная общественная
деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе учебной
деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но
и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и
применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.
Подростковый возраст от 11-12 до 14-15 лет. Переход от детства к взрослости
составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый
период считается «кризисным», такая оценка обусловлена многими качественными
сдвигами в развитии подростка. Именно в этом возрасте происходят интенсивные и
кардинальные изменения в организации ребенка на пути к биологической зрелости
и полового созревания. Характерными новообразованиями подросткового возраста
есть стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность
склонностей и профессиональных интересов.
Объём программы.
Общий объѐм дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Готовим вместе» составляет 432 часа на 3 года обучения, которые
распределяются следующим образом:
1 год обучения - 144 часа в год;
2 год обучения –144часа в год;
3 год обучения –144 часа в год.
Формы организации учебных занятий.
Обучение проводится с использованием как традиционных форм (минилекции
с
элементами
беседы),
так
и
активных
форм
обучения
(профориентационные игры, дискуссии, конкурсы команд, демонстрация основных
практических приемов, метод проб и ошибок, самостоятельное выполнение
практических и творческих заданий, организация практической деятельности).
Учащиеся получают новые социальные знания и умения. На занятиях они
знакомятся с психофизиологическими и личностными качествами, необходимыми
для работы по данной профессии, основными принципами производственных,
технологических процессов, проходят онлайн - тестирование по выбору
профессии. Теоретические сведения излагаются
в форме лекций, бесед,
инструктажа в сочетании с демонстрацией специальных приемов, действий,
наглядных пособий и обеспечивают осознанное выполнение практических работ.
Формирование специальных знаний, умений осуществляется совместно с
воспитательной и профориентационной деятельностью.
Педагогические технологии, используемые в реализации программы:
Здоровьесберегающие технологии — это динамические паузы, релаксация,
гимнастика для глаз.
Информационно-коммуникационные технологии новые информационные
технологии открывают совершенно новые варианты обучения, связанные с
уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.
Они способствуют повышению эффективности и качества процесса обучения,
активности познавательной деятельности
Имитационные технологии и приѐмы – это моделирование реальной
деятельности в специально созданных условиях. Применение данной технологии
позволяет учащимся получить опыт, навыки и знания в условиях, приближенным к
реальным.
Технология
проблемного
обучения
способствует
усвоению
способов
организации познавательной деятельности и формирования познавательной
самостоятельности, развитие интеллектуальных возможностей, включающих
творческие способности и прошлый опыт учащихся.
Интерактивные технологии позволяют учащихся, взаимодействуя друг с
другом, обмениваться информацией, совместно решать проблемы, моделировать
ситуации, оценивать действия других и своѐ собственное поведение.
Срок освоения программы
Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Готовим вместе» составляет 3 года.
Режим занятий
Занятия проводятся:
Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв между
учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
При
проведении
2-х
часовых
занятий
обязательны
перемены
продолжительностью 10 минут. Допуск к занятиям производится только после
обязательного проведения и закрепленияинструктажа по технике безопасности по
соответствующим инструктажам. Программа составлена с учетом санитарногигиенических правил, возрастных особенностей учащихся и порядка проведения
занятий. Организация обучения по программе осуществляется на базе МАУДО
ЦДТ пгт. Верхние Серги.
- информационные условия:
Информационное оснащение образовательного процесса – оформление
стендов и размещение информации для родителей.
1. Наличие выбора информационных ресурсов (достижение оптимального
состояния сочетания электронных и традиционных информационных ресурсов)
2. Размещение информационных и содержательных материалов на сайте Дома
детства и юношества Кировского района.
3. Группа для родителей в WhatsApp.
Цели и задачи.
Цель программы: формирование навыков учащихся по самостоятельному
приготовлению и оформлению блюд через знакомство с основами кулинарии.
Задачи:
обучающие:
- познакомить учащихся с технологиями приготовления различных блюд;
- дать учащимся представление об эстетике приготовления, оформления и приѐма
пищи;
-
познакомить
учащихся
с
гигиеническими
требованиями
обработки,
приготовления, хранения пищи;
- научить учащихся соблюдению технику безопасности при работе с острыми и
режущими инструментами, электрооборудованием;
- научить учащихся экономичному (рациональному) использованию продуктов;
- расширить знания учащихся в области кулинарии;
воспитательные:
- формировать у учащихся умение эстетического приготовления пищи с
отличными вкусовыми качествами;
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, настойчивость, аккуратность
учащихся;
- воспитывать уважительное отношение учащихся к труду;
- способствовать самоопределению учащихся в выборе профессии;
- воспитывать у учащихся чувство ответственности за свое будущее.
развивающие:
- развивать творческие способности учащихся, создавая ситуацию успешности,
способствующую формированию положительных эмоций;
- развить у учащихся навыки конструктивного позитивного взаимодействия со
сверстниками во время практических занятий;
- формировать у учащихся умение планировать работу и самостоятельно
контролировать ее поэтапное выполнение;
- развивать глазомер, мышление, память учащихся.
Учебный тематический план
1 года обучения(стартовый уровень)
№ п/п
1.
Наименование темы
Вводное занятие
Количество часов
Формы контроля
Всего
Теория
Практика
2
1
1
Первичная
Правила безопасности
диагностика –
кулинарных работ. Правила
собеседование
санитарии и гигиены.
2.
История возникновения
4
4
0
Педагогическое
наблюдение
кулинарии.
Этапы развития кулинарии в
России. Традиционные кухни
народов России. Правила этикета.
3.
Кухонная утварь, уход за ней.
4
1
3
Педагогическое
наблюдение
Представление о
технологическом цикле и
основных способах тепловой
обработки.
4.
Блюда и гарниры из овощей.
14
4
10
Педагогическое
наблюдение
Мучные изделия.
5.
20
4
16
Педагогическое
наблюдение
Супы.
6.
18
4
14
Педагогическое
наблюдение
7.
Тесто песочное и изделия из него
16
2
14
Педагогическое
наблюдение
Блюда из круп
8.
16
4
8
Педагогическое
наблюдение
9.
Блюда из макаронных изделий
12
4
8
Педагогическое
наблюдение
10.
Блины, оладьи, блинчики
20
4
16
Педагогическое
наблюдение
11.
Блюда из творога
16
4
12
Педагогическое
наблюдение
12.
Итоговое занятие
2
0
2
144
36
108
Открытое занятие
Содержание учебного плана 1 года обучения
(стартовый уровень)
Тема 1: Вводное занятие. Правила безопасности кулинарных работ. Правила
санитарии и гигиены.
Теория. Знакомство с основным понятием курса. Ознакомление с планом работы на
год. Правила поведения в ЦДТ, на занятиях в кулинарном кабинете и переменах.
Практика. Тренировочная эвакуация при пожароопасной ситуации. Сплочение
коллектива.
Тема 2:История возникновения кулинарии. Этапы развития кулинарии в России.
Традиционные кухни народов России. Правила этикета.
Тема 3: Кухонная утварь, уход за ней. Представление о технологическом цикле и
основных способах тепловой обработки.
Теория. Техника безопасности при работе с оборудованием, инвентарѐм,
инструментами. Кухонная утварь. Основные понятия: технологический цикл,
технология приготовления, первичная обработка, полуфабрикат, основные виды
тепловой обработки: варка и жарение.
Практика.
Назначение первичной и тепловой обработки продуктов. Правила ведения
процесса тепловой обработки. Основные способы: варка, жаренье и их
разновидности.Технологический цикл, технология приготовления, первичная
обработка, полуфабрикат, основные виды тепловой обработки: варка и жарение.
Тема 4: Блюда и гарниры из овощей.
Теория.Основные
понятия:
пищевая
ценность,
клетчатка,
витамины,
бактерицидные вещества, пигменты - красящие вещества. Значение блюд и
гарниров из овощей, их вкусовые, питательные и декоративные качества.
Практика. Первичная обработка овощей. Технология приготовления вареных,
жареных, овощей. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в
зависимости от кулинарной обработки. Требования к качеству и оформлению
блюд. Соусы, используемые с овощами.
Тема 5. Мучные изделия.
Теория. Основные понятия: клейковина муки, пористость теста, разрыхлители,
кляр. Первичная обработка муки, основные компоненты теста. Разрыхлители теста
и их роль в кулинарии. Правила подготовки изделий из простого теста к выпечке,
процессы, происходящие при выпечке.
Практика. Приготовление простого бездрожжевого теста для лапши, пельменей,
вареников. Приготовление фаршей, формовых мучных изделий. Требования к
качеству.
Тема 6. Супы – важная составная часть обеда. Основные понятия: бульон и его
концентрация, заправка.
Теория. Жидкие основы супов и их классификация. Значение супов в питании
человека. Виды бульонов и правила их приготовления. Заправочные супы и
правила их варки.
Практика. Борщи. Правила приготовления свеклы для борща. Щи из свежей и
квашеной капусты. Технология приготовления супов картофельных с бобовыми,
крупами и макаронными изделиями. Требования к качеству.
Тема 7.Тесто песочное и изделия из него.
Теория. Основные понятия: качество готового изделия – рассыпчато-песочное,
желатин. Продукты, входящие в состав песочного теста и их соотношение.
Ассортимент готовых изделий.
Практика. Технология приготовления песочного теста. Приѐмы оформления
изделий
(использование
желе,
кремов,
джемов
и
различных
посыпок).
Характеристика качества готовых изделий из песочного теста.
Тема 8.Блюда из круп.
Теория. Основные понятия: дробленые зерна, бобовые. Значение крупяных блюд и
гарниров в питании человека. Ассортимент бобовых.
Практика.
Первичная
обработка
круп.
Технология
приготовления
каши:
рассыпчатые, вязкие и жидкие. Процессы, происходящие при варке каш.
Требования к качеству готовых блюд.
Тема 9. Блюда из макаронных изделий.
Теория. Основные понятия: макароны из твѐрдых сортов пшеницы. Ассортимент
макаронных изделий.
Практика. Первичная обработка макаронных изделий. Способы варки макаронных
изделий: сливной и несливной. Приготовление блюд из макарон с сыром, макарон
с овощами. Требования к качеству готовых блюд, их подача.
Тема 10. Блины, оладьи, блинчики.
Теория. Основные понятия: скороспелые. Оборудование, посуда и инвентарь для
замеса теста и выпечки блинов, оладий к столу.
Практика. Способы приготовления теста для блинов, оладий, блинчиков. Блины
скороспелые, блины на опаре, блины с приправами.
Тема 11. Блюда из творога.
Теория. Основные понятия: жирность творога, липотропные свойства. Значение
творожных блюд в питании человека. Ассортимент выпускаемого творога. Творог
в кондитерском деле.
Практика. Первичная обработка творога. Горячие блюда из творога (отварные,
жареные, запеченные). Холодные блюда из творога. Технология приготовления
блюд из творога. Подача их к столу. Требования к качеству блюд из творога.
Тема 12. Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов учебного года. Открытое занятие.
К
концу
1
года
обучения
учащиеся
овладевают
следующими
компетентностями:
- умение выполнять вспомогательные работы: по очистке картофеля, овощей;
переборке зелени, мойке овощей и зелени;
- знание первичной обработки круп, макаронных изделий, творога, яиц;
- умение варить картофель, овощи, бобовые, макаронные изделия, каши и яйца;
- умение готовить жареные блюда из каш, творога и яиц, макаронных изделий;
- умение жарить блины и оладьи;
- умение печь изделия из дрожжевого и песочного теста;
- умение готовить блюда с применением простого дрожжевого теста (пельмени,
позы, вареники, лапшу и т. д.);
- умение готовить супы;
- навыки гостеприимства: умение правильно подавать блюдо, подбирать
соответствующую посуду, накрывать скатертью и сервировать стол: к завтраку,
обеду или празднику; застольный этикет;
- умение пользоваться кухонным оборудованием, инвентарѐм;
Учебный тематический план
2 года обучения
(базовый уровень)
№ п/п
1.
Наименование темы
Введение в дополнительную
Количество часов
Формы контроля
Всего
Теория
Практика
4
2
2
Диагностика –
собеседование
общеобразовательную
общеразвивающую программу.
Инструктаж по ТБ.
2.
Представление о
технологическом цикле и
основных способах тепловой
2
2
Педагогическое
наблюдение
обработки. Санитарно –
гигиенические нормы и техника
безопасности.
3.
Блюда и гарниры из овощей.
14
3
11
Педагогическое
наблюдение
4.
Холодные блюда и закуски.
12
3
9
Педагогическое
наблюдение
5.
Горячие напитки.
8
2
6
Педагогическое
наблюдение
6.
Бисквитное тесто и виды изделий
18
4
14
наблюдение
из него.
7.
Педагогическое
Супы заправочные.
14
4
10
Педагогическое
наблюдение
8.
Блюда из макаронных изделий
16
4
12
Педагогическое
наблюдение
9.
Блюда из мяса и мясопродукта
20
5
15
Педагогическое
наблюдение
10.
Заварное тесто и изделия из него.
6
1
5
Педагогическое
наблюдение
11.
Дрожжевое тесто.
12
2
10
Педагогическое
наблюдение
12.
Холодные сладкие блюда.
8
2
6
Педагогическое
наблюдение
13.
Горячие сладкие блюда.
8
2
6
Педагогическое
наблюдение
14
Итоговое занятие
2
2
Открытое
занятие
144
36
108
Содержание учебного плана 2 года обучения
(базовый уровень)
Тема 1. Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу. Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Знакомство с основным понятием курса. Ознакомление с планом работы на
год. Правила поведения в ЦДТ, на занятиях и переменах.
Практика. Тестирование. Сплочение коллектива.
Тема 2. Представление о технологическом цикле и основных способах тепловой
обработки. Санитарно-гигиенические нормы и техника безопасности.
Теория.
Представление
о
технологическом
цикле.
Вспомогательные
и
комбинированные способы тепловой обработки. Общие сведения о гигиене,
санитарно-гигиенических требованиях к рабочему месту, помещению, личной
гигиене и гигиене питания.
Тема 3.Блюда и гарниры из овощей.Пассерование, бланширование, тушение и
запекание по правилам кулинарии
Теория. Основные понятия: плодовые овощи.
Практика. Малоупотребляемые овощи: тыква, кабачок, патиссон, баклажан; их
пищевая
ценность.
Первичная
обработка,
разнообразие
кулинарного
использования, пассерование, бланширование, тушение и запекание по правилам
кулинарии
Тема 4. Холодные блюда и закуски.
Теория. Основные понятия: сандвичи, канапе, филе, масляные смеси. Значение
холодных блюд в питании человека. Подготовка продуктов для холодных блюд.
Декоративные свойства продуктов для украшения холодных блюд.
Практика. Бутерброды: закрытые, открытые, закусочные, бутербродные торты.
Салаты из сырых и вареных продуктов. Винегреты овощные с сельдью, с мясом.
Подача их к столу. Требования к качеству холодных блюд.
Тема 5. Горячие напитки.
Теория. Основные понятия: кофеин, какао.
Практика. Питательная ценность кофе, какао, способы приготовления и его
подача.
Тема 6. Бисквитное тесто и виды изделий из него.
Теория. Основные понятия: миксер, глазурь, карамель, желатин. Способы
приготовления бисквитов. Характеристика качеств бисквитного теста. Санитарные
требования к приготовлению и хранению кондитерских изделий.
Практика. Способы приготовления бисквитов: сбивной с подогревом и без
подогрева, на соде с дополнительными компонентами и ароматизаторами.
Рецептура теста. Ассортимент изделий из бисквита (рулеты, пирожное, торты).
Кремы и сахаристые заготовки (сироп, глазурь, желе) для оформления
кондитерских изделий из бисквита. Приѐмы оформления. Правила подачи
кондитерских изделий к столу.
Тема 7. Супы заправочные.
Теория. Основные понятия: Суп харчо – грузинское национальное блюдо;
экстрактивные вещества.
Практика.
Расширенный
ассортимент
заправочных
супов.
Разновидности
рассольников. Осветление бульонов. Особенности приготовления национальных
блюд.
Тема 8. Блюда из макаронных изделий.
Теория. Основные понятия: не сливной способ приготовления макаронных
изделий.
Практика.
Технология
приготовления
блюд:
макаронника,
лапшевника.
Наполнители в блюда. Подача к столу.
Тема 9. Блюда из мяса и мясопродуктов.
Теория. Основные понятия: Экстрактивные вещества, белки: коллаген и эластин,
гемоглобин - красящее вещество мяса, панирование и т. д. Виды мяса. Посуда и
инвентарь, применяемые для приготовления мясных блюд.
Практика. Изделия из рубленого мяса. Технология приготовления блюд.
Оформление вторых блюд и подача их к столу. Понятие о простых и сложных
гарнирах к мясу.
Тема 10. Заварное тесто и изделия из него.
Теория. Ассортимент кондитерских изделий из заварного теста. Характеристика
качеств готовых изделий. Использование заварного теста в других областях
кулинарии.
Практика. Технология приготовления заварного теста. Приѐмы оформления
кондитерских изделий
Тема 11. Дрожжевое тесто.
Теория. Основные понятия: дрожжевые грибки, молочно – кислые бактерии,
брожение, пористость, набухание белков. Правила подготовки изделий к выпечке и
процессы, происходящие при выпечке.
Практика. Технология приготовления опарного и без опарного теста. Широкий
ассортимент изделий из дрожжевого теста.
Тема 12. Холодные сладкие блюда.
Теория. Основные понятия. Значение сладких блюд в питании человека.
Классификация сладких блюд. Условия и способы приготовления холодных
сладких блюд.
Практика. Приготовление компотов из свежих фруктов и ягод, из смеси
сухофруктов. Желированные блюда: кисель, желе, мусс, крем.
Тема13. Горячие сладкие блюда.
Теория. Основные понятия. Ассортимент горячих сладких блюд.
Практика. Технология приготовления сладких блюд. Пудинг, шарлот, каша
гурьевская. Подача к столу. Требования к качеству.
Тема 14. Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов учебного года.
К
концу
2
года
обучения
учащиеся
овладевают
следующими
компетентностями:
- умение применять на практике пассерование, бланширование, тушение и
запекание по правилам кулинарии;
- умение использовать натуральные фрукты и ягоды в питании, приготовить
компоты, кисели, разнообразить меню другими сладкими блюдами (мусс, желе,);
использовать желатин в их приготовлении; приготовить сладкие блюда: яблоки в
тесте, блинчики с вареньем, пудинг рисовый, яблоки печѐные и т.д., использовать
при этом необходимый инвентарь;
- навыки коллективизма, самостоятельности, трудолюбия;
- умение использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности, взаимодействовать со сверстниками.
Учебный тематический план
3 года обучения
(продвинутый уровень)
№ п/п
1.
Наименование темы
Введение в дополнительную
Количество часов
Всего
Теория
2
2
Формы контроля
Практика
Диагностика –
собеседование
общеобразовательную
общеразвивающую программу.
Инструктаж по ТБ.
2.
Жареные блюда и гарниры из
18
4
14
наблюдение
овощей.
3.
Блюда из рыбы.
Педагогическое
16
4
12
Педагогическое
наблюдение
4.
Блюда из курицы.
18
4
14
Педагогическое
наблюдение
5.
Национальная кухня.
20
5
15
Педагогическое
наблюдение
6.
Фруктовая кулинария.
16
4
12
Педагогическое
наблюдение
7.
Бездрожжевое тесто.
18
4
14
Педагогическое
наблюдение
8.
Отделочные полуфабрикаты.
14
4
10
Педагогическое
наблюдение
9.
Зарубежная кулинария.
12
3
9
Педагогическое
наблюдение
10.
Этикет
8
2
6
Педагогическое
наблюдение
11.
Итоговое занятие
2
2
Педагогическое
наблюдение
144
36
108
Содержание учебного плана 3 года обучения
(продвинутый уровень)
Тема 1. Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую
программу. Инструктаж по технике безопасности.
Теория.Знакомство с основным понятием курса.Ознакомление с планом работы на
год.Правила поведения в ЦДТ, на занятиях и переменах.
Практика. Тестирование. Сплочение коллектива.
Тема 2. Жареные блюда и гарниры из овощей.
Теория. Основные понятия: фритюр, суфле. Ассортимент овощей, используемых
для жарения, гарниров и блюд из овощей.
Практика. Жареные блюда из овощей. Из протѐртых овощей. Подача к столу.
Требования к качеству блюд.
Тема 3. Блюда из рыбы.
Теория. Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря для организма
человека. Методы определения качества рыбы. Первичная обработка.
Практика. Правила оттаивания мороженой рыбы, вымачивание солѐной. Способы
разделки в зависимости от кулинарного назначения. Формование полуфабрикатов.
Технология приготовления. Правила подачи к столу.
Тема 4. Блюда из курицы.
Теория. Пищевая ценность птицы. Заправка птицы. Полуфабрикаты из птицы.
Практика. Первичная обработка птицы. Технология приготовления блюд из
курицы. Соусы, используемые в блюдах из птицы. Правила подачи к столу.
Тема 5. Национальная кухня.
Теория.
История
развития
русской
кухни.
Технологические
процессы
свойственные русской кухне.
Практика. Основные понятия: постный и скромный стол, тельное, тыковник.
Запаривание, томление. Разнообразие используемых продуктов, приправа, соусы,
их приготовление.
Тема 6. Фруктовая кулинария.
Теория. Сведения из истории фруктов. Значение фруктов в рационе питания.
Практика.Технология приготовления блюд из фруктов. Ассортимент блюд из
фруктов.
Тема7. Бездрожжевое тесто.
Теория. Виды бездрожжевого теста.
Практика. Технология приготовления бездрожжевого теста: пряничного, сдобного
сладкого и несладкого.
Тема 8. Отделочные полуфабрикаты.
Теория. Ингредиенты, входящие в состав данных отделочных полуфабрикатов.
Практика. Основные понятия: крем заварной, карамель. Использование карамели
и крема заварного в оформлении кондитерских изделий.
Тема 9. Зарубежная кулинария.
Теория. Особенности истории развития кулинарии некоторых зарубежных стран
(Италия, Франция, Германия).
Практика. Разнообразие используемых продуктов, подача блюд к столу.
Приготовление некоторых блюд.
Тема 10. Этикет.
Теория. История образования слова «этикет», развитие этикета в России. Изучение
правил этикета при встрече гостей и поведения за столом, о правилах сервировки
стола.
Практика. Сервировка стола.
Тема 11. Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов учебного года.
К
концу
3
года
обучения
учащиеся
овладевают
следующими
компетентностями:
- умение пользоваться таблицами о рекомендуемом потреблении основных
веществ, учитывая различные группы интенсивности труда, о содержании
витаминов и энергетической ценности пищевых продуктов, составлять меню
суточного пищевого рациона;
-
вести
первичную
обработку рыбы
в
последовательности:
оттаивание,
вымачивание, приготовление полуфабрикатов; готовить по технологии способами
отваривания и тушения; определять готовность, подавать к столу, вести первичную
обработку курицы в последовательности, соответствующей технологическому
процессу, готовить способами отваривания и тушения; определять готовность и
подавать к столу;
- умение составить меню из блюд русской национальной кухни для скромного и
постного стола, приготовить блюда и накрыть стол в русском стиле, использовать
фрукты в свежем виде и в блюдах с тепловой обработкой, подавать к столу;
- умение приготовить пряничное тесто и изделия из него, приготовить сдобное,
пресное тесто и изделия из него;
- умение приготовить отделочные полуфабрикаты: крем заварной карамель в их
дальнейшем применении, составить праздничное меню;
- умение учитывать факторы успешной организации праздничного застолья,
применять разнообразные пряности, специи и приправы, характерные в технологии
производства в зарубежных странах;
Планируемые результаты освоения программы
Метапредметные результаты
-развитие практико-деятельных умений в области кулинарии,
-умения
самостоятельно
приобретать и применять знания на практике
-развить коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений
работать в группе.
Личностные результаты
-Умение ориентироваться в системе ценностей.
-Умение дружить, выполнять задания в трудовом коллективе.
-Уметь осознанно выбирать круг общения.
-Умение адекватно оценивать свои возможности и способности.
-Понимание значения получения образования для успешной социализации в
современном обществе.
-Знание морально-нравственных норм.
-Умение находить правильное решение в проблемной ситуации.
-Желание проявлять инициативу.
-Умение правильно оценивать свои поступки и нести за них ответственность.
Предметные результаты
Достаточный уровень:
Минимальный уровень:
-Соблюдать правила ТБ, личной
-Знать правила ТБ, личной гигиены на
гигиены на кухне
кухне
-Уметь выполнять мытье посуды под -Уметь выполнять мытье посуды
руководством
самостоятельно
-Уметь пользоваться бытовой
-Знать способы хранения и обработки
техникой на кухне
продуктов
-Уметь заваривать чай
-Уметь пользоваться бытовой техникой
-Знание правил приготовления
на кухне
бутербродов
-Уметь сервировать стол к чаепитию,
-Уметь нарезать продукты для
заваривать чай
салата, готовить салат
-Знание правил приготовления
поруководством учителя
бутербродов, уметь их готовить
-Знать виды салатов, способы
приготовления, рецепты
-Уметь готовить салат по рецепту
Календарный учебный график
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе определяется Календарным учебным графиком,
который является приложением к программе. Календарный учебный график
разрабатывается
до
начала
заместителем директора
каждого
учебного
года,
согласовывается
с
по УВР. Календарный учебный график соответствует
санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам
Начало учебного года с 01 сентября, окончание учебного года – 31 мая.
Год
Начало
Количество Количество Продолжительность
Сроки
обучения
окончание
учебных
учебных
и периодичность
учебного
недель
часов
занятий
36
144
2 раза по 2 часа
май
36
144
2 раза по 2 часа
май
36
144
2 раза по 2 часа
май
аттестации
года
1
С1
сентября
по 31 мая
2
С1
сентября
по 31 мая
3
С1
сентября
по 31 мая
Условия реализации программы
Для реализации программы необходимо наличие материально-технической
базы.
Инвентарь и оборудование:
- скатерти, салфетки;
- столовая посуда;
- столы, стулья;
- компьютер для демонстрации материала;
- планетарный миксер;
- электрическая плита;
- духовые шкафы;
- мойка для посуды;
- производственные столы;
- разделочные доски, ножи;
- микроволновая печь
- холодильник;
- блендер;
- электрический чайник;
- мясорубка;
- кастрюли и кухонные принадлежности.
Кадровое обеспечение:
Программа
реализуется
одним
педагогом,
имеющим
среднее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподавания, т.к.
практическая работа осуществляется в подгруппах. Опыт деятельности в
организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Информационно-методические условия:
- словесный метод используется при беседе, рассказе, объяснении;
- наглядный метод используется при показе приѐмов работы и сервировки,
презентаций, видеоматериалов;
- практический – это поэтапный процесс приготовления изделия, отработка
действий, органолептическая практика;
-
проблемный
метод
–
для
развития
критического
мышления
и
самостоятельного поиска оптимального варианта деятельности;
- технология личностно-ориентированного обучения – является базовой для
всей программы. Организация воспитательного процесса на основе глубокого
уважения к личности ребѐнка с учѐтом особенностей его индивидуального
развития. Отношение к учащемуся как к сознательному, полноправному и
ответственному участнику образовательного процесса;
- технология «создания ситуации успеха» ‒ моделирование определенной
ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов
как для отдельного ребѐнка, так и для всего коллектива; формирование стойкости в
борьбе с трудностями.
- игровая технология – объединяет достаточно обширную группу методов и
приемов организации педагогического процесса в форме различных дидактических
игр. Их основная цель – обеспечение личностно-деятельного характера усвоения
знаний, умений, навыков.
- информационные технологии – применяются для визуального отслеживания
результатов деятельности учащихся, иллюстрирования теоретического материала,
визуального показа мероприятий, связанных с воспитательной работой, изучением
опыта родственных организаций. Важным условием для получения результатов
является применение электронного обучения. Педагоги использует электронные
материалы: видеоматериалы с записью мастер-классов, образцов сервировки,
правила этикета при подаче и десертов.
- дистанционные технологии – в период карантина программа может быть
реализована
с
применением
дистанционных
технологий,
самостоятельную
подготовку детей, мобильного сервиса «WhatsАрp».
- информационные условия:
Информационное оснащение образовательного процесса – оформление
стендов и размещение информации для родителей.
1. Наличие выбора информационных ресурсов (достижение оптимального
состояния сочетания электронных и традиционных информационных ресурсов)
2. Размещение информационных и содержательных материалов на сайте
МАУДО ЦДТ пгт.Верхние Серги.
3. Группа для родителей в WhatsApp
Формы аттестации, контроля и оценочные материалы
Диагностика результативности сформированных компетенций, учащихся по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Готовим
вместе» осуществляется при помощи следующих методов диагностики и контроля:
- собеседование, устный опрос
- педагогическое наблюдение;
- устный анализ выполненных практических заданий.
Организация
общеобразовательной
образовательного
общеразвивающей
процесса
программе
по
дополнительной
«Готовим
осуществляется с учетом следующих педагогических принципов:
вместе»
- принцип добровольности – участие учащихся основано ни их личном выборе,
тяге к обучению и любознательности учащегося;
- индивидуальный подход – обучение по программе строится с учетом личностных
особенностей учащихся, исходя из их целей, желаний и мотивов;
- принцип сотрудничества– предполагают активное взаимодействие учащихся
объединения;
- принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое
начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта
творческой деятельности.
- принцип деятельностного подхода– предполагает освоение материала
программы через практическую деятельность.
Список литературы
Нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»»;
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
9. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)»;
10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ»);
11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
12. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным
сертификатом»;
для педагога:
1. Гумницкий Т.Н., Кононова О.М. Эстетика в общественном питании. – М.:
Экономика, 2015. – 134 с.
2. Деревянко Т. Украшение из фруктов и овощей. – Москва: «АТС – ПРЕСС»,
2004. – 124 с.
3. Кульнова Т.В. Салаты на любой вкус. – Москва: АЛМА – Пресс: Инвест, 2006. –
206 с.
4. Ковалѐва В.М., Могильный Н.П., 500 рецептов славянской трапезы. – М.; 2020. –
232 с.
5. Куликова В. Н. Блюда из микроволновой печи. – Москва: Издательство «Мир
книги», 2007. – 143с.
6. Чудинова Ю.Ю. Цветы и букеты из овощей и фруктов. – Москва: Издательство
группы. «Континент», 2019.- 165 с.
для учащихся:
1. Александрова Л.Ю. Блюда из картофеля. – Иркутск: 2020. – 165 с.
2. Бородина М.Б., Иофоре Л. В. Вы ждѐте гостей. – Иркутск: 2020. – 170 с.
3. Бондарева Н. Ланч с Сосискиным. – Москва: 2018. – 130 с.
4. Мартынов С.М. Овощи +фрукты +ягоды = здоровье. – М.: Просвещение, 2018. –
125 с.
5. Степанов И.В. Вкусные украшения из овощей. – Москва: 2019. – 135 с.